Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Сравнительный анализ ситуации в центральных и региональных СМИ

Центр и регионы

По состоянию на 30 апреля 2002 г. (прекращение мониторинга) в базе данных Язык Вражды содержалось 374 региональных сообщения.
Таблица 1. Общее число сообщений

Всего

Федеральный уровень

Регионы

592

218

374

   

Кемеров-
ская область

Краснодар-
ский край

Пермская область

Рязанская область

Санкт- Петербург

   

121

81

18

72

82

Непосредственно за период с 1 ноября 2001 г. по 30 апреля 2002 г. в базе было зарегистрировано 327 региональных сообщений.
Таблица 2. Общее число сообщений в регионах

Всего

Кемеровская область

Краснодарский край

Пермская область

Рязанская область

Санкт-
Петербург

327

93

75

15

66

78


Далее все количественные показатели, касающиеся регионального мониторинга и их соотношения с данными федерального уровня, основаны на данных Таблицы 2.
Если разбить сообщения на три предусмотренные рубрикатором категории в плане отношения СМИ к Языку Вражды (поддержка, нейтральное отношение и осуждение), то мы получим следующую картину.
Таблица 3. Распределение сообщений по отношению к проявлениям Языка Вражды
 

Всего

Поддержка

Нейтральное

Осуждение

Федеральный уровень

218

120

26

72

Региональный

327

235

67

25

То же самое в процентах.
Таблица 4. Распределение сообщений по отношению к проявлениям Языка Вражды в процентах
 

Всего

Поддержка

Нейтральное

Осуждение

Федеральный уровень

100%

55%

12%

33%

Региональный уровень

100%

72%

20%

8%

Уже по этим показателям видно, что если число публикаций, содержащих поддержку Языка Вражды, в регионах больше почти в два раза, то осуждение Языка Вражды встречается, наоборот, почти в три раза реже, чем в центре. Если посчитать соотношение сообщений, осуждающих и поддерживающих Язык Вражды и на федеральном уровне, и в регионах, то ситуация представится еще более выпукло.
Таблица 5. Соотношение публикаций, осуждающих и поддерживающих Язык Вражды
 

Осуждение / положительное

Осуждение / положительное +нейтральное

Федеральный уровень

0,60

0,49

Региональный уровень

0,11

0,08

Т.е. если принять данное соотношение за коэффициент Языка Вражды, то можно сделать вывод, что ситуация в регионах в плане противодействия журналистского сообщества Языку Вражды почти в шесть раз хуже, чем на федеральном уровне. Этот вывод представляется нам одним из самых существенных результатов исследования.

Одной из наиболее важных задач данного исследования было также выявление наиболее уязвимых для Языка Вражды этнических групп – для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наши изначальные гипотезы.

Мы сознательно исключили из сопоставления арабов, афганцев и другие народы, упоминание которых было непосредственно связано исключительно с последствиями событий 11 сентября и так называемой исламской угрозой. Они фактически не являются предметом этнической ксенофобии, а представляют силу, противостоящую "цивилизованному миру". Так, в конкретных публикациях понятия "арабский террорист" и "исламский террорист" взаимозаменяемы.

Таблица 6. Наиболее часто упоминаемые этнические объекты Языка Вражды (поддержка и нейтральное отношение). Федеральный уровень

Кавказцы (армяне, азербайджанцы, чеченцы, турки-месхетинцы, курды и народы Кавказа)

42[1]

Цыгане

15

Украинцы

9

Американцы

8

Евреи

5

Таблица 6.1. Наиболее часто упоминаемые этнические объекты Языка Вражды (поддержка и нейтральное отношение). Региональный уровень

Кавказцы (армяне, азербайджанцы, чеченцы, турки-месхетинцы, курды и народы Кавказа)

91

Евреи

40

Американцы

39

Цыгане

20

Украинцы

8

Таким образом, мы видим, что этнические объекты Языка Вражды – одни и те же для центра и регионов. На первом месте оказались кавказцы, которые упоминаются значительно чаще других и на федеральном, и на региональном уровнях. Причем в обоих случаях между первой и второй позициями существует значительный разрыв. Это подтверждает общее мнение о том, что представители народов Кавказа являются основной мишенью ксенофобных настроений в современной России.

Однако очевидны и различия. В то время как на федеральном уровне второе место занимают цыгане, ксенофобия к которым сходна с нетерпимостью к кавказцам и которых часто вместе с кавказцами идентифицируют как "черных"[2], на региональном уровне на их месте оказались евреи, а следом фактически встык идут американцы.

Конечно, нужно учитывать, что из 40 упоминаний евреев в региональной прессе – 15 представляют собой этнические анекдоты, но на федеральном уровне евреи упоминаются в негативном контексте крайне редко и стоят на последнем месте в нашем условном списке, а "еврейские" анекдоты отсутствуют вовсе.

На наш взгляд, 2 и 3 места у американцев и евреев на региональном уровне говорят о том, что в региональных СМИ ксенофобия заметно больше обращена не только на объекты реальные (кавказцы, цыгане), но и на мифологизированные (евреи, американцы). Евреи, так же как и американцы, относятся скорее к мифологизированным объектам ксенофобии, поскольку подавляющее большинство негативных упоминаний связано с разного рода конспирологическими теориями (как то: "мировое еврейство" как враг России и др.) или к анекдотам, основанным на давно укоренившихся стереотипах.

Таблица 7. Соотношение основных реальных и мифологических объектов Языка Вражды

 

Федеральный уровень

Региональный уровень

Кавказцы, цыгане/американцы, евреи

4,38

0,71


Мы не ожидали встретить украинцев в числе "фаворитов" Языка Вражды как на федеральном, так и на региональном уровне. Причем на федеральном они оказались на третьем месте. С другой стороны, необходимо отметить, что Язык Вражды по отношению к украинцам практически не выходит за пределы неполиткорректности (использование пренебрежительного наименования "хохол" и довольно беззубые издевки на тему украинской государственности). Причем в регионах половина упоминаний – анекдоты. Судя по характеру публикаций, ксенофобия в отношении украинцев является в большей степени национальным самоутверждением за счет тех, кого привыкли считать "младшими братьями".

Теперь, учитывая отмеченное нами ранее различие между центром и регионами в плане осуждения журналистами Языка Вражды, рассмотрим вышеперечисленные группы по этому параметру.

Таблица 8. Осуждение Языка Вражды в отношении основных этнических групп – объектов Языка Вражды. Федеральный уровень

Кавказцы (армяне, азербайджанцы, чеченцы, турки-месхетинцы, курды и народы Кавказа)

36

Цыгане

3

Украинцы

0

Американцы

3

Евреи

22

Таким образом, оказывается, что евреи, которых в негативном контексте упоминают крайне редко (5 сообщений), в 22 случаях оказываются объектами защиты. В этом отношении их положение уникально. Что касается кавказцев, то число их упоминаний в негативном контексте лишь немного превышает число публикаций, осуждающих Язык Вражды. Соответственно, можно сделать следующие предварительные выводы. Журналисты центральных газет, по крайней мере, в общих чертах, отдают себе отчет в том, что возбуждение "национальной розни" – это "нехорошо". Поэтому традиционные объекты ксенофобии – евреи и кавказцы – также оказываются объектами журналистской защиты.

То, что евреев в центральной прессе "защищают" гораздо больше, чем "обижают", объясняется тем, что противодействие антисемитизму имеет в России относительно глубокие традиции и поддерживается регулярными заявлениями президента и других должностных лиц; также играют роль и современные установки, связанные с Холокостом, в западных обществах. Впрочем, возможно, определенное значение имеет и высокая степень организованности и эффективная "пиар"-работа российской еврейской общины.

Ксенофобия в отношении американцев, по-видимому, не представляется опасной, как не затрагивающая межэтнические отношения внутри страны. Что касается украинцев, то здесь, по сути, ксенофобия отсутствует, а имеет место неполиткорректность, т.е. не страх и неприятие, а отсутствие уважения и ерничество.

Совершенно отдельную нишу занимают цыгане. Ксенофобия в отношении цыган традиционна, что объясняет их попадание в число несомненных "лидеров". С другой стороны, цыгане, по сравнению с кавказцами, представляют собой куда более сегрегированную группу в российском обществе.

В отношении кавказцев массовое сознание может провести различие между кавказцами-мигрантами, которые, собственно, и являются объектами ксенофобии, и народами Кавказа, большинство из которых имеет собственную государственность – бывшие республики СССР или республики в составе нынешней РФ – поэтому массовое сознание может отделить, например, "плохих" азербайджанцев-мигрантов, от "хороших", живущих в своей стране. Кроме того, в советском обществе народы Кавказа были совершенно укорены. Ничего подобного нельзя сказать о цыганах. Т.е. кавказцы хоть немножко, но свои (общество в принципе лелеет воспоминания о т.н. добром Кавказе, нашедшем отражение в фильме "Кавказская пленница"), а вот цыгане – чужие абсолютно. Поэтому даже очень немногие статьи, авторы которых благожелательно настроены в отношении цыган, как правило, содержат Язык Вражды (негативные стереотипы, уничижительные эпитеты и т.д.).

Хотя по количеству публикаций, осуждающих Язык Вражды, региональные СМИ, как уже говорилось выше, значительно уступают центральным, из приведенных ниже данных видно, что распределение защищающих уязвимые группы публикаций в целом совпадает.

Таблица 8.1. Осуждение Языка Вражды в отношении основных этнических групп – объектов Языка Вражды. Региональный уровень

Кавказцы (армяне, азербайджанцы, чеченцы, турки-месхетинцы, курды и народы Кавказа)

6

Евреи

9

Американцы

4

Украинцы

0

Цыгане

3

Учитывая особое место нетерпимости к представителям народов Кавказа и Закавказья в общексенофобных настроениях, мы также рассмотрим распределение сообщений о Языке Вражды между основными членами этой группы (в порядке убывания).
Таблица 9. Язык Вражды в отношении кавказцев. Федеральный уровень

1

Народы Кавказа

25

2

Чеченцы

18

3

Азербайджанцы

9

4

Армяне

Курды

Турки-месхетинцы

1

1

1


Мы видим, что доминирует абстрактная группа – "Народы Кавказа". Кроме нее можно выделить только чеченцев, достаточно высокий показатель в отношении которых является прямым следствием войны в Чечне. Среди прочих этнических групп заметны только азербайджанцы, что, возможно, связано с тем, что они действительно являются главным этническим меньшинством среди московских рыночных торговцев. Что касается всплывших в единственном числе армян, турок-месхетинцев и курдов, то все они упомянуты в одной газетной публикации, описывающей ситуацию в Краснодарском крае.
Таблица 9.1. Язык Вражды в отношении кавказцев. Региональный уровень

1

Турки-месхетинцы

46

2

Армяне

24

3

Кавказцы вообще

Чеченцы

19

19

4

Курды

18

5

Азербайджанцы

12

На первый взгляд регионы резко отличаются от центра. Но вышеприведенная таблица с точки зрения общего регионального среза не является репрезентативной, т.к. картина искажается уникальной проблематикой Краснодарского края. Гораздо более точно усредненную ситуацию в регионах иллюстрирует нижеследующая таблица, исключающая данные по этому региону.
Таблица 9.2. Язык Вражды в отношении кавказцев. Региональный уровень без Краснодарского края

1

Кавказцы вообще

15

2

Чеченцы

14

3

Азербайджанцы

8

4

Армяне

4

5

Курды

2

Таким образом, средняя ситуация в регионах на самом деле примерно схожа с федеральным центром. Но если в центре чеченцы составляют почти половину всех сообщений, то в регионах – только треть. Возможно, это связано с тем, что центральные СМИ больше, чем региональные, уделяют внимания общефедеральным проблемам (в частности, войне в Чечне и терроризму). Курды попали в эту таблицу, по сути, случайно, поскольку в конкретных, не краснодарских публикациях имеются в виду не российские курды, а жители Ирана, Ирака и Турции.

Завершая сравнительный анализ Языка Вражды в центральных и региональных СМИ, хотелось бы остановиться на проблеме Языка Вражды в отношении религиозных меньшинств.

Таблица 10. Проявления Языка Вражды в отношении религиозных меньшинств

 

Доля сообщений о Языке Вражды в отношении религиоз­ных меньшинств

Число сообщений

Число сообщений, пришедшихся на период антикатолической кам­пании и направленных в первую очередь против католиков

Федеральный уровень

5,5%

8

7

Региональный уровень

5,6%

17

3

Из вышеприведенных данных можно сделать два вывода. Во-первых, религиозные меньшинства становятся объектами Языка Вражды гораздо реже, чем этнические группы. Впрочем, при подведении данной статистики мы не учитывали такую группу, как мусульмане, поскольку часть проявлений Языка Вражды связана с событиями 11 сентября, а остальные невозможно отличить от ксенофобии в отношении народов Кавказа и Азии.

Во-вторых, на федеральном уровне все, за исключением одной публикации, появились в период активной антикатолической кампании и направлены исключительно или преимущественно против католиков. (Естественно, медийная антикатолическая кампания отнюдь не исчерпывалась семью отмеченными нами публикациями, но большинству журналистов удалось выдержать стиль и избежать Языка Вражды.)

В регионах объектами Языка Вражды гораздо чаще становятся так называемые секты – новые и малочисленные религиозные течения (Свидетели Иеговы, саентологи, мормоны и др.). С другой стороны, антикатолическая кампания фактически обошла региональные СМИ стороной. На этот период приходятся только три выявленные публикации.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, сравнивая ситуацию в региональных и федеральных СМИ: это публикация анекдотов на национальную тематику. Мы специально опрашивали своих американских и европейских коллег и выяснили, что в западных СМИ этнические анекдоты и фельетоны не печатаются из соображений политкорректности. У нас ситуация обратная, причем в регионах этот жанр гораздо популярней, чем в центре.

Таблица 11. Употребление этнических анекдотов

 

Число анекдотов

Доля среди прочих сообщений

Федеральный уровень

7

4,8%

Региональный уровень

42

13,9%

На федеральном уровне в четырех случаях из семи персонажами анекдота являются эстонцы и по одному разу кавказцы, чукчи и канадцы (отголосок "патриотической истерии" в связи с зимней Олимпиадой). Хочется обратить внимание на патологическую зацикленность федеральных шутников на эстонцах (которые и олицетворяют для россиян все народы Прибалтики) и, видимо, осмысленное незатрагивание еврейской темы, столь популярной в регионах

Из 42 региональных анекдотов 15 – о евреях, 7 – о русских, 5 – об американцах, 4 – об арабах, 4 – кавказцах, 3 – о китайцах, 2 – об украинцах и 2 – о чукчах, по одному анекдоту приходится на монголов, японцев, голландцев, французов[3].

Можно предположить, что в регионах этнические анекдоты вообще не считаются чем-то некорректным. Об этом свидетельствует значительное число анекдотов о "себе любимых" – о русских – причем достаточно обидных. Вообще, региональной прессе свойственна определенная разнузданность и отсутствие представления о правилах хорошего тона.

Небольшое число анекдотов про кавказцев (все они старые и в основном про грузин, которые не являются заметным объектом Языка Вражды) свидетельствует о том, что представители соответствующих этнических групп воспринимаются как серьезная угроза, с которой грех шутить. Поэтому старые анекдоты на кавказскую тему непопулярны, в отличие от "еврейских", а новые не появляется.

Несколько анекдотов появились в связи с 11 сентября (естественно, про арабов и частично – про американцев), остальные – способ национального самоутверждения.

Сравнительная характеристика регионов

С точки зрения отношения к Языку Вражды региональные СМИ отличает незначительное число материалов, осуждающих подобные проявления, неотрефлексированная некорректность и некоторая безответственность, а также злоупотребление еврейской темой, практически отсутствующей на федеральном уровне. Однако регионы далеко не однородны. Благодаря продуманному отбору нам действительно удалось представить срез региональной прессы.

В первую очередь выяснилось, что между урбанизированными регионами в разных частях России (Санкт-Петербург, Кемеровская и Пермская области) нет радикальных различий. Почти все вышесказанное описывает ситуацию именно в этих регионах. Рязанская область, и в особенности Краснодарский край, требуют отдельного рассмотрения.

Краснодарский край

Выше мы уже продемонстрировали, как изменяется распределение региональных объектов Языка Вражды без учета данных по Краснодарскому краю. Турки-месхетинцы, на которых приходится 46 упоминаний, и которые лидируют в общей региональной таблице, все без исключения подвергаются нападкам в прессе Краснодарского края, то же самое относится ко всем упоминаниям российских курдов и подавляющему большинству упоминаний армян.

Показательно, что в Краснодарском крае в ходе мониторинга не было зафиксировано ни одной публикации, осуждающей Язык Вражды.

Фактически ситуация в Краснодаре характеризуется выпуклой ориентированностью на внутренние проблемы региона. Почти все публикации, содержащие Язык Вражды, посвящены нападкам на реальных и мнимых этнических мигрантов (турок-месхетинцев, курдов, армян, цыган, чеченцев) и на "некоренное" население как таковое. Причем главный источник Языка Вражды – высказывания региональной власти, преимущественно губернатора А. Ткачева. Умонастроения властей могут быть определены следующей цитатой из выступления губернатора: "Кубань – для кубанцев! Да, Кубань – многонациональный регион, но главный народ на Кубани – это русский народ. И все, кто сюда приехал, должны именно под нас с вами подстраиваться – под наши обычаи, под наши традиции...". Не любимы властью не только "некоренные" народы, но и "некоренные" религии (католики, протестанты, а особенно Свидетели Иеговы, саентологи). На "не русских" мигрантов указывают, как на источник межнационального напряжения, объясняя это, в первую очередь, якобы поголовной их криминализованностью. Кубань представляется "землей обетованной", которую заполонили толпы криминальных мигрантов, задавшихся целью вытеснить русский народ с территории его "традиционного проживания", изгнание мигрантов преподносится как задача национального спасения.

"Мы должны принять все меры к тому, чтобы эти люди не чувствовали себя у нас так вольготно, чтобы они не ощущали себя хозяевами нашей земли", – заявляет Ткачев на страницах газеты "Кубань сегодня".

После ухода воинствующего сионоборца Н. Кондратенко тематика антисионизма потеряла актуальность, но антисемитизм окончательно не исчез (по мнению А. Ткачева, телекомпания НТВ критикует кубанские власти потому, что в ней работают В. Шендерович, С. Шустер). Впрочем, это единственное упоминание евреев, зафиксированное за весь период мониторинга.

В отличие от других регионов в Краснодарском крае на национальные темы не шутят – это вопрос государственной важности. За весь период мониторинга в краснодарской прессе не было выявлено ни одного этнического анекдота.

В целом из подвергшихся мониторингу в Краснодарском крае семи изданий наибольшее число проявлений Языка Вражды приходится на четыре наиболее тиражные общественно-политические газеты: "Вольная Кубань", "Кубанские новости", "Краснодарские известия", "Кубань сегодня".

Как уже было отмечено, в краснодарской прессе основной мишенью Языка Вражды являются турки-месхетинцы, якобы наводнившие край. (При этом, по оценке Правозащитного Центра Общества "Мемориал", число месхетинцев на Кубани колеблется в пределах 15–18 тыс., что составляет примерно 0,3% населения[4].) Так, например, газета "Кубанские новости" публикует следующие высказывания губернатора А. Ткачева:

"… посмотрите на тот же Крымский район – там есть населенные пункты, где турки-месхетинцы буквально выжимают с обжитых мест местное население. ... Со стороны незаконных мигрантов идет захват наиболее выгодных видов бизнеса – это, прежде всего, торговля... Ведь многие незаконные мигранты активно участвуют в привнесении на нашу добрую землю такого зла, как наркомания...".

На самом деле в Крымском районе, который почему-то принято называть местом "компактного проживания" турок, их доля в составе населения достигает приблизительно 6,5%. В крае нет ни одного населенного пункта, где турки составляли бы большинство жителей.

Тем не менее, например, Сергей Фролов, лидер краевого общественного движения "Средний класс Кубани" выражает следующие опасения в газете "Кубань сегодня":

"… время, в которое мы живем, требует от нас, русских, государствообразующей нации, самоидентификации, защиты интересов нас, русских... Хотя практика показывает, что русских необходимо защищать и в своей стране. Такая ситуация, как известно, сложилась в некоторых районах Кубани, где преобладают представители других этносов, например, турок-месхетинцев. Они исповедуют иную, нежели русские, религию. У них иная культура, иные взгляды. И это очень хорошо ощущают на себе русские, живущие рядом с месхетинцами. Вывод может быть только один: нам надо на всех уровнях защищать русский народ, иначе через несколько десятилетий защищать станет некого".

Язык Вражды в краснодарской прессе представляет собой, в первую очередь, транслирование высказываний губернатора, других чиновников и общественных деятелей. Однако манера изложения материала на подобные темы журналистами не оставляет сомнения в их позиции. В качестве иллюстрации рассмотрим следующую выдержку из газеты "Семь дней Кубани":

"Совет атаманов Крымского района обратился к районному депутатскому корпусу с просьбой оказать содействие в проведении на территории города и района референдума по вопросу возможности (или невозможности) совместного проживания с нахрапистыми мигрантами и решения вопроса о выдворении их на историческую родину … ибо промедление может очень дорого стоить Кубани и всей России".

Таблица 12. Упоминание этнических и религиозных групп в краснодарских СМИ

Этническая и религиозная группа

Число упоминаний

Турки-месхетинцы

46

Армяне

20

Курды

16

Цыгане

13

Религиозные меньшинства (без учета мусульман)

6

Чеченцы

5

Азербайджанцы

4

Кавказцы вообще

4

Украинцы

2

Евреи

1

Крымские татары

1

Полностью отсутствуют упоминания американцев, афганцев, арабов, пакистанцев – проблематику 11 сентября местная пресса обошла стороной. Неожиданно жестки, хотя и немногочисленны, выпады против украинцев. Корреспондент газеты "Вольная Кубань" настаивает, что

"…почти треть всех зафиксированных случаев [преступлений. – Авт.] приходится на долю украинцев. За прошлый год только в Анапе ими совершено четыре убийства. А теперь они стали осваивать методику шапочек с прорезями для глаз... и все преступления, совершаемые украинцами, отличаются почему-то особой жестокостью".

Читатели краснодарских газет попадают в замкнутый черно-белый мир, в котором четко определены враги и который абсолютно самодостаточен. События, происходящие за пределами этого мира, могут привлечь к себе внимание только в том случае, если представляются способными оказать на край непосредственное влияние. Даже конспирологические концепции посвящены не России в целом, а непосредственно Краснодарскому краю.

По мнению начальника краевого УФСБ генерала Алексея Шишкова, растиражированному газетой "Кубань сегодня":

"…из инструкций эмиссарам иностранных разведок следует, что им даются прямые указания на вербовку "национальных" криминальных авторитетов, на работу внутри национальных общественных объединений. Рост "национальной" преступности и межнациональной напряженности в крае – вот главная цель стран-конкурентов России". "Осуществляются попытки армянских этнических организованных преступных формирований взять под свой контроль производство и сбыт алкогольной продукции. На сегодняшний день мы можем говорить об этнических преступных группировках (дагестанской, чеченской, курдской, цыганской, армянской)... Ведущее положение в распространении и сбыте наркотиков занимают цыганские, армянские, таджикские, грузинские и греческие преступные группировки... Национальный криминалитет зарабатывает на распространении наркотиков. Воровство, изнасилование становятся чуть ли не "народной традицией"".

Рязанская область

Ситуация в СМИ Рязанской области также выделяется на общем фоне. Доля проявлений Языка Вражды в отношении евреев, американцев, народов Азии (тематика 11 сентября) относительно кавказцев, цыган и других мигрантов значительно больше, чем в других регионах. (В вышеописанном Краснодарском крае ситуация, как мы помним, обратная.)

Таблица 13. Упоминание этнических и религиозных групп в рязанских СМИ

Этническая и религиозная группа

Число упоминаний

Всего

54

Евреи

19

Американцы

10

Народы Азии (арабы, афганцы, пакистанцы и др.)

7

Кавказцы (азербайджанцы, армяне, чеченцы и др.)

6

Религиозные меньшинства (без мусульман)

5

Цыгане

1

Первое, что приходит в голову: Рязанская область – регион моноэтничный (96% населения – русские), не обремененный миграцией, и поэтому традиционные жертвы Языка Вражды – кавказцы и другие этнические мигранты – рязанскую прессу не интересуют. Однако общенационалистический настрой проявляется в разгуле конспирологических конструктов (всемирный заговор и т.д.) и квазигеополитических построений.

Но если рассмотреть распределение содержащих Язык Вражды публикаций по подвергшимся мониторингу в Рязани СМИ, то становится ясно, что подавляющее большинство таких публикаций приходится на одну газету – "Вечернюю Рязань".

Без этой газеты статистика будет выглядеть следующим образом.

Таблица 14. Упоминание этнических и религиозных групп в рязанских СМИ без "Вечерней Рязани"

Этническая и религиозная группа

Число упоминаний

Всего

10

Евреи

5

Американцы

2

Народы Азии (арабы, афганцы, пакистанцы и др.)

3

Кавказцы (азербайджанцы, армяне, чеченцы и др.)

1

Религиозные меньшинства (без мусульман)

0

Цыгане

1

Более того, на эти 10 сообщений о публикациях, поддерживающих Язык Вражды или нейтральных к нему, приходится 11 осуждающих – показатель почти невероятный. Следует, правда, оговориться, что большинство из них имеет отношение к общему осуждению скинхедов и фашистов, а 4 составляют одну антифашистскую полосу в газете "Мещёрская сторона".

Газета "Вечерняя Рязань", которая так резко меняет картину региональных СМИ, фактически может быть отнесена к разряду маргинальной патриотической прессы, значительная часть материалов которой посвящена не реальным проблемам текущей жизни, а разоблачению многочисленных мифических врагов, построению сложных конспирологических концепций. Вообще, главный персонаж их публикаций (что не нашло отражения в Таблице 14) – это не конкретная нация, а абстрактные другие – "не русские"/"не славяне"/"не православные". Публикаций, в которых фигурируют исключительно вышеперечисленные объекты, в "Вечерней Рязани" 18. Для сравнения: во всей остальной рязанской прессе такая публикация за весь период мониторинга была выявлена только одна.

Как уже было отмечено выше, региональная пресса фактически проигнорировала федеральную антикатолическую кампанию. "Вечерняя Рязань" оказалась в числе тех немногих региональных СМИ, которые откликнулись на эту инициативу:

"Стремление к господству в политических интригах стало неотъемлемой чертой католического мировоззрения. По мановению пап целые народы, взяв крест и меч, пошли сражаться против каждого, кого Римский епископ признаёт своим врагом…"

"Вечерняя Рязань" размещает на своих страницах историософские и геополитические статьи с привкусом национального превосходства. Нередко перепечатываются работы современных и классических правых и консервативных идеологов – Л. Тихомирова, И. Ильина, А. Дугина, Е. Холмогорова, где русские и их особое предназначение противопоставляются всему остальному миру.

Приведем несколько характерных цитат:

"Нас губит отсутствие русского аристократического мировоззрения (национализм всегда аристократичен – как идеология и практика национального величия и избранничества)… Только им и сможет быть осуществлена великая миссия нашего времени – собирания воедино России… И, как написано на знамёнах Русской Чести: "За Россию единую и неделимую!", так же надо вписать туда и другой призыв: За Русскую Историю, единую и неделимую!"

"Третья наша задача – это задача по отношению к будущему… Это властно завоевавшая умы интеллектуалов идея "Севера", противостоящего Западу, Востоку и Югу, идея новой цивилизации, которая зародится на русских просторах и которая станет увенчанием и превосхождением русского национального строительства…"

"В мире должен возникнуть единый координационный центр, не отменяющий нации и государства, но укрепляющий взаимодействие друг с другом… И решающую роль в нём должны играть русские. Мы должны добиться мирового лидерства – в этом и есть истинный смысл нашего мессианизма. Но это будет возможно лишь в том случае, если наш национализм станет открытым национализмом".

"Вечерняя Рязань" также публикует листовку РНЕ (в качестве поздравления организации с юбилеем (11-м!) и отрывки из книги бывшего главы Ку-Клукс-Клана Дэвида Дюка о "подлинной роли" евреев в современном мире. Или ретранслирует популярные в арабском мире домыслы: "4 тысячи евреев не вышли на работу во Всемирный Торговый Центр 11 сентября 2001 года".

Из статей в "Вечерней Рязани" можно почерпнуть "информацию" о том, что Д. Дудаев "исчез" потому, что был еврей, а за Ленский расстрел несут ответственность евреи – владельцы предприятия.

Или такие "соображения":

"Но почему днём Красной армии был выбран именно день 23 февраля (по старому стилю – 8 марта)? Потому что 23 февраля (8 марта) 1917 года была совершена Февральская революция, Что за дата такая для России? Что за символ? В этот день в 1917 году отмечался еврейский праздник Пурим. Это день великой победы евреев над своими врагами.

Много веков назад жена персидского царя (еврейка, о чем царь не знал), хитростью завладела правом в течение 3 дней безраздельно править государством. Это право в виде печати царя передали евреям, которые убили в Персии всех своих врагов, более 70 тысяч, отрезав у них уши. Евреи вырезали всю аристократию Персии, и многие десятилетия господствовали в этом государстве. В последующем Господь сделал так, что они из Персии были изгнаны. В память об этой победе в этот день евреи пекут пирожки с мясом, которые имеют форму ушей, и угощают ими всех, что служит напоминанием: кто осмелится встать на их пути, должен знать, что с ним будет. Когда в России приняли новый стиль исчисления, Пурим стал приходиться на 8 марта. Тогда по предложению Клары Цеткин Совет народных комиссаров, на 90% состоявший из евреев, принял решение – 8 марта праздновать как День международной солидарности женщин. И с тех пор русские люди отмечают 8 марта как женский день, а евреи как праздник великой победы евреев над неевреями – Пурим. С тех пор в Международный женский день 8 марта – или по-еврейски Пурим – мы дарим женщинам цветы и духи. А они нас 23 февраля обильно угощают пирожками в виде ушей, все время нам о чем-то напоминая. Видимо, есть в этом какая-то надобность".

В целом проявления Языка Вражды в материалах "Вечерней Рязани" – общие соображения, носящие оценочный характер, часто обращенные назад в историю, не имеющие отношения к повседневной жизни, проблемам региона.

Собственно, газета отражает взгляды своего владельца – бывшего мэра г. Рязани, участника всех региональных избирательных кампаний В.В. Рюмина, который в интервью той же "Вечерней Рязани" демонстрирует, по сути, зоологический расизм.

"…А знаете, ещё интересный вопрос мировой проблемы. 50 лет назад в мире было 43% белого населения, сегодня – 28%. Через 50 лет посчитайте, сколько будет. Скажите, если белый мужчина и чёрная женщина, и наоборот, сходятся в браке, какого цвета будет ребёнок? Смотрите, какой генофонд".

Впрочем, как и большинство современных российских националистов, Рюмин подвержен идеологической эклектике. "Зоологические" концепции перемешиваются у него с "цивилизационными". Так, Рюмин настаивает, что "…национализм – это благородная идея", а сам он, не будучи антисемитом, евреев не любит. И не потому, что "…они жадные, неуживчивые, коварные, нет, это присуще многим народам…", а потому, что они якобы являются новым "плавающим суперэтносом", который постепенно начинает занимать доминирующие позиции в том государстве, в которое приходит.

Несмотря на то что "Вечерняя Рязань" по своему содержанию на общероссийском фоне выглядит маргинально, в Рязани это вторая по тиражности газета (и первая среди еженедельников). Поэтому то, что она сильно выделяется на фоне другой рязанской прессы, отнюдь не доказывает, что эта газета мало влиятельна или слабо популярна.

"Вечерняя Рязань" не была создана как рупор националистических идей. Это старая областная газета, имевшая широкий круг читателей. После того, как Рюмин стал ее владельцем, он сменил редакционную политику и штат журналистов.

Но Рязанская область – регион, бедный СМИ. Поэтому даже если предположить, что старые читатели со временем откажутся от "Вечерней Рязани", устав от перегруженных философской и историософской проблематикой материалов, случится это не в один день.

Остальные регионы

В трех оставшихся регионах (Санкт-Петербурге, Кемеровской и Пермской областях) ситуация с публикациями в местной прессе, содержащими Язык Вражды, по всем основным позициям фактически совпадает со средними региональными показателями. Поэтому мы не считаем нужным отдельно анализировать статистику по каждому из этих регионов. Вместо этого мы хотели бы рассмотреть типичные для "обычной" региональной прессы проявления Языка Вражды.

Конечно, пресса в этих регионах неоднородна. Значительнее всего из этой тройки выделяется Санкт-Петербург. Там больше материалов геополитического характера, встречаются элементы конспирологии:

"Еврейское лобби в США не допустит "цивилизованного противостояния" вокруг земли обетованной".

"Исламский мир стал выковывать орудия протеста на религиозном уровне. При этом высокая пассионарность этноса и религии рождает фанатиков-шахидов, готовых к наиболее опасным формам борьбы".

"США должны отказаться от роли мирового гегемона, стремящего определять ход событий в любой точке земного шара. Исламский мир должен отказаться от примитивного антиамериканизма".

Однако причины этого – в особом положении местной прессы в Санкт-Петербурге. Там, так же как и в Москве, можно купить весь набор федеральных газет, и население в большинстве своем читает именно СМИ федерального уровня. В связи с этим собственно питерские газеты имеют определенный привкус маргинальности – единственный способ привлечь к себе внимание читателя. Но в целом петербургская пресса однозначно ближе к типовым региональным СМИ, чем к "Вечерней Рязани" и краснодарской прессе. Среди главных объектов Языка Вражды местные СМИ в первую очередь выделяют стандартный набор: кавказцы, американцы, евреи (в основном анекдоты и некорректные высказывания), цыгане.

Учитывая все вышесказанное, мы сочли целесообразным продемонстрировать типичные для региональных СМИ случаи употребления Языка Вражды на примере Кемеровской области. Хочется подчеркнуть, что подобные цитаты можно с легкостью найти и в пермской, и в санкт-петербургской, и в рязанской прессе, и, соответственно, как нам представляется – в СМИ большинства российских регионов.

Процент публикаций, осуждающих Язык Вражды, очень невысок. И публикации эти в основном носят характер общих рассуждений о неприемлемости фашистской идеологии в стране, победившей фашизм, и угрозе, исходящей от скинхедов. Наиболее убедительная статья такого рода была выявлена в газете "Томь". Автор не просто рассуждает о том, что фашизм находит распространение, свободно продаются националистические газеты и книги, избивают представителей национальных меньшинств, но и заставляет читателя задуматься, резюмируя ситуацию следующим образом: "Самое страшное то, что в стране все молчат. Тревогу бьют только евреи, африканцы и некоторые правозащитные организации".

Наиболее популярным объектом Языка Вражды в региональных СМИ являются кавказцы. Более того, именно в отношении кавказцев Язык Вражды наиболее конкретизирован и жесток. Хорошей иллюстрацией является, очевидно, ксенофобная цитата из текста, приведенного в газете "Комок", автор которого пытается "разобраться" в корнях неприятия кавказцев:

"…если взять простую, повседневную картину: на рынке стоит "нечто" с орлиным носом, грязными, неухоженными руками и полу-(полутора-) сантиметровой щетиной на грязном "лице" и кричит вслед нашей русской девушке: "Дэвушка, подожды!" – кому-то это нравится? Мне – нет! Если какая-то "дэвушка" и подождет, то он ей еще и "букетик" вензаболеваний на дорожку "подарит"! В этом я не сомневаюсь!".

В данном случае имеет место грубейшая негативная стереотипизация.

Другой – даже более популярный вид Языка Вражды в отношении кавказцев – криминализация. Журналист газеты "Кузбасс", описывая случай несанкционированного подключения к магистральному нефтепроводу в Ростовской области, комментирует, что крадут нефть в основном чеченцы, "тем более опыта в воровстве нефти горским людям не занимать".

Еще одна криминализированная группа – цыгане. В областной прессе распространенно обвинение цыган в наркоторговле – как в этническом промысле.

"Во времена горбачевской противоалкогольной кампании ходили анекдоты, будто местные цыгане на этой акции так нагрели руки, что не только себе – своим лошадям золотые зубы вставили. С приходом рынка этот "цыганский бизнес" прогорел. Но "предприимчивый" народ делает теперь "золотые подковы" на торговле наркотиками...".

На кавказцах и цыганах, единственных по сути подлинных объекта ксенофобии, жесткий прицельный Язык Вражды в областной прессе исчерпывается.

По отношению к американцам, которые поминаются почти так же часто, как кавказцы, Язык Вражды носит совсем другой характер. В нем преобладают ерничество и беспочвенные издевки. Журналист газеты "Кузнецкий край", рассказывая о новинках иностранного кинематографа, комментирует американский кинофильм, посвященный Второй мировой войне:

"В этой военной драме практически нет стрельбы и взрывов. Зато имеется обязательный набор базовых элементов. С их помощью американцы бередят в своей душе чувство гордости за то, что они тоже участвовали во второй мировой и в некотором смысле даже победили. Сентиментальное мужество, кока-кольный патриотизм, обостренное чувство справедливости, красочное самопожертвование...".

Такое ерничество и склонность к мелким и беспричинным издевательствам вообще присущи Языку Вражды в областной прессе.

Вновь обзор кино. В анонсе к комедии "Все из-за Бенджаминов" автор газеты "Комок" риторически восклицает: "Легко ли быть тупым и толстым ниггером?". Другой фильм "Черный рыцарь" (Black Knight) анонсируется следующим слоганом: "Короче, братан, всасывай: рыцарем ты можешь и не быть, но крутым ниггером быть просто обязан, в натуре!".

Таким же мелким издевкам подвергаются и другие народы. Украинские металлурги именуются "хохляцкими", японские машины – "японками" (заголовок: "Хочу японку!"), а у сделанных в Китае товаров ("китайцы умеют подделывать все: от финских лифтов до саун и лекарств") проявляется "раскосое происхождение".

Поэтому не нужно удивляться числу этнических анекдотов в местной прессе. Если в целом по регионам доля анекдотов составляет 13,9 % (напомним, что в Краснодаре не шутят), то в Кемеровской области четверть всех сообщений – анекдоты. Персонажи анекдотов вполне традиционны: евреи, чукчи, эстонцы, в качестве экзотики – африканцы. Анекдоты опять же не злобные, но достаточно обидные. Судите сами:

"Вчера в фонтане на центральной площади захлебнулись два еврея. Проведенным расследованием установлено следующее. Встретились два еврея, которые давно не виделись. – Привет, Абрам, как давно я тебя не видел! – Привет, Мойша, очень рад тебя снова видеть. Давай зайдем в бар? – А кто угощает? – Ну... Давай так: вон, видишь, фонтан? Каждый из нас опускает голову под воду. Кто первый вынет голову, то и угощает...".

"Чукча начал работать в ГАИ. Останавливает машину и обращается к водителю: "Ты уважаешь чукчу? – Нет. – Давай права. Взял. Пробил дырку в талоне. Остановил второго: Уважаешь чукчу? – Уважаю. – Проезжай. Останавливает третьего: – Уважаешь чукчу? – Нет. – Давай документы. Пробил дырку, отдал. Пассажир спрашивает у водителя: – Зачем ты ему талон отдал? – Я же не чукча. Я не талон дал, а трамвайный билет".

"Эстонец поймал золотую рыбку, снял ее с крючка, а она говорит ему: – Отпусти меня – я исполню любое твое желание! В ответ на это эстонец берет ее за хвост и со всей силы лупит об дерево со словами: – Не нат-то расс-го-ффари-ватт ссо мной п-по-русски!!!".

"Почему негры предпочитают машины, не оборудованные подушками безопасности? – Им хватает "липучек", закрепленных на подголовниках..."[5].

Еще одной особенностью региональной прессы, которую мы хотели бы здесь отметить, является некомментированное цитирование политиков и других деятелей. А ведь именно они часто являются наиболее богатыми источниками Языка Вражды и своими высказываниями подпитывают общексенофобный фон. Кстати, заметим, что кемеровская пресса в духе все той же вездесущей издевки цитирует депутатов ГД РФ В. Жириновского и В. Шандыбина, которые уже настолько прославились своими одиозными высказываниями, что не воспринимаются серьезно. Это, кстати, само по себе является проблемой, поскольку создает для ораторствующих ксенофобов атмосферу вседозволенности.

На страницах газеты "Честное слово" интервью с В. Жириновским, заголовком к которому послужило его же высказывание о наказании "чеченских террористов": "Публично повесить, а потом дважды расстрелять...". Конечно, можно выдвинуть аргумент, что речь идет о террористах, а не о чеченцах как этнической группе. Но, имея в виду другие высказывания Жириновского на эту тему, можно сделать вывод, что (во всяком случае, для этого политика) настоящей границы между террористами и чеченцами не существует.

А в газете "Кузнецкий край" Василий Шандыбин объясняет читателям, что мафия формируется по национальному признаку. Причем "еврейская мафия захватила банки, все природные ресурсы – это добычу газа, нефти, золота".

Мы ничуть не сомневаемся, что многие эксперты и журналисты, ознакомившись с нашими выводами, упрекнут нас в том, что мы делаем "из мухи слона", и такие явления, как ерничество на этнической почве, этнические анекдоты и уж тем более цитирование без должного комментария не являются поводом для беспокойства и не должны восприниматься негативно – иначе мы навсегда увязнем в "болоте политкорректности". Однако мы отталкиваемся не только от установок наших западных коллег. Для чистоты эксперимента мы включили "русских" в число объектов Языка Вражды. Как выяснилось, Язык Вражды против русских в основном проявился именно в анекдотах и цитировании без должного комментария, и зачастую "русская общественность" воспринимала это очень болезненно.

Например, в "Нашей газете" были опубликована статья с цитатами полуторавековой давности из книги Астольфа де Кюстина "Россия в 1839 году" следующего толка:

"Нравы русских, вопреки всем претензиям этого полуварварского племени, еще очень жестоки и надолго останутся жестокими. Ведь немногим более ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизации сохранило медвежью шкуру – они лишь надели ее мехом внутрь. Но достаточно чуть-чуть поскрести – и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится".

Вскоре на эту статью пришел отклик от обиженной читательницы, который "Наша газета" тоже напечатала: "Зачем авторам нужно было подобрать [цитаты.- Авт.] из сочинений Кюстина, ненавистника, хулителя России и ее народов, цитаты, унижающие, оскорбляющие весь русский народ?".

Видимо представители этнических меньшинств писем в газеты не пишут, думается, что если бы писали, то примерно такие же. А может быть, их просто не печатают?..

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь и далее в таблицах используются цифры, которые включают в себя совокупное число сообщений или упоминаний как поддерживающих, так и нейтральных к Языку Вражды.

[2] См. Кулаева С. Положение Цыган / Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России. М.: МХГ, 2002.

[3] Число упоминаний тех или иных этнических групп не совпадает с общим числом анекдотов, так как в одном анекдоте может фигурировать несколько объектов Языка Вражды одновременно.

[4] Общее число жителей Краснодарского края достигает приблизительно 5,05 млн. чел.; русские составляют более 85% населения.

[5] Авторам потребовалось 10 минут, чтобы понять, на что намекают в этом анекдоте. Кажется, поняли, но уверенности нет.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел журналистика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.