Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Эзоп. БасниЛЕВ И ОЛЕНЬСтоял олень на берегу реки и смотрел на свое отражение в воде. Больше всего нравились оленю рога — ветвистые, большие. А когда он смотрел на свои ноги, то сердце его переполнялось тоской — уж больно они были худые и выглядели слабыми. Между тем к оленю стал подбираться лев. Вот издал он рык, бросился к обладателю рогов, но олень вовремя отпрыгнул в сторону да и пустился бежать. Легко несли его вперед стройные, сильные ноги, и нельзя было угнаться за оленем льву. Но так было на ровном месте. Когда же олень добежал до лесной чащи, то его прекрасные рога быстро запутались в ветвях густого дерева. Тут-то и удалось льву настигнуть свою жертву. Не сразу умер олень. Он еще успел подумать: — Какой же я был глупый, когда любовался такой ненужной мне вещью, как рога, ведь мое спасение находилось в ногах! Так какую же мораль можно вынести из этой истории? Часто мы надеемся на тех, кто в жизни нас предает, а те, кому мы не доверяем, спасают нас. ВОЛК И ЯГНЕНОКСлучилось так, что пришел к водопою волк, который увидел там ягненка. Ягненок с виду был очень аппетитный, и волк тут же решил им позавтракать. Правда, чтобы сделатъ это, волк попытался вначале найти подходящий предлог. Прошел волк выше по течению реки и начал кричать на ягненка: — Да какое же ты имеешь право мутить мою воду? Ягненок был изумлен: — Разве я могу мутить воду, если лишь слегка касаюсь ее губами, да к тому же вы стоите выше по течению? Этот ответ заставил волка призадуматься. Требовалось быстро отыскать какое-нибудь другое объяснение своего желания. И вот что придумал волк: — Постой, нахал! Но ведь это именно ты оскорбил моего отца? И тут изумился ягненок: — Простите, и этого я не мог сделать, так как меня еще и на свете-то не было. Как не силился волк придумать еще какой-нибудь подходящий предлог, ничего не придумал, а потому попросту сказал: — Да, хоть и умелец ты в оправданиях, но я все-таки хочу есть и непременно съем тебя! Взял — и съел ягненка. И какую же мораль можем мы вынести из этой басни? А вот какую: если уж кто-то решил заранее совершить какое-нибудь грязное, злое дело, никакие убеждения не смогут его остановить. БЫК И КОЗЫПроизошло однажды следующее: на быка напал лев. Быку ничего не оставалось делать, как спасаться бегством, и ему удалось спрятаться в одной пещере, где прятались козы. Оказалось, однако, что бык — козам не товарищ, не по нраву пришлось им его соседство. И стали они его бодать и бить ногами. А быку приходилось терпеть все их издевательства, и так им говорил этот огромный бык: — Знайте, не потому приходится мне терпеть все то, что вы надо мной творите, что я боюсь вас. Просто вне пещеры меня ждет большая опасность. Мораль такая: нередко из-за страха перед сильнейшими приходится терпеть обиды от более слабых. ЛЕВ И КОМАРВздумалось как-то раз комару вызвать на бой самого льва. Причем комар говорил: — Я знаю, что сильнее тебя, умеющего только царапаться своими дурацкими когтями. Лев не согласился, и тогда комар, подлетев, впился льву прямо в нос. Ничего не мог поделать с комаром лев. Он рвал свою морду своими ужасными когтями, раздирал ее до крови, испытывая мучение, а комар, посидев на его носу, победителем улетел прочь. Лев же умер, истекая кровью от полученных ран. Помни, что в борьбе с великими можно погибнуть от ничтожной твари. ЭФИОПОдин человек купил как-то раз эфиопа-раба. Понятно, что эфиоп был черным, но хозяин его решил, что он стал таким только потому, что за ним плохо ухаживал его прежний хозяин. И вот принялся этот человек каждый день с усердием отмывать эфиопа. Уж к чему он только не прибегал — и тер его кожу разными цветками, и мыл мылом и даже толченым кирпичем, однако кожа эфиопа так и осталась черной, не побелев ни на йоту. Зато самому эфиопу становилось все хуже и хуже, и скоро он заболел и умер. Мораль здесь такова: уж каков человек от природы, таким он и останется. ОСЕЛ И ВОЛКПасется себе осел на лугу, не подозревая для себя никакой опасности, вдруг откуда ни возьмись появляется волк. Понятно, что осел испугался, но не проявил внешних признаков страха — пасется да пасется. Тут притворился он, захромав. — Чего это ты хромаешь? — заинтересовался волк. — А попала мне в ногу колючка, — говорит осел. — Если бы ты вынул ее из ноги, то я в благодарность позволил бы тебе себя съесть. Такое предложение понравилось волку. Осел задрал ногу, волк стал отыскивать колючку, а осел как ударит его в морду — зубы так и посыпались. Стал себя волк ругать: — Ну что я за дурак! Отец меня волком родил, а я в лекари полез! Мораль: никогда не берись не за свое дело — не обойтись тебе без неприятностей. ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИНВ бывалые времена один лев влюбился в крестьянскую дочь. Раздумывал он долго — свататься или нет, а потом-таки посватался. Но хотелось ли простому крестьянину отдавать свою единственную любимую дочь за хищника, кровавого и жадного? «Как же мне избавиться от такого родственника?» — долго думал он, и наконец решение было найдено. Так он сказал льву: — Если уж вознамерился ты жениться на моей дочери, я противиться не буду. Правда, имею я одно условие: вырви-ка до свадьбы все свои зубы да обрежь все свои когти. Зубы и когти были гордостью льва, но что может сравниться с любовью? И тогда решился лев на страшную для себя меру: вырвал зубы и обрезал свои когти. Тогда зачем крестьянину стало бояться льва? Он просто выгнал его палкой. И вот вам мораль: львы, не доверяйтесь крестьянам. ОСЕЛ И САДОВНИКУ одного садовника жил осел, который нес тяжкую службу. До того тяжело ему было, что взмолился он как-то раз и стал просить у Зевса, чтобы он поменял ему хозяина. Зевс, взирая на муки осла, сжалился над ним — взял да и перевел его от садовника к горшочнику. Оказалось, однако, что жизнь осла у нового хозяина сложилась еще более трудно. Куда больше страданий выпало там на его долю. Не пришло на ум ослу ничего иного, как взмолиться во второй раз: — Зевс, нужен мне другой хозяин! Рассердился тут Зевс и переслал животное кожевеннику, и тут понял осел, какую ошибку совершил он в то время, как искал для себя легкой жизни. И тогда проревел осел: — Ох, лучше бы я остался у первого своего хозяина, а то кожевенник шкуру с меня сдерет! Вот мораль рабу: не меняй своих хозяев. БЛОХА И АТЛЕТСлучилось как-то, что один атлет прямо во время состязаний обнаружил на своей ноге блоху, которая так больно его укусила, что он тут же решил раздавить ее, ведь она помешала ему стать победителем. Правда, блоха вовремя ускакала. — Боги! — вскричал атлет. — Для чего же стоите вы, если не способны помочь мне одолеть соперников, раздавив блоху. Мораль ясна — не вспоминай о богах всуе. ГАЛКА И ПАВЛИНСобрались как-то раз птицы, чтобы избрать царя, и первым из первых, кто захотел быть правителем, был павлин. Он ходил перед рядами птиц и хвалил самого себя: — Ах, какой я красивый, какой прекрасный у меня хвост! Кто бы не посмотрел на маня, сказал бы сразу: настоящий царь! Но тут появилась простая галка и спросила: — Павлин, а если придет нужда нас защитить, как ты сумеешь это сделать? Вот, к примеру, если прилетит орел? И павлину нечего было сказать. Мораль ясна: правителя украшает не красота, а сила. ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦПринялись как-то раз спорить черепаха и заяц, кто из них самый быстрый. И вот была отмерена дистанция, но заяц, отлично знавший, что бегает куда быстрее черепахи, решил немного отдохнуть под кустом да еще и заснул при этом. Черепаха же, зная о своих способностях, спать не стала и тотчас побежала, если так можно сказать. Заяц так и спал, а черепаха, дойдя до финиша, получила высшую награду. Вот вам и мораль: труд и регулярность всегда победят талант, который перемешан с ленью. ОСЕЛ И МУЛОсел никак не мог избавиться от недовольства — с чего бы это перед сборами в дальнюю дорогу поклажу между ним и мулом делят поровну, зато корму дают ему вдвое меньше. Вот двинулись как-то в дорогу, и заметил вскоре погонщик, что осел стал уставать. Тогда он взял и снял часть груза с осла и переложил ее на мула, и так в течение пути проделал несколько раз. И мул спросил наконец у осла: — Ну, догадался наконец, что мне приходится честно отрабатывать свою еду? Мораль такая: в каждом деле нужно судить по его результату. ПАСТУХ И ВОЛЧАТАОднажды пастух нашел оставленных волчицей волчат. Он решил взять их с собой, выкормил и выходил, потому что надеялся на то, что волчата потом станут защищать его стадо. Однако этого на случилось. Когда выросли волчата и превратились в настоящих волков, они перерезали все стадо, которое поручил им пастух. — Какой же я глупый! — стал сетовать пастух! Для чего же я спас малолетками тех, кого нужно убивать взрослыми? Мораль гласит: если выручаешь из беды дурного человека, сам пострадать можешь. ВОЛК И ЦАПЛЯСлучилось волку подавиться костью. Ох, как плохо было ему, как мучался он. Ко всем зверям обращался: «Помогите!» Но никто не мог ему помочь, только цапля своим длинным клювом достала из глотки волка застрявшую кость, а перед этим он сказал ей: — Если вытащишь кость, что хочешь у меня проси! — И чем же ты заплатишь мне за труды? — спросила цапля. Волк, радостный оттого, что избавился от кости, рассмеялся: — Заплатить тебе? Да ты еще радуйся тому, что вытащила свою голову из моей пасти целой и невредимой! Мораль: дурной человек горд уже тем, что не делает зла другим. ГАДАТЕЛЬСидел один гадатель на площади города и занимался тем, что предсказывал судьбу всем прохожим. Подбежал к нему один человек и вопит: — Гадатель, воры вломились в твой дом и грабят его! Гадатель тотчас вскочил и побежал к своему дому, надеясь спасти свое имущество, чем вызвал смех у всех, кто был на площади: — Вот, можешь предсказывать чужие судьбы, а о собственной ничего не знаешь! Мораль такая: не берись за чужие дела, если сам жить не умеешь. ВОЛК И СТАРУХАБегал волк повсюду в поисках пищи — очень уж оголодал. Пробегает мимо одного дома и слышит, как старушка пугает плачущего внука: — Гляди, плакать будешь, волку тебя отдам! Волк обрадовался — будет ему здесь пожива! Решил подождать возле дома. Долго ждал он, а старуха так и на исполнила своего обещания. И думал волк, унося ноги: — Ну что это за люди: говорят одно, а делают совсем другое! Мораль: так уж бывает у людей — слова расходятся с делом. БОЛЬНОЙ И ДИКАРЬЗаболел один человек и решил позвать лекаря. Приходит лекарь и спрашивает: — Как ты чувствуешь себя? — Слишком потею, — пожаловался больной. — Это хорошо! — сказал лекарь и ушел. Но больному все плохо. Во второй раз вызывает он лекаря, и спрашивает тот: — Как чувствуешь себя? — Меня все время знобит, — пожаловался больной. — И это неплохо, — сказал лекарь и ушел. И в третий раз был приглашен лекарь к больному. — Как чувствуешь себя? — спросил лекарь. — Началась водянка, — сообщил больной, и на этот раз лекарь сказал, что это — хорошо! А вскоре пришел к больному один его родственник и тоже спросил, как он чувствует себя. — Так хорошо, — отвечал больной, — что и помирать пора. Мораль такая: порой люди, не желая вникать в чужую беду, считают своих ближних счастливыми как раз за то, от чего они страдают. ОСЕЛ, КОТОРЫЙ ВЕЗ СОЛЬШел как-то раз осел, навьюченный мешками с солью. Поскользнулся он да и упал в реку. Соль растаяла, и уже на берегу осел почувствовал, что его ноша уже не такая тяжелая. — Это надо запомнить! — подумал осел. И вот, когда в следующий раз нагрузили губками, он, идя по берегу реки, сам бросился в воду, но в этом случае получилось иначе — губки разбухли от воды, стали такими тяжелыми, что осел не мог выбраться на берег и — утонул. Мораль: иной раз хитрости приводят к беде. ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, НЫРОК И ТЕРНОВНИКЗадумали как-то раз летучая мышь, нырок и терновник завести свое торговое предприятие. Летучая мышь где-то заняла денег, нырок приобрел меди для общего котла, а терновник предоставил свою одежду. Все это они погрузили на корабль, сами на него сели и отправились торговать. Но неподалеку от берега разразилась буря, и корабль затонул. С тех давних пор летучая мышь, боясь своих кредиторов, у которых занимала деньги, днем прячется, а вылетает только ночью; нырок все время ныряет — хочет поднять со дна свою утонувшую медь, а терновник цепляется за одежды прохожих, как бы надеясь вернуть свою. Мораль: мы больше заботимся о том, в чем сами понесли убытки. ПУТНИК И ГАДЮКАЗимой возвращался домой один путник и увидал на дороге замерзающую змею. Она просто погибала от холода. Путнику стало жаль змею, и он взял ее с собой, отогрел под одеждой. Змея отогрелась, совсем ожила да и ужалила путника. Умирая, он так сказал: — Поделом мне! Пожалел я умирающего гада, а нужно было его просто убить! Мораль: нечего ждать благодарности от злой души. ВОЛКИ И ОВЦЫОчень уж хотелось волкам съесть овец, но никак не могли они этого сделать — собаки крепко сторожили отару. Едва пытались волки приблизиться к овцам, как собаки поднимали такой громкий лай, что волки пускались наутек. Долго думали волки, как же им полакомиться овечьим мясом, и вот послали они к овцам для переговоров своих послов, которые сказали: — Овцы, выдайте нам собак, ведь они все время шумят, из-за них вечные свалки. Не будет мира и спокойствия, пока не сделаете вы этого. Глупые овцы поверили послам и выдали волкам собак, после чего со всей отарой волки покончили очень быстро. Мораль гласит: народы, выдающие своих вождей, очень быстро становятся добычей враждебных народов. ДВЕ СУМЫКогда Прометей создавал людей, то каждому человеку вручил по две сумы. В одной суме находились чужие пороки, а в другой — собственные, принадлежащие владельцу сумы. Правда, при этом он сделал ошибку: суму с чужими пороками повесил у человека спереди, а со своими — сзади. Вот и получилось, что чужие пороки нам видны, а свои — нет. Мораль: нужно разобраться вначале со своими пороками, а потом уж судить о чужих. РЫБАКИКак-то раз рыбаки вытаскивали из моря сеть, и сеть шла так тяжело, что рыбаки уже предвкушали большую удачу. И вот сеть оказалась на берегу, но рыбаки, к великому своему огорчению, увидели, что рыбы в ней очень мало, а наполнена она камнями и песком. Стало грустно рыбакам, но досадовали они скорее не на то, что было мало рыбы, а на то, что их надежды не оправдались. И вот сказал один старый рыбак: — Успокойтесь, товарищи, и знайте: радость и горе являются двумя сестрами. Сколько радовались мы в нашей жизни, столько и горевать должны. Мораль: необходимо взирать на все, что происходит с нами в жизни, мудро и спокойно. Не нужно сильно радоваться успехам — и после самой хорошей погоды наступают ненастные дни. ЗВЕЗДОЧЕТЖил на земле один звездочет, и каждый вечер он выходил прогуляться, чтобы посмотреть на звездное небо. Но вот случилось однажды так, что он засмотрелся на небо да и провалился в колодец, на заметив его. Испугался звездочет, поднял крик. Подошел к колодцу прохожий, услышавший крик звездочета, понял, что случилось с сидящим в колодце человеком, и так сказал ему: — Пытался рассмотреть то, что расположено на небе, а что творится на земле, под ногами, не заметил. Мораль: на хвались чудесами, если не способен сделать то, что может делать каждый. КОШКА И МЫШИЗабралась кошка в один дом да и принялась ловить мышей, которые водились там в большом количестве. Она могла их всех переловить, да только многие мыши успели спрятаться в норках. Тогда решила кошка пойти на хитрость: уцепилась за гвоздь и притворилась мертвой, будто повесилась. Но одна из мышей, выглянув наружу и увидев кошку висящей, сказала: — Да ты хоть мешком стань, все равно не подойду к тебе близко! Мораль такова: умный человек, погорев на чьем-нибудь обмане хоть один раз, будет вести себя строго и осторожно. СТАРИК И СМЕРТЬОдин старик пошел как-то в лес за дровами. Нарубил он дров немало, взвалил их себе на спину да и понес домой. Но по дороге, оказавшейся долгой, старик, очень уставший, бросил дрова на землю и стал призывать к себе смерть. Смерть была тут как тут, приблизилась и спросила старика: — Для чего звал меня? — Затем, чтобы ты помогла мне донести дрова. Мораль: всякий тянется к жизни, когда жить ему уже невмоготу. ВОЛК И КОНЬБродил как-то раз волк по полю и увидал ячмень. Нет, не нужен был волку ячмень, и он покинул поле. Вскоре повстречался ему конь, которому он сообщил, что нашел ячменное поле и согласен отвести его туда. Пришли, и говорит коню волк: — Ну, ешь. Для тебя я берег этот ячмень, потому что нравится мне слушать, как кони жуют. На это конь так ответил волку: — Волк, волк! А вот если бы ты мог лакомиться ячменем, то не стал уxo раньше брюха услаждать! Мораль такая: что бы не обещал плохой человек, нет доверия ему. ЛИСА И ВИНОГРАДУвидела как-то раз лиca на виноградной лозе сочные гроздья. Ей очень захотелось добраться до них, чтобы полакомиться, но висели они так высоко, что как ни скакала лиса, как ни скакала, они так и оставались висеть в отдалении от ее пасти. Уставшая и раздосадованная лиса сказала тогда: — Да зелены они еще! — и побрела себе восвояси. Мораль: вот так и некоторые из нас, не сумев добиться в чем-то желаемом, спешат обвинить в неуспехе обстоятельства. СЛЕПЕЦЖил один слепец, который обладал способностью на ощупь определять, какое животное ему пoдaли или подвели к нему. Однажды ему прямо в руки дали волчонка. Слепец щупал, щупал его, а потом, покачав головой, сказал: — Точно не скажу, что это за зверь, но знаю твердо, что в овечье стадо его пускать нельзя. Мораль: так и дурных людей часто выдает их внешность. ПАСТУХПотерялся у одного пастуха теленок. Долго не мог найти теленка пастух, даже клятву Зевсу дал принести ему в жертву козленка, если теленок отыщется. И вот в лесу увидел пастух своего теленка. Егo в это время пожирал лев. Пастух от страха так и затрясся, а потом вскричал: — Зевс, я обещал тебе козленка, если ты поможешь мне найти вора, который увел его! А теперь, Всемогущий, я обещаю тебе вола, если ты спасешь меня от этого вора. Мораль: не ищи то, что потерял — может случиться, что ты не сумеешь избавиться от того, что нашел. ВРАГИСлучилось так, что на одном корабле оказались двое врагов. Но не захотели они находиться рядом, а потому один примостился на корме, а другой — на носу. Плыл корабль, и вот началась страшная буря, стал тонуть корабль, и человек, устроившийся на корме, спросил у капитана: — Скажи, какая часть судна раньше уйдет под воду? — Нос, — отвечал капитан. — Прекрасно! — воскликнул человек. — Если я увижу, как тонет мой враг, мне и самому умирать не страшно будет! Мораль: есть такие люди, которые из ненависти к другим сами готовы страдать, только бы увидеть страдания врага. ЗЕВС И ЧЕРЕПАХАЗевс справлял одну из своих свадеб и решил пригласить на торжество всех зверей. Все собрались, и только не было черепахи. Зевс был недоволен. На следующий день, увидев животное, он спросил: — Почему же я не видел тебя, черепаха, на свадебном пиршестве? И черепаха дерзко ответила: — Потому, что мне и у себя дома хорошо. Не на шутку рассердился Зевс и заставил ее всегда и везде таскать на себе свой дом. Мораль: многим нравится жить скромно в своем собственном доме, чем пышно и богато в чужом. ВОРОН И ЛИСАВорону посчастливилось украсть где-то кусок мяса. Чтобы ему никто не мешал насладиться лакомством, он взлетел на ветку дерева, держа мясо в клюве. Пробегала под деревом лиса, услыхала запах мяса, и ей очень захотелось тоже поесть его. Принялась она кружиться под деревом да расхваливать ворона: — Ах, как красив ты! Ты мог бы стать повелителем над всеми зверьми, вот только голоса у тебя, жаль, нет. Ворон не мог согласиться с таким утверждением, желая показать, что у него тоже есть голос, он открыл клюв, мясо выпало из него, и лиса живо схватила его. Смеясь, она сказала: — Тебе, ворон, еще бы и ума на мешало добавить, чтобы стать правителем. Мораль: всякому неразумному оставаться без своего куска мяса! ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКАПоймала как-то раз ласка летучую мышь, и мышь стала молить ее: — Ласка, не ешь меня! — Нет, не могу я тебя не есть, — отвечала ласка. — Мы испокон веку враждуем с птицами. — Но ведь я на птица, — сказала мышь. Ласка удивилась и отпустила ее. Но случилось так, что другая ласка поймала ту же самую летучую мышь, которая стала просить ее даровать ей свободу. — Не могу, — сказала ласка. — У нас издревле вражда с мышами. — Но я ведь не мышь, а птица, — сказала летучая мышь, и удивленная ласка отпустила ее. Таким образом, дважды меняя свое название, летучая мышь обретала свободу. Мораль: плохо быть все время одинаковыми. Это может привести к немалым бедам. ОСЕЛ СО СТАТУЕЙ НА СПИНЕОднажды поставили на спину осла статую, чтобы он отвез ее в город. Каждый, кто видел статую, кланялся. Осел в конце концов смекнул, что это именно ему кланяются, и гордость обуяла его. После этого он поднял рев и отказался идти с тяжелой поклажей дальше. Погонщик догадался, в чем дело, и больно отколотил осла. При этом он говорил: — Экий ты дуралей! Не хватало, чтобы люди еще и ослам поклонялись. Мораль: тот, кто похваляется чужими заслугами, дает повод людям бить его, так как он похож на осла. ПАСТУХ-ШУТНИКЖил один пастух, большой любитель шуток. Однажды он выгнал стадо, а потом как начал кричать: — Волки! Волки! Люди из ближайшей деревни побросали все свои дела и с палками, вилами бросились на луг, но оказалось, что никаких волков нет. Пастух же смеялся над ними. Так повторял он свою шутку три раза, и крестьяне возвращались в деревню осмеянные. Но случилось однажды, что волк на самом деле напал на стадо. Стал пастух-шутник звать на помощь, но каждый знал теперь, что пастух и в этот раз хочет над ними подшутить. Волк погубил все стадо... Мораль: если ты зарекомендовал себя лжецом, то тебе не поверят даже тогда, когда ты скажешь правду.
Ваш комментарий о книге |
|