Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Толмачева Р. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел II. Зарождение и развитие мировой экономики

Глава 1. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации (IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)

1.1. Месопотамия

Человечество ведет свою родословную из глубины веков Древнего мира. Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути, итогом было формирование у народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. Такую форму правления обычно называют древневосточной деспотией ("деспотия" — от древнегреч. despoteia, что означает "неограниченная власть").

Начнем изучение фундамента мировой цивилизации, заложенного в эпоху Древнего мира, с характеристики первых основных ее очагов: Месопотамии (Двуречье или Междуречье); Египта, Индии и Китая.

Самым первым во времени (начало IV тыс. до н. э.) очагом цивилизации считается Месопотамия (Ближний Восток). Именно здесь еще в VIII—VI тыс. до н. э. возникает протогосударство Древний Шумер, плавно перерастающее (IV тыс. до н. э.) в государство. Считается, что шумеры первыми изобрели клинопись, на основе которой в определенной степени пошло развитие письменности. Археологи в XIX в. обнаружили и расшифровали 100 тыс. глиняных таблиц, на которых клинописью были отражены многие сведения об их хозяйственной жизни, быте и культуре. Это еще не своды законов, но их можно отнести к числу первейших регламентов хозяйственной и общественной жизни.

Месопотамию, Египет, Индию и Китай ученые относят к так называемым речным цивилизациям. Успех в земледелии в этих странах во многом зависел от гидрорежима великих рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Ян-Цзы. Во время разливов реки оставляли на полях массу ила, что позволяло снимать несколько урожаев в год. И главным условием производства сельскохозяйственных культур и самого существования людей было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов, чтобы вовремя обводнялась плодородная почва приречных низменностей.

Отсутствие механизации предопределило огромное значение коллективного труда людей, которые могли справиться с весьма трудоемким ирригационным строительством. Ирригационная экономика явила собой ранний пример командно-распорядительной системы. Для поддержания в нормальном состоянии гидромелиоративной сети вдоль великих рек необходимо было в каждой стране иметь большой штат надсмотрщиков, учетчиков и управляющих, находящихся на государственной службе. Это определяло и роль государства в хозяйственных отношениях. Возвышалось значение государственной (царско-храмовой, или уже царской) формы собственности.

Бухгалтерский учет и использование в хозяйстве статистико-экономической отчетности ведут свою родословную со времен Древнего Шумера. Там в рамках государственного хозяйства проводились обмеры обрабатываемых полей;

был составлен впервые в истории Земельный кадастр, в котором содержался не только перечень полей, но указывалось качество обрабатываемых земель; оценивалась рабочая сила с указанием ее полной и неполной занятости;

исчислялся в человеко-днях объем выполняемых работ;

проводился ежегодный и ежемесячный учет материальных ценностей, хранящихся на государственных складах.

В Месопотамии люди занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом, используя разнообразные полезные ископаемые. Все в больших количествах появлялся избыток продуктов и ремесленных изделий, что создавало основу для торговли. На протяжении многих веков она носила меновой характер.

Благодаря развитию земледелия и скотоводства, ремесла и торговли закладывались основы для генезиса товарно-денежных отношений, без которых позднее не могли развиваться рыночные отношения.

В период Древнего Шумера (IV тыс. до н. э.) социальная дифференциация внутри общин привела к подразделению ее земель на две части. Продавалась и покупалась та ее часть, которая хотя и находилась в собственности территориальных общин, но была передана внутри них в индивидуальное владение большим семьям. Появилась частная собственность на землю. Другая часть составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: земля собственно храмовая; земля, которая раздавалась храмовому персоналу без права наследования за выполнение определенных обязанностей в храмовом хозяйстве; земля, сдаваемая в аренду с уплатой за это доли урожая, — зарождение арендных отношений, прообраза фермерских, т. е. рыночных отношений в сельском хозяйстве. Существовало в Древнем Шумере и царское землевладение.

Жреческая администрация, занимаясь во многом и хозяйственными делами, приобретала черты бюрократического аппарата и постепенно вместе с царской семьей образовала основной субъект системы "власть—собственность"1. Свободные общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту — налог. Они участвовали в общественных работах на строительстве храмов, дворцов, дорог, плотин, каналов и дамб, получая питание и орудия труда из храмовых амбаров и складов. Так на практике создавалась ирригационная система как основа земледелия, возникали коммуникации для общения и торговли, строились поселки городского типа, закладывались основы для будущей урбанизации.

С объединением в начале второй половины III тыс. до н. э. Шумера и Аккада появилось крупное централизованное государство.

Государственная система функционировала не только за счет ренты — налога с общинников и дани с покоренных соседних народов, но и разнообразных повинностей населения (строительство различных объектов).

Параллельно с усилением государственного сектора в экономике проходил процесс приватизации, т. е. образование частной собственности: за счет выделения из общины; участия в войнах; покупки и приобретения земли и иных видов недвижимости. Основными производителями оставались мелкие землевладельцы, а рабство носило патриархальный характер, рабов использовали больше в домашнем хозяйстве. Иными словами, в Месопотамии рабство существовало в виде социально-экономического уклада.

К концу III тыс. до н. э. в Шумеро-Аккадском царстве наблюдается активизация товарно-денежных отношений, проводится унификация мер и весов. При расчете с арендаторами и в торговых операциях возникла необходимость в использовании определенной весовой меры серебра. В Древней Месопотамии в качестве всеобщего эквивалента стоимости вначале был скот, позднее, в лесистой местности Европы — шкурки ценных пород лесных зверьков, затем наступает эра использования слитков серебра или золота — государство со временем стало ставить клеймо на этих слитках, наконец, появляется весовая мера серебра (сиклъ), а в середине I тыс. до н. э. — деньги.

Сикль превратился в единицу денежного измерения. В рыночные отношения все больше втягивались ремесленники и члены крестьянских общин. Основным продолжает оставаться натуральное хозяйство, но признаки его товарности проявляются в усилении слоя ростовщиков, проводящих кредитные операции. Встречалась зависимость и в виде долгового рабства, что свидетельствовало о разорении общинников, усилении процессов социальной дифференциации внутри общин. Многие работники в царском хозяйстве трудились отныне за паек, без права на земельный надел.

Централизованная администрация Шумеро-Аккадского, а позднее Старовавилонского царств, стремясь не допустить разорения государства, объективно вынуждена была развивать право в виде различных законов и установлении, касавшихся цены наемного труда, размера ростовщического процента, условий содержания в хозяйстве раба. Главной целью правовых норм было поддержание социальной стабильности в обществе, что отныне и вплоть до Нового времени станет главной прерогативой деятельности правителей стран Восточной цивилизации.

В истории Древнего мира к самым интересным относится Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи.

С точки зарождения рыночной экономики, большой интерес представляет восьмой раздел законов, в котором содержатся "Правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях". Безусловно, интересен и раздел 2 (ст. 6—25)1 "Правило охраны собственности царя, храмов, общин"; раздел 3 (ст. 26—41) "Об охране имуществ, полученных от царя за службу"; раздел 4 (ст. 42—71) и раздел 5 (ст. 78—126) "Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних". Раздел 6 (ст. 127—195) можно считать посвященным полностью семейному праву, а 7-й раздел (ст. 196—214) — уголовному праву. Раздел 1 (ст. 1—5) заключал общие правила об отправлении правосудия.

Вавилония времен Хаммурапи предстает первым развитым государством в Западной Азии (территория современного Ирака). Клановые и родственные связи здесь заменялись административно-территориальными. Все занятые в системе администрации и управления назывались царскими людьми: воины, ремесленники, дворцовые слуги. Им противостояло остальное население в виде земледельцев-общинников. Администрация внедряла практику раздачи 30— 40% пашни из состава царско-храмовых земель в виде должностных наделов царским людям первой категории. Практика эта отдаленно напоминает зародившуюся много веков спустя систему феодализма в Европе с заметным отличием: к царским людям первой категории относились и специалисты из сферы управления и обслуживания. Эти люди должны были служить системе "власть — собственность". Одновременно они имели право дробить свои наделы и отдавать отдельными участками в аренду царским людям второй категории. К ним относились иноплеменники или потомки разорившихся общинников. Они выступали не только в роли арендаторов, но и получали наделы из царско-храмовых земель, строго без права их продажи.

Аренда земли, как правило, была краткосрочной, на один—два года. Арендаторы платили треть, иногда половину Урожая за землю. Сад сдавался в аренду за 2/3 урожая. Распространенным был также наем помещения, домашних животных, судов. Данные примеры свидетельствуют: денег и денежной системы в Вавилонии еще не было, а товарно-денежные отношения активно развивались! Использовались в торговых операциях и сделки с недвижимостью, эквиваленты денег и сикль как первая весовая мера серебра.

О развитии товарно-денежных отношений, тенденциях зарождения рыночного хозяйства свидетельствуют и такие факты. Оплата труда ремесленников проходила по тарифам, и мастера несли особую ответственность за качество изделий. Торговые операции внутри страны и за ее пределами свидетельствовали о некотором росте товарного хозяйства, которое в целом оставалось натуральным. В Вавилонию ввозили строительный лес и камень, предметы роскоши, а вывозили продукты сельского хозяйства и некоторые ремесленные изделия.

Многочисленные статьи законов Хаммурапи подтверждают наличие частной собственности в Вавилонии II тыс. до н. э., но это понятие не отделялось от определения личной собственности, т. е. собственность на недвижимость — суда, дома и др. отождествлялась с собственностью на предметы быта, одежду и проч. А собственность на землю как главное средство производства оставалась в руках повелителя страны и представителей властных структур. Историческое значение законов Хаммурапи заключается в признании института частной собственности в Месопотамии II тыс. до н. э.

Безусловным является и тот факт, что Хаммурапи и его администрация стремились ограничить собственников в их деяниях. Так поступали и правители Древнего Шумера, Ассирии, а также Египта, Индии и Китая. Централизованная администрация ограничивала частное предпринимательство, не давала ему развиваться и изменить социальную структуру общества. Запрещалось продажа наделов земли, пожалованных царем. С этих позиций строго рассматривались условия аренды и залога имущества. Ограничивались проявления кредита и ростовщичества. Долговой процент 'не должен был превышать 20—30%. Анализ Законов царя Хаммурапи и их оценка специалистами позволяют заключить: деспотии Месопотамии допускали существование на вторых ролях в стране частнособственнических отношений, но жестко ограничивали их.

Такая политика была направлена на закрепление роли государства в экономике, формирование традиционных устоев восточного общества и его социальной стабильности.

Законы Хаммурапи позволяют понять и социальную структуру Вавилонии. Основные социальные группы населения составляли: авилумы — полноправные вавилоняне; мушкенумы — ограниченные в правах жители; рабы — с правом на семью и хозяйство. Предоставление рабам права на ведение хозяйства в рамках семьи свидетельствует о том, что Вавилония в своей основе не была государством классического рабовладения. Основными производителями материальных благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники и ремесленники.

Как государство Вавилония прекратила существовать в 539 г. до н. э. с завоеванием Междуречья персами.

Шумеры и вавилоняне первыми шли по пути становления государственности и зарождения рыночных отношений. Их вариант государственности, форм хозяйства и форм собственности стал с вариациями эталоном для других стран и народов Востока. Их общекультурным вкладом в мировую цивилизацию можно считать: иероглифическое письмо (клинопись); календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; первые географические карты; культура архивного дела; развитие мифологии и искусства.

Экономические основы государств Месопотамии были заложены на базе достижений аграрной неолитической революции. Социально-политические и социокультурные особенности были тесно связаны с появлением письменности и государственности как обязательными атрибутами любой цивилизации. Зарождающаяся государственность легитимировалась с помощью Сводов законов, в которых закреплялись среди прочего и разные формы собственности. Но историческое время для складывания рыночной экономики еще не наступило. Несмотря на активизацию товарно-денежных отношений хозяйство оставалось натуральным, техника была развита слабо, источником энергии служила мускульная сила человека и животных.

1.2. Египет

Египетская модель развития хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской.

Бесспорным является многократно высказанный в литературе тезис о цикличности развития всех восточных цивилизаций. Для Древнего Египта, как и Вавилонии, цикличность развития определилась сменой историко-хроно-логических периодов: Древнее царство (IV тыс. до н. э. — III в. до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.);

Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднее царство (XI—IV вв. до н. э.).

Египет — дар Нила, так называл его Геродот. Успешное ведение сельского хозяйства в долине Нила было немыслимо без разветвленной сети каналов, дамб, плотин. Но нужно учитывать и своеобразие географической замкнутости страны в отличие от перекрестка мира, на котором находились государства Месопотамии, открытые для нашествий и чужеземных влияний, а также для активной торговли. Своеобразие географического положения Древнего Египта способствовало формированию особого менталитета египтян, их характера, особого быта и системы хозяйства.

По свидетельству археологов, древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли на рубеже VI и V тыс. до н. э., на основе аграрной неолитической революции. Уже в IV тыс. до н. э. здесь появляются ирригационные сооружения; глинобитные строения; строительство из сырцового кирпича. В земледелии использовались мотыга, серп, плуг с кремневыми резцами, которые позднее заменяются на металлические. Выращиваются ячмень, овощи, лен. Недостаток земель для выпаса скота не содействовал его количественному росту; рано началось выведение породного скота. Применялось его стойловое содержание.

Уже в период Древнего царства в стране выплавлялся свинец в районе Ассуана и на берегу Красного моря, а также медь на Синайском полуострове. Ремесло наибольшее развитие получило в эпоху Нового царства: ткачество, гончарное и камнерезное ремесло, ювелирное дело. Совершенствуется начатое еще в III тыс. до н. э. изготовление папирусов. Как писчий материал папирус использовался вплоть до эпохи Средневековья.

Благодаря сооружению пирамид и сложной ирригационной системы общественные работы в Древнем Египте играли более значительную роль, чем в государствах Месопотамии. И, по свидетельству множества источников, в работах этих участвовали не рабы (!), а свободные общинники. Это подтверждает патриархальный характер рабства в стране.

К III тыс. до н. э. в Египте господствовали тоталитарная государственность и всеобщая вовлеченность населения в систему государственного хозяйства. Таким образом, исходя из социально-экономического и политического строя Древнего Египта можно сказать, что это была одна из первых командно-административных систем.

Об этой и иных особенностях социально-экономического строя Древнего Египта свидетельствуют древние папирусы. Благодаря им современный исследователь может ознакомиться с памятниками экономической мысли Древнего Египта. Среди них наиболее известны: "Поучение Геракле-опольского царя своему сыну" (XXII в. до н. э.) и "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н. э.). Необходимость эффективного функционирования аппарата управления подчеркивалась в "Поучении". Аппарат состоял из чиновников различного ранга. Автор рекомендовал проявлять заботу о чиновниках, при поощрении их за верную службу руководствоваться деловыми качествами, а не происхождением.

Ипусер предположительно принадлежал к господствующему классу. Он призывал вернуться к деспотически-бюрократическому регулированию хозяйственных отношений. Рекомендации Ипусера свидетельствуют о роли трудовых повинностей египтян в строительстве пирамид и возведении ирригационных сооружений. Он также ратовал за усиление армии. Косвенно в данном "Речении" подтверждается, что в стране на грани Среднего и Нового царства развивались товарно-денежные отношения в лице торговцев и ростовщиков.

Именно в Египте, в период Среднего царства, появляются люди, связанные с рынком (неджес). Но денег как общего эквивалента еще не было. Чаще, чем медь, серебро или золото, мерилом ценности выступало зерно.

Расцветом Египта явилось Новое царство при Тутмосе I и Тутмосе II, царице Хатшепсут. Велось грандиозное храмовое строительство, проходило территориальное расширение страны. Крепли международные связи. Новые плодородные земли раздавались в виде условных наделов воинам и чиновникам. Эти наделы, активно включались в систему рыночных связей путем аренды, продажи зерна и проч. Серебро пришло на смену зерну в качестве мерила рыночных ценностей. Несмотря на возросший приток рабов из пленных, они по-прежнему оставались дорогими. Рабыня приравнивалась к стоимости 4—5 коров. В источнике описан случай, когда девочка-рабыня была продана за 373 г серебра, или 25 т зерна.

При Эхнатоне храмы все больше превращались в своеобразные базы государственного сектора экономики, это говорит об усилении слияния царских и храмовых земель. В I тыс. до н. э. Египет, несмотря на некоторый экономический упадок, оставался богатейшей страной мира, по крайней мере, по производству пшеницы.

Главное отличие Позднего царства в истории Древнего Египта (XI—IV вв. до н. э.) от предшествующих заключается в децентрализации общества. Если в течение двух тысячелетий экономической опорой царской власти являлось государственное хозяйство, то после падения Нового царства эта структура заменяется обособленными хозяйствами в отдельных египетских номах. Особенно важно подчеркнуть, что земельные участки, которые выделялись государством в период Нового царства чиновникам в условное держание, превращаются теперь в их полную собственность.

Земля стала объектом купли-продажи, т. е. появился рынок земли. Мемфисский, Фиванский храмы контролировали денежное обращение. В ходу были вавилонские весовые единицы: таланты и сикли. Египет расширяет торговлю с Карфагеном, Финикией, греческими полисами.

Обогащение верхушки общества сопровождалось разорением мелких земледельцев, они превращались в арендаторов, часть попадала в долговую кабалу.

В изучении генезиса аграрного общества в мировом масштабе, начиная с эпохи Древнего мира, определенное место занимает вопрос о статусе так называемой комы и их жителей — кометов. Еще в середине 1-го тыс. до н. э. жители городов и комы не различались по социально-экономическому и социально-политическому положению — те и другие были гражданами того или иного полиса (города-государства). В эллинистическое время завоевательных походов Александра Македонского комами стали называться сельские поселения на царской или государственной земле, а кометы стали сельскими жителями. В Египте периода Птолемеев и Солевкидов комы стали считаться низшей административно-податной единицей в стране. Многочисленные комы в период с III в. до н. э. и позже располагались в пределах большого Фаюмского оазиса, а кометы содействовали расширению ирригационной системы и колонизационной политике правителей Древнего Египта.

С точки зрения римского законодательства IV—V вв., т. е. к концу эпохи Древнего мира, все египетские земледельцы-кометы, приписанные к своему дому, земле, коме, принадлежали к одной категории колонов — homologi ("обязанные по соглашению"). Так называли земледельцев, обязанных нести повинности в пользу государства. Римские законы свидетельствовали о двух тенденциях: 1) о развитии колоната на частных землях, что вело в эпоху Средневековья к усилению слоя частных земельных собственников и 2) распространению норм колонатных отношений на податное сельское население. Это законодательно прикрепляло сельских жителей к месту их жительства и определяло их повинности. Гак отрабатывался подход к закрепощению крестьян, но уже в хозяйствах сеньоров-помещиков в Средние века в Европе.

Из-за тотального вовлечения производителя в систему государственного хозяйства в Египте медленно складывался частнособственнический сектор, замедляя экономический подъем. Месолотамский вариант хозяйствования оказался динамичнее и предпочтительнее для подражания. Рынок начал формироваться в Египте только в период Среднего царства. И лишь в Новом царстве, с созданием обширной империи путем завоеваний, в XVI—XV вв. до н. э., т. е. через полторы тысячи лет с начала становления египетской государственности, в стране заметную роль стали играть рыночные отношения. Тенденции эти усилились в Позднем Египте за счет контактов с иноплеменниками-завоевателями.

1.3. Индия

Одним из интереснейших очагов цивилизации является Древняя Индия. Располагалась она, как и ныне в Южной Азии, в районе великих рек Инд и Ганг.

Основным занятием населения бассейна реки Инд в XXIII—XVIII вв. до н. э. в районе городов Мохенджо-Даро и Хараппи было земледелие. Выводилась пшеница двух сортов, ячмень, кунжут, бобовые. Есть данные о возделывании риса, финиковых пальм. Зародилось и примитивное хлопководство, до сих пор развивающееся в этой стране. Возделывалась земля при помощи легкой бороны грубого плуга с лемехом из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Из домашних животных были известны овцы, козы, коровы, собаки, кошки. Занимались куроводством. Уже приручали слонов.

Занятия сельским хозяйством и ремеслом создали основу для развития торговли. При развитии торговых сношений с государствами Месопотамии использовалась иероглифическая письменность.

О высокой культуре городского строительства свидетельствовали трехэтажные дома с водопроводом и канализацией.

Вторым важнейшим периодом в истории Древней Индии является "Ведийский период". Он назван так в связи с созданием племенами индоариев во второй половине II — начале I тыс. до н. э. священной литературы вед. Индоарии, появившись на севере Индии, расселились в бассейне реки Ганг. С этого времени начинается второй крупнейший цикл социально-экономической и социально-политической истории Индии. В долине Ганга образуются первые государства.

Основным памятником религии, фольклора индоариев стала "Ригведа". Она включила всю сумму знаний человека того времени об окружающем мире: богах и демонах, космосе, социальном устройстве, этике, хозяйственной жизни. Считается, что "Ригведу" можно отнести к памятникам экономической истории Древней Индии.

Социальное расслоение в деревне усиливается с развитием земледелия, так как все шире используется чужой труд. Распространяется домашнее рабство. Самоуправление общины все больше ограничивается. Но община в Индии еще много веков будет сдерживать экономическое развитие. Трудно проходил в стране процесс разделения труда, так как долгие годы ремесленники оставались членами сельских общин.

На всю последующую экономическую и политическую историю Индии большой отпечаток наложило образование в конце II тыс. — первой половине I тыс. до н. э. наследственного варнового (кастового) строя. Это явилось апогеем развития ведийского периода Индии. Отныне сложилось четыре основных замкнутых слоя (касты) общества: брахманы — жрецы и учителя, составляющие верховную касту; кшатрии — воины и правители — из племенной военной аристократии; вайшьи — полноправные общинники, земледельцы и ремесленники — основной трудовой люд; шудры — рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники (неравноправная категория населения), обязанные служить трем первым кастам.

Итогом "ведийского периода" было формирование основы древнеиндийской цивилизации. Распространяется пахотное земледелие в Индо-Гангской равнине, т. е. закладываются экономические основы для объединения страны в единое централизованное государство. Проявляется все ярче социальное расслоение в условиях кастового строя.

Следующим очень важным этапом в экономической истории Древней Индии был "буддийский период" (V—III вв. до н. э.).

Традиционно считается, что жизнь Будды и его учеников восходит к IV—III вв. до н. э.

Буддизм распространяется на иной, чем ведическое учение, территории Индии. Будда был родом из мест, где сейчас находится Непал. Составители ведийских текстов считали население тех мест северо-востока Индии варварским. Здесь трудно развивалось земледелие, но уже с использованием лопаты и мотыги из железа, о чем есть упоминания в древних буддийских книгах. Возводятся ирригационные сооружения — пруды, колодцы и дамбы. Основной культурой стал рис (в древнеиндском языке слова "пища" и "отварной рис" имеют одинаковое значение).

Подъем сельского хозяйства послужил основой для демографического взрыва в Северной Индии. Несколько позже Геродот назвал индийцев самым многочисленным народом из всех живущих. Другой стороной этого процесса была урбанизация. Появилось много процветающих городов, а в буддийских преданиях встречается много упоминаний о купцах и зажиточных горожанах. В "ведийский" период города превратились в резиденции правителей, господствующих над сельской округой.

Как и повсюду в эпоху Древнего мира, в середине I тыс. до н. э. и в Индии появляются деньги в виде монетной чеканки. Чаще это еще лишь кусочки серебра или меди с Клеймом, т. е. древневосточные страны отставали в этом отношении от Древней Греции и Рима.

Интересной и важнейшей особенностью социально-экономического развития Индии "буддийской" и последующей "классической" эпохи являются зарождение и экономическое укрепление цеховых организаций ремесленников (шреней).

Встречались в этой стране и рабы, которые использовались в домашнем хозяйстве. Все большее выделение частной собственности происходило в городе. Наиболее богатыми были верхи городского населения: купцы, ростовщики, главы ремесленных корпораций.

Явлением общеисторического значения стало возникновение в Индии первой на Земле монорелигии — буддизма. Несомненно, это положительно сказалось на хозяйственной жизни. Хозяйственную и миссионерскую деятельность индийцы успешно осуществляют на базе широкого использования орудий из железа: топора, мотыги, лопаты, что облегчало борьбу с джунглями и ирригационное строительство. Специализировалось ремесленное производство. Проявилось это во внутренней торговле Пенджаба и Кашмира шерстью, Гималаев — золотом, южных районов страны — жемчугом и иными драгоценностями. С Востока пригонялись слоны.

Вплоть до наших дней сохраняет свое значение хлопчатобумажная отрасль экономики. Помимо хлопчатобумажных тканей изготавливали пеньковые, шерстяные, шелковые. Но в целом производство оставалось натуральным всю эпоху Древнего мира. И все же развитие торговли, товарно-денежных отношений свидетельствовало о ростках рыночного хозяйства. Индийцы вывозили из страны: пряности, хлопчатобумажные ткани, драгоценные металлы, шелк, рис, краски, ввозили лошадей, сурьму, другие товары.

Важным источником экономической мысли в Индии является трактат "Артхашастра" (IV в. до н. э.), который называют "Наукой о выгоде". Создание экономического трактата приписывается брахману Каутилье — главному советнику царя Чандрагупты I. Состоит он из свода правил, многие из них адресованы царям. С целью достижения хозяйственной выгоды для государства их призывали усилить роль государства в экономической жизни, укрепить государственный аппарат. Ведущей отраслью производства Индии того времени было сельское хозяйство. Поэтому "Артхашастра" призывала правителей и чиновников заселять и обустраивать новые земли. Если земледельцы обязывались платить все налоги государству (1/6 от всех доходов), то им предоставлялись земельные участки во временное пользование. В земледелии применялся труд наемных работников. В ряде статей речь идет как о царской, так и общинной земле, о роли ирригационных сооружений. Оросительные сооружения должны были находиться на учете главного сборщика податей. Разрешалось часть оросительных сооружений отдавать в аренду отдельным лицам, что свидетельствовало о зарождении товарных отношений. Значительная выгода государству приносилась ремесленниками. В трактате обращается их внимание на профессиональный подход к делу: "доспехи, одежды и веревки" должны были выделываться "специалистами". Предполагалось "тяжелые рудники", где добывалось сырье для ремесленных изделий, отдавать в издольщину или в аренду.

Более сурово авторы трактата относились к торговцам и ростовщикам, что характерно для всего древневосточного законодательства, признававшего и одновременно ограничивавшего частную собственность. Для предупреждения торговли с целью получения "чистой прибыли" каждые четыре месяца предписывалось надзирающим за этой отраслью проверять весы. Штрафу подвергались люди, торгующие непроверенными весами. В пользу казны с торговцев взимался особый налог: 1/16 часть товара, который продавался с помощью меры; 1/20 товаров, продававшихся по весу; 1/11 тех, которые продавались по счету. Регламентация ростовщических операций проявлялась в следующем: за выдачу ссуд для морской торговли брали 20%, а за торговые операции внутри страны — 5%. "Артхашастра" утверждала сословно-кастовый строй в стране. Здесь назывались все 4 касты: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Прямо отмечалось, что раз брахманы и кшатрии относятся к ариям — это привилегированная часть населения.

Существовало в стране и финансовое ведомство, которое собирало налоги. Знакомство с "Артхашастрой" дает понять, что доходы государства формировались от государственных хозяйств, с помощью пошлин и налогов. Важной статьей расходов было проведение общественных работ. Путем контроля за доходами и расходами предполагалось бороться с казнокрадством.

В Новое время, отсчет которого ведется от Рождества Христова, Индия вступала с четким делением населения на касты. Здесь господствовала система "власть—собственность", носители товарно-денежных отношений находились на вторых ролях. Принципиальных изменений в социально-экономических отношениях не произошло и в так называемую "классическую эпоху" (II в. до н. э. — V в. н. э.). В эти столетия страна неоднократно подвергалась завоеваниям (греко-бактрийцы и др.) Несмотря на социально-политическую раздробленность, наблюдался дальнейший прогресс в производительных силах. Соседская община сохранилась как основа социальной организации жизни. Расцвет хозяйственной жизни наблюдается в ранее отсталых районах — области Декана и на крайнем юге. В Средние века Индия вошла с общинно-кастовой структурой и недостаточным развитием товарно-денежных отношений.

1.4. Китай

Китай, в отличие от Индии, по словам Геродота, — "страна истории". Начиная с древнейших времен летописцы многое зафиксировали на панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, затем на бумаге. Гигантское количество письменных источников в сочетании с данными археологических раскопок дают богатый материал для реконструкции быта, труда, мировоззрения древних китайцев.

Экономическим фундаментом первого протогосударства (Шан-Инь) была земледельческая община. Общинники выращивали пшеницу, ячмень, чумизу, коноплю, бобы, фасоль, фрукты. Уникальным их изобретением явилось шелководство. Разводили коз, свиней, овец, коров, уток, гусей. Охотились на кабанов, оленей, тигров, птицу. Ловили рыбу.

К важнейшим достижениям шан-иньской культуры относятся: появление изделий из бронзы; строительство городов; занятие шелководством; появление письменности.

В городах, при дворцах существовали мастерские: литейные, гончарные, косторезные, камнерезные, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия.

Социальную структуру общества можно представить таким образом: правитель и его семья; господствующие слои; свободные общинники; слуги, рабы и др.

В так называемых гадательных надписях, в том числе на сосудах, нет специального термина "раб", это лишний раз свидетельствует о домашнем характере рабства на Древнем Востоке.

В Шан-Инь не было административно-территориального деления страны, существовало лишь родоплеменное деление. Для того чтобы стать государством, необходимо было достичь определенного уровня материальной и духовной культуры: иметь избыточный продукт для содержания штата администрации и хотя бы небольшую группу относительно грамотных людей. Но во главе Шан (термин Инь был приставлен позже) стоял уже не племенной вождь, а ван (царь). От XIII к XI в. эта должность передавалась не от отца к сыну, а от брата к брату или от дяди к племяннику. Это была еще не вертикальная, а горизонтальная форма наследования.

Избыточный продукт, который использовался на содержание вана, его семьи и администрации, определялся за счет урожая с больших полей, обрабатываемых земледельцами-общинниками. Урожай этот был рентой-налогом для земледельцев.

По расовому признаку шанцы были монголоидами.

Главными делами в государстве были войны и жертвоприношения. Но наличие сильной армии шанцев с боевыми колесницами и тысячами лучников и копейщиков не спасло их от завоевания чжоусцев, пришедших с запада. Пришельцы через некоторое время ассимилировались с шанцами, заимствовали письменность и образ жизни. Именно чжоусцы распространили учение о Мандате Неба на управление Поднебесной империей. Таким образом они самоутверждали легитимность своих правителей. С этой целью чжоусцы политизировали историю Китая, вписав в нее предания и легенды, в том числе заимствованные у соседей. Все это было поставлено на службу создаваемого централизованного государства. Чжоусцы использовали схему шан-ской администрации. Существовали управляющие — сельским хозяйством, ремеслом и строительством, военными делами; судья-надзиратель.

В Китае эпохи Чжоу формировались феодальные отношения в древневосточной интерпретации, что можно отнести к гениальным догадкам людей эпохи Древнего мира о будущем устройстве общества.

Все земли в Поднебесной империи принадлежали вашу — верховному правителю. Часть земель он раздавал с правом наследственного пожалования представителям наиболее знатных родов. Земли во владение предоставлялись вместе с проживающим на ней населением и с присвоением титула получавшему ее. В XI в. до н. э. единовременно существовало до 200—300 таких владений. Правитель такого владения назывался чжухоу. Некоторые из современных отечественных специалистов по Древнему Востоку подобные владения называют уделами, а получивших их в наследственное "кормление" людей — цинами.

Следующим социальным слоем, сформировавшимся в XIV—XI вв., были дафу — главы родоплеменных групп — цзу. Факт этот свидетельствует о существовании еще в Китае периода Чжоу, до I тыс. до н. э., родоплеменных отношений. Дафу проживали в наследственных владениях чжухоу. За ними шли ши — главы больших семей, входивших в состав тех или иных цзу (родоплеменных групп). Социальную лестницу замыкала пятая группа — простолюдины (крестьяне, ремесленники, рабы). Первые четыре группы аристократов находились в вассальной зависимости друг от друга. "Слугами" вана были чжухоу, у них в зависимости с правом условного владения частью земель чжухоу, получивших ее от вана, находились дафу (иногда пишут да-фу);

земли последних получали ши в условное владение, но и они сами ее не обрабатывали, привлекали для этого простолюдинов. Иногда дафу называют древнекитайскими рыцарями, которые находились на военной службе. Но вряд ли в те времена войско было чисто профессиональным. Получая из рук чжухоу, они по формирующимся законам вассалитета должны были участвовать и в военных сражениях. Представители слоя ши вполне могли быть выходцами из боковых линий аристократических семей и, несмотря на образованность, не имели титулов и должностей. Получив землю от дафу, они часто служили в администрации.

Как показало дальнейшее развитие мировой цивилизации (см. гл. III), социально-политическая раздробленность страны является непременным условием феодализации общества. Так было и в последующие века в рамках иных династических циклов Китая: как только ослаблялась государственная власть и росли тенденции к раздробленности страны, усиливались процессы обогащения знати за счет пожалований земель со стороны вышестоящих. Это был "китайский" вариант частной собственности, во времена Чжоу она не могла считаться частной собственностью в современном понимании, т. е. не имела права свободно отчуждаться.

Не было в Китае в эпоху Древнего мира и закрепощения крестьян.

Иерархическое деление общества на социальные слои было очень жестким. Представители каждого социального слоя имели материальные блага в строгой зависимости от ранга: размеры жилья и качество его отделки; убранство жилых помещений; одежда, питание; даже размеры гроба и могилы — все было разным, четко регламентированным в зависимости от социального положения. Это указывает и на слабое развитие товарно-денежных отношений, ремесел, торговли. В массе своей люди обходились самыми необходимыми вещами.

Крестьянские поля делились на два клина: одно поле земледельцы обрабатывали для себя, а второе — для владельца земель. Земельный налог взимался в виде десятины (чэ). Результаты труда не только крестьян-общинников, но и торгово-ремесленных городских слоев шли не на рынок, а в казну, откуда населению выдавались продукты питания и необходимые вещи. Перераспределительная система сдерживала развитие товарно-денежных отношений, тормозила экономический прогресс.

Данный тезис находит подтверждение в сборнике стихов, песен и гимнов о жизни простого народа под названием "Шицзин", отредактированном Конфуцием. Конфуций, или Кун-Цзы (551—479 гг. до н. э.), жил в середине I тыс. до н. э. и пытался найти выход на пути к стабильности общества. Являясь • основателем учения об этике, он выдвинул такую триаду: совершенствование отдельного человека ведет к совершенствованию общества, затем к совершенствованию государства. Механизмами процесса были соблюдение этических и ритуальных церемониальных норм и признание мудрости предшествующих поколений. Объективно его идеи вели к усилению государства. Заботясь о его благе, Учитель призывал сократить размеры налогов, наладить учет и контроль земледельческих работ, привлечь трудовое население к выполнению своих обязанностей.

Из сборника "Шицзин" можно почерпнуть информацию, что Китай даже в период перехода к применению железа не знал развитых товарно-денежных отношений и рынка. Есть в них лишь упоминания о меновой торговле (по формуле Т—Т), и нет в этом и других сборниках эпохи VIII— VI вв. до н. э. упоминаний о деньгах. Не было четкой границы между городом и деревней, между земледельцем и городским населением. Появление одновременно монорелигии в Индии (буддизм) и в Китае (конфуцианство) было символическим, значит, назрела такая необходимость. Но если в Индии буддизм не привел к укреплению государственности, то в Китае превращение ритуально-этических традиций в религию усилило центростремительные тенденции.

Экономический прогресс в Китае наблюдается в V— III вв. до н. э. Усиливаются тенденции к урбанизации, социальной дифференциации населения. Экономически усиливаются торгово-ремесленные слои города. Появляются деньги. Составными элементами новой структуры становятся сельские арендаторы, и батраки-наемники. Но общинные земли по-прежнему не включались в систему рыночных связей.

Применение металла при изготовлении орудий труда, не только бронзы, но и железа, обеспечило во многом экономический подъем. Рост совокупного общественного продукта ведет к изменению формы землевладения. Появляется частная собственность на землю, ее можно покупать и продавать, правда, пока не повсеместно.

В середине I тыс. до н. э. качественные изменения происходят в ремесленном производстве и торговле. Раньше торговцев как социальной группы не существовало. Тех, кто занимался обменом, зачисляли в разряд простолюдинов без возможности стать профессионалом и частным собственником. Использование орудий труда из железа привело к индивидуализации ремесленного производства. Растут ^ специализация ремесла и профессионализм ремесленников. Все чаще они не сами продают свои изделия, а доверяют их профессионалам в лице торговцев. Ремесленники и торговцы также используют труд рабов, и это ведет к росту благосостояния их семей, так что и бедные могли стать богатыми, т. е. нарушалась прежняя социальная иерархия.

На рубеже IV и III вв. до н. э. в Китае отчетливо проявляются контуры единой империи. Долгожданное объединение после упорной борьбы с сепаратизмом мелких царств состоялось в 221 г. до н. э. Первыми династиями Китайской империи были Цинь и Хань. Первым императором стал Цинъ Ши-хуанди, или Цинь Шихуан (259—210 гг. до н. э.). В его имени были заложены слова: "Первый священный император".

Первым делом император покончил с раздробленностью не только посредством объединения семи царств в единую империю. Главным в его экономической деятельности стал отказ от удельной системы (передачи земли в условное пользование). Именно такая система закрепляла в Китае социально-политическую раздробленность, систему вассалитета. Все это логически вело к торжеству идей частной собственности. Цинь Ши-хуанди ликвидировал привилегии знати, по его приказу 120 тыс. аристократических семей были из всех семи царств насильственно переселены в столицу, оторваны от родных мест и земельных владений. В Китае торжествует государственная форма собственности, по социально-экономическим параметрам страна сблизилась с древневосточными деспотиями Месопотамии, Египта и Индии.

В результате административной реформы империя была разделена на 36 областей (округов) во главе с губернаторами, они подразделялись на уезды с уездными начальниками, а уезды — на волости, каждая из которых состояла из десятков деревенских общин. Император был полновластным наследным правителем страны.

Социальной реформой императора можно считать "Табель о рангах". Первые семь рангов могли иметь простолюдины, а с восьмого ранга их присваивали чиновникам за службу. Самыми высокими были 19—20 ранги, их представителям предоставлялось право на "кормление" (за счет территорий и населения).

Законодательная реформа заключалась в введении единого законодательства, очень жесткими были статьи уголовных законов. Среди простых людей распространялась система поручительства, при которой за одного преступника наказывалась вся семья.

К реформированию в области товарно-денежных отношений можно отнести унификацию мер и весов и денежную реформу. Из обращения были изъяты все монеты старых образцов, введение единой монетной системы помогло в укреплении экономических связей в рамках империи. Вплоть до начала XX в. н. э. в Китае сохранилась круглая медная монета с квадратным вырезом и именем правящего императора на лицевой стороне. Реформированию подверглось и сложное иероглифическое письмо, в упрощенном виде оно сохранилось тоже до XX в. По земельной реформе крестьяне получили от государства (без права отчуждения) наделы земли, за что платили налоги.

Мудрость восточного правителя проявилась в том, что Цинь Ши-хуанди, по примеру царей Месопотамии и фараонов Египта, не запрещал частную собственность, она могла развиваться, но на вторых ролях. Наиболее богатые торговцы становились откупщиками, занимались добычей руды, соли, производством вина, т. е. зарождаются и частично реализуются идеи предпринимательства. Но цены на такой первостепенный товар, как зерно, контролировались государством.

В стране создавались государственные ремесленные мастерские. Начала возводиться Великая Китайская стена, для чего использовали насыпанные в прежние годы земляные валы на севере Китая. Великая стена должна была предохранять от набегов кочевников. Теперь валы укрепили, облицевали камнем, построили бастионы, башни и ворота. Проложена была также сеть дорог, соединявших окраины империи с центром.

Империя теперь отличалась Порядком, но Гармонии в ней было мало. Реформы первого императора проводились в жизнь поистине драконовскими методами, что вызвало недовольство населения. При преемниках первого императора на смену этой пришла вторая династия Хань.

На рубеже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. китайцы по-прежнему мало интересовались внешней торговлей. Создавался менталитет самодостаточности в развитии, самобытности и опоре на собственные силы. К концу тысячелетия накоплен был огромный потенциал для дальнейшего развития, в том числе благодаря проведению эффективных экономических реформ.

К последним известным реформаторам Китая эпохи Древнего мира относится Ван Ман, захвативший трон в 9 г. н. э. Он утвердил в Китае лишь два вида земельных владений: государственный и крестьянский, без крупной феодальной собственности. При нем была запрещена работорговля. Запрет этот действовал недолго, рабство и в дальнейшем сохранило в Китае патриархальный характер.

В первые века н. э. Китай вступил в затяжную полосу кризисов и политической нестабильности, продолжавшуюся до конца эпохи Древнего мира. Набеги кочевников усугубляли положение. Но сохранена была жизненность китайской цивилизации и ее государственность. Благодаря созидательной деятельности первых императоров из династий Цинь и Хань дальше развивалась экономика. В интересах торговли регулярно передвигались караваны по Великому Шелковому пути. Расцвет науки ознаменовался достижениями в математике: развиваются начальная алгебра и геометрия. Впервые в мире был создан сейсмограф. В городах воздвигались многоэтажные дома. Была изобретена бумага.

Но войны, внутренние неурядицы, наблюдавшиеся в III—IV вв., подорвали хозяйство. Численность населения сократилась с 60 до 16 млн человек. На страну наступали кочевники. Только в середине VI в. н. э. был положен конец их притязаниям. В этот период укрепились китайская государственность и экономика.

*  *  *

Древний мир поистине явился колыбелью цивилизации на планете Земля. В течение четырех тысячелетий до наступления новой эры на Древнем Востоке сформировался фундамент мировой цивилизации. Активно развивались хозяйственные отношения в древних "очагах" цивилизации — государствах Месопотамия, Египет, Индия и Китай. В становлении их проявились все основные цивилизационные признаки: развитие земледелия и скотоводства на базе достижений аграрной неолитической революции; ремесленного производства как первого этапа промышленности; торговли — от меновой к использованию денег; перерастание протогосударства в государство; появление письменности, монорелигии и сводов законов, легитимно обосновавших образование государств и регламентирующих их хозяйственную жизнь и социальную структуру.

Хозяйство оставалось натуральным, но рано проявились тенденции генезиса рыночных отношений: в формировании института частной собственности в период трансформации родовой общины в территориальную и в Зарождении рынка земли; в прогрессировании товарно-денежных отношений в условиях наличия избыточного продукта в трудовой деятельности и возникновения эквивалентов денег, затем самих денег; в выделении слоя торговцев и ростовщиков на фоне разделения труда; в появлении своеобразных рынков труда в виде невольничьих рынков, на которых в рабство продавали пленных; в регламентации всех этих отношений в сводах Законов царя Хаммурапи, "Артхашастры" и др.

Многое, сделанное руками человека, разрушилось не только от времени, но и от войн. В огне погибли многочисленные памятники материальной и духовной культуры. Дошедшее до нас свидетельствует о самобытности и неповторимости древневосточных цивилизаций, внесших достойнейший вклад в становление мировой цивилизации.

Вершиной цивилизационного развития человечества в эпоху Древнего мира считается период II—I тыс. до н. э. Это было время становления, расцвета и заката древнегреческой и древнеримской цивилизаций, сыгравших основополагающую роль в зарождении Европейской (Западной) Цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы хронологические рамки эпохи Древнего Востока?

2. В какой стране и в какой форме впервые зародилась письменность?

3. Как назывались первые государства в Междуречье?

4. Каковы особенности царско-храмового хозяйства в странах Древнего Востока?

5. Как определить понятие системы "власть—собственность"?

6. Каковы признаки зарождения рыночных отношений в экономике древних стран?

7. В чем особенность ирригационной системы хозяйства?

8. В какой из стран Древнего мира зародились ремесленные корпорации, шрени?

9. В чем проявились признаки феодализации общества в Древнем Китае?

10. Где и когда появились Кодекс законов царя Хаммурапи и законы "Артхашастры"?

1 Изначально в древневосточных государствах тот, кто стоял у власти, владел основной собственностью. Отсюда понятие системы "власть—собственность" (см.: Васильев Л. С. История Востока. М.: Высшая школа, 1999. Т. I—II и ряд других его работ).

1 Классификация Законов Хаммурапи, деление их на разделы и группировка статей в них проведены исследователями в XX в.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.