Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

17. Экономика средневекового Китая

ОГЛАВЛЕНИЕ

17.1. Экономика в эпоху раздробленности

 В истории Китая рубеж Древности и Средневековья приходится на IIII вв. Ранний феодализм вошел в историю как время Троецарствия (220—280). В это время здесь сложилось три государства: на севере — Вэй, в центральной части — Шу и на юге — У. Это были государства военной диктатуры. Но в IV в. Китай захлестнули набеги кочевников, на какое-то время поставивших своим жестоким истреблением коренного населения, разрушением традиционных форм экономики и общественной жизни под вопрос само существование великой китайской цивилизации. Однако, как считают специалисты-китаеведы, все волны варваризации были «погашены мощью китайской конфуцианской цивилизации».

Очевидно, что набегам кочевников в IV в. подверглись северные районы Китая, и потому следующие два века китайской истории (V и VI) прошли под знаком двух процессов: переселения этнических северных китайцев на юг и китаизации наводнивших Северный Китай кочевников. Документы и китаеведы отмечают, что к концу VI в. эти кочевники стали обычными китайцами. Этот процесс хорошо подмечен в китайской пословице: «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне». Одной из причин быстрой ассимиляции было то, что пришельцы, как правило, были по сравнению с китайцами отсталыми народами.

В конце IV в. на севере Китая была основана империя Северная Вэй во главе с Тобой Гуем, известным в истории Китая энергичным реформатором во внешней и внутренней политике. Тоба Гун — вождь одного из сяньбийских племен, завоевывая одну южную провинцию за другой после утверждения своей власти на Севере, повсеместно осуществлял китаизацию администрации. Для обеспечения столицы зерном он образовал вокруг нее поселения переселенных земледельцев, которые наделялись землей за счет государства.

Миграция китайцев на юг. Особенности социально-экономического развития

На юг страны было переселено свыше миллиона самых богатых и образованных конфуцианцев. Места переселения представляли собой почти не освоенные плодородные долины, на которых новые хозяева стали выращивать рис, с тех пор ставший одной из главных культур страны, а рисовый пояс со временем стал основной житницей империи. Уже с V в. на этих территориях стали собирать по два урожая риса в год. Наряду с развитием земледелия на южных землях начинают строиться города, развиваться ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Это был период расцвета культуры, особенно на юге, и укрепления в Китае новой религии — буддизма. Быстрый рост буддийских храмов и монастырей приводил к разрастанию особой группы земледельцев — монастырских крестьян.

Надельной системе противостоял процесс роста частного земледелия — так называемых сильных домов, который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Происходили разложение и перерождение общины. В целях налоговой выгоды крестьянские хозяйства объединялись в пятидворки и двадцатипятидворки.

Дифференциация населения вела к росту численности неполноправных слоев, которых называли «подлым людом». Социальные сдвиги выразились и в росте аристократии. Закреплялись списки знатных фамилий. На этом этапе в общественной жизни Китая усилились личностные отношения. Среди моральных ценностей важное место отводилось принципу личного долга младшего перед старшим.

17.2. Экономика Китая в Имперский период (конец VI-XIII вв.)

 В конце VI в. полководец одного из северных царств Ян Цзянь, объединив под своей властью весь Северный Китай, провозгласил новую династию Суй, а затем восстановил политическое единство страны и стал правителем всего Китая.

Реформа землепользования

Этим правителем, принявшим имя Вэнь-ди, были проведены реформы, направленные прежде всего нa разрешение острых вопросов землепользования. Вэнь-ди продолжил политику своих предшественников, направленную на ослабление сильных домов. Принципом его политики было обеспечение каждого пахаря земельным наделом. В среднем каждая семья получала 120 му земли (80 — на мужчину и 40 — на женщину). С такого надела взимался налог около 3 центнеров зерна. Другими формами платы за надел были: трудовая повинность для мужчин, которая составляла 20 дней в году, и промысловая подать для женщин, сдавших в казну шелк или пряжу.

За время правления Вэнь-ди в связи с увеличением размеров наделов существенно возросли количество и размеры возделываемых земель. Сохранились количественные показатели земледелия этого периода. Так, впервые произведенная перепись населения выявила 1,5 млн. крестьян, не входивших ранее в списки податного населения. Наделение их землей значительно пополнило казну, хотя и не все полученные от государства земли возделывались крестьянами. Значительная часть крестьян по-прежнему обрабатывала земли чиновников и сильных домов, хотя эпоха их процветания уходила, власть предельно централизованного государства все возрастала.

Развитие производительных сил

Начатая политика усиления централизованной власти продолжалась и при преемнике Вэнь-ди — Ян-ди, продолжавшим ее силовыми методами. Была выстроена новая пышная столица Лоян, в роскошные дворцы которой были переселены из разных провинций страны 10 тысяч самых знатных и богатых семей. Для снабжения их продовольствием вокруг столицы были выстроены огромные зернохранилища, а для доставки продовольствия и зерна с юга, ставшего к тому времени главной житницей страны, проведен Великий канал, соединивший Янцзы с Хуанхэ. Данные свидетельствуют, что на обслуживании этого сооружения было занято свыше 80 тысяч человек. Вообще этот канал, соединивший Лоян и Ханчжоу, был предшественником другого Великого канала, соединившего Пекин с Ханчжоу, и сыграл важную роль в развитии общественной экономики Китая. Сама же политика Ян-ди была направлена на то, чтобы, переселяя самые влиятельные семейства на новое место, тем самым оторвать их от родных мест и поставить под контроль власти.

 

Первый в мире колесный китайский военный корабль. XI в.

 

Одновременно император в целях укрепления престижа центральной власти вел несколько масштабных строек, таких например, как реконструкция Великой стены. Такие стройки требовали огромных средств и труда сотен тысяч строителей. Страна не выдержала экономического и человеческого напряжения. Разразился очередной династический кризис, приведший к власти династию Тан.

Китайские авторы называют Танский период «золотым веком китайского феодализма», увязывая это с человеческими достоинствами императоров Танской династии. Так, в Китайской энциклопедии 1987 г. отмечается, что второй император этой династии Ли Ши-минь (Тай-цзун), будучи самым великим из императоров Китая (поскольку обладал двумя положительными качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику), заложил фундамент процветания китайской империи. Установленные им мир и порядок в стране сделали возможным сосредоточить усилия на сфере производства. Начинается расцвет в сельском хозяйстве, развиваются ремесла и торговля. Особенно быстро при Ли Ши-мине развивались текстильное производство, красильное дело, гончарное ремесло, обработка металлов, строительство кораблей. Развивались пути сообщения, внешняя торговля. Усовершенствовалась технология металлургического производства. Но в первую очередь для изыскания средств новый император прекратил траты на дорогостоящие престижные стройки.

Изменения в землепользовании

Претерпела некоторые изменения надельная система: декретом 624 г. были отменены наделы для женщин, если в семье был мужчина; вдовы получали по 30 му. Определены были также льготы для некоторых категорий семей.

Следует помнить о том, что вся земля в Китае была государственной и наделы считались временными, предоставленными земледельцу только на период трудоспособности, затем они перераспределялись, для чего велись строгие реестры. Восстановлены были круговая порука, ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Аграрная система была сложной, зависящей от конкретных условий проживания земледельцев: наделы уменьшались там, где земли было мало, а если же свободных земель было много, их получали с расчетом на трехпольный севооборот. Более того, при распределении земли учитывали престарелых и нетрудоспособных. Среди китайских земледельцев были и такие категории людей, как беглые и пришлые. Беглых не преследовали, пришлым предоставляли дом и землю беглых, но в случае возвращения беглым возвращали их землю и имущество.

Регламентация землепользования

Сложность землепользования в Китае компенсировалась жесткой его регламентацией, надзор за осуществлением которой возлагался на огромную армию хорошо обученных чиновников, назначавшихся из центра. Государственные земли либо раздавались в наследственное пользование титулованной знати, либо предоставлялись в пользование чиновникам на срок их службы. Но так как по китайским правовым нормам степень знатности уменьшалась с каждым поколением и через пять поколений сходила на нет и земли возвращались в казну — чиновники обязаны были этот процесс отслеживать.

Города

Успехи землепользования, все возрастающие налоговые поступления в казну способствовали развитию и усложнению инфраструктуры: прежде всего развивались города, где процветали торговля, ремесла, строительство. Развивалось также казенное ремесло, где в основном работали в порядке трудовой повинности. В связи с ростом городов быстро развивается разделение труда. При всей своей сложности жизнь города жестко контролировалась и в принципе город по своим правам был приравнен к деревне: как и деревня, он был всего лишь податной административной единицей.

 

Участок укрепленной городской стены китайского города XI в.

 

Аппарат управления

Четкая специализация существовала также в труде чиновников, и она соответствовала административной структуре государства. Эта структура была многоступенчатой, но весьма логичной. На верху всей пирамиды был император, при котором существовал государственный совет. Исполнительная власть была представлена двумя канцлерами, левым и правым, каждый из которых ведал тремя ведомствами. Это были ведомства (типа министерств) общественных работ, налогов, военных дел, судов и тюрем, охраны общественного порядка, кадров. Для контроля за исполнительной властью существовала палата цензоров-прокуроров. Главным двигателем такой системы был институт чиновничества, бюрократический аппарат. Его эффективному функционированию в Китае всегда уделялось огромное значение. Забота об этом институте дала жизнь многим ценностям и явлениям. Так, с древних времен в Китае сложилось несколько методов подготовки и отбора чиновников, главными из которых были конфуцианские система и концепция. В основе этой концепции лежал принцип меритократии т. е. отбор по критериям мудрости, справедливости, добродетели. Конфуцизм смог утвердиться в качестве закона китайской государственности и общественной жизни благодаря тому, что в нем нашли свое выражение китайские традиции с их культом этической нормы, принципом сыновней почтительности. Выдвинув тезис о тождестве государства и семьи, различающихся только размерами, Конфуций экстраполировал на административную систему принципы семейной морали: гуманность, высокий долг, почитание мудрости старших и др.

Разумное управление государством, по мнению Конфуция, должно способствовать созданию этически безупречного и социально гармоничного общества. А для этого нужны мудрые и справедливые чиновники. Для их отбора в Китае впервые стал применяться метод конкурса претендентов на должность, который проходил в форме экзамена, понятию которого весь мир также обязан китайцам. Такие экзамены проводились в провинциальных и столичных центрах. Экзамены были трехступенчатыми, сложными. Получившие первую научную степень допускались к участию в экзамене на вторую и т. д. Проводились они комиссиями со стороны, в закрытом помещении, в письменной форме. Претендент на ученую степень должен был знать концепцию Конфуция, уметь творчески толковать исторические сюжеты, обладать способностью к умозрительному рассуждению на философские темы, уметь сочинять стихи и обладать литературным вкусом. Получившие третью ученую степень назначались на ответственные должности; при этом социальное происхождение не учитывалось, учитывалось то обстоятельство, что человек, с таким трудом получивший свою должность (первую степень обычно получали 3—5% из числа абитуриентов), будет ее ценить и высокопрофессионально трудиться.

Складывалась такая ситуация, когда надстроечный фактор (меритократизм, образованность, приверженность принципам конфуцианской доктрины) оказывал решающее воздействие на состояние экономики, а не наоборот.

В государственной жизни Китая статус чиновника был очень высоким и престижным, а путем к нему было получение хорошего образования. Такое положение формировало определенную систему ценностей и ее приоритеты.

Чиновничество подобно земледельцам было очень многочисленным классом, и в танском обществе был составлен свод законов, состоявший из 500 статей, в которых излагалась система организации всех подданных империи, включая чиновников и землевладельцев. В этом документе были изложены их права и обязанности перед властью. Из этого ценного документа можно, например, видеть, что при всей сложности экономической, социальной и политической структуры суть ее была проста — государственная власть и собственность. Одно это в Китае было непререкаемым и вечным, все остальное (землевладение и чиновничество и их власть) было временным: статус чиновника и земля земледельца не переходили к их детям, детям следовало начинать все сначала.

Специалисты считают, что периодом самого большого развития экономики Китая в Средневековье был VIII в. Это было время повторного открытия Великого шелкового пути, время восстановления мощи Китая как великой азиатской державы.

Пик развития приходится на правление императора Суаньцзуна (713—756), при котором государство получало высокие доходы в казну от добычи олова, железа, меди, серебра. Развивались горное дело, ремесла и торговля. Богатели города, росли слои зажиточных мастеров и купцов. По переписи 754 г. в стране было 9610 тыс. дворов, 52 880 тыс. человек облагались налогом.

Однако во второй половине VIII в. появляются признаки наступающего кризиса: ослабевает власть императора и в окраинных районах приобретают большую власть военные наместники.

Главным же признаком кризиса стало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Начинает отмирать государственная надельная система и укрепляться поместная форма хозяйства. Распространяется практика купли-продажи наделов, приобретаемых чиновниками, ростовщиками, городскими торговцами. Эти процессы начались еще при императоре (правителе) Суаньцзуне, который своими указами пытался их остановить, запрещая чиновникам скупать крестьянские наделы и устанавливая за это наказания. После его смерти они усилились.

Реформа налогового обложения

Число надельных дворов, находившихся под контролем правительства, за несколько лет уменьшилось более чем в пять раз, реальная власть в государстве начала переходить к владельцам крупных поместий. Реформа налогового обложения узаконила ликвидацию надельной системы. Закон 763 г. заменил все прежние повинности, исчислявшиеся с человека, единым налогом с имущества. По предложению канцлера Ян Яня государство в 780 г. отменило систему наделов и окончательно отказалось от контроля за перераспределением земли. Была произведена имущественная классификация населения, разделившая на девять разрядов всех владельцев земли в зависимости от ее количества у каждого.

Отныне налог с имущества взимался два раза в год: летом и поздней осенью. Отсюда и название самого закона — закон о двух налогах. Налог взимался со всех, кто располагал землей, в том числе и с крупных помещиков.

Налог распространялся на все население, включая ту его часть, которая прежде налогом не облагалась — гостевые дворы, В деревне было две категории дворов: хозяйские — дворы на землях, полученных в надел, гостевые — либо на землях беглых, либо полученных иными путями. Хотя гостевые дворы раньше не включались в дворовые реестры и не платили налоги, но по переписи 780 г. их число (1300 тыс.) уже приближалось к числу хозяйских (1800 тыс.). Размер налога был одинаковым для всех категорий землевладельцев и зависел только от качества земли. В неурожайные годы только самые бедные категории землевладельцев получали льготы либо совсем освобождались от налога. Реформа 780 г. сделала крестьянские земли предметом купли-продажи, хотя контроль государства за этими процессами продолжал существовать.

В этот период возросло число поместий, земли на которых обрабатывались крестьянами. Большей частью это были крестьяне из гостей. У них было самостоятельное хозяйство, но не менее 50% урожая они отдавали владельцу земли. Все средства производства и орудия труда гости получали от владельца земли: скот, семена, мололи зерно на господской мельнице. Поместья по своим размерам были разными, но иногда они имели свыше 200 дворов.

Происходят противоречивые процессы: земля относительно свободно (по сравнению с прежними временами) продается и темпы, которыми помещики ее скупают, все возрастают. Однако государство было не заинтересовано в этом. Интерес государства состоял в том, чтобы каждый пахарь имел свой надел, с которого легко можно было получить налог, а имеющий землю и работающий на ней крестьянин не встанет в ряды мятежников. Кроме того, владельцы богатых поместий легко находили способы избежать уплаты налогов, от чего страдала казна. Так, в 846 г. для пополнения оскудевшей казны было конфисковано свыше 60 млн. га земель буддийских монастырей.

Реформы затронули и другие экономические области: развивается торговый кредит, появляются векселя, активизируются ростовщические операции, вводятся государственные монополии на чай, соль и водку. Особенно большими оказались доходы от монополии на соль, составившие 50% поступлений в казну.

Однако в конце IX в. кризис все-таки разразился и после периода «пяти династий и десяти царств» появилась династия Сун.

Экономика в эпоху династии Сун

Этот период в области экономики был также успешным, как и предыдущий, хотя значительные средства Сунская империя вынуждена была платить в виде дани племени киданей, захватившему на севере часть китайских земель и угрожавшему столице китайской империи. В XI в. размеры этой дани несколько раз увеличивались: например, по договору 1042 г. они составляли ежегодно 300 тыс. штук шелка и 200 тыс. лянов серебра. Одновременно Китай выплачивал дань своим северо-западным соседям тангутам — 100 тыс. штук шелка и 30 тыс. цзыней чая ежегодно.

Однако процесс экономического развития продолжался. Процветала торговля. В Китай приезжало много иностранных купцов и путешественников, оставивших ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе, о процветании китайской экономики.

Развивается торговля — растут города, они становятся богаче и многолюднее, строятся новые города. Развиваются ремесла. Изделия китайских ремесленников по сей день составляют национальную гордость. Это знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, изысканные тонкие шелка. Особое развитие получает горнодобывающий промысел, увеличивается добыча серебра и железа. Серебром, серебряными изделиями откупались от завоевателей, а железо шло на производство оружия.

В результате развития товарно-денежных отношений возросла потребность в деньгах, но недостаточная добыча меди препятствовала выпуску в нужном количестве медной монеты. Увеличение добычи железа позволило расширить выпуск железных денег. В конце X в. появились бумажные деньги.

Развитие промыслов увеличило количество казенных мастерских. Историки отмечают, что в металлургических плавильнях работало до 100 человек, в мастерских по выделке тканей — по 60— 70 человек. Число рабочих в кораблестроительных мастерских достигало 600 — 700.

На предприятиях по производству оружия, чеканке железной монеты практиковалось использование наемной рабочей силы. Заработная плата была частично натуральной, частично — денежной. Некоторыми историками это оценивается как зарождение элементов капитализма, другие склонны в этом видеть лишь расширение традиционного цехового ремесленного производства.

Значительные успехи отмечаются в это время в сельском хозяйстве. Написанная двумя специалистами Чэнь Фу и Ван Джэном «Книга о земледелии» отразила современные им достижения в этой отрасли. Например, стали выращиваться хлопок и развиваться хлопкоткачество. Были выведены урожайные сорта зерна.

Достижения в аграрном секторе, как и другие достижения культуры этого периода (изобретение пороха, компаса, книгопечатания), происходили одновременно с нарастанием кризиса (снижалось число крестьян-землевладельцев и увеличивалось число безземельных арендаторов), что приводило к крестьянским восстаниям, а в сочетании с неудачами во внешней политике ставило империю на грань очередного кризиса. Конфуцианская чиновничья элита, считая себя ответственной за ситуацию, выдвигает ряд мер по его преодолению.

С 1068 г. эти реформы осуществляет канцлер Ань-ши. Целью его реформ было решение трех главных задач: укрепление централизованной власти, рост доходов казны, ограничение частной собственности. Улучшается ирригационная сеть, упорядочивается налогообложение. Специальное управление ведает централизованными закупками зерна с тем, чтобы выбрасывать его на рынок, когда вырастут цены. Это был серьезный удар по спекулянтам.

Эти меры хотя и создали большую оппозицию, но способствовали преодолению кризисной ситуации в стране. Благодаря этим реформам сунская династия просуществовала еще два века.

17.3. Закат Китайской империи

 Монгольское завоевание Китая

Почти 70 лет монголы пытались завоевать Китай. В 1280 г. Китай полностью оказался под властью монголов, хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань.

В первые же годы правления монголов экономика страны пришла в упадок, урон был нанесен земледелию и ремеслам. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы все это восстановить. При Хубилае было создано главное управление сельским хозяйством с филиалами в провинциях и издано Положение о сельскохозяйственных общинах, по которому каждые 50 дворов составляли общину с выборным старостой во главе. Староста должен был наблюдать за порядком в общине и руководить сельскохозяйственными работами. Монголы думали не о развитии Китая, а о получении как можно больших налогов.

Значительно возросли налоги с крестьян: к поземельному налогу прибавился налог с каждого взрослого мужчины, появилась конная повинность.

Большинство земель сосредоточилось в руках монгольской знати, владевшей огромным количеством дворов крестьян, которые утратили полностью личную свободу. Сначала монголы не облагали налогами только земли буддийских храмов и монастырей, владения которых со временем стали столь велики, что монгольское правительство было вынуждено в 1327 г. запретить монастырям покупать у населения землю.

С созданием рисового пояса на юге Китая большую роль в экономике страны стало играть ирригационное хозяйство, служившее также защитой от рек (особенно Хуанхэ), периодически выходивших из берегов и затоплявших территорию страны. Все китайские правительства всегда заботились о водном строительстве, расчистке русел, ремонте каналов. Монголы этим не занимались, и результаты не замедлили сказаться. В 1334 г. в водах Хуанхэ, прорвавшей дамбы, погибли сотни тысяч людей. Это вызвало новый взрыв недовольства населения, вылившийся в восстание, которое закончилось поражением монголов и провозглашением новой династии Мин (1368—1644).

Минский Китай

Первый император этой династии Чжу Юань-чжан взял под строгий контроль центральной власти всю систему аграрных отношений. Все крестьяне получили землю, безземельные были переселены на пустующие земли, были созданы всекитайские налогово-земельные реестры. Налоги были умеренные, а многие дворы от них были вообще освобождены. Частных владений в начале правления династии Мин было немного, богачам трудно было сдать земли в аренду, потому что для этого нужно было установить очень невысокие арендные цены, иначе крестьяне предпочли бы наделы на хороших условиях.

Такая аграрная политика способствовала созданию сильного государства. В целом экономика при Минах достигла высокого развития. Однако с конца XV в. Китай вступил в период затяжного кризиса. Он начался с аграрного сектора, где возросло количество безземельных крестьян, земли которых поглощали богатые помещики. У власти все чаще оказывались временщики, не заинтересованные или просто неспособные к проведению реформ.

В 1628 г. власть временщиков была свергнута, но кризис остановить было уже невозможно.

 

Вопросы для повторения

1. Сравните особенности развития в период Средневековья экономики Китая и экономики стран Европы.

2. Охарактеризуйте надельную систему в Китае и ее эволюцию.

3. Как повлияло на состояние китайской экономики деление страны в IV в. на Северный и Южный Китай?

4. Расскажите о развитии в средневековом Китае городов, торговли, ремесел.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.