Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Вейс Г. История культуры народов мира. Великие христианские государства. Англия. Франция. Германия. XIV—XVI вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Утварь

До  наших дней дошли  некоторые  предметы  утвари конца    XV   столетия.    Это   ценные   металлические предметы,   почти    исключительно    церковные.   Утварь,  сделанная   из  менее   прочных  материалов,  в особенности  утварь  нецерковная,  не  сохранилась, так что о ней мы можем судить только по описаниям   и   изображениям.  Подробные  описания  содержатся  в  инвентарных описях некоторых государей XIV   и   XV  столетий,   но   по   ним   трудно   составить представление   о   формах    утвари.    Об    изменении этих форм можно догадаться по изменениям архитектурного   стиля. Готический стиль, возникший в конце XII  в. в Северной Франции, в течение следующего столетия распространился почти по всей Европе. Этот стиль, существенно повлиявший на формы утвари, сохранил свое значение и после XVI столетия. В противоположность тяжелым формам предшествовавшего романского стиля готические постройки  отличались легкостью  и стройностью, благодаря  применению остродужной арки в сочетании со стрельчатыми, разнообразно расчлененными колоннами и растительными орнаментами.
Видоизменения стиля определились уже при его возникновении. Появившись в Северной Франции, он прежде всего был перенесен в Англию, но в обеих странах довольно долго оставался на сравнительно низкой ступени развития.
В Южной Франции и Италии оно задерживалось попытками связать его с господствовавшим до этого романским стилем или (преимущественно в Италии) с древнеримскими формами. В Испании в готику пытались ввести элементы древнемавританского стиля, хотя бы только в качестве орнамента. В Восточной Европе готический стиль распространялся очень медленно, а в России и вовсе не нашел применения.
Основные черты готического стиля определили его дальнейшее развитие. Это касается не только строительных конструкций, но и обработки орнамента, его форм и распределения. До начала XIV в. все ограничивалось повторением наиболее простых элементов сти-
109

Г. Вейс. История культуры народов мира
ля или их видоизменений. Но уже к концу XIV в. вместе с пробуждением индивидуального самосознания начинает развиваться свободное, самостоятельное творчество. Обработка материалов стала более   художественной.
Возникали новые формы, а старые совершенствовались. Особое значение приобретает орнамент, который становится гораздо свободнее и разнообразнее. Это относилось как к растительному орнаменту, в котором преобладали лиственные сплетения, так и к орнаменту из геометрических фигур, соединенных в сложные узоры. К этим двум разновидностям орнамента стали присоединять различные фигуры, нередко очень причудливые, возникшие в воображении художника, и, кроме того, фигуры людей и животных, отдельно и группами.


история культуры

Успехам ремесел способствовало и развитие общественной жизни, которая  с  начала  XIV  в.  становится  все сложнее. Постоянное увеличение городского населения,  рост его  благосостояния     совершенно     изменили строй городской жизни, сделав отношения горожан намного разнообразнее.   Рост  городов   происходит  также за счет землевладельцев, покидавших свои усадьбы и замки. Даже правители со своими дворами стали  переселяться в крупные города на постоянное  жительство. Жизнь все больше сосредоточивалась в городе и доме, вырабатывался новый взгляд на дом, семью, быт. П р е ж н я я простота образа жизни, созданная и поддерживаемая старинным обычаем вести активную   жизнь   вне   дома,   постепенно   заменилась   стремлением   к удобной и приятной домашней обстановке.
Особую художественную ценность представляли изделия золотых дел мастеров. Так было в Италии и Испании, в Англии и Германии, а особенно во Франции, где золотых дел мастера играли важную роль уже в XIII веке, когда после смерти Людовика Святого роскошь начала быстро усиливаться.
Во второй половине XIV в. золотых дел мастера достигли такого совершенства в изобретении новых форм и изящной отделке вещей (в том числе драгоценными камнями), что почти не имели соперников, кроме итальянских мастеров, которые заботились преимущественно о чистоте форм и художественности исполнения, применяя давно известную в Италии финифтяную живопись.
Во Фландрии славились Брюгге и Гент, в Германии — Нюрнберг, Аугсбург и Ульм, к которым скоро присоединились Вена и Прага, благодаря поддержке императора Карла IV большого любителя драгоценной церковной утвари. В Испании золотые и серебряные вещи производились главным образом в Толедо, Мадриде, Севилье и Гранаде, но эти произведения до середины XV в. носили сильный

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

отпечаток древнемавританского вкуса. В Англии это ремесло, перенесенное, вероятно, из Франции, приживалось очень слабо и процветало только в Лондоне.
В тесной связи с золотых дел мастерством совершенствовалась финифтяная живопись, преимущественно в Италии. К известным уже техническим приемам, перенесенным туда с Востока в IX в., в середине XIV в. прибавился новый, вскоре тоже ставший всеобщим. Старинный способ состоял в том, что на металлической поверхности, на которой предполагалось воспроизвести финифтяный рисунок, его контуры выкладывались узкими металлическими полосками, поставленными ребром, или глубоко вырезались, а образовавшиеся углубления затем заливались цветным стекольным сплавом (непрозрачным).


история культуры

С таким же успехом развивается производство стеклянных изделий, в основном в Италии. Оно было перенесено сюда с Востока переселившимися греками. Главным местом стекольного производства была Венеция, откуда после пожара, случившегося в конце столетия, оно было переведено на остров Мурано и там получило дальнейшее  развитие.
Резьба по слоновой кости, служившая до сих пор главным образом для украшения церковной утвари и потому воспроизводившая лишь орнаменты и священные предметы, стала теперь все чаще применяться для воссоздания светских сюжетов, преимущественно любовных сцен или подвигов какого-нибудь сказочного героя.
Особое развитие получили в это время всякого рода деревянные работы, начиная с ваяния и резьбы и до изготовления предметов домашнего обихода — мебели и утвари. Между этими работами почти не было различия, они так тесно соприкасались между собой, что взаимно дополняли друг друга.
В работах другого разряда — столярных, форма которых определялась их назначением, изобретательность и художественные стремления могли проявляться только в украшениях. Но именно в этом мастера и стремились превзойти друг друга. Формы для украшений заимствовали главным образом из архитектуры, однако образцам не подражали, а самостоятельно перерабатывали их и связывали в одно законченное целое.
В это же время был изобретен новый способ скрепления отдельных частей изготовляемой мебели, отличающийся особенной прочностью. До сих пор в вещах больших размеров, например, шкафах, сундуках и
111

Г. Вейс. История культуры народов мира


история культуры

т. п., доски скрепляли вместе, накладывая на швы между ними желобчатые полоски, а сзади поперечины, и затем обклеивали сверху полотном или пергаментом. Это не избавляло от трещин, как бы хорошо дерево ни было высушено. Кузнечное, медное и литейное мастерство тоже шло вперед, постоянно обогащаясь новыми изобретениями. Были усовершенствованы мехи, увеличен рабочий снаряд и обеспечено дальнейшее развитие формования благодаря изобретению новых способов снимания, закрепления и повторения форм.
Медники продолжали заниматься изготовлением сосудов, стараясь придавать им, как и другим изделиям, все более сложные и, по возможности, красивые формы. Даже простая обиходная медная посуда украшалась каким-нибудь орнаментом, хотя и грубым. Только небольшие бронзовые сосуды в виде различных фантастических животных, уже с XII.в. изготовлявшиеся преимущественно в Германии, сохранили усвоенную ими форму.
Литейные мастера расширили свои возможности тем, что, кроме надгробий, большей частью с углубленными орнаментами и фигурами, и различной церковной утвари, стали изготовлять в постоянно возраставшем количестве и нецерковную утварь, даже комнатную мебель, в особенности разных фасонов стулья.
Оловянные изделия изготавливались преимущественно в Германии, в особенности в Аугсбурге и Нюрнберге, которые были главными центрами этой промышленности (рис. 106, оловянная кружка работы Каспара Эндтерлейна). Известность здешних оловянников постоянно возрастала благодаря их умению придать олову твердость за счет добавления к нему других металлов и способности вытачивать круглую посуду на особых, для этой цели устроенных станках. Даже кузнечное мастерство усовершенствовалось некоторыми новыми приемами.
В тканье ковров приобрели всемирную известность большие фландрские города — Валансьен, Турн, Брюссель и Аррас, по имени которого с середины XIV в. и ковры стали называться арацца. Выши-
112


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
вание процветало преимущественно в Англии, а производство кожаных изделий — во Франции, Германии, Италии и Испании.
До самого конца XIV в. церковная утварь продолжала занимать первое место по своему богатству и художественному исполнению. Изготовление этой утвари оказалось как бы высшей точкой в развитии разного типа ремесел. Это обстоятельство имело влияние и на формы нецерковной утвари.
Священные сосуды оставались и впредь главным предметом, на котором золотых дел мастера совершенствовались в изобретательности и искусстве. Между мастерами началось как бы соперничество, которое привело к блестящим результатам, так как их усилия поощрялись не только духовенством, но и некоторыми правителями, как, например, в Германии императором Карлом IV
Основные формы священных сосудов почти не допускали изменений. Тем тщательней заботились мастера об отделке сосудов украшениями и, не отступая от господствующего вкуса, достигали в ней все большей свободы. Образцы украшений они еще более активно заимствовали в архитектуре и все с большей самостоятельностью перерабатывали их в разнообразные сочетания с данной основной формой.
Сосуды, по назначению своему не допускавшие архитектурных украшений, например, патена (плоское блюдце для облаток), фистула или сифон (трубочка или рожок для принятия освященного вина) и др., сохранили традиционную отделку. Патена, уменьшенная до того, что она делалась немного шире устья чаши, которую ею накрывали, обыкновенно не имела никаких украшений, кроме креста,


113

выгравированного  посредине.
история культуры

Г. Вейс. История культуры народов мира


история культуры

Другие блюда и поддоны получили более изящную форму и более богатую отделку, преимущественно лиственными орнаментами и арабесками, иногда с добавлением человеческих и звериных фигур.
Сифоны стали тоже красивее: горло делалось круглым или многогранным, ручкам обычно придавали форму я щ е р и ц или форму слегка выгнутых валиков. Разного рода кувшины и кружки пока сохраняли свои прежние формы, но отдельные их части (ручки, горло) стали разнообразнее и изысканнее (рис. 104, 105), а подставкам придавали форму круглых розеток.
Чашам для святых даров стали придавать яйцевидную, заостренную книзу форму, так что в сравнении с прежними они стали глубже и уже. Стенки их оставляли без украшений, но подножка представляла произведение искусства. Особенно богатые чаши украшали эмалью, филигранью и драгоценными камнями.
Из   существующих   форм   кадила   —   прорезного  шара с  фигурными украшениями или какого-нибудь здания  — стали предпочитать последнюю, соотнося ее с господствующим    архитектурным    стилем. Особенно   богатым   кадилам   чаще всего придавали форму башни, окруженной   небольшими   угловыми башенками, и  украшали  нишами, розетками,  небольшими  фигурками и красивой резьбой. Простые кадила отделывали в виде восьмисторонних фонариков с фронтонами и остродужными арками, между которыми размещались дымовые отверстия.
Дарохранительницы, впервые введенные около 1330 г., получали преимущественно архитектурную отделку. Их делали из стекла или хрусталя и придавали чечевицеобразную или цилиндрическую форму, окружая рядом возвышающихся над ними стрельчатых столбиков и башенок, соединенных между собой перемычками.
114

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

история культуры

Верхняя часть дарохранительницы украшалась различными лиственными орнаментами, розетками и круглыми фигурками (рис. 108). Нижняя ее часть и подножка отделывались так же, как и подножка чаш. Описанная форма не исключала, конечно, и других, но была самой любимой, а в отношении отделки — образцовой для другой священной утвари, преимущественно  креста.


Рнс. 109

Реликварии, для  которых и прежде   существовали   различные   формы, стали    теперь    еще    разнообразнее. Впрочем, это  разнообразие  касалось только украшений и отделки релик-варии,  которые  сами  по  себе  имели очень простую форму, в особенности, если были стеклянные или хрустальные. В этом случае им придавали форму шара, цилиндра или чаши. Впрочем, иногда хрустальные реликварии делали в виде кресла или птицы, обычно голубя, причем стеклянная часть составляла туловище животного.
Кресты делались с ножкой, как у чаши. Чаще всего хрустальные реликварии вставлялись в металлическую оправу, прорезную и архитектурно расчлененную, сделанную наподобие ковчега, укрепленного на столбиках или поддерживаемого фигурками. Реликва-рии в форме тех реликвий, которые в них предполагалось хранить, делались и теперь, но все реже и реже.
Наиболее характерной для хрустальных реликвариев была форма чаши на высокой подножке и с крышкой, которая отделывалась всегда архитектурно в виде группы островерхих башенок с расставленными между ними фигурками и с фигурой святого или распятием на вершине средней башенки.
Такие реликварии были очень похожи на описанные выше дарохранительницы (ср. рис. 108). Делали также реликварии в виде отдельных круглых или многосторонних башен, с нишами и фигурками, в виде различных частей зданий, например, колонн, связанных между собой архитравом, и, наконец, в виде целого здания, например, церкви и т. п. Башнеподобные реликварии укреплялись обычно на высокой ножке, а остальные — на плоском поддоне. Нередко реликвариям придавали форму ковчегов или гробиков с архитектурной отделкой нишами, колонками, розетками и т. п.
У разного рода церковных сидений — епископских, клиросных и скамей — орнаментами украшались главным образом спинки (при-слоны), а у аналоев и лекториев  — их нижняя часть.
Иногда вокруг спинки шел орнамент из листьев, цветов и завитков, чередующийся с человеческими фигурками, нередко фантасти-
115

Г. Вейс. История культуры народов мира


история культуры

ческими. Спинки сидений делались всегда выше ручек. Теперь, когда кли-росные и епископские сидения стали завершаться похожими на балдахин навесами, их спинки стали гораздо выше. В этом же стиле отделывалась и нижняя часть сидений — ножки или четырехсторонние закрытые тумбы (рис. 109, 110).
Церковные сиденья изготавливали не только из дерева, но также из камня и металла, украшали их резьбой, живописью, позолотой и (преимущественно в Италии) инкрустацией. Кроме описанных, в церквях имелись сидения меньших размеров и    часто   без   всякой   архитектурной
отделки, сделанные на манер старинных складных стульев — с выгнутыми спинками и поручнями. Несколько таких стульев дошло до нас. Несмотря на следы позднейшей переделки, они могут быть отнесены к концу описываемого периода или к началу следующего (рис. 109, ПО); принадлежали ли они к церковной утвари, неизвестно.
Шкафы и сундуки, служившие для хранения церковных сосудов, облачений и других ценных вещей, сохранили свои обычные простые формы до самого конца этого периода, а в отдельных случаях и до середины XVI в. (рис. 111). Шкафы продолжали делать с несколькими дверцами, расположенными в один или два яруса, на низких ножках или без них.
Сундуки делались на ножках или без них, с плоской, выгнутой или многогранной крышкой. Отделывали их так же, как и шкафы.
Осветительные приспособления — паникадила и подсвечники — сохранили свои прежние формы, но отделка их стала богаче и художественнее. Большие паникадила (которым придавали символическое значение изображений небесного Иерусалима) устраивались главным образом в виде кольца или обруча, от которого шли вокруг светильники искусной резной работы, украшенные фигурками и другими   орнаментами.
Столовая посуда, как и прочие предметы столовой утвари, отличалась и з я щ н о й о т д е л к о й (рис. 112, Ж а н П е н и к о . Кувшин). Во Франции она была разнообразнее, чем где-либо. К ней принадлежали так называемые нефы (судки), солонки и треножники — крупные, богато отделанные посудины, служившие главным образом для убранства стола, а также чаши и блюда, в которых подавалось кушанье.
Солонки занимали самое видное место в убранстве стола. Обычно у каждого хозяина их было несколько, а у богатых людей даже по 20 и более. Хотя солонки предназначались только для соли, их размеры иногда бывали весьма значительными.  Из тех форм, которые
116


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


история культуры


им   придавали,  любимой   была  форма  богато корабля с разными фигурными украшениями.
Солонкам придавали форму бокалов на короткой ножке, с крышкой, а также форму чаш, раковин и т. п. Сам бокал или чаша делались из хрусталя, а металлическая подножка имела вид какого-нибудь животного, обычно змеи, дерущейся с какой-нибудь фантастической птицей, или нескольких змей, которые, обвиваясь вокруг чаши, приподнимали головы над ее краями. Были солонки на плоских поддонах, уставленных фигурками воинов, играющих музыкантов и т. п. В 1363 г. описывается солонка из хрусталя и золота, сделанная в виде закрытого бокала, поддерживаемого тремя дамами.
Питейные сосуды делали из различных, большей частью дорогих материалов: золота, серебра, слоновой кости, редкого дерева и, кро-
орнаментированного
117


Г. Вейс. История культуры народов мира


история культуры

ме того, из стекла, страусовых яиц, кокосовых орехов, раковин, рогов и т. п.
Формы этих сосудов, обусловленные их назначением, были очень разнообразны. Одни имели вид чаши, другие — кубка, третьи — бочонка. У одних были крышки и подножки, а другие их не имели. Крышки у таких больших сосудов, как чаши и кубки, делали закрывающимися (рис. 107, германские каменные кружки).
Чашки иногда были с крышкой, но всегда без подножки и с одной или двумя ручками (рис. 113, сосуд в стиле Генриха II). Сосуды из страусовых яиц, раковин и кокосовых орехов обычно делали на подножках и украшали богатой оправой; рога имели две подножки в виде львиных или орлиных лап, а их верхушку или острый конец украшали львиной или орлиной головой, золотой или серебряной, с эмалью и драгоценными камнями.
Не только дорогая посуда играла важную роль в убранстве стола, но и некоторые блюда, которые специально для этой цели готовились и убирались различными украшениями, порой даже золотыми и с е р е б р я н ы м и . Такими блюдами были в основном печенья и разнообразные паштеты. Иногда они достигали очень больших размеров. Их делали то в виде замков, осаждаемых и защищаемых многочисленными воинами, то в виде оснащенных и вооруженных кораблей, то в виде отдельных животных или их групп.
Но такое роскошное убранство встречалось лишь на княжеских столах и у знати, да и то в особенных случаях. У незнатных людей ежедневная столовая посуда была очень проста: у зажиточных она была оловянная, у небогатых — большей частью глиняная и деревянная. Кухонная посуда была луженой медной, железной или глиняной. Стеклянная посуда была пока редкостью, и даже богачи имели ее в небольшом количестве.
118

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

Мебель и прочая комнатная утварь тоже постепенно становились разнообразнее и красивее по форме и отделке. Усовершенствование мебели шло параллельно с расширением и улучшением жилых помещений, сначала домов богатых дворян, а затем и домов зажиточных   горожан.
Во второй половине XIII в. сначала в Италии и Испании, а вскоре и во Франции началась перестройка существовавших зданий и строительство новых в соответствии с развившимися потребностями. Теперь оказалось недостаточно одной комнаты, которая служила бы и гостиной, и спальней, и кабинетом, а потребовались отдельные помещения для различных нужд.
Мебель и другая комнатная утварь изготавливались преимущественно из дерева, а также из бронзы, железа, кости и других материалов; для украшения использовались резьба, роспись красками, наборная работа, фигурная металлическая обивка и т. п.


история культуры

Из описываемого периода до нас дошло лишь несколько сундучков, несколько металлических подсвечников очень странных форм и небольшое количество мелких металлических вещей: ключей, оковок и т. п. Сундучки эти различной величины, продолговато-прямоугольные, с плоской, двускатной или полукруглой крышкой, сделаны из кости либо из дерева.
Сундучки    из    кости    снаружи украшены   резьбой,  деревянные обтянуты   бархатом   или   расписаны   красками    по    пергаменту или   коже   (рис.   114,   115);   подсвечники большей частью состоят из четырехсторонней или многогранной    подставки,    цельной или прорезной, с острием посредине, на которое и насаживалась свеча.
Из сидений самой роскошной отделкой отличались, несомненно, троны и почетные кресла, которые при торжественных церемониях и празднествах предлагались высокопоставленным лицам в знак особого  почета.
Троны и тронные кресла в большинстве случаев изготавливались по старинным образцам, т. е. в виде прямоугольного сиденья с высоким вертикальным прислоном из двух столбиков, соединенных перекладиной или без перекладины, в виде стула на перекрещиваю-

119


Г. Вейс. История культуры народов мира

домашняя утварь
щихся ножках, которые теперь делались не прямыми, а выгнутыми. Сами стулья были по-прежнему не складными, а неподвижными и имели выгнутые ручки. Над тронными креслами устраивали балдахины в виде вертикальной стенки, которая поднималась позади кресла или составляла продолжение его прислона и завершалась горизонтальным навесом.
Почетные кресла устройством напоминали тронные, но были не так роскошно отделаны и не имели упомянутых символических фигур. Они были деревянными, а их украшение главным образом состояло из резьбы, но не были исключением и другие способы отделки — живопись, позолота, металлические орнаменты. Сиденья покрывали подушками, обтянутыми дорогой шелковой материей или бархатом, а иногда завешивали какой-нибудь тканью.
Старинные складные табуреты без спинок по-прежнему составляли принадлежность комнатной мебели, так же как скамьи и лавки, которые теперь стали делать красивее и удобнее. Длинные тяжелые лавки, прежде стоявшие под стенами, сменились небольшими, которые тоже расставляли вдоль стен одну подле другой. Эти лавки делались на довольно высоких ножках, с высокой спинкой и боковыми, большей частью прямыми спинками или ручками.
Буфеты имели форму больших прямоугольных или круглых столов также на четырех или шести ножках. На буфете расставлялись пряности, фрукты, печенья и конфеты, а иногда и дорогие золотые и серебряные сосуды, для чего на верхней доске буфета устраивали своеобразную этажерку из двух или трех полок.
Кровати стали делать ниже, чем прежде, с высокой прямой спинкой в головах. Вместо одного матраца клали два — один на другой, а поверх изголовья укладывали особую подушку. Ширина одеял тоже увеличилась, в особенности верхнего покрывала, которое теперь закрывало всю постель вместе с кроватью.
Балдахин над кроватью тоже стал шире и длиннее; он уже не спускался с потолка как занавес, а натягивался на прямоугольную раму, укрепленную на четырех столбиках по углам кровати, и задергивался со всех сторон на кольцах, двигавшихся по железным прутьям. Впрочем, кровати по-прежнему оставались самой заметной частью меблировки. Если отделка деревянных частей, незаметных из-под покрывала, стала теперь проще, то она с избытком восполнялась бо-
120

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
гатством покрывал и занавесей, которые делались из шелковой материи, бархата и даже парчи. У богатых людей наволочки матрацев и подушек были шелковые, так же как и одеяла, которые иногда подбивали дорогими мехами. Края занавесок и покрывал обшивались богатой каймой или бордюром с бахромой и кистями.
Еще роскошнее отделывались так называемые парадные постели для свадеб в знатных домах. Детские кроватки-качалки имели вид плоского ящика, положенного на выгнутые поперечины. Иногда к ящику приделывались ножки с такими поперечинами; порой в головах и ногах кроватки приделывались круглые колки, на которых кроватка подвешивалась на особом станке так, что ее легко можно было раскачивать. Эти три формы люлек, особенно две последние, сохранились до наших дней.
Стены комнат по-прежнему продолжали обвешивать коврами. Для защиты от сквозняков при открытых окнах и занавешенных портьерами дверях были заведены большие щиты, состоявшие из деревянной рамы, обтянутой плотной материей, или сплошь деревянные; этими щитами закрывали окна и двери, а также ставили их перед каминами как экран. Отделка таких щитов соответствовала всей прочей обстановке.
Насколько роскошным было внутреннее убранство в королевских дворцах и в рыцарских замках, настолько простым оно было у людей среднего сословия. У них было немного мебели, да и та не отличалась богатой отделкой. В среде этого сословия, особенно в Германии, расчетливость считалась добродетелью, поэтому даже зажиточные люди предпочитали лучше обзавестись серебряной посудой, чем красивой и дорогой мебелью, так как посуда нисколько не теряла своей ценности от того, что ее выставят напоказ гостям.
Впрочем, благодаря успехам ремесел и развитию вкуса даже простая утварь изготавливалась не так уж грубо и не без украшений, хотя и очень скромных, но все-таки соответствовавших общему направлению стиля. В мещанских домах вся меблировка состояла из старинных тяжелых скамей, стоявших вдоль стен, нескольких ящиков, столов и кроватей. Скамьи и сундуки заменяли здесь стулья и шкафы, а сундуки  —  столы. В бедных семьях вся мебель состояла


121

из сундука и кровати.
домашняя утварь


Г. Вейс. История культуры народов мира
&   &


В XV в. ремесла достигли высокого уровня развития. Изобретались все новые способы для поддержания постоянно возраставшей тяги к роскоши. Образовывались новые цехи, а в уже существовавших появились новые подразделения.
Отделка утвари стала значительно богаче и разнообразнее. Вещи, которые предназначались преимущественно напоказ, до такой степени обременяли украшениями, что под ними исчезала сама вещь. Эта неумеренность в украшательстве, постепенно усиливаясь, перешла все границы, после чего бросились в другую крайность — простоту, которая на поверку оказалась бессодержательной холодной пустотой. Между этими двумя крайностями ремесленники продолжали балансировать до конца столетия, то причудливо соединяя холодные голые поверхности с густыми массами разнообразных орнаментов, то ограничиваясь только последними.


домашняя утварь

Из новоизобретенных украшений, кроме фантастических звериных и человеческих фигур, чаще всего употреблялись архитектурные, в их новой роскошной обработке: увитые кудрявыми гирляндами и разнообразно расчлененные столбики и колонки, сквозные и прорезные верхушки, удлиненные или плоские остро-дужные арки, различно отделанные плоскости и т. д.
Прежде всего эти украшения были использованы в церковной утвари, по крайней мере в тех ее принадлежностях, форма которых допускала такое применение. К их числу принадлежали и чаши, хотя их орнаментация грешила скорее излишеством, чем недостаточностью.
Подставку чаш нередко стали делать в виде группы столбиков, связанных между собой сквозными нишами и островерхими арками, или в виде опрокинутой цветочной чашечки с красиво выгнутыми и разнообразно пересекающимися лепестками (рис. 116). Саму чашу украшали растительными орнаментами или выгравированными изображениями, преимущественно на евангельские темы. Иногда вся чаша вместе с подножкой отделывалась мелкой филигранью (рис. 117).
В том же стиле отделывали и более крупную утварь, например, купели (рис. 119), паникадила и подсвечники. Для паникадил появилась новая форма — шарообразного или овального яблока с выходящими из него подсвечниками. На яблоко иногда ставилась округлая фигурка, которая вместе с яблоком окружалась легкой решеткой из красиво пересекающихся столбиков, обвитых украшениями в виде листьев и т. п.
122


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


домашняя утварь

Отделка подсвечников, сохраняя традиционные основные формы, стала гораздо роскошнее, доходя порой до излишества.
На деревянной церковной утвари — алтарях, кафедрах, сиденьях, шкафах и т. д.— новое направление отразилось, кроме увеличения орнаментации, возросшим применением инкр\стации. Это было особенно характерно для Италии, где такой способ украшения вместе с искусством резьбы по дереву был доведен до совершенства руками отличных мастеров. Инкрустацией делали не только различные орнаменты, но и целые фигурные композиции в виде зданий, цветов, плодов и пр., сохраняя  при   этом   нежность  тонов   и
красоту форм. Инкрустация употреблялась для украшения таких плоскостей, которые по своему назначению не допускали выпуклости орнаментов, например, высокие спинки кресел и т. п.
Превосходный образец инкрустации представляют клиросные сидения в соборе в Орвието работы Пьетро ди Манелла (рис. 120). Изобилие украшений, которыми обременяли подобную утварь, доходило до того, что они подавляли ее основные формы. Это видно на большей части епископских сидений и клиросных скамей богатых церквей, преимущественно в Средней и Северной Европе.
Клиросные сидения располагались непрерывными рядами вдоль клиросных стен так, что совершенно закрывали их собой, составляя существенную часть внутреннего убранства храма. К наиболее простым, но довольно богато отделанным принадлежат клиросные сидения в госпитальной церкви в Штутгарте, относящиеся к 1490 г. (рис. 121). Самыми замечательными как по роскошной отделке, так и по художественному исполнению считаются клиросные сидения в Ульмском соборе, изготовленные между 1469 и 1471 гг. Георгом Сюрлином.
Епископские и прочие церковные кресла (рис. 122, 123), так же как и скамьи (рис. 124) и кафедры того времени, были весьма разнообразны. Кафедры получили особенное значение благодаря немалому количеству превосходных проповедников, появлявшихся на них. Даже сама форма кафедр стала изящнее.
Прежде они представляли собой круглое или прямоугольное возвышение, закрытое со всех сторон, или установленную на нескольких опорах огороженную площадку. Теперь же площадка кафедры ставилась на одной колонне и оформлялась так, что вся кафедра походила на сосуд (рис. 125). Как колонна, так и верхняя часть вместе с лестни-
123


Г. Вейс. История культуры народов мира


домашняя утварь

цеи и доской для отражения звука обильно покрывались украшениями. В таком же стиле отделывали шкафы, сундуки и другую подобную утварь.
Еще больше разнообразие форм проявилось в изготовлении мирской, домашней утвари. Многие ее предметы сохранились без изменений, вновь изобретенные не упразднили  уже  существовавших.
Изготовлением сосудов и прочей столовой посуды занимались производители  металлических изделий, в том числе золотых дел мастера и серебряники, если дело касалось дорогой   утвари.   Поскольку   стеклянная посуда   за   пределами   Италии   распространилась лишь в конце XV в., а глазурованная и расписная дорогая    глиняная   посуда   впервые   появилась в это же время опять-таки в Италии, ее применение в домашнем обиходе было весьма ограничено. Ни эта глиняная посуда, ни дорогие стеклянные сосуды, производство которых только начинало развиваться в Италии и которые, как миллефьори и прочие, составляли каждый сам по себе драгоценность, не могли сразу же стать предметом торговли.
Вне Италии все еще производилась посуда из простого неокрашенного или одноцветного стекла. Чтобы сосуд из такого стекла превратить в дорогую вещь, имеющую художественное значение, его отделывали изящной золотой оправой искусной работы.
Обычная глиняная посуда да еще и без разноцветной окраски не могла показаться ценной глазу, привыкшему к серебряным и золотым сосудам. Повысить ее привлекательность можно было только красотой формы и оригинальной раскраской.
В этом направлении до конца столетия мало что изменилось к лучшему, хотя сделанное отличалось художественностью. Основное внимание обращали на максимально четкую выработку формы сосуда, стараясь при этом расчленить и разграничить его части разноцветной глазурью, располагая при этом рисунки в основном по краю сосуда и на его дне. К тому же эта посуда не отличалась разнообразием форм и состояла из блюд различной величины и глубины, больших сосудов для воды и кружек и кувшинов незамысловатых форм.
П р и изготовлении золотых и серебряных сосудов опирались на прежние образцы. О большей свободе в деталях оформления свидетельствуют дворцовые инвентарные описи того времени. Они становятся подробнее, порой до мелочности, однако желание описать вещи с максимальной точностью нередко бывает трудно исполнить
124


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
из-за их сложности, вычурности и чрезмерного обилия украшений. Не давая четкого описания вещей, описи все-таки позволяют представить, какой степени достигала роскошь и какое впечатление она должна была производить на зрителя.


домашняя утварь

Фонтаны, треножники, судки и прочие крупные вещи, служившие для украшения стола, не изменили своих основных форм, но приобрели необыкновенно богатую отделку. Фонтанам иногда придавали форму миниатюрных зданий, большей частью башен, замков, крепостей и т. п. Здания часто обставляли фигурками, составляя иногда целые пейзажные композиции. Крепости ставили на скалы, по скалам располагали башенки, деревья, человеческие фигурки, чаще всего нападающих и защищающихся пеших и конных воинов. Составляли также пейзажи мирного характера с группами животных и т. д. Иногда это были изображения замков любви, защищающих женщин и влюбленных рыцарей. Д л я усиления эффекта предметы расцвечивались цветной эмалью.
Из собственно столовой посуды по-прежнему самой ценной и красивой вещью оставались солонки. На них оттачивали свое искусство мастера. П р и их изготовлении часто использовались новые, иногда весьма замысловатые комбинации всевозможных орнаментов и разнородные материалы,  из   которых  делались   их
отдельные части. Сам сосуд изготовлялся из хрусталя, яшмы, агата, серпентина и других камней и заключался в золотую оправу. Солонки в виде корабликов окружали раковинами, растениями и фантастическими морскими животными.
Солонки в форме раковин, чаш, корзинок и т. п. обставляли растениями, животными, человеческими и другими фигурками. Если солонка была на подножке, то последняя обычно имела форму какого-нибудь животного, женщины, рыцаря или сарацина в богатом восточном костюме. Были также солонки на трех или четырех архитектурно отделанных ножках. Если подножка представляла собой человеческую фигуру, то чаша устанавливалась на голову фигуры и поддерживалась ее поднятыми вверх руками. Богато отделывались и крышки солонок. Важную деталь украшения составляли драгоценные камни, жемчуг, цветная эмаль. По принятому обычаю солонка всегда ставилась в центре обеденного стола.
Большим разнообразием и причудливостью форм отличались сосуды, в которых подавали напитки и из которых их пили. Кувшины и кружки были круглые, многогранные, узкие и широкие, гладкие и с фигурным профилем. Их украшения состояли из цветочных, архитектурных и фигурных орнаментов, плоских и выпуклых. Крышки,
125


Г. Вейс. История культуры народов мира


домашняя утварь

ручки и устья делались в форме фантастических и реальных животных, растений, а иногда и архитектурных деталей. Крышкам и устьям часто придавали вид головы животного с раскрытой пастью. Если носик кувшина поднимали в виде выгнутой трубки из нижней части сосуда, то ему придавали форму змеи.
Ручки также делали в виде извивающейся крылатой змеи или вытянувшегося животного. Кроме того, встречались кружки в форме круглой или четырехугольной башни, обвитого плющом древесного пня, какого-нибудь животного или человеческой фигуры, преимущественно женской, в длинной одежде, или дамы верхом на коне, с добавлением разных украшений — рельефных, гравированных, инкрустаций и т. д.
Что  касается  сосудов,  из  которых пили, то наибольшего разнообразия они  достигли   в   Германии.   По   мере того как множились их формы, увеличивалось и число их названий, которых  больше  всего  было у  немцев. Они    различались   по   вместимости, форме и материалу. В это время появились кубки, двигавшиеся при помощи заключенного в них механизма как бы сами собой, и двойные кубки, соединенные между собой шарниром так,  что  один  кубок служил другому крышкой. Подобные сосуды делались из самых различных материалов: редких пород деревьев, из капа, стекла, хрусталя, слоновой кости, рога, черепахи, страусовых яиц, кокосовых орехов, тыквы, раковин, перламутра и различных камней (халцедона, агата и т. п.). Все они непременно оправлялись в серебро или золото (рис. 118). Затем появились красивые итальянские разноцветные стеклянные сосуды в дорогой металлической оправе. Два таких сосуда конца XV в. находятся в Берлинском музее. Оба они небольшие, один синего, другой темно-зеленого цвета. На синем изображены сюжеты из мифологии, на зеленом — орнаменты, сфинксы и гении.
Богатством форм и украшений отличались и другие столовые и туалетные принадлежности: конфетницы (дражуары), ложки, вилки, умывальники, несессеры для мелких вещей (например, гребешков и т. п.), а также приборы для освещения: подсвечники, висячие лампы
126


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
(рис. 126), ночники и многое другое. У Филиппа Доброго и Карла Смелого были две конфетницы, которые, судя по их подробному описанию в инвентарных перечнях, были очень дорогими и высокохудожественными   вещами.


127

Среди драгоценной утвари, оставшейся после Марио Сфорца (1476 г.), находился полный золотой столовый сервиз на 12 персон. Когда кардинал Пиетро Риарио принимал в своем римском дворце (около 1473 г.) Элинор Арагонскую, проезжавшую через Рим в качестве невесты герцога Феррарского, он велел поставить в приготовленных для нее покоях, кроме прочей утвари, четыре золотых подсвечника с фигурами ангелов, серебряный позолоченный молитвенный стул с ножками в виде львиных лап, полный каминный прибор из серебра и даже серебряный ночной стул с золотым сосудом внутри.
домашняя утварь


Г. Вейс. История культуры народов мира


домашняя утварь

В столовой был поставлен большой буфет с дюжиной полок, заполненный золотыми и серебряными сосудами, усыпанными драгоценными камнями. Столовая посуда вся была серебряной и переменялась после каждого кушанья. П р и этом, особенно в Италии, было принято, чтобы предметы дорогой утвари, хотя бы и одинакового назначения, были как можно разнообразнее по форме и по материалу.
Чем роскошнее делалась сервировка стола, тем изысканнее становилось приготовление и украшение кушаний. На особенно торжественных пирах теперь подавались, кроме красиво убранных блюд, например, в виде павлинов, целиком изжаренные быки, ягнята, кабаны, олени, большие рыбы и т. п., их украшали позолотой и разным затейливым оформлением; паштеты огромных размеров подавали в виде пестро раскрашенных зданий, со всякими забавными сюрпризами. Даже приправы к кушаньям (зелень, фрукты и т. п.) подавали на стол в таком необычном виде, что они больше напоминали какое-нибудь диковинное произведение природы или искусства, чем кушанье.
Между тем люди небогатые и представители среднего сословия по-прежнему продолжали употреблять медную, оловянную, жестяную, глиняную и деревянную посуду с очень скромной отделкой или без всяких украшений. Употребление новомодной фаянсовой посуды, преимущественно кувшинов и кружек, украшенных живописью и цветной глазурью, как и посуды из белого или зеленого стекла, постоянно возрастало. Вначале такая посуда стала популярной среди зажиточных людей, которые чаще прежнего стали обзаводиться и дорогими металлическими сосудами.
В парадной мебели, такой как тронные и почетные кресла, шкафы, сундуки, наблюдается постоянно возрастающее использование элементов церковной утвари. В орнаментацию вводятся наряду с декоративными украшениями сюжеты религиозного характера — христианские символы, даже ангелы и святые, за исключением изображения Христа и Богоматери, а сама орнаментация становится все роскошнее.
Появились новые стулья с поворачивающимся сидением (рис. 127) и стулья на колесах или катках. Во время болезни супруги Карла VI,
128


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
Изабеллы Баварской, мастером Майе в Париже (1415 г.) было сделано для нее кресло из орехового дерева, поставленное на четыре колеса и приспособленное для переноски.
Пюпитры для чтения, сделавшиеся необходимой принадлежностью каждого зажиточного образованного семейства, стали теперь гораздо удобнее прежних. Верхняя их часть (покатая доска) была увеличена, а нижняя делалась в виде шкафика с полками для книг, открытого или с дверцами.
Небольшие пюпитры для письма, которые ставились на стол или прикреплялись к ручке кресла, по-прежнему делались прямоугольными, на низенькой подставке, иногда на короткой ножке, которая поворачивалась. В числе сокровищ герцогов Бургундских упоминается (в 1467 г.) такой пюпитр, сделанный из чистого серебра и состоявший из семи частей.
Шкафы, вошедшие с середины века в число комнатной мебели, сохранили свою прежнюю архитектурную отделку как наиболее соответствующую их формам и назначению. Сундуки, по-прежнему самая заметная комнатная мебель, в большинстве случаев сплошь покрывались орнаментами резной работы (рис. 128).


домашняя утварь

Так как сундуки все еще продолжали в некоторых случаях заменять сиденья, то на их крышке выпуклые резные украшения заменялись живописью или инкрустацией. Этими способами украшали и другие части сундуков — узкие бока, карнизы и углы, которые обивали красивыми металлическими скобками, нередко вызолоченными.
В описи вещей королевы Анны Бретанской (1498 г.) упоминается небольшой роскошный сундучок. Он был отделан деревом и слоновой костью наподобие мозаики, украшен рельефными орнаментами, расписан и позолочен; его шесть ножек изображали драконьи головы.
О б ы ч н ы е СУНДУКИ д л я обиходного употребления украшали по бокам изображениями пергаментных свитков и обивали по углам простыми металлическими скобами.
Массивные и высокие переносные шкафы стали больше, на них стало больше места для украшений; не только сами я щ и к и шкафа, но и рамы     вокруг     дверец,     верхние
129


Г. Вейс. История культуры народов мира
и нижние карнизы и даже ножки расширились и удлинились (рис. 129). Рамки вокруг дверец переносных шкафов сплошь или местами отделывали резьбой, верхний карниз украшали резным архитектурным орнаментом, дверцы обычно оставляли без украшений, но иногда отделывали резьбой и инкрустацией (рис. 132).
Особенным украшением массивных и высоких переносных шкафов были замки, скобки и другие металлические накладки, которые своей формой соответствовали остальным украшениям.
Очень популярны стали в это время небольшие стенные шкафчики такой величины, что их было удобно вешать на стену. Отделка их в целом походила на отделку больших шкафов, но, благодаря их небольшим размерам, была еще изящнее. Чаще всего их украшали металлической прорезью в виде арабесок по цветному фону из кожи или бархата (рис. 130). Подобные прорези, сделанные из железа, нередко употреблялись для украшения поверхностей крупных размеров, например двери ризницы в приходской церкви города Брука-на-Мурре (рис. 131).
домашняя утварь
Столы, поставцы, буфеты, горки для посуды, кровати, колыбели и разная мелкая утварь (сундучки для дорогих вещей, письменные столы и т. п.) сохранили прежние формы, но в соответствии с модой их декоративная отделка становилась богаче и разнообразнее.
Из многочисленных видов столов все больше входили в употребление небольшие столики на одной ножке, круглые или прямоугольные, а также складные на шарнире (рис. 134); теперь их ставили по несколько в одной комнате. Орнаментация затрагивала все части стола, даже перекладины между ножками.
Поставцы, употреблявшиеся в церквях (рис. 133), горки и буфеты теперь делались выше и шире по сравнению с прежними. Например, прежние горки делались не выше четырех уступов, а теперь их стали делать из 12 и больше. В комнате супруги Карла Смелого, Изабеллы, стояла (в 1485 г.) горка из четырех уступов, которые были по-
130


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


домашняя утварь

крыты дорогими тканями и заставлены золотыми и хрустальными сосудами, оправленными в золото. Среди них были три золотые, усыпанные драгоценными камнями конфетницы, из которых одна оценивалась в 40 тысяч, а две другие — по 30 тысяч талеров.
Иногда горки делали в виде буфетов, т. е. так, чтобы они были доступны со всех сторон. Для этого их ставили посредине комнаты, а не у стены. Подобные горки и буфеты часто делались в виде замков с башнями и другими принадлежностями. Горка из 12 уступов в виде круглого замка была изготовлена в 1561 г. по заказу герцога Бургундского для большого зала  замка Артуа.
Размеры кроватей значительно увеличились и достигали теперь семи футов в длину и шести в ширину. Одновременно увеличилось количество подушек, а также толщина матрасов. К концу века было принято ставить кровать в УГОЛ и, за исключением передней стороны, которая задергивалась занавесом, окружать резными деревянными панелями, которые смыкались с панелями, закрывавшими стены комнаты.
От этого периода сохранилось несколько детских люлек. Одна из них была сделана из меди с позолотой, на высоких ножках с выгнутыми поперечинами или полозьями; продольные стороны отделаны прорезью, поперечные расчленены остродужными и полукруглыми арками; четыре угловых столбика граненые, с шишками в виде цветочной чашечки.
Различная мелкая утварь (каминные щипцы, мешалки и пр.) не уступала крупной ни в разнообразии, ни в богатстве отделки. В качестве примера упомянем письменный прибор, принадлежавший одному из герцогов Беррийских (около 1510 г.). Он имел форму доски из золоченого серебра, покрытой сверху гравированными украшениями, и состоял из небольшого ножика с серебряным эмалированным черенком, небольшой серебряной линеечки, серебряных ножниц, маленьких серебряных весов и коробочки с гирями, пера и оправленного в серебро огнива.
В последнюю четверть века в качестве украшения интерьера стали  входить в  моду писанные на дереве картины различного содер-
131


Г. Вейс. История культуры народов мира


домашняя утварь

жания (портреты и пр.). Их вставляли в резные золоченые и иным образом отделанные рамки и развешивали по стенам, закрытым вышитыми и ткаными дорогими коврами.
Домашнюю утварь средних классов можно назвать простой и даже скудной. Но и у них убранство комнат стало полнее, удобнее и красивее, чем прежде. Стремление во всем подражать знати усиливалось и распространялось все шире.
П р е ж н я я простота быта исчезла, а то, что недавно считалось расточительным излишеством, теперь стало не только желательным, но привычным и необходимым. Увеличилось количество мебели в домах, и сама она стала гораздо красивее. В конце века даже домашняя обстановка небогатых граждан производила впечатление достатка (рис. 134).
Земледельческие    орудия,    охотничьи и рыболовные снасти, а также повозки для  перевозки людей  и тяжестей сохранили свое прежнее устройство.    Экипажи    не   подверглись усовершенствованию  из-за  их  очень ограниченного    использования.   До самого XVI в. любые поездки, включая   продолжительные   путешествия, осуществляли   верхом   или   в   носилках, запряженных лошадьми. В торжественных случаях мужчины, даже самые знатные, предпочитали являться верхом, а дамы — в носилках. Королева Изабелла Баварская при въезде в Париж сидела в носилках, а дамы ее свиты — в крытых экипажах. Германский император Фридрих  III первым совершил свой торжественный въезд во Франкфурт (в  1474 г.) в экипаже.   Это   обстоятельство   показалось   настолько   странным,   что вызвало осуждение, особенно из-за того, что граждане города лишались своего старинного  почетного права  нести  над императором   балдахин.
На основании указа Филиппа Красивого (1294 г.) право езды в экипажах было предоставлено исключительно женщинам княжеского происхождения и их ближайшему женскому окружению. Если кто-

132


домашняя утварь

либо из зажиточных горожан позволял себе обзавестись экипажем и ездить в нем, то это было крайне редким явлением даже в конце XV в., которому старались противодействовать как неподобающей роскоши.
В 1457 г. венгерский король Владислав V подарил Марии, супруге французского короля Карла VII, очень дорогую карету, одной из особенностей которой было то, что кузов ее висел на ремнях. Эта карета привела французский двор в восхищение тем, что при езде сидящие в ней «испытывали необыкновенно приятное  покачивание».
Такое усовершенствование распространилось не сразу, а только некоторое время спустя. Пока же экипажи продолжали делать на старинный лад. Кузов в виде ящика со скамьями внутри (в длину или поперечными) ставили прямо на оси и неподвижно на них укрепляли, а сверху над ним ставили полог, натянутый на четыре столбика или на полукруглые обручи; передние и задние колеса делались одинаковой величины, с шестью или восемью спицами (рис. 135).
Козел или вообще какого-нибудь сидения для кучера не имелось. Он шел подле повозки или садился верхом на коренную лошадь, которая запрягалась в оглобли хомутом, постромками или гужами.
Появление огнестрельных орудий    придало    воинской    амуниции
невиданное прежде развитие и привело к ее дальнейшему видоизменению. Когда и где впервые были применены пушки, сказать нельзя. Но, учитывая, что они уже в древности были известны на Востоке — испанцы употребляли их при осаде Базы в 1323 г., а арабы при осаде Аликанте в 1331 г.,— не подлежит сомнению, что они стали известны намного раньше середины XIV в.
Во Франции они использовались в 1338 г. при осаде Пюи-Гилья-ма; несколько позднее, в 1364 г., в битве при Креси пушками пользовалась английская армия. С середины столетия применение пушек возрастает. Уже в 1356 г. большая часть крупных городов, в основном   немецкие   имперские   города   —    Нюрнберг,  Аугсбург,   Любек,
133


Г. Вейс. История культуры народов мира

домашняя утварь
Ульм, Шпейер и др., имели собственные пушки и пороховые запасы. В этом же году в Льовене, во Фландрии, было продано 12 мортир. Запасы пороха в городах иногда бывали настолько значительны, что порой причиняли разрушения: в 1360 г. взлетела на воздух ратуша в Любеке из-за взрыва сложенного в ней пороха.
С 1358 г. и в Италии начинают распространяться большие пушки, или бомбарды. В 1370 г. при войске Магнуса, герцога Брауншвейско-го, кроме прочего оружия, находились и пушки. В 1375 г. по заказу городского совета в Аугсбурге были отлиты 20 больших пушек. В то же время об употреблении пушек в Дании упоминается не ранее 1372 г., а в Ш в е ц и и — не ранее 1408 г.
Как ни полезны оказались пушки для военного дела, усовершенствование их шло крайне медленно. Порох сначала был некачественный, незернистый, поэтому имел слабый эффект. Даже после изобретения зернистого пороха мелкий порошковый порох употреблялся еще долго.
Кроме того, довольно долго пушки делались как можно большего калибра, так как полагали, что чем больше и массивнее орудие, тем сильнее его действие. Им первоначально придавали форму мортир
134


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
с широким жерлом, а позднее — форму длинных и широких стволов. По старинным описаниям, первые пушки были деревянные, окованные толстыми железными обручами, наложенными один подле другого; позднее их стали делать из железных полос, которые сковывали вместе по всей длине, а затем скрепляли обручами. П р и этом для безопасности казенная часть отделялась от дула таким образом, что составляла с ним угол книзу или вбок.
Отделять казенную часть от дула вскоре перестали, но описанный способ изготовления пушек сохранился до XVI в. Это подтверждает огромная пушка в дрезденском цейхгаузе, которая была сделана именно так, хотя уже со второй половины XIV в. начали лить пуш-
135

Г. Вейс. История культуры народов мира

домашняя утварьки из железа и даже бронзы, а в Германии с 1440 г. существовали настоящие  пушечно-литейные  заводы.
Перевозили пушки (обыкновенные до начала XV в., а остальные до XVI в.) на особо прочных повозках или полозьях; для стрельбы их устанавливали на деревянных станках и на подмостках из бревен и досок.
Пушечный станок состоял из деревянной колоды, в углубление которой вкладывалась пушка и там закреплялась; для прицела под колоду просто  подкладывали  чурбан.
Подмостки для осадных орудий сколачивали из толстых досок в виде прямоугольного продолговатого ящика, по углам которого отвесно укреплялись четыре бруса, которые попарно соединялись поперечиной.
«В   брусьях   были   просверлены   от-
*                                         верстия, в  них вставлялись перекла-
fey                           дины, на которые клалась пушка, ук-
репленная,    кроме    того,    на    особом станке. Таким   образом   орудию   можно   было   сообщать   любое   направление, поднимая или опуская его. Для устойчивости подмостки иногда наполнялись землей, что было удобно при сильной отдаче.  Нередко их вместе с пушкой накрывали   подвижным   навесом   из   досок,   для   поддержки   которого   на внешних сторонах подмостков  прикреплялось по отвесному брусу.
Подражая такому устройству подмостков, которое, несмотря на свою примитивность, сохранилось до конца XV в., для небольших пушек стали делать вилообразные станки, к задней части которых прикреплялось выгнутое вперед дерево с просверленными в нем отверстиями. Однако самыми распространенными были станки из выдолбленной колоды; в конце века к ним спереди стали приделывать колеса, а сзади рукоятки, отчего передвигать орудие и управлять им стало легче.
Форма пушек стала улучшаться только с тех пор, когда их начали лить. Важным усовершенствованием было то, что камеру и дуло отливали отдельно, затем высверливали, а потом уже спаивали вместе. Одновременно оружейники все больше убеждались в том, что мощь орудия зависит не столько от его массивности, сколько от качества  пороха и  заряда.
В результате начали делать более легкие, чем прежде, пушки, они были различной формы и калибра, снабжались удобными приспособлениями для установки  (с помощью винта и ворота)  и более по-
136


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

домашняя утварь
движными и легкими станками на двух и четырех колесах, иногда даже с кольцами для впрягания лошадей. Вместо каменных ядер появились литые железные. Приспособления для впрягания лошадей в пушечные станки особенно усовершенствовали немцы.
В 1461 г. у герцога Бременского уже было значительное количество небольших пушек, весивших от 62 до 23 фунтов. Такие пушки были настолько легкими, что их можно было носить на себе. В то же время по приказу Людовика XI были отлиты 12 пушек, прозванных «двенадцатью пэрами Франции». Старинный обычай давать пушкам прозвища распространился довольно широко.
Несмотря на проведенные улучшения конструкции пушек, в армиях продолжали придерживаться старых приемов и приспособле-
137


домашний обиход

Г. Вейс. История культуры народов мира

ний. Это одинаково относилось и к тяжелым орудиям, и к небольшим пушкам на колесных станках, те и другие продолжали нацеливать прежним способом, т. е. с помощью ворота и простой прицельной подпорки (рис. 135).
Не были забыты и старинные вилкообразные станки, наоборот, ими очень часто пользовались для малых пушек, причем станок укреплялся неподвижно, и пушка вдвигалась между его щеками таким образом, что ее ствол лежал на колках прицельной подпорки, а перед лафета скреплялся цепями с вилкой станка. Подобное приспособление  было  устроено   и  для  пушек  крупного  калибра:  к лафету
138

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

приделывались две скобы, выгибавшиеся дугой в четверть круга по направлению к жерлу орудия; от концов этих дуг к орудию были протянуты крепкие веревки или цепи.


домашний обиход

Колесные станки или лафеты, крайне тяжелые и неповоротливые, были снабжены с боков и на конце кольцами, крючьями, скобками и т. п., предназначенными для упряжки лошадей и более удобного разворачивания и установки самих орудий. Для стрельбы из пушек имелись различные запальники, фитили, банники, лопатки, крючья и т. д. На бронзовых пушках часто отливались  выпуклые  орнаменты.
Введение огнестрельных орудий не сразу упразднило старинное воинское снаряжение, которое оставалось в употреблении наряду с новым оружием до самого конца XIV в. Затем из вооружения были исключены те принадлежности, которые оказались ненужными.
Таковы были прежде всего осадные башни, которые подкатывались к стенам на катках при помощи ворота, а также различные виды метательных орудий, кидавших камни и стрелы с помощью тетивы (баллисты). С этими орудиями расставались особенно неохотно, поэтому некоторые наиболее целесообразные их виды оставались в употреблении и после начала XV в.
Наоборот, огромные стенобитные машины, тараны, с их бревенчатыми крышами, осадные лестницы и кам-неметные машины нисколько не утратили своего первоначального значения и оставались на вооружении до конца XVI  в.
Дольше всего продержались кам-неметные машины, они были предназначены для того, чтобы бросать в осажденных большое количество камней и других предметов, например, горящих головней и разных нечистот для распространения заразы. Иногда их использовали как орудие казни для военных преступников.
В 1422 г. при осаде Карлштейна в Богемии у гуситов были и пушки,
139

Г. Вейс. История культуры народов мира
и камнеметные машины. В 1427 г. город Базель заказал различные метательные орудия, которые были с успехом пущены в дело при осаде Реинфельдена в  1445 г.


домашний обиход

140

В середине XVI в. Леонгард Фроншпергер писал в своей книге о военном искусстве: «Такие метательные снаряды следует иметь в крепостях в полной исправности, чтобы ими выбрасывать вон из крепости то, что в нее будет брошено таким же способом, а также всякую падаль и нечистоты, какие может случиться в крепости. Этот снаряд также можно заряжать большими камнями и бросать их в укрепления, как это мне и случалось видеть. Поэтому такой снаряд пригоден на многое».


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

домашний обиход
По рисункам подобных снарядов, относящимся к более позднему времени, видно, что их устройство было следующим: между двумя столбами, вертикально укрепленными на подмостках из крестообразно сколоченных толстых брусьев, вращается на оси длинное бревно, к верхнему концу которого прикреплена петля из толстого каната или подвешен ящик, тоже поворачивающийся на оси, а нижний конец снабжен особым ящиком для тяжестей.
П р и помощи цепей или веревок и ворота нижний конец бревна, как правило тяжело нагруженный, подтягивали кверху и отпускали. В результате падения нижнего конца бревна стремительно выбрасывались предметы, схваченные в петлю или положенные в ящик на его верхнем конце.
В других снарядах подобного типа ось метательного рычага помещалась возле его нижнего конца, вследствие чего длинное верхнее колено, отягощенное ящиком с камнями, перевешивало нижнее короткое и бросок производился при помощи тяжести, которую заставляли падать на короткий конец бревна, в результате длинный конец быстро поднимался и метал подвешенные к нему тяжести. Подобные метательные снаряды отличались друг от друга главным образом тем, что v одних метательный рычаг был подвешен вертикально, а у других своей собственной тяжестью удерживался в горизонтальном положении.
%   %  %
Погребальная утварь изменилась только в отношении отделки, которая постоянно менялась в соответствии с преобладавшими в то время формами украшений. Покойников возили на кладбище очень редко, по заведенному обычаю их туда несли на руках. Поэтому погребальные принадлежности остались такими же, как и раньше, т. е. это были носилки, гробы, погребальные покровы и материи. Гробы были деревянные, каменные, из жженой глины и металлические (из
141
меди, олова, свинца). Форма и украшения их были почти аналогичны современным. В середине XV в. между высшими сословиями появился обычай вкладывать металлический гроб, заключавший в себе тело, в другой, деревянный, украшенный резьбой, позолотой и т. п.

предметы быта

Рис.   136

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.