Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Самозванцев A. Мифология Востока

ОГЛАВЛЕНИЕ

Принято считать, что мифы — это античные, библейские и другие старинные сказания о сотворении мира и человека, а также о деяниях древних, преимущественно греческих и римских богов и героев. Сохранившиеся в письменной традиции, иной раз эти сказания могут облекаться в поэтическую форму, другой — в форму прозаических повествований. Эти сказания являются важной частью культурного наследия мира. Их мотивы и образы до настоящего времени служат материалом для сюжетов,образов и сравнений художественной литературы точно так же, как они служат неисчерпаемым источником сюжетов для живописи и скульптуры. Если античные и библейские мифы составляют органичную часть прежде всего европейской культуры, то мифологии, которые формировались в отдельных историко-культурных регионах на пространстве от Северной Африки до Восточной и Юго-Восточной Азии, органично включены в материальную и духовную культуру Востока.Цивилизации Востока являются важнейшим этапом в развитии человечества, эпохой появления наук, литературы, философии, изобразительного искусства и архитектуры. На Древнем Востоке,в Шумере, возникли в IV тыс. до н.э. первые города, в которых в это же время зародилась письменность. На Востоке впервые по-
явилось алфавитное письмо, в измененном виде распространившееся со временем по всему свету. Письменность способствовала взаимному обогащению народов достижениями культуры. На Восто-ке, в Китае, обнаружены относящиеся к 5000-4000 гг. до н.э. первые знаки чисел. Человечество унаследовало от цивилизаций Востока многие открытия в области математики, астрономии, медицины,географии, архитектурные и строительные приемы, технические изобретения. Общепризнано влияние цивилизации Востока, и особенно Египта и древнего Двуречья, на античный мир, культура которого послужила, в свою очередь, основой для формирующейся европейской культуры. Соответственно, иметь представление о восточных мифологиях необходимо каждому человеку, интересующемуся Востоком, знакомство же с ними обогащает наши знания об истории и культуре Востока так же, как обогащает знания об истории и культуре античного мира знакомство с античной мифологией. Настоящее издание включает в себя обзор мифологий Востока,который делается в последовательности, ставшей в востоковедении традиционной: за разделом, где приводится типология мифов и дается характеристика мифологического сознания (тем самым этот раздел структурирует мифологический материал и расставляет необходимые акценты), следует сначала мифология древнего Египта, затем древнего Двуречья, далее — Малой Азии, Сирии, Финикии и Палестины, Ирана, Индии, Китая, Кореи, Японии и Юго-Восточной Азии. Среди них выделяются мифологии четырех великих цивилизаций Востока:египетской, шумеро-аккадской, индийской и китайской, которые оказали значительное влияние на
культуры народов, сопредельных с Египтом, Двуречьем, Индией и Китаем. Вместе с тем внутри каждого такого очерка материал излагается по хронологии складывания той или иной мифологии (исключение составляет мифология Юго-Восточной Азии), в ее развитии, с характеристикой письменных источников, а порой и памятников материальной культуры, а также в последовательности, которая определяется характером мифологического материала. В центре очерков всех локальных мифологий — и в этом состоит формирующая их облик модель, которая соответствующим образом выстраивает мифологический материал, — находятся естественные для мифологического сознания представления о развитии мира из первоначально недифференцированного состояния в состояние дифференцированное, превращении неорганизованной вселенной — хаоса — во вселенную организованную — космос, что прослеживается на примере многих типологически близких параллелей и картин, рисующих постепенное складывание природной и социальной организации. Это поступательное движение включает в себя в чем-то близкие, а в чем-то специфические для разных культур образы и представления, касающиеся образования космоса из недифференцированной субстанции и отделения неба от земли как одного из его этапов, появления человека на земле и его эволюции из состояния дикаря в состояние цивилизованного человека, возникновения городской культуры и государств, приходящих на смену дикости и варварству, а также мифологически окрашенную историю народов, в том числе в взаимоотношениях со своими соседями и своими богами.

В эту схему развития, упорядочения бытия мира и человека
естественным образом укладываются представления об их конеч-
ных судьбах. Они касаются всего мира в целом, отдельных наро-
дов и конкретных людей и связаны с наступлением как посмерт-
ного существования, так и грядущего Последнего суда, подразуме-
вающего завершение процесса трансформации хаоса (неблагого)
в космос на высшей стадии его бытия (состоянии благости).
Каждый отдельный очерк той или иной локальной мифоло-
гии имеет вместе с тем свою внутреннюю логику выстраивания
материала, в ряде случаев демонстрирующую эффект соприкосно-
вения разных культур, испытывающих на себе иновлияния.
Так, очерк мифологии древнего Египта был бы неполным без
изложения сюжетов, связанных с образами Осириса и Исиды. Здесь
отмечается то влияние, которое оказали связанные с ними пред-
ставления на религиозные искания раннего христианства, а также
на мифотворчество античности.
Изложение мифологии древнего Двуречья получает логичес-
кое завершение в характеристике аккадского эпоса о Гильгамеше
(поэма «О все видавшем»), в центре которого находятся эпико-
мифологические образы героев-побратимов Гильгамеша и Энки-
ду. Этот великий эпос Аккада и всего Древнего Востока оказал
влияние на формирование литератур и мифологий Малой Азии,
Сирии и Палестины, а в отдельных эпизодах, возможно, и на ин-
дийскую мифологию.
Очерк мифологии древней Малой Азии закономерно подыто-
живается включением некоторых сюжетов из ранней греческой
мифологии в части ее теогонии, влияние на которую мифологии
Северной Сирии могло быть в ряде отношений определяющим,
как сказалось на мифотворчестве греков мифотворчество народов
Ближнего Востока в целом.
Рассказ о мифологии западносемитских народов естественно
переходит в очерк ветхозаветной (ранней иудаистской) мифоло-
гии: известно, что сакральная ветхозаветная традиция коренится в
религиозно-мифологических представлениях западных семитов,
населявших в древности Сирию и Палестину. При этом библей-
ская мифологическая традиция показана как развивающийся ре-
лигиозно-мифологический эпос еврейского народа.
Мифология Ирана ограничивается мифологией «Авесты» и
составляющих часть той же традиции пехлевийских текстов. Здесь
в центре внимания находятся учение пророка и религиозного ре-
форматора Заратуштры, а также иранская космогония, естествен-
ным образом переходящая в эсхатологию, включающую представ-
ления о Страшном суде Ахура-Мазды (Ормузда), пришествии спа-
сителей, воскрешении умерших и т. д., с чем связаны и представ-
ления о посмертных путях человеческой души. Эти представления
повлияли на центральные образы и представления нескольких
религий, в том числе христианства, иудаизма, ислама, возможно —
буддизма.
Обзор индийской (индуистской) мифологии также заверша-
ется характеристикой эсхатологии индуизма и представлений, свя-
занных с посмертными путями души.
Китайская мифология показана в развитии, завершающемся в
период средневековья складыванием синкретического пантеона и
формированием «народной» мифологии, живой и в современном
Китае (здесь достаточно вспомнить о Цзао-ване, боге домашнего
очага, с чьим почитанием связаны обряды, входящие в состав ново-
годних празднеств).
Мифология Кореи раскрывается вначале на примере архаич-
ного фольклора, затем — народных преданий. В заключение она
показана как испытавшая на себе влияние религий и мифологий
Китая и Индии.
Очерк мифологии Японии сознательно ограничен материа-
лом составленных по образцу китайских хроник сводов «Кодзи-
ки» и «Нихонги». Это позволяет выделить и обозначить в виде
нескольких формирующихся этапов становление официальной
мифологии синто.
Лишь применительно к мифологиям обширного региона Юго-
Восточной Азии — и именно в силу их разнородности и разно-
временности — нельзя сказать, что внутренняя логика развития
мифологического материала формирует здесь в полной мере об-
лик мифологии, какой она доносится до читателя. Сначала здесь
излагаются мифологии народов материковой, затем — островной
Юго-Восточной Азии.

Предлагаемое вниманию читателя издание содержит обзор
мифологий Востока, сделанный на основе доступных источников
и литературы, который по понятным причинам не может претен-
довать на полноту. При этом приводятся мнения специалистов по
тому или иному вопросу, порой их расхождения - без ссылок на
соответствующие работы. Переводы текстов с восточных языков
приводятся без указания имен переводчиков.
Завершают издание Указатель имен и мифологических пер-
сонажей (последние - как, например, Змей-Дракон - не всегда
имеют собственное имя), Указатель географических названии и
Библиография источников и литературы, использованных в изда-
нии и доступных читателю. Источники и исследования распреде-
лены по соответствующим разделам, причем в каждом разделе
сначала указываются источники, в том числе литературные обра-
ботки мифов, а затем - исследования.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.