Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Рыженков Г. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде
МАЙ - С ЦВЕТАМИ
Ой, аи, месяц май: и тепел, и холоден (не холоден, так голоден).
Бывает май - под кустиком рай, а то такой май - коню сена дай, а сам на
печь полезай.
В мае все принарядится - там листком, тут цветком, а где и травинкой.
В мае даже ветер поет.
В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
В мае жениться - век маяться.
Вариант:
Рад бы жениться, да май не велит.
Дождь в мае лишним не бывает.
Дождь в мае хлеба подымает.
Вариант:
Коли в мае дождь, так и будет рожь.
Если дождей в мае много, то их мало в сентябре (и наоборот). Если
начало мая теплое - в конце будут холода (и наоборот}.
Вариант: Коли май в начале тепел, жди холодое
со второй половины.
За сырым маем - сухой июнь.
Захотел ты в мае у мужика перепутья! (Дорожной пищи/-
Май землю греет, а сивером веет.
Май лежа наряжает, лето в гости ожидает (приглашает).
Май лошадь откормит.
Май на порог весну приволок.
Май на май не приходится.
Май обманет - в лес уйдет.
Май - пора сева. Май распустился, из-под спуда зелену траву выгоняет.
Майская роса - коням лучше овса.
Майская травка и голодного накормит.
Майский мороз не выдавит слез.
Май смаит.
Май создает хлеба, а июнь - сено. Май холодный - год хлебородный.
Вариант:
Май холодный - не будешь голодный. Малая птичка соловей, а май знает.
Варианты:
Соловей мал, да знает май.
Соловей птица малая, а и та знает, когда месяц май.
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Ненадежно майское тепло.
Пришел май, а тепло будет.
Пришел май - только успевай, да не зевай.
Теплый май со дня на день лето ждет.
Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное
лето.
Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть - с этим март
справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть - апрель тридцать дней
только этим и занимается; третий долг - теплую землю в зелень нарядить -
достается маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает.
Май важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже
желательны, если они не переходят известной меры, не превращаются в
губительные для молодой растительности морозы. Теплый май не опасен тоже,
если он сопровождается сыростью, в особенности там, где растения уже успели
ранее укорениться и набрать силу. Дожди в мае всего нужнее и полезнее для
хлебов и трав. Наиболее важными погодоуказателями в мае, к которым
приурочено наибольшее число наблюдений и примет, являются - Николин день
9/22, 1/14 - Еремей Запрягальник, 11/24 - Мокий, 14/27 - Сидор (Сидоров
день, считающийся переходом от весны к лету: "Прошли Сидоры - прошли и
сиверы"), 15/28 - Пахом, который летним теплом пахнет, 29 мая/11 июня
Федосья Колосяница, начинается .колошение хлеба. Эти важные для жизни
растений моменты находятся всецело под влиянием метеорологических условий, и
если условия складываются благоприятно, то будущий урожай может уже
считаться в значительной степени обеспеченным.
Последующий июнь только в исключительных случаях может погубить то
добро, что сделал май, но зато он иногда может исправить и то, чего май
недоделал. Поэтому в мае можно уже до некоторой степени радоваться
предстоящему урожаю, если хлеба ласкают глаз, но и отчаиваться еще не
следует, как бы поля ни казались на вид плохи, а надо подождать, что
принесет с собой июнь.
1/14 мая - Еремей Запрягальник. В северных районах - третья, и
последняя, встреча весны, пролетье. "Еремей, про посевы разумей".
Бели сев яровых по погоде не начинали в апреле, то с первой майской
росы выходят на посевы. "На Еремея Запрягальника подними сетево (1/14 мая),
на Еремея Распрягальника (31 мая/13 июня) опусти сетево", то есть начало и
конец сева. "Сей неделю после Егория, да другую после Еремея". "Овес сея -
моли Еремея". Вступая в поле, засевалыцики молятся на все три стороны, кроме
северной, бросают на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и
потом уже засевают. "Если этот день будет погожий, то и уборка хлеба
пригожа". "На Еремея непогода - всю зиму промаешься". Непогода сулит суровую
и холодную будущую зиму.
2/15 мая - Борис и Глеб Сеятели. День Афанасия. "Борис я Глеб сеют
хлеб". "Не отсеялся до Бориса - с Бориса и сам боронися". "Не отсеялся до
Афанаса - не поешь хлеба до Спаса (1/1,4 августа)".
Считают, что днем начала пения соловья является 2 мая, и если он в этот
день запоет, то это считается хорошей приметой для урожая. "Борисов день -
соловьиный день: начинают петь соловьи". "Запоет соловей на другой день
Еремея Запрягальника - будешь с хлебцем". "Поют соловьи перед Маврой (3/16
мая) накануне, весна зацветет дружно". "По соловьям и погода". "Соловей
запел - весна пошла на убыль, а лето на прибавку".
3/16 мая - Мавра Зеленые Щи, Мавра Молочница. Подросли крапива и
щавель. Обильней становится крестьянская пища. "В зеленые щи крапиву ищи".
Коровы прибавляют молоко. "И хозяйке легко, коль на столе молоко".
5/18 мая - Ирина (Арина) Рассадница. Рассаживают рассаду, приговаривая:
"Не будь голенаста, будь пузаста, не будь пустая, будь тугая; не будь
красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!"
На Арину худая трава из поля вон: выжигают покосы, луга от прошлогодней
травы (так называемый "пал", который очень вреден. Часто огонь переходит на
лесные массивы)
6/19 мая - Иов и Денис Горошники, Росенники, Огуречники. "На Иова
Горошника сей горох", "На Дениса сеять бел-горох не ленися". "Иов Росенник -
росы распустил". "На Денисов день большая роса - огурцам большой род".
"Ясный день на Дениса - .к урожаю огурцов". "Сею, сею бел-горох: урсдася,
мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым
ребятам на веселье".
8/21 мая - Иван Богослов. Арсений Пшеничник. "На Ивана Богослова посев
пшеницы". "На Ивана Богослова загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу".
"На Арсеньев день - засевай пшеницу". Примечали: "День с дождями - гриб
пойдет полками".
9/22 мая Никола Вешний, Никола Теплый. Один из почитаемых на Руси
праздников, Николай Чудотворец - заступник и покровитель русского народа.
"Нет за мужика поборника - супротив Николы". "Никола на море спасает, Никола
мужику воз подымает". "Проси Николу, а он Спасу скажет". "Благому Чудотворцу
Николаю два праздника в году". "На Николу нету ни зи-мыг ни лета". Оба
Николы - и Зимний, ь Вешний - погоду устанавливают. "Никола Вешний - с
теплом, Николай Зимний - с морозом". "Пришел бы Никола - а тепло будет". "В
Николу как дождь - будет хлеб и рожь". "До Николы крепись, хоть разорись
(летние страдные работы), а с Николы Зимнего живи, не тужи". "На Вешнего
голодного Николу не до разносолу". "В Николин день без вожжей поезжай
(распутица)". На Николу Вешнего ребятишки и парни выгоняли лошадей в ночное
на подножный корм, всю ночь проводили в играх. "Вешний Никола подножный корм
лошадям несет". "Егорий коров запасает (начинают пасти), Николай - коней".
"Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою".
"Николай осенний лошадь на двор загонит, Николай весенний откормит".
11 /24 мая - Мокий (Мокей) Мокрый. День этот считается показателем
погоды для целого лета. "На Мокия мокро - все лето мокро". "Если небо
прохудится, то все лето будет дождик литься". "Туман на Мокия - к мокрому
лету, на Мокия сухо - все лето сухо". "Коль багряный восход, а днем дождь -
лето мокрое и грозовое придет".
12/25 мая - Епифан. "Коли на Епифана утро в красном кафтане (красная
заря) - к пожарному лету".
13/26 мая - Лукерья Комарница. Появляются комары вместе с теплым
ветром. Примета на потепление, особенно в ночную пору. "Много комаров - быть
хорошему овсу, комара нет - овса и трав не будет". По преданию комары перед
осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь.
14/27 мая - Сидор Огуречник. В средней и северной полосе России день
посева льна, огурцов; еще один срок прилета ласточек, стрижей и других птиц.
"На Сидора прилетят стрижи и касатки - принесут тепло". "На Сидора еще
сиверко, прошли Сидоры, прошли и сиверы" (то есть северные, холодные ветры).
"На Сидора отойдут все сиверы". "На Сидора сиверко - и все лето таково".
"Холодно на Сидора - все лето холодное".
15/28 мая - Пахомий Теплый, Пахом Бокогрей. "Пришел Пахом - запахло
теплом". "Батька Пахом пахнёт теплом". "На Пахома тепло - все лето теплое".
"Пахом овес пускает в рост". "На Пахомия Травника и пустырь - зелен".
18/31 мая - Федот Овсяник. Семь дев (Александра, Теку-са, Клавдия,
Фаина, Евфрасия, Матрона, Иулия). "Пришел Федот - берется земля за свой
род". "Семь дев сеют лён". "Если дубовый лист на Семь дев развернулся, то
земля принялась за свой род". "Придет Федот, последний дубовый лист
развернет". "Коли на Федота на дубу макушка с опушкой - будешь мерить вес
кадушкой". "На дубу лист в пятак - быть яровому так". Дуб одевается -
скотина наедается".
20 мая/2 июня - Фалалей Тепловей. Фалалей - огуречник, грядочник. "На
Фалалея досевай огурцы скорее".
21 мая/3 июня - Елена и Константин. Алена (Олена) [ьносейка. Олена
Длинные Льны. Длинные льны - Еленины коны. "Оленин день - сади огурцы".
"Льны - Олене, огурцы - константину". "Посеешь лен на Олену - будут длинные
льны". Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина ;ня". "Сей
коноплю с Оленина дня". Говорили: "Лен с ярью не щадит" - и на льнищах не
сеяли ярового хлеба. "Елена - фиа-очница, дрёма - не ночуй дома". Примечали:
"Если на Олену генастье, то осень будет ненастной".
22 мая/4 июня - Василиск. "На Василиска не паши и не ей, а то родятся
одни васильки". "День - синитель, василько-1ый повелитель". "Василиск -
соловьиный день". На Василиска ояовьев подслушивают для ловли.
23 мая/5 июня - Леонтий Огуречник, Леонтий Конопляник. "На Леонтия
кончай посадку огурцов". Лучший срок посева конопли. Сеют коноплю.
Примечали: "На рябине обильный цвет - быть урожайной конопле".
25 мая/7 июня - Иоанн Предтеча. Ферапонт. С Иванова дай пошли медвяные
росы (вредные, якобы поражающие растения ржавчиной). "От Ферапонтовой росы и
трава ржавеет". На Ферапонта первые худые росы. Заболеет ш скотина, говорят:
"Верно напала на медвяную росу". Заблек-тут ли листья на дереве, считают,
что завелась медвяная роса. $аболеет ли ребенок, думают, наверное он бегал
по медвяной роге. Однако за этими росами признается и целебная сила.
Начинали сбор некоторых лекарственных растений. "Травы и даренья целебные
клади под Иванову росу". "С Иванова дня ставь молоко в крынках на три росы -
больше молока коровы дадут".
С майского Ивана делают поздние посевы яровой пшеницы и садят капусту.
По цвету рябины судят о будущем урожае: "В Иванов день гляди на рябину:
много цвету - будут овсы хорошие, малое цветенье - жди худа: не будет с
свсом толку".
29 мая /11 июня - Феодосия Колосница. Хлеб колосится, "Пришла Федосья -
во ржи колосья". Федосья - гречипшица. Сев гречихи. Начинают понемногу
давать скоту хлебный корм для приплоду. С этого дня появляются
грибы-колосовики: "Взошел гриб белый и маховик да красный и смелый
подосиновик".
День 29 мая считается одним из самых несчастных в году? про него
говорят, что он один стоит всех понедельников.
30 мая/12 июня - Исакий Змеевник. Змеиный праздник. "За Федосьей -
Исакий, выползает из нор гад всякий". "На Исакия змеи скопляются, идут
поездом на змеиную свадьбу". "Средь ряски - змеиные пляски". По поверью, с
этого дня бродят змеи по лесам станицами, идут поездом на свои свадьбы и
каждому встречному готовы мстить без милосердия.
На Исакия начинают садить бобы. Дальновидные старушки иначе не
приступают к посадке бобов, как наперед не вымочивши их в озимой воде.
Озимую воду для этого собирают в лесных оврагах., где долго лежит снег. При
посадке они приговаривают: "Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли,
на старых и малых, на весь мир крещеный".
31 мая/13 июня - Еремей Распрягальник. Основные посевы к этому дню
должны быть окончены полностью. "Еремей Запря-галыгак (1/14 мая) и Еремей
Распрягальник - начало и конец ярового сева". "Еремея - опусти сетево,
покинь севалку". "Всяк Еремей про себя разумей, когда сеять, когда жать, а
когда в скирды метать".
ВОЗНЕСЕНИЕ И ТРОИЦА
Весенние переходящие праздники - Вознесение и Троица принадлежат к
числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев,. Хотя, в
зависимости от дня Пасхи, время их празднования разнится год от году весьма
значительно, но это не изменяет общего их смысла: приходи они раньше или
позже - это прежде всего праздники торжествующей весны, на пороге
наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое
возрождение. Благодаря этому и связанные с нами обычаи имеют особую
поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, в играх, в обрядах и поверьях. И
чем ближе народ к природе, чем непосредственнее его связь с нею, чем более
сохранились в кем черты его первобытной младенческой жизни, тем живее в его
памяти остатки пережитой им старины, тем цельнее и разнообразнее справляемые
им в эти дни символические обряды, тем поэтичнее его песни и игры, в которых
отражается и характер и мировоззрение самого народа.
Вот отчего эти .пережитки минувшего времени всего живее сохранились до
наших дней.
Вознесение, празднуемое через 40 дней после Пасхи, приходится - самое
раннее - на 30 апреля, самое позднее - 3 июня.
Народ говорит: "Не приходится Вознесение в среду, а в четверг", что
естественно, так как Пасха празднуется в воскресенье.
Троица, празднуется через 50 дней после Пасхи, бывает в воскресенье, а
Духов день в понедельник.
Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем во
все остальное время. "В эту ночь ловить соловьев большой грех - кто поймает,
тому во весь год ни в чем спорины (удачи) не будет". На Вознесение пекут
пироги с зеленым луком, как первой весенней огородиной. На этот праздник
завивают березку: "Не завянет до Троицы - проживет целый год тот, на кого
она завита, а девка до году выйдет замуж".
С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы ее окончание
и переход к лету: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают".
"Цвести весне до Вознесения". "Дошла весна до красна до Вознесения - тут ей
и конец". "Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый
просится". "И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет
Вознесеиьев день - прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху
уберется". "Придет Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом
обернется - прикинется, за работу в поле примется". "С Вознесеньева дня
весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу
из-под белой ручки глядит". "С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и
дедам, и внукам, и раю, и мукам".
Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса - целебная. "Если
над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые
бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет".
Из метеорологических примет известны две: "На Вознесение хорошая
погода - к урожаю (и наоборот)". "Вознесение с дождем - Илья с грозой".
Семицкая неделя - семик. Седьмая от Пасхи неделя называется семицкой, а
седьмой от Пасхи - следующий за Вознесением - четверг - семиком (русалкин
день). Семицкая неделя - русальная, зеленая, зеленые святки. Считали: "На
русальной неделе купаться опасно - русалки защекочут". В семик девушки ходят
в лес - русалку или кукушку крестить.
На русалку (семик) завивают, на Троицу развивают венки, березку.
Семицкая суббота - кличальный день, проводы русалок. В русальную субботу
усмиряют водяного.
Троица - один из самых больших праздников в годовом народном календаре
и празднуется на пятидесятый день Пасхи. Праздник был связан с древним
славянским культом поминовения, почитания предков и прославления
расцветающей природы. Символом этого расцвета была молодая березка.
Троицкий праздник начинался с семика (седьмою четверга после Пасхи, то
есть на пятидесятый день). В этот день девушки шли в лес, сплетали себе
венки, "завивали" березку - сплетали березовые ветви. К этому дню украшали
зеленью избы и дворы. Водили красочные хороводы, пели обрядовые песни,
гадали о замужестве и девичьей судьбе. В Троицкую субботу семьями шли на
кладбище. Могилы заботливо украшали венками и березовыми ветками: "Про отцов
помнить от века завещано".
Примет на Троицу мало: "На Троицу дождь - много грибов". "Троица с
кормом". "Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня
еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса".
На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: "С
Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет". "Придет Свят Дух,
будет на дворе, как на печке". Как и на Троицу, в Духов день завивали
березки, бросали венки и т. п. Духова дня как огня страшится всякая нечисть.
Перед солнечным восходом на Духов день мать сыра-земля открывает свои тайны,
почему в этот день, помолясь Святому Духу, идут "наслушивать клады" - и
открывается "богобоязненным" кладоискателям вся несказанная недр земных и
подземных".
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|