Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

241. ЦАПЛЯ (она же называется журавль, если у нее отсутствует хохолок на голове, и аист, если концы маховых перьев (крыльев) окрашены в черный цвет; в русской геральдике применяется только термин "цапля").
Значение всех этих трех птиц в международной геральдике почти одинаково, за исключением некоторых особых свойств, приписываемых и закрепленных за аистом.
Если цапля (аист, журавль) изображена в профиль, обращенный вправо (геральдически), и стоящей на одной ноге, то это эмблема осторожности; если она другой ногой, согнутой в колене, зажимает лапой камень, то в этом случае она трактуется как эмблема бдительности. Цапля, стоящая на одной ноге и зажавшая в другой лапе стрелы,- эмблема осторожности, предотвращающей происки врагов. Цапля же, стоящая на обеих ногах, с головой, повернутой к хвосту, а не вперед, вправо, служит эмблемой трусости.
Цапля или журавль с поднятыми крыльями, оторвавшиеся от земли и висящие в воздухе, означают эмблему паники. Она встречается крайне редко.
Обычно широко используется эмблема цапли в значении бдительности в германской, русской, французской и вообще европейской геральдике, причем исключительно в личных и родовых гербах, а не в государственных. В территориальных же гербах цапля с хохолком почти не встречается, ибо здесь ее заменяет аист.
244. ЦВЕТ в геральдике. Цвет играет большую роль в геральдике и эмблематике, поскольку применение в гербовом щите и в фигурах (эмблемах) разного цвета, во-первых, значительно увеличивает количество вариантов различных знаков, облегчает возможность их отличия одного от другого, а также позволяет создавать множество сочетаний и перестановок разноцветных фигур, создавая тем самым их многообразие, расширяя численность не совпадающих по внешнему виду знаков, эмблем, гербов, делая богаче, разнообразнее их арсенал. Во-вторых, с каждым цветом связано его определенное смысловое, политическое и национальное значение и, следовательно, применение цвета позволяет углублять и расширять качественную гамму различных фигур и знаков, нюансировать их содержание. Наконец, в-третьих, применение цвета делает эмблемы и гербы аттрактивными, превращает их в подлинные произведения искусства и позволяет рассматривать их как таковые, помимо их чисто геральдического значения, "читать" их в контексте развития искусства в определенной стране и в определенную эпоху.
Следует особо подчеркнуть, что цвет в символике и в геральдике далеко не однозначные и не одинаковые, не совпадающие понятия. Основное различие заключается в том, что символика цвета тесно связана с национальными, политическими, историческими, религиозными и иными идеологическими и этнографическими особенностями, а потому крайне многообразна и тесно связана с применением в определенной стране или у определенного народа или в какой-либо его партийной или социальной группе.

В противоположность этому цвет в геральдике (по своему значению, месту и применению) строго постоянен, стабилен, интернационально канонизирован и не подлежит интерпретации. В геральдике существует строго определенное число употребляемых красок, которые подразделяются на две группы: металлы и эмали (финифти); третья группа - меха - ныне вышла из употребления (фактически исчезла с конца XIX - начала XX в. и в современных, новых гербах не применяется) .
Металлы - золото и серебро - в случае, когда требующие их цвет эмблемы приводятся не в подлиннике, а в репродукции, копии и т. д., могут быть заменены соответственно желтым или белым цветом, но с обязательной оговоркой, ибо указанные цвета могут существовать и как таковые, представляя сами себя.
Финифти включают красный, синий, зеленый, черный, пурпурный цвета. В новейшее время к ним иногда добавляют оранжевый и коричневый, но эти два цвета, так же как и натуральные цвета (розовый, стальной), не имеют полного международного признания.
Отсюда можно сделать вывод, что государство должно выражать свои национальные, политические, государственные и идеологические позиции, пользуясь исторически принятой шкалой красок, дающих возможность отразить все главные, принципиальные, существенные позиции, свойства и различия.
Три цвета (а то и два) считаются вполне достаточными, чтобы отразить классовую сущность и идейные принципы любого государства в его национальном флаге. Так что семи классических красок геральдики с лихвой должно хватить для использования в современных вещественных символах государственной власти - в государственных гербах и национальных флагах.
Вплоть до начала XVI века гербы, как родовые, так и государственные или городские, изображались только в красках (металлах и финифтях). Поэтому воспроизводить свои гербы на своем имуществе (движимом и недвижимом) могли лишь весьма состоятельные люди. Обедневшие дворяне, например, в России даже в конце XVIII - начале XIX века были порой не в состоянии выкупить свои дипломы на герб в герольдмейстерской конторе, поскольку выполнение этих дипломов на пергаменте с применением натурального листового золота и серебра, органическими невыцветающими красками профессиональными художниками-геральдистами стоило весьма дорого и исполнялось исключительно за счет гербовладельца. Несостоятельные гербовладельцы могли удовольствоваться лишь гравированной копией своего герба, оттиском его на бумаге, который стоил значительно дешевле.
При этом в гравюре краски (и металлы) подлинного герба заменялись штриховкой, условным графическим изображением, присвоенным каждому цвету (см. рис.)- Путь к такой замене цвета штриховкой открыло изобретение книгопечатания. Впервые в Западной Европе штриховое изображение цвета появилось около 1500 года, но вплоть до середины XVII века к этому приему прибегали все же крайне неохотно и в сборниках гербов, даже отпечатанных и оттиснутых с граверных досок, все равно гербы раскрашивали от руки. Вследствие этого чаще применялся другой прием: при печатании давался лишь граверный контур герба и его фигур, все они не штриховались, а оставались белыми, но их цвет обозначался просто первой буквой его наименования на соответствующем языке. Так, черный цвет во французских гербах обозначался буквой N (noire), в немецких - буквой S (schwarz), в английских - буквой В (black) и т. д. Предполагалось, что затем каждое поле и фигура будут раскрашены и буквы служат лишь для указания художникам.
Однако это оказалось настолько неудобным практически, особенно когда гербы попадали в другую страну, что после Вестфальского мира 1648 года, когда все дела приводились в Европе в относительный порядок, было принято правило обозначать цвет в геральдике порядковыми латинскими буквами алфавита, едиными для всех стран: А - красный, В - синий, С - зеленый, D - черный, Е - золотой (желтый), F - серебряный (белый), G - пурпур.
Штриховка же с этого времени утверждалась как обязательная, если геральдический цвет не предполагалось после печатания выполнять красками. Только натуральному цвету не была присвоена ни определенная буква, ни штриховка, так как в то время, когда эти правила утверждались (середина XVII в.), натуральный цвет в геральдике еще вообще не допускался и не признавался. Лишь позднее, в конце XVIII - начале XIX века, было принято правило для передачи натурального цвета графически оставлять поле белым, но, чтобы не путать его с серебряным или белым, наносить на него так называемую "тень", то есть очень легко и чуть-чуть штриховать лишь геральдически левый край такого поля или фигуры.
До XX века правило заменять цвет штриховкой не касалось лишь изображения гербов на печатях (вислых, восковых, сургучных, оттиснутых) и на монетах (и позднее на банкнотах), а также на арматюрах. Во всех этих трех случаях допускалось изображение одним цветом или, точнее, одним металлом (на монетах и арматюрах).
С XX века, когда технические возможности изготовления точных (прецизных) штампов позволили воспроизводить штриховку также и на металле, было принято правило, что отныне только арматюры как знаки ведомственного, более узкого значения для отличия их от знаков важных, государственных (например, орденов и медалей) освобождались от нанесения штриховки, обозначающей цвет в металле. Все остальные государственные знаки, если на них воспроизводились изображения государственного флага или герба в металле, должны были штриховаться установленным образом, если, конечно, каждый цвет не покрывался соответствующей краской (эмалью).
Это правило, строго соблюдавшееся в ряде европейских стран, позволяло, например, в ГДР заменять в некоторых знаках отличия (медалях) красную, золотую и черную эмали менее дорогостоящей штриховкой, нисколько не снизив вместе с тем геральдической точности и престижности этих знаков отличия, а главное, обеспечив их международную узнаваемость. Кроме того, это давало возможность увеличить число градаций в том или ином знаке отличия, создав за счет вариаций в передаче цвета вместо трех степеней ордена и медали -четыре: золото с эмалью, золото со штриховкой, серебро и бронза.
245. ЦВЕТЫ в эмблематике (см. Фигуры естественные, а также Гвоздика, Лилия, Лотос, Роза).
246. ЦЕПЬ . Изображение цепи и понятие цепи (словесное, метафорическое, символическое) имеют в геральдике, эмблематике и символике различные значения, связанные с различным историческим применением цепи как реального предмета. В классической геральдике да и в современной го су дарственной геральдике капиталистических государств цепь традиционно рассматривается как один из атрибутов государственной власти. Это объясняется тем, что в ряде государств как Западной, так и Восточной Европы, в России, в том числе и в странах Ближнего и Среднего Востока, цепь (золотая цепь) входила в число государственных регалий России (в XI - XV вв.), а позднее (в XVI - XVII вв.) сохранялась как знак власти в "большом царском наряде" и надевалась при коронации и "больших выходах" поверх барм - знаков царского достоинства. В большинстве стран Западной Европы цепь в течение XIV-XIX веков использовалась как важнейшая составная часть высших госуг дарственных знаков отличия (высших орденов), даруемых ограниченному числу лиц, и в этом качестве сохраняется до наших дней, независимо от политического и социального устройства тех или иных государств (например, в Чехо-Словакии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Испании, на Мадагаскаре и др.). Как знак высокого достоинства и власти цепь до наших дней входит в число непременных внешних должностных знаков бургомистров (мэров) крупнейших городов большинстве стран (иногда в небольших городах республиканских стран она заменяется лентой).
Таким образом, исторически цепь служит символом того, что владеющее или носящее ее лицо облечено определенной властью, и тем самым она указывает на высокий ранг, высокое достоинство своего носителя. Таково, следовательно, символическое значение цепи как вещественного символа. Именно это обстоятельство и находит отражение в геральдике, когда цепь (обязательно золотую цепь или ее часть) изображают как эмблему в родовых гербах (эмблема высокого достоинства, власти) или в гербах некоторых государств, в основном монархий (Норвегия, Дания, Швеция, Бельгия, Монако и др.).

Именно исходя из этого исторически утвердившегося значения цепи в геральдике эксплуататорских обществ (государств), в пролетарской символике еще в период ее зарождения в недрах капиталистического общества возникло, естественно, диаметрально противоположное значение цепи, а точнее - цепей (как это понятие стало именоваться во множественном числе в социалистической эмблематике, в отличие от прежнего геральдического, употребляемого лишь в единственном числе)*. Цепи в социалистической эмблематике также означают понятие власти, но не существующей социалистической власти, а власти капиталистической, которая существовала и была свергнута. Именно для того, чтобы эмблематически выразить идею бывшей власти эксплуататорского общества, свергнутой власти, цепь изображается разорванной и тем самым состоящей из двух отдельных кусков (и, следовательно, ставшей уже не цепью, а цепями), и при этом цепи в пролетарской эмблематике получали черный, а не золотой цвет или даже (чтобы геральдически подчеркнуть, сколь низко пало достоинство этой эмблемы) изображались в натуральном серо-стальном цвете. Изображение этой эмблемы появилось уже на первых советских почтовых марках в 1918 году и вошло в аллегорическое изображение Прометея на эмблемах советских партийных издательств. После первой мировой войны и революции в Австро-Венгрии эмблема разорванных цепей вошла даже в государственный герб Австрийской Республики как вечное напоминание о том, что страна разорвала имперские оковы для входивших в нее народов (см. также Орел). Таким образом, новое эмблематическое понятие "черных цепей" наряду с "золотой цепью" принято ныне де-факто как интернационально признанное в геральдике.
Как видим, оба указанные выше символические и эмблематические значения цепи теснейшим образом связаны с европейской историей и с европейской геральдической практикой. В то же время на Востоке, в Азии цепь исторически ассоциировалась с иными понятиями. Она была знаком, который наглядно демонстрировал единство, неразрывность уз - будь то личных, племенных, сословных или государственных. Цепи в этом смысле на Востоке всегда придавалось магическое значение. Собственно, и в Европе как знак достоинства цепь сформировалась на основе ее первоначального восточного значения знака нерасторжимого единства, сплоченности. Тот, кто владел цепью, обладал тем самым как бы возможностью сохранять единство первоначально рода, племени, затем союза племен и целого народа.' Именно из единства и сплоченности и родилось, возникло фактическое представление о цепи как о символе власти.
Таким образом, восточное символическое значение цепи как эмблемы единства и сплоченности - наиболее древнее. Поэтому далеко не случайно, что именно в этом значении цепь присутствует как эмблема в гербах некоторых современных восточных государств, для которых' подчеркивание своего единства особенно важно, особенно актуально в той исторической обстановке, в которой они возникли и продолжают существовать.
Так, цепь изображена на гербе Индонезии, страны, расположенной на самом обширном архипелаге в мире, разбросанной на нескольких тысячах островов, населенной свыше 150 народами (при общем населении 160 миллионов), раздираемой самыми различными этническими и социальными противоречиями. Эмблема цепи для такой страны - это целая программа деятельности ее правительства на пути к единству, к его установлению и сохранению. Эта эмблема перекликается с гербовым девизом "Bhinneka Tunggal ika" - "Единство в многообразии".
Цепь как эмблему единства включили в свои гербы и некоторые международные организации - Лига арабских государств и Организация африканского единства, причем у последней цепь (представляющая собой ряд цепеобразно соединенных колец) изображена не замкнутой, как это обычно для эмблем единства, а "в строчку", с двумя открытыми концами-нитями, означающими, что эта организация еще не укомплектована полностью и открыта для присоединения других африканских государств.
Цепь как эмблема единства (т. е. в строго замкнутом виде) присутствует и на гербах некоторых европейских государств, например Бельгии, которая, как известно, состоит из двух национальных частей - валлонской и фламандской. В соответствии с этим изображение в гербе страны орденской цепи монарха символизирует единство этих разнонациональных единиц под одной короной и перекликается с государственным девизом "В единстве (союзе) -сила".
Цепь как эмблема единства изображается, как правило, в виде замкнутого кольца, и в этом случае чаще всего не золотым, а каким-либо иным (национальным или символическим) цветом, чтобы не путать ее с цепью как символом и эмблемой власти или верховного достоинства. Так, например, цепь в гербе Лиги арабских государств изображена красным цветом, что должно символизировать, что арабское единство скреплено кровью: в декларации ЛАГ от 11 сентября 1964 г. записано, что нападение на одно арабское государство будет считаться нападением на всех них. В гербе Индонезии цепь изображается серебряной, так как это цвет Луны - светила, почитаемого на Востоке больше Солнца, и к тому же цвет серебра должен символизировать чистоту помыслов, заложенных в основе этого единства.
Наоборот, золотой цвет орденской цепи Почетного легиона, введенной в герб Франции после второй мировой войны, подчеркивает, что эта эмблема трактуется как указание на высокое достоинство Пятой республики, на силу и крепость ее государственной власти.
* Сравните это с аналогичным явлением в терминологии "молота" и "молотков". Когда антагонистические классы (или иностранные завоеватели в древности) побеждают своего противника или вступают в борьбу с ним, они прибегают в геральдике не всегда к отмене или запрету знаков противника, но и к употреблению чужих символов в ином смысле и с этой целью изменяют грамматическую форму их наименования.
247. ЦИРКУЛЬ - одна из новейших эмблем нашего времени, бывшая государственной всего 35 лет, когда она была введена в герб ГДР как главная эмблема республики наряду с молотом (1955 г.).

Циркуль и молот - главная государственная эмблема ГДР в 1949- 1990 гг.

Циркуль как символ меры вещей.

Молот и циркуль в ГДР соответствовали советской главной эмблеме - серпу и молоту. Эта соединенная эмблема символизировала союз между рабочим классом и научно-технической интеллигенцией, говорила о высоком техническом уровне хозяйства республики, о высокой квалификации ее рабочего класса. Хотя циркуль как символ меры вещей и как эмблема точности (прецизности) был известен в Германии уже в середине XVIII века, но его употребление было крайне ограничено, эта эмблема носила чисто прикладное значение, была ремесленным знаком архитекторов и чертежников (циркуль и угольник). Во второй половине XVIII - начале XIX века циркуль стал одной из главных эмблем масонов. Однако именно немецкий пролетариат впервые еще в 60-х годах XIX в. попытался сделать эту эмблему своей, классовой (см. Интернационала эмблемы). В социалистической геральдике ГДР значение циркуля как эмблемы неизмеримо расширилось и возвысилось: он символизировал научно-технический прогресс, техническую вооруженность, прецизность немецкой промышленности, а также известную немецкую точность и аккуратность, указывал на высокую квалификацию рабочего класса и на высокое качество изделий республики.
Циркуль и молот, а иногда и один циркуль как главная эмблема республики входили в большинство знаков отличия ГДР, фигурировали на монетах и банкнотах республики.
248. ЦИФРОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Цифры, как и буквы, а тем более надписи (за исключением девизов, обладающих своим определенным местом в гербе) весьма редко употребляются в геральдике и особенно в гербах государств главным образом потому, что они хуже ра личимы, чем рисованные символы и эмблемы, изображающие предмет, животное, растение или геометрическую фигуру. Кроме того, значение аббревиатур или цифр их сокровенный смысл - будь то исторический или символический - не всегда бывает ясен даже для населения употребляющей их страны, а тем более за рубежом и, как правило, не только требует специального пояснения, но и предполагает известный уровень политической и исторической грамотности. Иногда даже лица, обладающие историческим образованием, не всегда могут объяснить, что означает та или иная цифра на государственном гербе иностранного государства, хотя интуитивно и логически кажется, что речь всегда может идти лишь о дате создания госу дарства, о дате революции или о дате принятия первой конституции страны. Однако на практике подобные "догадки" весьма часто приводят к ошибке, разъяснить которую можно только при детальном ознакомлении с историей соответствующей страны.

Египетские

Греческие

Римские

Древнерусские

 

Первый ворон
10 млн

Второй ворон
20 млн

Третий ворон
30 млн

Шестой ворон
60 млн

Вот почему в классической геральдике по крайней мере до XIX века считалось недопустимым вводить цифры в гербовый щит, и они если и появлялись, то приравнивались по геральдическим канонам к энигматическим изображениям. Даже в XIX веке после наполеоновских войн, когда геральдические нравы заметно демократизировались и смягчились, все равно введение цифр в гербовый щит могло быть оправдано лишь чрезвычайными, исключительными обстоятельствами. Так, в течение XIX века (с 1810 по 1890 г.) цифровое изображение ввели в свои гербы пять латиноамериканских стран, но их нововведение в геральдику не поколебало общепринятых канонов. Считалось, что введение цифр и букв (аббревиатур) резко снижает идейный уровень герба, ибо любую идею и любой символ красноречивее и полнее можно передать языком цвета и фигуры (изображения) , язык которых интернационален и не нуждается в специальном объяснении.
Составители государственных или национальных гербов весьма дорожили "идейно-изобразительной чистотой" геральдического художества и стремились не столько к увеличению, сколько к канонизации и стандартизации определенного, строгого арсенала эмблем, ибо чем доступнее, обычнее, понятнее, яснее была символика и эмблематика герба, тем шире мог быть круг людей, сознательно объединяющихся вокруг него.
После второй мировой войны в канонах гербоведения произошли сильные изменения. Они были прямым отражением тех перемен, которые произошли в международной политической и социальной жизни. В государственные гербы новых государств или в новые гербы ранее существовавших государств стали вводиться "немыслимые" с точки зрения классической геральдики фигуры: мотыга, нефтяная вышка, самопишущая ручка.
Вместе с тем стали чаще появляться буквенные изображения, требующие расшифровки, и, наконец, цифровые знаки - арабские и римские цифры. Три европейские страны и одна африканская имеют ныне в своих гербах изображения цифр. Вместе с пятью ранее существовавшими латиноамериканскими гербами с цифрами из 164 государственных гербов, зарегистрированных в ООН, 9, следовательно, обладают ныне цифровыми "фигурами".
Что же они обозначают, о чем говорят, о каких исторических событиях повествуют? Начнем с европейских стран. В их число входят Албания, Болгария, Кипр и Франция.
На гербе Албании начертана дата 24 мая 1944 г. В популярных брошюрах и в прессе часто можно прочитать, что албанский герб запечатлел дату освобождения Албании от фашистских оккупантов. Это неверно. Албания была освобождена 29 ноября 1944 г. Но не эта дата была сочтена более важной для истории страны, а дата решительного перелома в пользу антифашистских сил. 24 мая в небольшом городке Пермети на юге Албании, недалеко от албано-греческой границы, собрался Первый антифашистский национально-освободительный конгресс. Он избрал из своей среды Совет, наделенный законодательными функциями, а Совет выделил Комитет, наделенный правами Временного правительства Албании. В это время еще никто не мог точно знать, когда будет освобождена Албания. Но то, что народ победит, было ясно каждому. Вот почему не день окончательной победы, а день, когда солнце победы лишь только забрезжило первыми своими лучами, был объявлен по древнему восточному и горскому обычаю самым великим днем албанского государства.
Примерно таким же было происхождение даты и на югославском гербе, существовавшем до 1992 года, где стояла дата 29 ноября 1943 г. В этот день в самом центре страны, в недоступных горах, в небольшом боснийском селении Яйце, укрытом с одной стороны рекой Врбас, а с другой - горным хребтом Паленик, открылась Вторая сессия АВНОЮ (Антифашистского веча народного освобождения Югославии). Она подвела итоги начавшегося летом широкого наступления югославской партизанской армии и на второй день к концу своего заседания избрала Временное правительство Югославии во главе с Броз Тито. Это и стало началом нового югославского государства, сменившего монархию Карагеоргиевичей и Обреновичей.
Третьим балканским государством, внесшим в свой государственный герб цифровые изображения, была Бол гария. В герб, утвержденный в 1948 году, была внесена одна дата - 9 сентября 1944 г. В варианте герба, утвержденном в 1981 году, имеются две цифры справа и слева в девизном щитке - 681 и 1944, без уточнения числа и месяца. Цифра 1944 говорила о народном вооруженном восстании 9 сентября 1944 г. Ныне она снята с гербового щита. Цифра 681 осталась как весьма почтенная. В этот год был заключен мирный договор между Византией и ханом протоболгар Аспарухом. Византия признала по нему за кочевой тюркской народностью протоболгар право на свое государство между Дунаем и горами Стара Планина. Болгария, таким образом, едва ли не единственное из современных государств, которое может абсолютно точно указать дату своего рождения, зафиксированную в реальном между народно-правовом документе. Вполне понятно, что такой исторический факт является национальной гордостью болгар и потому был признан достойным внесения в государственный герб как беспрецедентный феномен в Европе.
Внес в свой гербовый шит цифру 1960 и близкий к Балканам Кипр. Уточнения какой-либо даты, однако, не предпринято. Это было сделано составителями герба сознательно по двум причинам. Во-первых, весь 1960 год, начиная с апреля, был буквально наполнен важнейшими событиями в новейшей истории Кипра, так что отдать предпочтение хотя бы одному из них означало бы невольно оставить в тени другие. Так, 6 апреля был подписан проект конституции, из-за которого ряд лет велась затяжная, трудная, ожесточенная борьба. 31 июля состоялись первые за всю многовековую историю Кипра свободные выборы, 16 августа была провозглашена независимость Кипра и установлены в том же месяце дипломатические отношения с СССР, а в сентябре Кипр был принят в ООН. Таким образом, с весны по осень 1960 года шла непрерывная цепь важных для кипрского народа событий, которые только в своей совокупности приобретали вес и реальное политическое международное значение, обеспечивали существование молодой республики. Но была и еще одна причина, по которой надо было упомянуть весь 1960 год, а не акцентировать внимание на конкретной дате. Дело в том, что Кипр празднует день своей независимости не 16 августа, а 1 октября. В этот день никаких исторических событий не происходило. И решение перенести празднование Дня независимости республики на 1 октября последовало в 1963 году, когда из опыта стало ясно, что сохранять праздник в середине августа просто невозможно по хозяйственным соображениям. В это время на Кипре самая горячая страда - дорога каждая минута, идет сбор фруктов, винограда, цитрусовых, которые надо без промедления упаковать и отправить на экспорт. Люди работают в эти дни днем и ночью. Праздник, рассчитанный по южному широко - на три дня, способен сломать, нарушить, смять трудовой график, нанести урон хозяйству республики. Вот почему на гербе стоит только цифра года: празднуют киприоты не день рождения, а год рождения своей республики, причем в удобный для своих основных дел день, когда урожай уже собран.
Для многих, видимо, будет полной неожиданностью узнать, что и на гербе Франции имеется цифра. Правда, она очень крохотная, едва заметная да и сохраняется лишь в так называемом Большом, или полном, гербе республики, а не в Малом, наиболее часто употребляемом. Но тем не менее она есть. И цифра эта тоже довольно неожиданная - 1870.
Каждый, кто хоть кратко знаком с историей Франции или Европы, не может не знать этой даты: это 1870 год - год разгрома Франции под Седаном, год падения Второй империи и начала Третьей республики. Третья республика просуществовала с 1870 по 1940 год и окончила свои дни поражением. Четвертая республика существовала с 1946 по 1958 год.
С 1958 года начался период Пятой республики, который политически и особенно в государственно-правовом отношении разнится от эпохи Четвертой республики, но хронологически очень тесно и плавно сливается с ней. Таким образом, Франция после 1958 года может считаться прямой преемницей Франции до 1958 года - это очевидно. Но поскольку в государственно-правовом отношении у Четвертой республики еще меньше различий с Третьей, чем с Пятой, то нынешняя Франция сохраняет преемственность и с Третьей республикой. Гербовое изображение даты 1870 как бы подтверждает, что современная Французская Республика исторически и политически считает своим началом, своим истоком 1870 год, то есть буржуазное государство, созданное Л. Ж. Трошю, А. Тьером, Ж. Греви, а не ведет свою родословную с Великой французской революции 1789 года. Об этом говорят и другие эмблемы герба Франции, соединяющие гербовые фигуры, характерные для каждой из трех республик: знак Почетного легиона - от Третьей республики, кокарду и'венок - от Четвертой республики и дикторский пучок - от Пятой.
Вот о чем говорят цифры на гербах современных пяти европейских государств.
Что же касается африканских государств, то лишь одно из них - ЦАР - Центральноафриканская Республика внесла в свой герб дату 1 декабря 1958 г. Того, кто обратится в любой справочник, чтобы выяснить смысл этой даты, ждет разочарование. Он, несомненно, прочтет, что ЦАР получила независимость 13 августа 1960 г., а ее конституция была составлена и опубликована еще позднее. Чтобы выяснить тайну гербовой даты, надо вернуться к истории французской колонии Убанги-Шари, из которой станет ясно, что 1 декабря 1958 г. произошло только переименование Убанги-Шари в автономную Центральноафриканскую провинцию (Заморский департамент) в составе Франции, ибо население Убанги-Шари проголосовало за проект де Голля, за Пятую республику. Эта дата - самая начальная, самая первая веха в истории будущей ЦАР, и именно как таковая она внесена в государственный герб.
Вообще для гербов более характерно сохранение именно таких дат, которые говорят о предыстории, о начале, о первых ростках того или иного важнейшего события в жизни государства, а не о завершающем, конечном, окончательном событии. Иными словами, достойным памяти потомков признается то, что легче может быть забыто, а не широко известное всем событие.
То, что эта тенденция не случайна, а является сознательно проводимой гербоведами линией (с XI в. по прецеденту с Г?отфридом Бульонским), особенно наглядно проявляется в гербах латиноамериканских государств, первыми приступивших к введению цифровых изображений, отражающих даты исторических событий. Известно, что три центральноамериканские страны - Гватемала, Гондурас и Сальвадор - имеют в своих гербах одну и ту же дату - 15 сентября 1821 г. Если рассматривать историю,этих стран в отдельности, то эта дата покажется несколько странной, ибо независимость каждой из указанных стран была провозглашена значительно позже и в разное время (так, независимость Гондураса - в 1838 г., Гватемалы - в 1839 г., Сальвадора - в 1841 г.). Дата же 15 сентября 1821 г. напоминает о первом собрании представителей креольского населения в Гватемале - тогдашней столице всей Центральной Америки, где была зачитана декларация о выходе всего капитан-генеральства Америка-Сентраль из-под испанской зависимости. Эту-то дату и включила в свой герб не только Гватемала, формально имевшая на это право, но и другие провинции капитан-генеральства, хотя они конституировались в государства лишь спустя полтора-два десятилетия. Тенденция удревнить, архаизировать дату своей независимости сказалась вполне отчетливо.
Но она проявляется не во всех странах. Так, независимость Бразилии была объявлена 7 сентября 1822 г. и признана со стороны Португалии в 1825 году. Однако на современном бразильском гербе значится дата... 15 ноября 1889 г. Разница с опозданием на... 65 лет? Нет, к независимости страны она не имеет никакого отношения. Это дата... первого военного переворота в стране, совершенного маршалом Деодором да Фонсекой и адмиралом Ван дер Колком, бескровно устранившими императора Педро II. Это фактически дата рождения бразильской буржуазной республики.
Если даты в гербах Бразилии и центральноамериканских государств хотя и несколько неожиданны по чначению, но все же поддаются расшифровке, то две даты в гербе Венесуэлы, хотя и имеют объяснительные пометки тут же, на девизных лентах герба, в действительности составляют своего рода загадку.
Казалось бы, чего уж яснее: дата 19 апреля 1810 г. с пометкой "Independencia" (независимость). Но независимость Венесуэлы, как известно, была провозглашена дважды: в первый раз - 2 марта 1811 г. и окончательно - 10 февраля 1819 г. (избрание Боливара*президентом). В гербе же, где никаких ошибок и опечаток быть не может, стоит 19 апреля 1810 г. Это не что иное, как первый день народного восстания в Каракасе против испанцев. Лишь спустя 9 лет оно завершилось провозглашением независимости. Но в герб включен все же именно этот день.
Вторая дата-20 февраля 1859 г.- вообще отсутствует в большинстве книг по истории Венесуэлы. Это не день образования республики, ибо республика была создана гораздо раньше - в 1830 году, когда Венесуэла отделилась от Великой Колумбии, а также не год принятия одной из многочисленных венесуэльских конституций (1857, 1858, 1864, 1874, 1881, 1891, 1893, 1901 г. и т. д.). Никаких грандиозных событий с 1830 года и вплоть до 80-х годов учебники истории в Венесуэле не отмечают. А между тем дата в гербе страны не может быть незначительной. В чем же дело? Оказывается, венесуэльцы считают гигантским поворотом в своей истории день, когда была начата своего рода "гражданская война" против диктатуры двух братьев-президентов Монагас, с 1846 по 1858 год попеременно владевших страной. Братья, между прочим, имели не только одну и ту же фамилию, но и одно и то же первое имя - Хосе, и только вторые, не столь часто употребляемые имена у них отличались друг от друга (Тадео и Грегорио). Гражданская война шла до 1863 года и окончилась принятием в 1864 году новой конституции Венесуэлы, разделившей ее на штаты, как США*. Но не этот день, зафиксированный в документах, а первый день, когда только-только началась борьба против Монагасов, исход которой в то время никак не мог быть ясен, отмечен как великая дата венесуэльской истории в ее гербе.
Как видно даже из этого беглого обзора, цифровые изображения, то есть даты на государственных гербах, могут быть своеобразным источником для понимания некоторых принципов официальной историографии и исторической идеологии той или иной страны, а также дают представление о характерной для современного буржуазного герботворчества тенденции путем внесения в государственный герб цифр, отражающих политическую хронологию, фактически удревнить, архаизировать и попутно облагородить историю буржуазных революций. В целом все это говорит о стремлении ряда государств сделать государственный герб идеологически и политически активно работающим символом, придать ему серьезное значение государственно-воспитательного атрибута.
Цифровые изображения использовались в качестве редчайшего исключения и в родовых гербах задолго до XIX века, но для этого требовались какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства.
Так, находившийся на шведской службе генерал Хенрик Ребиндер (1604-1680 гг.) не только прослужил в королевской армии 50 лет, став в конце концов командующим ополчением Финляндии и начальником пограничной стражи Швеции, но и, имея 18 детей, дал шведской державе 10 сыновей-офицеров, достигших полковничьих чинов. В ознаменование этого шведский король, возведя Ребиндера в бароны, повелел включить в его герб 10 маленьких пятиконечных звездочек и трижды повторить цифру 3, увенчанную короной, то есть передать цифрами наименование шведского государственного герба "три короны" ("тре крунур"), поскольку вводить в герб частного лица само изображение королевского герба было нельзя, а отметить особые заслуги генерала перед шведским государством было необходимо.
Вне гербов цифровая символика имела место и в эпоху средневековья, когда цифрам придавалось магическое значение и для такой магической цели использовались не современные арабские цифры, а более древние системы цифровых знаков. Именно такие знаки становились порой в XV - XVII веках элементами, вносимыми в различные символические изображения, применяемые вне геральдики. Выше приведены изображения египетских, греческих, римских и древнерусских цифровых знаков. (См. таблицу на стр. 495.)
* Отсюда и пометка в самом гербе "Federacion" (Федерация)

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
арабские цифры 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.