Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

64.ЗАМОК эмблема сохранения тайны, молчания. Употреблялся в средневековой геральдике и крайне редко — в русской дореволюционной. В советской эмблематике никогда не употреблялся.

65.ЗВЕЗДА, ЗВЕЗДЫ — один из древнейших символов человечества, принятый геральдикой всех народов, принадлежит к числу так называемых астральных знаков. Звезда вообще как понятие издавна служила символом вечности, а позднее (с XVIII в.) — символом высоких стремлений, идеалов (которые вечны, непреходящи) и с конца XVIII века стала употребляться как эмблема путеводности, счастья (“он родился под счастливой звездой”). Девиз “Ad aspera!” (“К звездам!”) означает поэтому “К возвышенному, к идеальному!” Звезды в геральдике и эмблематике различаются как по числу образующих их углов или лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого дает различные- национальные значения звезд или нюансы в их значении.

 

 

 

 

  • Треугольная звезда — библейский знак, так называемое “всевидящее око” — символ Промысла, судьбы. Она использовалась в России лишь в эпоху Александра I, особенно в период его увлечения мистикой (1810.—1825 гг.), и вводилась как эмблема в ордена и особенно медали, которыми награждались участники Отечественной войны 1812—1814 годов.
  • Трехлучевая звезда — эмблема трехстороннего единства республиканских, демократических сил (коммунисты, социалисты, демократы). Знаком этой звезды награждались (отмечались) бойцы интернациональных бригад в Испании во время гражданской войны 1936—1939 годов.
  • Четырехлучевая звезда — символ путеводности (света во мраке ночи), усвоена в основном христианством, по своей форме связана с крестом. Употребляется также как орденская эмблема в качестве Крашана и обрамления орденских знаков в ряде стран. В нашей стране - используется исключительно на ведомственных военных орденах (не государственных).

В Западной Европе и в США широко употребляется в качестве эмблематического изображения военных или военизированных организаций и в таких случаях снабжается дополнительными эмблемами или национальными цветами (лентами, девизными лентами и т. п.). Так, четырехлучевая звезда используется НАТО, ЦРУ и другими спецслужбами как знак (символ) правильности избранного ими пути, как эмблема счастливой (или удачной) судьбы (или карьеры) и вводится в служебные значки сотрудников этих спецслужб. По аналогии с ними четырехугольную звезду (равносторонний ромб) сделало своей эмблемой агентство “Алекс” в нашей стране, занимающееся обеспечением безопасности организаций и отдельных людей.
В ряде стран Западной Европы, а также в Японии и СССР с 60—70-х годов четырехлучевая звезда служила эмблемой боевых спортивных единоборств (особенно каратистов, кунфуистов и др.) и вводилась в клубные значки и удостоверения. Отличия разных клубов друг от друга проявляются при этом в эмблематическом отношении в том, что цвет, угол лучей, их поворот и длина, а также дополнительные аксессуары (см. вооружение эмблем) могут бесконечно варьироваться, в то время как общая форма четырехлучевой звезды неизменно сохраняется.

  • Пятиконечная звезда — пентаграмма — символ охраны, безопасности, один из древнейших знаков (символов) человечества. Имеет древневосточное происхождение. Употребляется как военная эмблема, о ее истории и употреблении см. Красная пятиконечная звезда.
  • Шестиконечная звезда — наиболее часто встречавшаяся в дореволюционной геральдике всех европейских стран как эмблема с религиозным значением. В настоящее время шестилучевая звезда, которая в классической геральдике христианских народов ! изображалась всегда и всюду, когда надо было изобразить звезду вообще, заняла более определенное положение.
  1. Во-первых, гексаграмма, то есть шестиконечная звезда, имеющая лишь стороны, но не плоскость и образованная двумя синими равновеликими пересекающими друг друга треугольниками, носит специальное название “звезда Давида” и является символом сионистского движения и главной эмблемой государственного флага Израиля и одновременно основной национальной эмблемой этой страны (наряду с семисвечником). В силу этого все другие страны стали с начала 50-х годов XX в. избегать употребления шестиконечной звезды и заменять ее пятиконечной или восьмиконечной.
  2. Во-вторых, шестиконечная звезда плоскостного вида называется библейской или Вифлеемской звездой, ибо именно ее изображения традиционно помещались художниками средневековья и эпохи Возрождения на картинах, посвященных рождению Христа в Вифлееме и приходу к этому младенцу четырех волхвов. Как символ, лишенный специфического политического или национального смысла, именно Вифлеемская звезда стала особенно почитаться и употребляться в XVII—XIX веках различными христианскими движениями на Западе, особенно в США, вследствие чего в конце XVIII века была сделана государственной эмблемой США и внесена официально в герб США на почетное головное место (над орлом в окружении облака), но в несколько “закодированном” виде, то есть в виде расположенных в форме шестиконечной звезды 13 пятиконечных звездочек, которые символизируют 13 основных штатов, составивших первые США. Эти звездочки расположены симметрично так, чуо сверху вниз они следуют 1:4:3:4:1 и в совокупности образуют одну шестиконечную Вифлеемскую звезду. Непосредственно эмблема Вифлеемской шестиконечной звезды включена в государственные гербы и флаги лишь небольших государств, в прошлом являвшихся колониями,— Экваториальной Гвинеи, Бурунди, Тонга, что следует приписать длительному влиянию христианских миссионеров на местную национальную элиту. С XIV века и до наших дней шестиконечная звезда употребляется как орденская звезда во всех европейских странах. В настоящее время шестиконечная звезда при ее официальном употреблении в гербах или в орденах имеет обычно серебряный или белый цвет. В XVIII—XIX веках ее традиционным цветом чаще был золотой или желтый. Но желтый цвет оказался скомпрометированным во время второй мировой войны тем, что гитлеровцы избрали желтую шестиконечную звезду для маркировки одежды евреев в гетто, и после 1945 года Вифлеемская звезда этого цвета практически вышла из употребления. О применении шестиконечной звезды красного цвета и ее значении в этом качестве см. Этуаль руж.
  • Семиконечная звезда — один из древних символов Востока, древних цивилизаций. Известна в Древней Ассирии, Халдее, Шумере и Аккаде. Издревле, с I века н. э., такая звезда была эмблемой Иверии (древней Грузии), где был развит астральный культ, а позднее, при Багратидах, стала одной из главных эмблем Карталинии (до середины XV в.). В 1918— 1922 годах была эмблемой меньшевистской Грузии, а в 1923—1936 годах “протащена” в герб Грузинской ССР во всех его вариантах под видом замаскированного национального орнамента, причем, будучи видимой, различимой на гербе, она не указывалась в описании ст. 180 Грузинской ССР прямо, а была названа “каймой с узором грузинских орнаментов”. С середины 1991 года официально стала гербом Республики Грузия с вписанным в нее изображением Георгия Победоносца на коне, скачущем в геральдически левую сторону. В современной зарубежной эмблематике семиконечная звезда употребляется лишь тогда, когда желают выразить понятие звезды вообще и стараются избежать ее трактовки и как военной эмблемы, и как религиозной. Семиконечную звезду (звезды) имеет в своем гербе и на флаге Австралия и на флаге — Иордания; обе страны выражают тем самым свое стремление отграничить себя в первую очередь от соседних стран (Австралия от Новой Зеландии и Иордания от Израиля), также употребляющих звезды в своих гербах (Новая Зеландия — пятиконечные и Израиль — шестиконечную). Семиконечная звезда изредка используется как орденский знак, например английский орден Сент-Майк-ла и Сент-Джорджа (1818 г.).
  • Восьмиконечные звезды — это, по сути, замаскированные кресты (две четырехконечные звезды), поэтому такие звезды имеют в своих гербах католические страны — Колумбия, Перу, Филиппины. Кроме того, восьмиконечная звезда — наиболее распространенный орденский знак во всех европейских и американских христианских государствах. Особенно часто используется восьмиконечная звезда для крашанов. Почти правильный восьмиугольник, образованный наложением друг на друга по диагонали двух квадратов с сохранением линий их перекрещиваний, использовался как символ, сопровождавший изображения бога Саваофа (бога-отца, правильнее — бога сил, воинств) в русской иконописи и христианской православной символике дониконианских времен, особенно с XIV по XVI век. Этот восьмиконечный символический знак изображался либо вверху икон (чаще всего в правом верхнем углу), либо вместо нимба, либо как фон над головой Саваофа. Часто оба четырехугольника окрашивались (верхний — в зеленый и подстилающий его — в красный цвет) или окаймлялись полосками этого цвета. Изображения этого рода характерны для Севера России и имеются (сохранились) в музеях Ростова Великого, Вологды, Перми. Они означают (символизируют) восемь тысячелетий (“семь веков Творца и будущего века Отца”*) и в конце XIX — начале XX века были признаны “еретическими” с точки зрения канонов официального православия. Восьмиконечная белая звезда с красной каймой и девизом “Кровь и огонь” — эмблема британской и других англосаксонских отделений “Армии спасения” (“The Salvation army”) — социально-религиозной благотворительной организации, основанной Вильямом и Кэтрин Бут в Лондоне в 1865 году и ставшей с 1880 года международной.
  • Девятилучевые звезды на практике почти не встречаются. Они используются в редчайших случаях лишь как орденские в небольших исламских государствах (например, в султанате Джохор на Малаккском полуострове).
  • Десятилучевые или десятиконечные звезды употреблялись в советской эмблематике и в эмблематике других стран, которые имели в качестве гербовой эмблемы пятиконечную звезду, ибо десятилуче-вая звезда — это лишь повторенная дважды пятиконечная. Такие звезды используются в основном для создания орденских знаков, особенно в арабских государствах Северной Африки.
  • Одиннадцатилучевая звезда — исключительно орденская, и притом редкая. В прошлом использовалась в орденах Португалии и императорской Эфиопии (Абиссинии).
  • Двенадцатилучевая звезда означает знак совершенства. В государственной эмблематике, то есть в гербах, этот знак употребляется ныне лишь двумя государствами — Науру и Непалом. Эмблемы этих государств — 12-лучевое Солнце — по сути являются звездами, ибо Солнцем в геральдике признают такое звездное изображение, которое имеет 16 лучей (см. Лучи), а все, что имеет менее 16, относится, следовательно, к звездам. В европейской эмблематике 12-лучевая звезда употреблялась в ГДР на медалях за выдающиеся заслуги, верность, то есть как знак совершенства моральных или профессиональных качеств, например на полицейских знаках.
  • Тринадцатилучевой звезды не существовало и не существует.
  • Четырнадцатилучевую звезду имеют в качестве государственной эмблемы лишь два государства — Малайзия (в гербе и флаге) и Эфиопия (в гербе). В Малайзии это число лучей было установлено потому, что оно отражало число членов Малайзийской федерации при ее образовании — в 1963 году. Однако в 1965 году один из ее членов — Сингапур — без согласия главы государства — султана — односторонне вышел из федерации и провозгласил себя независимым государством. Но Малайзия и после этого оставила в своем гербе 14-лучевую звезду, а на флаге — 14 полос, подчеркивая тем самым, что выход Сингапура официально не признается. В Эфиопии 14-лучевая звезда стала основной гербовой эмблемой после революции 1974 года и появилась впервые в государственном гербе в 1975 году как совершенно новый элемент (прежде, в императорской Эфиопии, почиталась Вифлеемская шестиконечная звезда). Она должна была подчеркивать одновременно древность эфиопской культуры (семиконечная звезда) и ее современное возрождение и обновление (удвоенная семиконечная звезда). Эта эмблема прекратила существование в 1991 году в связи со свержением режима Менгисту Хайле Мариама.
  • Пятнадцатиконечная звезда . Теоретически такая звезда возможна как геральдическая эмблема со значением утроенной пятиконечной звезды и с использованием в орнаменте, орденских знаках, на медалях и т. п.Однако пока еще не существует организации или государства, которые бы стали использовать эту эмблему и обосновали бы ее использование.
  • Шестнадцатилучевая звезда . Наличие у звезды 16 лучей означает, что такая звезда изображает Солнце, и, следовательно, называется в эмблематике уже не звездой, а Солнцем, так как по геральдическим правилам 16 — минимальное число лучей, дающее основание именовать изображение Солнцем, и любое число лучей, свыше 16 и кратное 4, также является достаточным, чтобы изображение, обладающее ими, называлось Солнцем.
  • Шестнадцатиконечная звезда также, как и шестнадцатилучевая, может считаться изображением Солнца, особенно если она встречается изолированно или в составе орнамента. Вместе с тем именно как знак солнечной чистоты, ясности и незапятнанности изображение 16-конечной звезды со времен языческого Древнего Рима считалось эмблемой девственности, и отсюда уже в эпоху раннего христианства сопутствовало изображениям Святой Девы, т. е. Богородицы, что нашло позднее отражение в византийской иконописи. Поскольку девственница и дева по-латыни называются Virgo, то и 16-конечная звезда как эмблема Святой Девы Марии позднее получила наименование Виргинской звезды. До самого последнего времени эта звезда не использовалась в государственной геральдике, так как считалась зарезервированной религиозной эмблематикой. Однако в 1991 г. вновь созданное на развалинах бывшей Югославии государство Македония (из одноименной югославской республики) приняло в качестве своей главной государственной эмблемы 16-конечную Виргинскую звезду, ссылаясь на то, что еще до введения христианства, в IV в. до н. э. при Филиппе II (359—336 гг.), эта эмблема была своего рода гербом Македонского царства. Поскольку против такого использования Виргинской звезды выступила Греция, а также греческая (и вселенская) православная церковь, то для разбора возникшего конфликта была создана посредническая комиссия ООН, которая в мае 1993 г. изложила свои рекомендации, поддержанные в начале июня 1993 г. Генеральным секретарем ООН Бутросом Гали. Согласно им Македония должна удалить Виргинскую звезду со своего государственного флага, а также изменить название страны на “ Новая Македония” или “ Славомакедония”, чтобы совершенно устранить всякие ассоциации с Древней Македонией и тем самым снять опасения Греции о территориальных претензиях новоявленного наследника Македонского царства, ибо в составе Греции имеется провинция Македония, составлявшая в свое время часть Древней Македонии. Однако правительство Македонии отказалось выполнить эти рекомендации ООН.

Что же касается цвета звезд, то они могут иметь любые геральдические цвета. При этом цвет указывает обычно национальную или политическую принадлежность звездной эмблемы

Наиболее распространен белый (серебряный) цвет звезд. Это — классический цвет звезды в старой геральдике, и его придерживается до сих пор большинство государств.

Золотой цвет звезды принят реже. Он обычно указывает на исключительно важное, государственное значение, которое придается эмблеме звезды как основной гербовой эмблеме данной страны. Так, золотые звезды имеют в гербе и на флаге Китай, Вьетнам, Ангола, Индонезия, Конго (Браззавиль), Мавритания, Буркина-Фасо, Суринам. Иногда звезде придается лишь золотая кайма, акцентирующая ее значение как государственного знака (например, красные звезды СССР, СФРЮ, НРБ, ВНР, НСРА имели золотую окантовку).

Красный цвет бывает только у пятиконечных звезд, слу живших эмблемой для социалистических государств.
Исключение составляют лишь Сальвадор и Новая Зеландия, которая, введя в свой флаг и герб изображение Южного Креста из четырех пятиконечных звезд, придала им красный цвет исключительно для отличия этой эмблемы, имеющейся и у других стран Южного полушария. Красную пятиконечную звезду имели до 1991 года в своих гербах Афганистан, Албания, Алжир, Бенин, Болгария, Джибути, НДРЙ, КНДР, Югославия, Лаос, Мозамбик, Монголия, Румыния, Чехословакия, Венгрия, СССР, Зимбабве. Из них лишь КНДР и Лаос сохранили эти эмблемы после 1991 года.

  • Пятиконечные звезды зеленого цвета принадлежат, кок правило, арабским государствам, а из африканских — Сенегалу, где подавляющее большинство населения мусульмане.
  • Черный цвет звезды в классической геральдике применялся крайне редко и символизировал противоположность понятию звезды — не свет, а мрак, ночь. В современной практике начиная с 60-х годов XX в. черный и мет звезды употребляют как свой отличительный, национальный новые африканские государства — Гана, Гминея-Бисау, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, а также партия АНК в ЮАР, чьей эмблемой является красная пятиконечная звезда с красным серпом и молотом. Как политический партийный символ черная пятиконечная звезда применяется анархо-синдикалистами в Западной Европе.
  • Синий цвет звезд относительно редок и встречается тип. у Камеруна и Панамы. Он означает, что путеводной для этих стран является мирная политика.

68. “ЗЕЛЕНЫХ” ДВИЖЕНИЕ И ЕГО ЭМБЛЕМЫ.

Движение “зеленых” (Die Grtinen, Greens) — новое общественное движение в странах Западной Европы с середины 70-х годов (в основном в Германии, Бельгии, Дании), выступающее с требованием активной охраны окружающей среды и своими общественными акциями (демонстрациями, пикетированием, подачей петиций, выступлениями на выборах и в парламентах) оказывающее давление на соответствующие правительства с целью добиться от них законодательного запрета монополиям отравлять окружающую среду бесконтрольной промышленной деятельностью. (С 80-х годов это движение получило представительствов парламентах своих стран и в Европарламенте.)

Эмблемы движения "зеленых"

Объективно движение “зеленых”, не являясь политическим, фактически выступает против засилья монополий, за разоружение, против испытаний ядерного оружия, то есть с исторически прогрессивных позиций. Советское движение “зеленых” неофициально существовало с 1988 года. В марте 1990 года в Москве была организована партия “ зеленых”, ее первый съезд состоялся в Самаре в июне 1990 года. Московская организация, самая крупная, существует официально с мая 1990 года. Эмблемой движения “зеленых” был вначале зеленый цвет, но поскольку он обладает исторически иным значением, то немецкое движение “зеленых” вскоре сделало своей эмблемой подсолнух как изображение, способное выразить две главные идеи “ зеленого движения”: борьбу за сохранение природы (растение, зеленый стебель и лист) и борьбу за сохранение жизни на Земле (Солнце, семена-семечки). В дальнейшем, по мере развития движения “зеленых” в других европейских странах, его эмблемой стал березовый лист (принятый в Германии, Франции, Англии и Голландии). Чаще всего он изображается отдельно или с сережками (более верное изображение). Эта эмблема в силу треугольной формы листа березы и березы как растения, наиболее страдающего от любого загрязнения окружающей среды, заболевающего и погибающего быстрее других деревьев, должна символизировать три ценности природы (Солнце, зелень, семена) и ее ранимость. Предложенная в июне 1992 года М. С. Горбачевым и его Фондом новая эмблема “зеленого движения” — зеленый крест нигде не получила признания, ибо такая эмблема безграмотна и оскорбительна: христианский символ окрашивается цветом ислама.

69. ЗМЕЯ — одна из древнейших эмблем человечества, имеющая разнообразный смысл в разных странах. Наиболее часто трактуется как эмблема мудрости; это значение змеи было принято издревле во всех странах Азии и Африки, то есть там, где не только могли более внимательно наблюдать жизнь змей, но и умели приручать их, превращать не только в послушных, но и в полезных животных, в частности добывали от них драгоценный и целебный яд. Отсюда, от цивилизаций Древнего Востока, идет и античное представление о змее как о символе здоровья. Поэтому в древнегреческой мифологии мифический покровитель врачебного искусства Эскулап (сын Аполлона) изображался с посохом, вокруг которого обвилась змея, служившая эмблемой здоровья, живучести и бессмертия, а старшая дочь Эскулапа Гигея, богиня здоровья, носила на своей руке змею отца, питавшуюся ее кровью.

Змея в эмблеме ВОЗ

Медсанслужба Советской Армии

1.Карантинная служба защиты растений

2. Змея обвивающая меч - символ хитрости и коварства

1. Сочетание математического символа (символа) бесклнечности и эмблемы змеи в новой эмблеме, имеющая смыслт "вечность" с целью использования в торговой марки, выпускающая "вечные", непромокаемые плащи (италия

2. Змея, поглощающая свой хвост, или змея-кольцо - эмблема вечности

 

С введением христианства и особенно с распространением христианства среди народов Европы, либо враждебных, либо далеких от античной культуры, представления о змее как о символе мудрости и здоровья исчезли. В странах Запада и Севера Европы, где о змеях имели смутные понятия либо знали о них понаслышке, либо имели в виду лишь лесную гадюку и ассоциировали змею с распространяемой церковью легендой о дьяволе, стали считать змею символом ядовитости, зла и коварства. Таким образом, уже в раннем средневековье возникли противоречивые и даже взаимоисключающие оценки понятия “змея”, что не могло не сказаться на разнообразии символической трактовки эмблем змеи. При переводе Библии на европейские языки переводчики нередко были поставлены в тупик не только разнообразной терминологией, не имевшей эквивалентов в европейских живых языках (змей, дракон, гидра, удав, левиафан, медный змей), но и их разным значением.

Неправильное употребление классических эмблематических изображение для выражения "говорящей" эмблемы - лекарственные растения

Геральдически правильное изображение змеи , как самостоятельной эмблемы (коварства и мудрости)

Уже эти примеры показывают, что одной, единой идеи в изображение змеи не могло быть вложено, и эта эмблема до наших дней имеет разное значение в разных частях планеты, как это и было изначально. В странах Европы и во всей Америке, население которой создалось из европейских поселенцев и куда проникла христианская и особенно католическая культура, эмблему змеи означает только зло, коварство. Именно в этом качестве изображение змеи присутствует на государственном гербе Мексики, где орел пожирает змею, то есть символически добро побеждает зло или мексиканское государство побеждает своих врагов. Поскольку эмблема змеи противоречива и не может сама по себе дать ясное представление, в каком качестве она употреблена — в положительном или отрицательном, то в международной современной геральдике существует правило употреблять змею обязательно с дополнительным атрибутом, который и разъясняет ее конкретное значение в каждом отдельном случае.
Так, змея, пожираемая орлом, означает зло, а змея, обвившая чашу, то есть изливающая в нее свой яд, отдающая его на пользу человека,— эмблема медицины и, следовательно, в этом качестве ближе к своему древнему цветочному и античному значению как эмблема мудрости и здоровья. По аналогии с медицинской эмблемой в новейшее время составлена эмблема службы защиты растений — змея, обвившая колос,— здесь змея почти что выступает как эмблема добра. Точно так же в новой эмблеме защитников окружающей среды от атомных взрывов змея, обвивающая чашу и растущую из нее зеленую ветвь на фоне ядерного гриба, служит напоминанием о том, что человечество должно быть мудрым, чтобы уберечь себя и свое здоровье от атомной катастрофы. В то же время змея, обвивающая обоюдоострый меч, является эмблемой хитрости, то есть змея выступает и отрицательном значении. Отсюда понятно, что изображать змею отдельно в эмблематике не принято. Примером такой отсебятины служит экслибрис (см. рис.), где каноническая эмблема медицины разделена на две отдельные, живущие каждая своей жизнью эмблемы и имеющие каждая свой смысл (пустая чаша — смерть, а ползущая змея без атрибута ничего не означает). Единственно допустимым изображением змеи без дополнительных атрибутов является эмблема вечности: змея, кусающая свой собственный хвост,— древнейший прообраз кольца, символа бесконечности, понятного и единого для всех народов Земли.
В советской эмблематике эмблема змеи, кроме как для обозначения медицинской и карантинной служб, не употреблялась.

70. ЗНАК ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИИ 1954 года. 14 мая 1954 г. в развитие принципов защиты культурных ценностей мирового и национального значения, установленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г., была составлена и принята на дипломатической конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, новая Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Эта конвенция в ст. 16 устанавливала Отличительный знак, который представляет собой щит, заостренный книзу (квадрат с пристроенным к нижней его стороне равнобедренным треугольником, составляющим четверть квадрата). Этот щит разделен на квадрат синего цвета (в нижней части щита) и треугольник синего цвета (в верхней части щита), которые фланкируются с боков двумя треугольниками белого цвета. Советский Союз ратифицировал конвенцию и протокол к ней от 14 мая 1954 г. спустя два года — 12 декабря 1956 г., и они вступили в силу для СССР с 4 апреля 1957 г. Правопреемником СССР в этом отношении является Российская Федерация.
Отличительный знак конвенции применяется троекратно , то есть трижды наносится на видимые с воздуха и с фронтов поверхности следующих объектов:

  • а) недвижимых культурных ценностей (церквей, памятников, музеев, архитектурных ансамблей и т.д.
  • б) транспортов наземных и надводных, перевозящих культурные ценности;
  • в) всяких иных импровизированных укрытий, в которых сосредоточены, эвакуированы, спрятаны или временно размещены культурные ценности.

Кроме того, Отличительный знак Гаагской конвенции 1954 года применяется однократно, то есть один раз, одно изображение, если он наносится:

  • на культурные объекты, не находящиеся под специальной защитой ЮНЕСКО, а расцениваемые как значительные с чисто национальной или местной точкизрения.
  • на удостоверения личности, на документы и на персонал (их транспортные средства), который либо контролирует выполнение конвенции, либо охраняет или сопровождает культурные ценности.

Отличительный знак конвенции наносится на культурные ценности лишь одновременно с вывешиванием печатного разрешения ЮНЕСКО о применении данного знака к данному объекту. Эти разрешения датируются и подписываются государственными властями соответствующей стороны — участницы конвенции.

В связи с тем, что Отличительный знак конвенции 1954 года не всеми странами признан достаточно аттрактивным в чисто изобразительном плане, Н. К. Рерих в частном порядке неоднократно предлагал использовать иной знак, который получил наименование Знака Рериха и может быть также использован как неофициальный опознавательный знак на культурных объектах (см. Рериха).

71 . ЗНАК РЕРИХА (или ЧИНТАМАНИ) отличительный знак, предложенный Н. К. Рерихом в качестве опознавательного знака для нанесения на памятники и учреждения, имеющие мировую и национальную культурную ценность, с целью охраны и защиты их объектов во время войны ох разрушения и гибели. По мысли Н. К. Рериха, такие знаки должны наноситься на музеи, библиотеки, театры, галереи искусств, выдающиеся архитектурные памятники, объекты паркового искусства, исторические памятники и т. д., и т. п.
Знак Рериха представляет собой красное кольцо, внутрь которого вписаны три красных круга, образующие равносторонний треугольник. Знак Рериха более прост, чем Знак Гаагской конвенции 1954 года, но не имеет официального международного всеобщего признания и может быть использован лишь неофициально, без права юридической защиты культурного объекта, а лишь как информативный, отличительный знак, имеющий моральное значение.
Создавая свой знак первоначально как проект Знамени мира, Н. К. Рерих не выдумывал его априорно из головы, а опирался на древнюю восточную символику. В индийской мифологии круг, замыкающий три круга поменьше, обозначает чудесный камень Чантамани, который мог исполнять желания лишь людей чистых сердцем. Этот знак (символ) выражал, таким образом, идею, что будущее зависит от морального состояния нынешнего поколения, что оно раскроется и будет сбережено лишь для людей достойных и чистых. Рерих хотел, чтобы знак Чантамани стал графическим символом единства прошлого и грядущих достижений человечества. Это была попытка заставить древнюю символику “работать” на современность.

72. ЗНАКИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — знаки, специально принятые и утвержденные в результате многосторонних международных конвенций, под которыми стоят подписи практически всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы знаки, охраняющие госпитали, санитарные поезда, больницы, эвакопункты раненых и больных во время военных действий и обязательные для обеих воюющих сторон. Таковы же знаки, охраняющие не только людей, но и животных во время войн, а также ставящие под защиту памятники культуры и искусства в воюющих странах, особенно объекты, имеющие крупное международное и национальное значение.
Для каждого вида указанных выше объектов существуют особые международные конвенции, заключенные в разное время, и особые международные отличительные знаки защиты (см. Красный Крест, Красный Полумесяц, Шамшир и Эдолят, Синий крест, Этуалъ руж, Знак Рериха, Знак Гаагской конвенции 1954 г.).

73. ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ чрезвычайно разнообразны. Но их можно разделить на две большие группы: 1) государственные и 2) ведомственные (партийные, профессиональные, общественных организаций, отраслевые).
Вторая группа знаков отличия в целом именуется шачками, хотя значки (в бытовом понимании этого термина) могут носить и вовсе не отличительный, а украшательский или агитационный и информативный характер. Но такие значки в эмблематике практически не учитываются, то есть к ним практически не предъявляют тех строгих эмблематических требований, как к знакам отличия обеих вышеуказанных групп. Именно вследствие этого исключения простых значков из сферы .шблематики и стали часто возникать при их создании грубейшие нарушения элементарных эмблематических правил, а вследствие огромных тиражей простых значков эти искажения или. ошибки в эмблематике стали широко распространенным явлением и порой перестали поэтому восприниматься как ошибки. К группе государственных знаков отличия относятся ордена, медали и собственно знаки отличия, то есть знаки, стоящие по рангу ниже государственной медали. Государственные знаки отличия имеют право (и даже должны обязательно) воспроизводить государственные символы и эмблемы (а грамоты — государственный герб) наряду с эмблемами, отражающими специальный характер данного знака (например, изображение оружия на орденах Отечественной войны, якоря на ордене Нахимова, рукопожатия на ордене Дружбы народов), а также иметь иные эмблематические изображения (например, изображения построек, аллегорий, портретные изображения, изображения кораблей и т. п.), связанные с тем или иным названием ордена или с событием, которому он посвящен.
После ликвидации Советского Союза 8 декабря 1991 г. и создания нового государства — Российской Федерации (РФ) произошли изменения в системе государственных знаков отличия, поскольку произошло само изменение государственного строя в стране. Прежде всего утратили значение все знаки с четко выраженным идеологическим социалистическим содержанием. тВместе с тем ряд советских орденов, имевших широкое гражданское и общечеловеческое значение — Звезда Героя, Орден материнства, орден Дружбы народов, орден “Знак Почета”, все военно-исторические ордена, связанные с именами выдающихся полководцев России (Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова); а также ведомственный орден “За службу Родине в вооруженных силах”,— сохранили свое значение и продолжают использоваться для награждения как российских, так и иностранных граждан.
Кроме того, созданный 27 января 1992 г. Комитет по государственным наградам при президенте РФ разработал положение о статусе ряда совершенно новых орденов, медалей и почетных званий. Так, на 1 февраля 1993 г. существует орден “За заслуги перед Отечеством” (четырех степеней), орден Почета, преобразованный из бывшего ордена “Знак Почета”, орден “За военные заслуги” и звание “Герой РФ”, а также медаль “Защитнику Свободной России”. Пересмотрено и заново утверждено Положение о почетных званиях в Российской Федерации (которые являются знаками отличия третьей степени и связаны в основном с профессиональными достижениями в разных сферах — искусства, литературы, образования, здравоохранения, науки и техники). В настоящее время имеются 53 почетных звания РФ, перечень которых официально опубликован в “Ведомостях Верховного Совета РФ”.
В нашей стране наряду с такими международными знаками государственного отличия, как ордена, медали, почетные грамоты, сложилась историческая традиция награждения вещественными знаками отличия, которые существовали как до появления орденов и медалей, так и мосле их появления наряду с ними и иногда расценивались соответственно с ними по рангу. В XV—XVII веках это были сорока соболей и других мехов, шуба с царского плеча, золотая или серебряная шейная цепь (или гривна), а для духовных лиц -наперсный золотой (или серебряный) крест. В XVIII— XIX веках стали жаловать царский миниатюрный эмалевый портрет, царский алмазный или золотой вензель, золотые или осыпанные бриллиантами табакерки, серебряные шпоры, серебряное и золотое холодное оружие, серебряные трубы (для награждения отдельных воинских частей), а для награждения мусульманских народов Российской империи вплоть до XX века употреблялись золототканые парчовые и атласные халаты с серебряными и жемчужными поясами, стоимость которых даже в те времена составляла 500— 1000 рублей. В XX веке, в первые годы Советской власти (1917— 1')27 гг.), когда символические государственные знаки царского режима были отменены, вещественные награды, традиционные для России, были не только сохранены и принципе, но и получили новую форму и идейное содержание. Это были почетное золотое холодное или огнестрельное оружие; такое же оружие, но с прикрепленным к нему орденом Красного Знамени (с 1975 г. к этой награде стал прикрепляться Золотой герб СССР); почетное оружие с серебряной насечкой; золотые и серебряные часы от Президиума ВЦИК и, наконец, почетная фотография на фоне развернутого знамени части с приложением грамоты. Что же касается символических наград, то они облекались в форму почетных званий — Почетный красноармеец (джигит, казак), Почетный рабочий, Почетный краснофлотец, которые вместе с документами получали как высшую награду старейшие деятели революционного движения в 20 — начале 30-х годов.
Во второй половине 30-х годов, в 40—50-е годы вещественные знаки отличия в целом отступили как бы на второй план в связи с появлением чрезвычайно разветвленной системы орденов и особенно медалей*.
Из вышеприведенного обзора видно, что знаки отличия по своему характеру являются в первую очередь наградой (а не почетным знаком), и поэтому в нашей стране на протяжении длительного исторического развития они сильно тяготели к вещественной форме, а не к символической, являющейся наградой в абстрактном виде, хотя в древности, в античное время, они были задуманы именно как некий символический, абстрактный знак почести. Более того, даже современные государственные знаки отличия в нашей стране, как правило, изготавливаются из драгоценных металлов (платины, золота, серебра), а порой в них используются и драгоценные камни (алмазы, рубины), и, таким образом, эти знаки наряду со своим высоким политическим и гражданским значением обладают и своей чисто материальной ценностью. Однако в большинстве стран Европы и Америки (но не Азии) в знаках государственного отличия подчеркивается в основном их не ценностный, а символический, почетный характер как главная их черта. Отсюда ясно, что в принципе все знаки отличия, включая самые высокие — ордена, служат лишь символами награды, и хотя многие из них могут включать в свой рисунок, в свое изображение различные символы и эмблемы, но сами по себе они никакого эмблематического значения не имеют и поэтому не могут служить источниками эмблематики. Более того, они даже не всегда могут дать нужный эмблематический пример, ибо в них бывают порой и эмблематические ошибки, что почти всегда связано с тем, что любые знаки отличия создаются “по случаю”, иногда в чрезвычайно спешном порядке, с привлечением не редко случайных художников (об этом убедительно говорит, например, история создания многих советских поенных орденов).
Таким образом, знаки отличия — лишь поле для приложения сил эмблематистов, задача которых — придать знаку отличия, особенно государственному, такую правильную эмблематическую форму, чтобы он не только и мел высокое материальное и престижное значение, но и, главное, был символически, идеологически и эстетически художественно-образцовым произведением искусства.
Вот почему в некоторых странах с 70-х годов XX в. it ряде случаев отказались от использования в знаках отличия традиционных драгоценных металлов, заменив их прочным сплавом так называемого “белого металла”, и одновременно пересмотрели и изменили внешний облик некоторых знаков отличия с целью придания им большей художественной выразительности. Аналогичное изменение внешнего вида некоторых прежних орденов с сохранением их традиционного наименования) происходило за последние десятилетия и в Чехо-Словакии, где, кроме юге), у ряда знаков отличия имелись отдельно чешская и словацкая версии. Правда, не всегда новые версии, построенные на придании знаку отличия современной формы, порой модернистского вида, оказываются удачными, если они теряют эмблематическую характерность. Это лишний раз говорит о том, что в государственном знаке отличия на первом месте должны стоять его идея, его смысл, выраженный эмблематически с максимальным мастерством. Б алее того, знаки отличия должны носить известный отпечаток архаичности или, вернее скатать, исторической солидности и значительности: они не должны быть спутаны по внешнему виду с теми или иными современными украшениями.
Как было указано выше, в Советском Союзе официально не существовало знаков отличия, стоящих по рангу ниже медалей (если не считать Почетную грамоту), хотя практически были знаки отличия, которые не являлись ни орденами, ни медалями, но стояли вне обоих вышеуказанных классов наград, а не ниже или выше их. Вот почему такие знаки отличия, как Маршальская звезда и знак “Летчик-космонавт СССР”, нельзя смешивать со знаками отличия третьего ранга, имеющимися в ряде зарубежных государств.
Так, например, в США, где орденов нет, а имеется лишь одна медаль за военные заслуги, ниже нее следует знак “Пурпурное сердце” (“Purple heart”), также присуждаемый только военным (нередко у нас, особенно в прессе, его неверно величают “орденом”, что является грубейшей ошибкой, ибо он не только ниже всякого ордена, но и ниже по значению медали).
Знак “Пурпурное сердце” был установлен Джорджем Вашингтоном в конце 1782 года и до 1861 года был пожалован всего нескольким военным. Первоначально он изготавливался просто из шелковой материи, которая натягивалась на серебряную скобу в форме сердца. В 1861 году конгресс США постановил учредить медаль (Medal of Honor), которая стала, таким образом, высшим знаком отличия в стране только потому, что там не было орденов, но в международном отношении, естественно, так и осталась на уровне простых военных медалей. В США она имеет два варианта: для военно-морских сил и для сухопутной армии,— но оба варианта имеют один ранг, так что медаль фактически считается одна. Медаль изготавливается из золота в виде пятиконечной звезды с трилистником на концах ее лучей. “ Пурпурное сердце” оказалось после этого на втором месте. В 1932 году “Пурпурное сердце” стали штамповать из жести, покрытой лиловой эмалью, а после войны США в Корее и особенно во Вьетнаме знак “Пурпурное сердце” стали выдавать каждому тяжелораненому без особой торжественности, просто по соответствующим госпитальным спискам.
Знаки отличия в подавляющем большинстве стран исторически связаны либо с элитарной сословной организацией (религиозными или дворянскими орденами), либо с военным делом и с военными контингентами. Гражданских орденов и других знаков отличия сравнительно с военными мало, и в основном они были характерны для социалистических стран. Лишь в самое последнее время также и некоторые буржуазные страны стали награждать государственными знаками отличия людей, не связанных с государственной или военной деятельностью, представителей разных гражданских профессий (Финляндия, Швеция).
Однако две мировые войны, резко расширив число людей, получивших военные знаки отличия, уже сами но себе значительно изменили социальный состав орденоносцев во всех странах и фактически сломали привычные до XX века социальные, общественные и даже образовательные границы, в пределах которых в прежние времена осуществлялось награждение государственными знаками отличия. Получение знака отличия солдатами — людьми, не являющимися представителями господствующего класса и капиталистических государствах,— стало, особенно после второй мировой войны, довольно распространенным явлением, что нашло отражение либо в фактическом видении социального престижа того или иного знака (как то, например, произошло в США), либо в ужесточении надзора и контроля государства за правильным ношением государственного знака, вплоть до лишения права на него. В ряде стран существует запрет на ношение иностранных орденов. В сословном обществе не было нужды контролировать правильное ношение ордена или медали, хотя тем не менее точные предписания о месте расположил на мундире, о времени (днях) ношения и о соответствующем костюме (фрак, мундир, смокинг) и социальном окружении (приемы, торжественные собрания), на котором должен показываться орденоносец, имелись в значение ряда столетий. Ныне же все изменилось. Появление среди орденоносцев в ряде случаев и деклассированных элементов заставило в отдельных странаx ввести дополнительные установления в статуты таков отличия, согласно которым производилось лишение ордена или медали за ношение их на грязной одеж-н неположенное время, а тем более за их дискредитацию (если владелец, например, попадал в полицейский участок хотя бы по ничтожному поводу) или хотя бы за временную передачу знака отличия другому лицу, даже без всяких корыстных или преступных целей (например, ребенку “для игры”).
К знакам отличия, особенно после второй мировой войны, были введены так называемые “ленточки”, или “временные знаки”, “временные пряжки” (interimspange), представляющие собой часть муаровой ленты, присвоенной тому или иному знаку. Впервые “ленточки” были введены во Франции в 1830 году как замена ордена Почетного легиона. С тех пор простая узенькая красная шелковая ленточка стала заветной мечтой многих общественных и политических деятелей Французской Республики. Сам же орден Почетного легиона носили лишь в исключительных случаях — либо в День взятия Бастилии, либо на торжественных приемах в Елисейском дворце. По примеру Франции и другие страны стали постепенно вводить “ временные пряжки”. В Советском Союзе ордена ни колодок с лентами, ни “временных пряжек” -“ленточек” — вначале не имели. До 1924 года все существовавшие республиканские ордена носились на подкладываемом под них красном банте из шелковой или сатиновой материи. С 1924 года союзные ордена просто привинчивались штифтом к лацкану пиджака или к гимнастерке (у военных). Лишь во время второй мировой войны, 19 июля 1943 г., к орденам и медалям были введены колодки и ленты и каждому знаку отличия было присвоено свое сочетание цветных полос. Ленты применялись во всех знаках отличия, кроме “Золотой Звезды”, “Серпа и Молота” и орденов “Мать-героиня” и “Материнская слава” трех степеней. Без колодок носились следующие ордена: орден Победы, ордена Суворова, Ушакова, Нахимова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды, “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР”.

74. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ — это символические знаки, дающие возможность каждому легко, быстро и безошибочно отличать и сравнивать служебный уровень (ранг, чин, звание) того или иного лица, которому эти знаки присвоены, и соотносить его с остальными. Знаки различия состоят обычно из простейших, элементарнейших геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб) или из геометрических элементов - линий (полосок) и точек (звездочек), которые располагаются в определенных сочетаниях.

Знаки различия помещают всегда на видных, наиболее заметных издали частях униформы (погонах, петлицах, рукавах) или на высоких околышах фуражек, беретах.

К числу знаков различия принадлежат и все другие сигнальные, оповещающие, предупреждающие и указывающие знаки, в том числе и дорожные.

75. ЗНАКИ-СИМВОЛЫ МОНЕТНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ). В настоящее время из числа многочисленных прежде монетных символических знаков остались международно известными, употребительными и признанными лишь два: знак доллара и знак фунта стерлингов. Что же означают эти символы? Почему у знака доллара — латинская буква S, а у фунта стерлингов — латинская буква L, вовсе не соответствующие начальным буквам названий этих денежных единиц?
“Доллар” происходит от немецкого слова “талер” сходного с ним шведского и датского слов “далер”, “риксдалер” — так назывались денежные единицы Швеции и Дании, являвшихся великими державами в XVII веке и первыми государствами, основавшими свои колонии в Северной Америке (1638 г.), куда не проникали испанцы, захватившие более южные, более благодатные по климату и растительности и полезным ископаемым части Центральной и Южной Америки. Уже в XVII веке Швеция и Дания потеряли свои колонии н Северной Америке, но датские и шведские колонисты гам остались. Вместе с ними осталось и прижилось слово “далер”, превратившееся в англо-американском произношении в доллар. Что же касается символического обозначения доллара, когда он стал американской денежной единицей после отделения США от Англии, то и тут не обошлось без заимствований.
Указом от 2 апреля 1792 г. в США устанавливалась самостоятельная монетная единица, содержащая 24 г серебра и получившая название “доллар”. Она приравнивалась целиком к испанской монете, распространенной в то время во всей Америке, к испанскому “песо”, как его называли в просторечии, что означало вес, так как первоначально это были не монеты, а куски серебра с символическим знаком — латинской буквой S, которая происходила от слова “солид”, как назывались еще римские золотые монеты, введенные в странах Западного Средиземноморья, что означало “солидный”, “массивный”, как уважительно называли всякую крупную золотую монету. США, имевшие не золотой, а серебряный стандарт своей денежной единицы, своей валюты, вопреки всем международным правилам присвоили себе чужой (испанский) знак да еще назвали свое ничтожное в то время по своей ценности серебро “золотом”.
Однако после того, как испанские завоеватели были изгнаны из всех стран Латинской Америки в начале XIX века и их монета постепенно исчезла из обращения в этой части света, США остались единственными, кто обладал знаком-символом S во всем Западном полушарии, а в XX веке этот знак, уже исключительно как американский, стал широко известен и в Европе, где его почти забыли как свой собственный, европейский.
Знак этот истолковывается двояко: две черточки //, пронизывающие букву S,— $, либо “остатки” двух “геркулесовых столбов”, до сих пор входящих в испанский герб и всегда чеканившихся на испанских песо, либо, как еще иногда считают, монограмма из двух латинских букв S и Р, что означает “ship-peso” — “корабельное песо”, как называли в XVIII веке испано-американские деньги грубой чеканки, которые служили во многих странах, и особенно в США, материалом для перечеканки из них своей государственной монеты — доллара. Во всяком случае, знак этот употреблялся всегда самими испанцами по отношению к своим “песо” и, независимо от его происхождения и значения, вовсе никогда не принадлежал США, которые, следовательно, заимствовали название своей денежной единицы от датчан, а ее символическое обозначение — от испанцев.
Происхождение знака фунта стерлингов проще и является результатом сохранения древнейшего общеевропейского обозначения денежной единицы только в Англии, что лишний раз подчеркивает, что консерватизм — характернейшая черта исторического развития этой страны. Латинскими буквами Lb обозначались первые деньги в Европе — древнеримский фунт, либр, имевший форму слитков. От него произошли почти все европейские деньги: итальянские лиры, английские фунты стерлингов, германские марки, русские гривны и французские ливры, но его обозначение сохранили только англичане.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.