Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Монтгомери Х. История порнографии
Часть 7. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
ГЛАВА 1
Правило Хиклина", установившее в 1868 году
в Англии строгий законодательный крите-
рий непристойности, в США было принято на
одиннадцать лет позже, причем в смягченном ва-
рианте. В 1913 году судья южного округа Нью-Йор-
ка, рассматривая дело о рассылке романа Даниеля
Карсона Гудмена, явно неохотно применял это
правило. Оглашая решение, он выразил свое не-
удовольствие:
"Думаю, что не ошибусь, сказав, что "Правило
Хиклина", находящееся в полном соответствии со
средневековой викторианской моралью, не отвеча-
ет требованиям сегодняшнего дня... Я спрашиваю
себя: поймут ли в конце концов люди, что непри-
стойность в искусстве есть отражение недостойных
мыслей их создателей, а истина и красота - веч-
ные ценности и не должны быть замараны извра-
щенцами? Мы не имеем права отдавать сексуаль-
ные отношения на откуп единицам, стыд не дол-
жен помешать нам художественно и правдиво
изображать одну из важнейших и прекраснейших
сторон человеческой жизни".
Следующий важный прецедент имел место в 1933
году, когда судья Джон М.Вулси принял решение
запретить "Улисса" Джеймса Джойса, сформулиро-
вав новый критерий непристойности художествен-
ного произведения: "степень воздействия на чело-
Изменение общественной позиции 191
века со средним уровнем развития полового ин-
стинкта". Вскоре в окружном апелляционном суде
судья Август Н.Хэнд отменил решение, принятое
на основе изучения отдельных отрывков книги.
"Судить о непристойности книги следует по произ-
водимому ею эффекту, - сказал он. - Важно в
каждом отдельном случае определить, вызывает ли
книга в целом сладострастное ощущение. Что каса-
ется "Улисса" Джеймса Джойса, он не является
порнографическим произведением, некоторые ме-
ста книги грубы, кощунственны и непристойны,
но нельзя сказать, что она разжигает похоть. Эро-
тика растворена в общем содержании и не прева-
лирует".
То, как эволюционировало в США "правило
Хиклина", это скорее история цензуры, а не пор-
нографии. Мы расскажем всего о двух случаях. Пер-
вое дело было возбуждено против книги "Воспоми-
наний Хекейта Каунти" Эдмунда Уилсона, вышед-
шей в 1946 году. Истцом выступило Нью-йоркское
общество по борьбе с пороком. Специальная сес-
сия городского суда в составе трех судей осудила
книгу. Защита подала апелляцию, основываясь на
первой и четырнадцатой поправках к Конституции
США о свободе прессы. Две высшие инстанции
поддержали решение о запрете книги, но не отве-
тили, была ли нарушена Конституция. Когда дело
рассматривалось в Верховном Суде, голоса судей
разделились поровну - после того как речь зашла
о поправках к Конституции.
Второй случай касается дела Самуэля Рота и
Дэвида Альбера. В ходе процесса, состоявшегося в
1957 году, судья Бренкан заявил, что "непристой-
ность нельзя защищать, опираясь на положение о
защите свободы слова". Верховный суд одобрил
новый оценочный критерий для американских су-
дов: "Вопрос о пристойности либо непристойности
книги должен определяться с той точки зрения,
192 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
может ли она вызвать у среднего гражданина по-
хоть". Верховный Суд также принял определение
слова "непристойность", сформулированное в про-
екте Уголовного кодекса, разработанного Институ-
том законодательства США:
"Вещь является непристойной, если целиком
посвящена похоти и привлекает внимание изобра-
жением или описанием наготы, секса или есте-
ственных отправлений и существенно выходит за
общепринятые рамки благопристойности".
Суд пошел дальше, определив непристойность
как "качество, возбуждающее похотливые мысли".
Но Институт законодательства не согласился с
мнением суда, заявив, что "общество испытывает
большой интерес к эротике в литературе, искусст-
ве и рекламе", а непристойность и откровенно
дурное поведение прямо не связаны друг с другом.
Читателю станет понятнее, почему американс-
кий суд дал именно такое определение непристой-
ности, если мы подробнее расскажем о Роте и
Альберте и о том, чем они занимались.
Шестидесятипятилетний Самуэль Рот родился в
Польше и в детстве переехал в Нью-Йорк. В трид-
цатых годах у него был процветающий бизнес: он
издавал эротическую и порнографическую литера-
туру. За продажу "Улисса" он был в 1930 году по-
сажен в Филадельфии в тюрьму на шестьдесят
дней, а позднее получил еще три тюремных срока.
Рот торговал, используя 62 фальшивых имени,
и рассылал книги 40 000 адресатов. За несколько
лет он продал десять миллионов книг. В 1954 году
Самуэлю Роту было предъявлено обвинение по 26
пунктам - за рассылку непристойных открыток,
фотографий, журналов и книг, его признали ви-
новным, оштрафовали на 5000 долларов и приго-
ворили к 5 годам тюрьмы. Он подал апелляцию.
Тридцатипятилетний Альберт был значительно
моложе Рота и жил в Лос-Анджелесе. С помощью
Изменение общественной позиции 193
хорошенькой супруги Альберт рассылал порногра-
фическую продукцию на 50 000 долларов в месяц.
В 1955 году муниципальный суд признал его ви-
новным и оштрафовал на 500 долларов. Кроме того,
его приговорили к двум годам тюрьмы. Он тоже
оспорил конституционность закона штата и пода-
вал апелляцию.
Таким образом, в деле Рота и Альберта суд стол-
кнулся с проблемой разночтений в трактовке про-
блемы непристойности федеральным законом и
законами штатов. Судьи хотели ограничиться при-
менением определения "непристойность" лишь к
"жесткой" порнографии - именно так поступали в
штате Нью-Йорк. Генеральный прокурор квалифи-
цировал как непристойное изображение "соития
между мужчиной и женщиной как в обычных, так
и в извращенных позициях". Антрополог доктор
Маргарет Мид дополнила это определение, зая-
вив, что существенным элементом "жесткой" пор-
нографии являются извращенные фантазии и меч-
ты, питающие желание как юных, так и сенильных
личностей, независимо от присутствия или отсут-
ствия сексуального партнера.
Идею о том, что "жесткая" порнография про-
воцирует галлюцинации и фантазии, развивали в
своей книге "Порнография и закон" психиатры
Эберхард и Филлис Кронхаузены. Они пишут, что
любая "жесткая" порнография имеет единствен-
ной целью стимуляцию эротического отклика, ее
авторов не интересует реальная человеческая
жизнь. Кронхаузены проводят четкую грань меж-
ду "жесткой" порнографией и эротическим реа-
лизмом в литературе и искусстве, реабилитируя
романы "Любовник леди Чаттерлей" Лоуренса,
"Тропик Рака" Генри Миллера и автобиографию
Фрэнка Харриса, запрещенные в свое время за
непристойность.
"Непристойность" "жесткой" порнографии дей-
194 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ствует как сильное возбуждающее средство. Крон-
хаузены пишут:
"Мы считаем установленным тот факт, что по-
давляющее большинство "неприличных" книг вы-
полняют свою принципиальную задачу - эроти-
чески стимулируют читателей. Такой вывод мы сде-
лали на основе обзора сотен книг на разных языках.
К счастью или к несчастью, воздействие подобной
литературы прямо связано с "принципом насыще-
ния": если человеку, не важно, мужчине или жен-
щине, будут предложены 10 книг примерно одина-
кового направления, мало кто прочтет все десять,
хотя "иммунитет" к подобной литературе не выра-
батывается".
Одновременно Эберхарды доказывали, что вы-
сокохудожественные эротические произведения
могут оказывать сексуальное воздействие, подоб-
ное воздействию духов, музыки, моды и космети-
ки. Разница лишь в том, что эротизм произведений
искусства не. рассчитан на сексуальное воздействие
в отличие от произведений жестко-порнографичес-
ких, таких, как "Гинекократия" и "Долли Мортон".
Разбирая апелляцию, судья Уоррен констатировал:
"Подсудимые продавали материалы, удовлетворя-
ющие исключительно только эротический интерес
покупателей, и эксплуатировали в корыстных ин-
тересах тайное стремление к возбуждению. Я убеж-
ден, что власти штата и федеральное правитель-
ство обязаны наказать такое поведение".
Верховный суд еще трижды рассматривал "дело
о непристойности", отменив решения судов низ-
шей инстанции, касавшиеся журналов для нудис-
тов "Солнечный свет и здоровье" и "Солнечный
журнал", журнала для гомосексуалистов "Один" и
французской картины "Любовная игра". Героями
фильма были подросток, девушка и взрослая жен-
щина, между которыми возникал любовный треу-
гольник.
Изменение общественной позиции 195
Через два года, рассматривая дело студии
"Кингсли Пикчерс", Верховный суд защитил от
цензуры французскую экранизацию "Любовника
леди Чаттерлей": власти штата Нью-Йорк запре-
тили фильм, объявив аморальными три сцены и
общее содержание картины, "представляющей
адюльтер как приемлемое явление". Власти сочли
неприличными следующие сцены: егерь помогает
леди Чаттерлей расстегнуть платье, егерь ласкает
леди Чаттерлей, запустив руку ей под юбку, леди
Чаттерлей лежит обнаженная на постели до и
после кульминационного момента любви. Суд
посчитал запрет неконституционным, ибо он
нарушил "1-ю поправку к Конституции, дающую
гражданам США право на свободное выражение
своих идей" и "тем самым нанес ущерб свободе,
защищаемой Конституцией". В особом мнении
трое судей указали, что в фильме "нет ничего,
что может быть истолковано как непристойность,
угрожающая общественной морали и поощряю-
щая адюльтер". Суд не давал подробного разъяс-
нения своего решения, указав на необходимость
"индивидуального подхода".
ГЛАВА 2
Ответная реакция на решения Верховного суда
США была очень бурной, особенно со стороны
поборников цензуры, считавших конституцион-
ную защиту подобных произведений недопусти-
мой. Конгрессмен из Мичигана Хоффман заявил,
что "суд одобрил адюльтер", а некий Меркьюри
опубликовал две статьи, где утверждал, что все
это - "результат гигантского антихристианского
заговора, инспирированного евреями и коммуни-
стами". Наконец, сенатор Толмейдж из Джорд-
196 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
жии предположил, что Верховный суд, "извест-
ный склонностью к ультралиберализму и поста-
вивший себя выше законов человеческих, ныне
желает стать выше Бога". Сенатор уповал на Кон-
гресс: "Только Конгресс может спасти нас. Иначе
придется принимать поправку к Конституции. Мы
должны спасти себя".
Кроме принятой в 1958 году поправки, по ко-
торой дела о рассылке непристойных материалов
по почте попадали под юрисдикцию окружных
судов, Конгресс предпринял не слишком много
эффективных шагов по обузданию порнографии.
Впрочем, трудно представить, что еще он мог
сделать, помимо образования специальных коми-
тетов. Пресечение распространения порнографии
относилось к компетенции судебных структур
штатов и муниципалитетов. Во всех штатах, вклю-
чая Аляску и Гавайи, существуют законы против
непристойности, но наказание варьируется в за-
висимости от "общественного стандарта". Вряд ли
является простым совпадением то обстоятельство,
что границы терпимости шире всего в штатах
Нью-Йорк и Калифорния, поскольку в Нью-
Йорке и Лос-Анджелесе издается больше всего
"специфической" литературы.
Рассмотрим теперь, как изменился "обще-
ственный стандарт". В первые годы существова-
ния государства вопрос о непристойности, осо-
бенно печатной продукции, практически не под-
нимался. В 1786 году лондонский книготорговец
Томас Эванс пишет Исайе Томасу из Массачу-
сетса, желавшему приобрести "Фанни Хилл":
"Если вы хотите стать обладателем "Мемуаров
женщины для утех", вам следует обратиться к
кому-нибудь из моряков, так как я стараюсь не
посылать покупателям эту вещь".
В 1821 году публикация непристойностей была
объявлена уголовным преступлением в результате
Изменение общественной позиции 197
рассмотрения дела о продаже нескольких экзем-
пляров книги "Фанни Хилл" в Уорчестере, штат
Массачусетс. Но до Гражданской войны было воз-
буждено не слишком много уголовных преследо-
ваний за продажу порнографии, что было напря-
мую связано с низким уровнем грамотности. Од-
нако Конгресс, принимая в 1842 году "Положение
об импорте", предписал таможенным служащим
задерживать "непристойные или аморальные" ма-
териалы, имея в виду "гравюры" и "картины".
Книги попали в этот перечень только пятнадцать
лет спустя. К середине XIX века на авансцену
вышли самозваные защитники общественной
нравственности, в основном литературные кри-
тики. В 1851 году "Письмо проститутки" Натани-
еля Готорна подверглось нападкам на страницах
"Церковного обозрения". Некий священник из
Массачусетса утверждал, что нельзя проявлять
терпимость, когда "популярный и одаренный
писатель наносит ущерб морали. Любая похоть
должна пресекаться в зародыше".
Упадок нравов, порожденный Гражданской
войной, вызвал ответную реакцию Конгресса и
вдохновил Энтони Комстока на сорокалетнюю
кампанию за "приличную литературу" под лозун-
гом "Мораль, а не искусство и литература". В 1865
году Главный почтмейстер докладывал, что "в
армию посылается множество непристойных книг
и картинок", и Конгресс запретил отправку не-
пристойных материалов. Восемь лет спустя усили-
ями Комстока были приняты законы, действую-
щие и поныне. Именно так называемый "закон
Комстока" объявил государственным преступле-
нием распространение порнографии по почте.
Общества, подобные "Обществу борьбы с по-
роком" и "Наблюдатели и стражи", воевали с
порнографией храбро, но не очень успешно. Им
было свойственно переусердствовать, запрещая
198 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
как неприличные, так и вполне невинные книги.
Так, в 1905 году Комсток вынудил Нью-йоркс-
кую Публичную библиотеку перенести "Человека
и сверхчеловека" Шоу в резервный фонд. "Ком-
стокизм" превращает Соединенные Штаты в по-
смешище, - говорил Шоу. - Европейцев это
радует, поддерживая мнение Старого света о том,
что Америка - провинция, второсортная дере-
венская цивилизация". В двадцатых годах, через
десять лет после смерти Комстока, преподобный
Дж. Фрэнк Чейз, методистский священник и сек-
ретарь Бостонского отделения "Общества наблю-
дения и стражи", так объяснял, что есть непри-
стойность: "Романист вправе написать, что Джон
и Мери легли в постель и у Мери через какое-то
время появился ребенок, но как только он начи-
нает описывать, что именно предпринял Джон,
желая пробудить чувства Мери, его книга стано-
вится непристойной, и я ее запрещаю".
В начале XX века были предприняты многочис-
ленные попытки отменить "Закон об импорте".
Сенатор Бронсон Катинг из Нью-Мехико почти
добился отмены запрета на ввоз непристойных
книг, но ему помешал сенатор Смут из штата Юта,
и поправка Катинга не прошла. Сделали всего одно
послабление: Главный казначей США мог теперь
по своему усмотрению ."допускать так называемые
классические сочинения признанного литературно-
го или научного достоинства для импорта в неком-
мерческих целях". (Поправку приняли под сильным
давлением интеллектуальной и юридической эли-
ты.) Тем временем Огдэн Мэнни в "Нью-йоркерс"
поместил эпиграмму на сенатора из Юты:
Сенатор Смут от штата Юта
Не любит грязи или смуты.
Его мозги не из опилок,
Его броня - его затылок.
Изменение общественной позиции 199
Шеф ФБР Гувер не уставал предупреждать об-
щество, что порнография провоцирует сексуаль-
ные преступления, его тревогу разделяли многие
руководители полиции по всей стране. ("Она по-
рождает преступников быстрее, чем мы строим
тюрьмы, чтобы сажать их".) Статистика утверж-
дала, что двадцать девять миллионов американ-
цев являются читателями "сексуально-садистской
дешевой стряпни" Микки Спиллейна. Дело до-
шло до Конгресса. В докладе Специального коми-
тета Конгресса 1962 года порнография в стране
превратилась в серьезный бизнес. "Погоня за
наживой заставляет забыть об общепринятых нор-
мах приличий и хорошего вкуса, это не только
национальный позор, но и угроза гражданскому
благополучию. Так называемые "карманные кни-
ги", бывшие поначалу дешевыми изданиями при-
стойных сочинений, превратились в чтиво для
масс, разжигающее чувственность, воспитываю-
щее аморальность, лживость, извращенность и
упадничество". Комитет, руководимый конгрес-
сменом Хьюго Гейтингсом, разделил порногра-
фию на три вида: "покет-бук", журналы и ко-
миксы. Особенно жестко осуждалась торговля
журналами с "соблазнительными фотографиями".
Имелись в виду фотографии красоток, чья нагота
едва прикрыта одеждой, или фотографии жен-
щин одетых, но "в вызывающих позах, подчер-
кивающих их формы". Журналы для нудистов и
издания, "демонстрирующие красоту мужского
тела на потребу гомосексуалистам" также под-
вергались осуждению.
Конгресс и в последующие годы продолжал
жестко контролировать выпуск печатной продук-
ции. Так, в 1960 году для дачи показаний коми-
тету под председательством Кэтрин Грэнахан был
вызван Чарльз Китинг, юрист организации
"Граждане за приличную литературу" из Цин-
200 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
циннати (Огайо). Сенаторы считали, что "этот че-
ловек много сделал для организации ячеек дви-
жения по всей стране, и они сыграли заметную
роль в борьбе с "торговцами грязью".
Китинг, военный летчик и бывший чемпион
США по плаванию, поведал членам комитета о
своей борьбе с авторами, в том числе научных
сочинений, посвященных сексу.
Большую ошибку совершают те, кто полагает,
что психологи и психиатры не видят вреда в по-
добных изданиях, больше того, считают их полез-
ными...
Слишком много внимания общество уделяет
охотникам за сенсациями, подобными Кинси,
а они делают сомнительные выводы, опираясь на
сомнительные факты, и водят публику за нос, вы-
давая свои фантазии за научные исследования.
Эберхард и Филлис Кронхаузены, с помощью сто-
ронников-журналистов, распространяют среди го-
рожан свои абсурдные грязные домыслы и варвар-
ские измышления.
Они и их последователи апеллируют к толпе,
призывая на помощь самое мерзкое распутство.
Стоит только пролистать их сочинения, чтобы убе-
диться: в них нет научных исследований, одно лишь
неприкрытое потакание половому инстинкту лю-
бителя "клубнички" да пропаганда весьма сомни-
тельных психологических умозаключений.
В основе их концепции лежит гипотеза, будто бы
чувство вины является следствием нравственных
организаций, а вылечить от него можно, разрушив
эти ограничения. В качестве примера они берут
мальчика, занимающегося онанизмом и мучимого
чувством вины. Кронхаузены пишут, что, взявшись
избавить его от депрессии, они не стали бы бо-
роться с пагубной привычкой, а постарались бы
убедить его в том, что не следует подавлять жела-
Изменение общественной позиции 201
ние, а следует избавляться от пуританских пред-
ставлений считать онанизм грехом".
Китинг поведал комитету, как ему удалось "по-
чистить" газетные киоски родного штата. Органи-
зация "Граждане за приличную литературу" разра-
ботала ряд правил их работы.
Первым большим успехом "Граждан" стал арест
и суд над одним из самых крупных распространи-
телей журналов и газет. Одновременно была арес-
тована партия из 16 000 экземпляров порнографи-
ческих журналов, "грязных" картинок и книг о
сексуальных извращениях.
На суде, который вынес решение оштрафовать
ответчика на 400 долларов и возложить на него
оплату судебных издержек и приговорил подсуди-
мого к шести месяцам тюремного заключения, и
был заслушан в качестве свидетеля профессиональ-
ный психолог - не "охотник за сенсациями" вроде
Кинси, а уважаемый профессор, заведующий ка-
федрой психологии университета Цинциннати Ар-
тур Билз. "Я провел тщательное изучение всех этих
журналов - иллюстраций и текста, - сказал он. -
И был в шоке. У нас в университете хранятся под
замком книги по патопсихологии. Доступ к ним
имеют только студенты старших курсов. Но предло-
женная мне для изучения "литература" содержит
такие свидетельства ненормальной сексуальной
практики, что далеко превосходит все изложенное
в наших справочниках. И это лежит на прилавках
газетных киосков, доступное всем, даже детям и
подросткам".
Когда Чарльза Китинга спросили, считает ли он,
что "Граждане" могут уйти на покой, он ответил:
"Вовсе нет. Дело наше следует продолжать. У нас
есть программа, рассчитанная на 5-10 лет. Мы
мыслим в общегосударственном масштабе и рабо-
таем над созданием общенациональной организа-
ции". Как и следовало ожидать, Китинг был на-
202 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
строен более чем оптимистично. "Когда седовласый
продавец осознает, что он вовсе не защитник сво-
боды, а распространитель самой опасной грязи,
гадине придется убраться туда, откуда она яви-
лась".
Несмотря на отчаянную борьбу Китинга и его
соратников, их противники не торопились сдавать-
ся. Сочинения Кинси и Кронхаузенов по-прежнему
были общедоступны, даже в Огайо.
ГЛАВА 3
Ситуация в Америке менялась, не оставалась в сто-
роне от либеральных веяний и Англия. Был утверж-
ден новый критерий определения непристойности. В
1959 году парламент принял "Акт о непристойных
публикациях", который должен был "усилить Закон
о порнографии". "Акт" стал результатом парламентс-
ких дебатов и слушаний, на которых рассматривались
судебные иски против отдельных литературных про-
изведений, в том числе против "Бабника" Стенли
Кауфмана (роман свободно печатался в США под
названием "Натянутая веревка").
Новый критерий был сформулирован следую-
щим образом:
"Настоящим Актом публикация признается не-
пристойной, если вся она (или отдельные ее час-
ти) направлена на развращение личности".
Имелись в виду любые публикации, живопис-
ные произведения, радиопостановки и фильмы.
"Акт" подвел юридическую основу под решение
судьи Стейбла о романе "Бабник", заявившего, что
литературное произведение следует оценивать, ис-
ходя из его воздействия на среднего гражданина,
а не на гипотетическую школьницу.
Книготорговцы, издатели и авторы получили
возможность, опираясь на "Акт", защищаться,
Изменение общественной позиции 203
а наказание за распространение "непристойных"
изданий ограничивалось 100 фунтами штрафа и ше-
стью месяцами тюремного заключения. Большое
жюри могло налагать большие штрафы и пригова-
ривать к заключению сроком до трех лет.
Были расширены права полиции касательно обыс-
ка помещений, принадлежащих торговцам, подозре-
ваемым в распространении непристойных материа-
лов, то есть фактически отменялся "Акт" 1857 года,
который гласил, что судья может принять дело к рас-
смотрению лишь после того, как полиция зафикси-
рует факт продажи. Полиция же утверждала, что
поймать за руку оптовых торговцев порнографией,
хранящих свой товар на складах, чрезвычайно труд-
но, если вообще возможно. Таким образом, новый
"Акт" защитил собирателей эротики от уничтожения
их библиотек (хотя и оставил в силе временное изъя-
тие книг полицией), а вот положение книготоргов-
цев ухудшилось, несмотря на то, что они получили
право продавать свой товар общественным и науч-
ным организациям для исследований.
Заметим, что британская полиция вообще ред-
ко вмешивалась в дела торговцев книгами, осо-
бенно тех из них, кто занимался редкими эроти-
ческими книгами. Впрочем, случались и исключе-
ния из правил: один такой горестный случай
произошел в Пуле (Дорсет) в 1951 году. Полиция
графства арестовала в доме торговца редкими
книгами двадцать четыре тома и папку акварелей.
Кроме двух экземпляров полного издания "Лю-
бовника леди Чаттерлей", все книги были на
французском языке. И все-таки судья распоря-
дился уничтожить пятнадцать книг и четыре ак-
варели. Среди них было редкое издание 1816 года,
и по просьбе адвоката судья разрешил отправить
книгу в Британский музей, но остальные были
преданы огню, хотя букинист утверждал, что
многие его покупатели - врачи и психологи,
204 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
в том числе Альфред Кинси, просивший его по-
добрать эротическую коллекцию для Института
сексуальных исследований.
В течение нескольких месяцев после принятия
"Акта о непристойных публикациях" состоялись два
серьезных процесса. Первое дело было возбуждено
против "Женского справочника", второе - против
"Пинджин Букс Лтд.", распространявшей полное
издание "Любовника леди Чаттерлей" в мягкой
обложке. Заслушав многочисленных экспертов, при-
сяжные оправдали издателей, постановив, что пуб-
ликация не наносила вреда обществу, служа "инте-
ресам науки, литературы, искусства или знания",
хотя мы не знаем, был ли этот вердикт полностью
оправдательным или означал: "непристоен, но оп-
равдан".
Дело "Женского справочника" было совсем ино-
го рода и имело гораздо большее значение с точки
зрения английского законодательства. Ответчик,
некий Шоу, предприниматель из Сохо, выставил
на продажу издание, называвшееся "Женский спра-
вочник", которое содержало адреса, телефоны и
фотографии проституток, а также те услуги, кото-
рые они предоставляли клиентам. Проститутки пла-
тили Шоу за рекламу, и он утверждал, что это
издание было призвано помочь женщинам в их
бизнесе, ведь последний "Акт об уличных правона-
рушениях" запрещал им приставать к мужчинам на
улицах.
Судили Шоу в Олд Бейли, обвинение содержало
три пункта:
1. Сговор с целью нанесения ущерба обществен-
ной нравственности.
2. Нажива с помощью проституции.
3. Издание непристойных материалов, а имен-
но "Женского справочника".
Несколько проституток дали свидетельские
показания, рассказав, сколько платили за рекла-
Изменение общественной позиции 205
му. Ответчик не выставил свидетелей защиты и
не давал показаний, но его адвокат заявил, что
в английском законодательстве отсутствует такое
преступление, как сговор с целью развращения
общественной нравственности, и что нет доказа-
тельств получения его клиентом денег от прости-
туток. Судья не принял во внимание доводы за-
щиты, и Шоу осудили по всем пунктам, приго-
ворив к девятимесячному заключению. Шоу подал
апелляцию в Уголовный апелляционный суд. Суд
отклонил апелляцию, но оставил за Шоу право
обратиться в Палату лордов и опротестовать пер-
вый и второй пункты обвинения. Но лорды боль-
шинством голосов (4:1) отказали обвиняемому.
Заявив, что такое преступление, как сговор с
целью нанесения ущерба нравственности, может
быть осуждено по уголовному законодательству,
лорд Симондз заявил: "У меня нет сомнений в
том, что у суда хватит воли исполнить свою обя-
занность - охранить не только безопасность и
порядок, но и нравственное здоровье общества".
А вот лорд Рейд заявил, что закону неизвестно
такое преступление, как "сговор с целью развра-
щения общественной нравственности", хотя суд мог
наказать Шоу за оскорбление общественных при-
личий. Заявляя о своем особом мнении, лорд Рейд
отметил: "Я не считаю, что закон или прокурор
могут объявлять непристойной публикацию вполне
безобидную, если она вызывает у читателя похот-
ливые мыли или в ней сообщаются имя и адрес
проститутки...
Наше законодательство, особенно уголовное,
всегда должно было очень точно сообщать гражда-
нину, какое поведение считается преступным, а
какое нет... Если судья и присяжные употребили в
приговоре термины "разврат" и "порча", имея в
виду, что кто-то кого-то "сбил с пути истинного",
206 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
значит, они взяли на себя функции цензоров, а не
слуг закона..."
Несмотря на особое мнение лорда Рейда, пре-
цедент был создан: суд решил, что было соверше-
но преступление с целью нанесения ущерба обще-
ственной нравственности. В деле против Клейтона и
Хелси, владельца книжного магазина в Сохо и его
помощника, два офицера полиции в штатском
купили пакет порнографических фотографий, и су-
дья выписал ордер на обыск, часть товара в мага-
зине конфисковали. Ответчики были обвинены по
нескольким статьям: во-первых, в торговле непри-
стойными фотографиями, что запрещалось "Ак-
том", и, во-вторых, в преступном сговоре с целью
оскорбления общественной нравственности, их
осудили и приговорили к 15 месяцам тюремного
заключения, хотя адвокат утверждал, что никакого
преступления совершено не было: офицеры поли-
ции, купившие фотографии, были сотрудниками
специального отдела Скотланд-Ярда, и через их
руки прошло такое количество непристойных мате-
риалов, что "испортить их нравственность" было
никак невозможно.
Апелляционный суд под председательством лор-
да Паркера оставил в силе приговор в той его
части, которая касалась преступного сговора. "Если
присяжные не могут быть точно уверены в непри-
стойности фотографий, то есть если это зависит от
впечатлительности человека, их рассматривающе-
го, неправомочно позволять самим присяжным
решать вопрос о степени их пристойности, даже в
том случае, когда они повлияли на офицера поли-
ции, - по его утверждению".
Несмотря на решение Апелляционного суда,
полиция всегда могла получить ордер на обыск
магазина и арест непристойной продукции, совер-
шив "контрольную закупку", после чего выдвинуть
обвинение в преступном сговоре.
Изменение общественной позиции 207
ГЛАВА 4
Самым известным и удачливым издателем совре-
менной англоязычной порнографической литерату-
ры является сорокатрехлетний парижанин Морис
Жиродиа, хозяин "Олимпия Пресс", издательства,
находящегося в красивом особняке на левом бере-
гу Сены. Там же расположены ресторан и ночной
клуб. "Мое дело - развращать и портить", - от-
крыто заявляет он. И "дело" это безусловно при-
быльное, продукция Жиродиа "портит" ежегодно
около 600 тысяч человек. Морис Жиродиа - напо-
ловину француз, наполовину англичанин, во вре-
мя второй мировой войны он принял фамилию
матери-француженки. Его отец, Джек Кехейн, был
бизнесменом из Манчестера, он переехал в Париж
ив 1931 году основал "Обелиск Пресс", собираясь
издавать книги английских авторов, например зап-
рещенных на родине "Мальчика" Джеймса Хенли и
"Бени Коттера" Уоллеса Смита. Некоторые произ-
ведения не могли увидеть свет в Англии из-за опа-
сения быть осужденными за непристойность. Джек
Кехейн выпустил "Успех одиночества" Рэдклиффа
Холла, первым издал "Тропик Рака" Генри Милле-
ра и "Черную книгу" Лоуренса Даррела, "Мою
жизнь и любовные приключения" Фрэнка Харриса.
Отец Мориса написал весьма смелый роман "Нар-
цисс", который опубликовал под псевдонимом
Сесиль Барр. Он умер в 1939 году.
Морис Жиродиа решил пойти по стопам отца,
но первый его опыт провалился. В 1953 году он
основал "Олимпию Пресс", собираясь поправить
финансовое положение и, по его собственным
словам, "посмотреть, чего я могу добиться голыми
руками, в отчаянной попытке разрушить цензуру
как институт общественной морали, как традицию,
как способ правления". Жиродиа добился выдаю-
щегося успеха, хотя обошелся он ему дорого.
208 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Почти сорок изданий были запрещены во Фран-
ции, в основном в результате официальных проте-
стов Англии. Жиродиа часто штрафовали на круп-
ные суммы и даже приговаривали к шестимесячно-
му заключению в тюрьму. "Французы в последние
годы слишком увлеклись цензурой, - заявляет
издатель. - С этим надо что-то делать". Забавнее
всего то, что Мориса Жиродиа нисколько не увле-
кают собственные эротические издания. "Един-
ственное, от чего я получаю удовольствие, - это
юридическое разбирательство", - признается он.
Как и отец, с самого начала своей деятельности
Морис Жиродиа издавал то, что сам называл "хо-
рошими книгами, поставленными вне закона анг-
ло-американской цензурой". Впрочем, не брезгует
он явной порнографией. "Олимпия Пресс" позна-
комила англоязычных читателей с Сэмюэлем Бек-
кетом ("Уотт", "Моллой"), Жаном Жене ("Наша
леди цветов", "Дневник вора"), Владимиром Набо-
ковым ("Лолита"), Уильямом Берроузом ("Голый
завтрак") и Дж. П. Данливи ("Бодрячок"). Чисто
порнографическими были книги "Кто тронул Па-
улу?", "Белые ляжки", "Плоть в коляске", "Исто-
рия О", "Царство плетки" и "Сексуальная жизнь
Робинзона Крузо", их авторы, естественно, высту-
пали под псевдонимами. Переиздал Жиродиа и
такую "классику" порнографии, как "Содом" графа
Рочестера и "Под горой" Обри Бердслея, а также
гомосексуальный роман "Телени", приписываемый
Оскару Уайльду. Кроме книг он издает "Олимпию",
журнал, который смело можно назвать порногра-
фическим, запрещен и во Франции, и в Италии
(хотя выходит он на английском языке). У итальян-
цев вызвали возражения репродукции старинных
открыток с голыми дивами. "Олимпия" свободно
импортируется в Англию и США, поскольку уже
третий его номер выглядел намного пристойнее
первых двух.
Изменение общественной позиции 209
Жиродиа издает порнографические романы кар-
манного формата тиражом каждый в 5000 экземп-
ляров, образующие серию "Спутник путешествен-
ника", любая книга стоит 3,75 франка. Он очень
тщательно выбирает псевдонимы для авторов, на-
пример Полин Реаж, Гарриет Даймлер, Акбар дель
Пьомбо. ("Сами они придумают что-нибудь вроде
Дж. Уолтер Томпсон", - говорит он.) Жиродиа
считает, что лучший оптовый рынок - Франция,
следом идут Венесуэла, Италия, Греция, Мексика
и Скандинавия. Многие романы у букинистов про-
даются намного дороже первоначальной стоимости.
Полное собрание изданий "Олимпии Пресс" не-
давно было продано за 5000 долларов. "Может ли
быть лучшее доказательство того, что свобода бес-
ценна?" - спрашивает Морис, но с подобным
умозаключением вряд ли многие согласятся.
М. Жиродиа убежден, что отношение многих
людей к сексу и сексуальным утехам по-прежнему
определяется тем, что он называет "нашим садо-
мазохистским душевным устройством", то есть та-
кими "негативными и болезненными вещами", как
страх, ответственность, долг и неизбежность. Жи-
родиа объявляет себя сторонником эротизма, заяв-
ляя: "Непристойность и порнография - безобраз-
ные фантомы, которые исчезнут на рассвете, как
только мы реабилитируем секс и эротизм. Мы дол-
жны воспринимать любовь и страсть как дополня-
ющие друг друга составляющие, а не как нечто
взаимоисключающее". Необходимо осознать, что
желание - источник всего позитивного, и прекра-
тить сопротивляться природным инстинктам и дей-
ствиям, доставляющим человеку удовольствие, даже
если придется пережить душевные потрясения.
Больше всего я хочу - каким бы парадоксальным
это ни казалось, - чтобы моя издательская дея-
тельность помогла уничтожить некоторые табу и
очистить атмосферу в обществе".
8 Зак. 12902
210 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ГЛАВА 5
Рассказывают, что, когда однажды папу римского
Пия IX попросили принять участие в судьбе моло-
дого писателя, Его Святейшество в шутку пообе-
щал включить его книгу в "Index Librorum
Prohibitorum". Запретный плод вызывает самый
большой интерес - не важно, слаще ли он разре-
шенного. Соблазнительность порнографии, без со-
мнения, во многом напрямую связана с налагае-
мыми на нее запретами, тайным характером рас-
пространения и риском наказания.
Английский социолог Джеффри Джорер счита-
ет, что "потребитель порнографической продукции
осознает, что нарушает закон ради обладания ею,
и это доставляет ему дополнительное удовольствие".
Церковные иерархи, политики, высшие поли-
цейские чины и другие столпы общества отличают
порнографию, указывая на прямую связь между
преступностью, с одной стороны, и развращенно-
стью - с другой стороны, что зачастую находит
отражение в "жесткой" порнографии и^полупор-
нографии. Недавно архиепископ Иоркский
Ф. Д. Когтан обратился к английским деловым кру-
гам, страстно призывая предпринять шаги для пре-
дотвращения распространения "массы непристой-
ной или полупристойной литературы, отравляющей
умы и души наших молодых людей". "Эта грязь, -
заявил он, - не должна свободно продаваться в
английских городах и быть доступна юношам и де-
вушкам".
"Дешевые романы, как правило, лишенные ли-
тературных достоинств, глянцевые журналы, вос-
хваляющие секс, открытки, которые не выставля-
ют в витринах, но продают в магазине, - вот что
я имею в виду!" - восклицал священник. Труд и
деньги, вложенные в издание "грязных книжонок",
лучше было бы потратить на обустройство тюрем,
Изменение общественной позиции 211
полагает архиепископ, либо на помощь трудным
подросткам, ибо всегда лучше принять превентив-
ные меры, чем лечить.
Среди тех, к кому так горячо апеллировал архи-
епископ, многие вряд ли удовольствовались бы
"сальной" шуткой или "грязной" открыткой.
Архиепископ, человек, безусловно, высокомо-
ральный и достойный, исходил из ошибочной идеи
о том, что общество легко может впасть в недо-
стойное сексуальное поведение, а порнография
этому только способствует. Мысль более чем спор-
ная. Как сказал однажды мэр Нью-Йорка Джимми
Уокер, разве кто-нибудь когда-нибудь слышал,
чтобы книга соблазнила женщину? Да, Казанова
знакомил своих любовниц с сонетами Аретино, но
скорее желая просветить их, а не возбудить.
Много говорят о связи, существующей между
преступностью и порнографией, но нам такие ут-
верждения кажутся сильно преувеличенными. Как
пишет Алек Крейг, английский эксперт по запре-
щенной литературе, немногие факты подтвержда-
ют подобную взаимосвязь. Жиль де Рей, садист-
детоубийца, живший в XV веке, заявлял, что его
развратило чтение Светония. Но миллионы студен-
тов, изучающих историю Рима, читали "Жизне-
описание цезарей" Светония, и им это не повре-
дило. Не испортила богатая эротическая коллекция
и Монктона Майлнесса, посвятившего свою жизнь
служению обществу. Чтобы развратить Жиля де Рея,
не требовались особые книги, он был психопатом
от рождения.
Английские законодатели выдвигают и другое
утверждение - будто бы порнография подталкива-
ет людей к мастурбации, особенно журналы, пуб-
ликующие фотографии голых красоток. Но никто
пока не доказал, что без таких журналов не было
бы онанизма и мастурбации. Исследования в обла-
сти секса, в том числе выполненные Кинси, дока-
212 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
зывают, что желание онанировать достигает пика в
подростковом возрасте, а затем постепенно умень-
шается. Если привычка сохраняется в зрелом возра-
сте, это вовсе не значит, что человек излишне
увлекался порнографией, просто у него есть какие-
то отклонения в психике. Конечно, эротическая
литература возбуждает - так действовало на Сэ-
мюеля Пепиа чтение "Школы для девочек", когда
он уединялся с книгой у себя в комнате. Обычно
издатели опускают этот отрывок дневника, однако
точно известно, что у него были эрекция и оргазм.
И все-таки подобное случается значительно реже,
чем принято считать. Значительная часть порногра-
фических книг плохо написаны, бедно изданы и,
по сути дела, не являются литературными произве-
дениями, хотя и представляют определенный инте-
рес для ученых. В исторической перспективе с ро-
стом образования можно было бы положиться на
развитие хорошего вкуса в обществе, приняв не-
которые меры предосторожности в интересах де-
тей и юношества, но не пытаться улучшить нра-
вы, ужесточая закон. Порнография процветает
именно потому, что ее запрещают. В викториан-
скую ханжескую эпоху производители и торговцы
порнографией богатели на глазах. Разумная сис-
тема полового воспитания прививает отвращение
к низкопробной продукции, спрос на нее падает
- то есть в идеале остается лишь хорошая эро-
тическая литература. Как писал английский лите-
ратурный критик Уолтер Аллен, "мы не знаем,
способствует ли порнография развращению. Все,
что можно сказать по этому поводу: она всегда
существовала и всегда будет существовать, пока
живы сексуальные фантазии мужчин и женщин,
которые они по тем или иным причинам не мо-
гут осуществить в реальной жизни".
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|