Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Монтгомери Х. История порнографии
Часть 2. ПОРНОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ГЛАВА 1
В Ветхом Завете мы находим множество историй
почти порнографических, например о прости-
тутках и их клиентах. Если читать Библию с самого
начала, то в тридцать восьмой главе Книги Бытия
мы найдем историю Иуды и Фамари.
Фамарь была женой первенца Иуды - Ира,
который "был неугоден пред очами Господа,
и умертвил его Господь". Мы не знаем, чем Ир
заслужил такое суровое наказание. Он мог быть го-
мосексуалистом и отказаться, как его младший брат
Онан, осуществлять брачные отношения. ("Если кто
ляжет с мужчиною, как с женщиной, то оба они
сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь
на них". - Левит, гл. 20, стих 13). Что касается
Онана, он уклонился от приказа отца "войти" к
свояченице и "восстановить семя" брату. ("Онан
знал, что семя будет не ему; и потому, когда вхо-
дил к жене брата своего, изливал на землю"). Та-
кое поведение вызвало Божественный гнев. ("Зло
было пред очами Господа то, что он делал; и Он
умертвил его".) Тем самым язык пополнился сло-
вом "онанизм" как синонимом мастурбации, хотя
в действительности то, что совершил Онан, было
практикуемой формой контрацепции - прерван-
ным актом (coitus interrupus).
Когда Иуда вместе с другом Хиром, одоллами-
тянином, направился к Фамари, чтобы стричь овец,
Порнография древнего мира 37
Фамарь представила себя проституткой, покрыв
лицо, и села на дороге, где должен был пройти
свекор. Иуда не узнал сноху и "почел ее за блуд-
ницу, потому что она закрыла лицо свое". Фамарь
согласилась, чтобы он стал ее клиентом, но потре-
бовала плату за услугу. Иуда обещал послать ей
козленка из стада и в залог уговора оставил ей
печать, перевязь и посох. Потом Иуда послал друга
своего Хира с козленком, чтобы забрать залог, но
тот ее не нашел. "Где блудница, которая была при
дороге?" - спросил он местных жителей. Они от-
ветили, что "здесь не было блудницы".
Тем временем Фамарь сняла покрывало, верну-
лась домой и переоделась в обычную вдовью одеж-
ду. Вскоре соседям стало очевидно, что она бере-
менна, и они отправились к Иуде. "Фамарь, неве-
стка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от
блуда", - сказали ему. Иуда загорелся праведным
гневом. Он сказал: "Выведите ее, и пусть она будет
сожжена".
Фамарь была арестована и предстала перед
Иудой, и тут она открыла его поведение в одной
из наиболее драматичных библейских сцен. "Я бе-
ременна от того, чьи эти вещи", - заявила она,
предъявляя имущество свекра. Иуда узнал принад-
лежавшее ему и вынужденно извинился: "Она пра-
вее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну
своему". Вряд ли удивительно, что в этих обстоя-
тельствах Иуда "не познавал ее более".
В древней Иудее шлюхи собирали "жатву" у до-
рог или в других "открытых местах", где поджида-
ли богатых и знатных клиентов. Занятие проститу-
цией разрешалось еврейским Законом, и не нака-
зывалось, если только грешила не дочь священника.
Дальнейшие подробности передает рассказ о Раав,
иерихонской блуднице, которая укрыла в своем
доме двух разведчиков Иисуса Навина и помогла
им скрыться с помощью веревки, которую спусти-
38 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ла из окна. Она была профессиональной проститут-
кой и жила с родителями, братьями и сестрами.
Возможно, она была вдовой и занялась проститу-
цией после смерти мужа, предпочтя это возвраще-
нию в отцовский дом. Благодаря своему подвигу
женщина спасла всю семью, когда армия Навина
атаковала Иерихон и "предала мечу" все населе-
ние.
Описания блудниц и их поведения в Ветхом
Завете свидетельствуют о том, что в обществе су-
ществовала проституция. Проститутки ходили по
улицам, играли на арфах, сидели в общественных
местах и на ступеньках своих домов, окликая про-
хожих, и привлекали к себе внимание вызывающи-
ми нарядами. Самым знаменитым был суд царя
Соломона о праве на ребенка, которого принесли
к нему две блудницы. Значит, проститутки не толь-
ко имели детей и любили их, как замужние жен-
щины, но и могли обратиться в суд.
В Книге Притчей Соломоновых есть рассказ о
блуднице, которая использовала отсутствие дома
мужа, чтобы пойти на улицу и соблазнить "нера-
зумного юношу", которого она схватила и целова-
ла с "бесстыдным лицом". "Коврами я убрала по-
стель мою, разноцветными тканями египетскими;
спальню мою надушила смирною, алоем и кори-
цею. Зайди, будем упиваться нежностями до утра,
насладимся любовью", - говорит она жертве.
В Писании есть и другие описания блудниц,
профессионалок и любительниц. Молодых людей
предостерегают от их козней. Екклесиаст советует
не встречаться с блудницей, не попадаться в ее
сети, не отдавать ей душу, чтобы не потерять на-
следство; отвращать глаза от красивой женщины,
ибо многие были обмануты такой красотой, от
которой вспыхивает любовь. Таковий велит сыну
"избегать всего блудного", как старший и более
опытный. Морального осуждения проституции и
Порнография древнего мира 39
проституток нет ни в Ветхом Завете, ни в апокри-
фах. Но юные должны знать о них и быть начеку,
"ибо губы их источают мед, - читаем мы в Прит-
чах, - а рот мягче масла".
Пророк Исайя с гневным негодованием облича-
ет дочерей Сиона, которые стали блудницами и
"ходят, подняв шею и обольщая взорами, и высту-
пают величавою поступью, и гремят цепочками на
ногах". Словам Исайи вторит Иезекииль, который
указывал жителям Иерусалима на блудниц, сидев-
ших на перекрестках и "открывавших ноги" взорам
всех прохожих, и "умножавших блудодеяния".
О мужчинах и женщинах как объектах взаимного
сексуального желания в Ветхом Завете говорится
более чем откровенно, идет ли речь о проститутке
и клиенте, невесте и женихе или других парах.
Такова, например, история Давида и Вирсавии,
которую царь впервые увидел с крыши дома "ку-
пающейся". Иногда желание вырывается за рамки
приличий, как случилось с Фамарью, сестрой
Аммона, изнасилованной братом, о чем рассказы-
вается во 2-й Книге Царств (гл. 13, стихи 1-17).
Из Песни песней царя Соломона мы узнаем,
каким был древнеиудейский идеал женской красо-
ты: белая кожа, голубиные глаза, алые губы, куд-
рявые волосы, твердые груди, округлые полные
бедра, круглый живот, стройная, как пальма, фи-
гура. ("Округление бедер твоих - как ожерелье...
живот твой - круглая чаша, в которой не истоща-
ется ароматное вино; чрево твое - ворох пшени-
цы, обставленный лилиями; два сосца твои - как
два козленка, двойни серны... Приди, возлюблен-
ный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру
пойдем в виноградники... там я окажу тебе ласки
мои".) Еврейские красавицы для большей притяга-
тельности использовали множество благовоний.
носили звенящие украшения и бросали кокетливые
взгляды через прозрачные вуали.
40 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Истинному христианину трудно, если вообще
возможно, допустить, что Библия является пор-
нографической книгой. И все-таки там есть места,
которые вполне могли бы быть осуждены в недав-
ние времена. Когда в 1877 году был запрещен за
непристойность памфлет Анни Безант о контроле
над деторождением, она подготовила 150 отрыв-
ков, взятых из 24 книг Ветхого Завета и 6 книг
Нового, и выпустила их в виде другого памфлета
под заголовком "Подлежит ли Библия осуждению?".
ГЛАВА 2
"Мы содержали куртизанок для наслаждений", -
сказал греческий оратор Демосфен на судебном
процессе против одной из них около 340 года до
н.э. (Дело было возбуждено истцом, известным
афинским гражданином по имени Аполлодор, ко-
торый обвинил куртизанку Нейеру в том, что она
живет с другим афинским гражданином, как будто
она его жена, хотя не имеет на это права по сво-
ему положению.) "Шлюхам мы платим за ежед-
невные услуги, а жены нам даны для законного
продолжения рода и ведения домашнего хозяйства".
Куртизанки (hetaerai) были проститутками вы-
сокого класса, вступавшими в недолгие связи с
разными любовниками. О них написано много книг,
как и об их "сестрах" по цеху. Некоторые из этих
женщин, такие, как Фрина из Феспии и Лая из
Хейкары, обладали выдающейся красотой. Фрина
служила Праксителю моделью для его статуй, и
одна из них, выполненная великим скульптором из
золота, была установлена в храме Аполлона в Дель-
фах. Когда ее обвинили в развращении афинской
молодежи, что было серьезным преступлением,
адвокат Гиперид, видя, что судьи склоняются к
осуждению, неожиданно добился оправдательного
Порнография древнего мира 41
приговора, велев женщине встать так, чтобы все ее
хорошо видели, и разорвал на ней одежду, обна-
жив прекрасные груди. Собрание судей, ослеплен-
ных этим зрелищем, постановило считать ее неви-
новной: суеверные люди считали, что такая красо-
та, служащая Афродите, может быть дарована
только богами.
"Действительно, - свидетельствует летописец
Афенаус, - Фрина была особенно прекрасна ин-
тимными частями своего тела. Но ее редко можно
было увидеть голой, ибо она всегда тщательно
оборачивала тело туникой и не пользовалась обще-
ственными банями". Даже во время грандиозного
праздника в честь Посейдона, когда по обычаю
греки купались в море раздетыми, Фрина снимала
только плащ и распускала длинные волосы. Таким
образом, сцена в суде явила собой невиданное
зрелище. (После оправдания был выпущен декрет,
запрещающий подобные действия адвокатов.)
В "Истории европейской нравственности" В. Леки
с явным неодобрением замечает, что имена не-
многих добродетельных женщин остались в гречес-
кой истории, запомнились всего четыре, да и те
были куртизанками. "Чтобы понять, почему так
случилось, - добавляет Леки, - следует понять
моральные принципы, совершенно отличающиеся
от наших собственных". (Книга Леки впервые по-
явилась в 1869 году, в расцвет викторианской эпо-
хи.)
Задача Леки облегчалась множеством сохранив-
шихся описаний греческих проституток и их нра-
вов. Отметим "Письма" Альцифрона, "Диалоги"
Лукиана, речь Демосфена "Против Нейеры" и "Де-
ипнософисты" Афенауса. Последний автор был гре-
ческим ритором и грамматиком, родившимся в
Египте. XIII книга его сумбурного, но весьма цен-
ного труда "Деипнософисты" (буквально - "фило-
софы за обеденным столом"), о котором Леки от-
42 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
зывается как о "мучительно интересной книге ис-
тории нравственности", позволяет узнать много
интересного о греческой проституции, гомосексу-
ализме и сексуальном поведении в целом*.
Основа труда Афенауса - отрывки и цитаты мно-
гих греческих авторов.
В одном из отрывков автор добродушно упрекает
одного из гостей: "Ты, мой мудрый наставник,
шляешься по винным лавкам, и не с друзьями, а
с уличными девками, ты окружен сводниками, у
тебя всегда при себе соблазнительные книги Ари-
стофана, Аполлодора, Аммония, Антифана и Гор-
гия из Афин, а ведь все они писали об афинских
проститутках.
Ах, как обширны твои познания!.. Ты учишь
разврату, этим ты похож на Амазия из Элеи, о
котором поведал нам Теофраст в очерке "О люб-
ви", а уж он-то был знатоком в любовных делах.
Не ошибется тот, кто назовет тебя порнографом,
подобно художникам Аристиду (из Тебии) и Пау-
сию (из Сиклона), да еще Никофану. О них как о
мастерах своего дела упоминает Полемон...
Множество пьес названо по именам проститу-
ток: "Талатта" Диоклея, "Корианка" Ферекрата,
"Антея" Эника, "Таис" и "Фанион" Менандра,
"Опра" Алексия, "Клепсидра" Эбулия. Последняя
получила это прозвище (водные часы) за то, что
отсчитывала время своих ласк по часам и останав-
ливалась, когда часы опорожнялись".
В этом вышучивании нет осуждения, да иначе и
быть не могло в обществе, где Афродита покрови-
тельствовала проституткам. Молодых людей поощ-
ряли к открытым свиданиям с проститутками, ибо
прелюбодеяние наказывалось смертью. "В борделях
* Все это вышло в "Классической библиотеке" Лоеба. К
сожалению, издатели до сих пор отказываются печатать
некоторые места из Афенауса и некоторых латинских пи-
сателей, например Петрония.
Порнография древнего мира 43
полно очаровательных девушек, которые с обна-
женной грудью греются на солнце, они раздеты и
расположились в боевом порядке, - цитирует
Афенаус писателя Ксенарха. - Можно выбрать
любую, на свой вкус, худую или жирную, призе-
мистую, или длинную, или кубышку, и не надо ни
влезать тайком по лестнице, ни вползать в дымо-
ход под крышей, ни спешно прятаться под воро-
хом соломы. Ничего подобного! Девушки даже про-
сят помочь затащить выгодных клиентов, называя
старичков "папочками", а молодых - "верзилами".
Любую можно без страха посещать днем и вече-
ром, за дешево и вести себя как пожелаешь. А вот
замужнюю женщину или нельзя увидеть, или нельзя
это сделать спокойно, всегда приходится трепетать
и бояться... жизнь твоя висит на волоске".
Другой упоминаемый Афенаусом писатель Фи-
лемон рассказывает, как однажды великий афинс-
кий законодатель Солон, "видя множество юношей
в городе" и "видя, что природа требует своего, так
что они встали на неверный путь, набрал женщин
в разных кварталах города, снарядил их и пригото-
вил ко всему". Мораль очевидна. "Погляди, - гово-
рит Фидемон. - Двери у них открыты, цена один
обол, заходи! Там нет ни капли стыдливости, ни-
какой ерунды, и она не убежит. Живо к ней, если
хочешь, и делай все, что хочешь. Потом уходи.
Можешь ей сказать, что тебе на нее наплевать,
она тебе никто".
С другой стороны, если привалило счастье найти
себе славную партнершу, тем лучше. "Какая же
разница - с кем провести ночь, с прелестной
девушкой или проституткой! - говорит один из
героев пьесы Тимокла "Марафонцы" в единствен-
ном сохранившемся отрывке. - Ах! Ее тугое тело,
сложение, сладкое дыхание, о боги! Ничто так не
идет на пользу, как легкая борьба, терпеть шлепки
44 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
и удары мягких ручек. Истинное наслаждение, кля-
нусь Всемогущим Зевсом!"
Другой писатель, Эфиппий, так описывает иде-
альную проститутку: "А теперь разреши мне пове-
дать, что, если кому-то из нас доведется войти к
ней в мрачных чувствах, она приветствует его при-
ятными льстивыми словами и целует, но не сжи-
мая крепко губы, как если бы ей это было против-
но, но открывая рот, подобно птенцам-воробьям.
Она предлагает присесть, говорит уместные слова,
придает бодрость, и печаль вскоре исчезает, и ра-
дость возвращается к нему".
Афинский полководец Тимофей гордился тем,
что его мать была проституткой. Она происходила
из Фракии и, как пишет Афенаус, "имела благо-
родные манеры. Ибо когда такие женщины перехо-
дят к воздержанной жизни, они ведут себя лучше
тех, кто гордится своим благородством". Однажды-
когда над происхождением Тимофея стали глумить-
ся, он ответил: "Да, это так. Более того, я благо-
дарен матери, что стал сыном своего отца".
Существует множество рассказов о проститутках
и их клиентах, в том числе очень знатных. Так,
царь Деметрий Полиоркет страстно полюбил про-
ститутку - флейтистку Ламию, которая однажды
очаровала царя "благородным искусством", она
родила ему дочь Филу. Ламия славилась своей на-
ходчивостью и остроумием.
Куртизанка Мания могла обезоружить собесед-
ника юмором. Ее любовником был кулачный боец
Леонтиск, который обращался с ней как с женой.
Однажды он обнаружил, что другой атлет, Анте-
нор, тоже дарит ей свои ласки, и очень рассердил-
ся. "Милый, пусть это тебя не беспокоит, - заяви-
ла Мания в оправдание своего поведения. - Я
только хотела выяснить, что два атлета - победи-
тели Олимпиад, - могут сотворить, удар за уда-
ром, в одну ночь".
Порнография древнего мира 45
Гнатаена была куртизанкой с хорошо подвешен-
ным языком. Однажды богатый старик увидел, как
она выходит из храма Афродиты, и, оценив опыт-
ным взглядом ее формы, спросил, сколько она
возьмет с него за ночь. Увидев его красивый пур-
пурный плащ и дорогое оружие, она назвала не-
мыслимую сумму, поразив клиента. "Что это, вы-
куп за пленного? Давай договоримся, милая, сой-
демся на половине и возляжем на ложе".
Гнатаена смягчилась и пустила его в свой дом,
сказав: "Можешь дать мне, что захочешь, мой ста-
ричок: уверена, пока длится ночь, ты обязательно
прибавишь что-нибудь к моему маленькому сокро-
вищу!"
Редкой красотой отличалась сицилийская курти-
занка Лаис, которая еще девочкой была захвачена
в плен и увезена в Коринф, где ее заметил худож-
ник Апеллес, когда она несла воду от фонтана. Лаис
была так хороша, что художники съезжались со
всех концов страны, чтобы нарисовать ее груди и
торс. Вскоре она стала главной соперницей Фрины
и имела череду любовников, не делая различия
между богатыми и бедными. В их числе были оратор
Демосфен, гедонист Аристипп и киник Диоген.
Афенаус приводит очаровательную историю о
том, как с ней обращался Аристипп, бывший весь-
ма воспитанным человеком.
- Аристипп, - спросил его приятель, - ты да-
ешь Лаис так много денег, а с Диогеном она ло-
жится просто так.
- Это верно, - ответил Аристипп, - я делаю
Лаис много подарков и тем самым развлекаю ее,
я не запрещаю другим делать то же самое.
Диогену было что сказать по этому поводу.
- Аристипп, ты спишь с обычной шлюхой. Или
будь киником, как я, или откажись от нее.
- Ты не видишь ничего плохого, Диоген, в том,
чтобы жить в доме, где кто-то жил до тебя?
46 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
- Конечно, нет, - ответил Диоген.
- А как насчет того, чтобы воспользоваться
кораблем, на котором плавали другие?
- Отчего бы и нет.
- А если так, - заключил Аристипп, - чем же
плоха связь с женщиной, чье расположение радо-
вало многих!
Восхитительный пример древней порнографии
являют собой знаменитые куртизанки Плангон из
Милета и Бачис с Самоса. Бачис была любовницей
молодого человека, который потом воспылал стра-
стью к Плангон. Та, желая отделаться от него,
установила цену своих ласк - прекрасное оже-
релье, принадлежавшее Бачис, которое, как она
надеялась, он не сможет получить. Но Бачис выка-
зала себя женщиной необыкновенной и порази-
тельно благородной. Поняв, как сильна страсть ее
любовника, она отдала ему ожерелье. Плангон же
проявила не меньшее благородство, вернув ожере-
лье хозяйке, прежде чем возлечь с этим юношей.
"С этих пор, - завершает рассказ Афенаус, - де-
вушки стали подругами и принимали любовника
вместе".
ГЛАВА 3
"Ты человек или Приап?" - спрашивают в "Лиси-
страте" Аристофана сбитого с толку вестника. Воп-
рос двусмысленный: слово это имеет два значе-
ния - "фаллос" и имя греческого бога сладостра-
стия. Публика на премьере пьесы в 411 году до н.э.
была поражена множеством грубых намеков, кото-
рыми изобиловала пьеса. Тот же эффект произво-
дит "Лисистрата" и сегодня, 2450 лет спустя. Заме-
тим, что полный текст пьесы всю первую треть XX
века таможня не пропускала в США, а в 1955 году
юристы заявили, что сочинение "абсолютно не-
Порнография древнего мира 47
пристойно" и "вполне способно разрушить нрав-
ственность читателей, неизбежно вызывая сладо-
страстные мысли".
Содержание этой веселой комедии, поставлен-
ной в Афинах в конце долгой войны со Спартой,
откровенно эротично и хорошо известно, так что
вряд ли есть необходимость его пересказывать.
Афинянка Лисистрата вместе с другими горожан-
ками дает обет не подпускать к себе воинственных
мужей, пока не будет заключен мир. Спартанскую
женщину призывают убедить жен ее страны обра-
щаться с мужской частью населения таким же
образом. Какой широкий простор для непристой-
ностей! Миррина, одна из подруг Лисистраты,
третирует своего мужа, а тот с трудом восприни-
мает вынужденное воздержание ("Приподнимись!"
"Уж поднялся, смотри-ка!") Сцена в последнем
акте, когда спартанские послы прибывают в Афи-
ны, чтобы обсудить мирное соглашение, а афиня-
нам кажется, что спартанцы прячут копья под
плащами, неизбежно вызывает хохот, а вот амери-
канского юриста она шокировала.
Все греческие классические писатели отдавали
дань порнографии. Эврипид в "Электре" и Софокл
в "Царе Эдиле" описывают инцест, пьесы Аристо-
фана, особенно "Лягушки", изобилуют грубыми и
откровенными намеками. Крупный литературовед
доктор Гилберт Мюррей уверен, что выражение
"пустить газы" переводится как "ударить по носу"*
Впервые литературная цензура была применена
в конце четвертого века до н.э. Платон предложил
применить к Гомеру прием, который двумя тыся-
челетиями позже Боудлер с успехом опробовал на
Шекспире, адаптировав авторский текст для юно-
шества.
Культ секса сохранился после падения афинско-
* В оригинале "to break wind" и "to bloc one's nose".
48 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
го государства и нашел свое отражение в порног-
рафической живописи и скульптуре Греции. Изоб-
ражения соитий украшали даже детские тарелки и
кубки - так их развлекали во время еды. Правда
состоит в том, что греки приветствовали секс во
всех его проявлениях и не стыдились его. На улицах
воздвигали фаллические статуи Приапа, к его ал-
тарям девушки и женщины приходили просить о
ребенке. Иногда девушки в канун брачной ночи
приносили свою девственность в жертву богу, са-
дясь верхом на деревянного идола. Сапожники де-
лали для женщин маленьких божков из кожи, что-
бы те использовали их для собственного удовлетво-
рения, то есть для мастурбации. В Британском музее
находится ваза с изображением куртизанки, дер-
жащей искусственный кожаный пенис, который
называется olisbos (обнаружен при раскопках
Помпеи), а у Аристофана Лисистрата говорит об
этом предмете, производимом в Милете, и сожа-
леет, что их теперь не купить. ("Сегодня их не
видно, нечем поддержать нас, бедных соломен-
ных вдов!")
Один из самых обычных предметов домашнего
обихода - терракотовые лампы - часто украша-
лись изображениями любовных сцен, поз соитий,
особенно анального, которое греки, видимо, пред-
почитали остальным. Эротические сочинения древ-
них греков почти не сохранились, хотя мы знаем,
что авторами многих были женщины. Поэтесса
Элефантида описала девять позиций совокупления.
Читатели "Жизнеописания двенадцати цезарей"
Светония узнают, как римский император Тибе-
рий, удалившись на Капри, "...различного вида
спальни... украсил картинами и изваяниями самого
непристойного содержания и снабдил сочинения-
ми поэтессы Элефантиды, дабы к услугам всякого,
предававшегося там любовным наслаждениям, был
образец предписанного способа".
Порнография древнего мира 49
Вот пример одной из многих эпиграмм, напи-
санных по-латыни в честь Приапа, она вполне
могла быть выбита на цоколе статуи:
Тебе, суровый бог, в дары
Дощечки с виршами Элефантиды.
Читай и рассуди, кого кто превзошел -
Поэзия иль жизнь.
Многие жители древней Греции были бисексу-
альны, поэтому гомосексуализм интересовал писа-
телей и художников. Леки называл гомосексуализм
"пучиной противоестественной любви, самым глу-
боким пороком греческой цивилизации". Чаще все-
го греки представляли гомосексуальную любовь как
любовь старшего к юноше или мальчику
(paiderasteia).
Платон мог бы много рассказать о подобных
отношениях, а величайший из греческих филосо-
фов Сократ не остался равнодушным к мужской
красоте: красота юного Хармида произвела на него
глубокое впечатление, встреча Сократа с Федоном,
вдохновившим его на знаменитое эссе о бессмер-
тии души, произошла в мужском борделе в Афинах.
Оба драматурга - Эсхил и Софокл - практикова-
ли мужеложство, причем Софокл однажды соблаз-
нил юношу, встреченного за городской стеной,
и потерял при этом плащ. Женский гомосексуа-
лизм - лесбийская любовь - хотя и связывался
с именем поэтессы Сафо, жившей на острове Лес-
бос, не идеализировался и не вдохновлял литера-
турное творчество. Его терпели не более как экс-
центричное проявление чувств.
Платон пишет в своем знаменитом "Пире":
"Если бы нашлось средство образовать госу-
дарство или военный лагерь, состоящий из
влюбленных и предметов их обожания, нельзя
50 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
было бы устроить его лучше, чем воздержанием
от всего постыдного и соревнованием. Поддер-
живая друг друга в битве, такие люди, как бы
мало их ни было, одерживали бы победу над
всеми остальными. Действительно: любящий,
оставивший строй или бросивший оружие, не
сумел бы перенести презрения предмета своей
любви, он скорее предпочел бы смерть. Поки-
нуть любимого или не помочь ему в минуту
опасности - да такого низкого человека не най-
дется, чтобы Эрот не вдохновил его на доб-
лесть".
Дошедшие до нас описания женщин, которые
можно считать порнографическими, изображают
исключительно гетеросексуальную страсть. Типич-
ный образчик - описание Афенаусом впечатлений
драматурга Энея, который любуется отдыхающими
под лунным светом на ложе из цветов танцовщи-
цами. Одежда их в полном беспорядке: "Одна лежа-
ла, подставив белые груди лунному свету, туника
соскользнула с ее плеча. У другой девушки тело
было выставлено на обозрение сбоку. Обнаженное
пред небом, ее натрудившееся во время танца бед-
ро представляло собой красивейшее зрелище, его
белизна оттеняла сумеречные тени. Еще одна де-
вушка обнажила руки и плечи, обнимая шею под-
руги. Она лежала в порванном платье, сквозь кото-
рое мне было видно ее тело - и во мне стучала
страсть к этой улыбающейся чаровнице, - но
тщетно!"
В одном из диалогов о различных видах любви,
приписываемых Лукиану, блестящему греческому
сатирику II в.н.э., делается интересная попытка
сравнительного анализа эротических желаний и
обобщения как философских учений, так и мыс-
лей обычных обывателей. Действие происходит в
гроте Афродиты, где находится храм и статуя
Порнография древнего мира 51
богини работы Праксителя. Моделью ему служи-
ла знаменитая куртизанка Фрина. Беседуют афи-
нянин Каллистрат и коринфянин Харикл. Пер-
вый хранил верность юношам "в расцвете красы"
и "был без ума от мальчиков", второй же устро-
ил гарем из танцовщиц и флейтисток и не мень-
ше друга "сходил с ума от страсти к женщинам".
В споре участвуют их сторонники, начинает Ха-
рикл.
Любовь к женщине освящена временем, говорит
он, она естественна, она проходит через всю
жизнь, только она доставляет наслаждение обоим
полам. Мальчики становятся зрелыми и грубеют,
их очарование скоро проходит. Женщины же, на-
против, всегда возбуждают страсть.
Каллистрат выдвигает свои доводы. Любовь меж-
ду мужчинами соединяет доблесть и удовольствие;
если любовь к женщине есть физическая необходи-
мость, то любовь к мальчикам есть продукт высо-
кой культуры и сопутствует философии. Педерас-
тия может быть и вульгарной, и возвышенной, в
последнем случае это удел людей, воспитанных
свободными. Он сравнивает и противопоставляет
ленивых женщин отважным юношам. Одни вызыва-
ют чувственность, другие побуждают к благород-
ным поступкам.
Лукиан становится на сторону афинянина. "Же-
нитьба доступна всем, но любовь к мальчикам -
удел одних философов". В заключение вопрос вы-
носится на суд бисексуального гедониста, любите-
ля порнографии по имени Феомнест. Тот считает,
что Каллистрат несет чепуху и вся его болтовня о
философии - сплошное лицемерие. "И мальчики,
и женщины хороши для удовольствий" - таков его
приговор.
На этом мы можем закончить обсуждение этой
проблемы.
52 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ГЛАВА 4
Первым, если не порнографическим, то уж, во
всяком случае, эротическим сочинением, дошед-
шим до нас из Древнего Рима, была знаменитая
"Ars Amatoria" ("Наука любить") поэта Овидия,
написанная во времена Христа. Поэма, возможно,
самое аморальное произведение Овидия, хотя его
нельзя назвать развращающим. Оно всегда пользо-
валось огромной популярностью, особенно в эпоху
Возрождения. Гуманисты считали ее блестящим
произведением, в котором любовь изображена не
как животный инстинкт или обязанность, но как
сложные и чистые отношения, которые следует
воспитывать. Боккаччо, мудрый наставник, реко-
мендовал его молодежи. Во времена, когда царил
суровый дух средневековья, эта книга являлась не-
обходимым пособием, хотя, по справедливому за-
мечанию Хэвлок Эллис, существенным недостат-
ком поэмы было противопоставление эротизма лич-
ности требованиям общественного порядка. "Эта
книга не смогла стать наставлением любви для всех,
ибо в глазах многих была лишена добропорядочно-
сти". Поэт видел искусство любви принадлежно-
стью скорее адюльтера, чем супружества*.
В качестве руководства по соблазнению "Науку
любить" не превзошла ни одна более поздняя книга.
"Если кто не знаком с искусством любить,
пусть он прочитает мою поэму, а прочитав, будет
умелым в любви. Умение водит корабли по мо-
рям и управляет повозками, умение должно ру-
ководить Любовью".
Сочинение разделено на три книги. В первой
автор дает советы на тему, где можно найти лю-
бовницу по вкусу, как привлечь и завоевать ее
* "Труды по физиологии пола", IV.
Порнография древнего мира 53
симпатию. Вторая книга посвящена тому, как со-
хранить чувство. Третья адресована только женщи-
нам, их умению быть любовницами. Автор не скры-
вает, что его советы годятся только женщинам
римского полусвета, неважно, замужним или неза-
мужним, но не уважаемым матронам и не дев-
ственницам. Кажущиеся наивными извинения по-
эта не могли обмануть публику, в том числе импе-
ратора Августа, который, понимая, какой вред
может нанести книга, несколько лет спустя отпра-
вил Овидия в изгнание.
Овидий рекомендует знакомиться с женщинами
на пирушках, на улице, в театре, цирке и даже в
суде, особенно если мужчина там работает. "Венера
смеется над ним, - улыбается поэт, - и недавний
адвокат вынужден стать клиентом". Относительно
обедов и пиров поэт предупреждает: "Вино вселяет
мужество и склоняет человека к страсти... В такие
минуты женщины пленяют мужчин, и Венера сре-
ди вина есть разгорающееся пламя. Не доверяй
предательскому чувству, темнота и возлияния ис-
кажают суждение о красоте... в такой час любая
женщина прекрасна. Лучше днем рассмотреть лицо,
фигуру, украшения, цветную шерсть в платье".
Впрочем, уверяет поэт потенциальных любовников,
нет женщины, которую нельзя было бы поймать.
"Расставь сети и лови их. Скорее птицы промолчат
весной, или кузнечики летом, или собака побежит
от зайца, чем женщина станет настойчиво проти-
виться любящему... Что тверже скалы и мягче воды?
И все-таки вода долбит камень. Будь настойчив, и
Пенелопа станет твоей!"
В качестве полезного приготовления, когда
объект желания выбран, Овидий советует близкое
знакомство со служанкой. Если женщина жалуется
на неверность мужа, пока служанка расчесывает ей
волосы, пусть она искусно подстрекает хозяйку.
"Как жаль, что нельзя отплатить ему той же моне-
54 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
той!" Потом она может как бы невзначай назвать
имя воздыхателя, который "умирает от любви".
Иногда следует соблазнить и служанку, но Овидий
предупреждает: "Убедись, что завоевал хозяйку,
а потом принимайся за служанку, не начинай уха-
живания со служанки, по крайней мере, пока не
уверен в успехе". "Ничего не предпринимай или
добивайся успеха, доносчица будет повязана об-
щей виной... Разделив вину, она не предаст тебя,
ты узнаешь все о речах и делах ее хозяйки. Но
держи язык за зубами: если тайну хорошо хранить,
доносчица всегда с радостью поощрит твою бли-
зость".
Много полезных уловок предлагает поэт по тех-
нике сближения. "Не уставай хвалить ее взгляд,
волосы, изящные пальцы, маленькую ножку. Даже
порядочные девушки любят, чтобы восхваляли их
прелести, даже для добродетели красота является
предметом заботы и восхищения. Когда обстоятель-
ства позволяют дальнейшее сближение, никакой
разумный человек не преминет перемежать поце-
луи лестными словами. Вначале она будет сопро-
тивляться и возражать со словами "Ты зверь!", но
в душе она жаждет поражения. Тот, кто сорвал
поцелуй, если не добьется всего остального, заслу-
живает потери даже того, что завоевал", - про-
должает поэт. "Можешь использовать силу, женщи-
ны это любят. Часто они хотят, чтобы то, что они
стремятся дать, произошло как бы помимо их же-
лания. Той, которой по нраву внезапная атака,
и дерзость кажется комплиментом. Но если ту, ко-
торую можно было бы заставить уступить, оставить
нетронутой, хотя ее взгляды источали радость, она
пребудет в печали".
Тут и там в поэме встречаются разумные пре-
дупреждения. "Небезопасно хвалить перед другом
предмет твоей любви: как только он тебе пове-
рит, скользнет на твое место". "Различны женс-
Порнография древнего мира 55
кие сердца, - так поэт заключает 1 книгу, -
сказать, что типов тысяча, значит, обмануться в
счете. Земля родит не все: эта почва дает вино-
град, та - оливки, где-то колосится пшеница.
Сколько форм у мира, столько типов сердец.
Мудрый посвятит себя этому бесчисленному раз-
нообразию... Потянет ли к простушке или ста-
нешь приставать к скромнице, они отшатнутся,
чувствуя в душе сожаление. И выходит так, что
та, которая боялась отдаться благородному воз-
любленному, оказывается в объятиях мошенни-
ка".
Посвятив почти восемьдесят строк в 1 книге
тому, как завоевать любовь, Овидий почти
столько же места уделяет во II книге следующей
стадии идеальных отношений. "Недостаточно за-
воевать любовницу: благодаря моим наставлени-
ям ты ее получил, ее необходимо сохранить".
С точки зрения поэта, секрет состоит в том, что-
бы никогда не заставлять женщину ждать и учи-
тывать ее желания и капризы самым тщательным
образом. "Кто бы ты ни был, стремясь сохранить
любовницу, уверься в том, думает ли она, что ты
очарован ее красотой. Если она в одеянии из
Тира, хвали это платье, если из Кона - находи
этот стиль бесподобным. Носит ли она вышитое
золотом платье? Говори, что она для тебя дороже
золота. Носит ли шерстяное - одобряй шерсть.
Станет капризничать - строгим голосом призо-
ви к благоразумию... Когда танцует, восхищайся
руками, когда поет - голосом, стоит ей остано-
виться - выражай сожаление. Одобряй соедине-
ние с ней и момент блаженства, хвали ночные
наслаждения".
Кстати о наслаждениях. Чувственность Овидия
не была неразборчивой. Он не хвалил удовольствия,
получаемого от проститутки, считая, что соедине-
ние партнеров должно удовлетворять обоих.
56 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Пусть что возможно возьмут ровно - и он, и она!
Я ненавижу объятья, в которых не оба слабеют
(К мальчикам вот почему я меньше любовью влекусь),
Я ненавижу, когда, отдавшись затем лишь, что надо,
Женщина, вся холодна, мыслит о пряже своей!
То, что по долгу дается, не мило мне упоенье, -
Пусть же со мной ни одна не выполняет свой долг!
Сладко слышать мне стон, о счастье ее говорящий,
Пусть меня молит, чтобы я медлил и сдерживал пыл,
Пусть госпожи моей вижу безумной сожженные взоры,
Пусть, изнемогши, себя мне коснуться не даст!
Овидий глубоко проник в женскую психологию.
("Когда она захочет, ступай к ней; когда гонит
тебя, уходи. Учтивый человек не должен быть зану-
дой".) Не будем задерживаться на уловках, изоб-
ретенных Овидием. Сцену за закрытой дверью
спальни, когда любовники уже взошли на ложе,
поэт оставляет под занавес. В заключительном от-
рывке воображение поэта воспламеняется фриволь-
ными ассоциациями.
"Любовники шепчут нежные слова. Левая рука
любящего не станет лениво лежать на постели. Его
пальцы найдут, что им делать там, где любовь не
востребует его оружие. Доблестнейший Гектор ког-
да-то так поступал с Андромахой, он был приго-
ден не только к войне. Так поступал и великий
Ахилл с мирнейской пленницей, когда, устав от
врагов, тяжко опустился на мягкое ложе. Бризеида,
ты изнемогала под теми пальцами, что были обаг-
рены фригийской кровью. Это ли сладострастье тебя
восхитило, когда рука завоевателя ласкала твои
члены? Верь мне, не следует торопить блаженство
любви, но искушать постепенно промедлением.
Если обнаружишь местечко, где женщине нравит-
ся, чтобы ее трогали, не позволяй стыду предот-
вратить это касание. В ее глазах ты увидишь блеск,
так часто солнце блестит на чистой воде. Ты услы-
шишь от нее жалобы, любовный шепот, сладкие
вздохи и бормотание, которое завершает дело. Не
Порнография древнего мира 57
следует, отплыв слишком далеко, оставлять далеко
позади любовницу, но не надо позволять ей обго-
нять себя. Спешите к цели вместе, удовольствие
тогда полно, когда мужчина и женщина оба изне-
могли одновременно.
Это направление следует хранить, не отвлекаясь
по пустякам, когда ни один страх не мешает тай-
ному занятию. Но, если промедление может ока-
заться опасным, лучше всего изо всех сил налечь
на весла и пришпорить скачущую лошадь"*.
Третья книга "Науки любить" длиннее первых
двух, адресована только женщинам и содержит
советы, как лучше использовать это искусство. ("Ты
не умела любить, уменья тебе не хватало; уменье
делает любовь бесконечной".) Посмотрим, как
Овидий советует лучше использовать свои досто-
инства. Как украшать волосы и лицо, как раскачи-
вать бедрами, привлекая восхищенные взгляды
прохожих, как выставить ногу, провоцируя мужчи-
* Лошадь, конечно, является эротическим символом,
и вид лошадей, особенно скачущих, или погоняемых хлы-
стом, или тянущих груз, стимулировал сексуальные эмо-
ции (см. Х.Эллис, 1, ч. 2). Шекспир осознавал эту ассоци-
ацию идей, когда заставил египетскую царицу восклик-
нуть, думая об отсутствующем любовнике: "Счастливый
конь! Как должен наслаждаться ты тяжестью Антония!"
("Антоний и Клеопатра", акт 1, сцена 5). 'Некоторые пи-
сатели замечали, что верховая езда, особенно у женщин,
сидящих в седле "по-мужски", может вызвать сексуальное
возбуждение и оргазм. Страсть императрицы австрийской
Елизаветы, несчастной в браке, к лошадям, возможно,
была связана именно с этим. Эта знаменитая наездница
демонстрировала на своих жеребцах отчаянные трюки,
которые переняла от тренера - англичанина. Она исполь-
зовала электрический хлыст и проводила все дни в мане-
же, обучая лошадей сложным "па" "высшей школы" с
помощью хлыста и шпор. Другой знаменитой женщиной,
питавшей страсть к верховой езде и выездке, была сексу-
ально неутомимая русская императрица Екатерина II. Она,
кстати, сидела в седле по-мужски (в отличие от Елизаве-
ты, которая всегда сидела в седле боком).
58 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
ну. ("Пусть нижняя часть плеча и верх руки будут
обнажены и легко видимы с левой стороны. Осо-
бенно это важно для тех, у кого белоснежная кожа.
Когда я такое вижу, чувствую, что охотно поцело-
вал бы такое плечо".)
Главное - любовница должна уметь вести себя
в постели, поэтому эпизод, где Овидий учит этому
женщин, лучше всего известен, его цитируют чаще
других.
"Каждая женщина должна познать себя, ибо
поведение диктуется нашими телами; одна мода
не годится для всех. Пусть кривая лицом отки-
нется на спину; пусть та, чей вид прекрасен со
спины, смотрится сзади. Милянион имел обы-
чай закидывать ноги Аталанты себе на плечи;
если твои безупречны, поступай так же. Малень-
кие женщины должны садиться верхом; высокая
невеста из Фив никогда не садилась на Гектора
сверху. Женщина с приятными глазу стройными
боками пусть сожмет покрывало коленями, слег-
ка откинув шею назад. Если у нее юные бедра и
безупречные груди, любовнику следует стоять, а
ей прилечь наклонно на ложе.
Имеется тысяча способов любви; простейший
и наименее утомительный, когда женщина ле-
жит на правом боку, наполовину откинувшись
назад... Пусть женщина прочувствует любовный
акт, пробирающий ее до самых глубин естества;
пусть этот акт восхитит обоих партнеров. Пусть
не стихают приятные звуки и сладостное бормо-
тание, и не заглушаются в разгар игры озорные
слова.
Те, кому природа отказала в радостях любви,
подделывают сладкий миг фальшивыми звуками.
Несчастна женщина, у которой то место, кое и
у мужчин, и у женщин ищет радости, бесчув-
ственно и вяло. Если выказываешь старание,
Порнография древнего мира 59
смотри, чтоб тебя не застали врасплох: внушай
уверенность движениями и взглядом. Пусть твои
слова и неровное дыхание покажут твое на-
слаждение. Но, о стыд! У той части тела есть
свои тайные знаки.
Та, что после любовных радостей попросит
награду, не может рассчитывать на большой вес
ее пожеланий. И не надо впускать свет в комнату
через все окна: лучше, если большая часть тела
будет скрыта".
Через девятнадцать столетий классическое сочи-
нение Овидия было запрещено в США и таможен-
ным, и почтовым ведомствами.
ГЛАВА 5
Несмотря на всю прелесть занятий любовью, рим-
ляне никогда не достигали той гармонии, что была
свойственна грекам. Даже Овидий сравнивает жен-
щину с добычей, которую можно схватить или
поймать в ловушку, он рассуждает о ней не как о
возлюбленной, которую следует лелеять, но как о
трофее воина. В сексуальном поведении римлян
всегда присутствовали похоть и садизм, причем тон
задавали императоры Нерон и Тиберий. Последний
был большим любителем порнографии (мы уже
говорили, как много порнографических картин,
статуй и мозаик было в его дворце на Капри).
Светоний рассказывает, что однажды художник
Паррасий преподнес Тиберию картину с изобра-
жением Аталанты, удовлетворяющей похоть Мелиг-
ра самым противоестественным способом, сопро-
водив ее запиской, в которой обязывался уплатить
штраф в миллион сестерций, если император бу-
дет оскорблен сюжетом. Но Тиберий не только
принял подарок, но и повесил картину в спальне.
60 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
Использование розги в домашнем обиходе достиг-
ло в Риме размаха, о котором не помышляли в Гре-
ции, в новейшую эпоху только викторианская Анг-
лия поднималась на подобный уровень. Розга была
символом семьи и применялась ежедневно. Пороли
мягким ремнем (scutica), тростью (ferula) и хлыстом
(virga), используя их для поучения детей и учеников,
и бичом (flagellum), чье кожаное жало иногда закан-
чивалось свинцом, его применяли для наказания
рабов и преступников. Символом республики была
связка розог (фасций). Хорошо известен отрывок из
знаменитой сатиры "О женщинах" Ювенала, где
описана римская матрона, обожающая смотреть, как
секут рабынь, особенно если муж отказывался удов-
летворить ее ночью. Иногда она сама секла их, желая
возбудиться перед свиданием с любовником:
Стоит труда изучить хорошенько, что делают жены,
Чем они заняты целые дни. Если ночью ей спину
Муж повернет, - беда экономике, снимай гардеробщик
Тунику, поздно пришел носильщик будто бы, значит,
Должен страдать за чужую вину - за сонливого мужа:
Розги ломают на том, этот до крови исполосован
Плетью, кнутом (у иных палачи нанимаются на год).
Лупят раба, а она себе мажет лицо да подругу
Слушает или глядит на расшитое золотом платье.
Порют - читает она на счетах поперечные строчки;
Порют, пока изнемогшим секущим хозяйка не крикнет
Грозное "вон!", увидав, что закончена эта расправа.
Домоправленье жены - не мягче двора Фалариса.
Раз уж свиданье назначено ей, должно нарядиться
Лучше обычных дней - и спешит к ожидающим в парке
Или, быть может, скорей у святилища сводни - Исиды.
Волосы ей прибирает несчастная Псека - сама-то
Вся растрепалась от таски, и плечи и груди открыты.
"Локон зачем этот выше?" - И тут же ремень наказует
Эту вину волоска в преступно неверной завивке.
В "Сатириконе" Петрония, величайшего класси-
ка римской порнографии, много описаний флагел-
ляции, из которых ясно, что порка была сексуаль-
Порнография древнего мира 61
ным возбудителем. В одной из первых глав действие
происходит в борделе. Поклонница культа Приапа
Квартилла появляется в задранном платье с хлыс-
том из китового уса, собираясь пустить его в ход
против другой женщины. Рассказчик - Энколь-
пий - был трижды выпорот женщинами, желав-
шими вылечить его от импотенции. В первый раз
его знакомят с восхитительно красивой нимфоман-
кой, и он становится ее рабом. Энкольпий терпит
неудачу, и его новая госпожа, разгневавшись, при-
казывает кучеру привязать его к спине другого раба
и выпороть, а затем выгоняет из дома. Во второй
раз стареющая мегера приводит его в храм При-
апа, швыряет на постель, а, ко^да ему не удается
удовлетворить ее сексуальные аппетиты, хватает
трость и начинает немилосердно его лупить (трость
даже ломается). Потом появляется верховная жри-
ца, наигравшаяся непристойным олисбосом, ко-
торый она умащивала маслом и натирала молотым
перцем, а потом вводила его intra anum. Взяв пучок
жгучей крапивы, всегда хранившейся в храме, она
хлещет им по ягодицам и животу несчастного.
К счастью, ему удается бежать из храма, а две жен-
щины, о которых он пишет, что они "распалены
вином и похотью", преследуют его.*
Третий драматичный случай порки произошел
на борту корабля, на котором Энкольпий и его
юный возлюбленный Гитон плывут тайно, как бег-
лые рабы. Обнаружив их, капитан распоряжается
дать каждому по сорок плетей, но любовница ка-
питана Трифена, питая тайную страсть к Гитону,
вмешивается и отменяет большую часть наказания.
Нет ничего удивительного в том, что молодые
люди из хороших семей иногда низводили себя до
* Во времена античности люди верили, что порка из-
лечивает от импотенции. Убеждение это было основано на
увеличении притока крови к половым органам, вызываю-
щем эрекцию и сладострастное удовлетворение.
62 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
уровня рабов, дабы было легче встречаться с
любовницами, надеясь затеряться среди челяди и
не быть обнаруженными мужьями. Дело было рис-
кованное, ведь если личность пришельца неожи-
данно обнаруживалась, месть обманутого мужа была
жестокой и сладкой. Безумца пороли очень жестоко.
Самые распутные римлянки не колебались, если
могли получить удовлетворение в объятиях настоя-
щих рабов. Что удивительно в истории с Энкольпи-
ем, так это заявление служанки его хозяйки, кото-
рая оказалась гораздо привередливее своей госпо-
жи. "Я еще никогда не отдавалась рабу, -
призналась она ему. - Пусть дамы целуют рубцы
от хлыста на рабских спинах. Что до меня, пусть я
всего лишь служанка, но никогда не лягу ни с кем
ниже воина".
Латинская литература, особенно литература се-
ребряного века, изобилует непристойностями.
"Эпиграммы" Марциала, "Комедии" Плавта, "Зо-
лотой осел" Апулея и сборник стихов, известный
как "Приапея"... Но самым скабрезным был "Сати-
рикон" Гая Петрония, прозванного "судьей изяще-
ства", покончившего жизнь самоубийством в прав-
ление Нерона. Перед смертью он составил доку-
мент, содержавший список всех гнусностей
императора и имена его партнеров. (К сожалению,
документ этот не сохранился.) Хотя "Сатирикон"
дошел до нас не целиком, никто не превзошел
Петрония в описании жизни римских провинций в
первом веке христинской эры. Автор рисует множе-
ство деталей сексуальных отклонений - от ораль-
ного сношения (fellatio) до содомии (педерастия)
и дефлорации маленьких девочек. Впрочем, иногда
Петроний оставляет описание разврата ради пове-
ствования о добродетели. Таков эпизод о матроне
из Эфеса.
Одна женщина из Эфеса, славившаяся своей
добродетелью и красотой, потеряла мужа и, не
Порнография древнего мира 63
удовлетворяясь обычными выражениями скорби,
решила последовать за останками мужа в склеп и
сидеть над телом, оплакивая его. Родственники и
правители, видя желание женщины уморить себя
до смерти, делали все, чтобы переубедить ее, но
не преуспели. За хозяйкой последовала преданная
служанка, в чьи обязанности входило следить за
светильником. "Весь город ни о чем более не гово-
рил, и люди всех сословий соглашались, что то
был образец истинной любви и доблести".
Случилось так, что в это .время прокурор про-
винции приказал распять нескольких грабителей
возле этой могилы, и у крестов был поставлен
стражник. Увидев свет и услышав стоны, он оста-
вил свой пост, чтобы удовлетворить любопытство.
Он захотел утешить вдову и предложил разделить с
ним ужин, но в ответ она лишь еще яростнее била
себя в грудь и рвала на голове волосы, которые
потом бросала на мертвое тело мужа. Тогда солдат
обратился к служанке, и она, соблазнившись запа-
хом вина, не смогла сопротивляться его любезным
предложениям. Подкрепившись, она обратилась к
хозяйке, побуждая ее перестать рыдать и опять
начать радоваться жизни - пока. К счастью, та
послушалась, вскоре вкушала пищу и пила вино с
тем же аппетитом, что и служанка, а неожиданный
пришелец пособничал и подстрекал ее.
"Что же, - замечает Петроний, - всем извест-
но, о чем думает человек, когда насытится". Солдат
был привлекательным молодым человеком и воз-
намерился удовлетворить сексуальный голод мат-
роны, а служанка ему умело помогла. Женщина
уступила, и они провели остаток ночи вместе. Сле-
дующие две ночи любовники провели в любовной
игре, они ели и пили, прикрыв дверь склепа, "что-
бы всякий пришедший на могилу думал, что дос-
тойнейшая дама скончалась на теле мужа".
Тем временем родственники одного из распя-
64 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ
тых, видя, что солдат покинул пост, использовали
его отсутствие, чтобы забрать тело и похоронить.
Увидев, что случилось, солдат насмерть перепугал-
ся: за оставление поста его могли казнить. Он ре-
шил заколоть себя мечом и просил любовницу
приготовить могилу для него. Женское сердце дрог-
нуло, у нее оставался только один выход, и она
решилась: "Небеса не потерпят, чтобы я одновре-
менно глядела на мертвые тела двух любимых мною
мужчин. Скорее я распну мертвого на кресте, чем
разрешу погибнуть живому". Солдат не стал терять
время, а исполнил задумку сметливой женщины.
Вернувшись, он провел еще одну радостную ночь
у могилы. "На следующий день, - заключает Пет-
роний бессмертную повесть, - некоторые гадали,
как это мертвый умудрился попасть обратно на
крест"*.
* Эта история с очевидными элементами садомазохиз-
ма повторяется во многих сочинениях, в том числе в
"Святой смерти" епископа Тейлора (1651 г.). В некоторых
версиях этой истории вдова калечит останки мужа, чтобы
они больше напоминали распятого грабителя.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|