Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Лосев А., Тахо-Годи М. Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. РолланаОГЛАВЛЕНИЕ§ 7. СПИНОЗИСТСКАЯ МОДЕЛЬ1. Об отношении Роллана к спинозизму вообще. В своих ранних дневниках Роллан говорит, что он увлекался чтением Спинозы. Английский исследователь Дэвид Сайс в своей книге о музыкальном элементе в «Жан-Кристофе» , на наш взгляд, несколько односторонне понимает эту связь Роллана со Спинозой на основании пантеистического учения Спинозы о боге. Это, в общем, правильно. Однако, на наш взгляд, Роллана интересовало в природе и нечто более конкретное. 2. Первостепенная важность учения о «вещи мыслящей» и «вещи протяженной». Дело в том, что Спиноза учит о противоположности res cogitans («мыслящая вещь») и res extensa («протяженная вещь»), но самое интересное то, что Спиноза вовсе не является дуалистом, а является восторженным монистом, как ни различны у него эти две «вещи». Тем не менее, Спиноза с большим воодушевлением проповедует их полное единство, полное тождество. Конечно, для Спинозы это есть нечто иное, как Бог. Однако противопоставление этих двух «вещей» и в то же время их отождествление является чрезвычайно интересным историко-философским феноменом. Нам кажется, что в том одушевлении природы, о котором мы говорили выше, как раз чувствуется это спинозовское различие и это спинозовское отождествление двух «вещей». Нельзя сказать того, что образы природы у Роллана это есть просто только некоторого рода метафоры, сравнения и вообще та или иная поэтическая условность. В роллановском ощущении природы слышится нечто большее. Они гласят нам именно то, что природа есть нечто МЫСЛЯЩЕЕ. То, что природа ПРОТЯЖЕННА и существует в пространстве, — это знают все. И то, что явление природы часто бывает уместно и красиво привлечь в виде метафоры для какого-нибудь психического состояния или общественного явления, — знают все. Но надо отметить, что Роллан и в природе видит нечто мыслящее, и это объясняет неуловимую тонкость привлечения природы в целях познания человека и общества у Роллана. В этом, вероятно, разгадка близости Роллана к древней мифологии и античной натурфилософии. Ведь там и здесь природа трактуется на манер человека и общества. А человек, прежде всего, есть существо мыслящее. Вот почему мифология населяет всю природу и весь мир именно мыслящими существами. И вот почему античная натурфилософия, почти уже расставшаяся с мифологией, все-таки продолжала ставить мышление в природе на первый план. 3. Одушевленность и мыслящий характер стихий природы. Вода Фалеса, Воздух Анаксагора, Числа пифагорейцев, Огонь Гераклита — все это является природными и вполне материальными стихиями, т.е. уже не богами и не демонами, но все это обязательно мыслит. Среди греческих натурфилософов был даже такой мыслитель, как Диоген Аполлонийский, который сразу и одновременно объявлял все воздухом (или происшедшим из воздуха) и в то же самое время мышлением. Таким образом, если уж говорить с соблюдением исторической точности, то Фалес учил о мыслящей Воде, Гераклит о мыслящем Огне и Диоген Аполлонийский о воздушном мышлении. Это, конечно, материализм. Однако не тот механистический материализм, который проповедовался, например, просветителями. Это какой-то ОРГАНИЧЕСКИЙ материализм, в котором мышление органически связано с материей. Поэтому нам представляется, что расчлененность и уже по-европейски логическая противопоставленность «мышления» и «протяжения» у Спинозы, пожалуй, еще ближе Роллану. И вообще, мало кто мог из писателей (о философах мы не говорим) так противопоставлять и отождествлять природу и мышление, это прекрасно выходило у Роллана. Несомненно, дело здесь не обошлось без влияния Спинозы. А то, что вся природа является в каком-то смысле Богом для Роллана, об этом мы уже говорили, и для этого не нужно было влияния Спинозы. 4. Мнение самого Роллана о Спинозе и досократиках. О том, как близко к сердцу принимал Роллан философию Спинозы и досократиков, можно судить по следующему заявлению самого Роллана. В письме к П. Сеппелю от 2 февраля 1912 г. Роллан благодарит его за книгу о философии В. Джейса и прибавляет: «Я не открывал ни одной философской книги с далеких времен, когда еще в Нормальной школе я опьянялся (как и многие другие) Спинозой и досократиками. Я считал, что человек здоровый и сильный должен сам сотворить свою философию, как он творит свою жизнь, свое искусство, как он действует и любит, не спрашивая у других, что бы они делали на его месте» . 5. Природа в «Этике» Спинозы. Нисколько не приходится удивляться тому, что Роллан еще в школьные годы увлекался философией Спинозы. Философия Спинозы, особенно как она выражена в знаменитом трактате «Этика, доказанная в геометрическом порядке», способна еще и теперь производить на читателей весьма сильное впечатление. Тем более это понятно, если говорить о читающей философской публике XVII в. Уже просмотр первых страниц этого произведения вызывает весьма возвышенные чувства, поскольку перед глазами читателя появляется какое-то грандиозное здание, чуждое всякой мелочности и преисполненное только одними сильными, строгими, суровыми и какими-то величественными чертами. Читая «Этику» Спинозы, люди всегда приобщались к чему-то сильному, здоровому, крепкому и величественному, так что отделаться от этого впечатления было почти невозможно. Вторая особенность этого произведения Спинозы заключается в том, что оно использует для демонстрации философских истин то, что сам Спиноза называет «геометрическим способом». Насколько здесь действительно присутствует математика и, в частности, геометрия, в этом позволительно сомневаться. В настоящее время можно считать почти установленным, что дело здесь заключается не в геометрии как таковой, а в использовании ее традиционных методов изложения. Начинается этот трактат с основных определений, переходит к тем общим принципам, которые сам Спиноза называет «аксиомами», заканчивается тем, что у него носит название «теорем», которые содержат еще разного рода пояснения и необходимые для их полной понятности добавления. Словом, весь трактат имеет вполне геометрический вид. Повторяем, это имеет мало общего с наукой геометрией. Но зато здесь использована та железная логическая последовательность, которая в наиболее совершенной форме соблюдается именно в геометрии. Все категории здесь точно определены, как бы отчеканены, кратки и безусловны, и изложение, которое дается на основании этих категорий, идет от общего к частному, заканчиваясь ясными и понятными выводами. В сущности, это не геометрия, а просто рационалистический метод изложения. Однако на читателей Спинозы всегда производила сильное впечатление именно эта геометрическая терминология, уже сама по себе взывавшая к точности, ясности и определенности вместо традиционного многословия и нечеткой последовательности мысли у философов. Такая возвышенная и грандиозная система философии, к тому же изложенная языком одной из точнейших наук, всегда поднимала настроение у читателей, всегда отвлекала их от случайных мелочей и всегда возводила на очень высокие ступени человеческого самосознания и человеческого познания мира. Неудивительно, что Роллан, всегда настроенный благородно, рационалистически и либерально, всегда увлекался такой возвышенной философией, импонировавшей к тому же своими точными и, как ему казалось со слов самого Спинозы, математическими или даже геометрическими методами. К этому характеру философии Спинозы, т.е. к ее возвышенной грандиозности и к ее математической точности, нужно прибавить еще ту третью черту, которая не могла не волновать Роллана и в его школьные годы, и в годы зрелости. Опять-таки вопреки преобладающей традиции, Спиноза учил в своих сочинениях не только о «природе», но и о «боге», и не только о «боге», но и о «природе». Бог для Спинозы никогда не был антропоморфным существом, как его представляли все исторические религии. Он был просто той же самой природой, но только взятой в ее цельности, в ее органической неделимости, в ее бесконечности и в ее вечном существовании. Бог был нужен Спинозе для того, чтобы одушевить известную ему ньютоновскую механистическую вселенную для того, чтобы понимать ее в ее вечном движении, не зависимой не отчего другого, а зависимой только от самой же себя. С другой стороны, природа была нужна Спинозе не просто как предмет для научного эксперимента и не просто как предмет в виде носителя тех или иных научных закономерностей. Он ее переживал всегда как нечто субстанциально самостоятельное, никем и ничем не порожденное и никогда, ни при каких обстоятельствах не допускающее своей ограниченности и своей смерти. Природа тоже была для него чем-то грандиозным, чем-то возвышенным, чем-то величественным, достойным всякого удивления и преклонения. В таких условиях Бог и природа в сознании Спинозы ровно ничем не отличались одно от другого. Для Спинозы весьма характерно выражение «Бог, или природа». Роллану импонировало здесь то, что такой Бог, создавая впечатление грандиозности возвышенного бытия и абсолюта, тем не менее, под пером Спинозы был совершенно очищен от всякого антропоморфизма, от всяких догматов веры и от всяких конфессиональных методов мысли. Сам Роллан был далек от церковного мировоззрения, но с понятием Бога ему все же не хотелось расставаться. Бог поэтому оказывался для него просто той величественной природой, которая далека от всяких мелочей, далека от скрупулезности механистически настроенных исследователей и далеко не сводилась ни на какие абстрактные и научные закономерности. Для нас теперь все это является далеко ушедшими вдаль формами ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО мышления. Однако термин «пантеизм» звучит для нас сейчас слишком академично, слишком исторично и чересчур абстрактно. Надо вникнуть в то спинозистское мировоззрение XVII в., когда природа очаровывала людей, с одной стороны, своим величественным характером, а с другой стороны, была лишена всякого механицизма, будучи и первым предметом философии и первым предметом человеческого любования на все бытие и на всю жизнь, взятые в их полной самостоятельности и безусловности. 6. Важнейшие категории у Спинозы, необходимые для понимания его учения о природе. Если даже ограничиться только одними «определениями», с которых начинается «Этика» Спинозы, то уже здесь не могло не импонировать спинозистам, да и не только спинозистам, то, что основную причину Спиноза понимает как «причину в-себе», т.е. то, «что природа может быть представлена не иначе, как существующею» (опред. l ) . Было важно учение о субстанции как о том, что существует само через себя и представляется само через себя, не нуждаясь ни в каких других посторонних представлениях (опред. 3). В свое время читали с захватывающим чувством слова Спинозы: «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное ( ens absolute infinitum ), т. e . субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Весьма важно также и учение о свободе, этой первичной субстанции, или Бога (опред. 7), а также и о вечности: «под вечностью я понимаю самое существенное, поскольку оно представляется необходимо вытекающим из простого определения вечной вещи» (опред. 8). Уже эти «определения», помещенные Спинозой в самом начале его трактата , не могли не волновать возвышенно настроенную душу Роллана еще в период его школьных лет. Но в указанном трактате Спинозы вслед за первичным «определением» еще следовали «аксиома» и далее — «теорема». Аксиомы Спинозы тоже удивляют четкостью своей мысли и своей последовательностью. Мы укажем только на аксиому 6, гласящую: «Истинная идея должна быть согласна со своим объектом ( ideatum )» . Теоремы в «Этике» Спинозы тоже поражают своей рациональной четкостью и последовательностью. Когда Спиноза формулирует свою 11 теорему: «Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует» , то становится ясным, что Бог для Спинозы есть такая бесконечность, которая не расплывается в бесконечной дали, но есть нечто единое и определенное, а та множественность атрибутов, которая ему приписывается, каждая тоже обладает безусловной ясностью и определенностью. Здесь сказалось галльское здравомыслие Роллана, которое даже и самые высокие предметы всегда мыслит рационально, ясно и чеканно. Всеобщий охват рациональной природы сказывается у Спинозы в теореме 13: «Субстанция абсолютно бесконечная неделима» . По Спинозе, из необходимости божественной природы вытекает «бесконечное множество вещей бесконечно многими способами, т.е. все, что только может представить себе бесконечный разум» . Тут же высказывается и заветная мысль Спинозы о существенном единстве Бога и природы (теор. 18): «Бог есть имманентная ( immanens ) причина всех вещей, а не действующая извне ( transiens )» . Поэтому все вещи, существенно вытекающие из Бога, тоже вечны (теор. 19—23) . Наконец, мы напомним и то противоположение «мыслящей вещи» и «протяженной вещи», которого мы уже касались выше ( с. 140) . То и другое является у Спинозы атрибутами Бога, т.е. тем, «что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». Следовательно, мышление и суждение одинаково существенны для Бога. Определение 1 во второй части «Этики» так и гласит : «Под телом я разумею модус, выражающий известным и определенным образом сущность Бога, поскольку он рассматривается как вещь протяженная ( res extensa )». Кроме этого мышления и протяжения, если и существуют какие-нибудь другие атрибуты Бога, мы никаких других атрибутов не познаем. «Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления» (аксиома 5 второй части «Этики») . Этот монизм Бога и природы, несомненно, производит у Спинозы значительное и эффектное впечатление. Один из новейших исследователей философии Спинозы В.В. Соколов пишет: «Спинозовская концепция субстанции как причины самой себя примыкает прежде всего к ПАНТЕИСТИЧЕСКО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ традиции. Доказательство того, что «Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне», пронизывает все произведения философа. Уже в одном из первых своих писем к Ольденбургу рейнсбургский искатель истины писал: «Я не так отделяю Бога от природы, как это делали все известные мне мыслители», усматривая, таким образом, в этом принципе единства Бога и природы один из конститутивных устоев своей системы. Для ее обоснования Спиноза использует разнообразные аргументы и тексты. Например, в одном из своих последних писем к Ольденбургу, относящемуся к ноябрю — декабрю 1675 г., он, утверждая имманентность и отрицая трансцендентность Бога, ссылается на слова апостола Павла: «Мы в нем (т.е. в Боге) живем и движемся и существуем» (Деяния апостолов XVII 28), и уверяет своего корреспондента, что он утверждает это «вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом», как и «вместе со всеми древними евреями» . 7. Сущность спинозистской модели. С полной уверенностью и с полной надежностью необходимо сказать, что здесь мы находим если не прямо одну из моделей изображения природы у Роллана, то во всяком случае нечто близкое к этому. Роллан, несомненно, восторгался этой спинозовской цельной и божественной природой, которую 8. Модель спинозистская и модель античная. Почему здесь не хватало ему 9. Ограниченность спинозистской модели для Роллана. Есть, впрочем, одна черта Спинозы, которую Роллан в своем увлечении этим философом, возможно, и не замечал, но которая волей-неволей заставляла его выходить за рамки спинозизма и искать еще новые модели для своего отношения к природе. Дело в том, что этот ясный и прозрачный рационализм Спинозы все же не решал вопроса о единстве природы и божества. Ведь мертвая материя может мыслиться подвижной и даже самодвижной только в порядке систематически проводимой диалектики материи и действующей в ней энергии. Рационализм Спинозы бессознательно был основан на этой диалектике, но конкретно и в точных понятиях Спиноза ее нигде не выразил. Тем не менее Роллан, хотя и тоже бессознательно, но, несомненно, чувствовал это абсолютное единство живой природы, а к диалектике этого живого единства философия Спинозы почти не призывала. Упомянутый выше В.В. Соколов пишет об онтологии и физике Спинозы с указанием на ее наиболее уязвимое место: «Исходя из пантеистически органистического представления о природе, она попыталась достичь объяснения всего многообразия единичных вещей из субстанции на основе систематизированно-рационалистических принципов а priori и картезианских механистических представлений о материи. В непригодность последних для выполнения такой сложной по существу своему и по тенденции, конечно, диалектической, задачи Спиноза убедился в конце своей жизни и прямо высказал это в своих ответах Чирнгаусу на поставленные им вопросы. В письме от 5 мая 1676 г. он писал ему: «Из протяжения, как его мыслит Декарт, а именно: в виде покоящейся громады, не только трудно, как Вы говорите, но совершенно невозможно доказать существование тел, ибо покоящаяся материя, насколько это зависит от нее самой, будет продолжать пребывать в покое, а не побудится к движению иначе, как более могущественной внешней причиной». В заключение этого письма Спиноза добавляет, что «Декартовы принципы естествознания бесполезны, чтобы не сказать, абсурдны». В письме же от 15 июля 1675 г., отвечая Чирнгаусу, Спиноза еще раз признал, что из понятия протяжения невозможно а priori доказать разнообразие вещей. И поэтому «материя плохо определена Декартом через протяжение. Она необходимо должна быть объясняема через (такой) атрибут, который бы выражал вечную и бесконечную сущность. Но об этом я, быть может, когда-нибудь, если буду жив, поговорю с Вами более ясно. Ибо до сих пор я не имел возможности привести в надлежащий порядок то, что имеет отношение к этому вопросу». Смерть помешала Спинозе осуществить этот замысел . Все это указано у В.В. Соколова совершенно правильно. Спиноза как представитель рационалистической метафизики, конечно, не мог дать философски ясную картину природы со всеми таящимися в ее недрах закономерностями. Поэтому Роллан никак не мог воспользоваться спинозистской природой как своей единственной моделью. Природа у Роллана слишком живая и красочная, слишком эмоциональная и проникновенная, слишком ощутимая и задушевная, чтобы можно было ее свести на абстрактно-метафизическую модель Спинозы. Роллан волей или неволей обязательно должен был выходить в своих изображениях природы далеко за пределы спинозизма. Но это нисколько не уменьшает огромной значимости спинозистской модели для Роллана. Даже и в сравнении с античными моделями Спиноза давал нечто гораздо большее. Ведь та античность, т.е. по преимуществу досократовская натурфилософия, которую знал Роллан, все еще содержала в себе много мифологии, а следовательно, вполне могла оказаться, несмотря на свой возвышенный и величественный характер, слишком детской и наивной. Никакой детскости или наивности у Спинозы уже не было. Спиноза рассуждал о природе весьма возвышенно, но в то же самое время и весьма рационально. На основании уже одного заглавия главного сочинения Спинозы многие думали, что в нем соблюдается такая точность мышления, которую и на самом деле можно назвать математической. Эта чисто рациональная и «математическая» разработка учения о природе заставляла многих относить досократовскую натурфилософию ко временам еще недостаточно зрелым, недостаточно критическим и недостаточно научным. Все это приводило к необходимости трактовать философию Спинозы весьма возвышенно и в то же самое время научно и находить в ней необъятную громаду, но в то же самое время весьма понятную и кристально ясную. 10. Более мягкие, более человеческие и более эстетические черты спинозистской модели природы. Действительно, благородство, простота и рациональная ясность спинозизма не могла не увлекать людей в течение нескольких столетий. Стоит только вспомнить рассуждение Спинозы о необходимости влечения только к доброму или о необходимости счастья только на основах разума , или понимания высшего блага для души как познания бога , или о стремлении всякого добродетельного человека содействовать такому же благу и у других людей , как все это учение о «боге, или природе» приобретает у Спинозы чрезвычайно благородный и возвышенный характер. Это воззрение Спинозы относится еще к тем наивным временам, когда не умели или не смели думать, что хороший человек всегда хочет только хорошего и всегда только помогает другим, а дурной сам же себя наказывает и заслуживает всяческого осуждения. Удовольствия, которые признает Спиноза, всегда обязательно только моральны и хороши, а неудовольствия всегда только дурны . Но Спинозу не нужно понимать как какого-то мрачного моралиста. Наоборот, он требует от человека веселости, но, конечно, не противоречащей моральным правилам . Ненависть, с точки зрения Спинозы, никогда не может быть хорошей . Тот, кто живет по законам разума, никогда не воздает злом за зло, но всегда только любовью . Познавать себя, значит познавать и любить Бога , а такая любовь должна всего более наполнять душу . Когда мы любим Бога, это значит, что Бог любит сам себя в нас даже самих . Блаженство не есть награда за добродетель, но сама же добродетель . Все эти и подобные им суждения Спинозы свидетельствуют о том, с какой глубокой убежденностью Роллан расценивал благородную и рационалистическую философию Спинозы, которая была одинаково и божественной и материальной, идеальной и чувственной, строжайше принципиальной и простой, общедоступной, искренней и естественной. Роллан, может быть, чувствовал под строгой и абстрактной метафизикой Спинозы учение о живой и вечно расцветающей природе; но в явной форме у Спинозы это не содержится, а об этом можно только догадываться. Излагающий философию Спинозы М.С. Беленький, во всяком случае, находит возможным изображать Спинозу и с этой, более чувствительной стороны. Возражая рабби, Спиноза говорил: «Природа не молчит. Простой цветок из моего сада... подсказал мне истину. «Постигни, человек, — сказал он мне, — мое рождение и мой рост — и ты уразумеешь тайну жизни». М.С. Беленький продолжает: «Человек подобен цветку, который рождается, вырастает, сверкает всеми удивительными красками на лоне природы — и умирает. Одна природа есть жизнь и дает жизнь всему живому» . Все совершается согласно порядку и законам природы. К такому выводу пришел автор «Трактата об усовершенствовании разума». «Природа! Она совершенна и вечно творит новое. Она неиссякаемый источник всего живого и реального. Все в ней, она полнота бытия. Она всесильна и могуча, постоянно сокрушает и непрерывно создает. Все вещи в ней, и она во всем, и все одна и та же. Она вечная и бесконечная, питающая «дух одной только радостью» . М.С. Беленький, характеризуя философию природы у Спинозы, сравнивает Спинозу с его великим современником Рембрандтом и пишет: «Мудрое и мощное познание автора «Этики», воплощенное в логически стройную систему, тождественно яркому и буйному художественному видению Рембрандта, гениального старшего современника Спинозы. Спинозу и Рембрандта роднят лучезарный взгляд на чувственный и нравственный мир, умение воссоздать его, широта замысла, глубина мысли, полнота чувств, звучащая ясность. В их произведениях все соразмерно, озарено мудростью, великой гармонией красок и идей. Как образы Рембрандта могли бы сойти с картины и присоединиться к зрителям, так природа и человек у Спинозы — живые существа, которые реально действуют вокруг нас и вместе с нами. «Рембрандт, — говорит бельгийский поэт Эмиль Верхарн, — покрывает славой все изображаемое им. Портретное искусство силой его гения превращается в искусство апофеоза. Ни один художник не понимал этого искусства более своеобразно и оригинально. Модель существует для него постольку, поскольку он заставляет ее выразить какое-либо чувство или глубоко человеческую правду. Он не упускает ни одной черты, какая ему представляется в модели». И далее: «Для Рембрандта тело священно. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. Тело — это материал, из которого создано человечество, печальное и прекрасное, жалкое и великолепное, нежное и сильное. Даже самые некрасивые тела он любит так же, как любит жизнь, и возвышает всею властью своего искусства». Философия Спинозы созвучна творчеству Рембрандта. За кулисами геометрических фигур «Этики» действует горячее сердце, страстный темперамент, преобразователь мира, жизнелюб, обличитель фальши, неутомимый защитник правды, света и разума. За сухими аксиомами и теоремами скрывается энергичная мысль, согретая великой душой. Спиноза, как и Рембрандт, возвысил природу, ее телесность и материальность. «Не вижу, — говорит он в «Этике», — почему природу нельзя назвать божественной». Силой его гения природа превратилась в апофеоз мысли, науки и искусства. Ни один философ до Спинозы так не превознес и не воспел столь оригинально и своеобразно природу, как он. Природа для него всепоглощающая сущность, из необходимости которой «вытекает бесконечное множество вещей бесконечно многими способами». И человека, с его страстями и умом, слабостями и силой, он мужественно любил, возвысил в меру своего духа и понимания объективных законов природы и общества» . Чтобы засвидетельствовать ту особенность спинозовской природы, которая не сводилась только на сухую рационалистическую метафизику и которая чувствовалась как многими современниками Спинозы, так и многими его потомками, можно привести следующее суждение Г. Гейне: «При чтении Спинозы нас охватывает то же чувство, что и при созерцании великой природы в ее пронизанном жизнью покое. Лес возносящихся к небу мыслей, цветущие вершины которых волнуются в движении, между тем как непоколебимые стволы уходят корнями в вечную землю. Некое дуновение носится в творениях Спинозы, поистине неизъяснимое. Это как бы веяние грядущего» . Живое и жизненное созерцание природы у Спинозы и полная горячего энтузиазма возвышенная ее оценка, несомненно, характерны для личности Спинозы. Но в своих философских сочинениях Спиноза всегда был чрезвычайно рационалистичен, точен и систематичен, так что его почитателям всегда не хватало той чувствительности и задушевности, которая охватывала всех и прежде всего поэтов при оценке картин и животворной деятельности природы. Роллану импонировала эта спинозовская громада природы, всегда цельная, самостоятельная, несотворенная и бесконечная, всегда ясная, «математически» доказанная и всегда животворная, а кроме того, еще и божественная в отношении своего могущества, неделимой цельности и животворной красоты, а еще и общефилософская, логически продуманная и интерконфессиональная. Но Роллан был прежде всего поэт, питавший к природе самые задушевные и самые сердечные чувства, всегда переводивший ее на язык непосредственного, абсолютно жизненного, интимнейшего переживания. В этом отношении Спиноза, как и древние досократики, был величествен, чист и ясен, объективен и космичен. Этого, однако, было мало для Роллана. Как он ни восхищался древними и Спинозой, горячее субъективное чувство писателя XX в. искало еще других моделей для своих изображений природы. Восхищение перед природой как перед божественно всемогущей и животворной, безусловно цельной, вечной и бесконечной, логически обоснованной и не подлежащей никакому сомнению объективной данностью оставалось у Роллана на всю жизнь. И тем не менее, чувствительное, сердечное и задушевное чувство, этот постоянный энтузиазм и восторг перед красотами природы, нисколько не мешая спинозизму, всегда волновали Роллана уже отнюдь не спинозовским рационализмом. Тут у него было много совсем других моделей для понимания природы. И главная, а может быть, и самая главная модель природы почерпывалась им у не менее горячо любимого им Руссо. Sices D. Music and the musican in Jean-Christophe: the harmony of contrasts. N-Y— London, 1968. Р. 35–36. Bibliotheque universelle et Revue Suisset (XVIII. 1912. Decembre . P . 455). О Спинозе, Гераклите и Эмпедокле у Роллана говорит П. Сиприо ( Sipriot P . R . Rolland . 1968. P . 69—73, в серии "Les ecrivains devant Dieu"). "Этика" Спинозы. Цит. по: Спиноза Б. Избр. произв. М, 1957. Т. 1. Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. М., 1964. С. 186. Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. М., 1964. С. 181. Беленький М.С. Спиноза. М., 1964. С. 84. Ср. и дальнейшее изложение у Беленького анафематствования Спинозы. С. 34—91. Беленький М.С. Спиноза. М., 1964. С. 125—126. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология |
|