Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лосев А. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

Библиография
АЛЕСАНДРИЙСКИЙ И ВОСТОЧНЫЙ РАННЕХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕМ ХАРАКТЕРЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО НЕОПЛАТОНИЗМА

K.Praechter. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus. – In: Genethliakon fur C.Robert. Berlin, 1910, S. 105 – 156. Nachdr.: Kleine Schriften. Hildesheim, 1973, S. 165 – 216.

K.Praechter.Christlich-neuplatonische Beziehungen. – Byzantinische Zeitschrift, 1912, 21, S. 1 – 27. Nachdr.: Kleine Schriften, S. 138 – 164.

P.Vancourt. Les derniers commentateurs alexandrins d'Aristote. L'ecole d'Olympiodore, Etienne d'Alexandrie. Lille, 1941.

I.Hadot. Le probleme du neoplatonisme Alexandrin. Hierocles et Simplicius. Paris, 1978.
СИМПЛИЦИЙ

Тексты и комментарии

Simplicius. In Aristotelis Categorias commentarium, ed. K.Kalbfleisch. Berolini, 1907. – CAG, VIII.

In Aristotelis de caelo commentaria, ed. I.L.Heiberg. Berolini, 1907. – CAG, VII.

In Aristotelis physicorum libros… commentaria, ed. H.Diels. Berolini, 1882 – 1895. – CAG, IX – X.

In libros Aristotelis de anima commentarium, ed. M.Hayduck. Berolini, 1882. – CAG, XI (есть предположение о принадлежности этого комментария Присциану).

Commentarius in Epicteti Enchiridion, ed. F.Dubner. – In: Theophrasti Characteres… Parisiis, 1840. 1842. 1877.

Литература

W.Wieland. Die Ewigkeit der Welt. (Der Streit zwischen Ioannes Philoponus und Simplicius). – In: Die Gegenwart der Griechen im neueren Denken. Festschrift fur H.G.Gadamer. Tubingen, 1960, S. 291 – 316.

K.Praechter. Simplicius. – Realencyclopadie der classichen Altertumvissenschaft. 2. Reihe, III 2, col. 204 – 213.

H.Meyer. Das Corollarium de tempore des Simplikios und die Aporien des Aristotes zur Zeit. Meisenheim am Glan, 1969.
ПРИСЦИАН

Prisciani Lydi quae extant. Metaphrasis in Theophrastum et Solutionum ad Chosroem liber, ed. I.Bywater. Berolini, 1886. – CAG. Supplementum Aristotelicum, I 2.

C.G.Steel. The changing self. A study on the soul in later Neoplatonism: Iamblichos, Damascius and Priscianus. Brussels, 1978.
ГИЕРОКЛ

Photius. Bibliotheque. Texte etabli et traduit par R.Henry. Paris, 1962. III; 1974, VII.

Hieroclis commentarius in Aureum Carmen. – In: Fragmenta Philosophorum graecorum, I, coll. etc. Fr.G.A.Mullachius. Parisiis, 1883, p. 416 – 484.

Hieroclis in aureum pythagoreorum carmen commentarius, ed. F.W.Kohler. Stuttgart, l974.

Золотые стихи пифагорейцев, с комментариями Гиерокла Философа, пер. Г.В.Малеванского. – Вера и разум, 1897, 16, с. 130 – 158; 17, с. 177 – 206; 18, с. 229 – 254; 20, с. 335 – 360; 23, с. 479 – 490.

Les vers d'or et le Commentaire d'Hierocles sur les vers d'or des Pythagoricienns traduit par M.Meunier. Paris, 1926 (с введ. и примеч.).

T.Kobusch. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Munchen, 1976.
СИНЕЗИЙ

Тексты, переводы и комментарии

Synesii Opera, ed. D.Petavius. Parisiis, 1633 (воспроизведено: Patrologiae cursus completus, ser, gr., ed. Migne. vol. LXVI, col, 1021 – 1518).

Synesii Cyrenaei Orationes et homiliarum fragmenta, recogn. J.C.Krabinger. Landshuti, 1850 (здесь на с. XXXIX указаны прежние издания).

Epistolographi Graeci, ed. R.Gercher. Parisiis, 1873, p. 638 – 739 (письма).

Anthologia graeca carminum christianorum, ed. Christ. Paranikas. Lipsiae, 1871, p. 3 – 23 (гимны).

Synesii Cyrenensis Hymni et Opuscula, rec. N.Terzaghi. Romae, 1939 – 1944, I – II.

Oeuvres de Synesius eveque de Ptolemais, dans la Cyrenaique au commencement du Ve siecle traduites entierement, pour la premiere fois, en francais et precedees d'une etude biographique et litteraire par Henri Druon. Paris, 1878.

W.Lang. Das Traumbuch des Synesius von Kyrene. Ubersetzung und Analyse der philosophischen Grundlagen. Tubingen, 1926.

Synesius. Discours sur la royaute. Traduction nouvelle avec introduction, note et commentaire par C.Lacombrade. Paris, 1951.

K.Treu. Synesios von Kyrene. Ein Kommentar zu seinem "Dion". Berlin, 1958.

Synesios von Kyrene. Dion Chrysostomos oder Vom Leben nach seinem Vorbild, griechisch und deutsch, von K.Treu. Berlin, 1959.

Synesius. The letters. Translation with introduction by A.Fitzgerald. Oxford, 1926.

Synesius. Essays and Hymns. Translation by A.Fitzgerald. Oxford – London, 1930, I – II.

Der erste Hymnus des Synesios von Kyrene. Mit einem Komm. von M.M.Hawkins. Munchen, 1939. Diss.

Synesius. Hymnes. Traduction et notes de M.Meunier. Paris, 1947.

Sinesio di Cirene. De Providentia. Studio critico e traduzione a cura di S.Nicolosi. Padova, 1959.

Sinesio di Cirene. Inni. Edizione, prefazione, traduzione e note a cura di A.Dell'Era. Roma, 1968 (большой указатель на с. 187 – 231).

Tutte le opere di Sinesio di Cirene a cura di A.Casini. Milano, 1970.

Sinesios di Cyrene. Hymnes. Texte etabli et traduit par Chr.Lacombrade. Paris, 1978, t. 1.

Литература

А.Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879.

R.Volkmann. Synesios von Cyrene. Berlin, 1869 (здесь на с. V указана более старая литература).

E.Gaiser. Des Synesios von Kyrene agyptische Erzahlungen oder Uber die Vorsehung. Wolfenbutt., 1886. Diss.

C.Schmidt. Synesii philosophumena eclectica. Halis Saxon., 1889. Diss.

W.Fritz. Die Briefe des Bischofs Synesios von Kyrene. Leipzig, 1898.

W.S.Crawford. Synesius the Hellen. London, 1901.

U.von Wilamowitz-Moellendorff. Die Hymnen des Proklos und Synesios. – Sitzungsberichte der Berlinische Akademie der Wissenschaften, 1907, S. 272 – 295 (перепечатано: Kleine Schriften. Berlin, 19712, II, S. 168 – 184; здесь на с. 183 – 184 содержится прозаический перевод IX гимна).

R.Sollert. Die Sprichworter (und sprichworterliche Redensarten) bei Synesios von Kyrene. Augsburg, 1909 – 1910, I – II. Progr.

A.Hauck. Welche griechische Autoren der klassischen Zeit kennt und benutzt Synesios von Cyrene? Friedland in Meckl., 1911. Progr.

G.Grutzmacher. Synesios von Kyrene. Leipzig, 1913 (здесь на с. IV указана более старая литература).

R.C.Kissling. The ochema pneuma of the Neo-Platonists and the De insomniis of Synesius of Cyrene. – American Journal of philology, 1922, 43, p. 318 – 330.

J.C.Pando. The life and times of Synesius of Cyrene as revealed in his works. Washington, 1940.

W.Theiler. Die chaldaischen Orakel und die Hymnen des Synesios. – Schriften der Konigsberger Gelehrten Gesellschaft, Geisteswissenschaften Kl. 1942, 18 (перепечатано в сборнике того же автора: Forschungen zum Neuplatonismus. Berlin, 1966, S. 252 – 301).

C.Bizzochi. L'ordine degli inni di Sinesio. – Gregorianum, 1942, p. 91 – 115.

M.Cocco. Neoplatonismo e cristianesimo nel primo inno di Sinesio di Cirene. – Sophia, 1948, 16, p. 199 – 202, 351 – 356.

C.Bizzochi. Gli inni filosofoci di Sinesio interpretati come mistice celebrationi. – Gregorianum, 1951, p. 346 – 387.

C.Lacombrade. Synesius de Cyrene. Hellene et chretien. Paris, 1951. These (на с. 290 – 295 дана исчерпывающая библиография по Синезию).

C.H.Coster. Christianity and the invasions. Synesius of Cyrene. – Classical Journal, 1960, 55, p. 290 – 312.

C.Lacombrade. Perspectives nouvelles sur les hymnes de Synesius. – Revue des etudes grecques, 1961, 74, p. 439 – 449.

H.I.Marrou. Synesius of Cyrene and Alexandrian Neoplatonism. – In: The conflict between paganism and christianity in the fourth century. Ed. by A.Momigliano. Oxford, 1963, p. 126 – 150.

J.Bregman. Synesius of Cyrene, philosopher-bishop. Leiden, 1982.
НЕМЕЗИЙ

Тексты, переводы и комментарии

Nemesios Emesenus. De natura hominis, graec. et lat. ed. Chr.Fr.Matthaei. Halae Magdeburgicae, 1802 (перепечатка: Hildesheim, 1967).

Nemesios von Emesa. Anthropologie. Hrsg. von E.Orth. Maria-Martental, 1925.

Немезий, епископ Емесский. О природе человека. Пер. с греч., примеч., предисл. и словарь Ф.С.Владимирского. Почаев, 1904.

W.Telfer. Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emesa. London – Philadelphia, 1955.

Литература

Ф.С.Владимирский. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912.

M.Evangelides. Zwei Kapitel aus einer Monographie uber Nemesios und seine Quellen. Berlin, 1882. Diss.

B.Domanski. Die Psychologie des Nemesios. Munster, 1900.

K.J.Burkhard. Johannes von Damaskos. Auszuge aus Nemesios Peri physeos anthropoy. – In: Wiener Eranos zur 50. Philologenversuchung. Wien, 1909, S. 89 – 101.

W.W.Jaeger. Nemesios von Emesa. Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfangen bei Poseidonios. Berlin, 1914.

H.A.Koch. Quellenuntersuchungen zu Nemesios von Emesa. Leipzig, 1921. Diss.

A.Ferro. La dottrina dell'anima di Nemesio di Emesa. – Ricerche relegiose, 1925, №1; 3, p. 227 – 238.

V.Valdenberg. La philosophie byzantine au IV – Ve siecle. – Byzantion. 4, 1929, p. 237 – 268.

E.Amann. Nemesius d'Emese. – In: Dictionnaire Theologique catholique. 1931, XI, 1, p. 62 – 67.

E.Santangelo. Questioni nemesianae. Palermo, 1936.

E.Skard. Nemesiosstudien. – Symbolae Osloenses, 1936, 15 – 16, p. 23 – 43; 1937, 17, p. 9 – 25; 1938, 18, p. 31 – 45; 1939, 19, p. 46 – 56; 1942, 22, p. 40 – 48.

E.A.Wyller. Die Anthropologie des Nemesios von Emesa und die Alkibiades-I Tradition. – Symbolae Osloenses, 1969, 44, p. 126 – 145.

A.Siclari. L'antropologia di Nemesio di Emesa nella critica moderna. – Aevum, 1973, 47, p. 477 – 497.

A.Siclari. L'antropologia di Nemesio di Emesa. Padova, 1974 (большая библиография в примеч. на с. 7 – 28).

A.Kallis. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild des Nemesios von Emesa. Munster, 1978.

G.Verbeke. Foi et culture chez Nemesius d'Emese. Physionomie d'une synthese. – In: Paradoxos politeia. Studi patristici in onore di Giuseppe Lazzati. Milano, 1980, p. 507 – 531.
ИОАНН ФИЛОПОН

Тексты, переводы и комментарии

Io.Philop. De aeternitate mundi contra Proclum, ed. H.Rabe, Lipsiae, 1899; Hildesheim, 1963.

De opificio mundi libri VII, rec. G.Reichardt. Lipsiae, 1897.

Diaitetes e peri henoseos, – PG, ed. Migne, XCIV, col. 744 – 753 (сохранилось в сирийском переводе, греческие фрагменты у Иоанна Дамаскина).

In Aristotelis Categorias, ed. A.Busse. Berolini, 1898. – CAG, XIII, 1.

In Aristotelis Analytica Priora, ed. M.Wallies. Berolini, 1905. – CAG, XIII, 2.

In Aristotelis Analytica Posteriora, ed. M.Wallies. Berolini, 1909. – CAG, XIII, 3.

In Aristotelis Meteorologica, ed. M.Haydick. Berolini, 1901. – CAG, XIV, 1.

In Aristotelis De generatione et corruptione, ed. H.Vitelli. Berolini, 1897. – CAG, XIV, 2.

In Aristotelis De generatione animalium, ed. M.Hayduck. Berolini, 1893. – CAG, XIV, 3.

In Aristotelis De anima, ed. M.Hayduck. Berolini, 1897. – CAG XV.

In Aristotelis Physicorum libri VIII, ed. H.Vitelli. Berolini, 1887 – 1888. – CAG, XVI – XVII.

Exegesis eis to proton tes Nicomachoy arithmetices eisagoges, ed. R.Hoche, Lipsiae, 1864 – 1867, I – III.

Breves sed apprime doctae et utiles expositiones in omnes XIV Aristotelis libros eos qui vocantur Metaphysica, quas Fr.Patricius de Graecis Latinas fecerat. Ferrariae, 1583.

Johannes Philoponas Grammatikos von Alexandrien. Ausgewahlte Schriften. Ubersetzt, eingeleitet und kommentiert von W.Bohm. Munchen – Paderborn – Wien, 1967.

Johannes Grammaticus Philoponus Alexandrinus. In Aristotelis De anima. Proemion. Transl. from the Greek by J.Dudley. – Bulletin de la Societe internationale pour l'etude de la Philosophie medievale, 1971 – 1975, 16 – 17, p. 62 – 85.

Общая литература

A.Gudeman. Iohannes Philoponus. – Realencyclopadie der classischen Altertumwissenschaft, IX, 2.

V.Grumel. Jean Grammaticos et saint Theodore Studite. – Echos d'Orient, 1937, 36, p. 181 – 190.

E.Evrard. Les convictions religieuses de Jean Philopon et la date du Commentaire aux "Meteorologiques". – Bulletin de l'Akademie Royale de Belgique. Classe des Lettres, 1953, 39, p. 299 – 357.

H.D.Saffrey. Le chretien Jean Philopon et la survivance de l'ecole d'Alexandrie au VI siecle. – Revue des etudes grecques, 1954, 67, p. 396 – 410.

W.Wieland. Die Ewigkeit der Welt. Der Streit zwischen Joannes Philoponus und Simplicius. – In: Die Gegenwart der Griechen im neueren Denken. Festschrift fur H.G.Gadamer, zum 60. Geburtstag. Tubingen, 1960, S. 291 – 316.

S.Sambursky. The Physical World of Late Antiquity. London, 1962 (о Филопоне. 153 – 173).

P.Jannou. Christliche Metaphysik in Byzanz. Johannes Philoponos (6. Jn.). – Wissenschaftliche Zeitschrift der Martin-Luther-Urtiversitat Halle – Wittenberg. Gesellschafts-und sprachwissenschaftliche Reihe, 1961, 10, S. 1389 – 1390.

E.Duci. Il to on Parmenideo nell'interpretazione di Filopono. – Rassegna di scienze filosofiche, 1964, p. 253 – 300.

M.Wolff. Fallgesetz und Massebegriff. Zwei wissenschaftshistorische Untersuchungen zur Kosmologie des Johannes Philoponus. Berlin, 1971.

Специальная литература

И.Д.Рожанский. На рубеже двух эпох (Иоанн Филопон в споре с аристотелевкой концепцией космоса). – Вопросы истории естествознания и техники. М., 1983, 3, с. 28 – 42.

M.Grabmann. Mittelalterliche lateinische Ubersetzungen van Schriften des Aristoteles-Kommentators Johannes Philoponos. Munchen, 1929.

T.Herrmann. Joannes Philoponos als Monophysit. – Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche, 1930, 29, S. 209 – 264.

O.Schissel. Kann die Expositio in libros de anima des St.Thomas Aquinas ein Kommentar des Johannes Philoponos zu Aristoteles' Peri Psyches sein? – Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, 1932 – 1933, 9, S. 104 – 112.

G.Verbeke. G.de Moerbeke, traducteur de Jean Philopon. – Revue philosophique de Louvain, 1951, 49, p. 222 – 235.

S.Sambursky. Philoponus' Interpretation of Aristotle's Theory of Light. – Osiris, 1958, 13, p. 114 – 126.

L.G.Westerink. Deux commentaires sur Nicomaque. Asclepius et Jean Philopon. – Revue des etudes grecques, 1964, 77, p. 526 – 535.

E.Evrard. Jean Philopon. Son Commentaire sur Nicomaque et ses rapports avec Ammonius. – Pevue des etudes grecques, 1965, 78, p. 592 – 598.

J. –L.Kraemer. A Last Passage from Philoponus' "Contra Aristotelem" in Arabic Translation. – Journal of the American Oriental Society, 1965, 85, p. 318 – 327.

S.van Riet. Fragments de l'original grec du "De intellectu" de Philopon. – Revue philosophique de Louvain, 1965, 63, p. 5 – 40.

Специалисты-комментаторы

Hermiae Alexandrini in Platonis Phaedrum scholia, ed. P.Couvreur. Parisiis, 1901. 1971.

In Porphyrii quinque voces, ed. A.Busse. Berolini, 1891. – CAG IV 3.

In Aristotelis Categorias, ed. A.Busse. Berolini, 1895. – CAG, IV, 4.

In Aristotelis De interpretatione, ed. A.Busse. Berolini, l897. – GAC, IV, 5.

In Aristotelis Analytica priora, ed. M.Wallies. Berolini, 1889. – CAG, IV, 6.

Ammonii De fato. – In: Alexandri Aphrodisiensis De fato, ed. J.Orellius. Turici, 1824 (приложение к изданию).

Asclepii in Aristotelis Metaphysica A-Z, ed. M.Hayduck. Berolini, 1888. – CAG, VI, 2.
ОЛИМПИОДОР МЛАДШИЙ

Olimpiodori philosophi In Platonis Phaedonem commentaria, ed. W.Norvin. Lipsiae, 1913. Hildesheim, 1968 (теперь приписывается Дамаскию).

The Greek Commentaries in Plato's Phaedo. Amsterdam – Oxford – New York, 1976, vol. 1: Olympiodorus, ed. by L.G.Westerink.

Olympiodorus. Commentary on the First Alcidiades of Plato. Critical text and indices by L.G.Westerink. Amsterdam, 1956. 2 ed. Leiden, 1982.

Olympiodori philosophi In Platonis Gorgiam commentaria, ed. W.Norvin. Lipsiae, 1936. Hildesheim, 1966.

Olympiodori In Platonis Gorgiam commentaria, ed. L.G.Westerink. Lipsiae, 1970.

Olympiodori Prolegomena et in Aristotelis Categorias Commentaria, ed. A.Busse. Berolini, 1902. – CAG, XIII, 1.

Olympiodori in Aristotelis Meteora, ed. W.Stuve. Berolini, 1900. – CAG, XII, 2.

Eliae In Porphyrii Isagogen et in Aristotelis Categorias commentaria, ed. A.Busse. Berolini, 1900. – CAG, XVIII, 1.

Stephani In librum Aristotelis De interpretatione, ed. M.Hayduck. Berolini, 1885. – CAG, XVIII, 3.

H.Usener. De Stephano Alexandrino. Bonn, 1880.
ДАВИД АРМЯНСКИЙ

Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen commentaria, ed. A.Busse. Berolini, 1904. – CAG, XVIII, 2.

Давид Анахт. Сочинения. Составление, перев. с древнеарм., вступит. статья и примеч. С.С.Аревшатяна. – М., 1975. 1980 (здесь перевод "Определений", комментарий на "Аналитику" Аристотеля и анализ "Введения" Порфирия).

Я.А.Манандян. Проблема Давида Анахта в новом освещении. Вагашапат, 1904 (на арм. яз.).

Н.Адонц. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. Пг., 1915.

Я.А.Манандян. Грекофильская школа и этапы ее развития. Вена, 1923 (на арм. яз.).

В.К.Чалоян. Философия Давида Непобедимого. Ереван, 1946.

С.С.Аревшатян. Наследие Давида Непобедимого в новом освещении. – Вестник Матенадарана, 1969, 9 (на арм. яз.).

С.С.Аревшатян. Формирование философской науки в древней Армении (V – VI вв.). Ереван, 1973.

В.К.Чалоян. Развитие философской мысли в Армении (древний и средневековый период). М., 1974, с. 53 – 123.

С.С.Аревшатян. Давид Анахт и его роль в развитии древнеармянской философии. – В кн.: Давид Анахт. Сочинения, с. 5 – 28.

Очерк развития эстетической мысли в Армении. М., 1976, с. 20 – 28.

А.Ф.Лосев. Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого. Ереван, 1980 (перепечатано также в кн.: Давид Непобедимый. Ереван, 1983, с. 40 – 50).

Г.А.Брутян. Логика Давида Непобедимого. М., 1982.

C.Neumann. Memoire sur la vie et les oeuvres de David, philosophe armenien du VI siecle de notre ere. – Nouveau Journal Asiatique,1829, 3.

A.Busse. Die neuplatonischer Ausleger der Isagoge des Porphyrios. Berlin, 1892.

M.Khoostikian. David der Philosoph. Bern, 1907.
ТРИНИТАРНЫЙ ВОПРОС В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ 1

Общие работы

А.И.Бриллиантов. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. Спб., 1898, с. 79 – 136.

И.П.Четвериков. О Боге как личном существе. Киев, 1908.

А.Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад, 1914, т. 1 [Тринитарный вопрос (история учения о Св.Троице)].

В.В.Болотов. Лекции по истории древней церкви. Петроград, 1918, IV [История церкви в период вселенских соборов], с. 1 – 134.
ОРИГЕН

В.В.Болотов. Учение Оригена о Св.Троице. Спб., 1879.

Ф.Елеонский. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святого. Спб., 1879.

M.J.Denis. De la philosophie d'Origene. Paris, 1884.
НЕОПЛАТОНИЗМ ЛАТИНСКОГО ЗАПАДА
КОРНЕЛИЙ ЛАБЕОН

G.Kettner. Cornelius Labeo, ein Beitrag zur Quellenkritik des Arnobius. Pforta, 1877. Progr. (здесь – фрагменты Лабеона).

J.Muelleneisen. De Cornelii Labeonis fragmentis, studiis, adsectatoribus. Marburg, 1889. Diss.

P.Mastandrea. Un neoplatonico latino Cornelio Labeone. Testimonianze e frammenti. Leiden, 1979.

G.Wissowa. De Macrobii Saturnaliorum fontibus. Breslau, 1880. Diss.

W.Kahl. Cornelius Labeo, ein Beitrag zur spatromischen Literaturgeschihte. – Philologus. Supplementum, 1889, V, S. 717 – 807.

Alex.Rohricht. Die Seelenlehre des Arnobius nach ihren Quellen und ihrer Entstehung untersucht. Hamburg, 1893.

Th.Litt. De Verrii Flacci et Cornelii Labeonis fastorum libris. Bonae, 1904.

Fr.Niggetiet. De Cornelio Labeone. Munster, 1908. Diss.

B.Boehm. De Cornelii Labeonis aetate. Regimonti, 1913. Diss.

W.Kroll. Die Zeit des Cornelius Labeo. – Rheinisches Muzeum, 1916, 71, S. 309 – 357.

W.A.Baehrens. Uber die Lebenszeit des Cornelius Labeo. – Hermes, 1917, 52, S. 39 – 56.

W.A.Baehrens. Cornelius Labeo atque eius commentarius Vergilianus. Gent – Leipzig, 1918.
ВЕТТИЙ АГОРИЙ ПРЕТЕКСТАТ

J.Mistler. Vettius Agorius Praetextatus. – Klio, 1910, 10, S. 462 – 475.

T.W.J.Nicolaas. Praetextatus. Amsterdam, 1940. Diss.

J.Flamant. Macrobe et le Neo-platonisme latin, a la fin du IVe siecle. Leiden, 1977 (Претекстат упоминается множество раз; особый интерес представляют с. 26 – 36).
ФАВОНИЙ ЕВЛОГИЙ

Fauonii Eulogii Disputatio de Somnio Scipionis, ed. A.Holder. Lipsiae, 1901.

Favonius Eulogius. Disputatio de Somnio Scipionis, ed. et trad. R. –E.van Weddingen. Bruxelles, 1957.

F.Skutsch. Zu Favonius Eulogius und Chalcidius. – Philologus, 1902, 61, S. 193 – 200.

C.Fries. De M.Varrone a Favonio Eulogio expresso. – Rheinisches Muzeum, 1903, 58, S. 115 – 125.

M.Sicherl. Beitrage zur Kritik und Erklarung des Favonius Eulogius. – Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Mainz, 1959, 10.
МАРИЙ ВИКТОРИН

Тексты, переводы и комментарии

Candidi Arriani ad Marium Victorinum rhetorem de generatione divina et Marii Victorini rhetoris urbis Romae ad Candidum Arrianum, recens. Iust.Woehrer. Wilhering, 1909 – 1910 (Jahresbericht des Privatuntergymnasiums der Zisterzienster zu Wilhering). Первое критическое издание.

Marius Victorinus. Traites theologiques sur la Trinite, Paris, 1960, I: Texte etabli par P.Henry. Introduction, traduction et notes par P.Hadot; II. Commentaire par P.Hadot (Sources Chretiennes, 68 – 69).

Marii Victorini Opera. Pars 1. Opera theologica, recens. P.Henry et P.Hadot. – Corpus Scriptorum ecclestiacorum Latinorum, 1971, 83.

Marii Victorini Afri Commentarii in epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A.Locher. Leipzig, 1972.

Marii Victorini Afri Opera theologica, ed. A.Locher. Leipzig, 1976.

Kleine Pauly, Lfg. 17, 1037 – 1038 (здесь можно получить сведения о сочинениях Викторина грамматически-риторического характера).

Литература

G.Koffmane. De Mario Victorino philosopho christiano. Breslau, 1880.

G.Geiger. Marius Victorinus, ein neuplatonischer Philosoph. Progr.Metten. Landshut, 1887 – 1889.

R.Schmid. Marius Victorinus und seine Beziehungen zu Augustin. Kiel, 1895. Diss.

J.Wohrer. Studien zu Marius Victorinus. – Jahresbericht des Privat-Untergymnasiums zu Wilhering. Wilhering, 1905.

J.de Ghellinck. Reminiscences de la dialectique de Marius Victorinus dans les conflits theologiques du onzieme siecle. – Revue neoscolastique de philosophie, 1911, 19, p. 432 – 435.

W.Karig. Des Caius Marius Victorinus Kommentare zu den Paulinischen Briefen. Marburg, 1924. Diss.

E.Benz. Marius Victorinus und die Entwicklung der abendlandischen Willensmetaphysik. Stuttgart, 1932.

B.Citterio. Osservazioni sulle opere cristiane di Mario Vittorino. – Scuola Cattolica, 1937, 65, p. 505 – 515.

H.Leusse. Le probleme la preexistence des ames chez Marius Victorinus. – Recherchez de Science Religieuse, 1939, 29, p. 197 – 237.

R.Domenico. La dottrina trinitaria di Mario Vittorino Africano. Napoli, 1942.

A.Travis. Marius Victorinus, a Biographical Note. – Harvard Theological Review. 1943, 36, p. 83 – 90.

P.Frassinatti. Le confusione agostiniane e un inno di Mario Vittorino. – Giornale italiano de filologia, 1949, 2, p. 50 – 59.

P.Henry. The "Adversus Arium" of Marius Victorinus, the first systematic exposition of the doctrine of the Trinity. – Journal of Theological Studies, N.S., 1950, 1, p. 42 – 55.

A.Dempf. Der Ptatonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Dionysius. – Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Phil. –Hist. Klasse, 1962, 3, S. 1 – 18.

P.Hadot. L'image de la Trinite dans l'ame chez Victorinus et chez Saint Augustin. – Stidia patristica. Berlin, 1962, 6, S. 409 – 422.

M.T.Clark. The Neoplatonism, of Marius Victorinus. – Studia Patristica. Berlin, 1972, 11, S. 13 – 19.

P.Hadot. Porphyre et Victorinus, Paris, 1968, I – II.

R.A.Markus. Marius Victorinus. – In: The Cambridge History of Later Greek and Early Mediaeval Philosophy. Cambridge, 1970, p. 331 – 340.

P.Hadot. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. Paris, 1971.

A.Ziegenaus. Die trinitarische Auspragung des gottlichen Seinsfulle nach Marius Victorinus. – Munchener theologische Studien, 1972, 2, Abt, 41.

M.T.Clark. The Neoplaionism of Marius Victorinus the Christian. – In: Neoplatonism and early Christian Thought. London, 1981, p. 153 – 160.
АВГУСТИН И ПЕРЕХОД ОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ 2

Тексты, переводы и комментарии

Творения Блаженного Августина. Изд. 2?е. Киев, 1901 – 1912, ч. 1 – 7.

Исповедь блаженного Августина, епископа Иппонийского, в 13?ти книгах (новый перевод). М., 1914.

Блаженный Августин. Исповедь. – Богословские труды. М., 1978, 19, с. 71 – 264.

Общая литература

В.Герье. Блаженный Августин. М., 1910.

И.В.Попов. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1917, I, 1 – 2.

С.С.Аверинцев. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (Противостояние и встреча двух творческих принципов). – В кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

С.С.Аверинцев. Западно-восточный генезис литературных канонов византийского средневековья. – В кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

С.С.Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Г.Г.Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979 (об Августине – с. 181 – 341).

В.В.Соколов. Средневековая философия. М., 1979 (об Августине – с. 51 – 84).

Д.В.Джохадзе, Н.И.Стяжкин. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981 (об Августине – с. 13 – 27).

В.В.Бычков. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Проблемы личности

И.П.Четвериков. О Боге как личном существе. Киев, 1903.

O.Braun. Begriff "Person" in seiner Anwendung auf die Lehre von Trinitat und Incarnation. Mainz, 1876.

S.Schlossmann. Persona und prosopon im Recht und in christlichen Dogma Kiel – Leipzig, 1906.

P.Henry. Saint Augustine on Personality. The Saint Augustine Lecture. New York, 1960.

C.de Vogel. The concept of Personality in Greek and Christian Thought. – Studies in Philosophy and the History of Philosophy, Washington, 1963, vol. 2 (об Августине с. 20 – 60).

A.N.Armstrong. Form, Individual and Person in Plotinus. – Dionysius, 1977, 1.

P.Crouse. In multa defluximus: Confessions X 29 – 43, and St.Augustine's theory of Personality. – In: Neoplatonism and early Christian Thought. London, 1981, p. 180 – 185.

Другие проблемы

П.Верещацкий. Плотин и Блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме. – Православный собеседник, 1911, № 7, 9.

В.В.Бычков. Византийская эстетика. М., 1977.

Его же. Античные традиции в эстетике раннего Августина. – В кн.: Традиции в истории культуры. М., 1978, с. 85 – 105.

Г.А.Гаджикурбанов. Антропология Августина и античная философия. Автореф. канд. дисс. М., 1979.

В.В.Бычков. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Его же. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма. – В кн.: Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981.

В.П.Гайденко, Г.А.Смирнов. Раннесредневековая концепция человека. – В кн.: Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

Л.А.Даниленко. Философско-эстетические взгляды Августина. Автореф. канд. дисс. М., 1982.

А.А.Столяров. Проблема свободы воли в раннесредневековой философии (Аврелий Августин). М., 1988 (автореф. канд. дисс.).

В.В.Бычков.Формирование основных принципов византийской эстетики. В кн.: Культура Византии. IV – первая половина VII вв. (под редакцией З.В.Удальцовой). М., 1984, с. 504 – 546.

K.Svoboda. L'esthetique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933.

Cf.M.Grabmann. Die Grundgedanken des heiligen Augustinus uber Seele und Gott. Darmstadt, 1967.

H.Ruef. Augustin uber Semiotik und Sprache. Bern, 1981.
ХАЛКИДИЙ

Текст и комментарии

Chalcidii Timaeus ex Platonis dialogo translatus et in eundem commentarius cum graeco Platonis exemplo et latina Ciceronis interpretatione. – In: Fragmenta philosophorum graecorum, ed. Mullachius. Parisiis, 1881, II, p. 147 – 258.

Platonis Timaeus interprete Chalcidio cum eiusdem commentario, ed. Joh.Wrobel. Lipsiae, 1876.

Timaeus a Calcidio translatus commentarioque instructus. In societatem operis coniuncto P.J.Jensen edidit J.H.Waszink. (Plato latinus, IV. Londinii et Leidae, 1962. 1975).

Литература

A.Gercke. Chalcidius und Ps. – Plutarch. – Rheinisches Museum, 1886, 41, S. 269 f.

D.Tamilia. De Chalcidii aetate. – Studi italiani di filologia classica, 1900. 8, p. 79 – 80.

B.W.Switalski. Des Chalcidius Kommentar zu Plato's Timaeus. – Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Munster, 1902, Bd. 3, Hf. 6.

G.Borghorst. De Anatolii fontibus. Berlin, 1905, S. 26 – 38. Diss.

G.Altmann. D.Posidonio Timaei Platonis commentatore. Berlin, 1906. Diss.

J.C.M.Van Winden. Calcidius on matter. His doctrine and sources. A chapter in the history of Platonism. Leiden, 1959. 1965.

J.H.Waszink. Studien zum Timaioskommentar des Calcidius. Leiden, 1964, I: Die erste Halfte des Kommentars (mit Ausnahme der Kapitel uber die Weltseele).

J.den Boeft. Calcidius on Fate. His doctrine and sources. Leiden, 1970.

J.H.Waszink. La theorie du language des demons dans Calcidius. – In: Melanges Danielou. Paris, 1972, p. 237 – 244.

M.Baltes. Die Weltentstehung des platonischen Timaios nach den antiken Interpreten. Leiden, 1976, S. 172 – 184.

J.den Boeft. Calcidius on demons (commentarius ch. 127 – 136). Leiden, 1977.
МАКРОБИЙ

Тексты, переводы и комментарии

Macrobe, Varron, Pomponius Mela. Oeuvres completes. Avec la traduction en francais, publiees sous la direction de M.Nisard. Paris, 1850.

Macrobii Saturnalia, ed. J.Willis. Lipsiae, 1963.

Macrobii Commentarii in Somniun Scipionis, ed. J.Willis. Lipsiae, 1963.

G.Lodgberg. In Macrobii Saturnalia adnotationes. Uppsala, 1936. Diss.

Литература

H.Linke. Quaestiones de Macrobii Saturnaliorum fontibus. Breslau, 1880. Diss.

H.Linke. Ueber Macrobius' "Kommentar zu Somnium Scipionis". – In: Philologus. Abhandlung M.Herr zum 70. Geburtstag dargestellt. Berlin, 1880, S. 240 – 256.

G.Wissowa. De Macrobii Saturnaliorum fontibus. Breslau, 1880. Diss.

P.Duhem. Le systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a Copernic. Paris, 1905, II, p. 62 – 71 (имеется перепечатка 1954 г.).

Th.Schedler. Die Philosophie des Macrobius und ihr Einfluss auf die Wissenschaft des Mittelalters. Munster im W., 1916 (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. 13, 1).

Th.Whittaker. Macrobius, or Philosophy, Science and Letters in the year 400. Cambridge, 1923.

K.Mras. Macrobius' Kommentar zu Ciceros Somnium. Ein Beitrag zur Geistesgeschichte des 5. Jahrhunderts N. Chr. – Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaft., Philol. – Hist. Klasse, 1933, S. 232 – 288.

E.Jeauneau. Macrobe, source du platonisme chartraine. – Studi Medievali, 1960, t. 1, p. 3 – 24 (3 Seria).

E.Tuerk. Macrobius und die Quellen seiner Saturnalien. Freiburg im Br., 1962. Diss.

M.Fuhrmann. Macrobius und Ambrosius. – Philologus, 1963, 107, p, 301 – 309.

E.Tuerk. Les Saturnales de Macrobe, source de Servius Danielis. – Revue des etudes latines, 1963, 41, p. 327 – 349.

A.Cameron. Macrobius. Avienus and Avianus. – Classical Quarterly, 1967, 17(2), p. 385 – 399.

M.Elferink. La descente de l’ame d’apres Macrobe. Leiden, 1968.

C.Zintzen. Romisches und Neuplatonisches bei Macrobius. – In: Politeia und Res Publica. Beitrage zum Verstandnis von Politik, Recht und Staat in der Antike, dem Andenken R.Starks gewidmet, hrsg. von R.Steinmetz. Wiesbaden, 1969, S. 357 – 376.

H.de Ley. Macrobius and Numenius. A.Study of Macrobius' In Somn. I, 12. Bruxelles, 1972 (Latomus, vol. 125).

J.Flamant. Macrobe et le neo-platonisme latin, a la fin du IVe siecle. Leiden, 1977.
МАРЦИАН КАПЕЛЛА

Текст

Martianus Capella, ed. A.Dick. Lipsiae, 1925.

Martianus Capella, ed. J.Willis. Leipzig, 1983.

Более общая литература

F.Eyssenhardt. De Martiano Capella. Berlin, 1861.

P.Courcelle. Les lettres grecques en Occident de Macrobe a Cassiodore. Paris, 1943, p. 198 – 205.

F.Lemoine. Martianus Capella. A Literary Re-evaluation. Munchen.

W.Stahl, R.Johnson, E.L.Burge. Martianus Capella and the Seven Liberal Arts. London, 1971 – 1977, I – II.

Общие проблемы

K.Heyer. Martianus Capella und die 7 freien Kunste. – Die Drei, 1924, 4, S. 841 – 857.

R.Uhden. Die Weltkarte des Martianus Capella. – Mnemosyne, 1935 – 1936, 3, S. 97 – 124.

G.Dumezil. Remarques sur les trois premieres "regiones caeli" de Martianus Capella. – In: Hommages a Max Niedermann. Bruxelles, 1956, p. 102 – 107.

P.Ferrarino. La prima e l'unica. Reductio omnium artium ad philologiam. Il De nupptiis Philologiae et Mercurii di Marziano Capella e l'apoteosi della filologia. – Italia medioevale e umanistica, 1969, 12, p. l – 7.

L.Cristante. Musica e grammatica nella Enciclopedia di Marziano Capella. – Atti e memorie dell'accademia Patavina, 1974 – 1975. 87, p. 335 – 379.

Частные проблемы

F.Ludecke. De Nartini Capellae libro sexto. Gottingae, 1862.

J.Jurgensen. De tertio Martiani Capellae libro. Lipsiae, 1874.

P.Tannery. Ad Martiani Capellae librum VII. – Revue de philologie, 1892, 16, p. 137 – 139.

G.Thulin. Die Gotter des Martianus Capella und die Bronzeleber von Piacenza. Giessen, 1906.

S.Weinstock. Martianus Capella and the Cosmic System of the Etruscans. – Journal of Roman Studies, 1946, 36, p. 101 – 129.

W.Deonna. La descendance du Saturne a l'ouroboros de Martianus Capella. – Symbolae Osloenses, 1955, 31, p. 170 – 189.

J.Preaux. Le culte des Muses chez Martianus Capella. – In: Melanges de philosophie… offerts a Pierre Boyance. Rome, 1974, p. 579 – 614.

Стиль

G.Boettger. Ueber Martianus Capella und seine Satira, nebst einigen kritischen Bemerkungen. – Neue Jahrbucher fur Philologie und Padagogik. 1847, suppl. Bd. XIII, S. 590 – 622.

F.Stange. De re metrica Martiani Capellae. Lipsiae, 1882.

A.Sundermeyer. De re metrica et rhythmica Nartiani Capellae. Marpurgiae, 1910.

F.May. De sermone Martiani Capellae quaestiones selectae. Marpurgiae, 1936. Diss.

D.Bartonkova. Prosimetrum. The mixed style in Martianus Capella's work De nuptiis Philologiae et Mercurii. – Sbornik Praci Filosofike Fak. Brnenske Univ., Rada archeol. klas., 1977 – 1978, 22 – 23, p. 206 – 215.

Марциан Капелла и другие авторы

C.Weyman. De Martiano Apulei imitatore. – Sitzungsberichte der Akademie. Munchen, 1873, S. 374 f.

G.Wissowa. De Nigidio Maitiani fonte. – Gesammelte Abhandlungen zur romische Religions-und stadtgexhichte. Munchen, 1904. S. 125f.

H.W.Fischer. Untersuchungen uber die Quellen der Rhetorik des Martianus Capella. Breslau, 1936. Diss.

R.Turcan. Martianus Capella et Jamblique. – Revue des etudes latines, 1958, 36, p. 235 – 254.

V.Fontanella. Mercurio alle recerca di Apollo Sole. La teoria geoeliocentrica di Fraclide Pontico nel De Nuptiis Philologiae et Mercurii di Marziano Capella, libro I 26. – Atti dell' Instituto Veneto di Scienze, 1977, 135, p. 305 – 322.
БОЭЦИЙ 3

Тексты, переводы и комментарии

De istitutione arithmetica libri II, De institutione musica libri V, accedit Geometria, quae fertur Boethii, ed. Godofr. Friedlein. Lipsiae, 1867.

In Topica Ciceronis. – In: Ciceronis Opera, ed. Orellius et Baiterus. Turici, 1833, vol. V, 1.

Commentarii in librum Aristotelis Peri hermeneias, rec. C.Meiser. Lipsiae, 1877 – 1880, I – II.

In Isagogen Porphirii commenta…, rec. S.Brandt. – Corpus Scriptorum ecclestiacorum Latinorum, Vindobonae – Lipsiae, 1906, v. 48, p. l.

Boethius. De syllogismis hypotheticis, ed. L.Obertello. Brescia, 1969.

Patrologiae cursus completus, ed. J.P.Migne, Ser. lat., LXIV (здесь полностью напечатаны сочинения по логике).

Боэциевы переводы "Органона" Аристотеля помещены в изд.: Aristoteles latinus: I 1 – 5 ("Категории"), Bruges – Paris, 1961; 6 – 7 ("Введение" Порфирия), Bruges – Paris, 1966; II 1 – 2 ("Об истолковании"), Bruges – Paris, 1965; III 1 – 4 ("Аналитика I"). Bruges – Paris, 1962; V 1 – 3 ("О софистических опровержениях"). Leiden – Bruxelles, 1975.

Boethius. Opusculi theologici. Testo con introduzione e tradizione di E.Rapisarda. Catania, 1947. 1960.

Boethius. The theoiogical tractates, with an english translation by H.F.Stewart, E.K.Rand. The consolation of philosophy, with an english translation of "I.T." (1609) revised by H.F.Stewart. London – Cambridge (Mass.), 1962. 1973 (имеется несколько более ранних изданий начиная с 1918 г.).

L.Obertello. Severino Boezio. La consolazione della filosofia. Gli opuscoli teologici. Milano, 1979.

Boethius. De consolatione philosophiae libri V, ed. G.Smith. London, 1926.

A.M.T.S.Boethii Philosophiae consolationis libri V, rec. G.Weinberger. – In: Corpus Scriptorum ecclestiacorum latinorum. Wien, 1934, 57.

Boethius. Trost der Philosophie. Ubertragen von E.Gothein. Eingeleitet von M.L.Gothein. Neu herausgegeben von W.Gothein. Zurich, 1949 (тут же и латинский текст).

A.M.T.S.Boethii Philosophiae consolatio, ed. L.Bieler. – In: Corpus christianorum, ser. lat. Turnholti, 1957, 94, 1.

Boethius. Philosophiae consolationis libri V, ed. K.Buchner. Heidelberg, 1948. 1960.

Boethius. Philosophiae consolatio. Testo con introduzione e traduzione di E.Rapisarda. Catania, 1961.

Boethius. Trost der Philosophie. Lateinisch-deutsch, herausg. u. ubers. v. E.Gegesatz und O.Gigon. Eingeleitet und erlautert v. O.Gigon. Munchen, 1981.

L.Cooper. A concordance to Boethius. The five theological tractates and the consolation of philosophy. Cambridge (Mass.), 1928.

А.М.Боэтий. Утешение философское, перевод иеромонаха Феофилакта. Спб., 1794.

Боэтий. Утешение философией, кн. 1, перевод Ф.А.Петровского. – В кн.: Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. М., 1970, с. 134 – 146.

Боэтий. Из "Утешения философией", перевод С.Аверинцева. – В кн.: Поздняя латинская поэзия. М., 1982, с. 603 – 606.

Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984 (Вступительная статья о Боэции В.И.Уколовой; "Об утешении философией", перевод и комментарий В.И.Уколовой, перевод стихов М.Н.Цетлина; "Комментарий к введению Порфирия", перевод и комментарий Т.Ю.Бородай).

A.M.S.Boethius. Funf Bucher uber die Musik aus der lateinischen in die deutsche Sprache ubertragen und mit besonderer Berucksichtigung der griechischen Harmonik sachlich erklart von Osc. Paul. Leipzig, 1872.

E.Stumpf. Boethius' De topicis differentiis. Ithaca (N.Y.), 1978.

Boethius. De consolatione philosophiae, transl. by J.Walton, ed. by M.Science. London, 1927.

Boethius. Die Trostungen der Philosophie, ubers. v.R.Scheven. Leipzig, 1930.

Boece. La consolation de la philosophie, trad., introd. et notes par A.Bocagnano. Paris, 1937.

Boezio. La consolazione della filosofia. Introd., versione e note di U.Moricca. Firenze, 1942.

Boecio. La consolation de la filosofia, trad. de Alberto de Aguayo. Ed. e itrod. del Luis G.Alonso Getino. Buenos Aires-Mexico, 1943.

Boethius. De vertroosting der wijsbegeerte. Opnicuw mit het Latijn vertaald en ingeleid door J.W. Schotman. Antwerpen, 1945.

Boethius. Van de vertroosting der wysheyd. Vyt' t'latyn op nieus vertaalt MDLXXXV. Amsterdam, 145.

Boethius. The consolation of philosophy, with an english transl. by H.F.Stewart. London, 1946.

Boecio. La consolacion de la filosofia, trad. de E.M.de Villegas. Barcelona, 1955.

Boethius. Trost der Philosophie, deutsch von K.Buchner. Mit Einfuhrung v.F.Klingner. Bremen, 1955.

Boethius. Trost der Philosophie, aus der Lateinischen ubers., mit Einleitung und Anmerkungen versorgt v.E.Neitzke. Stuttgart, 1959.

Boethius. The consolation of philosophy, transl. by R.Greene. New York, 1962.

Boethius. O pcieszeniu jakie daje filosofia, przel. W.Olszewski. Przypisami opatrzy L.Joachimowicz. Wstepem poprzedzi J.Legowicz. [Warszawa], 1962.

Saeculi noni auctoris in Boethii consolationem philosophiae commentarius, ed. E.T.Silk. – Ig: Papers and monographs of the American Academy in Rome. Romae, 1935, IX.

J.Gruber. Kommentar zu Boethius "De Consolatione Philosophiae". Berlin – New York, 1978.

Общая литература

П.Н.Кудрявцев. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим. М., 1850 (на с. 44 – 49 о политической стороне того, что автор называет "заговором римлян").

З.В.Удальцова. Италия и Византия в VI веке. М. 1959 (на с. 221 – 235 о политической обстановке деятельности Симмаха и Боэция).

В.И.Уколова. Методологические проблемы изучения генезиса западно-европейской средневековой культуры. – В кн.: Методологические и философские проблемы истории. Новосибирск, 1983.

И.Н.Голенищев-Кутузов. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 102 – 112.

В.В.Соколов. Средневековая философия. М., 1979, с. 92 – 97.

Г.Г.Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979, с. 356 – 394.

Г.Г.Майоров. Северин Боэций и его роль в западноевропейской истории. – Вопр. философ. 1981, № 4.

История всемирной литературы. М., 1984, т. 2 (на с. 446 – 448 общие сведения о Боэции).

C.F.Bergstedt. De vita et scriptis Boethii. Ursalae, 1842.

J.G.Suttner. Boethius der letzte Romer. Sein Leben, sein christliches Bekenntnis, sein Nachruhm. Eichstadt, 1852. Progr.

Fr.Nitzsch. Das System des Boethius und die ihm zugeschriebenen theologischen Schriften. Berlin, 1860.

L.Biraghi. Boezio filosofo, teologo, martire a Calvenzano Milanese. Milano, 1865.

H.Usener. Ein Beitrag zur Geschichte Roms in ostgotischer Zeit. – In: Anecdoton Holderi (Festschrift). Bonn, 1877, S. 37 – 66.

H.F.Stevart. Boethius. Edinbourdh, 1891.

E.K.Rand. Der dem Boethius zugeschriebene Traktat De fide catholica. – Jahrbucher fur klassische Philologie, 1901, Supplementband 26, S. 401 – 461.

S.Brandt. Entstehungszeit und zeitliche Folge der Werke von Boethius. – Philologus, 1903, 62, S. 141 – 154, 234 – 275.

T.Venuti de Dominicis. Boezio. Studio storico-filosofico. Grottaferrata, 1911, I.

W.A.Edwards. The last of the Romans. – The classical journal, 1911 – 1912, p. 252 – 262.

G.Chappius. La theologie de Boece. – Congres d'histoire du christianisme, publ. par P.L.Couchoud. Paris, 1928, III, p. 15 – 40.

K.Bruder. Die philosophischen Elemente in den Opuscula sacra des Boethius. Quellengeschichte der Philosophie Scholastik. Leipzig, 1928.

R.Bonnaud. L'education scientifique de Boethius. – Speculum, 1929, 4, p. 198 – 213.

A.Guzzo. L'isagoge di Porfirio e i commenti di Boezio. Torino, 1934.

M.Galdi. Saggi Boeziani. Pisa, 1938.

H.M.Barrett. Boethius. Some aspects of his times and work. Cambridge, 1940.

W.Bark. Boethius' fourth tractate, the so-called De fide catholica. – Harvard theological review, 1946, 39, p. 55 – 69.

Ch.H.Coster. The fall of Boethius, his character. – Annuaire de l'Institut de philologie et d'histoire orientales de L'Universite libre de Bruxelles, 1952, 12, p. 45 – 81.

E.Rapisarda. La crisi spirituale di Boezio. Catania, 1953.

F.Klingner. Boethius. – In: F.Klingner. Romische Geisteswelt. 4. Aufl. Munchen, 1961, S. 565 – 599.

L.Obertello. Severino Boezio. Genova, I – II, 1974.

Boethius. His life, thought and influence. Ed. by M.Gibson. Oxford, 1981.

E.Reiss. Boethius. Boston, 1982.

Проблема переходного периода

В.И.Уколова. Боэций и его время (к истории западноевропейской образованности в эпоху раннего средневековья). АКД. М., 1970.

В.И.Уколова. Мировоззрение Боэция и античная традиция. – Вестник древней истории, М., 1981, № 3, с. 76 – 86.

В.И.Уколова. Боэций и христианство. – В кн.: Религии мира. М., 1982.

М.И.Мачавариани. Философское мировоззрение Боэция. АКД. Тбилиси, 1984.

G.Baur. De An. M.Sev. Boethio christianae doctrinae assertore. Darmstadt, 1841.

Ch.Jourdain. De l'origine des traditions sur le christianisme de Boece. Paris, 1861.

G.Bosisio. Sul cattolicismo di An. M.T.Sev. Boezio. Pavia, 1867.

L.C.Bourquard. De An. M.Sev. Boethio, christiano viro, philosopho ac theologo. Angers, 1877.

O.Prietzel. Boethius und seine Stellung zum hristentum. Lobau, 1879. Progr.

A.Richter. Der Ubergang der Philosophie zu den Deutschen in VI – XI Jahrhundert. Halle, 1880. Progr.

A.Hildebrand. Boethius und seine Stellung zum Christentum. Regensburg, 1885.

G.Boissier. Le christianisme de Boece. – Journal des savants. Paris, 1889, p. 449 – 462.

G.Semeria. Il cristianesimo di Sev. Boezio rivendicato. Roma, 1900.

M.Grabmann. Die Geschichte der scholastischen Methode. Freiburg im Br., 1909, I; Basel, 1961, S. 148 – 177.

E.Ursoleo. La teodicea di Boezio in rapporto al cristianesimo ed al neoplatonismo. Napoli, 1910.

E.K.Rand. Founders of the Middle Ages. Oxford, 1928.

R.Carton. Le christianisme et l'augustinisme de Boece. – Revue de philologie, 1930, 1, p. 573 – 659.

H.R.Patch. The tradition of Boethius. A study of his importance in medieval culture. New York, 1935. London, 1936.

M.N.Marshall. Boethius' definition of persona and medieval understanding of the Roman theatre. – Speculum, 1950, 25, p. 471 – 492.

L.Alfonsi. Romanita e barbarie nell'Apologia di Boezio. – Studi romani, 1959, 1, p. 605 – 616.

L.Obertello. Boezio, le scienze e quadrivio e la cultura medievale. – Atti dell'Academia ligure di scienze e lettere, 1971, 28, p. 152 – 170.

Специально об "Утешении философии"

И.Н.Гинцбург. Еврейская версия сочинения "Об утешении философией" (из необр. рукописей ленингр. Отд?ния Ин?та нар. Азии АН СССР, подготов. к печати И.Ш.Шифман). – Краткие сообщения Ин?та нар. Азии, 1965, вып. 69, с. 116 – 122.

В.И.Уколова. Боэций и его трактат "Об утешении философией" (определение задач философии и учение о познании). – Бахрушинские чтения Новосибирск, 1971, вып. 3, с. 36 – 45.

В.И.Уколова. Человек, время, судьба в трактате Боэция "Об утешении философией". – Средние века, 1973, вып. 37, с. 9 – 27.

V.Martin. Quae de providentia Boetius in consolatione philosophiae scripserit. Nantes, 1865.

N.Scheid. Die Weltanschauung des Boethius und sein "Trostbuch". – Stimmen aus Maria-Laach, 1890, 39, S. 374 – 392.

A.Engelbrecht. Die Consolatio philosophiae des Boethius; Betrachtungen uber den Stil des Autors und die Uberlieferung seines Werkes. Wien, 1902.

E.K.Rand. On the composition of Boethius' Consolatio philosophiae. Boston, 1904.

Greg.A.Muller. Die Trostschreibung des Boethius; Beitrag zu einer literarhistorischen Quellenuntersuchung. Berlin, 1912. Diss.

F.Klingner. De Boethii consolatione philosophiae. Berlin, 1921. Zurich – Dublin, 1966.

G.Capone Braga. La soluzione cristiana del problema del "Summum bonum" in Philosophiae consolationis libri quinque de Boezio. – Archivio di storia della filosofia italiana, 1934, 3, p. 101 – 116.

A.Thomam, M.Roques. Traductions francaises de la Consolatio philosophiae de Boece. – Histoire litteraire de la France, 1938, 37, p. 419 – 488, 543 – 547.

P.Coucreelle. Etude critique sur les commentaires de la Consolation de Boece. – Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age, 1939, 4, p. 5 – 140.

A.van de Vyver. Les traductions du "De consolatione philosophieae" de Boece en litterature comparee. – Humanisme et renaissance, 1939, 6, p. 247 – 273.

I.Cappa. Consolazione della filosofia di Boezio. Esposozione e commenti. Milano, 1940.

K.Dienelt. Sprachliche Untersuchungen zu Boethius' Consolatio philosophiae. 1 – 2. – Glotta, 1941, 28, S. 98 – 128; 1942, 29, S. 129 – 138.

L.Alfonsi. Sulla composizione della Philosophiae consolatio boeziana. – Atti dell'Instituto veneto di scienze, lettere ed arti, classe di scienze morali, 1942 – 1943, 102, p. 702 – 722.

L.Alfonsi. Problemi filosofici della consolatio Boeziana. – Rivista di filosofia neoscolastica, 1943, 35, p. 323 – 328.

J.M.Hoek. De Middelnederlandse vertalingen van Boethius' "De consolatione philosophiae" met een overzicht van de andere Nederlandse en niet-Nederlandse vertalingen. Amsterdam, 1943. Diss.

K.Reichenberger. Untersuchungen zur literarischen Stellung der "Consolatio philosophiae". Koln, 1954.

L.Alfonsi. Storie interiore e storia cosmica nella "Consolatio" boeziana. – Convivium, 1955, 3, p. 513 – 521.

J.Schwarz. Untersuchungen zur Consolatio philosaphiae des Boethius. Wien, 1955. Diss.

W.Schnid. Philosophisches und Medizinisches in der Consolatio des Boethius. – In: Festschrift B.Snell. Munchen, 1955, S. 113 – 144.

E.Gegenschatz. Die Freiheit der Entscheidung in der "Consolatio philosophiae" des Boethius. – Museum Helveticum, 1958, 15, S. 110 – 129.

J.Subowski. The sources of Boethius' De consolatione philosophiae. – Sophia, 1961, 29, p. 67 – 94.

V.Schmidt-Kohl. Die neuplatonische Seelenlehre in der "Consolatio philosophiae" des Boethius. Meisenheim am Glan, 1965.

P.Courcelle. La consolation de la philosophie dans la tradition litteraire. Paris, 1967.

J.Gruber. Die Erscheinung der Philosophie in der Consolatio philosophiae des Boethius. – Rheinisches Museum, 1969, 112, S. 168 – 186.

D.S.Chamberlain. Philosophy of music in the Consolatio of Boethius. – Speculum, 1970, 45, p. 80 – 97.

H.Scheible. Die Gedichte in der "Consolatio philosophiae" des Boethios. Heidelberg, 1972.

H.Traenkle. Ist die Philosophiae consolatio des Boethius zum vorgesehenen Abschluss gelangt? – Vigiliae christianae, 1977, 31, S. 148 – 156.

Боэций и другие авторы

Н.М.Бубнов. Абак и Боэций. Пг., 1915 (на с. 94 – 149 дается общая оценка математических рассуждений Боэция).

Н.А.Богодарова. Чосер и Боэций (к вопросу о формирований этических воззрений поэта). – В кн.: Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. М., 1983, с. 203 – 221.

G.Baur. Boethius und Dante. Leipzig, 1873.

V.di Giovanni. Severino Boezio filosofo e i suoi imitatori. Palermo, 1880.

R.Murari. Dante e Boezio. Bologna, 1905.

B.L.Jefferson. Chaucer and the "Consolation of philosophy" of Boethius. Princeton, 1917.

R.Burdach. Die humanistischen Wirkungen der Trostschrift des Boethius in Mittelalter und in der Renaissance. – Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 1933, 11, S. 530 – 558.

E.S.Koplowitz. Uber die Abhangigkeit Thomas von Aquins von Boethius und Mose ben Maimon. Wurzburg, 1934. Diss.

P.Courcelle. Boece et l'ecole d'Alexandrie. – Melanges d'archeologie et d'histoire de l'Ecole francaise de Rome, 1935, 52, p. 185 – 223.

E.T.Silk. Boethius' Consolatio philosophiae as a sequel to Augustine's dialogues and soliloquia. – Harvard theological review, 1939, 32, p. 19 – 39.

Fr.von Falkenhausen. Dante und Boethius. – Dante-Jahrbuch, 1940, 22, S. 70 – 84.

M.Grabmann. Die theologische Erkenntnis– und Einleitungslehre des heiligen Thomas von Aquin auf Grund seiner Schrift "In Boethium de Trinitate". Freiburg in der Schweiz, 1948.

G.Pfligersdorfer. Andronikos von Rhodos und die Postpradikamente dei Boethius. – Vigiliae christianae, 1953, 7, S. 98 – 115.

M.A.Schmidt. Gottheit und Trinitat. Nach dem Kommentar des Gilbert Porreta zu Boethius' De trinitate. Basel, 1956.

J.Shiel. Boethius and Andronicus of Rhodos. – Vigiliae christianae, 1957, 11, p. 179 – 185.

J.-C.Margolin. Erasme, commentateur de Boece. – Latomus, 1967, 26, p. 165 – 194.

J.Shiel. Boethius and Eudemus. – Vivarium, 1974, 12, p. 14 – 17.

R.A.Dwyer. Boethian fictions: narratives in the mediaeval French versions of the Consolatio philosophiae. Cambridge (Mass.), 1976.

Прочие вопросы

В.И.Уколова. Боэций и формирование системы квадривиума (к истории начального этапа средневекового образования). – Сборник научных работ аспирантов исторического факультета. М., 1970.

В.И.Уколова. Из истории эстетических воззрений раннего средневековья. (Эстетические взгляды Боэция). – в кн.: Европа в средние века М., 1972, с. 277 – 293.

C.Prantl. Geschichte der Logik im Abendlande. Leipzig, 1855, I; Graz, 1955, S. 679 – 722.

M.Cantor. Mathematische Beitrage zum Kulturleben der Volker. Halle, 1863. Abschn. XIII.

M.Cantor. Vorlesungen uber die Geschichte der Mathematik. 2. Aufl. Leipzig, 1894.

A.Kappelmacher. Der schriftstellerische Plan des Boethius. – Wiener Studien, 1928, 46, S. 215 – 225.

R.Bragard. L'harmonie des spheres selon Boethius. – Speculum, 1929, 4, p. 206 – 213.

H.R.Patch. Fate in Boethius and the neoplatonists. – Speculum, 1929, 4, p. 62 – 72.

G.Pietsch. Die Klassifikation der Musik von Boethius bis Ugolino von Orvieto. – Studien zur Geschichte der Musiktheorie im Mittelalter. Halle, 1929, I.

M.Galdi. De Boethii carminibus quid iudicandum sit. – Athenaeum, n.s. 1929, 7.

L.Schrade. Das propadeutische Ethos in der Musikanschauung des Boethius. – Archiv fur Geschichte der Erziehung, 1930, 20, S. 179 – 215.

H.J.Brosch. Der Seinsbegriff bei Boethius, mit besonderer Berucksichtigung der Beziehung von Sosein und Dasein. Innsbruck, 1931.

L.Schrade. Die Stellung der Musik in der Philosophie des Boethius. – Archiv fur Geschichte der Philosophie, 1932, 41, S. 368 – 400.

V.Schurr. Die Trinitatslehre des Boethius im Lichte der skythischen Kontroversen. Paderborn, 1935.

H.R.Patch. Necessity in Boethius and the neoplatonists. – Speculum, 1935, 10, p. 393 – 404.

A.Becker-Freyseng. Die Vorgeschichte des philosophischen Terminus "contingens". Die Bedeutungen von "contingere" bei Booethius und ihr Verhaltnis zu den aristotelischen Moglichkeitsbegriffen. Heidelberg, 1938.

A.P.McKinlay. The De syllogismis categoricis and Introductio ad syllogismos categoricos of Boethius. – Classical and mediaeval studies in honour of E.K.Rand, ed. L.W.Jones. New York, 1938, p. 209 – 219.

E.de Bruyne. Boethius en de middeleeuwsche aesthetiek. – Mededeelingen der Koninklijke Vlaamsche Akademie voor wetenschappen, letteren en schone kunsten van Belgie. Klasse der letteren, 1939, p. 39 – 64.

L.Alfonsi. De Boethio elegiarum auctore. – Atti dell'Instituto veneto di scienze, lettere ed arti, 1942 – 1943, 102.

R.Bragard. Boethiana: Etudes sur le De institutione musica de Boece. – Hommage a C.van den Borren, ed. S.Clerx et A.van der Linden. Antwerpen, 1945, p. 84 – 139.

E.de Bruyne. Etydes d'esthetique medievale. Bruges, 1946, I; De Boece a Jean Scot Erigene.

L.Schrade. Music in the philosophy of Boethius. – Musical quarterly, 1947, 33, p. 188 – 200.

K.Durr. The propositional logic of Boethius. Amsterdam, 1951.

A.Pertusi. La fortuna di Boezio a Bisanzio. – Annuaire d'Institut de philologie et histoire orientales, 1951, 11, p. 301 – 322.

G.Vann. The wisdom of Boethius. London, 1952.

J.Isaac. Le Peri hermeneias en occident de Boece a S.Thomas, histoire litteraire d'un traite d'Aristote. Paris, 1953.

L.Alfonsi. Boezio poeta. – Antiquitas, 1954/1956, 9/11, p. 4 – 13.

E.Rapisadra. Poetica e poesia di Boezio. – Orpheus, 1956, 3, p. 23 – 40.

L.Minio-Paluello. Les traductions et les commentariers aristotelicieens de Boece. – Studia patristica. Berlin, 1957, 2, p. 358 – 365.

J.Shiel. Boethius' commentaries on Aristotle. – Mediaeval and renaissance studies, 1958, 4, p. 217 – 244.

F.von Lepel. Die antike Musiktheorie im Lichte des Boethius. Berlin – Charlottenburg, 1958.

H.Potiron. Boece, theoricien de la musique grecque. Paris, 196l.

W.C.Kneale, M.Kneale. The development of logic. Oxford, 1962, p. 189 – 198.

L.M.de Rijk. On the chronology of Boethius' works on logic. – Vivarium, 1964, 2, p. 1 – 49, 125 – 162.

U.Pizzani. Studi sulle fonti de De institutione musica di Boezio. – Sacris erudiri, 1965, 16, p. 6 – 164,

G.Schrimpf. Die Axiomenschrift des Boethius (De hebdomadibus) als philosophisches Lehrbuch des Mittelalters. Leiden, 1966.

M.Folkerts. Boethius' Geometrie II: ein mathematisches Lehrbuch des Mittelalters. Wiesbaden, 1970.

F.Troncarelli. Per una ricerca sui commenti altomedievali al De consolatione di Boezio. – In: Miscellanea in memoria di G.Cencetti. Torino, 1973.

E.Stump. Boethius' works on the Topics. – Vivarium, 1974, 12, p. 77 – 93.

C.Bower. Boethius and Nicomachus: An essay concerning the sources of the De institutione musica. – Vivariurn, 1978, 16, p. 1 – 45.
ЭПОХА СИНКРЕТИЗМА
ХАЛДАИЗМ

Тексты, переводы и комментарии

Oracula chaldaica, ed. G.Kroll. Breslau, 1894 (Nachdr.: Hildesheum, 1962).

Oracles chaldaiques. Avec un choix de commentaires anciennes. Texte etabli et traduit par Edouard des Places. Paris, 1971.

Литература

G.Kroll. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894.

J.Bidez, F.Cumont. Les mages helleniques. Paris, 1938, I – II.

W.Theiler. Die chaldaischen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942 (перепечатано: W.Theiler. Forschungen zum Neuplatonismus. Berlin, 1966).

H.Lewy. Chaldaean Oracles and Theurgy. The Cairo, 1956.

F.W.Cremer. Die chaldaischen Orakel und Jamblich "De mysteriis". Meisenheim, 1969.

J.Moingt. Les Oracles chaldaiques dans la tradition patristique africaine. – Studia patristica. Berlin, 1970, XI.

O.Geudtner. Die Seelenlehre der chaldaischen Orakel. Meisenheim, 1971.
СИВИЛЛИНЫ ОРАКУЛЫ

Тексты, переводы и комментарии

XPH?T?MOI IBYLLIAKOI. Oracula Sibylina…, curante C.Alexandre. 1 ed. Parisiis, 1841 – 1856, I – II; 2 ed. Parisiis, 1869.

Die Sibyllinischen Weissagungen, vollstandig gesammelt, nach neuer Handschriftenvergleichung, mit krit. Kommentare und metrischer deutscher Ubersetzung hrsg. von J.H.Friedlieb. Leipzig, 1852.

Oracula Sibylliana, ed. A.Rzach. Vindobonae, 1891.

Die Oracula Sibyllina, bearb, von Dr.Joh.Geffken. Leipzig, 1902.

The Sibylline Oracles. Transl. from the Greek into english blank verse by M.S.Terry. New York, 1890.

Sibyllinische Weissagungen. Urtext und Ubersetzung. Ed.Alfons Kurfess. I. Munchen, 1951.

Литература

B.G.Badt. De Oraculis Sibyllinis a Judaeis compositis. Vratislaviae, 1869. Diss.

A.Rzach. Oracula Sibyllina. – In. Pauly-Wissowa Realenzyclopadie. Bd. II 2 col. 2073 – 2183 (указывается литература до 1924 г.).

J.Geffken. Komposition und Entstehungszeit der Orakeln Sibyllinischen. Leipzig, 1902.

Th.Zielinski. La Sibylle. Paris, 1927.

W.Hoffmann. Wandel und Herkunft der Sibyllin. Bucher in Rom. Leipzig, 1933. Diss.

H.Jeanmaire. La Sibylle et la retour de l'age d'or. Paris, 1939.

A.Peretti. La Sibil la Babilonese nella propaganda ellenistica. Firenze, 1942.

A.Kurfess. Vergil und die Sibyllinen. – Zeitschrift fur Religion und Geistesgeschichte, 1951, 3. Jg., Hf. 4.
ГНОСТИЦИЗМ, ГЕРМЕТИЗМ

Тексты, переводы и комментарии

Hermetica. The ancient Greek and Latin writings which contain religious or philosophic teachings ascribed to Hermes Trismegistus. Ed. with engl. translation and notes by W.Scott. Oxford, 1924 – 1925, I – II.

Corpus Hermeticum. Texte etabli par D.Nock et traduit par A. –J.Festugiere. 2 ed. Paris, 1960, I – II.

Frammenti gnostici. Introd., trad. e commento a cura di E.Buonaiuti. Roma, 1923.

W.Schultz. Dokumente der Gnosis. 3. Aufl. Jena, 1927.

W.Volker. Quellen zur Geschichte der christlichen Gnosis. Tubungen, 1932.

So spricht die Gnosis. Spatantike christliche Gnosis. Bearb. Von A.Rosenberg. Munchen, 1954.

Evangelium veritatis. Ed. M.Malinice, H. –C.Puech, G.Quispel. Zurich, 1956 – 1961.

R.M.Grant. Gnosticism. A source Book of heretical Writings from the Early Christian Period. London, New York, 1961.

R.Haardt. Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse. Salzburg, 1967 (с хорошей библиографией).

W.Foerster. Gnosis. A Selection of gnostic texts. Engl. transl. edited bv R.McL.Wilson. Oxford, 1972, vol. I: Patristic Evidence; vol. II: Coptic and Mandaean Sources. Oxford, 1974 (в каждом томе хорошая библиография).

М.К.Трофимова. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979, с. 159 – 198 (здесь содержится русский перевод некоторых текстов Наг-Хаммади).

Общая литература

W.Bousset. Hauptprobleme der Gnosis. Gottingen, 1907.

E.de Faye. Gnostiques et Gnosticisme. Paris, 1925.

H.-C.Puech. Ou en est le probleme du Gnosticisme? Bruxelles, 1934.

H.Jonas. Gnosis und spatantiker Geist. Gottingen, 1934 (19643) – l954, Tl. I – II.

A.-J.Festugiere. La Revelation d'Hermes Trismegiste. Paris. 1944 – 1954. I – IV.

G.Quispel. Gnosis als Weltreligion. Zurich, 1951.

H.Leisegang. Die Gnosis. Stuttgart, 1955.

R.McL.Vilson. The Gnostic Problem. London, 1958.

R.M.Grant. Gnosticism and Early Christianity. London, New York, 1959. 1966.

H.Jonas. The Gnostic Religion. London, 1960. Boston, 1963.

Gnosis und Gnostizismus. Hrsg.von K.Rudolf. Darmstadt, 1975.

Ф.Зелинский. Гермес трижды-величайший. – В кн.: Ф.Зелинский. Соперники христианства. Спб., 1910, с. 88 – 152.

М.Э.Поснов. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917.

Р.Ю.Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, с. 223 – 235.

М.К.Трофимова. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

А.И.Сидоров. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии. – Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982, вып. 1, с. 91 – 148 (здесь содержится обширная библиография по общим и частным проблемам гностицизма, а также по отдельным его представителям).
СИМОН МАГ

E.Haenchen. Gab es eine vorchristliche Gnosis? – Zeitschrift fur Theologie und Kirche, 1952, 49, S. 316 – 349.
КАРПОКРАТ

H.Liboron. Die Karpokratianische Gnosis. Leipzig, 1988.
ВАСИЛИД

P.Hendrich. De alexandrinische haeresiarch Basilides. Amsterdam, 1926.

W.Foerster. Das System des Basilides. – New Testament Studies, 1962 – 1963, 9, p. 233 – 255.
ОФИТЫ

Th.Horfner. Das Diagram der Ophianer. – In: Charisteria fur R.Rzach. Reichenberg, 1930, S. 86 – 98.

G.Bornkamm. Ophiten. – RE, XVIII 654 – 658.
АПОКРИФ ИОАННА

W.Foerster. Das Apokryphon des Johannes. – In: Gott und die Gotter. Festgabe fur Erich Fascher. Berlin, 1958, S. 134 – 141.

H.-Ch.Puech. The Apocryphon of John. – In: New Testament Apocrypha, ed. E.Hennecke, W.Schnemelcher, I. London, 1963, p. 314 – 331.
ВАЛЕНТИНИАНЕ

F.-M.-M.Sagnard. La Gnose Valentinienne et le temoignage de Saint Irene. Paris, 1947.
НААССЕНЫ

W.Foerster. Die Naassener. – Studi di storia religiosa della tarda antichita. Messina, 1968, p. 21 – 33.
НИКОЛАИТЫ

N.Brox. Nikolaos und Nikolaiten. – Vigiliae Christianae, 1965, 19, S. 23 – 30.
ПОЙМАНДР

R.Reitzenstein. Poimandres. Leipzig, 1904.

E.Haenchen. Aufbau und Theologie des "Poimandres". – Zeitschrift fur Theologie und Kirche, 1956, 53, S. 149 – 191.
ДЕЯНИЯ ФОМЫ

G.Bornkamm. Mythos und Legende in den apokryphen Thomas-Akten. Gottingen, 1933.

G.Quispel. Makarius, das Thomasevangelium und das Lied von der Perle. Leiden, 1967.
ОРФИКИ

Тексты, переводы

Orphica. Rec.E.Abel. Pragae – Lipsiae, 1885.

Orphicorum fragmenta, ed. O.Kern. Berolini, 1922.

Inni Orfici a cura di Giuseppe Faggin. Testo greco con traduzione, introduzione e note. Firenze, 1949.

Orphei Hymni. Iteratis curis ed. G.Quandt. 2. Aufl. Berolini, 1955.

Orfici. Frammenti, scelta di testi e trad. a cura di G.Arrighetti. Torino, 1959.

Античные гимны. Сбор. текстов, вступ. статья и ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1988, с. 177 – 267.

Общая литература

W.K.C.Guthrie. Orpheus and Greek Religion. London, 1935.

I.M.Linforth. The Arts of Orpheus. Berkeley – Los Angeles, 1941.

L.Moulinier. Orphee et l'orphisme a l'epoque classique. Paris, 1955.

F.Graf. Eleusis und die orphische Dichtung Athens in vorhellenistischer Zeit. Berlin, New York, 1974.

M.L.West. The Orphic Poems. Oxford, 1983.

Н.И.Новосадский. Орфические гимны. Варшава 1900.
Дополнительная библиография 4
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

A.S.Kohanski. The Greek Mode of Thought in Western Philosophy. Madison Fairleigh Dickinson Un. Press, 1984.

S.Rosen. The Quarrel between Philosophy and Poetry. Studies in Ancient Thought. New York – London, 1988.
ГАРМОНИЯ

B.Meyer. Harmonia. Freiburg, 1932. Diss.

B.van de Waerden. Harmonie-Lehre der Pythagoreer. – Hermes, 1943, 78.

Z.Spitzer. Classical and Christian Ideas of World Harmony. – In: Prolegomena to an interpretation of the word "Stimmung". – "Traditio", ed. Y.Quaster, S.Kuttner., vol. 2. New York, 1944.

H.Koller. Harmonie und Tetraktys. – Museum Helveticum, 1959, 16, S. 238 – 248.

H.Schavernoch. Die Harmonie der Sprahen. Die Geschichte der Idee des Welteneinklangs und der Seelenstimmung. Freiburg, 1981.

Greek Musical Writings, ed. by A.Barker. Cambridge, 1984 – 1990 vol. I – II.
ЗНАНИЕ

Doubt and Dogmatism. Studies in Hellenistic Epistemology. Ed. by M.Schofield. Oxford, 1989.

N.Denyer. Language, Thought and Falsehood in Ancient Greek Philosophy. Cambridge, 1990.
ЕДИНОЕ И МНОГОЕ

E.C.Welskopf. Der Eine und die Vielen. – Studi di storia antica offerti dagli allievi a E.Manni. Roma, 1976, p. 2209 – 2216.
КАТАРСИС

A.Nicev. La catharsis tragique d’Aristote. Sophia, 1982,
КОСМОС

H.Sasse. Kosmein, kosmos, kosmios, kosmicos. – Theologisches Worterbuch zum Neuen Testament, hrsg. von G.Kirtel. 1938, 3, 867 – 869.

H.Diller. Der vorphilosophische Gebrauch von Kosmos und kosmein. – Festschrift B.Snell. Munchen, 1956, S. 47 – 60.

P.Seligman. Soul and cosmos in Presocratic. Philosophy. – Dionysius, 1978, 2, p. 5 – 17.

J.A.Lopez-Ferez. Sobre kosmos-mikrokosmos, especialmente en Democrito. – Studia philologica Salmanticensia, 1984, 7 – 8, p. 247 – 257.
ЛОГОС

W.Kelber. Die I ogoslehre. Von Heraklit bis Origenes. Stuttgart, 1976.
МАТЕМАТИКА

P.H.Michel. De Pythagore a Euclide. Paris, 1950.

G.Boehme. Zeit und Zahl. Studien zur Zeittheorie bei Platon, Aristoteles, Leibnitz. Frankfurt am Main, 1974.

H.Gericke. Mathematik in Antike und Orient. Berlin, 1984.

D.J.O’Meara. Pythagoras Revived. Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxford; 1989.
МЕРА

F.Weltsch. Das Wagnis der Mitte. Stuttgart, 1937.
МИМЕСИС

E.Auerbach. Mimesis. Bern, 1952 (русск. пер. М., 1976).

P.Moraux. La mimesis dans les theories anciennes de la danse, de la musique et de la poesie. – Etudes classiques. Namur, 1955, p. 3 – 13.

M.R.Ruegg. Mimetology. Philosophy and/or Literature in the Platonic and Aristotelian texts. New Haven, 1976. Diss.

Mimesis. From mirror to method, Augustine to Descartes. Ed. by J.A.Lyons, S.Nichols. London, 1982.
МИФ

L.Muller. Wort und Begriff "mythos" im klassischen Griechisch. Hamburg, 1953. Diss.
ПРИРОДА. СУБСТАНЦИЯ

D.Holwerda. Commentatio de voces quae est FUSIS vi atque usu praesertim in Graecitate Aristotele anteriore. Groningen, 1955.

A.Pellicer. Nature. Etude semantique et historique du mot latin. Paris, 1966.

W.Stegmaier. Substanz. Grundbegriff der Metaphysik. Stuttgart, 1977.

A.Capizzi. Oysia – physis, eimi – phyo, sum – fui. I due concetti di essere del pensiero antico. – Discorsi, 1983, 3, p. 7 – 22.
СИМВОЛ

Beitrage zu Symbol, Symbolbegriff und Symbolforschung, hrsg. von M.Lurker. Baden-Baden, 1982, Bd. 1.
ЦЕЛЬ

R.Alpers-Goelz. Der Begriff Skopos in der Stoa und seine Vorgeschichte. Hildesheim, 1976.

О.Левинская. История и семантика термина telos в языке древнегреческой философии. М., 1987. Автореф. канд. дисс.
ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АВТОРЫ
ПЛАТОН И ПЛАТОНИЗМ

H.Thesleff. Studies in Platonic Chronology. Helsinki, 1982.

W.J.Prior. Unity and Development in Plato’s Metaphysics. London, 1985.

Der Platonismus in der Antike. Hrsg. van H.Dorrie. Stuttgart, 1987. Bd. 1.

C.J.De Vogel. Rethinking Plato and Platonism. Leiden, 1988.

Platonic Writings. Platonic Readings. Ed by Ch.Griswold. New York – London, 1988.
АРИСТОТЕЛЬ

N.Sherman. The Fabric of Character. Aristotle’s Theory of Virtue. Oxford, 1989.

A.W.Price. Love and Friendship in Plato and Aristotle. Oxford, 1989.
ЭЛЛИНИЗМ

M.L.Colish. The Stoic Tradition from Antiquity to the Early Middle Ages. Leiden, 1985, vol. I – II.

The Hellenistic Philosophers, ed. by A.A.Long and D.N.Sedley. Cambridge, 1987 – 1989, vol. I – II.

H.W.Parke. Sibyls and Sibylline Prophecy in Classical Antiquity. London, 1988.
ХРИСТИАНСТВО И АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ

Platonismus und Christentum. Festschrift fur H.Dorrie. Munster, 1983.

H.Chadwick. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxford, 1984.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ НЕОПЛАТОНИЗМА

Posidonius. Die Fragmente. Bd. I. Texte. Bd. II. Erlauterungen. Hrsg. von W.Theiler. Berlin – New York, 1982.

D.T.Runia. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden; 1986.
НЕОПЛАТОНИЗМ (ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА)

The Structure of Being. A Neoplatonic Approach. Ed. by R.B.Harris. New York, 1982.

A.C.Lloyd. The Anatomy of Neoplatonism. Oxford, 1989.
ПЛОТИН

Plotinus. Enneades. Vol. III, ed. P.Henry and H.-R.Schwyzer. Oxford, 1982.

Plotinus. Enneades, ed A.H.Armstrong. Vol. IV – VII. London, 1984 – 1988.

J.C.Fraisse. La simplicite du Beau selon Plotin. – Cahiers du Centre George-Radet. Talence, Un. de Bordeaux III. 1980 – 1981, I, p. 60 – 80.

P.Boot. Plotinus’ On Providence (Ennead III 2 – 3). Three interpretations. – Mnemosyne, 1983, 26, p. 311 – 315.

M.Lassegue. Note sur la signification de la notion d’image chez Plotin. – Revue de l’Enseignement philosophique, 1983, 33, N 6, p. 4 – 12.

Plotinus amid Gnostics and Christians. Papers presented at the Plotinus Symposium hold at Free University, Amsterdam, on 25 January 1984. Ed. by D.T.Runia. Amsterdam, 1984.

J.Boulad Ayoub. L’image du centre et la notion de l’Un dans les Enneades. – Philosophiques, 1984, XI, p. 41 – 70.

R.Cels. Beaute interieure et theophanie. Meditation plotinienne. – Hommage a D.Coppieters de Gibson. Bruxelles, 1984, p. 103 – 123.

E.K.Emilsson. Plotinus on sense perception. A philosophical and historical study. Princeton, 1984. Diss.

G.Gurtler. Sympathy in Plotinus. – International philosophical Quarterly, 1984, 24, p. 395 – 406.

F.Hager. La societe comme intermediaire entre l’homme individuel et l’absolute chez Plotin. – Diotima, 1984, 12, p. 131 – 138.

M.Issandri Parente. Introduzione a Plotino. Roma – Bari, 1984.

J.Lounibos. Plotinus. Pagan, Mystic, Philosopher. Pagan and Christian anxiety. A responce to E.R.Dodds. Lanham, 1984, p. 131 – 166.

D.P.Taormina. Filosofia e magia in Plotino. – Momenti e problemi di storia del platonismo. Catania Un., 1984, p. 53 – 83.

P.Aubenque. Plotin et Dexippe, exegetes des Categories d’Aristote. – Melanges offerts a M.de Corte. Bruxelles – Liege, 1985, p. 7 – 40.

U.Bonanate. Orme ed enigmi nella filosofia di Plotino. Milano, 1985.

J.C.Fraisse. L’interiorite sans retrait. Lectures de Plotin. Paris, 1985.

C.L.Hancock. Energia in the Enneads of Plotinus. A reaction to Plato and Aristotle. Loyola Un. of Chicago, 1985. Diss.

A.Saget. The limit of the self in Plotinus. – Antichton, 1985, XIX, p. 96 – 101.
ПОРФИРИЙ

A.Meredith. Allegory in Porphyry and Gregory of Nyssa. – Studia Patristica, 16. Oxford, 1975, p. 423 – –427.

L.Brisson, M.O.Goulet-Gase, R.Goulet, D.O’Brien. Porphyre, La vie de Plotin. I.Travaux preliminaires et index grec complet. Paris, 1982.

A.Preus. Biological theory in Porphyry’s De abstinentia. – Ancient Philosophy, 1983, 3, p. 149 – 159.

Porphyry. On the Cave of the Nymphs. Transl. with an introd. essay by R.Lamberton. New York, 1984.

B.Croke. The era of Porphyry’s anti-Christian polemic. – Journal of Religious History, 1984, 13, p. 1 – 14.

A.Smith. Did Porphyry reject the transmigration of human souls into animals? – Rheinisches Museum, 1984, 127, p. 276 – 284.

C.Evangeliou. Aristotle’s Doctrine of predicables and Porphyry’s Isagoge. – Journal of the History of Philosophy, 1985, 23, p. 15 – 34.

P.Moraux. Porphyre, commentateur de la Physique d’Aristote. Melanges offerts a M.de Corte. Bruxelles – Liege, 1985, p. 227 – 239.
ЯМВЛИХ

Giamblico. I misteri egiziani. Abbamone. Lettere a Porfirio. Intr., trad. e indici di A.R.Sodano. Milano, 1984.

M.T.Antonelli. La matematica delle idee e il problema della relazione in Giamblico. – Giornale di Metafisica, 1983, 5, p. 391 – 408.

J.F.Finamore. Iamblichus and the theory of the vehicle of the soul. New Brunswick Un., 1983. Diss.

J.Dillon. Speusippus in lamblichus. – Phronesis, 1984, 29, p. 325 – 332.

A.Marcone. L’imperatore Giuliano, Giamblico e il neoplatonismo – Rivista storica Italiana, 1984, 96, p. 1046 – 1052.

H.D.Saffrey. Quelques aspects de la spiritualite des philosophes neoplatoniciens. De Jamblique a Proclus et Damascius. – Revue des Sciences Philosophiques et Theologiques, 1984, 68, p. 169 – 182.
ПРОКЛ

Proclus. The Platonic Theology, ed. R.Navon, Th.Taylor. New York, 1985 – 1986. vol. I – II.

Proclus. Sur la Premier Alcibiade de Platon. Texte etabli et traduit par A.P.Segonds. Paris, 1985 – 1986, vol. I – II.

Proclus. Commentary on Plato’s Parmenides, ed. G.R.Morrow and J.Dillon. Princeton Un. Press, 1986.

Ibn At-Tayyib. Proclus’ Commentary on the Pythagorean Golden verses, ed. et transl. by N.Linley. New York, 1985.

J.M.P.Lowry. The logical principles of Proclus Stoicheiosis theologice as systematic ground of the cosmos. – Elementa, XIII. Amsterdam, 1980.

A.D.R.Sheppard. Studies on Proclus’ Commentary on the Republic. Gottingen, 1980 (Hypomnemata LXI).

Soul and the structure of Being in Late Neoplatonism. Syrianus, Proclus and Simplicius. Ed. by H.Blumenthal a. o. Liverpool, 1982.

M.di Pasquale Barbanti. Proclo tra filosofia e teurgia. Catania, 1983.

J.Trouillard. La puissance secrete du nombre selon Proclus. – Revue de Philosophie Ancienne, 1983, 1, p. 227 – 241.

E.Moutsopoulos. L’odyssee de la conscience chez Proclus. – Diotima, 1984, 12, p. 178 – 182.

H.D.Saffrey. La Theologie Platonicienne de Proclus, fruit de L’exegese du Parmenide. – Revue de Theologie et de Philosophie, 1984, 116, p. 1 – 12.

C.Steel. Proclus et les arguments pour et contre l’hypothese des Idees. – Revue de Philosophie Ancienne, 1984, II 2, p. 3 – 27.

L.Cordullo. Il linguaggio del simbolo in Proclo. Analisi filosofico-semantici dei termini symbolon / eicon / synthema nel Commentario alla Reppublica. Catania, 1985.

E.Moutsopoulos. Structures de l’imaginaire dans la philosophie de Proclus. Paris, 1985.
ПРОЧИЕ АВТОРЫ

E.Souderegger. Simplikios. Uber die Zeit. Ein Kommentar zum Corollarium de tempore. Gottingen, 1982 (Hypomnemata LXX).

H.J.Blumenthal. Marinus’ Life of Proclus. Neoplatonist biography. – Byzantion, 1984, LIV, p. 469 – 494.

T.Lee. Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogistik in der Spatantike. Eine Untersuchung uber die Kommentare zu den Analytica Priora von Alexander Aphrodisiensis, Ammonius und Philoponus. Gottingen, 1984 (Hypomnemata LXXIX).

Damascius. Traite des Premiers Principes. Texte etabli par L.G.Westerink et traduit par J.Combes. Paris, 1986, vol. 1.

N.Aujoulat. Le neo-platonisme Alexandrin. Hierocles d’Alexandrie. Leiden, 1986.

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.