Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лалетин Д. Культурология

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ III ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Предыстория

Славяне изначально жили в Европе рядом с германцами, кельтами, балтами, другими народами. Между ними не было серьезных природных границ — морей, широких рек, гор. Археологи считают, что в эпоху бронзы все эти народы говорили на одном древнеевропейском языке. Существовали, конечно, диалекты племен, но все же это была одно культурное пространство. Оно простиралось на западе от Верхней Эльбы до Среднего Днепра на востоке. С началом железного века европейские народы стали расселяться на новые земли, так как железная руда была практически повсюду. Расстояния ограничили постоянное общение между племенами, и это привело к  формированию отдельных народов.
Славяне всегда взаимодействовали с соседними народами. Такими соседями были, в частности, кельтские племена, которые жили в районе Верхней Вислы. Как показывают результаты археологических исследований, кельты были прекрасными металлургами и гончарами, имели развитую мифологию. Постепенно они вошли в славянский этнос, и это обогатило культуру славян. Позднее, в I—IV веках нашей эры, на северной границе Римской империи имели место постоянные культурные контакты славян с римлянами, существовали крупные славянские ремесленные поселения, торговавшие с Римом.
В последнее десятилетие IV века и в V веке из-за нашествия гуннов и из-за резкого изменения климата в Европе начинается великое переселение народов. Снимаются с обжитых мест и славяне, они занимают Смоленскую, Новгородскую и Ростово-Суздальскую земли, лесной массив Восточно-европейской равнины. Пространства здесь было достаточно для всех, поэтому славяне не уничтожали местное население, а оседали среди финнов, балтов и других местных племен, в том числе скифов-сколотов, которые исстари жили на Днепре.
С VI века климат в Европе начинает улучшаться, и великое переселение завершается. Каждая группа славян на новых местах затем развивается по-своему. На крайнем юго-востоке заселенных славянами земель, на берегах  Днепра, в VI-VII веках появляется имя «рос». В летописях ХII века этот регион называется «русская земля». Она включала в себя Киев, Чернигов, реку Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северскую землю, Курск. Впоследствии «русью», «русами», «росами» стали называть всех жителей этой земли, и славян, и иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Название же  «Русская земля» распространилось на всю Киевскую Русь.
Известная по летописям ранняя история русской земли позволяет заметить противостояние Киева и Новгорода, которые создавали каждый свою государственность. Однако приятая в настоящее время схема русской истории построена исключительно на киевских летописях. Число принимаемых во внимание новгородских преданий, независимо от степени их достоверности, во много раз меньше числа преданий южных.

ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Киевская Русь — союз славянских племен, сложившийся в IX — X веках в Среднем Поднепровье и принявший имя одного из них — народа РОС или РУС. В него входили поляне, древляне, кривичи, родимичи, северяне и др. Занимая выгодное географическое положение, Киев стал объединяющим центром восточнославянских племенных союзов. Поэтому именно он оказался во главе южного союза славянских племен, живших от Киева на север к Западной Двине и Ильменю.
На землях Киевской Руси развивается пашенное земледелие, совершенствуется ремесло. Арабские рукописи рассказывают, что жители этих краев имели постоянные связи с Византией, Западной Европой, Востоком, скопили большие торговые капиталы. Задолго до Х века славяне имели свою письменность: князья Олег и Игорь подписывали с греками договоры, тексты которых представлялись на русском и греческом языках. Уже в VII-VIII веках на русской земле было много городов: Новгород, Смоленск, Полоцк, Ростов, конечно, Киев и другие — центры торговли и культурного развития, ремесла, общественной жизни. Бывавшие на Руси в IX веке скандинавы называли её «Гардарикой» — страной городов. Фольклорные источники сохранили предания о победоносных походах русичей за море, на Царьград — столицу Византии.
Древние русичи были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Эти боги происходили от древнейших индоевропейских верований. Что-то было воспринято и от коренных народов, живших по соседству.
У русского книжника XII в. в «Слове об идолах» различается три этапа языческой религиозной культуры: киевских русичей: 1) славяне сначала «клали требы упырям и берегыням»; 2) под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам»; 3) начали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши и Вилам». То есть поначалу поклонялись духам, персонажам, олицетворявшим силы природы. Затем стали обожествлять предков, почитать Рода — создателя мира и Рожаниц — богинь плодородия. Перун и другие боги этого этапа имеют уже более абстрактный и обобщенный характер, они выстроены в достаточно четкую иерархию. Во главе её стоит Перун, громовержец, обитающий вне природы, на небесах. Перун стал княжеским богом. Большим почитанием отмечена фигура Велеса, «скотьего бога», которому поклонялись торговые люди и крестьяне.
Летописи рассказывают, что в 980 году Владимир Святославович киевский предписал всем своим подданным безоговорочно считать Перуна верховным общегосударственным богом и расставить некоторых других божеств разных земель и народов, живших в пределах Древней Руси (Мокошь, Хорос, Дажьбог, Стрибог, Симаргл) в обязательный для всех единый иерархический пантеон. Однако результаты этой религиозной реформы не удовлетворили Владимира, и он предпринял решительный шаг, решив обратить всю Киевскую Русь в христианство. В 988 году он после успешной войны с Византией расстался с пятью женами, которые у него были в язычестве, и в завоеванном у византийцев городе Корсуни (сейчас его развалины сохраняются на территории Севастополя, это один из интереснейших музеев — Херсонес таврический) крестился сам, крестил свою дружину и обвенчался с византийской принцессой Анной. Затем он объявил христианство государственной религией, силой разрушил на русской земле языческие капища, уничтожил идолов и заставил все племена принять христианское крещение.

Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры

Принятие христианства изменило всю религиозную культуру и через нее — саму жизнь общества. Формирование менталитета, системы ценностей, мировоззрения теперь проходило под руководством церкви, централизованного института, имевшего тысячелетние традиции и богатейший корпус текстов, включающий Библию. Тексты Нового Завета, прежде всего Евангелий, несли новую мораль. Единая религия стала мощной основой для объединения всех племен, окончательного слияния русов и славян, формирования единого народа и культуры. Эта культура несла в своих основах христианский гуманизм. Она была родственна европейскому христианскому миру, и Русь стала считать себя частью этого мира.
Европейские государства тоже признали Русь как партнера. Возникает торговля с европейскими странами, регулярный обмен посольствами, культурные обмены. Сельская по преимуществу Русь приобщается к развитой городской культуре. Заключаются династические браки: дочь киевского князя Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции, её сестры были замужем за королями Норвегии и Венгрии. Владимир Мономах был женат на дочери английского короля Гарольда.
Правда, христианство внедрялось в духовную жизнь Руси, особенно сельской, медленно. Как правило, под угрозой наказания принималась внешняя сторона христианской религии, совершались соответствующие обряды, и параллельно сохранялась вера в древних богов, тайком продолжались языческие ритуалы. Историки говорят о двоеверии русской глубинки, которое было особенно сильно в первые века после крещения Руси. Следы его наблюдались вполне отчетливо вплоть до конца XIX века, о чем писали все историки русской православной церкви.
И все же именно благодаря христианизации и ведущей роли церкви на Руси возникло искусство каменного строительства, иконописи, выросли великолепные соборы и монастыри, активизировалось художественное творчество, началось летописание. При храмах и монастырях началось систематическое обучение грамоте. Русское православие проводило установку на стремление к духовным идеалам, духовности. Во всей последующей истории христианство остается важнейшей составной частью духовных основ русской культуры. Оно определяет многие особенности менталитета, системы ценностей, морали русского народа, включая отношение к труду и богатству. Церковь сыграла важную роль в объединении и централизации государства, способствовала становлению самодержавия. Позднее государство прямо включило церковь в число своих институтов. Русская православная церковь сохраняет жесткую традиционную структуру и политику, так что в России не было ничего подобного западной религиозной реформации. Не стал поэтому широко распространенным и «дух капитализма». В силу этих особенностей российского христианства дальнейшее развитие культуры все больше расходилось с западным, приводя к отставанию во многих областях жизни.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Подключение древнерусской культуры к европейскому культурному пространству существенно ускорило процессы её развития. Русские ремесленники издавна умели получать высококачественную сталь, из которой делали отличное оружие и орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи, напильники). Русские купцы в IX веке практически монополизировали торговлю шелком, и до крестовых походов торговля Запада с Востоком шла через Русь. Замечательные по красоте изделия выходили из рук древнерусских ювелиров, которые владели самыми сложными технологиями. Эти изделия высоко ценились в других странах. В казне князя собирались огромные художественные и материальные ценности, так что её специально показывали иноземным послам. Интенсивная торговля шла с Византией, Чехией, Моравией, Польшей, Германией, Скандинавией, Аравией. Вывозили из Руси как ремесленные изделия, так и сырье — знаменитые русские меха, воск, мед, лен и т.п.
Славянские племена имели богатейшие фольклорные традиции. Существовал большой фонд песен, сказок, загадок, пословиц, обрядовых песен и заклинаний. Эпические повествования служили исторической памятью народа. В Х веке возникла новая форма эпоса — былины,. Наиболее известен киевский цикл былин. После принятия христианства письменность получила сильный стимул к распространению, появилось много рукописных книг, в основном памятников раннехристианской и византийской литературы, начиная с библейских книг. Эти книги художественно оформлялись, до наших дней дошли такие памятники XI века, как «Остромирово Евангелие» и Изборник» князя Святослава, обильно украшенные замечательными многоцветными заставками и миниатюрами. Возникла и своя литература, сначала в форме летописей, затем возникли и другие формы. Один из самых известных памятников — «Слово о полку Игореве».
На новый уровень поднялась архитектура и строительство, богатые навыки русского деревянного строительства обогатились византийским мастерством каменного зодчества. В конце Х века в Киеве центр был застроен ансамблем зданий из камня и кирпича, первым на Руси. По всей русской земле началось строительство монументальных соборов, самый известный из которых — киевский храм св. Софии. С храмовым строительством неразрывно было связано искусство живописи в технике мозаики и фрески, а также в форме иконописи. Мозаика на Руси не прижилась, а фресковая роспись и иконопись быстро приобрели неповторимые черты русской национальной культуры. То же произошло и с храмовой архитектурой: храмы, возводимые русскими мастерами, имели совершенно иные очертания, чем византийские.
Распад Киевской Руси в XII веке на отдельные княжества не замедлил культурного развития, а, скорее, привел к возрастанию разнообразия художественных стилей при сохранении общности культурных традиций. В целом развитие русской культуры до этого времени имело характер раннефеодального общества, реализуя ту же логику, что и в Западной Европе. Контакты с Западной Европой и сильное влияние Византии привели к своеобразному синтезу многих существенных характеристик европейской, византийской и собственно русской культуры. 
Этот процесс был прерван в начале XIII века татаро-монгольским нашествием.

Вопросы для самопроверки

  • Каковы корни восточного славянства?
  • Что такое Киевская Русь? Что известно о её хозяйственной культуре?
  • Какой религии придерживались до Х века жители Киевской Руси?
  • Как повлияло принятие христианства на культуру Киевской Руси и дальнейшее развитие русской культуры?
  • Что входит в число основных памятниках культуры славянской древности.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.