Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лалетин Д. Культурология

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 3. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

3.1. О морфологии культуры

Морфология — один из вариантов типологии, когда в качестве основания типологизации принимается форма. Соответственно в словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe — форма) обычно означает знание о форме и строении познаваемого объекта. В самом общем виде морфология — это знание о формах. Уместно также говорить, что морфология изучает структуру.
Чаще всего термин «морфология» применяется в биологии (тут он исторически возник) и в лингвистике. В биологии морфология включает в себя, например, анатомию и  эмбриологию человека и животных, а также морфологию растений; в лингвистике ее предмет — формы слов. О морфологическом подходе говорят сегодня в физике, в геологии и в географии (например, при описании совокупности форм скал и камней, возникших из-за эрозии), он проникает и в обществознание (например, «морфология искусства»). Э.А. Орлова подчёркивает, что морфологический подход имеет ключевое значение для изучения конкретной культуры: он позволяет выявлять соотношение универсальных (общекультурных) и уникальных, характерных именно для данного этноса элементов и характеристик.
Морфологический подход позволяет строить модели культуры. Формы культуры при этом выявляются на основе определения культуры, принятого в избранном методологическом подходе . Тогда можно говорить о системе понятий культуры, принятых в конкретном исследовании, а также о системных свойствах выделяемых в культуре компонентов.
Морфология культуры изучает формы культуры «внутри» конкретной исторически определённой или локальной культуры, формы культурных объектов и артефактов и их соотношения. Когда в качестве основания типологии принимается некоторая группа в составе исторически конкретного общества, выделяются некоторые производные от основной культуры формы (подтипы культуры), часто называемые субкультурами.

3.2. Субкультура

Термин «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает в общем и целом культуру нации, принимает её основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.
Выбор критериев (признаков) для выделения субкультур определяется познавательной ситуацией точно так же, как при построении типологии культуры вообще, о чём уже сказано ранее. Сообщества — носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета социальных групп (сообществ).
Некоторые субкультуры выделяются как контркультуры. Это такие субкультуры, основные ценности которых сознательно противопоставлены ценностям, нормам и стандартам доминирующей культуры. Контркультуры возникают как протест против господствующей культуры, они противостоят ей, провозглашая свою самостоятельность (например, андеграунд). В западном обществоведении термин «контркультура» появился в связи с анализом молодёжных движений 1960-х годов в Соединенных Штатах и Франции, его ввели социологи Маркузе и Разак. В США костяк такого движения составили молодые люди среднего класса. Основой была оппозиция  вьетнамской войне и обществу, которое вело такую войну. Эта контркультура имела как политические, так и культурные аспекты: участники культурного восстания назывались хиппи; политическое движение было известно как новые левые. К предпосылкам молодёжной контркультуры 1960-х в США относят рост численности студентов (с 1950 по 1964 годы численность студентов колледжей больше чем удвоилось, достигнув приблизительно 5 миллионов) и распространение рок-музыки, которая популяризировала более свободные альтернативные культурные стандарты, ценности и идеи.

Движения  за гражданские права и в защиту мира предали гласности неудачи существующей системы. Благодаря более либеральным методам воспитания детей выросло поколение, знакомое со свободой; средства массовой информации познакомили массы молодёжи с богемным стилем жизни. Ещё в 1920-е годы произошла молодёжная революция, после которой изменился стиль поведения; её символами были раскрепощённые девицы, джин и джаз. Спутниками контркультуры во второй половине ХХ века стали длинные волосы, наркотики и рок-музыка.

 Контркультурой называют также субкультуру, которая стремится разрушить основные ценности национальной (доминирующей) культуры, снижая уровень гуманности и цивилизованности, например, субкультуру криминальную.
Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции.
Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь (инкорпорировться). Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать своё место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.
Во-вторых, субкультуры при всей их относительной «отдельности», изолированности в рамках доминирующей культуры всё же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. При этом может произойти усвоение некоторых ценностей, норм, черт определённой субкультуры представителями других субкультур, так что в конце концов эти ценности и особенности воспринимает доминирующая культура. Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру,  изменять её. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры. В современной России эти процессы тоже идут. Правда, не всегда обновление можно считать безусловно благотворным: например, распространение ряда элементов субкультуры криминального мира (деликвентной, этически и эстетически сниженной, примитивизированной контркультуры).

3.3. Массовая и элитарная культура

Достаточно широко известны субкультуры, которые выделяются по признакам творческого вклада их носителей в развитие культуры, а также по развитости и сложности создаваемых и потребляемых культурных ценностей.
Понятно, что способностями к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности, одарены далеко не все люди. Ещё меньшему количеству удаётся реализовать такие способности и таланты. Соответственно и ощущать потребность в освоении так называемой высокой или классической культуры, прежде всего искусства, а также науки, юриспруденции, профессиональной политики, религии, философии дано тоже далеко не самой большой части любого общества. Исследование, проведённое во Франции в 1960-е годы, показало, что среди посетителей музеев 1 процент составляли сельскохозяйственные рабочие, 4 процента рабочие промышленности, 5 процентов ремесленники и торговцы, остальное — служащие с высоким образованием и представители более высоких социальных классов. В современной России (как, впрочем, и в бывшем СССР) ситуация примерно такова же. Достаточно вспомнить, какой процент населения (в том числе и среди студентов не художественных вузов) постоянно посещает концерты симфонической и камерной музыки, художественные выставки, театры, читает классическую литературу, занимается научными исследованиями и разработками.
Принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков элитой общества, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих её, — массой. Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты,  она — основной «мотор» общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормам и стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты в культуру, в жизнь общества является в конечном счёте, как пишет А. Флиер,  организация и упорядочение жизни. Отсюда представление о культурах (по сути, субкультурах) массовой и элитарной.
Важно отметить: критерием различения выступает не количественное соотношение названных общественных групп, а их участие в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Численность массы и элиты — всего лишь следствие сущностных особенностей этих групп.

3.3.1. Элитарная культура

Участие в культурной жизни, вклад в культуру и т.п. связаны с деятельностью, осуществляемой носителями субкультур. Разделение на массу и элиту определяется тем, что элита владеет знаниями и творческими умениями, недоступными большинству других, часто властью и богатством, и потому ощущает своё положение «над» массой. Данное разделение ведёт начало из глубокой древности человечества. Элита складывалась как жреческие и правящие группы, а также как торговые и финансовые сословия. Часто все эти функции выполнялись одной и той же общественной группой.
Так, в древней Месопотамии (Шумере, Вавилоне) храмы — то есть жречество — были центрами ремёсел, деловой жизни, наблюдений за природой (прежде всего звёздным небом). Известно, что храмы владели рабами, землёй и орудиями труда, а также нанимали мастеров. В то же время храмы действовали как настоящие банки: на сохранившихся клинописных таблицах содержатся многочисленные записи об отдаче земли в аренду, о предоставлении ссуд зерном, скотом, о ссудных процентах. Шумерские жрецы изобрели контракт как юридическую форму деловых отношений. Сверхбогаты были и храмы древнего Египта. Они владели большой долей обрабатываемой земли (до 15 процентов), собирали свои налоги, получали десятую часть военной добычи. Жрецы участвовали в управлении страной, влияя на решения фараонов. Параллельно развивалось торговое сословие, причём в Вавилоне и Финикии купеческая верхушка соперничала богатством и властью со жрецами и вельможами.
Позднее элита продолжала существовать как аристократия, правители (в том числе вельможи, высшие чиновники) и клир. В средние века в Европе в состав элиты входит рыцарство. Оно считает себя истинной аристократией, оно властвует в европейских государствах и создаёт новую систему ценностей, заменившую многие старые составляющие европейской культуры. Именно на основе рыцарской субкультуры возникают представления о патриотизме, выходят на ведущие места  дух жертвенности, стремление к справедливости, к защите слабых, кардинально меняется представление о любви между мужчиной и женщиной, само место и статус женщины в обществе. К концу Средневековья к ней постепенно приближаются финансисты, удачливые торговцы. В Новое время всё более заметную роль в элите начинают играть представители буржуазии.
Субкультуры элиты и массы различаются возможностями, которыми располагают названные общественные группы. В частности, коллекционирование произведений искусства ещё на заре цивилизаций стало символической демонстрацией богатства и власти, отличительным признаком элиты. Властители любили окружать себя великолепием, подавлять подданных роскошью, важную часть которой составляли коллекции произведений искусства.  Позднее сюда стала добавляться грамотность, поскольку письменные документы показали свою высочайшую эффективность в экономике, в политическом управлении, в религии,  науке и финансах. На этой основе возникло коллекционирование литературы. Постепенно традиции собирания произведений искусства и литературы стали приобретать самостоятельную ценность, переставая быть только признаком элитности и доставляя владельцам коллекций эстетическое наслаждение. Однако доступность таких коллекций простонародью, массе очень долго была крайне ограниченной.
Собирание книг не было так тесно связано с аристократией, как коллекционирование живописи, скульптуры, ювелирных шедевров и т.п., включая дворцы. Грамотность долгое время не входила в число добродетелей, необходимых аристократам. Известно, например,  что император Священной Римской империи Карл Великий только в весьма зрелом возрасте с трудом овладел чтением, письму же так и не научился. Библиотеки были принадлежностью учёных и тех людей, чья работа требовала образованности (священники, чиновники, в наши дни — учёные, профессионалы-специалисты). Собрания рукописей существовали ещё в древнем мире, и система государственных и школьных библиотек была в Риме. Но сеть общественных библиотек сформировалась только начиная с середины ХIХ столетия.
Природа коллекционирования искусства изменилась в эпоху индустриализации и демократических революций, которые начались со второй половины ХVIII столетия. Художественные коллекции, которые прежде принадлежали монархам, привилегированным классам и церкви и редко открывались публике (за исключением общедоступной части церковного искусства), стали в большинстве европейских стран общественными музеями.
Однако разрыв между массами населения и элитными группами не исчез и даже не так уж сильно сократился. Прежде всего, создавать культурные ценности могут всё же далеко не все. Не говоря уже о таких продуктах, как научные теории и открытия, очевидно, что и художественной творчество тоже дело не для всех, особенно в таких видах, как симфоническая музыка, живопись, литература. Кроме того, и для восприятия произведений высокого искусства нужна определённая подготовка, тем более серьёзная, чем более новаторским является произведение. Потребность в потреблении ценностей высокой культуры тоже приобретает вовсе не большинство. Сегодня элитные группы как раз и включают тех, кому доступно творчество и восприятие ценностей высокой культуры. Для массы эти ценности обычно кажутся чересчур сложными, часто даже скучными и потому ненужными.
О существовании элитных групп в обществе писал ещё Платон. Позднее пытались научно осмыслить соотношение и взаимодействие элиты с массой в обществе философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
В своей книге «Мир как воля и представление» (1844) А. Шопенгауэр пишет, что общество состоит из «людей гения» (тех, кому доступно эстетическое созерцание и художественное творчество) и «людей пользы» (способных только на работу под руководством других, материально полезную). Ф. Ницше в известных работах «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) представляет человека элиты как «сверхчеловека». «Сверхчеловек» у Ф. Ницше занимает привилегированное положение в обществе и обладает выдающейся чувствительностью к искусству.
В ХХ веке концепцию элиты разрабатывали многие известные философы и социологи, в том числе В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс и др.  В 1925 году появилась небольшая книга испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». В ней проводился тезис, что новые, возникшие во второй половине ХIХ и начале ХХ веков формы искусства обращены не к массовой публике, а к избранной, к элите. При этом новое искусство призвано уводить людей от реальной жизни, его основой является «дегуманизация». Искусство ХХ века сознательно разделяет публику на способных к его восприятию и на остальных, к этому не готовых. Правда, вхождение в элиту, пишет Ортега, определяется не аристократическим происхождением и  не принадлежностью к привилегированным слоям общества, а природными задатками, «божиим даром». Только элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому именно ей адресовано искусство.
Эти идеи продолжают концепцию «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая представляет собой полемическое преувеличение особенностей элитных групп. В России на рубеже ХIХ-ХХ веков такие идеи активно пропагандировало объединение «Мир искусства», на Западе — многие творцы авангардного искусства.
Традиционная связь высокого искусства и собраний произведений искусства с классовыми  привилегиями привела некоторых революционеров и авангардистов ХIХ и ХХ столетий к выводу, что учреждение демократической культуры требует разрушения памятников аристократической культуры, собранных в музеях, и самих музеев как хранилищ этого типа культуры.

3.3.2. Массовая культура

Массовая культура — в самом широком смысле субкультура самих широких слоёв населения, близкая так называемой «народной культуре», то есть культуре сельского населения, из которой она произошла. В достаточно далёком историческом прошлом, когда сельское население было повсюду абсолютно преобладающим, именно в массе крестьян складывались мифы, возникали мелодии и тексты песен, танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы и т.п., причём авторство не фиксировалось, а сами произведения передавались из поколения в поколение,  составляя фонд народной культуры. Именно этим объясняется известное высказывание о том, что «музыку создаёт народ, а композитор её только аранжирует». Это фигуральное высказывание в бывшем СССР цитировалось как догма. После разделения западной культуры на сельскую и городскую, когда стало фиксироваться авторство, когда художественное и вообще культурное творчество профессионализировалось, положение изменилось. Практически все культурные ценности стали создаваться профессионалами, причём начиная с Возрождения и в Новое время  эти профессиональные творцы тоже стали элитой. С этого времени массовая культура стала культурой той части общества, которая сама непосредственно культуру не создаёт, а только потребляет.
Но в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание. Это связано с формированием индустриального массового производства и широким распространением технических средств массовой коммуникации.
Телефон, радио, кино, фотография, телевидение, в последние полвека компьютерная техника и Интернет стали основой совершенно нового образа жизни как раз самых широких масс населения. Массовое производство сделало доступными для всех работающих материальные блага, которыми ещё в ХIХ веке пользовались только очень богатые люди: жильё, одежда, питание, возможности дальних поездок, транспортным средствам... Средства массовой коммуникации так же резко повысили доступность искусства, науки, образования. К тому же на Западе повысился уровень здоровья, заметно выросла продолжительность жизни. Резко сократилась численность сельского населения (до примерно 5 % в США), а всем сельским жителям стали также доступны все блага городской жизни. Правда, изготовленные в массовом количестве блага (дома, мебель, одежда, домашние вещи, автомобили и т.п.) должны быть с необходимостью стандартными, одинаковыми или почти одинаковыми для всех.
Культурные (и социальные) следствия оказались неожиданным.
Поначалу отмеченное повышение материального уровня жизни, резкое усиление возможностей освоения всех ценностей культуры всеми слоями и группами населения было воспринято социологами и политиками в западных странах как возможность  демократизации культуры и всей культурной жизни. Однако оказалось, что массовое потребление стандартных благ привело к стандартизации потребностей, мод и вкусов. Произошло так называемое омассовление образа жизни и потребления. Появились массовые моды на одежду, на продукты питания, массовые политические партии, массовые вкусы во всём, начиная с развлечений и художественных впечатлений, — так называемая массовая культура, массовое искусство. Выяснилось, что те самые широкие массы вовсе не желают (часто и не могут) поголовно приобщаться к ценностям высокой культуры: получать учёные степени, читать Достоевского, Джойса и Кафку, слушать Палестрину, Баха и Шостаковича и коллекционировать произведения высокого искусства.
Массовое искусство воплотилось в кинофильмах, телевидении, массово-периодической беллетристике (глянцевые журналы, «женские» романы и детективы, телесериалы типа бразильских и аргентинских, записанная развлекательная музыка, общедоступные боевики, мелодрамы и триллеры в кино, мюзикл в театре, комиксы и т.п.). Высокая, или серьёзная, культура, которая стала доступной благодаря новой технике массового воспроизводства, в массовой культуре оказалась сниженной до череды популярных хитов, которые скрыли реальную сложность искусства. Большая часть новой музыки и пьес, которые были созданы для кинофильмов и радио, а позже для телевидения, по сравнению с классическими образцами были мелкими. Культура, став демократической, стала слишком легкой.
Общедоступность культурных ценностей и массовое потребление облегченной, сниженной культуры привели к изменению самосознания масс, которое ярче всех описал в философском эссе «Восстание масс» (1939) уже упоминавшийся Х. Ортега-и-Гассет. Он писал, что масса — это множество средних в буквальном смысле, заурядных  людей, посредственностей. Среди их главных отличительных черт — «стремление... сделать игру и спорт своим главным занятием; всеми средствами, от гигиены до гардероба, культивировать собственное тело; не допускать романтизма в отношениях с женщинами; делить досуг с интеллигентами, в душе презирая их и с радостью отдавая на растерзание лакеям и жандармам; предпочитать абсолютную власть демократическим прениям и т.д. и т.п.» (Восстание масс. // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, с. 336). Благодаря демократическому строю общества и высокому уровню материального потребления люди массы ощущают себя совершенными. «...В ХIХ веке цивилизация позволила среднему человеку утвердиться в избыточном мире, воспринятом как изобилие благ, но не забот. Он очутился среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, услужливых правительств, уютных гражданских прав. А вот задуматься о том, как непросто создавать эти машины и лекарства и обеспечивать их появление впредь и как шатко само устройство общества и государства, он не успел и, не заботясь о трудностях, почти не ощущает обязанностей» (Там же, с. 336-337). Поэтому «заурядные души, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и всюду» (Там же, с. 311).
Предприимчивые люди быстро поняли, что массовое потребление искусства и модных вещей может стать источником больших прибылей. Возникла настоящая индустрия развлечений. К тому же выявилась высокая эффективность рекламы потребительских товаров, подаваемой вместе с развлечениями. Поэтому контроль над массовой культурой в значительной степени перешёл в руки рекламодателей и производителей лёгкой, сниженной культуры, предназначенной только для выкачивания денег из карманов массы.
Вместе с тем субкультура масс, массовая культура, есть нечто большее, чем просто средство развлечения и отдыха. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории, обеспечивая эмоциональную компенсацию, возможности релаксации, развлечения, игры. Массовая культура предоставляет людям эстетические впечатления. Массовая культура сохраняет связи с так называемой народной культурой, то есть традиционными,  возникшими в далёком прошлом пластами земледельческой культуры. Лучшие образцы массового искусства соответствуют высоким требованиям профессионального мастерства. Отмечается своеобразный обмен между высоким и массовым искусством, когда создатели сложных форм искусства используют находки массовой культуры, а массовые аудитории воспринимают произведения, например, симфонической или камерной музыки, во фрагментах и облегченных переложениях. Массовая культура способствует демократизации общества. Массовую культуру нельзя рассматривать как контркультуру,  это, скорее, среда для высокого искусства и элитарной культуры.

3.4. Модель культуры

Одним из вариантов выделения форм культуры является простая модель, вытекающая из определения культуры Э. А. Орловой (см. схему). Согласно этому определению, культура есть процесс реализации потенций человека; потенции же реализуются в деятельности. Вся деятельность современного человека подразделяется на виды, не требующие специальной подготовки (обыденная деятельность, соответственно обыденная сфера культуры) и такие, которыми можно заниматься, только став профессионалом (специализированные виды деятельности, специализированные сферы культуры). Столкнувшись с проблемой в ходе обыденной деятельности, человек обращается к специалистам, профессионалам, то есть к услугам специализированных сфер. Таким образом, можно выделить два уровня культуры — неспециализированный и специализированный. В свою очередь, специализированный уровень культуры понятным образом разделяется на так называемые специализированные сферы культуры на основании общепринятых представлений об общественном разделении труда.
Это и зафиксировано в схеме модели культуры. Стрелки символизируют постоянный обмен культурной информацией между всеми сферами и уровнями культуры, то есть структуру культуры. Благодаря этому обмену осуществляется взаимодействие между всеми составляющими культуры, их взаимовлияние, в результате которого все компоненты культуры могут изменяться, а сама культура сохраняет целолстность.
Привычное разделение культуры на материальную и духовную в данной модели не применяется, поскольку в принципе мало что дает для познания культуры. Любой культурный объект, любое явление культуры всегда включает в себя и материальные, и духовные компоненты, разделить которые зачастую очень трудно. К тому же такое разделение не имеет значения для изучения культуры в её динамике.
Модель не претендует на универсальность и единственность. Её несомненными достоинствами являются логичность внесения организованности в бесконечно сложный феномен культуры, высокая эвристичность и легко понятное выведение из принятого определения, что крайне важно в процессе образования.


Схема модели культуры

 специализированные сферы культуры

Трансляционная сфера культуры

Обыденная культура

Подпись: Хозяйственная культура    Подпись: Физическая   (соматическая) культура    Подпись: Политическая культураПодпись: Правовая культураПодпись: Религиозная культура    Подпись: Научная культура    Подпись: Философская культура    Подпись: Художественная культураПодпись: Неспециализир. уровень               Специализированный уровень       Специализиров. уровень   




3.4.1. Обыденная культура

Обыденная культура — самая древняя, возникшая первой сфера культуры. Здесь реализуются базисные, всеобщие потенции человека к жизни вообще, к существованию в исторически конкретном обществе. Она не специализирована; это культура непрофессионального общения, повседневной жизни.
Бльшую часть истории (более 99 % общей длительности) вообще существовала только обыденная культура: культура первобытного общества очень долго, миллионы лет, вся была обыденной и неспециализированной. Обыденная культура содержит в себе основания всех специализированных сфер культуры, некие общераспространённые простейшие аналоги, «исходные клеточки» этих сфер. Специализированные сферы культуры выделялись из обыденной культуры по мере усложнения повседневной жизни.
Специализация имела и имеет целью решение задач и проблем, возникающих в обыденной (повседневной) жизни. Можно даже сказать, что специализированные сферы по отношению к обыденной культуре выполняют функции обслуживания, так что в этом смысле обыденная культура — самая главная сфера культуры. Здесь человек просто живёт, обеспечивая продолжение рода человеческого. В современном обществе это главным образом культура внерабочей жизни, жизни «до и после» работы. 

Соответственно в обыденную культуру входят только институт семьи и такие неопределённые институты, как «соседство», «двор», «улица», «свой круг», друзья — ближайшее окружение человека, малые группы. В основном обыденная культура не  институциализирована. Здесь циркулируют ценности, нормы, традиции, обычаи, навыки, образцы каждодневного взаимодействия людей, усваиваемые естественным образом с младенчества, в семейном и «уличном» общении, в начальном и среднем образовании. Эти знания понятны и  известны всем. Явления обыденной культуры массовы, обычны и привычны. Здесь реализуется так называемый «стиль жизни», «образ жизни».

3.4.2. Трансляционная сфера культуры

Трансляционная (от латинского слова translatio — перенос, перемещение, передача, перевод на другой язык) сфера культуры обеспечивает целостность культуры и её преемственность во времени. Через неё идут все потоки культурной информации. Трансляционная сфера частично входит в неспециализированный уровень, частично — в специализированный. Здесь реализуются потенции человека, направленные на восприятие, хранение и передачу информации, на обмен информацией.
Очевидно, сюда входят прежде всего различные языки, созданные и используемые человеком — естественные и искусственные. В числе искусственных языков необходимо назвать языки техники (чертежи и т.п.), языки науки, языки искусства, языки программирования компьютеров. Существуют также языки, сконструированные для замены естественных в повседневном общении (например, эсперанто), роль которых в культуре невелика.
Входят в трансляционную сферу и средства передачи, хранения, воспроизводства, распространения информации. Это полиграфическая промышленность, почтовые службы, все технические системы проводной и беспроводной связи, в том числе радио и телевизионные сети; все средства массовой информации; сюда же относятся библиотеки, частично (одновременно с вхождением в иные сферы культуры, например, в художественную) другие так называемые учреждения культуры — театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п.
Наконец, важнейшим компонентом трансляционной сферы являются институты воспитания и образования, которые непосредственно обеспечивают передачу информации от поколения к поколению, то есть преемственность культуры.

3.4.3. Специализированные сферы культуры

Специализированные сферы культуры возникают посредством специализированной деятельности в известных исторически сложившихся сферах разделения труда. Они формируются как проявления социодинамики культуры, вследствие изменений в культуре.
Все эти сферы имеют ярко выраженную специализацию: для того, чтобы в этих сферах работать, быть субъектом деятельности, человек должен получить специальную подготовку, обучиться. Для достижения высоких результатов в специальной деятельности необходимы ещё и соответствующие потенции. Специализированные сферы культуры — это проявления культуры в профессиональной деятельности. 
Специализированные сферы культуры, во-первых, выражают реальное состояние культуры, во-вторых, обеспечивают взаимодействие конкретного человека со всей культурой его общества. В специализированных сферах культуры реализуются важнейшие потенции человека. Именно посредством специализированных сфер в значительной мере осуществляются функции культуры. Сам феномен разделения труда тоже связан с реализацией потенций человека в ходе удовлетворения основных групп его потребностей, то есть с бытием и совершенствованием (усложнением, дифференциацией, интеграцией и т. д.) культуры как процесса.
Можно выделить (см. схему) следующие специализированные сферы культуры: хозяйственная, физическая, политическая, правовая, религиозная, научная, философская, художественная.

3.4.3.1. Хозяйственная культура

Хозяйственная культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является хозяйствование в самом широком смысле слова, то есть реализуются потенции человека как субъекта хозяйствования. Хозяйствовать — значит взаимодействовать со средой, прежде всего природной, получая материальные средства к жизни и распоряжаясь ими. В самом общем смысле хозяйствование — это преобразование энергии и вещества природы в формы, необходимые человеку (материальные блага).
В эту сферу входят: собственно материальное  производство (включая организацию труда и производства); система распределения полученных в производстве материальных благ — экономика в точном смысле слова, включая систему торговли (рынка), финансовую систему; обеспечение быта; экологические аспекты материального производства; создание и функционирование инфраструктуры в регионах и городах и т. п. Понятие хозяйственной культуры уже начинает работать в отечественном обществознании: в публикациях утверждается, например, что проблемы совершенствования хозяйственной культуры составляют один из важнейших проблемных блоков, подлежащих решению в ходе реформы российской экономики. Именно в сфере хозяйственной культуры в основном возникает, совершенствуется, функционирует так называемая «вторая природа» — техника, инфраструктура и т.п.

3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура

Физическая (соматическая) культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является поддержание и совершенствование телесной основы человека (организма), его здоровья, формирование отношения к ним. Здесь реализуются потенции человека по воспроизводству и развитию биологической основы человека и общества, по поддержанию своего организма в надлежащих кондициях и его совершенствованию. Сюда естественным образом входят: система здравоохранения (медицина как совокупность  лечебных и оздоровительных учреждений); физическая культура в принятом у нас смысле слова (но не большой спорт, поскольку он разрушает здоровье, является средством получения коммерческих прибылей); специализированные составляющие комплекса соответствующих традиций, норм и обычаев (санитарно-гигиенических, касающихся питания, жилья, одежды и т. п. компонентов образа жизни — то, что называют «культурой жилища», «культурой питания» и т.д.).

3.4.3.3. Политическая культура

В политической культуре реализуются потенции человека по упорядочению, организации, регулированию, управлению действиями и взаимодействием больших масс людей. Наиболее известны эти потенции как способность к литдерству. Здесь функционируют соответствующие институты, такие, как государство, политические партии и т.п., действующие политические идеологии.
Центральное понятие политической культуры — власть. Именно власть является главным средством политического регулирования, управления. Политическая культура характеризуется мерой и уровнем причастности к власти отдельных людей и социальных групп, формами и методами реализации власти, составом субъектов реальной власти и их взаимоотношениями. Важнейшие вопросы политической культуры — процедуры получения, удержания и передачи власти, а также её использования.

3.4.3.4. Правовая культура

В правовой культуре также реализуются потенции человека, позволяющие упорядочивать, организовывать, регулировать действия и взаимодействия людей, но прежде всего на уровне личности. Главное средство и соответствующее ключевое понятие правовой культуры — право. Оно выражено в институте права и в системе законов.
Правовая культура существует посредством деятельности, содержанием и целью которой являются: защита естественных прав человека,  защита личности в её взаимодействии с обществом и государством; защита социальных институтов; обеспечение функционирования производства, в том числе экономики, и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности и проч. Эта деятельность осуществляется соответствующими учреждениями: законодательными (парламенты и т.п.), судебными, пенитенциарными (исправительные учреждения), прокуратурой, органами внутренних дел и т.п. правоохранительными системами.

3.4.3.5. Научная культура

Научная культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является познание мира как единой системы, включающей общество и человека. Научная культура позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно. Познание мира и его объяснение в научной культуре осуществляется на основе экспериментов и рациональных рассуждений, рекурсивного знания. Сюда также входят соответствующие учреждения (академии, исследовательские центры, институты и т.п.), наука как социальный институт.

3.4.3.6. Философская культура

Философская культура — специализированная сфера культуры, где реализуются потенции человека осознавать, формулировать так называемые «вечные» вопросы и искать ответы на них. «Вечными» эти вопросы называются потому, что, во-первых, они одни и те же  на протяжении всей истории человечества («во  все века») и, во-вторых, они никогда не могут получить универсального окончательного ответа, остаются всегда вопросами. Возникают «вечные» вопросы из самого факта существования человека, это экзистенциальные вопросы. Соответственно содержанием и целью философской культуры являются: размышления над метафизической проблематикой; рефлексия над наиболее общими и абстрактными универсальными понятиями бытия человека, общества и мира; разработка теоретических основ мировоззрения. Все «вечные» вопросы и метафизические размышления возникают из проблемы смысла жизни и к ней же в конце концов ведут. Можно согласиться с известной формулой «философия есть теоретически оформленное ядро мировоззрения». Поскольку смысл жизни, как и мировоззрение, имеет сугубо личностный субъективный характер, философия не может быть наукой. Это — особое знание, совокупность учений, некоторые из которых могут иметь форму теории, но  остаются именно субъективными, личностными, поскольку смысл жизни для каждого человека уникален.
В состав этой сферы культуры входят все учреждения, где заняты соответствующие специалисты, а также принятые (известные) в данном обществе философские концепции.

Наиболее ярко и эмоционально воздействуют на жизнь человека, всю её пронизывая, религиозная культура и художественная культура. В обыденном сознании часто вообще вся культура отождествляется с этими сферами или даже только с одной художественной культурой. Поэтому данные две специализированных сферы должны быть рассмотрены подробнее других.

3.4.3.7. Религиозная культура

Религиозная культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием которой является познание мира как целостности, включающей и общество, и человека. Любая религия создаёт и предлагает целостную картину мира на основе религиозных догматов и в единстве со сферой трансцендентного. Религиозная культура, как и научная, позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно. Иначе говоря, они выполняют одну и ту же функцию, но разными средствами. Наука обосновывает свою картину мира рационально, тогда как основы религии иррациональны.
В течение многих веков научная культура и религиозная считались взаимно исключающими, несовместимыми. Католическая церковь преследовала учёных, осудила многих из них. В частности, был сожжён Дж. Бруно за его убеждения и научные результаты.
В XIII веке Фома Аквинский всесторонне обосновал тезис о гармонии разума и веры. Правда, наука и философия у него должны были быть подчинены теологии, религии — в ту эпоху иначе думать было невозможно. В XIX веке его концепция стала основой официальной идеологии Ватикана.
В ХХ веке среди естествоиспытателей стали появляться верующие, религиозные люди на различных уровнях, включая ведущих теоретиков. Так, верующим считал себя А. Эйнштейн. Крупным оригинальным естествоиспытателем был о. Павел Флоренский. Православным христианином ощущал себя математик академик Б.В. Раушенбах, руководивший математическим обеспечением советской космической программы. Создатель гнойной хирургии, доктор медицины профессор Л. Войно-Ясенецкий был одновременно архиепископом Русской православной церкви.
Сегодня религиозная культура включает в себя множество религий и религиозных верований, начиная от примитивных мифологий (шаманизм, язычество и т.п.) до мировых религий, к каковым относят (по очерёдности возникновения) буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Каждая религия предлагает в своих священных текстах догматы, сакрализованные (священные, имеющие божественное происхождение) нормы и ценности. Обязательной составляющей религиозной культуры является отправление культа (культов). Религиозная культура, основываясь на полученных таким образом выводах и представлениях, вырабатывает соответствующее мировоззрение. Религиозная культура, по-видимому, является древнейшей специализированной формой культуры. Религиозная культура исторически конкретного общества содержит хотя бы одну религию, в неё входят и церкви основных религий, исповедуемых в данном обществе.

Религия (и вообще религиозная культура) появляется как реализация способности человека верить, то есть принимать какую-либо информацию как истинную без рациональных доказательств, без проверки собственным опытом. Религия предлагает целостную картину мира как основу объединения людей, включая необходимую символику, систему моральных норм и критериев. С помощью веры в религию, в её догматы, человек может воспринимать мир совершенно по-особому, оставаясь наедине с Богом. Как указывают богословские источники, «религия обнаруживает себя не в воздействии на жизнь или мир, а в бесцельных культовых действиях» (Бультман Р., с. 17).
Следует чётко видеть, что религия и церковь — принципиально разные феномены культуры. Религия есть учение, система информации о мире и действующих в нём силах. Церковь — прежде всего люди, исповедующие определённую религию, общественный институт, сообщество; часто термином «церковь» обозначается клир, профессиональная организация священников. Отсюда следует, что церковь может заблуждаться, ошибаться, служить для некоторых субъектов средством и т.д. В 1997 и 2000 годах папа римский Иоанн Павел II и наиболее авторитетные епископы Римско-католической церкви публично, в ходе торжественных служб в соборе Св. Петра, от лица своей церкви покаялись и попросили у человечества прощения за «неевангельские методы исполнения дела веры», за казнь Дж. Бруно, жестокости инквизиции, дискриминацию женщин, другие совершённые церковью ошибки.
Хотя сам термин «церковь» характерен только для христианства, в контексте данного учебника можно расширить его значение до формулы «совокупность всех исповедующих определённую религию».

Религиозная культура в очень большой мере регулирует повседневную жизнь верующих. Объединение (интеграция) с помощью религии происходит благодаря возникновению у всех верующих согласия относительно концепции устройства мира и принятию одних и тех же правил жизни. С этим связана и предлагаемая развитой религиозной культурой (в различных религиях в соответствующих формах) идея спасения, вера в спасение. Эта идея — мощный стимул деятельности, определяющий принятие определенных ценностей, понятия греха и благодати, регулирующий действия человека.
Религиозная культура, будучи в своей основе иррациональной, эмоциональной, изначально оказывает сильное воздействие на культуру художественную, на искусство, являясь источником образов, сюжетов, вдохновляя творческую активность художников. От религиозной культуры и конкретных форм религии зависит даже развитие научной культуры, которая может входить в противоречие с общепринятыми религиозными догмами или стремиться к согласованию веры и знания. Последнее, впрочем, не менее характерно и важно и для религиозной культуры.
Религиозная культура воздействует на культуру в целом и на общество путем введения своих идей и ценностей в общекультурный фонд, путем прямого участия религиозных организаций (церквей и проч.) в общественной жизни и в управлении обществом. Кроме того, в составе общества религиозная культура создает социальные группы, сообщества, объединенные именно конкретными формами религии (например, в России — мусульмане, баптисты, иудаисты и т.п.). Каждое такое сообщество создает свою специфическую субкультуру. При достаточной численности религиозные сообщества могут стать заметными субъектами культуры и общественной жизни вообще.
Религиозная культура в очень значительной степени определяет специфику, образ культуры, в которой она функционирует. Недаром многие научные школы считают господствующую религию главным признаком культуры и строят на этой основе типологию: говорят о культуре христианской, мусульманской, буддистской и т.п. В частности, культура западного мира (европейская и российская культура) с полным на то основанием называется христианской. Подробнее о мировых религиях будет сказано в главах, посвящённых историческому развитию культуры, при анализе этапов, когда эти религии возникли.

3.4.3.8. Художественная культура

Художественная культура — специализированная сфера культуры, где реализуются потенции человека вставать в эстетическое отношение к миру и переживать его.  Встать в эстетическое отношение — значит настроиться так, что мир, все его составляющие воспринимаются только и исключительно в аспекте прекрасного и безобразного. Эстетическое отношение проявляется на всех уровнях, в том числе  в обыденной культуре. В этом смысле художественная культура пронизывает всю культуру, всю жизнь человека (искусство, мода, дизайн, бытовые проявления стремления к красоте и т.д.). Красота при этом становится единственной целью, самодостаточной и не связанной с какими-либо материальными выгодами. В эстетическом отношении содержанием и целью деятельности являются эстетическое освоение мира, дополнение практического и иного опыта художественным, бытийственных и производственных эмоций эстетическими, совершенствование человека красотой.
Такая деятельность и является художественной; для деятелей искусства она является профессиональной и составляет ядро художественной культуры.
Термин «искусство» в русском языке имеет несколько значений. Искусством называют, например, высокое мастерство в каком-то деле («Он в своём ремесле достиг искусства»). Называют искусством и само дело (например, «искусство врача», «военное искусство»).
Главным средством эстетического воздействия в европейской культуре уже много веков является художественный образ.

Художественный образ — это модель какого-либо фрагмента реальности, созданная специфическими средствами искусства. Образ поэтому всегда сохраняет определённое сходство со своим прообразом, в самом широком смысле —  с реальностью, он ей более или менее подобен.

Правда, в начале ХХ века в художественной культуре возникло направление, которое провозгласило отказ от бразов, поскольку они только отвлекают от восприятия «чистой» красоты, красоты самой по себе. тверждалось, что эстетические эмоции должны возникать под воздействием только цвета как такового, отвлечённых («чистых») форм и ритма. Искусство должно стать нефигуративным, абстрактным. (Подробнее о нём будет рассказано в главе о художественной культуре ХХ века.) Здесь достаточно сказать, что претензии абстрактного искусства полностью вытеснить фигуративное оказались безосновательными. Сегодня ясно, что, хотя абстрактное искусство и имеет право на существование и собственные выразительные возможности, оно не заменит накопленных веками традиций, находок и сокровищ классического, реалистического искусства и не станет главной линией развития художественной культуры. Абстрактное искусство, скорее, способно дополнить языки искусства своими приёмами, декоративностью, изобретательностью, но не вытеснить и не заменить образное, изображающее искусство.
Наряду с традиционной этнической (фольклорной, в СССР «народной»), а также классической и специфически элитарной, в художественной культуре выделяют кич и поп-искусство, в которых эстетические эмоции становятся средством манипуляции большими группами населения с целью получения прибылей безотносительно к совершенствованию художественного вкуса (часто вопреки ему).
Художественная культура и искусство не совпадают полностью. Художественная культура шире, чем искусство. Искусство составляет ядро художественной культуры, это высший уровень данной сферы культуры.
Подробнее об искусстве в его конкретных проявлениях будет сказано в главах об историческом развитии культуры.

Вопросы для самопроверки

  • Что такое морфология? Каковы её функции?
  • Что такое субкультура?
  • Чем отличаются культуры элитарная и массовая?
  • Как они соотносятся и взаимодействуют?
  • Как определение культуры Э. Орловой позволяет построить модель культуры?
  • В чём специфика основных сфер культуры согласно этой модели?

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.