Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение

Искусство возникает из мифологии; более тысячелетия оно живет в теснейшей связи с христианской религией, против которой в Новое время нередко оборачивается бунтом. Уже одно это определяет решительную границу между периодом средневековья и Нового времени. Однако даже эта грань не лишает различные этапы, искусства их взаимосвязи и взаимозависимости. Каждый из них рожден на почве прошедшего и оставляет часть себя будущему. Эта непрерывность развития не означает, однако, равномерного поступательного движения во всем творческом процессе. Слово «прогресс» вообще вряд ли применимо к культуре, скорее уж можно говорить о «накоплении». Художественное развитие всегда неравномерно, одни виды искусства на определенных этапах выдвигаются вперед, другие отстают, творчество складывается из блистательных взлетов и неизбежных падений, из потерь и находок; оно знает эпохи бурного развития и временного затишья.
История искусства — это постоянное взаимодействие, столкновение, иногда острая борьба различных школ, стилей и направлений. Творящий эту сложную ткань искусства художник исходит не только из своих собственных наблюдений, он опирается на богатые национальные традиции, на многовековой опыт культуры всего человечества — даже тогда, когда как будто противопоставляет ему свое миропонимание. Но на всех этапах развития подлинное искусство отражает время, выражает идеалы эпохи, являя — в лучших своих произведениях — красоту и истину. Формы изображения могут быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своих высоких художественных достижениях искусство так или иначе выражает проблемы и идеи своего времени, помогает познать человеку самого себя и свое место в системе мироздания.

Рекомендуемая литература*

* Список рекомендуемой литературы и именной указатель составлены М.С. Семаковой.                               

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М., Л., 1948—1949. Т. 1—2.
Алпатов М. В. Этюды по истории западноеропейского искусства. М., 1963.
Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.
Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. СПб., 1995; Т. II. СПб., 1996; Т. III. СПб., 1997.
Всеобщая история архитектуры. М., 1958—1962. Т. 1—5.
Всеобщая история искусств. М., 1960—1966. Т. I—VI.
История искусства зарубежных стран. М., 1963—1964. Т. 1—3.
Мастера искусства об искусстве. М., 1963—1969. Т. 1—5.
Сапронов П. А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.

Античное искусство

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958—1962. Т. I—III.
Вальдгауээр О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Л., 1938.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Вощинша А. И. Античное искусство. М., 1962.
Вощинина А. И. Римский портрет. Л., 1974.
Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1963.
Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977.
Лосева А., Сидорова Н. А. Очерки по истории римского портрета. М., 1976.
Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1981.
Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1971.
Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
Ривкин Б. И. Античное искусство. Малая история искусства. М., 1972.
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Средневековое искусство

Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. М., 1979.
Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973.
Дворжак. Очерки по искусству средних веков. М., 1934.
Классическое искусство Запада. М., 1973.
Кожин Н. А. Очерки искусства западноевропейского средневековья. М., 1944.
Кожин Н. А., Сидоров А. А. Архитектура средневековья. М., 1940.
Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М., 1964.
Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

Искусство Возрождения

Итальянское Возрождение

Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912.
Беренсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., Л., 1930. СПб., 1994.
Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Возрождения. Л., 1934.
Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.
Виппер Б. Р. Итальянское Возрождение. Курс лекций. М., 1977.
Гращенков В. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Советское искусствоведение. Вып. 2. 1981. М., 1982.
Дживелегов А. Н. Леонардо да Винчи. М., 1967.
Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956—1959. Т. 1—2.
Либман М. Я. Донателло. М., 1962.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Муратов П. Образы Италии. М., 1994.
Мутер Г. История живописи. СПб., 1901. Т. I; 1902. Т. II.; 1904. Т. III.
Нессельштраус Ц. Г. Тинторетто. М., Л., 1964.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV—XVIII веков. М., 1966.
Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI в. М., 1967.
Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1964.
Ротенберг Е. И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М., 1974.
Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967.
Смирнова И. А. Тициан. М., 1970.

Северное Возрождение

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
Гершензон-Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV в. М., 1972.
Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965.
Климов Р. Б. Питер Брейгель. М., 1954.
Либман М. Я. Искусство Германии XV—XVI веков. М., 1964.
Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.
Лившиц И. А. Французское искусство XV—XVIII веков. Л., 1967.
Немилов А. Н. Грюневальд. М., 1972.
Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. М., 1973.
Стародубова В. В. Братья Лимбурги. М., 1974.

Искусство XVII века

Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912—1914. Т. 3,4.
Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.; Л., 1937.
Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.
Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971.

Италия

Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII вв. М., 1966.
Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955.
Знамеровская Т. П. Сальватор Роза. М., 1972.
Знамеровская Т. П. Неаполитанская живопись первой половины XVII в. М., 1978.

Испания

Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII в. М., 1956.
Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. М., 1966.
Малицкая К. М. Франциско Сурбаран. М., 1963.

Фландрия

Варшавская М. Д. Питер Пауль Рубенс. М., 1958.
Смольская Н. Ф. Якоб Иордане. М., 1959.
Смольская Н. Ф. Антонис ван Дейк. М., Л., 1963.
Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966.
Голландия
Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М., 1957.
Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.
Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. Л., 1980.
Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. М., 1972.
Ротенберг Е. И. Рембрандт Гарменс ван Рейн. М., 1956.
Синенко М. С. Франс Хальс. М., 1965.
Тирасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.

Франция

Гликман А. С. Никола Пуссен. Л.; М., 1964.
Каптерева Т. П., Быков В. Искусство Франции XVII в. М., 1969.
Лазарев В. Н. Братья Ленен. Л.; М., 1936.
Немилова И. С. Жорж де Латур. Л.; М., 1958.

Искусство XVIII века

Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1914. Т. 4.
Бродский В. А. Франсиско Хосе Гойя де Лусиентес. М.; Л., 1939.
Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945.
Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966.
Герман М. Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.
Золотов Ю. Н. Французский портрет XVIII века. М., 1968.
Золотов Ю. Н. Морис Латур. М., I960.
Итальянская живопись XVII—XVIII вв. (Альбом). М., 1961.
Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.
Кроль А. Е. Английская живопись XVI—XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961.
Лазарев В. Н. Ж.-Б. Шарден. М., 1947.
Либман М. Я. «Художники реальности» в Италии XVII—XVIII вв. 50 лет ГМИИ им. Пушкина. М., 1962.
Лившиц Н. А. Ж.-О. Фрагонар. М., 1970.
Лившиц Н. А., Зернов Б. А.. Воронихина Л. Н. Искусство XVIII в. Малая история искусств. М., 1976.
Лисенков Е. Г. Английское искусство. М., 1945.
Ольшанская Н. И. Дж. Тьеполо. М., 1957.
Прокофьев В. Н. «Каприччос» Гойи. М., 1970.
Ромм А. Гудон. М., Л., 1945.
Чегодаев А. Д. Ж.-А. Ватто. М., 1963.

Искусство XIX—XX веков

Алпатов М. В. Анри Матисс. М., 1969.
Бродский В. Я. Художники Парижской Коммуны. М., 1970.
Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956.
Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.
Горяинов В. В. Современное искусство. М., 1971.
Дмитриева Н. Пикассо. М., 1971.
Иконников А. В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М., 1972.
Калитина Н. Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972.
Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи. Л., 1972.
Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII—XX века. Л., 1990.
Калитина Н. Н. Французский портрет XIX века. Л., 1985.
Кантор А. М. Изобразительное искусство XX века. М., 1973.
Ковтун Е. Ф. Третий путь в беспредметности // Великая утопия. 1993.
Кожина Е. Ф. Романтическая битва. Л., 1969.
Лившиц Н. А., Рейнгарт Л. Незаменимая традиция. М., 1974.
Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969.
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1973.
Некрасова Е. А. Английский романтизм. М., 1975.
Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986.
Прокофьев В. Жерико. М., 1963.
Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX в. Л., 1981.
Ревалд Дж. История импрессионизма. Л., М., 1959.
Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л., М., 1962.
Сарабъянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989.
Стернин Г. Ю. О модерне.// Музей. 1989. № 19.
Художественные направления в современном зарубежном искусстве. М., 1959.
Чегодаев А. Д. Искусство США. М., 1976.
Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968.
Экспрессионизм. М., 1966.
Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962.
Яворская Н. В. Современная французская живопись. М., 1977.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.