Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРОДЫ ЗАКАВКАЗЬЯ
Грузины

Северными соседями армян издревле были многочисленные грузинские племена, занимавшие склоны Большого Кавказа, долины Западного и Центрального Закавказья (долины р.Риони и среднего течения р.Куры) и области Южного нагорья. История грузинского народа - это также история многовековой мужественной борьбы с иноземными захватчиками за независимость и древнюю национальную культуру.

К VI в. до н.э. на территории Грузии сложились первые государственные образования. В III в. до н.э. под эгидой восточногрузинского Картлийского (Иберийского) царства впервые произошло объединение большей части грузинских племен и началось формирование единой народности.

С первых столетий н.э. в Грузии создавались предпосылки для перехода рабовладельческих отношений в феодальные, которые окончательно сложились к X-XI вв. С IV в. здесь утвердилось христианство и началось развитие самостоятельной письменности. Своего наивысшего подъема средневековая Грузия достигла на рубеже XII-XIII вв. Это было время политического единства, роста городов, развития обширных торговых связей и расцвета феодальной культуры. Однако этот подъем продолжался недолго, и с середины XIII в. начался период опустошительных вторжений, разорения, раздробленности и упадка. Выход из многовекового кризиса наиболее дальновидные политические деятели Грузии видели в сближении с Россией, с которой Грузия установила первые контакты еще в XII в. Политическое тяготение к единоверной России, начавшееся в XVI в., завершилось включением грузинских феодальных владений на рубеже XVIII-XIX вв. в состав Российского государства. С этого времени Грузия вошла в русло его экономического и социально-политического развития. Вновь произошло ее объединение, укрепились внутриэкономические связи, на основе быстро развивавшихся капиталистических отношений началось формирование грузинской нации.

В состав грузинской нации вошли многочисленные народности и локальные группы, веками сохранявшие свою этнографическую обособленность вследствие различий в хозяйственной деятельности, особенностей исторически сложившейся социальной структуры и политической разобщен-

-75-

ности. Это были обитатели равнинной Восточной Грузии - картлийцы и кахетинцы, низменностей и предгорий Западной Грузии - имеретинцы, мегрелы, гурийцы, аджарцы, южных склонов Большого Кавказа - сваны, лечхумы, ра-чинцы, мохевцы, хевсуры, пшавы, тушины и Южного нагорья - месхи и джавахи. Большинство из них говорило на диалектах одного языка - восточногрузинского, картвельского; мегрелы и сваны сохраняли самостоятельные, но близкородственные восточногрузинскому языки. Процесс национальной консолидации грузинского народа завершился только в течение XX в.

Несмотря на большое разнообразие природно-климатических и социально-исторических условий, в которых проходило формирование каждой конкретной локальной группы, в Грузии можно выделить три крупных региона, имеющих различные направления в сфере хозяйства и особенности в сфере культуры. Это - долинная часть Восточной Грузии; низменные районы Западной Грузии и высокогорные области Большого Кавказа и Южного нагорья.

В долинах Восточной Грузии издревле преобладало земледельческое хозяйство, сочетавшее в себе выращивание зерновых (в основном пшеницы и ячменя) с виноградарством, плодоводством, огородничеством, а местами и с шелководством. Скотоводство здесь имело подсобное значение (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, свиньи, птица). В Западной Грузии наряду со старыми зерновыми (просо, пшеница, ячмень) исключительно широко была распространена кукуруза. К традиционным виноградарству, плодоводству и шелководству в середине XIX в. здесь прибавилось выращивание ценных субтропических культур - чая и цитрусовых, а также хлопчатника и табака. Земледелие в Западной Грузии сочеталось с отгонным скотоводством (отгон крупного рогатого скота), а в прибрежной полосе и с рыболовством. В горах ведущая роль принадлежала скотоводству, причем в одних районах (сваны, хевсуры) преобладало разведение крупного рогатого скота, в другом (пшавы, тушины) - мелкого. Скотоводство везде непременно сочеталось с горным земледелием. Включение Грузии в систему общероссийских экономических связей во всех районах в течение XIX в. способствовало повышению товарности хозяйства.

Технология земледелия в каждом конкретном районе была различна. В Восточной Грузии преобладали переложная и паровая системы земледелия, в Западной - наряду с ними

-75-

существовала залежная и подсечная, в горах подсека сосуществовала с террасным земледелием. В засушливых восточных районах необходимо было орошение, а в заболоченных западных - осушение почв. Орошение применялось и в горах. Наиболее распространенным пахотным орудием в восточных районах был тяжелый плуг с однолезвийным лемехом, резаком и отвальной доской, имевший обычно колесный передок - "анеулис гутани", подобный армянскому тяжелому плугу. Он также требовал мощной упряжки - до 8-10 пар волов. Наряду с ним применялся легкий безотвальный плуг - "ачача гутани", в который впрягали одну пару волов. В западных районах ачача гутани нередко был основным орудием. В горах основным орудием была легкая чиркающая почву соха - "кавцера". В горных условиях, где невозможно было применение пахотных орудий (на склонах), землю обрабатывали различного типа мотыгами. Мотыги широко применяли также в долинных районах - при обработке виноградников, огородов, бахчей, прополке зерновых и пр. Уборка хлебов проводилась серпами разного типа и косами. Сохранялся также архаический способ обламывания колосьев с помощью специальных палочек. Убирали хлеб мужчины. На равнине при обмолоте применялась распространенная по Закавказью деревянная доска, с вбитыми в рабочую часть камнями. В Грузии она называлась "кеври". В горах хлеб обмолачивали, гоняя по снопам волов. Просо обычно выбивали в деревянных или каменных ступах - "чамури".

Важнейшей отраслью грузинского традиционного хозяйства было виноделие. Им занимались всюду, где произрастала виноградная лоза, т.е. до высоты 1340 м. Однако главными центрами виноделия считались Кахетия и Имеретия. Вино издавна было одним из основных предметов вывоза, а с открытием для Грузии огромного российского рынка виноделие приобрело еще более выраженный товарный характер. Для Грузии были характерны два типа виноградной лозы - в форме низкого куста (Восточная Грузия) и в форме высокой вьющейся лианы (Западная Грузия). Виноградарство требовало от крестьянина исключительно высокой квалификации и больших затрат труда. Наиболее ответственной операцией в годичном цикле работ виноградаря была обрезка лишних глазков и побегов. Ее производили обычно только старшие мужчины. В уборке винограда принимали участие все члены семьи. Снятые кисти в больших корзинах сносили в особое помещение - "марани", которое было предназначе-

-76-

но для производства вина. Здесь находилась давильня - "сацнахели". Обычно это был огромный деревянный чан, в полствола столетней липы, вмещавший в себя до 1,5-2 тонн винограда, или сложенный из камня цементированный бассейн (Восточная Грузия). Виноград давили ногами исключительно мужчины. Сок вместе с выжимками сливали в глиняные бочки - "квеври" ("чури"), которые тут же на территории "марани" были закопаны в землю. В них сок проходил первую стадию брожения, длившуюся 7-10 дней. Молодое вино отделяли от выжимок и переливали в другие, чистые сосуды, которые плотно закрывали каменными крышками. Вино переливалось несколько раз в течение зимы и к марту-апрелю считалось готовым. Его хранили и развозили в бурдюках - снятых целиком воловьих или козьих шкурах, вывернутых шерстью внутрь и смазанных изнутри дегтем.

Для трех основных хозяйственных регионов Грузии были характерны три различных типа поселений и жилищ.

В Восточной Грузии преобладали крупные многодворные поселения, разделенные на кварталы, состоявшие из тесно прижавшихся друг к другу усадеб. Внутри усадеб кучно располагались жилые и хозяйственные строения (хлев, саманник, марани и пр.). В центре такого селения была площадь и находилась церковь. За его пределами лежали поля, виноградники, выпасы, сады, огороды. В течение XIX в. здесь еще встречалось архаическое, сложенное из камня жилище с куполообразным перекрытием - "дарбази", подобное азербайджанскому "карадаму" и армянскому дому с "ердиком", в центре которого располагался открытый очаг. Его особенностью было наличие центрального опорного столба, богато украшенного резьбой - "дедабодзи", который считался вместилищем духа - покровителя семьи. К началу XX в. жилища типа "дарбази" были вытеснены домами с двускатным перекрытием - одно- или двухэтажными, нередко с навесом на деревянных столбах. Отапливался такой дом пристенным камином - "бухари".

Для Западной Грузии были характерны поселения, состоявшие из больших (в несколько гектаров) усадеб, внутри которых находились не только дома и хозяйственные строения, но также поля, виноградники, сады, пасеки, покосы, а иногда и участки леса. Такие поселения тянулись вдоль улиц-дорог на многие километры. Постройки здесь были свободно разбросаны по территории усадьбы. Жилищем в Западной Грузии в начале XX в. служил дощатый дом с дву-

-77-

скатной, а чаще с четырехскатной крышей из драни - "ода". Обычно он ставился на невысокие сваи. Вдоль фасадной стены или вокруг всего дома хила открытая галерея. Отапливался он пристенным камином, внутри вдоль стен устраивались деревянные нары. В XIX в. в Западной Грузии еще существовали дома с земляным полом и центральным очагом, а также круглые плетеные хижины, крытые соломой.

В горных районах поселения обычно располагались на склонах, в местах, неудобных для земледелия. Как правило, они были невелики и представляли группу 2-4-этажных построек из камня, тяготевших к небольшой площади - месту сбора скота перед выгоном на пастбище и месту схода общины. Выше и ниже в горах обычно находились временные жилища и отселки. За пределами селения стояли и святилища - "хати". Внешне горные селения напоминали средневековые крепости; некоторые из них действительно имели оборонительные стены и над большинством из них возвышались боевые башни. Усадьбы здесь представляли собой сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений, собранных под одной крышей, но расположенных на разных этажах. Так, в сванской усадьбе в нижнем этаже находилось главное помещение - "мачуб", в центральной части которого вокруг очага зимой размещалась семья, а вдоль стен в стойлах и загонах, отделенных от центральной части деревянной перегородкой с прорезанными в ней окнами, содержался скот. Мачуб делился на мужскую и женскую половины: в первой стояло деревянное резное кресло старшего мужчины и резная скамья со спинкой - его кровать, находились инвентарь для мужской работы и оружие, во второй - ткацкий станок, пряжа, кувшины для воды, обыденная утварь и т.п. Во втором этаже, расположенном над мачубом, хранилось сено и другие корма для скота, находились амбары и кладовые, летом здесь спали и члены семьи. К дому была пристроена высокая оборонительная башня. У хевсуров усадьба обычно имела три этажа: на первом также размещался скот и находилось основное помещение для семьи, на втором - хранились запасы и спали мужчины, на третьем - содержался сельскохозяйственный инвентарь и располагался ток. У тушин усадьба представляла собой четырехэтажную жилую башню. На первом этаже был хлев, на втором и третьем - жили члены семьи и хранилось продовольствие, четвертый был предназначен только для обороны.

-78-

Особый тип поселения представляли собой города. Многие из них сложились как феодальные административные центры, сильные крепости и средоточия ремесла и торговли. В грузинских городах были развиты кузнечное производство, изготовление медной и серебряной посуды, златокузнечное и ювелирное дело, гончарство, резьба по дереву и различные виды деревообработки, резьба по камню, кожевенное производство, ткачество, изготовление одежды и обуви и т.д. Жизнь ремесленных кварталов в грузинских городах и особенности производства в начале XX в. в значительной степени определялись принятыми еще в эпоху средневековья цеховыми уставами и традициями. Вместе с тем в это время значительную прослойку городского населения уже составляли рабочие капиталистических предприятий. Города служили также местом сбыта крестьянами своей домашней продукции - домотканных тканей, ковровых, войлочных и вязаных изделий, деревянной посуды и утвари, шерстяной, льняной, шелковой и хлопковой пряжи и пр. Все города Грузии располагались в долинной и предгорной зонах.

Ко второй половине XIX в. в долинных районах Грузии сложился определенный общий тип мужского и женского костюма, формирование которого проходило под влиянием культуры городских центров, прежде всего Тифлиса (Тбилиси). Этот тип костюма вобрал в себя элементы средневекового грузинского костюма и костюма, распространенного у народов Северного Кавказа. Вместе с тем у отдельных этнографических групп, особенно у восточных горцев - пшавов и тушинов и грузин юго-западных районов - гурийцев и аджарцев, сохранялось большое своеобразие, вызванное их исторической обособленностью. Вплоть до начала XX в. в народном грузинском костюме ярко проявлялись социальные отличия - в материале, покрое, расцветке, орнаментации и пр., которые поддерживались сложной социальной иерархией, унаследованной от эпохи средневековья.

У населения долинной части Грузии в комплекс мужской одежды входили свободная рубаха туникообразного покроя, с квадратной цветной вставкой спереди и прямым разрезом вдоль груди справа; нижние и верхние штаны - "шалвары", которые заправлялись в шерстяные или кожаные ноговицы; короткий приталенный архалук, с застежками от ворота до пояса, и длинная (до колен или ниже) суженная в талии и расклешенная книзу "чоха" (кафтан-черкеска) с газырями. Верхние шалвары, архалук и чоху крестьяне обычно шили

-79-

из темной домотканной ткани. В непогоду или дорогу поверх чохи надевали длинный плащ из особо выделанного войлока с начесом - "бурку" и капюшон - "башлык", из тонкого сукна с длинными широкими концами, которые заматывали вокруг шеи, прикрывая часть лица. Архалук и чоху подпоясывали поясом с серебряными накладками, в торжественных случаях на поясе спереди носили кинжал. Обычно головным убором крестьян были войлочные шапки, белые или серые, плотно прилегавшие к голове, без полей или с небольшими полями, и черные небольшие шапочки с округлым верхом и плотно прижатыми к тулье полями, которые носились на самой макушке. Наиболее распространенным видом крестьянской обуви были сыромятные постолы. Для представителей высших сословий была характерна подобная чохе, но без газырей, одежда ярких расцветок, сшитая из дорогих тканей сложного покроя с откидными рукавами - "каба". Носили также отороченный мехом кафтан - "куладжу". Чоху шили из тонкого белого сукна. На подкладку рукавов, которые обычно заворачивались до локтя, употребляли красный шелк или атлас. Головным убором служила высокая конусообразная шапка из овчины, а обувью - высокие сапоги из цветной кожи с каблуками и загнутым кверху носком.

Женский костюм включал в себя длинную рубаху - "перанги" и штаны- "шейдиши", которые по низу у щиколотки украшались вышивкой, имевшей значение оберега (изображения растений, змей, рыб и пр.). Рубаху и "шейдиши" шили из цветной, чаще красной, тонкой ткани, богатые - из шелка. Верхней одеждой служило платье - "картули каба". Оно состояло из двух частей: открытого на груди и стянутого в талии лифа, от которого отходили длинные рукава, обычно сшитые только до локтя, и расклешенной юбки, которая скреплялась с лифом только на спине. В вырез лифа надевался расшитый шелком и бисером, серебряной или золотой нитью нагрудник. Под рукава надевались украшенные вышивкой нарукавники,, а на талию - тонкий матерчатый пояс, от которого спереди вдоль юбки спускались концы - две широкие вышитые ленты. Молодые предпочитали для праздничного платья мягкие светлые тона, пожилые - приглушенные, темные. Основу головного убора составлял твердый обруч, обтянутый тканью, на который накладывалась шелковая или бархатная лентообразная повязка. Обруч с повязкой надевали поверх тонкой вуалевой косынки - "лечаки", края которой спадали вдоль головы,

-80-

или один из них проходил под подбородком и прикреплялся сбоку к обручу. Сверху надевалась еще одна косынка. Вдоль висков из-под обруча обычно свободно спускались два завитых локона - "кави".

От одежды долинных районов конца Х1Х-начала XX вв. особенно сильно отличался костюм хевсуров. Он делался из грубой шерстяной домотканины, черного или темно-синего цвета. Его основу составляли (и в мужском, и в женском комплексе) прямые тяжелые рубахи, у мужчин - чуть ниже колен, у женщин - до щиколотки. Рубахи по груди, рукавам и подолу покрывались богатой цветной вышивкой и аппликациями. В орнаменте господствовали геометрические мотивы и, в том числе, мотив креста, служивший оберегом. Позаимствованные из долинного района приталенная мужская чоха и женская приталенная одежда, подобная чохе, здесь также нарядно декорировалась. Женщины покрывали голову черным платком с вышивкой, повязанным наподобие чалмы, мужчины носили небольшие черные, простеганные цветной шерстью, шапочки. Обувью служили вязанные из шерсти ярких цветов сапожки с меховой подошвой. До начала XIX в. здесь сохранялась средневековая боевая одежда - кольчуги, шлемы и маленькие круглые щиты, однолезвийные мечи, боевые кольца с шипами и т.д. Своеобразные черты хевсурского костюма сохранились в отдельных местах вплоть до нашего времени.

В связи с различными направлениями хозяйственной деятельности традиционная пища в отдельных районах также имела свои особенности. Так, в горных районах преобладала молочно-мясная пища, в долинных - растительная. Но во всех районах основу пищи составляли мучные изделия. В долинной Грузии - это были тонкие хлебные лепешки - "лаваш" из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы. Их пекли в глиняных цилиндрических печах - "торнэ", вкопанных в землю, или на каменных и глиняных сковородах - "кеци". В Западной Грузии сохранился особый древний вид хлеба в виде густой просяной каши - "гоми". В горных районах Восточной Грузии пастухи вместо лепешек иногда употребляли пережаренную муку, растертую в масле, - "кумели". Для грузинской кухни долинных областей были характерны разнообразные блюда из овощей, фасоли, бобов, гороха, которые обычно употреблялись с подливами и приправами сложного состава, большое количество консервированных продуктов. В горных районах постоянной пищей были раз-

-81-

личные виды молочных изделий, среди которых особое значение имел сыр. Грузинские сыры пользовались широкой известностью и вывозились за пределы края (мегрельский, имеретинский, тушинский и др.)- В долинных районах в пищу употреблялось много фруктов и изделий из них, приготовленных путем переработки и сложного консервирования.

К концу XIX в. в хозяйственной и общественной жизни грузин отчетливо обозначились признаки капиталистического развития. Основными классами грузинского общества к этому времени стали городская и сельская буржуазия и пролетариат, который включал в себя как рабочих промышленных предприятий, так и массу обезземеленных царскими реформами 60-х годов крестьян, вынужденных батрачить у крупных земельных собственников, вступивших на путь капиталистического хозяйствования феодалов и сельскохозяйственных предпринимателей. Вместе с тем в общественной жизни грузин значительную роль продолжали играть традиции более ранних общественно-экономических отношений: сословно-феодальные - в долинной Грузии и патриархально-родовые - в горной.

Для феодальной Грузии была характерна сложная и разветвленная сословно-иерархическая структура. Она включала в себя различные группы светских и духовных феодалов, крестьян и ремесленного населения городов. Во главе этой иерархической лестницы стояли представители бывших царских семей и владетельные князья - "эристави" (буквально- "глава народа"). Несколько ниже - князья - "тавади" и еще ниже - многочисленное сословие дворян - "азнаури". Дворяне делились на царских, княжеских, церковных. В зависимости от феодалов находились различные сословные группы крестьян, наиболее многочисленной из которых были крепостные - "кма". В самом низу этой лестницы стояли не имевшие имущества и семьи дворовые работники, по существу рабы - "моджалабе". Царское правительство после присоединения Грузии к России попыталось консолидировать класс феодалов. Оно упразднило разделявшие феодалов сословные перегородки и приравняло все сословия к русскому дворянству. Одновременно провело реформу, направленную на установление единых форм зависимости различных групп крестьянского населения от дворян-помещиков и государства. Однако веками державшиеся сословные разграничения отступали медленно. Наряду с фео-

-82-

дально-сословными отношениями, несмотря на быстрое втягивание Восточной и Западной Грузии в систему товарного капиталистического производства, в грузинской деревне продолжали сохраняться также пережитки сельской общины и большие патриархальные семьи. Семьи обычно сохраняли тесные патронимические связи и после раздела (строгая экзогамия, взаимопомощь, право и обязанность кровной мести, родовой культ). Это относилось не только к крестьянству, но и к феодалам.

Историческая обособленность горных районов ярко проявлялась в особенностях социальной организации этнографических групп горцев. В ряде районов горные общины до начала XX в. не только не утратили своей экономической целостности (собственностью общин оставались летние пастбища, покосы, леса и частично пахотные участки и пр.), но удержали также административную самостоятельность и характерный для эпохи родового строя демократизм. Так, например, было в восточной части Сванетии, где община, представлявшая собой совокупность отдельных родовых групп - фамилий (патронимии), населявших одно или несколько селений, являлась самоуправляющейся социально-политической единицей, имевшей свое войско - народное ополчение. Все существенные дела общины решало общее собрание народа - всех мужчин, достигших совершеннолетия. Для ведения дел общины избирались старейшины, полномочия которых были ограничены. Община зорко следила за выполнением установленных обычаем и утвержденных народным собранием норм. Всякое нарушение общинных порядков, включая словесное оскорбление члена общины, каралось штрафом. Одной из обязательных норм жизни была соседская взаимопомощь. Тягчайшим наказанием считалось изгнание из общины. Периодически все члены общины обязаны были подтверждать верность общине принесением присяги.

Отдельные общины составляли конфедерацию, которая управлялась сходом представителей всех семей, входивших в объединение. Этот сход собирался раз в три года. На сходе выбирался и высший исполнительный орган конфедерации - совет старейшин. Однако наряду с поддержкой первобытного демократизма конфедерация также поддерживала неравенство входивших в нее общин. Она гарантировала "сильным" общинам право превосходства над "слабыми",

-83-

которое выражалось в различных поборах и социальной зависимости.

У горцев Восточной Грузии - пшавов, тушинов, хевсуров также существовали самоуправлявшиеся общинные конфедерации, однако они отличались от конфедерации восточных сванов. Здесь не было равенства между семьями - членами общины. Из среды общинников выделялись родовые (семейные) группы, в руках которых сосредоточивалось управление делами общины и которым принадлежало преимущественное право в управлении хозяйством и делами конфедерации. Привилегированное положение этих групп определялось их отношением к местным святилищам - "хати" ("джвари"), именно они считались верховными собственниками земель и скота общины (конфедерации). Из представителей этих групп избирались верховные жрецы святилищ, одновременно являвшиеся главами общин (конфедераций) - "хуцеси" и "хевисбери", а также обслуживавший нужды святилища штат - знаменосец, хранитель казны, главный пивовар, надсмотрщики за скотом, принадлежавшем святилищу, сборщики различных поступлений, в том числе с обрабатываемых рядовыми общинниками в качестве обязательной повинности земель святилища и т.п. Практически неограниченная власть связанной с общинным культом верхушки в горных общинах Восточной Грузии подавляла демократические институты, мешала естественному развитию этих общин, консервировала архаические традиции бытового уклада. Наиболее отрицательным из них по своим последствиям был обычай кровной мести.

Все этнографические группы грузин, за исключением ингилойцев и аджарцев, исповедовавших ислам, официально считались приверженцами ортодоксального православия. Однако христианство не только не сумело вытеснить древние языческие верования, но само подверглось их влиянию и вместе с ними образовало оригинальный сплав религиозных воззрений и обрядовых действий. Христианские храмы и монастыри, иконы с изображениями христианских святых и поклонение кресту уживались с языческими святилищами, поклонением горным вершинам и рощам, камням и деревьям, верой в различные обереги - амулеты, с чисто языческими закланиями животных.

Особым почитанием во всей Грузии пользовался св. Георгий, однако особенностью почитания этого святого в Грузии было то, что в его образе почитался в каждой конкретной

-84-
общине или даже семье свой индивидуальный родовой или общинный покровитель. Особенно сильны дохристианские верования были у грузин-горцев. Среди различных святынь у них особо почитались священные знамена общин, которые считались фетишами - воплощениями и символами божества. Одной из наиболее известных святынь такого рода было хранившееся в Местийской общине общесванское знамя - "лем", по преданию, врученное сванам богиней Ламарией - покровительницей плодородия.

Обрядовые действия и празднества, связанные с культами плодородия земли и скота, были распространены во всех областях Грузии. Магическими действиями были пронизаны и основные этапы семейной жизни - брак, рождение ребенка, смерть. Среди верований семейного круга особое место принадлежало представлениям, связанным с очагом - вместилищем духов - охранителей дома и рода.

-85-

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология

Список тегов:
амулеты и обереги 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.