Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура
НАРОДЫ ЗАКАВКАЗЬЯ
Армяне
К юго-западу от исторической территории расселения азербайджанцев на самом юге Закавказья лежит древняя земля армян - Армянское нагорье. Это - возвышенная страна, поднимающаяся на 1500 - 1800 м над уровнем моря. Она изрезана хребтами и речными долинами, из которых самая значительная Араратская - долина среднего течения р. Араке. Араратская долина делит землю армян на две час-
-64-
ти - восточную и западную. Она же является центром армянской культуры и государственности.
Процесс формирования армянской народности в основном завершился в VII-VI вв. до н.э., когда на территории Армянского нагорья возникло первое армянское рабовладельческое государство (Государство Ервандуни), объединившее местные кавказкоязычные и пришлые индоевропейские племена. С этого времени, несмотря на то, что Армения неоднократно становилась ареной столкновений между соседними государствами Передней Азии и за свою многовековую историю пережила неисчислимое количество вторжений и нашествий, сознание этнического и культурного единства армян не умирало. Особое значение для укрепления единства армянского народа имело создание армянской письменности (конец IV в.) и на ее основе богатой исторической литературы (V в.).
В Армении рано (IX-Х вв.) сложились институты, характерные для развитого феодального строя, выросли крупные торгово-ремесленные центры - города и установились товарно-денежные рыночные связи. Однако неоднократное разрушение в течение XIII-XVI вв. производительных сил страны, массовое уничтожение жителей, разорение селений и городов, привели к упадку хозяйства и возвращению к архаическим социальным отношениям - большой патриархальной семье и общине. Многим армянам в эти столетия пришлось покинуть родину и жить на чужбине. Только присоединение восточной части Армении к России (1801-1829 гг.) создало предпосылки для национального возрождения армянского народа. Сюда стали стекаться беженцы-армяне из других государств и, прежде всего, армяне Западной Армении. С этого времени Восточная Армения стала центром формирования армянской нации и главным очагом общественно-политической и культурной жизни всех армян. Включение Восточной Армении в общероссийскую экономику дало толчок к появлению на территории Армении капиталистической промышленности, к ускорению социального размежевания деревни, формированию национальной буржуазии и рабочего класса. Рост революционного движения в России и на Кавказе в начале XX в. привел к возрождению на территории Армении армянского национального государства.
Армяне - один из древнейших земледельческих народов. Однако земледельческое хозяйство армян было подчине-
-65-
но особенностям рельефа страны. Посевы доходили до зоны альпийских лугов, но по мере повышения местности значение земледелия падало. В высокогорной зоне земледелие уступало скотоводству (овцеводству). В низменной зоне скотоводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота) повсеместно играло подсобную роль.
Особенностью хозяйства армян, населявших долины и склоны гор, было сочетание стойлового содержания скота в селениях зимой с вольным выпасом на высокогорных альпийских пастбищах летом. Каждое селение имело в горах свой участок. Сюда ранней весной по древним дорогам и горным тропам, нанятые селением на сезон пастухи перегоняли скот, вместе с ними в горы поднимались женщины и дети. В течение всего лета до начала заморозков они жили на пастбищах в шатрах и землянках, занимаясь заготовкой молочных продуктов на зиму. Мужчины, кроме пастухов, в это время оставались в селениях, где занимались земледельческими работами. Лишь изредка они поднимались в горы, чтобы проведать семьи и вывезти заготовленные продукты.
В низменных долинах армяне сеяли пшеницу, рис, кукурузу (с XVIII в.), волокнисто-масляничные культуры - хлопок, кунжут, разводили сады и виноградники. По склонам гор и в высокогорной зоне сеяли ячмень, местами рожь, а из технических культур - коноплю и лен. И в низменной, и в горной зонах с глубокой древности применялись различные способы искусственного орошения. Тучные земли долин вспахивали опиравшимся на колесный передок тяжелым плугом - "гутан", который имел нож-резак, однолезвийный железный лемех и деревянную доску для отвала земли. В этот плуг впрягали от 6 до 8 пар волов. Поскольку одной семье было не под силу выставить такое количество рабочего скота, то в период пахоты создавались объединения - "амкалы", в которых на определенных традицией условиях временно обобществлялись скот, труд людей, пахотные орудия или их части. На каменистых склонах гор вспашку проводили архаической сохой - "орор", представлявшей собой обрубок ствола с отходящим от него суком, на который надет сошник. В соху впрягали от одной до трех пар волов. Жали хлеб серпами. Для обмолота использовалась деревянная доска с каменными вкладышами. Хранилищами зерна служили земляные, обмазанные глиной и известью, или выбитые в скале ямы.
-66-
Размол производили на водяных мельницах, которые с глубокой древности были известны армянам и другим народам Закавказья, а также на круглых каменных жерновах-дисках, имевшихся в каждом доме. Для получения крупы зерно размельчали в каменных ступах. Непременной принадлежностью домашнего быта был большой, украшенный резьбой деревянный ящик на ножках, - "амбар", разделенный поперечными перегородками. В нем хранились предназначенные для ежедневного потребления зерно, крупы, мука. Рядом обычно стояли сосуды с растительным маслом. Масло получали из семян льна, хлопка, кунжута, из орехов и косточек миндаля. Примитивные маслобойные прессы были в каждой семье, но имелись большие маслодавильни, находившиеся в собственности монастырей или богатых крестьян. В специальной пристройке к жилищу или под навесом в саду в глиняных бочках - "карасах", вкопанных в землю, хранилось вино. Виноделие было одним из древнейших видов деятельности земледельческого населения долин.
Доминирующая роль земледелия в хозяйстве армян ярко отразилась в их традиционной пище. Основу ее составлял хлеб, который в виде тонких плоских лепешек овальной формы - "хац" выпекали в хлебных печках - "тонирах". Выпечка хлеба - это своеобразный ритуал, к которому мужчины не допускались. С употреблением хлеба был связан ряд верований и запретов: хлебом скрепляли клятву, его нельзя было резать ножом, нельзя было ронять на землю. Кроме обычных лепешек, которые иногда заготавливались сразу на несколько месяцев (хорошо пропеченый хлеб не подвержен плесени), существовали и другие виды хлеба. Некоторые из них имели обрядовое значение. В ежедневной пище крестьян добавлением к хлебу были заквашенное молоко - "мацун" и национальные виды сыра, изготовленные преимущественно из овечьего молока, а также овощи, свежие и сушеные плоды, различные виды огородной и дикорастущей зелени. Широко были распространены каши из риса и пшеницы, которые употребляли с растительным и животным маслом, с изюмом, фруктами, молочными и мясными приправами. Мясо в основном было праздничной и обрядовой пищей. Несмотря на давнюю (с начала IV в.) принадлежность к христианской религии, армяне не утратили традиции языческих жертвоприношений, которыми сопровождались все семейные и общественные, в том числе церковные, торжества. Приносимое в жертву животное (ягненка, барана,
-67-
теленка, быка) старались зажарить целиком и наделить мясом всех присутствующих.
Армения - страна древних ремесленных традиций. Однако развитие специализированных ремесел не вытеснило домашних промыслов, и до начала XX в. в армянской крестьянской семье продолжали производить большинство необходимых для ее существования предметов. Нищета армянской деревни ограничивала покупательную способность крестьянина. В город на рынок он шел только за самым необходимым, что не могло быть произведено в его хозяйстве. И в то же время крестьянин стремился вынести на продажу те домашние изделия, которые могли иметь спрос и дать его семье дополнительный доход. Таким образом, наряду с развитым ремесленным производством, находившимся под контролем цеховых объединений, в Армении существовало развитое домашнее производство, которое обслуживало как внутренние потребности семьи, так и потребности рынка. Появление во второй половине XIX в. капиталистической промышленности мало изменило сложившееся соотношение ремесла и домашних промыслов. Основными ремесленными производствами были обработка железа, меди, драгоценных металлов, строительное дело, резьба по камню, гончарство, обработка кож и выделка различных кожевенных изделий, обработка волокна, ткачество и т.д. Для городских ремесел была характерна узкая специализация, сельские ремесленники в большинстве своем были универсалами. К числу домашних промыслов, имевших товарное значение, относились производство пряжи, ткачество, ковроделие, производство войлоков, плотницкое и столярное дело, гончарство, изготовление одежды, обуви, головных уборов и т.п. Разорявшиеся в условиях малоземелья и непосильных поборов крестьяне и ремесленники, не выдержавшие конкуренции привозной фабричной продукции, покидали Армению и уходили в Азербайджан, Грузию, на Северный Кавказ, в Крым, в города Южной России. Они пополняли возникшие в предшествующие столетия колонии армянских купцов и ремесленников,
В связи с массовым переселением в течение XIX в. западных армян на территорию Восточной Армении, здесь оказались представлены все основные этнографические группы армянского народа. Поэтому в конце XIX - начале XX в. в Восточной Армении равным образом бытовали типы одежды, характерные как для ее коренного населения, так и для на-
-68-
селения турецкой Армении. В костюме восточных армян прослеживалось много черт, общих с костюмом других народов Закавказья. Мужчины здесь носили цветную рубаху с низким стоячим воротником, которая застегивалась у плеча, темные, синие или черные широкие шаровары, которые обычно не доходили до щиколотки, открывая узорные вязаные носки, легкий подпоясанный кафтан, длиною до колен, - "архалух" и присборенную в талии длинную шерстяную (обычно темную) "чуху", нередко с разрезанными от локтя рукавами. Общим типом головного убора была высокая и обычно конусообразная шапка из смушки или густой овчины, имевшая множество локальных вариантов. Обувью в деревне служили сыромятные лапти, в городе - сапоги на каблуках и с загнутыми вверх носками.
Женщины в Восточной Армении носили длинную рубаху, обычно красного цвета (этот цвет служил оберегом), также красные шаровары, нижние края которых должны были выступать из-под рубахи. Поверх рубахи носили длинный приталенный архалух, с вырезом на груди и разрезами с боков и вдоль рукавов. В праздничные дни надевали еще один архалух, без разрезов. Девушки обычно покрывали голову платком, а для замужних женщин был обязателен тяжелый головной убор "палти" ("баспинд"), представлявший собой высокий (до 18 см) цилиндр в виде башенки, обтянутый лентой и украшенный вышивкой и монетами, от которого по обеим сторонам лица свисали низки серебряных бус с кораллами. "Башенка" подвязывалась несколькими платками, которые закрывали нос и нижнюю часть лица. Все сооружение скрепляли серебряной цепью с крючком-замком. Женщина не должна была снимать этот убор даже во время сна, не полагалось также открывать нижнюю часть лица, особенно в присутствии мужчин и свекрови. В городах Восточной Армении женщины носили упрощенные варианты этого головного убора.
Мужской костюм западных армян состоял из короткой рубахи, обычно украшенной вышивкой на груди и по рукавам, широких вверху и ссуженых книзу шаровар из белой, полосатой или цветной (коричневой, синей) ткани, нередко также украшенных вышивкой, короткого жилета-безрукавки - "елак" с запахом вправо, подвязанного широким цветным шарфом, сложенным в несколько слоев, и короткой куртки - "бачкон", носившейся нараспашку. Головным убором служила полукруглая шерстяная шапочка, ее обма-
-69-
тывали скрученным в жгут цветным платком. На ногах носили остроносые туфли на невысоком каблуке, которые надевали на вязаные узорчатые чулки, мягкие сапоги или туфли на войлочной подошве с вязаным верхом. После переселения западных армян в восточные области среди мужчин-переселенцев быстро стал распространяться общекавказский костюм - бешмет, черкеска с газырями, папаха.
Женский костюм западных армянок по набору сравнительно мало отличался от женского костюма восточных областей. Основное отличие состояло в том, что непременной принадлежностью западного костюма был фартук - "гогноц", который подвязывали к талии или к шее. Иногда он нарядно расшивался, превращаясь в основной декоративный элемент костюма. Головной убор западных армянок был проще, в основном это был твердый обруч. Его передняя часть, обычно несколько возвышенная, украшалась тонкой и сложной вышивкой, под которой подвешивался ряд монет, а по краям нити бус или жемчуга. Обод надевался на закрывавшую волосы мягкую шапочку. Сверху ее подвязывали платком, которым прикрывали и нижнюю часть лица. Для западного костюма было характерно обилие ювелирных украшений и вышивки. Особенно нарядными были женские свадебные костюмы.
Селения армян находились главным образом на склонах гор и представляли собой нагромождение тесно прижавшихся друг к другу жилых и хозяйственных построек. Нередко они располагались ярусами и плоские крыши одних усадеб, служили дворами других. Постройки стояли так кучно, что в селении не оставалось места ни для деревьев, ни для огородов. Кучный характер застройки наблюдался и в долинах, но здесь более четко выделялись участки отдельных усадеб и кварталов, а главное - они утопали в зелени садов и виноградников. В каждом селении или невдалеке от него находилась церковь, в ограде которой обычно собирался сельский сход. Многие сельские церкви Армении - это выдающиеся творения средневековых зодчих. Важным общественным местом селения считался родник. Почитание родника и забота о его чистоте и исправности была древней традицией армян.
До начала XX в. в Армении сохранился архаический тип жилой постройки, который в древности был характерен для всего Закавказья и ряда областей Передней Азии. Это - наземное или углубленное в землю (подобно азербайджанскому "карадаму") квадратное сооружение, сложенное из грубо оте-
-70-
санных камней, без окон, перекрытое ступенчатым сводом, сверху засыпанным землей или обмазанным глиной. Свод покоился на столбах, стоявших вдоль стен или на некотором расстоянии от них. В центре свода находилось световое отверстие - "ердик". В различных районах Армении существовали своеобразные системы устройства свода. В Восточной Армении свод, как правило, представлял собой четырехгранную ступенчатую пирамиду, возвышавшуюся над центральной частью помещения. Дома такого типа назывались "глхатун" (дом с главой - венцом). В Западной Армении свод нередко имел вид многоступенчатой пирамиды, опиравшейся на столбы, стоявшие вдоль стен. Он назывался "хазарашэнк" ("многоступенчатка"), или "карнакундж" ("раскрывшая крылья птица"). Дом с "ердиком" отапливался открытым очагом или пристенным камином. Внутри него или в небольшой пристройке устанавливали "тонир" для выпечки хлеба, поэтому дом так и называли- "тонратун", т.е. "дом с тониром". Вся домашняя утварь обычно располагалась вдоль стен на полках или в нишах. Сидели и спали на низкой тахте, покрытой войлоками или коврами, и на полу.
В низменных долинах у армян был распространен другой тип жилища. Здесь возводили глинобитные постройки с плоскими земляными крышами. Кроме одноэтажных построек, состоявших из одного жилого и нескольких хозяйственных помещений, здесь были распространены и заглубленные в землю полутораэтажные постройки, в наземной части которых располагались жилые помещения, а в полуподвальной - хозяйственные. Иногда вдоль фасада такого дома устраивались навесы. Состоятельные жители городов и селений строили одно- или двухэтажные каменные и кирпичные дома с окнами, балконами и крытыми галереями.
Скот держали в особом помещении - "гоме", которое в Восточной Армении обычно возводилось отдельно от жилой постройки, а в Западной - пристраивалось вплотную к жилому помещению. На крыше гома или в загородке рядом с ним зимой хранили корма. Часть гома обычно отделяли перегородкой и в ней устраивали гостевую комнату - "гоми ода", где собирались мужчины и спала неженатая мужская молодежь. Убранству гоми ода придавали большое значение: здесь ставили камин, штукатурили и расписывали стены, на нары, стоявшие вдоль стен, стлали ковры, на полках выставляли нарядную металлическую посуду.
-71-
В течение всего XIX в. в Армении сохранялась традиционная большая семья - "гердастан", которая вела общее хозяйство и жила под одной крышей. Однако по мере развития капиталистических отношений процесс распада больших семей захватил и Армению: все чаще молодежь уходила на заработки, переселяясь в город, все чаще происходили разделы и образование новых хозяйственных ячеек. Вместе с тем выделявшиеся семьи, как правило, оставались частью большого семейного объединения, в котором продолжала действовать патриархальная иерархия и непререкаемая власть старших по возрасту и положению. Особым авторитетом в патриархальной армянской семье пользовалась старшая женщина дома - "тантикин". Она была полноправной хозяйкой и единолично управляла внутрисемейным бытом. Она возглавляла часть семьи, уходившую летом на пастбища. Ей принадлежало право решающего голоса при устройстве брака юношей и девушек, к ней первой обращались сваты. Она следила за тем, чтобы невестки, находившееся в полной зависимости от нее, исправно выполняли все положенные им обязанности. И вместе с тем не допускала оскорбления женщин. Она единственная имела право сидеть в присутствии обедающих мужчин. Особым покровительством тантикин пользовались дети, и она строго порицала тех членов семьи, которые проявляли к своим детям больше внимания, чем к их двоюродным и троюродным братьям и сестрам.
Несмотря на отдельные местные вариации, в семейной обрядности армян сохранялось много общих древних традиций. Браки армян, как правило, были экзогамны и не допускались между лицами, находящимися в родстве ближе пятого-седьмого колена. При заключении брака род юноши не платил калыма, но матери невесты делалось подношение, оно выразительно называлось - "цена молока" ("цицигин"). Род девушки готовил приданое, в которое входили постельные принадлежности, занавес - "аратай", за которым во время свадьбы должна была находиться невеста, домашняя утварь и иногда скот. Браки были моногамны и нерасторжимы, измена считалась преступлением. Свадьба рассматривалась как дело всей общины. Кроме кровных родственников жениха и невесты, в ней активную роль играл целый ряд лиц, не состоявших с ними в близком кровном родстве. Главными из них были посаженный отец - "кавор" и посаженная мать - "каворкин", свита жениха - "макары", глава свадебного стола - "тамада" и его помощник, "брат"
-72-
жениха и "брат" невесты и др. Свадебное торжество, обычно занимавшее три дня, представляло собой цикл архаических общественных молений и магических действий, призванных обеспечить плодородие и благополучие новой семье. В этом цикле были и моление на кладбище - пережиток культа предков, и заклание быка - жертва духам рода невесты, и осыпание молодых сластями, зерном и монетами, и обряды "связывания", "замыкания", "отпугивания" злых духов. Церковное венчание и участие священника в свадебных обрядах не нарушало их общего языческого строя. Музыка, шум, многолюдье - все подчинялось единой цели - магическому воздействию на будущее молодых членов общины.
Весь быт старой армянской деревни был пронизан архаическими верованиями и предрассудками. Христианство, утвердившееся в Армении еще в начале IV в., не только не искоренило их, но, напротив, само приспособилось к местным древним воззрениям. С начала VI в. армянская христианская церковь существовала обособленно от других христианских церквей. Догматическая причина этой обособленности - признание армянской церковью только единой, "божественной" природы Христа, в отличие от других церквей, признающих двойную природу и считающих Христа "богочеловеком". Подлинная, социально-историческая причина обособленности - стремление армян отстоять свою независимость в борьбе с Византией. Являясь в течение многих веков основным политическим руководителем страны и главным собственником земель вследствие почти полного истребления в войнах светских феодалов, а также будучи хранителем древней письменной культуры, армянская церковь до начала XX в. сохраняла значение крупнейшей экономической и политической силы.
Несмотря на некоторое ускорение социально-экономического и культурного развития после вхождения в состав Российского государства, Армения оставалась отсталой патриархально-феодальной страной. Древняя культура армянского народа была достоянием немногочисленной интеллигенции, основная масса населения - почти 90% - была неграмотна. Национальное возрождение Армении началось только после провозглашения в ноябре 1920 г. Армянского государства, вошедшего в числе других молодых республик Закавказья в состав Советского Союза. В 1990 г. провозглашена независимая Республика Армения.
-73-
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|