Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРОДЫ ЗАКАВКАЗЬЯ
Азербайджанцы

В восточной части Закавказья по нижнему течению Куры, Аракса и их притоков лежат основные области формирования азербайджанской этнической общности. Север этой страны издревле был заселен племенами, родственными народностям горного Дагестана. Их потомками в наши дни являются небольшие этнические группы - удины, будугцы, крызы, хиналугцы, говорящие на языках кавказкой семьи. Юг издревле входил в область расселения ираноязычных племен. Их наследниками являются талыши, населяющие Ленкоранскую низменность. Признаки сложения единой народности на территории Восточного Закавказья наметились уже в первые века н.э., однако этот процесс неоднократно прерывался. Он получил свое завершение только в XI-XIII вв., когда на севере и юге утвердился общий язык, близкий языку туркмен, который был принесен в восточное Закавказье тюрками-сельджуками в XI в.

Феодальные отношения, зародившиеся еще в середине I тыс. н.э., в этот период получили свое дальнейшее развитие. В течение XII-XIV вв. на территории Восточного Закавказья шло образование крупных феодальных владений, часть которых уцелела до XIX в. Наиболее влиятельным из них считался Ширван, его центрами были Шемаха и Баку. Шир-ван первым из владений Закавказья установил связи с Московской Русью (XV в.). Эти связи с каждым столетием укреплялись и расширялись. Окончательное присоединение азербайджанских феодальных владений к России произошло в 1828 г. [*] С этого времени исторические судьбы азербайджанского народа тесно переплелись с судьбами народов России и прежде всего русского народа. Присоединение к России способствовало ускоренному развитию экономики и культуры края.

[*] Согласно Туркманчайскому мирному договору между Россией и Ираном, заключенному в 1828 г., в состав Российского государства был включен только Северный Азербайджан. В настоящее время это территория Республики Азербайджан. Здесь речь идет только о населении этой части Восточного Закавказья.

-56-

Азербайджан - страна древнего орошаемого земледелия, которое во много подобно земледелию Средней Азии. Здесь также основными культурами были пшеница, ячмень и рис, а технической - хлопок. Посевы хлопка, как и в Средней Азии, к началу XX в. резко возросли, частично вытеснив зерновые культуры. В связи с включением Азербайджана в общероссийские экономические связи, здесь увеличились и посадки высокотоварных культур: тутовника, листья которого служат кормом для шелкопряда, винных сортов винограда, табака. Важной составной частью азербайджанского земледелия были садоводство, огородничество и бахчеводство.

Азербайджанцы с глубокой древности использовали различные способы орошения. Из рек и ручьев воду на поля отводили при помощи системы запруд и каналов - "архов", сооружали подземные галереи для сбора грунтовых вод - "кягризы", копали колодцы и водосборные пруды. Для подъема и перекачки воды использовали различные простейшие механические приспособления, которые приводились в действие силой людей или животных. Обработка земли, в зависимости от рельефа, почвы и влажности поля, проводилась архаической сохой - "хыш" или тяжелым деревянным плугом - "кара котан". Семена заделывали бороной - "мала", плетенной из веток. Пахали на быках. Полевые работы выполняли, как правило, мужчины. Женщины принимали участие только в молотьбе. У азербайджанцев, как и у других народов Закавказья и Дагестана, для обмолота на току использовалась широкая деревянная доска (или две спаренные доски) - "вель", на рабочей поверхности которой были вбиты в дерево осколки кремня. Это архаическое орудие с эпохи неолита дожило до XX в.

Степные и полупустынные районы низменной части Азербайджана до середины XIX в. были преимущественно зоной кочевого скотоводческого хозяйства. С развитием товарного земледелия зона кочевания стала сокращаться и начался интенсивный процесс оседания кочевников. Оседание сопровождалось переходом к отгонно-пастбищной системе скотоводства. Однако скот по-прежнему в течение всего года содержали на подножном корму: зимой - на низменности, а летом - на высокогорных альпийских лугах. Зимние пастбища Азербайджана с глубокой древности использовали не только азербайджанцы, но и соседние горные народы - дагестанцы, восточные грузины, курды. В то же время сами азербайджанцы издревле гоняли свой скот на лето в принад-

-57-

лежавшие соседним народам горы. Основным направлением скотоводческого хозяйства было овцеводство, однако в некоторых юго-восточных районах преобладало разведение коз, а в районах постоянной земледельческой оседлости - крупного рогатого скота: коров, буйволов и зебу. В степи кочевники разводили верблюдов, на которых до прокладки железной дороги осуществляли все дальние перевозки. Перевозки местного значения осуществляли на ослах, они шли под вьюк и в упряжку. Ослов разводили повсеместно. И в степях, и в горных районах большое внимание уделялось коневодству. Азербайджанские скакуны, особенно карабахские, славились по всему Кавказу.

Азербайджанские крестьяне - "раийаты", несмотря на формальную отмену царским правительством в 1870 г. крепостного права и рабовладения, вплоть до Октябрьской революции находились в кабальной зависимости от феодалов - ханов и беков и государства, в пользу которых несли многочисленные натуральные и денежные повинности. Острая нехватка земли, воды и пастбищ вынуждала крестьян принимать на себя любые условия аренды, забрасывать свои наделы и искать работы по найму на плантациях и в скотоводческих хозяйствах крупных помещиков и предпринимателей. В азербайджанской деревне во второй половине XIX в. быстро шло классовое расслоение. Обнищавшие и разорившиеся крестьяне искали работу на нефтяных приисках и связанных с ними промышленных предприятиях, которые в это время стали быстро расти в окрестностях Баку.

Приток в Закавказье относительно дешевых российских фабричных тканей и предметов утвари привел в пореформенный период к сокращению традиционных домашних производств и кустарных промыслов. Однако целый ряд кустарных ремесел благодаря высокому качеству и художественным достоинствам изделий, стойко сохранявших этническую специфику, успешно выдержал конкуренцию и продолжал развиваться. Среди них было производство некоторых видов шелковых и суконных тканей, войлоков и ковров, национальной одежды и обуви, вышивка шелком и золотом (в Азербайджане вышивка - мужской промысел), производство глазурованной керамики, изготовление чеканной или гравированной медной посуды, ювелирное дело, резьба по дереву и камню и др. В городах и крупных селениях существовали цеховые объединения.

-58-

Из перечисленных ремесел особо должно быть отмечено ковроделие. Ковровые изделия занимали большое место в быту азербайджанцев и издавна служили предметом торга. В доме на коврах сидели и спали, в ковровых сундуках хранили одежду, в ковровых мешках - зерно, ковровой попоной покрывали верблюдов и лошадей, ковром обивали седло, и т.д. У азербайджанцев были распространены разные виды ковров - с ворсом и без ворса, односторонние и двусторонние и т.д. Их изготовляли из овечьей пряжи домашней окраски и ткали на вертикальных станках. Азербайджанские ковры отличались яркой цветовой гаммой и специфическим сочетанием орнаментальных мотивов, среди которых излюбленным был стилизованный плод миндаля, а также геометризированные изображения растений, реже - животных и птиц. Ковроделие было распространено по всему Азербайджану и являлось одним из обычных занятий женщин в семье.

Природно-климатическое своеобразие отдельных районов Азербайджана, а также различия в хозяйстве и длительная политическая разобщенность этнографических и территориальных групп населения привели к тому, что в материальной культуре, и прежде всего в архитектуре народного жилища и в одежде, у азербайджанцев сложилось значительное число локальных типов. В конце XIX - начале XX в. оно еще более увеличилось вследствие проникновения в Азербайджан европейских (русских) форм архитектуры и одежды.

В облике сельских и старых городских поселений Азербайджана было много черт, сближающих их с кишлаками Средней Азии. Как правило, селения представляли собой группы рассеченных узкими улочками и тупиками, кварталов, которые состояли из усадеб, отделенных от внешнего мира глухими стенами домов и каменных оград. Однообразный облик селений обычно нарушался только минаретами небольших квартальных мечетей и выступавшими из плоскости стен порталами калиток и ворот. Строительным материалом были глина и камень, в основном речной булыжник. Дома стремились ставить в глубине усадьбы и окружали тутовником и плодовыми деревьями. Такие поселения были характерны, главным образом, для земледельцев Центрального и Восточного Азербайджана.

В степных засушливых районах дома обычно имели плоские крыши и были одноэтажными. Они состояли из одного или двух жилых помещений и пристроенных к дому или

-59-

расположенных рядом помещений хозяйственного назначения. Основное жилое помещение внутри такого дома обычно делилось на две части, одна из которых служила кухней. Здесь на небольшом возвышении находились хлебная печь - "тендир" и печь для приготовления пищи - "оджаг".

В горных районах дома обычно строились в два этажа. В нижнем - находились хозяйственные помещения, а в верхнем - жилые. Вдоль лицевой стороны дома устраивалась одноэтажная и двухэтажная галерея на деревянных столбах. С нижнего этажа на верхний вела пристроенная снаружи деревянная лестница. В каждой из комнат такого дома находился пристенный камин - "бухари", служивший для отопления. Пищу обычно готовили на галерее нижнего этажа, там же пекли хлеб. В некоторых горных районах (в основном, на западе) вместо плоской крыши делали двух- или четырехскатную, ее здесь покрывали гонтом или черепицей. Такая крыша обычно опиралась на решетчатые стены чердачного помещения (второго этажа), которое служило для выведения шелковичных червей, сушки и хранения фруктов и т.п. В домах этого типа жилые помещения обычно занимали первый этаж.

Несмотря на значительные внешние отличия домов, их интерьер имел много общего. Вся мебель дома сводилась к разложенным на полу циновкам, коврам и подушкам-валикам. Утварь, одежду, постель и пр. хранили в стенных нишах. Вдоль комнаты под потолком обычно проходила полка - "зех", на которой выставлялась нарядная медная, фаянсовая, стеклянная посуда. Стены белили и иногда расписывали, ниши завешивали коврами и цветными тканями. Вдоль полки развешивали треугольники-флажки из яркой ткани. В каждом доме выделялось помещение для гостей, а если свободного помещения не было, то гостям отводили часть общей жилой комнаты.

До начала XX в. у азербайджанцев сохранялись архаические типы жилищ. Так, в западной части Азербайджана существовали поселения, обитатели которых использовали для жилья пещеры. В ряде горных и низменных районов бытовало полуподземное жилище с уступчатым сводом из крупных бревен, покоившихся на четырех опорных столбах - "карадам". Снаружи такое жилище было засыпано землей и напоминало заросший курган. Наконец, у кочевников сохранилось передвижное жилище - "алачыг", основанием которого служили гнутые жерди, опиравшиеся на центральный

-60-

столб-подпорку. Его верх перекрывали войлоком, а низ обтягивали камышовыми циновками.

Несмотря на социальные и локальные отличия, общие черты азербайджанского традиционного костюма выявляются вполне определенно. Мужской комплекс включал в себя ту-никообразную нательную рубаху и нательные штаны, поверх которых надевались плотно облегавший фигуру распашной кафтан из покупной ткани на подкладке - "архалыг" и шерстяные или полушелковые шаровары. Архалыг стягивали нарядным серебряным поясом или подвязывали кушаком. Поверх него носили суконную "чуху" - вариант северокавказской черкески, на груди она также имела "газыри" - кармашки для патронов. В холодное время в горах надевали шубы и бурки. На голове носили барашковую шапку - "папах", имевшую много вариантов, под ней вышитую тюбетейку. Широко были распространены цветные вязаные чулки - "джораб" и кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а также кожаные или сыромятные постолы - "чарых", а у аристократов - сапоги.

Женский комплекс также состоял из нижней и верхней одежды и, кроме того, включал в себя мешкообразное покрывало - "чадру" и лицевую занавеску - "рубенд", которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, их качество зависело от достатка семьи. Верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и такой же длины расклешенной юбки, а также облегающей спину и грудь короткой кофты с длинными рукавами ("архалыг", "кюляджа"), которая спереди имела широкий вырез, в талии плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. В холодное время надевали еще стеганую безрукавку, единственную теплую одежду, которую полагалось иметь женщине. На ногах носили чулки - "джораб" и такие же, как у мужчин, туфли без задников. Волосы прятали в специальный накосный мешок - "чутгу", голову покрывали невысокой цилиндрической шапочкой, обычно бархатной, поверх которой повязывали чалму и несколько платков. В комплекс одежды входили также различные ювелирные украшения. Особой любовью пользовались золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п.

В пище различных групп азербайджанцев также, как и в других формах материальной культуры, сочетались земле-

-61-

дельческие и скотоводческие, местные и общие, кавказские и среднеазиатские традиции. Основу пищи составлял хлеб. Его пекли на железных противнях на костре или в хлебных ямах-тендирах. Азербайджанцы знали более 30 видов хлеба. Из мясных блюд наиболее ценились приготовленные из баранины: густые похлебки ("пити", "бозбаш"), каши типа плова - их приготовляли около 50 видов, блюда из мелкорубленного мяса ("люля-кебаб") и т.п. Значительное место в пищевом рационе занимали молочные продукты. В пищу употребляли молоко овец, коз, коров, буйволиц; молоко потребляли как в свежем, так и в переработанном виде. Азербайджанская кухня использовала различные виды фруктов, ягод, овощей и зелени, в том числе дикорастущей, много пряностей и приправ.

Общественный и семейный уклад азербайджанцев характеризовался сильными патриархальными традициями, которые сочетались с нормами обычного и мусульманского права. Жизнь семьи полностью зависела от воли ее главы - деда или отца. Жизнь селения - общины от решения или просто мнения его старейшин - "агсаккалов". Как и у соседнего населения Средней Азии, участие женщины в делах семьи и общины было ограничено, некоторое отступление от этого правила делалось только для старейших женщин, прародительниц больших семей. Даже внутри дома при общении с мужчинами и старшими женщинами своей семьи, женщина должна была прикрывать лицо краем головного платка - "яшмагом", ей не позволялось разговаривать со старшими в доме, при появлении постороннего она должна была немедленно удалиться.

В связи с высокой стоимостью калыма (у азербайджанцев плата за невесту называется "деньги за голову", "деньги за отцовство", "деньги за молоко" и т.п.), разрешаемое шариатом многоженство не получило широкого распространения, оно было особенностью богатых семей, господствующей формой брака оставалась моногамия. При заключении брака старались соблюсти принцип родовой или территориальной (квартальной) эндогамии, предпочтительными считались браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Связь брака с материальными интересами семьи поддерживали архаические обычаи левирата и сорората.

Сама процедура заключения брака проходила по известной схеме: предварительный сговор, сватовство, обручение и свадьба. Между отдельными этапами нередко проходил весь-

-62-

ма длительный срок, что было связано с необходимостью сбора средств и подготовкой многочисленных и дорогих подарков, которые подносились от имени жениха невесте, и которыми обменивались вступающие в новое родство семьи. На всех четырех этапах представители семей и старейшины селения находились на переднем плане, а будущим супругам отводилась роль послушных статистов.

После обручения жениху, его родственникам-мужчинам и друзьям категорически запрещалось видеть невесту. Даже при совершении мусульманского свадебного обряда, который в основном сводился к составлению и подписанию брачного договора, вместо вступающих в брак присутствовали представляющие их родственники. В течение первых двух дней свадебного торжества, которое проходило в доме жениха, ни жених, ни невеста никакого участия в нем не принимали, в это время они находились в доме кого-либо из своих родственников. На свадебный пир жениха торжественно приводили только на третий день и то на время. Невесту возвращали в родительский дом только перед приходом процессии, состоящей из родственников жениха и гостей, которая должна была увезти ее в новую семью. Переезд невесты сопровождался носившими ритуальный характер играми и магическими действиями. Невесту сопровождал конный отряд ее родичей и музыканты, по пути следования кортежа молодежь устраивала заслоны, через которые он проходил только после шуточной борьбы и выкупа. Перед ней везли украшенную фруктами, сластями и сдобным печеньем ветвь - "шах", символ благополучия и плодородия; встречавшая невесту мать жениха осыпала ее зерном, монетами и сластями, шагнув в новый дом невеста должна была сразу же наступить на железный предмет, - железо, по поверью, являлось сильнейшим оберегом. После переезда невесту укрывали от всех за занавеской в брачной комнате. Жених приходил туда тайно и утром тайно ее покидал. Лишь через несколько дней молодые могли показаться старейшинам селения и родственникам, но еще долго, до рождения первого ребенка, молодая должна была носить покрывало и сторониться мужской родни мужа.

Ислам распространился в Азербайджане в VIII в., вытеснив утвердившееся здесь с IV в. христианство. Основная масса азербайджанцев исповедовала одно из двух направлений ислама - суннизм или шиизм. В течение многих столетий приверженцы той и другой ветви ислама вели между собой

-63-
ожесточенную борьбу, за которой стояли политические интересы двух крупнейших феодальных государств Передней Азии - шиитского Ирана и суннитской Турции. Одним из ярких праздников шиитского ислама являлся "Шахсей-Вахсей", который справлялся в память внука пророка Мухаммеда Хусейна. В дни праздника верующие подвергали себя самоистязаниям - рвали волосы, кололи кинжалами, царапали лица и т.п., выражая тем скорбь по поводу гибели святого. В эти дни духовенство сознательно разжигало в народе фанатизм и ненависть к иноверцам и представителям других религиозных течений. Вместе с тем сохранялись многие древние общие верования и представления. Среди них особое место принадлежало культу огня, являвшемуся пережитком зороастризма, сохранялись верования, связанные с культами солнца и луны, почитание могил, камней, деревьев, источников. В быту широко были распространены многочисленные обереги и амулеты.

С развитием Бакинского промышленного района начался приток на территорию Азербайджана безземельных крестьян из Армении, Грузии, Дагестана, центральной России, Средней Азии и Сибири. Многонациональный бакинский пролетариат, ставший в начале XX в. одним из наиболее сильных отрядов рабочего класса России, сыграл значительную роль в установлении Советской власти и закреплении ее социальных завоеваний как в Азербайджане, так и на территории всего Кавказа.

В течение XX в. на территории Азербайджана интенсивно шел процесс консолидации азербайджанской этнической общности. В 1920 г. была образована Азербайджанская ССР, в 1990 г. была провозглашена независимая Азербайджанская Республика.

-64-

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.