Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура
НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Киргизы
Киргизы населяют горную страну, пересеченную хребтами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, которая лежит в верховьях Сырдарьи на самом юго-востоке Средней Азии. Родоплеменное деление киргизов - память о нем сохраняется до наших дней - удержало наименование различных тюркоязычных и монголоязычных племен, частично вошедших в состав киргизской народности (телес, мунгуш, найман, кипчак, монголдор, кунграт, кытай). Киргизский союз на территории Средней Азии упоминается впервые в начале XVI в. Его общее наименование - киргизы - свидетельствует о сохранении преемственности вошедшими в него племенами от крупного политического объединения, существовавшего под тем же наименованием в IX - X вв. в Центральной Азии. Однако хозяйство, материальная и духовная культура киргизов представляют несколько иной по сравнению с кочевыми племенами Центральной Азии комплекс явлений и свидетельствуют о том, что киргизская этническая общность формировалась в верховьях Сырдарьи при активном участии древнего местного скотоводческого и земледельческого населения.
До 60-70-х годов XIX в. территория Киргизии была владением деспотического Кокандского ханства, военно-феодальная знать которого, опираясь на местную киргизскую родоплеменную аристократию, нещадно обирала и разоряла хозяйства рядовых киргизов. Гнет кокандских феодалов вызвал рост освободительных движений, в результате которых киргизские племена вошли в состав Российского государства. Переход в российское подданство помог установлению тесных экономических связей киргизов с другими народами России, а это способствовало развитию товарного производства на территории самой Киргизии, ускорило разложение натурального хозяйства. Массовое переселение крестьян из восточно-европейских районов России, проводившееся царской адми-
-49-
нистрацией, создало условия для усвоения киргизами культурно-бытовых навыков оседлого земледельческого хозяйства, которые принесли с собой в Среднюю Азию русские и украинские крестьяне-переселенцы.
Основным видом хозяйства киргизов было кочевое скотоводство, с круглогодичным содержанием скота на подножном корму и сезонной сменой пастбищных угодий. Зимой скот пасли в укрытых от ветров и буранов низменных долинах, весной его перегоняли на солнечные прогалины в предгорья, а летом с наступлением жары поднимали к кромке снегов на альпийские луга, где он находился до первых холодов, когда начинали перегон обратно в долины. Перекочевки совершались по строго определенным маршрутам, их крайние пункты отстояли друг от друга на расстоянии 100 - 200 км. Земли, по которым перегонялись стада, и пастбища, где их пасли, считались собственностью всего родоплеменного подразделения и имели четко очерченные границы. Для каждого вида скота - киргизы разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов - отводились особые места выпаса, при выборе которых учитывались видовые особенности животных и наличие подходящих для корма трав. Сено киргизы заготовляли только в районе зимников и, главным образом, в расчете на подкорм больных и молодняка. Работу, связанную с перегоном скота, уходом за молодняком, его охраной, заготовкой кормов, стрижкой шерсти и забоем на мясо, осуществляли мужчины. Женщины помогали им, присматривая за скотом, пасшимся непосредственно вблизи стоянок, доили скот, заготавливали впрок молочную продукцию, обрабатывали шерсть, валяли войлоки, собирали и ставили жилища. Скотоводство определяло весь образ жизни и бытовой уклад киргизов.
Земледелие входило составной частью в скотоводческий комплекс хозяйства и имело исключительно потребительский характер. Небольшие, как правило, земледельческие участки располагались в районе зимних кочевий и после посева оставались без присмотра или под присмотром не имевших возможности кочевать родичей, а у богатых - батраков. Киргизы, подобно другим народам Средней Азии, применяли искусственное орошение посевов и в земледелии использовали орудия, подобные орудиям таджиков и узбеков. Наряду с этим у них сохранялись своеобразные архаические традиции, несвойственные земледельческим народам. В некоторых местах сеяли, сидя на лошади, при уборке урожая колосья сры-
-50-
вали или срезали ножом, обмолачивали колосья в ступе, а после обмолота приносили в жертву животное и т.п.
В начале XX в. в связи с захватом родовых пастбищ аристократией и баями, а также с уменьшением численности скота у рядовых скотоводов-общинников роль земледельческого хозяйства стала повышаться - расширились посевные площади и увеличилось число людей, остававшихся вблизи них на все лето, сократились маршруты кочевок, изменился состав стад: уменьшилось поголовье овец и возросла численность рабочего скота. Полный цикл кочевания в это время уже сохраняли лишь зажиточные скотоводы и те группы их сородичей, которые кочевали вместе с ними и работали на них, под видом родовой взаимопомощи выпасая их скот и производя обработку скотоводческого сырья.
Кочевое скотоводство у киргизов исстари сочеталось с охотничьим промыслом. К концу XIX в. хозяйственное значение охоты сохранялось только у малоимущих групп, для племенной знати она была одним из видов развлечения. Охотились на оленей, горных козлов, архаров, косуль, волков, медведей, лисиц, пернатую дичь. Ружейная охота и охота с помощью капканов и силков сочеталась с облавной охотой (гоном), а также с охотой при помощи борзых собак породы тайганов и ловчих птиц - орлов-беркутов, ястребов и соколов, которых специально дрессировали. Искусные охотники пользовались большим уважением. Слово "мерген" - охотник употреблялось как почтительное обращение, равное по значению обращению - "батыр", т.е. богатырь.
Оседлые поселения стали появляться на территории Киргизии не ранее середины XIX в., а первые города возникли только после присоединения к России. Оседая, киргизы воспринимали традиции архитектуры земледельческих народов: узбеков и таджиков - на юге, русских и украинцев - на севере. Однако господствующей формой поселения киргизов до 30-х годов XX в. оставалось кочевое стойбище - "аил", состоявший из большего зимой ("кыштоо") или меньшего летом ("джайлоо") числа юрт, группировавшихся, как правило, по родственному признаку.
У киргизов бытовало два типа решетчато-войлочных юрт - с высоким коническим и низким округлосферическим куполом. В покрытии и расстановке утвари в юрте у отдельных групп имелись локальные различия. Общим было членение на мужскую и женскую половины, выделение почетного места - "тёра", наличие центрального открытого очага,
-51-
широкое использование простых и декоративных войлоков и шкур животных. Юрты родовой аристократии и богачей покрывались нарядными белыми войлочными кошмами, которые стягивались узорными цветными полосами. Юрты внутри украшали вышитые покрывала, ворсовые ковры, орнаментированные аппликациями сумки для припасов и утвари, покрытые тисненными узорами кожаные сосуды, богатая серебряная упряжь, окованные цветным металлом сундуки, зеркала и покупная посуда. Вся бытовая и хозяйственная утварь рядовой киргизской семьи, как правило, изготавливалась в самом хозяйстве или за натуральную оплату мастерами, жившими в том же аиле. Развитого ремесленного производства киргизы не знали.
Натуральный характер хозяйства сказывался и на одежде киргизов. Широко использовались грубая домотканина из овечьей и верблюжьей шерсти, домашней выделки шкуры и войлок. Завозившиеся из узбекских и таджикских городов, а с середины XIX в. и из России, хлопчатобумажные ткани, бархат и шелк приобретали в основном зажиточные скотоводы; их использовали для изготовления праздничной одежды. Общая стоимость одежды была высока, и в семьях, имевших мало скота, ее носили, пока она не расползалась от ветхости. Одежда знати отличалась от одежды простых пастухов и табунщиков. Ее шили из добротного материала, она украшалась дорогим мехом, вышивкой, серебряной чеканкой.
Во второй половине XIX в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и, таким образом, в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.
Наиболее характерными частями киргизской традиционной одежды в мужском комплексе были распашной войлочный халат - "кементай", который подпоясывали кожаным поясом или подвязывали кушаком, широкие штаны из кожи или замши с вышивкой шерстью или шелком - "джаргакшым", войлочные или кожаные сапоги с загнутым вверх носком и войлочная шапка - "калпак", с высокой белой тульей и загнутыми вверх черными отворотами, зимой - нагольный овчиный тулуп - "тон" с широкой темной опушкой и шапка с меховым околышем. В женский комплекс входили свободное длинное платье-рубаха из яркой ткани, шаровары, короткая безрукавка из темной ткани или сшитая из такой же ткани приталенная халатообразная одежда - "бешмант" ("камзур"). Замужние женщины на бедрах носи-
-52-
ли короткую распашную юбку - "бельдемчи", которая пришивалась к широкому поясу. Бельдемчи и пояс украшались вышивкой. Зимой женщины одевали шубу - "ичик". Головным убором девушек была небольшая шапочка, отороченная мехом и украшенная на макушке перьями, - "тебетей". У женщин бытовал сложный двойной головной убор, состоящий из вышитой шлемообразной шапочки, закрывавшей волосы, и высокого белого тюрбана - "элечек". Его форма у разных групп киргизов была различна: у одних он напоминал широкий цилиндр, у других - свободно повязанную чалму. В комплекс одежды богатых женщин также входили ювелирные украшения, имевшие значение оберегов.
Пища киргизов определялась основными направлениями их хозяйственной деятельности: зимой в пище преобладали крупяные и мучные похлебки и каши, заправлявшиеся кислым молоком, маслом, реже мясом, а также разнообразные виды творога и сыра, летом - кисломолочные продукты, среди которых наиболее распространенным был "айран" - заквашенное кипяченое молоко, разведенное водой. Как и у других кочевых народов, у киргизов излюбленным напитком был кумыс. Хлеб - лепешки, испеченные на сковороде или в котле, не входили в основной рацион. Мясные блюда также были редкостью, обильная мясная еда готовилась только по случаю семейных или общественных празднеств. Мясо обычно не жарили, а варили в котле, его ели, запивая отваром. У киргизов сохранился также древний способ варки мяса в желудке убитого животного, туда наливали воду и клали раскаленные камни. С развитием земледелия и расширением товарного обмена в пищевом рационе киргизов стали происходить изменения: увеличилось потребление растительной пищи, расширился ее ассортимент. С конца XIX в. в быт киргизов широко вошел чай и ритуал чаепития.
В начале XX в. у киргизов в социальной сфере наблюдалось тесное переплетение патриархально-родовых пережитков с феодальными общественными отношениями. От патриархально-родового строя у киргизов в начале XX в. сохранялось родоплеменное деление и представление о коллективной собственности на землю, различные формы трудовой кооперации и родовой взаимопомощи, экзогамия. Признаками феодальных, классовых отношений являлись частная собственность на скот и для господствующей верхушки фактическая частная собственность на землю, деление общества на обособленные группировки, различавшиеся долей и формами
-53-
участия в общественном производстве, экономическая и правовая зависимость основной массы населения от социальных верхов, распространение двух характерных для феодализма видов эксплуатации - посредством принуждения к труду в хозяйстве феодала (т.е. барщина) и путем изъятия феодалом продуктов труда, полученных в хозяйстве зависимого населения (т.е. оброк). Господствующий слой у киргизов был представлен старой родоплеменной аристократией - "биями" и "манапами" (термин, употреблявшийся только в северной Киргизии), низший слой - рядовыми скотоводами - "букара". В начале XIX в. в связи с включением киргизов в общероссийскую систему товарного производства из этого слоя выделилась группа скотовладельцев-предпринимателей - "баев", отношение которых к остальной массе букара не отличалось от отношения к букара биев и манапов. До присоединения Киргизии к России у киргизов существовала также категория рабов - "кулов", труд которых применялся, главным образом, в домашнем хозяйстве и не играл решающей роли в производстве.
Основной общественной и экономической единицей у киргизов была группа родственных семей, индивидуально владевших скотом при общем владении пастбищами. Такие группы именовались - "дети одного отца". Они объединялись в более крупные родовые коллективы - "аилы", которые номинально и являлись основными собственниками земель и пастбищ. Помимо родичей в аил могли входить семьи, принадлежавшие другим родам, но подчиненные возглавлявшему аил бию или манапу. Таким образом, киргизский аил представлял собой по существу не кровнородственную, а соседскую территориальную общину, подобную общине каракалпаков и кочевых узбеков. Феодалы стремились завуалировать разрушение патриархально-родового равенства и единства в аиле-роде и с этой целью активно поддерживали сложную систему ро до племенного деления. Для укрепления своего влияния они использовали также ислам, обычное право и патриархальный бытовой уклад.
Ислам распространился у киргизов относительно поздно - в XVII - XVIII вв. и не был глубоко усвоен населением. Древние культы и верования продолжали играть значимую роль в духовной жизни киргизов. Сохранилась вера в древнее общетюркское божество Джер-Суу (т.е. Вода-Земля), воплощавшее в себе добрые производительные силы природы, в верховного бога Кудая и покровительницу домашнего
-54-
очага и женщин Умай-эне. Сильны были также пережитки культа предков, духи которых, по представлениям киргизов, принимали непосредственное участие в делах семьи и рода. В связи с этим культом стояло почитание могил и родовых кладбищ, семейного очага, с позиций культа предков был переосмыслен даже общемусульманский пост ураза. После смерти главы семьи в юрте на почетном месте ставили манекен (деревянную распялку, подушку), на который надевали одежду покойного, и сохраняли его в течение года до больших общеродовых поминок. Этот манекен считался временным вместилищем его духа и к нему обращались как к живому. У киргизов также сохранялись первобытные анимистические верования, которые выражались в почитании различных "священных" мест - деревьев, источников, ущелий, скал, перевалов, сохранялись представления об окружающих человека злых демонах и вредоносных духах, существовали наследственные шаманы - "бакши" и шаманки - "бюбю", многочисленные знахари, гадальщики, колдуны и предсказатели.
Быт киргизской семьи определялся древними родовыми традициями, обычным правом и шариатом. Ведущее место мужчины в общественном производстве закрепляло за ним господствующее положение в семье. Права женщины были весьма ограничены, и фактически она рассматривалась как часть имущества. Женщина не имела права наследования; не могла, как правило, быть свидетельницей на суде; в системе штрафов, заменявших кровную месть, ее жизнь оценивалась в половину того, что полагалось за жизнь мужчины; ее согласия не требовалось в решении дел семьи. Вместе с тем положение киргизской женщины было более свободным, чем положение узбечек и таджичек: она не носила паранджи, не знала семейного затворничества. В семейно-брачных отношениях у киргизов патриархальные нормы сочетались с традициями матриархально-родовой организации: предпочтение дяди по матери другим родственникам, ряд исключительных прав в роде для племянников по женской линии, добрачные посещения невесты женихом в аиле ее отца, временное возвращение молодой в родной аил после свадьбы и др.
В 1926 г. киргизы впервые обрели свою национальную государственность - была образована Киргизская АССР в составе Российской Федерации. В 1936 г. она получила статус Союзной Республики в составе СССР. В 1991 г. провозглашена независимая Республика Кыргызстан.
-55-
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|