Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Узбеки

Узбеки - самый многочисленный народ Средней Азии. Основные территории компактного проживания узбеков сосредоточены в бассейнах рек Амударьи, Зеравшана, верхней Сырдарьи. В юго-западной части своей этнической территории узбеки нередко живут в тесном соседстве с таджиками. Культуры обоих народов исключительно близки, и в районах их совместного проживания основным различием между ними является только язык. Общность культур узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Те группы носителей этой культуры, которые удержали в быту иранские языки, явились предками таджиков, а те группы, которые усвоили языки оседавших на территории оазисов кочевников-тюрок, стали предками узбеков.

Процесс формирования узбекской народности отчетливо проявился уже в XI в., когда наиболее крупные земледельческие оазисы с тюрко-язычным населением объединились в одно феодальное государство - государство Караханидов. Однако быстрое падение этого государства и новые многочисленные вторжения кочевников усложнили процесс и затяну-

-22-

ли его на несколько столетий. Формирование узбекской народности завершилось только в XVI в., когда в центральные районы Средней Азии с территории Западного Казахстана переселились выделившиеся из состава Золотой Орды кочевые племена, объединенные в союз, возглавляемый династией Шейбанидов. Племена, входившие в этот союз, именовались узбеками, и это общее наименование в дальнейшем перешло на те тюркоязычные оседлые и кочевые группы, которые были включены узбекскими феодалами в состав основанных ими политических образований - Бухарского (XVI в.), Хивинского (XVI в.) и Кокандского (XVIII в.) ханств. Междоусобные войны, раздиравшие узбекские ханства, их внутренняя политическая раздробленность и нестабильность сдерживали хозяйственно-культурную и этническую консолидацию отдельных территориальных и родоплеменных общностей: еще в начале XX в. у узбеков сохранялось разделение на группы более древней и менее древней оседлости, на полукочевые и кочевые, деление на племена и роды. Социальные и культурно-бытовые различия, разделявшие узбеков, были преодолены только в советский период, когда в ходе создания новой современной экономики и культуры произошло становление единой узбекской нации.

Основой хозяйства узбеков, оседло живших на орошаемых землях, издревле было земледелие, технология которого и орудия были почти такими же, как и у таджиков. Узбекские крестьяне - "дехкане" также выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго (джугару), бобовые и масличные культуры, лен и хлопчатник, занимались бахчеводством, садоводством и виноградарством. Из зерновых особо ценным считался рис, разведение которого на территории Средней Азии имело давнюю традицию. Его выращивали на заливных полях, террасах, в районах, где имелось достаточное количество воды.

Все пригодные для земледелия земли внутри оазисов исстари были поделены между сельскими обществами - кишлаками, их границы определялись традицией и почти не менялись. На территории ханств значительная часть плодородных земель считалась собственностью феодалов и духовенства, а работавшие на ней дехкане рассматривались как ее наследственные арендаторы - издольщики. На территории Туркестанского генерал-губернаторства, где феодальная собственность была отменена и разрешена продажа и купля земли, происходила концентрация плодородных земель в ру-

-23-

ках сельских богатеев - баев, и превращение обедневших или утративших свою землю крестьян в наемных работников - батраков.

До середины XIX в. зерновые культуры были основными на орошаемых землях, с этого времени их посевы стали сокращаться и к концу столетия основной культурой в земледелии узбеков стал хлопчатник. Расширение посевов хлопчатника было связано с увеличением спроса на него на мировом рынке и освоением новых высокопродуктивных сортов. Изменение традиционной структуры посевов привело к изменению всего земледельческого хозяйства, разрушило его полунатуральный характер, повысило товарность и поставило крестьянина в зависимость от капиталиста - скупщика. Повышение товарности сельского хозяйства в связи с расширением посевов хлопчатника вело к имущественному расслоению, обострению социальных противоречий в узбекском кишлаке.

У тех групп узбеков, которые жили на границе оазисов и степи или степных и полустепных районов, ведущей отраслью хозяйства являлось скотоводство. Его основным направлением было овцеводство. Занятие овцеводством считалось почетным и более престижным, чем занятие земледелием, а овца почиталась как "чистое" животное. Круглый год овцы паслись на подножном корму, весной и летом на дальних пастбищах, осенью и зимой невдалеке от кишлаков. Пастьба овец обычно поручалась опытным пастухам - чабанам, для которых чабанский труд был наследственной профессией. Овцеводческое хозяйство, также как и хозяйство земледельцев, было связано с рынком. На продажу шли мясо и сало, шкуры, шерсть, шерстяные изделия, овечий сыр. Особую ценность имели смушки - шкурки новорожденных ягнят овец каракульской породы. С ориентацией на рынок разводили и другие виды скота: коз, рабочих волов, лошадей и верблюдов. У тех групп узбеков, которые оседло жили в глубинных районах оазисов, скотоводство было второстепенной отраслью. Здесь не хватало пастбищ и кормов, и поэтому средние дехканские хозяйства, как правило, держали мало скота, предпочитая в случае необходимости арендовать нужное количество у баев или покупать у скотопромышленников.

Переработка продукции, получаемой от земледелия и скотоводства, частично производилась в крестьянском хозяйстве и занимались этим обычно женщины. Они изготовляли

-24-

хлопковую, шерстяную и шелковую пряжу, ткали простые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры и паласы, валяли войлоки и т.п. Часть изделий и полуфабрикатов, произведенных в домашних условиях, использовалась для нужд семьи, а часть через скупщиков отправлялась к городским оптовым и розничным торговцам.

Наряду с домашними промыслами, сохранявшими свое значение в основном в районах, удаленных от крупных городов, в узбекских кишлаках существовали и специалисты ремесленники, работавшие как на заказ, так и на рынок. Они, как правило, не порывали своих связей с общиной и сочетали занятие ремеслом с сельским хозяйством. Однако общий уровень развития ремесленного производства в Узбекистане определялся не сельскими ремесленниками, а не связанными с сельскохозяйственным производством ремесленниками городов, объединенными в цеховые корпорации.

Для городского ремесла были характерны чрезвычайная дробность специализации и высокий уровень мастерства, что обеспечивало добротность продукции, а в ряде отраслей и ее большие художественные достоинства. В городском ремесле металлургия была представлена корпорациями кузнецов, литейщиков чугуна, медников, литейщиков бронзы, ювелиров, оружейников, ножовщиков, жестянщиков и др.; производство тканей - корпорациями, которые специализировались на подготовке сырья (шелкомотальщики), изготовлении различных видов ткани (хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые, бархат) и ее дополнительной отделке (красильщики, синильщики, отбеливатели, набойщики, лощильщики и др.); деревообработка - корпорациями плотников, токарей, столяров - специалистов по изготовлению арб, деревянных деталей юрт и домов, дверей, седел, ткацких и прядильных станков, гребней и т.д. Существовали специализированные корпорации гончаров, кожевников, портных, сапожников, хлебопекарей и кондитеров.

Цех определял квалификацию ремесленника и контролировал качество его изделий. Вся производственная и общественная жизнь цеха была подчинена письменному уставу - "рисоля", который содержал предание о происхождении ремесла и "святом" покровителе, а также технические и религиозно-нравственные предписания, обязательные для члена цеха. Управлялся цех выборным старшиной, который ведал всеми внутренними вопросами и представлял цех перед городской администрацией. В городе ремесленники обычно са

-25-

ми занимались сбытом своей продукции и их мастерские одновременно служили лавками. Каждый цех по традиции имел отведенный ему для торговли район города - улицу или часть базарной площади.

Культура среднеазиатского феодального города являлась неотъемлемой частью традиционной культуры узбеков. На территории их расселения находились почти все наиболее крупные древние городские центры оазисов - Хива, Ургенч, Бухара, Самарканд, Ташкент, Коканд, Карши, Шахрисябз и др. Города являлись средоточиями ремесла, торговли, религиозно-богословского образования и политической жизни. Как правило, города были связаны с отдельными экономическими районами, сельское население которых тяготело к городу и ориентировалось на него.

В конце XIX в. старые города еще сохраняли средневековую планировку и представляли собой сложную сеть узких пыльных улиц и переулков, выходивших к крепости правителя или к площади-базару. Улицы делили город на кварталы, которые были его основными административными, территориальными и общественными единицами. Каждый квартал имел свою мечеть, состоявшее при ней духовенство зорко наблюдало за религиозно-нравственной жизнью его жителей. Квартал по существу являлся замкнутой соседской общиной, исторически сформировавшейся по территориально-родственному, этническому или профессиональному признаку. Главным местом общественной жизни в городе был базар, который в установленные дни притягивал к себе не только население ближайшей округи, но и жителей отдаленных кишлаков.

В начале XX в. в крупных городах рядом со старой средневековой частью началось строительство европейских, "русских" кварталов, в которых селилась русская администрация, интеллигенция, промышленники и местная торгово-посредническая буржуазия.

Черты, свойственные средневековому городу (торгово-ремесленное население, базары, деление на кварталы и т.п.), были присущи также многим крупным сельским поселениям, расположенным в зоне оазисов. От них отличались одноквартальные кишлаки в районах неполивного земледелия и небольшие селения полуоседлых групп, обитавших в бедных водой районах на границе оазисов и степи. Своеобразный тип расселения сложился в низовье Амударьи (в Хорезме). Здесь существовали хутора, представлявшие собой укрепленные

-26-

дома-усадьбы, которые принадлежали большим неразделенным семьям.

В городах и кишлаках, расположенных в оазисах, усадьбы и жилые постройки, несмотря на местное своеобразие, принципиально не отличались от усадеб и построек равнинных таджиков. Местные особенности проявлялись главным образом в вариациях планировки, некоторых приемах строительства, в наличии или отсутствии украшений: росписи, резьбы по дереву и ганчу (алебастровой штукатурке). В кишлаках, принадлежавших узбекам, ведшим полукочевой образ жизни или только переходившим к оседлости, в течение второй половины XIX в., наряду с глинобитными жилищами общего типа существовали переносные жилища - юрты. Юрты сохранялись также у некоторых групп, полностью осевших на землю: их ставили во дворе усадьбы рядом с домом или внутри дома в специальном крытом помещении (Хорезм). У различных по своему происхождению групп конструкции юрт были неодинаковы. У узбеков группы тюрк, восходящей к племенам, появившимся на территории Средней Азии в XI - XII вв., юрта ("лочиг") имела каркас из гнутых жердей, которые связывались попарно, образуя перекрещивающиеся дуги. Вершину дуг - купол - укрывали войлочными кошмами, а низ - стены - одним или несколькими рядами камышовых циновок, скрепленных цветной шерстью. У узбеков, ведших свое происхождение от племен, переселившихся из западного Казахстана в XVI в., юрта ("уй") имела каркас, состоявший из сборных стен-решеток, и жердей, образующих купол, вершину купола венчал деревянный круг. Сверху каркас полностью укрывался войлоками. Внутреннее деление и убранство юрт обоих типов было одинаковым.

Различия в одежде узбеков отдельных территориальных групп были сравнительно невелики. Они сводились главным образом к различиям в цвете, орнаментации, отдельных деталях покроя. Существенно различались только головные уборы женщин, которые стойко сохраняли племенные традиции. Основные части одежды - туникообразная рубаха, носимая навыпуск, штаны с широким шагом и распашной халат, одинаковые по покрою и у мужчин, и у женщин, представляли наиболее рациональные в условиях Средней Азии формы и не отличались от тех, которые бытовали у равнинных таджиков. Как и у таджиков, мужской костюм узбеков обычно дополняла тюбетейка или подобная ей ша

-27-

почка - "кулох", поверх которых в большинстве районов при выходе из дома надевали чалму. Женщины также носили чалму, которая повязывалась поверх другого головного убора, прикрывавшего волосы. Чалму женщины начинали носить только после рождения первого ребенка. В городах для женщин было обязательным ношение чачвана и паранджи, в кишлаках при выходе из дома их заменяли покрывалом, халатом-накидкой или просто детским халатиком, который набрасывали на голову. Одежда феодальной аристократии отличалась от одежды рядовых горожан и населения кишлаков более дорогими и качественными тканями, золотой и серебряной вышивкой.

Направленность хозяйственной деятельности отдельных групп определяла основные виды характерной для них пищи. У групп, связанных с земледелием, преобладала мучная и растительная пища; они потребляли много фруктов, дынь, овощей. Молочнокислые продукты и мясо служили у них главным образом добавлением к различного рода кашам, похлебкам, вареному и печеному тесту. У групп, связанных со скотоводством, основу пищи составляли молочнокислые продукты, заготовленные впрок, мясо и животный жир (чаще, бараний); изделия из муки и крупы использовались ими как приправы и дополнение. Вместе с тем многовековое соседство и тесные связи привели к значительному числу общих видов пищи. Из них на первом месте стоял хлеб - "нон", круглые, плоские лепешки из ячменя, просяной, джугаровой, у богатых - из пшеничной муки. Их пекли в особой хлебной печи - "тануре" ("тандыре"), прилепляя тесто к раскаленным после протопки стенам. Скотоводы пекли хлеб на плоском камне, в котле, на сковороде. В городах существовали специальные хлебопекарни. Общими также были различные виды крупяных каш, из них наиболее распространена была крутая рисовая каша с мясом, морковью, луком, перцем и другими приправами - "палов" (плов), имевшая много разновидностей. В богатых домах плов был обычной пищей, в небогатых и бедных имел значение ритуального блюда; его подавали на общественных пиршествах, по праздникам семья, делавшая плов, часть его раздавала соседям, готовили плов мужчины. Во второй половине XIX в. все группы узбеков стали пить чай. Во многих районах его пили с молоком, солью и пряностями. Большое влияние на национальную кухню узбеков оказали соседние народы. Особенно много общего она имела с национальной кухней таджиков.

-28-

Развитие товарного производства и капиталистических форм хозяйствования, которые сочетались на территории Средней Азии с феодализмом и крепостничеством, к началу в. еще не успели полностью уничтожить устои территориальной соседской общины. У населения оазисов живучесть общины объяснялась необходимостью поддержания ирригационных систем, что было невозможно без организованного труда значительного числа людей. В земледельческой общине было забыто древнее родоплеменное деление, общинное право и быт поддерживались в ней главным образом общностью хозяйственных интересов. Одной из форм такой общины была квартальная община города. У населения, занятого полукочевым и кочевым скотоводством, общину поддерживало представление о коллективной собственности на пастбищные земли, в конце XIX в. фактически уже нарушенной, и стойкие родоплеменные связи. По отношению к земледельческой общине скотоводческая была более архаична. Однако в той и другой одинаково шел процесс имущественного и социального расслоения.

До середины XIX в. господствующей формой семьи у узбеков была большая неразделенная семья. С проникновением капиталистических отношений в узбекской общине количество таких семей стало сокращаться. В первую очередь стали делиться малоимущие семьи, в зажиточной среде разделы происходили реже. Общественное мнение не поощряло разделы и допускало их только в случае чрезвычайного разрастания семьи, а при жизни главы семьи - не ранее женитьбы старшего внука. Осуждая разделы, общественное мнение, а через него господствующая верхушка и духовенство, стремились задержать разрушение патриархальных устоев семейного быта, сохранить отражавший феодально-крепостнический уклад всего общественного устройства внутрисемейный деспотизм и бесправие.

В большой неразделенной семье существовала строгая иерархия. На вершине ее находился глава семьи - отец, дед, прадед, внизу - младшая невестка, самый бесправный ее член. Глава семьи был неограниченным собственником всего имущества и всех доходов. Отношения в семье строились на основе безусловного подчинения. Особенно сложным в такой семье было положение женщины, которая вследствие уплаты за нее калыма всегда рассматривалась как семейная собственность. В случае смерти мужа вдова не должна была уходить из семьи, она становилась женой его младшего брата

-29-

(левират). В случае ранней смерти жены, вдовец, чтобы снова не платить калым, должен был жениться на ее младшей сестре (сорорат). В зажиточных семьях и даже семьях среднего достатка тяжелое положение женщины усугублялось обычаем многоженства. Жизнью женской половины руководила, как правило, старшая из жен главы семьи. Брачным возрастом для девушки считались 13 - 14 лет, но бывали случаи, когда замуж выдавали и девочек более раннего возраста.

Как и у таджиков, в общественной и семейной жизни узбеков большую роль играл ислам. Религия определяла быт общины и семьи, контролировала право и искусство, держала в своих руках образование и формировала мировоззрение, ее предписаниями и запретами был пронизан весь уклад жизни. Духовенство, старейшины общины и государственные чиновники в узбекских ханствах строго следили за соблюдением утвержденных религией норм и сурово карали отступников. Мусульманин должен был пять раз в день в определенное время обращаться к богу (намаз), причем первая молитва должна была совершаться в присутствии общины в мечети (на женщин это правило не распространялось). В течение месяца рамазана мусульманин был обязан в дневные часы соблюдать строгий пост, не пить и не принимать еды (ураза). Он должен был посещать "святые" места - "мазары" и делать подношения их хранителям - шейхам. Посещение "мазаров", по учению местного мусульманского духовенства, заменяло обязательный для верующего хадж - паломничество в Мекку. От своих доходов мусульманин должен был "добровольно" отчислять часть "в пользу бедных" и на "богоугодные дела", что на практике означало обязанность платить особый налог в пользу государства и духовенства. Он должен был отмечать дни мусульманских праздников и особенно праздник жертвоприношений (Курбан). Служители культа совершали бракосочетание, участвовали в обряде наречения имени, в инициационном обряде обрезания, в похоронах и поминках. Они стремились подчинить своему влиянию всю жизнь человека, лишить его воли и самостоятельности. Особенно упорны и последовательны в этом были дервиши - члены особых религиозных орденов.

В быту земледельцев и скотоводов вместе с догмами ислама уживались древние домусульманские культы и верования. Некоторые из них под влиянием официальной религии

-30-
обретали новую оболочку и сливались с культами мусульманских святых.

Так, древний местный культ божественного героя Рустема превратился в культ Али, зятя Мухаммеда, земледельческий культ умирающего и воскрешающего божества слился с культом сына Али Хусейна, женский культ покровительницы рожениц и новорожденных стал культом дочери пророка Фатимы. Другие - под покровом ислама продолжали существовать в своей первоначальной форме. В основном это были различные анимистические верования, магические представления и культ сил природы. Как правило, они удерживались в сфере производственной деятельности и в семье. Их проявлением были многочисленные обряды, проводившееся с целью предохранения от злых духов, от сглаза, для обеспечения успеха, благополучия, здоровья, для приумножения добре и потомства. Сохранялись также пережитки шаманского культа и обряд камлания, исполнявшийся с целью излечения от некоторых болезней.

Мусульманской религиозной идеологии и патриархальному укладу быта противостояло устное и музыкальное народное творчество, носителями которого выступали главным образом члены профессиональных артистических корпораций: музыканты, танцоры, певцы, сказители, комики, острословы, кукольники, циркачи и т.п. Представления артистов проходили на площадях в дни больших базаров, во время всеобщих праздничных гуляний по случаю Рамазана, Курбана и Навруза, на семейных и общинных торжествах. Их искусство в основном было обращено к широкой демократической аудитории - к ремесленникам и дехканам. Оно несло в себе традиции подлинно народной художественной культуры, обличало жадность, жестокость и ханжество ханских чиновников, общинной верхушки и духовенства.

В 1924 г. узбеки впервые объединились в составе своего национального государства - Узбекской ССР.

В 1991 г. было провозглашено образование независимой Республики Узбекистан.

-31-

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.