Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бережанский П. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития)
Глава III ГЕНЕЗИС АБСОЛЮТНОГО СЛУХА
Мы пришли к признанию того, что сущность абсолютного слуха заключается в способности воспринимать моноладотональное ступеневое качество отдельного звука. Однако опросы обладателей абсолютного слуха показывают, что процесс узнавания ими отдельных звуков не включает переживания ладового тяготения и осознания их ладотональной принадлежности. В приведенном ранее описании такого узнавания С. И. Танеевым мы не обнаруживаем никаких следов ладотональной детерминации. То же и в свидетельствах других известных музыкантов, в том числе и занимавшихся проблемой абсолютного слуха, например Н. А. Римского-Корсакова. Звук узнается по «особому характеру», по «вполне определенной физиономии» без каких-либо признаков ладотонального притяжения.
Возможно ли предположить, что ступеневое ладотональное качество узнаваемого звука, выражаемое в переживании устойчивости или неустойчивости и направления тяготения к ладовому центру, музыкантами с абсолютным слухом не замечается? Не противоречат ли эти свидетельства нашему заключению о ступеневой моноладотональной сущности абсолютного слуха?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего следует иметь в виду, что «различение ладовых функций звуков - это тонкость различения тех эмоциональных качеств, которые характеризуют отдельные ступени лада». Б. М. Теплов также уточнил, что «слово “чувство” в термине “ладовое чувство” надо понимать не в том условном значении, которое оно имеет, например, в терминах “чувство высоты” или “чувство интенсивности”, обозначающих сенсорные функции различения, а в прямом его значении - в значении эмоционального переживания» (67, 176). Ладовое чувство - это эмоциональное переживание характера и степени устойчивости или неустойчивости звуков, которое не поддается описанию, а лишь очень приблизительно может быть названо чувством напряжения без разрешения и не является логическим или сенсорным актом.
В детском возрасте, когда формируется абсолютный слух, эти тонкие эмоциональные переживания различий ладовых качеств звуков неосознаваемы. Их теоретическое обоснование и усвоение путем выделения из контекста, установления связей между элементами лада, осознание направления тяготений и т. п. используется в учебной работе как методический прием для придания наглядности, разъяснения и осмысления тонких эмоциональных переживаний, но не является первичным и обязательным для воспитания ладового чувства. Поэтому обладатели абсолютного слуха, в отличие от наученных осмысливать свои эмоционально-ладовые переживания при слуховом анализе, не помнят, да и не могут помнить, как, из чего возникло, и что представляет собой индивидуализирующее отдельный звук восприятие.
Но, конечно, не это главным образом объясняет отсутствие указаний на ладотональное притяжение в описании процесса узнавания звуков опытными профессиональными музыкантами, обладателями абсолютного слуха.
Противоречие все же существует. Оно отражает различие между явлением и сущностью абсолютного слуха как психической функции. Суть его раскрывается в учении Л. С. Выготского об интериоризации и дальнейшем развитии этого учения в работах П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др.
О генезисе высших психических функций Л. С. Выготский писал: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» (18, 197-198). Психические функции вначале формируются как внешние экстериоризованные формы деятельности и лишь затем, в результате интериоризации, становятся психическими процессами человека. Эти психические функции в процессе становления и развития видоизменяются, преобразуются, их сложное строение и сущность уходят вглубь, утрачивают наглядность; взамен ее на передний план выступает результат интериоризации - явление, несущее иллюзию простого элементарного физиологического или логического акта.
Приведем полностью три фундаментальных вывода Л. С. Выготского, сформулированные П. Я. Гальпериным и раскрывающих, в частности, различие между явлением и сущность интересующей нас психической функции - абсолютного слуха.
«Только в генезисе раскрывается подлинное строение психических функций, когда они окончательно сложатся, строение их становится неразличимым, более того - “уходит вглубь” и прикрывается “явлением” совсем другого вида, природы и строения».
«Психические процессы имеют не только “явление”, но и скрытую за ними “сущность”, которая не дана изначально, но образуется в процессе становления этих функций».
«Эта “сущность” не сводится к физиологическим процессам, с одной стороны, и логическим схемам вещей, с другой; она представляет собой характерную организацию интериоризованной ориентировочной деятельности, - организацию, которая продолжает функционировать и после того, как уходит за кулису сцены, открывающейся самонаблюдению» (19, 26).
Развивая учение об интериоризации, А. Н. Леонтьев показал, что процесс организации и интериоризации ориентировочной деятельности приводит к образованию так называемых функциональных мозговых органов. «В процессе формирования у человека деятельности, адекватной предметам и явлениям, воплощающим человеческие способности, у него прижизненно формируются также и способные осуществлять эту деятельность функциональные мозговые органы, представляющие собой устойчивые рефлекторные объединения, или системы, которым свойственны новые специальные отправления», - писал он (38, 13). Такие функциональные органы отличаются от простых рефлексов или динамических стереотипов. Они не просто копируют порядок внешних раздражителей, но объединяют рефлекторные процессы в единый сложнорефлекторный акт. Этот сложнорефлекторный акт и функциональный орган вначале имеют развернутые во времени внешние компоненты, которые затем постепенно оттормаживаются, сокращаются, автоматизируются и, наконец, меняют структуру самого акта.
Дальнейшие исследования П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца показали, что закономерности «интериоризации», которые Л. С. Выготский относил лишь к образованию высших, опосредованных знаком, психических процессов, проявляются и на более низком, в частности, сенсорном уровне (32, 19). Процесс восприятия представляет собой своеобразное перцептивное действие, направленное на ориентировку и обследование свойсв предметов, явлений и формирование образов восприятия.
А. Н. Леонтьевым было также показано, что представляет собой ориентировочная деятельность, лежащая в начале процесса формирования функционального органа, психической функции и образа восприятия. Эта деятельность представляет собой мышечные реакции, направленные на обследование свойств предметов. В нашем случае - сокращения мышц голосовых связок при интонировании высоты звуков в пении или мышц пальцев рук при инструментальном исполнении. Эти мышечные действия не просто копируют свойства воспринимаемых объектов, а, по выражению А. Н. Леонтьева, входят во внутренний, интимный механизм самого процесса восприятия (39). Мышечные ориентировочные действия, сукцессивные по форме, постепенно сокращаясь и автоматизируясь, превращаются в симультанную форму восприятия и представления музыкальных звуков. В результате таких сокращений и трансформаций возникает система, которая функционирует как целостный орган. Кроме того, в конце процесса перенесенное во внутренний план, сокращенное и автоматизированное действие выпадает из сознания и становится подсознательным актом, принимаемым за врожденную способность. «Симуль-танное, одномоментное восприятие не исходный факт, а результат научения, на первых стадиях которого большую роль играют движения рецепторных аппаратов, результат последующей редукции этих движений. С этой точки зрения симультанное восприятие представляет мгновенное узнавание уже известного», - отмечал В. П. Зинченко (17, 108). Такое сокращенное, интериоризованное и подсознательное действие и является функциональным мозговым органом. Частным случаем такого функционального органа является абсолютный музыкальный слух.
Учение об интериоризации объясняет различие между скрытой интериоризованной организацией ориентировочной моноладотональной ступеневой деятельности по восприятию и воспроизведению отдельных музыкальных звуков и открытой для наблюдения способностью внеладотонального их узнавания и воспроизведения; различие между внешним развернутым, сукцессивным экстериоризованным началом и внутренним свернутым, симультанным интериоризованным окончанием процесса формирования и развития абсолютного слуха; различие между «сущностью» абсолютного слуха - восприятием моноладотонального ступеневого качества отдельных звуков и его «явлением» - памятью на высоту звуков.
Начальным в процессе становления абсолютного слуха является этап формирования моноладотонального ступеневого чувства - сложнорефлекторной системы ориентировочной деятельности по восприятию моноладотональных ступеневых качеств музыкальных звуков. Это восприятие, как уже отмечалось, имеет эмоционально-чувственный характер и формируется в результате внешних развернутых экстериоризованных ориентировочных музыкальных действий в форме обследования мышцами голосовых связок или пальцев рук на музыкальном инструменте ступеней - звуков моноладотональности. На этом этапе происходит «спаивание» в восприятии и представлении отдельных звуков-ступеней лада с моноладотональным музыкальным контекстом и соответствующим им ступеневым качеством, формирование в восприятии и представлении индивидуального абсолютного моноладотонального ступеневого «портрета» каждого из 12 звуков. Узнавание звуков на этом этапе, основанное на первичных слуховых образах восприятия, по данным Л. В. Благонадежиной характеризуется переживанием «внешнего характера звучания, полнотой сохранения тембровой характеристики воспринятого, малой произвольностью» (8, 181-182). И в этом - сущность абсолютного слуха.
В процессе повторных восприятий - воспроизведений ступеней-звуков - следы в коре головного мозга укрепляются, и сила слуховых моноладотональных ступеневых представлений возрастает. Е. В. Назайкинский так описал процесс развития слуховых ступеневых представлений: «...Усвоение ладовой функции - это есть практическое усвоение всего множества конкретных ролей, выполняемых той или иной ступенью лада в музыкальных условиях контекста, а ступеневые представления - обобщения достаточно многообразных музыкально-логических, интонационных характеристических свойств, появляющихся у ступеней лада, во многом благодаря их связи с интонационно-интервальными особенностями контекста» (52, 70).
По мере обогащения моноладотональных ступеневых представлений все большим количеством интонационных, интервальных, мелодических, гармонических, тембровых качеств происходит их обобщение, кристаллизация, постепенная автоматизация и интериоризация организованной системы психологических механизмов восприятия - воспроизведения моноладотональных ступеневых качеств отдельных звуков.
Идет процесс дальнейшего «спаивания» в слуховом восприятии и представлении отдельных звуков с новым обогащенным и обобщенным контекстом, совершенствование и кристаллизация обобщенных «портретов» каждого из 12 звуков, постепенный отрыв их от исходного тембрового, интонационного, ладового, тонального контекста и ослабление исходного моноладотонального притяжения. Слуховые представления абсолютных значений звуков на этом этапе развития характеризуются переживанием «внутреннего характера звучания», малой сохранностью исходной контекстуальной характеристики воспринятого, все большей произвольностью (8, 181-182). Высшим этапом их развития является образование функционального органа симультанного восприятия и воспроизведения абсолютных «портретов» всех 12 звуков, сохранивших в представлении лишь самое характерное и постоянное, их абсолютное музыкальное качество, без обусловленности исходным или последующим тембровым, интонационным, интервальным, гармоническим, тональным контекстом. В конечном результате ступеневые моноладотональные представления звуков в процессе интериоризации преобразуются в «совершенно особый характер звучания», в «вполне определенную физиономию» без каких-либо признаков ладотонального притяжения. И это «явление» называют абсолютным слухом.
В непрерывном процессе формирования и развития абсолютного слуха можно условно выделить несколько этапов.
Начальным этапом развития абсолютного слуха является этап дискретного восприятия. На этом этапе звуки мелодии воспринимаются раздельно, сами по себе, не как цепь интервалов, а как цепь звуков. Это не означает, что при дискретном восприятии не чувствуется выразительное содержание мелодии. Восприятие выразительного содержания мелодии основано на ладовом чувстве, то есть способности чувствовать ладовое качество отдельных звуков. В этом смысле дискретность восприятия свойственна начальному этапу развития и относительного, и абсолютного слуха. Но при ладотональной переменности и невозможности выявить ладовое качество отдельного звука формируется способность выявлять ладовое качество звуков в их отношениях, актуализирующих конкретный музыкально-ладовый контекст и выполняющих функцию конкретной ладотональной настройки. Ступеневое чувство и дискретность восприятия в этом случае скоро преобразуются в восприятие отношений звуков и интервальное чувство, которое вырастает из ступеневого, является по сути ступенево-обобщенным и приводит к формированию относительного слуха.
При ладотональной неизменности ступеневое чувство, напротив, сохраняется и укрепляется. Сохраняющаяся и укрепляющаяся ладовая самостоятельность и ладовая самодостаточность каждого отдельного звука, в свою очередь, сохраняет, укрепляет и продлевает этап дискретного восприятия звуков мелодий, что является характерной особенностью естественного развития абсолютного слуха. Интонационно-интервальное восприятие отношений звуков мелодии появляется у обладателей абсолютного слуха с развитием полиладотонального интервального чувства и относительного слуха, при сохраняющемся дискретном восприятии.
Новым этапом развития абсолютного слуха является этап селективного восприятия, способности выделять и узнавать каждый звук в гармоническом сочетании звуков. Селективное восприятие не является прямой функцией абсолютного слуха. Узнается все то, что выделено и воспринято слухом. Способность выделять в восприятии, а значит, и узнавать отдельные элементы гармонического комплекса развивается постепенно, независимо от абсолютного или относительного слышания, и представляет собой следующий, более высокий уровень слуховой музыкально-аналитической способности. И хотя наличие абсолютного слуха облегчает селективное восприятие созвучий, узнавание отдельных звуков не гарантирует их узнавания в интервалах и аккордах, так как появляются новые контекстуальные условия, затрудняющие восприятие привычного моноладотонального ступеневого качества звуков. Вначале, как правило, выделяется и узнается верхний звук, затем нижний звук созвучия. Селективное восприятие средних звуков приходит еще позже.
Дискретное и селективное восприятие возможно на перцептивном уровне развития абсолютного слуха, уровне так называемого пассивного абсолютного слуха. Этот уровень характеризуется сформированностью моноладотонального ступеневого чувства, но не развитостью моноладотональных ступеневых представлений.
Переходным этапом на новый, более высокий, репродуктивный, уровень, уровень так называемого активного абсолютного слуха, является этап внетембрового восприятия.
Освобождение от тембровой зависимости проявляется первоначально в узнавании звуков ближайших к исходной октав того же музыкального инструмента. Затем узнавание постепенно распространяется на звуки других музыкальных инструментов, собственного голоса и даже на звуки «немузыкального» происхождения.
Репродуктивная способность абсолютного слуха как результат обобщения и интериоризации моноладотональных ступеневых музыкально-слуховых представлений характеризует качественно новый уровень его развития, в котором, в свою очередь, условно можно выделить два этапа: этап сукцессивного представления и воспроизведения и этап симультанного представления.
Сукцессивный уровень развития абсолютного слуха проявляется в способности последовательно во времени представлять, а значит, и воспроизводить отдельные звуки, интервалы, аккорды.
Симультанный уровень развития абсолютного слуха характеризуется способностью одномоментного слухового представления последовательно излагаемого музыкального материала в их абсолютном высотном ладотональном контексте. Симультанный этап характеризуется также слиянием музыкально-слуховых с внемузыкальными представлениями и образованием межчувственных ассоциаций.
Все вышеизложенное приводит к признанию следующих положений:
Способность узнавать и воспроизводить отдельные музыкальные звуки не обусловлена врожденными особенностями в строении слуховых центров мозга или какими-либо иными врожденными задатками.
Абсолютный слух как музыкальная способность формируется и развивается в онтогенезе, в специфических моноладотональных условиях музыкальной деятельности.
Генезис абсолютного слуха представляет собой последовательный процесс формирования моноладотонального ступеневого чувства как системы ориентировочных музыкальных действий, дальнейшей их интериоризации и образования функционального органа симультанного дискретного восприятия, узнавания и воспроизведения 12 музыкальных звуков.
Абсолютный слух есть интериоризованная способность восприятия моноладотонального ступеневого качества отдельного звука.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|