Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
из книги Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Структура магии (том 2)
По нашему мнению, наиболее эксплицитная и совершенная модель
человеческой коммуникации и психотерапии описана в работах Грегори Бейтсона
и его коллег. Являясь широкообразованным исследователем, наделенным к тому
же острым умом, Бейтсон предложил, например, свою модель шизофрении,
основанную на представлении о двойных связях. В своей теории шизофрении
Бейтсон обратился к модели Б.Рассела, разработанной им для избегания
некоторых парадоксов, возникающих в мета-математике. Эта модель известна как
теория логических типов.
СОДЕРЖАНИЕ И ОТНОШЕНИЕ
Любую человеческую коммуникацию Бейтсон расчленяет категориально на две
части, или "уровня". Последние называются сообщениями о "содержании" и
сообщениями об "отношении". Говоря конкретно, вербальная, или дискретная,
часть коммуникации" (или то, что человек говорит словами) рассматривается в
качестве содержательного сообщения данной коммуникации, а невербальная
(аналоговая) часть коммуникации считается сообщением об отношении.
Диаграмма, предлагаемая ниже, поможет вам разобраться во взаимосвязи
терминологии, предложенной Бейтсоном, и нашей собственной терминологии:
Бейтсон акт коммуникации
содержание (все вербальные сообщения)
отношение (все аналоговые сообщения)
Гриндер/Бендлер акт коммуникации Сообщ.А, Сообщ.Б, Сообщ.Н (по одному
сообщению на выходной канал)
Пользуясь разработанным выше примером, получаем следующую
классификацию:
/Наряду с методом, позволяющим распределить компоненты акта
коммуникации пациента по двум категориям: категории содержания и отношения,
Бейтсон предлагает метод, позволяющий определить, какая из этих категорий
сообщения является валидной/.
"Когда юноша говорит девушке: "Я люблю тебя", он пользуется словами для
того, чтобы сообщить ей, что гораздо убедительнее передается тоном его
голоса и движениями; девушка, если она что-нибудь понимает, больше внимания
обратит на эти сопутствующие словам знаки, чем на сами слова" (G.Batson
"Sters to an Ecology of Maind" p.142).,
Бейтсон также отмечает: "Мы наблюдаем у животных, как они одновременно
предъявляют противоречивые сигналы -- позы, которые одновременно означают
агрессивность и стремление к бегству и т.п. Эти неоднозначности, однако,
совершенно отличаются от явления, известного среди людей, когда
доброжелательность, выражаемая словами того или иного человека, вступает
иногда в противоречие с напряженностью и агрессивностью его интонации |и
позы. Человек здесь участвует в особом виде обмана, что представляет собой
более сложную разновидность поведения, чем у животных" (там же, стр. 424 -
425).
В обоих процитированных утверждениях Бейтсон исходят из предположения,
что в тех случаях, когда между .содержанием и отношением имеется разница или
инконгруэнтность, валидной частью акта коммуникации является часть,
связанная с отношением, т.е. невербальная часть "акта коммуникации.
Действительно, в последней цитате "он употребляет слово "обман", описывая
ситуацию, когда человек применяет слова для выражения сообщения,
отличающегося от сообщения, передаваемого невербальной частью акта
коммуникации. Из его употребления слова "обман" следует, что именно
невербальное, или аналоговое, сообщение является сообщением, которое верно
отражает истинную природу чувств и намерений того или иного человека. Это
решение Бейтсона и других специалистов станет понятнее, если мы рассмотрим
модель, с помощью которой они организуют свой психотерапевтический опыт --
Теорию Логических Типов.
Адаптируя Теорию Логических Типов Б.Рассела для использования в рамках
коммуникации и психотерапии, Бейтсон помещает часть коммуникационного акта,
"отношения", на более высокий уровень по сравнению с уровнем "содержания"
коммуникативного акта. Другими словами, аналоговое невербальное сообщение
выступает по отношению к вербальному сообщению в качестве мета-сообщения,
т.е. сообщения, относящегося к более высокому логическому уровню.
Некоторое сообщение, назовем его А, считается мета-сообщением по
отношению к любому другому сообщению Б, если сообщение А представляет собой
комментарий, относящийся к Б, как к одной из своих частей (меньший чем А в
се целостности), или же если Б входит в объем А (А включает в себя Б,
говорят о Б). Чтобы лучше понять сказанное, обратимся к примеру. Пусть
пациент заявил:
Я чувствую неудовлетворенность своей работой (сообщению Б).
Психотерапевт в ответ спрашивает:
А какие чувства вы испытываете по отношению к собственному чувству
неудовлетворенности?
Пациент отвечает:
Меня пугает чувство неудовлетворенности моей работой (сообщению А).
Высказанное пациентом сообщение А включает в себя высказанное сообщение
Б, следовательно, сообщение А -- это мета-сообщение по отношению к сообщению
Б.
Теорию Логических Типов Рассел сформулировал, чтобы избежать
парадоксов. Суть его теории заключается в том, что, после того, как
утверждения (или любая другая категория рассматриваемых объектов)
рассортированы до логическим типам, их не следует мешать друг с другом,
чтобы не возникло парадоксов, т.е. применять без разбора утверждения (или
любые другие объекты) различных логических типов значит нарываться на
парадокс, т.е. одну из форму патологии, в особенной степени характерную для
математиков. Поэтому, адаптировав для своих целей теорию Рассела,
Бейтсон взял на вооружение обобщение, согласно которому объекты (в данном
случае сообщения) различных логических типов или различных логических
уровней следует четко отделять друг от друга.
Говоря конкретно, аналоговая часть коммуникативного акта или, иными
словами, часть "отношения" занимает по Бейтсону, мета-позицию по отношению к
содержательной части (вербальной части акта коммуникации, т.е. сообщение,
охватывающее собой позы, темп речи, тембр голоса, представляют собой, по
Бейтсону, мета-комментарий к вербальному сообщению. Аналоговая и вербальная
части каждого коммуникативного акта относятся, т.о., к |' различным
логическим типам. Наглядно описанную классификацию можно представить
следующим образом:
Теория Рассела в обработке Бейтсона
коммуникативный акт
сообщение сообщение Интерпритирован- | Сообще- | мета К об огноше- о
содержа- ный согласно тео- | ние об от-нии нии рии логических т ношении
типов
Сообщение о содержании
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|