Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Поликарпов В. Лекции по культурологии
Лекция 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ИРАНА
Культура древнего Ирана в свете археологических исследований.
Гигантская имперская машина.
Сфера права.
Ахеменидское искусство.
Религия древних иранцев.
Нравы, обычаи и повседневная жизнь древних персов.
От суеверий к зачаткам науки.
Культурные контакты древних персов с окружающими древневосточными цивилизациями.
Значение культуры древнего Ирана.
В распоряжении современной науки имеется весьма мало данных о культуре ранних иранцев, почти ничего не известно об их верованиях, обычаях и обрядах. Больше информации дают археологические исследования различного рода культовых комплексов и изобразительных памятников, однако при их анализе главная трудность состоит в доказательстве объективности интерпретации сюжетов или отдельных образов. Например, изображения птиц и зверей, реальных и фантастических, а также различных божеств на ритуальных предметах из Луристана (юго-западный Иран), в особенности на бронзовых поясах, серебряных, золотых и бронзовых пластинах, во-тивных булавках истолковываются рядом ученых на основе авестийских мифов. Хотя такой сравнительный анализ и позволяет получить определенные сведения о раннем этапе развития древнеперсид-ской культуры, следует отметить, что интерпретация многих этих памятников как иранских по существу начинается словом «неизвестно». Поэтому неудивительно существование ряда гипотез и предположений в области древнеиранской культуры, ее связей с древнеиндийской культурой. Предполагают, что индоиранские племена первоначально обитали
на одной общей прародине^ и лишь позднее, примерно во II тысячелетии до н.э. часть их ушла в долину реки Инд. До сих пор эта идея основывалась лишь на данных лингвистов, установивших чрезвычайную близость не только языков, но и названий главных божеств и важнейших сюжетных тем Авесты и Ригведы. В монументальном сооружении, напоминающем крепость и находящемся на крайнем Востоке современного Туркменистана (Тоголок-21), вдоль одной из западных стен тянется цепочка удивительно однотипных камер, предположительно келий. Первое, что бросается в глаза, это их «неудобные» размеры: они очень узки, хотя длина вполне соответствует среднему человеческому росту. Такое впечатление, что это кельи аскетов, своеобразных отшельников, связанных с функционированием храма. Однако ортодоксальный зороастризм напрочь отрицает аскетизм, который, в свою очередь, составляет сущность брахманизма, адепты которого с помощью аскетических подвигов пытались достичь высшей силы духа и божественного могущества. Что, если кельи Тоголок-21 — это пример аскетической практики, которая первоначально могла быть общей у индоиранских племен, а позднее сохранилась у ариев, но была отвергнута зороастризмом? Только будущие открытия археологов смогут Внести ясность в этот вопрос. В случае его положительного решения мы получили бы первое документальное свидетельство единства культуры индоиранцев до их разделения.
Иначе обстоит дело с культурой Ахеменидского Ирана, данные о которой содержатся в ряде письменных источников, не говоря уже о памятниках архитектуры и искусства. Прежде всего, привлекает внимание такая специализированная сфера культуры, как сфера политики, где изумительное сочетание традиций и инноваций позволило Ахеменидам создать первую в древнем мире самую крупную полиэтническую империю. Начиная с 559 г. до н.э., за 30 лет (менее чем за одно поколение) персами была создана гигантская имперская машина, которая эффективно функционировала в государстве с населением в 10 млн. чел., простиравшемся от Греции до Эфиопии и от Ливии до Индии. Таким образом, персы были первым народом, осуществившим старую мечту: установление на Среднем Востоке могущественной крупномасштабной империи с единственным правителем и единым официальным языком, в данном случае арамейским.
' «В прошлом веке некоторые археологи и лингвисты пытались найти прародину индоевропейских языков в степях Украины, в частности, среди изобилующих лошадиными костями остатков ямной культуры, которая... распространилась в степях, лежащих к северу от Черного и Каспийского морей. Джеймс Маллери из Уилки -колледжа в Белфасте еще раз подтвердил теорию о том, что прародина индоевропейских языков находилась на территории современной Украины... (Энтони Д., Тыегчн Д., Браун Д. Зарождение верховой езды // В мире науки. 1992. № 2. С. 36).
Правящая династия Ахеменидов (Кир, Камбиз, Дарий 1 и др.), используя организаторские способности мудрых государственных советников, достигла больших успехов в государственном управлении. Покорив Мидию, Вавилонию и Египет, ахеменидские цари придали своим завоеваниям характер личной унии с народами этих стран, короновались по местным обычаям и пользовались традиционными системами датировки и исторически сложившимися методами управления. Ахе-мениды стремились создать в завоеванных странах нормальные условия для развития экономики и транзитной торговли. Кир и Камбиз сохранили внутреннее политическое устройство в завоеванных странах, почти не изменив его, и предоставили покоренным народам местное самоуправление.
Однако восстания и сепаратистские тенденции заставили Дария 1 провести в 518 г. до н.э. реорганизацию и унификацию системы управления провинциями. В результате была создана, по существу, новая административная система, которая до конца господства Ахеменидов не претерпела существенных изменений. Эта система обеспечила условия для бурного развития торговли и достижения таких стандартов жизни, каких не знало до этого человечество. Во время почти 200-летнего правления Ахеменидов происходило свободное перемещение людей, вещей и идей, а города типа Вавилона превратились в космополитические центры культуры.
Древнеперсидская экспансия осуществлялась путем войн и завоеваний, однако Ахемениды не смогли бы только мощной военной силой сохранить господство над огромными цивилизациями с их разнородной культурой. Несмотря на то что «копье персидского воина может достать далеко», по выражению Дария 1, территориальная целостность империи достигалась с помощью великолепно налаженных администрации и системы коммуникаций, изощренной правительственной структуры, а также благодаря удивительной терпимости к законам и традициям подвластных персам народам. Эта терпимость выступала социально-психологическим фактором огромной силы в обеспечении лояльности и повиновения побежденных народов. К этому следует добавить, что Ахемениды терпимо относились к религиям покоренных народов, чтобы не создавать трудностей на пути к мировому господ- -ству. У древних персов была своя жизнеспособная религия, во главе пантеона богов которой стоял Ахурамазда — творец неба, земли и человека. Однако они даже не предпринимали никаких попыток навязать свою веру иным народам; более того, они оказывали поддержку другим религиям и соответствующим храмам, исходя из концепции, что подвластные им народы должны быть благодарны за это.
Ахеменидская держава существовала в силу широкого использования культурных (в том числе правовых, политических, религиозных
и пр.) и административных традиций покоренных народов. Персидская администрация часто пользовалась в государственном управлении услугами представителей этих народов. В Вавилонии, Египте, Малой Азии и других странах обычно судьями, заведующими канцеляриями, градоначальниками, правителями областей, управляющими государственными арсеналами, сборщиками налогов, начальниками царских строительных работ были вавилоняне, египтяне, иудеи, арамеи, эламиты, греки и т.д. с их многовековым техническим и административным опытом, знанием местных традиций, обычаев и законов. Древние персы осваивали лучшие достижения своих подвластных народов, перерабатывали их в соответствии с логикой своей культуры и использовали для действенного управления своей гигантской империей.
В Ахеменидской державе существовали самые различные правовые системы и институты, начиная от крайне примитивных до довольно высокоразвитых, и завоевания персов не привели к разрыву правовых традиций и норм покоренных народов. В вавилонских деловых документах персидского времени встречается типично иранское выражение «согласно закону царя». Оно встречается в Бехистунской и других древнеперсидских надписях, а также в книгах Эзры (VII, 26 и др.) и Эсфирь (1, 8 и др.). По всей вероятности, здесь имеется в виду общий „правовой порядок, установленный Ахеменидами, а не единый общегосударственный кодекс законов, который, по мнению большинства ученых, вряд ли вообще существовал.
В период царствования Дария 1 велась интенсивная работа по кодификации законов покоренных народов, а также изучались древние законы, особенно Кодекс Хаммурапи. Действующие в различных странах законы были приведены к единообразию в масштабах данной страны, а в необходимых случаях и изменены в соответствии с политикой царя. Таким образом, право выполняло функцию поддержания устойчивых, общезначимых границ в сфере социального взаимодействия гигантской имперской машины с покоренными народами.
Согласно Платону (Законы. 695 с.), Дарий установил законы, обусловив в них дань с покоренных народов, которую еще Кир обещал персам. Персы имели свое примитивное право, основанное на обычаях. Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению. Но царь должен был править в соответствии с традиционными установлениями персов, советоваться с представителями семи знатных родов, которые играли большую роль в правовой жизни страны. В особо важных случаях царь собирал совет, состоявший из представителей знати. Царь мог устанавливать новые законы, ссылаясь на желание Ахурамаз-ды. Основные принципы этих законов изложены в надписях Дария 1. В Бехистунской надписи он заявляет: «Человека, который был верен мне, я вознаграждал, человека, который был вероломен, я строго наказывал.
Милостью Ахурамазды эти страны (т.е. страны державы) следовали моим законам. Как я говорил, так они делали... Говорит Дарий царь: Ахурамазда потому помогал мне..., что я не был вероломным, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Страны эти, которые стали мятежными, ложь сделала их мятежными. Ты, который будешь царем, берегись от лжи крепко». Согласно отцу истории — Геродоту, персидские юноши учились только ездить на лошади, владеть луком и говорить правду. В политической жизни правдой считалась преданность царю.
Обычные преступления рассматривались царскими судьями, назначаемыми из знатных персов пожизненно и с наследственной передачей своих должностей. Они разрешали тяжбы между персами, а также толковали законы и обычаи. Впервые царские судьи упоминаются при Камбизе II. По рассказу Геродота (V, 25), один из царских судей по имени Сисамн брал взятки. Камбиз велел содрать с него кожу, выделать ее и обтянуть судейское кресло взяточника. Затем Камбиз назначил судьей сына казненного, приказав ему выносить решения, сидя на этом кресле. Другой царский судья-взяточник был приговорен Дарием 1 к распятию на кресте, но перед казнью царь решил, что прошлые заслуги превышают вину этого судьи и помиловал его. После захвата Египта царские судьи постановили казнить за каждого погибшего воина из армии Камбиза по десять знатных египтян. Перс Оронт за ложный донос был исключен из списка царских друзей.
Преступления против царя или его семьи карались смертной казнью. Часто за такие преступления наказывали всю семью, что создавало круговую поруку. Для дознания прибегали к битью плетьми и пыткам скорпионами. Наказания за различного рода преступления, как правило, были очень суровые. Гистий, тиран Милета, восставший против Дария, был распят на кресте. Уже мертвому царевичу Киру Младшему, поднявшему мятеж против Артаксеркса II, «по обычаю персов» были отрублена правая рука и голова. По свидетельству Ксенофонта, во владениях Кира младшего в Малой Азии вдоль больших дорог часто можно было видеть «злодеев» с отрубленными ногами, руками и выког лотыми глазами. Отравителей клали головой на широкий камень и давили другим камнем, пока голова не расплющится. Лицам, выражавшим неповиновение властям, а иногда и клеветникам, отрубали головы. В целом же следует учитывать тот момент, что своды персидских законов не сохранились до нашего времени, если не считать отдельных и, по-видимому, не всегда точных данных о них у греческих авторов; в завоеванных странах действовали местные законы.
На рубеже VI—V вв. до н.э. оформляются определяющие черты искусства Ахеменидов: строжайшая канонизация, достигающая даже мо-
нотонности, стремление к абсолютной симметрии, зеркальное построение одних и тех же сцен. Эти черты характеризуют все рельефы Пер-сеполя — проемы дверей дворцов, например, обязательно имеют на обоих фасах косяков не только идентичные сцены, но даже идентичные пояснительные надписи. Персеполь поражает размерами платформы, высотой колонн, колоссальными человекобыками пропилеев Ксеркса, рельефами ападаны (приемный зал дворца). Но, немного привыкнув к этому, начинаешь замечать повторы сцен, трафаретность фигур, каноничность поз и атрибутов. Рельефы Персеполя — это связный рассказ, но совсем не остросюжетный, как, например, ортостаты ассирийских дворцов, это медленное, назойливо ритмичное, торжественное и пышное шествие сотен персидских и мидийских воинов, сотен вельмож, чиновников и жрецов, сотен представителей подвластных народов. Все эти многочисленные процессии как бы застыли внезапно, и понятие «последовательность» выражено не отдельными фигурами и сценами, а комплексами фигур и сцен («комплекс ападаны», «комплекс пиршественного дворца» и пр.). Предметы прикладного искусства эпохи Ахеменидов предельно точно изображены на рельефах Персеполя. Здесь можно ограничиться, пожалуй, одним примером. На одежде Дария на рельефе западных дверей ападаны гравировкой изображена кайма с процессией львов. Такая же точно кайма, вытканная из шерсти, с точно такими же (до мельчайших деталей) фигурами львов была найдена в одном из пазарыкских курганов на Алтае.
Каноны, созданные еще при Дарий, не нарушаются ни в чем на более поздних дворцах Персеполя, в архитектурном украшении скальных гробниц персидских царей, на памятниках торевтики V—IV вв. до н.э. В Персеполе создается тот «имперский ахеменидский стиль», который впоследствии будет господствовать на всей территории, подвластной Ахеменидам. Ахеменидское искусство было придворным монументальным искусством, которое должно было символизировать могущество державы и величие царской власти. Выяснению происхождения отдельных элементов ахеменидского искусства посвящено много работ. Но, как указывают специалисты, искусство — не сумма заимствований, а то, благодаря чему создается нечто большее, чем простое сочетание заимствованных элементов. Несмотря на заимствования, все глубокие, самые существенные аспекты ахеменидского искусства остаются полностью оригинальными, и само это искусство как целое не производит впечатления «чужеземного». Ведь в целом оно — результат специфических исторических условий, определенной идеологии и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значение. Поэтому заимствования и влияния потеряли все свои типичные и первоначальные качества в новом содержании. Сюжетов совсем немного, и почти все они встречаются в монумен-
тальном искусстве, на произведениях торевтики, на немногих дошедших до нас образцах ткани. Это прежде всего царь у жертвенника с пылающим огнем, символ Ахурамазды, борьба «царя-героя» с чудовищем, символическая сцена борьбы животных, различные «добрые» и «злые» гении и демоны. Другим распространенным сюжетом ахеме-нидской глиптики, изображеннным на золотых и серебряных сосудах, печатях-цилиндрах являются сцены боев, триумфов или охоты персидских царей и воинов.
В скульптуре Персеполя присутствует также пласт образов Зивие. Это прежде всего рельефы, изображающие бой «царя-героя» с демонами, силами зла, в тронном зале, а также капители колонн — профили различных чудовищ. Среди них — рогатый и крылатый лев с хвостом скорпиона и птичьими лапами, лев с ногами быка, чудовище-грифон с бычьим хвостом. Сама композиция этих сцен — та же, что и на некоторых плакетках Зивие.
Итак, в Персеполе окончательно сложились нормы ахеменидского искусства, точнее, ахеменидского дворцового стиля, которые лишь позже, в середине IV в. до н.э., пополнятся новыми мотивами и образами. Ахеме-нидский дворцовый стиль распространился чрезвычайно широко, фактически создав единство культуры от Инда до побережья Малой Азии.
В ахеменидской Персии существовали различные религиозные представления; религии персидского народа, ахеменидских царей и магов не вполне совпадали, хотя различия между ними постепенно стирались. Религия персидского народа нам в основном известна из трудов античных авторов — Геродота, Страбона, Ксенофонта, Цицеро-на, Плутарха и др. Персы эпохи Ахеменидов были поклонниками древних индоиранских божеств природы — Митры (бога Солнца и света), Анахиты (богини воды и плодородия) и т.д. Маги были учениками и последователями Зороастра (Заратустра), согласно единодушным сообщениям античных авторов. Персы не были зороастрийцами, последователями учения, изложенного в Гатах — древнейших частях священной книги Авесты, так как они поклонялись божествам природных сил, отвергнутых Зороастром.
Общеизвестно, что Зороастр не изобрел совершенно новую религию, а лишь кардинально реформировал существовавшую до него. Если учесть, что в его учении культ огня и в особенности культ опьяняющего напитка занимают главное место, то здесь, очевидно, имеется культово-религиозная преемственность. Другое дело, что Зороастр видоизменил старые традиции и в том числе отказался от пышных храмов, до предела упростив культовые сооружения и обрядность. Доказано, что у зороастрийцев богослужения проходили не в храмах, а под открытым небом перед небольшими, нередко естественными возвышениями, покрытыми одной лишь циновкой, на которой, по представлениям древних, восседали их божества.
Зороастризм — древнеперсидская религия, творцом которой является Заратустра, живший в промежутке между 1000 и 500 гг. до н.э. Отличительной чертой этой религии является ее практически-этический характер. Так, даже благочестие здесь состоит не в освобождении от мирского зла и от самого мира, а в уничтожении зла и всего дурного в мире, не в бегстве от мира или в уничтожении своего Я, а в утверждении себя в мире. Для зороастризма характерен дуализм, а именно: изначально в мире существуют два бога — Ормузд, покровитель добра, и Ариман, стоящий во главе зла. В мире идет борьба между силами добра и силами зла, которая должна, в конечном счете, закончиться победой бога Ормузда. Религия Заратустры сыграла исключительную роль в истории культуры и религии, так как весьма трудно без учета древне-персидских верований и представлений, особенно без присущего этим .верованиям дуализма, выяснить до конца генезис иудаизма, христианства и ислама, их дальнейшее развитрге, появление демонологии и анге-лологии и многих других проблем. Исходно зороастризм развил ряд доктрин, существующих в современной христианской теологии: доктрина о конце мира, о воскрешеции мертвых и страшном суде, доктрина а спасении, доктрина о последней битве между богами добра и зла, заканчивающейся победой Ормузда. :: Проблемой зороастризма является дуализм. В одном из его вариантов — зерванизме, который является философской разработкой учения '«борьбе добра и зла, данная проблема решается путем введения концепции бесконечного времени — вечного божества. Именно Время — Зерван сотворило как Ормузда, так и Аримана. Культ Времени, обожествление Зервана является одним из последствий древнеперсидско-го дуализма, который приобрел ипостась пантеизма. Зороастризм ожил в III в. н.э. в виде манихейства, типично синкретической религии, сплавляющей в одно целое элементы религии Заратустры, гностицизма, буддизма и христианства.
Несомненный интерес представляет повседневная жизнь, нравы и обычаи древних персов. В середине VI в. до н.э., когда персы вышли на арену мировой истории, у них сохранялись сильные пережитки родовых отношений. В то время персы славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, храбростью и сплоченностью.
По словам Геродота (1, 171; IX, 122), они носили одежду из шкур животных и войлочные тиары, не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. По свидетельству Исаии (XIII, 17), иранцы в ранний период не ценили серебра и не были пристрастны к золоту.
Вскоре простота и скромность в пище и одежде превратились в идеологический пережиток, сохранявшиеся лишь во время обряда коронации персидских царей, когда вступающий на престол Ахеменид Должен был надеть одежду, которую носил, не будучи царем, Кир II,
съесть немного сушеных фиг и выпить чашу кислого молока, имитируя таким образом основателя династии. Даже во время военных походов цари и знатные персы теперь возили с собою палатки, полные золотых и серебряных лож, столов, умывальников, ваз, чаш, дорогих ковров и т.д. Кроме того, знатных персов сопровождало множество рабов-лекарей, евнухов и поваров, которые прислуживали им даже во время походов. Персы стали одеваться в роскошные мидийские одежды, носить золотые ожерелья, гривны, браслеты и т.д. К столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдаленных морей, фрукты из Вавилонии и Сирии.
Семья у древних персов не была моногамной, разрешалось иметь много законных жен, а также наложниц, можно было жениться также на близких родственницах, например, на племянницах и даже на единокровных сестрах. Заветное желание каждой персиянки — иметь детей, для этого она совершает ворожбу и молится о даровании ей мальчика, ежегодно царь даровал подарки многодетным родителям (Страбон XV, 3, 17). Сохранились некоторые сведения и о свадебных обычаях. Во время пиршества невеста, вкусив вина, садилась к жениху, который обнимал и целовал ее. Новобрачные ели от одного и того же хлеба, разрубленного мечом на две части.
Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним, не случайно среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения. Плутарх пишет, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к женам, нр даже рабынь и наложниц они держат взаперти, чтобы посторонние не видели их, а во время поездок возят их в закрытых повозках. Широко известен библейский рассказ о том, что персидский царь во время приема велел своей жене Вашти явиться на пиршество, чтобы показать ее народу. Она отказалась подчиниться приказу мужа, чтобы не нарушать обычаи, и за это была лишена сана царицы и превращена в обычную наложницу.
Нравы и обычаи древних персов излагаются в сочинениях удивляющихся им народов. Соответственно могучему росту и физическому развитию персы обладали энергичной волей, закаленной в борьбе с суровым климатом и в опасностях кочевой жизни в горах и степях. Они приобрели там бодрость и серьезный взгляд на вещи, а также робость по отношению к мрачным, неприветливым сторонам существования, которая то и дело проявляется в их нравах, обычаях и религии, и которая могла бы стать роковой для всего их духовного развития, если бы в них не жило столь же сильное стремление к свету, мощи и к покорению зла.
Интеллектуальная одаренность древних персов состоит в ясном и трезвом рассудке; им чужда выспренняя фантазия индийцев. Их священные стихотворения обладают красотой, что в древности случается редко, и энергией. Даже богословские спекуляции являются скорее
практическим анализом управляющих бытием сил, чем углублением и созерцанием. Поэтому религиозные культы их, как бы они ни были •ценны в воспитании народа, носят неприятный оттенок со своими сухими гимнами и утомительными обрядами. Однако у персов отнюдь не было недостатка в силе воображения, они обладали фантазией, необходимой для великих дел и великих мыслей. Не случайно их взгляд на существование был необычайно широк: добро и зло, бог и человек, аемная и загробная жизнь, мистика и логика — они воспринимали все это в форме резкого противопоставления, но они умели сочетать эти представления в определенную, законченную картину мира.
В Ахеменидской державе царила атмосфера, способствующая развитию культуры, в том числе и науки, и такие великие ученые, как философ Гераклит из Эфеса, вавилонский астроном Кидинну и многие другие (в »ом числе и историк Геродот, часть жизни которого прошла в Галикарнас-пре), были подданными персидских царей. Такие произведения искусства, «как храм богини Дианы в Эфесе и Галикарнасский мавзолей, причислявшиеся древними к семи чудесам света, также были созданы подданными Ахеменидов. Продолжала существовать и развиваться древняя культура египтян, вавилонян, эламитов и других народов. <*;;- Общеизвестны достижения египетской и вавилонской медицины — йумификация, хирургия, стоматология, офтальмология, терапия и др. вместе с тем необходимо учитывать, что медицина в древности была неизбежно связана с магией, с различными суевериями, и люди считали, что болезнь вызывается злыми духами, проникшими в человечес-1Кйй организм. Чтобы вылечить болезни, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами и магическими заклинаниями. Часто врачи лепили из глины изображения злых духов и разбивали их, полагая, что от этого больной может выздороветь. ^: Сохранилось также много своеобразных рецептов для профилактику болезней — руководства для предотвращения или удаления зла. Иногда для этого предлагается приносить жертвы богам, стихийным силам природы, домашним духам и т.д., а также запрещается есть рыбу ^^определенные дни. Один из ритуальных текстов гласит: «Если кто-ямбудь увидит змею в первый день месяца нисанну или аяру, будь это жнем или ночью, [этот] человек умрет; если жизнь ему дорога, он должен нанести себе глубокую рану на голове [и] побрить щеки; в течение "врех месяцев его будет одолевать боль, но [затем] он выздоровеет». Можно сказать, что во врачебной деятельности переплетались суеверия и элементы научной медицины. ^ Органическую часть науки составляла философия, которая, однако, на древнем Востоке в отличие от античной Греции, не выделилась в самостоятельную, отдельную от религии отрасль знаний. Уже Гаты Эороастра содержат абстрактные философские воззрения, согласно ко-
торым борьба добра со злом и их противоборство заложены в человеке, и он должен нести ответственность за свои поступки. Гераклит, живший в конце VI в. до н.э., считал основным законом мироздания вечное движение (ему принадлежит знаменитое изречение: «все течет») и основой всех веществ — вечно живой огонь, который не был создан никем
из богов или людей.
Еще со школьной скамьи все знают о великих достижениях египетской и вавилонской математики, особенно в области решения геометрических задач по измерению площадей и в развитии арифметики в алгебраическом направлении. Время персидского владычества, особенно с последней четверти V в. до н.э. до завоевания страны войсками Александра Македонского, было самым творческим периодом вавилонской математической астрономии. В это время существовали астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из сообщений Плиния Старшего и Страбона известно имя великого вавилонского астронома Набуриманна, который, не имея телескопа, механических часов и современной математической техники, вычислил 24 века назад лунные фазы, солнечные и лунные затмения, что под силу только современным астрономам, вооруженным сложными оптическими приборами и компьютерами. Другой вавилонский астроном Кидинну, составитель многих астрономических текстов V—IV вв. до н.э., различал солнечный год от тропического и вычислил последний с ошибкой 7 мин 17 сек. Он же еще до Гиппарха открыл солнечную прецессию. Однако при всех своих успехах вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрономией, пытавшейся предсказать будущее по звездам. Астрономические тексты, в частности, содержат указания о связях между звездами и теми или иными болезнями. К тому времени, когда настал конец персидскому владычеству в Вавилонии и других странах древнего Востока, местная наука в основном уже исчерпала возможности своего развития. Закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений без каких-либо заметных изменений, отсутствие новых методов познания природы мешали развитию науки. Однако прежде чем древневосточная наука сошла со сцены истории, многие ее крупные достижения были заимствованы древними греками.
Расцвет культуры в Ахеменидской державе связан и с тем, что персы широко использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Еще Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцири». Древнеперсидская религия впитала в себя ассиро-вавилонские влияния. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совершенно так же, как вавилонский бог
Мардук с чудовищем Тиамат. Персидского паря изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя, подобно тому, как изображали древнешумерского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах кйторого получил столь широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазду персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев — Дшшура.
Много заимствовали древние персы и в искусстве соседних народов. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по своей технике, очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпохи. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев — охранителей царского дворца в виде фантастических животных роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень Широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте. ^ Заслугой персов является умение творчески перерабатывать все эти Поземные элементы в едином монументальном художественном стиле, кй*горый особенно четко выражен в развалинах царских дворцов, сохранившихся в Персеполе, и особенно в прекрасных рельефах, изображающих данников персидского царя. В древнеперсидской религии и искусство Персов можно обнаружить некоторые следы греческого влияния. Так, Йа фасаде древнеперсидской гробницы, называемой «Кормилица и княж-нй^, сохранились две протодорические колонны. С другой стороны, персы, несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. Очень характерен в этом отношении древнеперсидский религиозный дуализм, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с богом мрака. Это религиозное учение оказало значительнее влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности, на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии. • На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандха-ра. Известно, что персидские цари совершали военные походы в области северо-западной Индии и поэтому сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Индии были обнаружены скульптуры, явно свидетельствующие о проникновении древнегреческого искусства в эти отдаленные восточные области. Таким образом, древняя Персия выступала мостом, соединявшим далекий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.
Ахеменидская Персия была первой в истории мировой державой, провозгласившей вполне терпимое и доброжелательное отношение к культурным традициям десятков народов и племен. Оживленные этни-
ческие контакты способствовали постепенному возникновению, по существу, новой культуры, в которую свою лепту внесли все народы Ахеменидской державы. Позднее эта культура способствовала победе эллинизма, являвшегося, в частности, результатом синтеза культуры греков и восточных народов. Терпимое и доброжелательное отношение к культуре соседних и далеких народов являлось логическим результатом существования древнеперсидской империи, в которой языком государственной канцелярии был арамейский, в политическом отношении ведущая роль принадлежала персам, но в то же время продолжали существовать и развиваться древние культуры вавилонян, эламитов, египтян, иудеев и других народов. Она сумела обеспечить в течение значительного времени относительный мир на огромной территории, начиная от Египта и кончая Северо-Западной Индией, а также создать благоприятные условия для расцвета международной торговли и развития культурных контактов народов различных стран.
Социально-экономические и политические институты и культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период, сыграли большую роль в мировой истории и сохранились в течение многих столетий, обслуживая государства Александра Македонского, Селевкидов, Птоломеев, парфян, Сасанидов и т.д. Вавилонское право, достигшее зенита своего развития при Ахеменидах, продолжало существовать при Селевкидах и парфянских правителях и оказало определенное влияние на формирование римского права, успехи вавилонской астрономии, египетской медицины и греческой философии, первоначально возникшей и развивавшейся в подвластной персам Малой Азии, по праву считаются крупнейшими достижениями древних культур. Произведения искусства, созданные персидскими мастерами более 2000 лет назад, до сих пор поражают оригинальностью сюжетов и совершенством форм. В сфере художественной культуры древнего Ирана важную эстетическую роль играл свет, дворцовые залы персидских царей были залиты светом в отличие от полутемных древнеегипетских дворцов. «Больше света» — этот эстетический принцип, слившийся с этическим, сформулирован и «Вендидаде» — одной из поздних книг Авесты. Эстетические представления древних персов стали традицией для последующих поколений и вошли в фонд мировой культуры. Все это объясняет огромный интерес к культуре ахеменидского Ирана.
ЛИТЕРАТУРА
Авеста. Избранные гимны. Из Вендидата. М., 1993.
Войс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987.
Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
Дандадшев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980.
История Древнего мира. Расцвет древних обществ. М., 1989.
История эстетической мысли. М., 1985. Т.1
Сариапиди В.И. Где родился Зороастр? // Будущее науки. М., 1989. Вып. 22.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|