Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Энциклопедия обрядов и обычаев

Глава 1

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

Традиционный стол западного христианского мира

Праздничные "двенадцать дней" христианского мира - самые красивые и торжественные в году. Этому немало способствует рождественский стол - изящно оформленный, украшенный хвойной веткой и свечой или живыми цветами. Традиционные цвета рождественского стола - красный и зеленый. Они непременно присутствуют на рождественских скатертях западного христианского мира. Несмотря на то, что красно-зеленая рождественская гамма зародилась в Европе, американцы возвели ее чуть ли не в ранг собственного закона. Именно американцы оснастили красно-зеленую классическую тему таким количеством вариаций милых пустяков (разнообразными букетиками, корзиночками, свечечками и т. п.), что в изумленную Европу эти старые рождественские цвета вернулись как новомодное американское новшество.
Праздничные кушанья могут быть самые различные, но обязательно должно быть одно центральное блюдо - гусь, индейка, утка, курица, рыба, запеченные целиком. Это - символ единства всех собравшихся за праздничным столом. Рождество - самый семейный праздник, на рождественский ужин не принято приглашать друзей. Их звездный час - новогодняя ночь.
На протяжении многих столетий у жителей Британских островов на Рождество была на столе особая каша - "плум порридж", сваренная на мясном бульоне. В нее добавляли хлебные крошки, изюм, миндаль, чернослив, мед и подавали ее очень горячей. К началу III в. это название трансформировалось в "плум-пуддинг" - одно из главных блюд рождественского стола. Его еще называют пудинг в огне - перед подачей пудинга на стол его обливают коньяком и поджигают. После такого "фейерверка" пудинг кажется еще вкуснее. Традиционными блюдами считаются также жареная или фаршированная индейка (в Англии), жареный (в Шотландии) или копченый (в Ирландии и Уэльсе) гусь. Разрезать дичь и разложить ее по тарелкам - обязанность мужчины.
Шотландский Новый год связан с представлениями о добрых гномах, их изображения украшают стол и многие блюда. Обязательно выпекают большой песочный торт, украшенный засахаренным миндалем, марципаном.
Во Франции декабрь - месяц праздников и кровяных колбас. Заранее откармливают гусей и индюшек, режут свиней, заготавливают колбасы. Трапеза в конце Рождества состоит из семи блюд: суп с шалфеем и чесноком, шпинат или треска, зеленые и черные маслины, жареная рыба, цветная капуста, сельдерей в анчоусном масле, улитки. Традиционная пища французов на Рождество и новогодние праздники - кровяные колбасы, жареный гусь или индейка, запеченная свиная голова, горох, фасоль, чечевица, орехи, каштаны, лепешки на молоке, сладости. Традиционный французский (в т. ч. рождественский) деликатес - гусиная печенка.
В Италии в Сочельник на столе должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, капуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. В иных местах таких блюд должно быть девять. Сохранился обычай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трески, устриц и других даров моря, а также "морские фрукты" - разные моллюски вперемешку с традиционными спагетти. В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся.
В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими финиками, печеными бобами. С глубокой древности в Италии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кондитерские изделия с медом, орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца.
Рождественский ужин по-немецки - это жареный гусь и пирог с орехами, марципаном и изюмом.
Новогодние блюда в Германии - свинина или колбаса с тушеной капустой. Пекут крендели и фигурное печенье.
В Австрии за рождественским ужином едят национальный суп-лапшу, а на второе - запеченного с тмином карпа.
В меню обильного новогоднего ужина входит заливной поросенок. Согласно обычаю, надо первого января на обед есть свинину (на счастье), хрен (на здоровье) и зеленый горошек (чтобы деньги водились).
В Португалии и Испании в Сочельник готовят миндальный суп, медово-ореховую халву, рисовую кашу, обрядовое печенье и сладости, а в первый день Рождества - сытные мясные блюда: свинину, ветчину, каплуна, а также обрядовые вареные каштаны и кашу.
В.Бельгии и Нидерландах в каждой области свои традиционные блюда. Во Фландрии - рисовая каша, пудинги, мясо, жаренное крупным куском. Повсюду очень разнообразны новогодние печенья, вафли, торты, особые виды хлеба. Горячий чай пьют с молоком, сахаром и корицей, гвоздикой, лимонной пудрой, шафраном и мускатным орехом. Это нечто вроде русского сбитня, но только на молоке.
В обычаях рождественского, новогоднего и крещенского стола народов Скандинавии очень много общего: вечером едят рождественский окорок, кашу, рыбу и особый хлеб с маслом. Украшение рождественского стола - вареный шпигованный язык и жареная свиная голова. На ужин - жареный гусь с яблоками и сливами, жареная свинина, тушеный картофель, кабачки, пироги с яблоками, орехи, фрукты. Новогодний стол дополняют холодными закусками - семгой, салатом из сельди, сыром. Традиционно и особое блюдо из сушеной и вымоченной до состояния желе трески, а также рисовый пудинг.
Во время зимних праздников у финнов на столе обычно похлебка из свинины, говядины и кровяной колбасы, вареная вяленая треска с картофелем, ячменная или рисовая каша на молоке, запеченная брюква и непременно - запеченное с растопленным свиным жиром картофельное пюре.
В Дании на рождественский ужин обязательна утка с яблоками, непременный напиток, помимо шампанского, - "глег" (смесь корицы, гвоздики, вина и воды).
В Швейцарии на любом праздничном столе - традиционный лосось и по специальному рецепту приготовленное жаркое.
Рождественское меню венгров-католиков значительно отличалось от меню венгров-протестантов: у последних почти совсем не встречается характерных для этого праздника блюд, в то время как католики не только употребляют лишь определенные кушанья, но и соблюдают строгую последовательность в чередовании этих блюд на столе, а в некоторых селах - и определенное число их, имеющее также магическое значение (7 или 13). Ужин начинают с того, что съедают по дольке чеснока с куском хлеба или калача, затем - по ореху и по дольке яблока, после этого следует лапша или галушки с маком, фасоль с маслом, творожные лепешки, сладкие мучные изделия, чаще с маком, реже - с орехами и мармеладом; заканчивается ужин обычно капустным, реже - фасолевым супом. Главным блюдом новогоднего стола является жареный поросенок, что, по повериям, должно принести счастье. Интересно, что в день Нового года существовал запрет не только на куриное мясо, как на Рождество, но и вообще на всякую домашнюю птицу, хотя в повседневном меню венгров блюда из птицы занимают довольно много места. Запрет в народе объясняется тем, что, если будешь есть птицу на Новый год, то из дома "улетит счастье".
В Румынии пекут необычные пироги. В них запекают фарфоровые куколки, кольца, монеты, стручки красного перца и другие сюрпризы. Есть такие пироги надо осторожно - вдруг достанется жгучий перец. А кольцо или монеты, по народным приметам, приносят благополучие.
В Болгарии тоже пекут пироги с сюрпризами - баницу. В пирог запекаются кизиловые почки, веточка кизила и монета. Кому достанется одна почка - тот будет весь год здоров, две почки означают счастье, три - быть новой семье, четыре - хорошо учиться, а кто монету достанет, тот в этот год разбогатеет.
В Польше считали, что на новогоднем столе обязательно должно быть 12 блюд, причем мясо исключалось. Непременно карп жареный или карп заливной, грибной суп (борщ), бигос, каша ячменная с черносливом, клецки с маслом и с маком. На сладкое - шоколадный торт.
Заканчиваются зимние праздники у народов Европы 6 января. В конце этого дня пекли пирог с запеченным бобом и выбирали "бобового короля".
Предлагаем вам несколько современных рождественских и новогодних блюд, максимально близких к традиционным старинным.
Королевский пудинг. Для королевской семьи традиционный рождественский десерт готовят так (2 пудинга по 8 порций): 225 г нутряного жира, 225 г сахара, 225 г изюма без косточек, 225 г кишмиша, 115 г цукатов, 1/2 чайн. ложки специй, 1/4 чайн. ложки тертого мускатного ореха, 225 г мякоти белого батона, 115 г муки, 115 г миндаля очищенного и разделенного, 115 г консервированной вишни, 370 мл молока, 1/2 стакана коньяка, 4 яйца.
Взбить яйца с молоком и коньяком. Желательно перемешать эту смесь с сухими ингредиентами и поставить на 12 ч. в холодильник. Выложить в форму с промасленной бумагой, кипятить на водяной бане 8 ч. Перед тем, как подать на стол, пудинг подогревают 3-4 ч. на водяной бане. Или можно подержать сутки при комнатной температуре. В каждый кусочек вкладывают серебряную монетку. Приготовление пудинга - процесс долгий, поэтому делают его загодя, а потом по несколько недель хранят в морозилке, отчего он становится только лучше.
Рождественская индейка по-американски. Подготовленную тушку натереть сверху солью, а изнутри - перцем и солью. Приготовить начинку: кусочек дрожжей величиной с орех развести в стакане теплого молока, добавить 100 г обжаренных панировочных сухарей, 100 г муки, 2 яйца, мелко порезанные потроха индейки, 1 ст. ложку нарубленной зелени, чуть-чуть лимонной цедры, 1 измельченную луковицу, красный перец, соль, 2-3 ст. ложки сметаны, все перемешать. Индейку начинить, зашить, положить грудкой кверху на противень, смазанный маслом или маргарином. Жарить индейку нужно в духовке на небольшом огне от 2 до 3 ч в зависимости от величины птицы, периодически поливая выделяющимся соком и жиром. На гарнир - жареный картофель, зеленый горошек, рис. К жареной птице хорошо также подать моченую бруснику, клюквенное варенье, маринованные яблоки, сливы - все это не только вкусно, но и прекрасно украшает стол.
Утка с красной капустой, апельсинами и кукурузным печеньем. ("Бурда" предлагает). 1 утка (ок. 2,5 кг), соль, перец, 1 луковица, 1 морковь, корень сельдерея, 2 дольки чеснока, 1 лавровый лист, 1 веточка розмарина, по 1/4 л белого вина и воды.
Для капусты: 1 кг красной капусты, 2 луковицы, 2 апельсина, 50 г сливочного масла, 1/4 л апельсинового сока, 50 г сахара, 4-6 ст. ложек винного уксуса, мякоть 1 апельсина. Для кукурузного печенья: 530 г молодых початков кукурузы, 3 яйца, 50 г муки, 1 чайн. ложка сахара, 1 мелко нарубленный стручок сладкого перца, немного сливочного масла, несколько листиков шалфея.
Утку вымыть под проточной водой, промокнуть полотенцем и натереть снаружи и изнутри солью и перцем. Положить утку в гусятницу грудкой вверх и обложить ее помытыми и нарезанными кубиками овощами, добавить лавровый лист и розмарин. Жарить утку в закрытой гусятнице в предварительно разогретой до 200° С. духовке около 1,5 ч. За 15 мин. до окончания жарки крышку снять. Утку вынуть из гусятницы и поставить на блюде в выключенную духовку. В овощи добавить вино и воду, упарить жидкость наполовину, потом процедить и подать на стол в качестве соуса.
Красная капуста. Капусту почистить, помыть, вырезать кочерыжку. Кочан нарезать дольками. Очищенную луковицу и вымытый апельсин нарезать очень тонкими дольками. Разогреть в большом сотейнике сливочное масло, положить в него нарезанный лук и апельсин и обжарить, пока лук не пожелтеет. Влить апельсиновый сок. Добавить капусту, посолить, поперчить, накрыть крышкой и тушить на медленном огне около 40 мин. После 10 мин. тушения добавить нарезанную мелкими полосками цедру апельсина. В маленькой кастрюле расплавить сахар до образования светло-желтой карамели, влить в сахар сок 1 апельсина и винный уксус и добавить эту смесь в конце тушения к капусте вместе с мякотью апельсина.
Кукурузное печенье. Початки отварить и срезать с них полосками верхний слой вместе с зернами. Яйца смешать с мукой, сахаром, солью и нарезанным кубиками сладким перцем. На сковороде с антипригарным покрытием испечь из этой смеси продолговатое печенье. Сверху каждого печенья положить полоску кукурузы и еще раз подогреть. Листики шалфея быстро обжарить на сливочном масле.
Кропкакор (Швеция). 500 г очищенного картофеля, 250 г шпика свиного соленого, 150 г ветчины, 50 г лука, 50 г муки, 2 желтка, 100 г масла сливочного, соль по вкусу.
Сваренный картофель растолочь и остудить. Добавить в него желтки, муку, посолить по вкусу и хорошо вымешать. Из полученного картофельного теста скатать небольшие шарики, сделать в каждом углубление (ручкой скалки или кухонного ножа), куда положить по ложке фарша, приготовленного следующим образом: нарезанные мелко шпик и ветчину изжарить с луком. Затем углубления закрыть краями картофельного теста и опустить шарики в кипящую подсоленную воду. Варить 15-20 мин. Подавать горячими, поливая разогретым сливочным маслом.
Калекукко (Финляндия). Тесто: 500 г муки, 100 г сливочного масла, 250 г воды, 10 г соли. Фарш: 1 кг рыбного филе, 300 г копченого шпика, 2 яйца, 100 г лука, жир для смазки противня, соль и перец по вкусу.
Калекукко - это пирог из пресного теста с оригинальной рыбной начинкой. Из перечисленных выше продуктов замесить тесто, разделить на 2 куска и дать ему отстояться 10 мин. Затем раскатать из первого куска пласт, уложить его на дно смазанного жиром противня, а на тесто уложить фарш, приготовленный следующим образом: нарезать мелко рыбное филе и шпик, туда же положить поджаренный лук, соль, перец, все перемешать. Разровнять фарш на тесте, а сверху накрыть таким же пластом. Края защипать, наколоть пирог в нескольких местах вилкой, смазать яйцом и запечь в духовке. Когда калекукко будет готов, смазать его растопленным сливочным маслом и накрыть чистым полотенцем, чтобы корочка стала мягкой и ароматной.
Таким же образом можно приготовить маленькие пироги - курники. Их пекут так же, как и калекукко, только в маленьких (размером в пирожковую тарелку) сковородках для яичниц или в специальных формочках. Для того чтобы курники были сочными, в верхней лепешке из теста делается отверстие, куда вливают по 1/4 стакана воды.
И калекукко, и курники подают горячими.
Фасоль по-пьемонтски. 1 кг фасоли или бобов, 100 г лука, 100 г оливкового или подсолнечного масла, 200 г бекона, 200 г помидоров, 1 ст. ложка муки, 1 ст. ложка винного уксуса, 15-20 г петрушки, соль по вкусу.
Предварительно замоченную фасоль (в течение 2-3 час.) потушить в небольшом количестве воды. Когда фасоль станет мягкой, добавить уксус. Отдельно изжарить бекон с луком, добавить муку, помидоры и еще раз хорошо прожарить. После этого все смешать с фасолью. При подаче каждую порцию посыпать мелко нарубленной петрушкой.
Фруктовый итальянский пирог. 300 г муки, 200 г масла сливочного, 200 г сахара, 1 г соды, 10 г разрыхлителя, 10 г соли, 100 г изюма, 100 г мелко нарезанных цукатов, Юг корочек лимона, 300-350 г молока.
Просеять муку, сделать в ней воронку. Отдельно смешать остальные компоненты, влить полученную массу в воронку и замесить тесто. Глубокую сковородку или форму для кекса смазать сливочным маслом и обсыпать мукой, после чего выложить туда тесто и испечь пирог в не очень горячей духовке в течение 40-45 мин. Куски разрезанного пирога посыпать сахарной пудрой.
Новогодний кекс (Германия). 200-300 г маргарина, 200 г сахара, 4 яйца, 400 г муки, 100 г крахмала, 6-8 ст. ложек молока, 2 ст. ложки сах. пудры, тертая лимонная цедра, ванильный сахар, сода, погашенная уксусом.
Сначала перемешать маргарин, яйца, сахар, ванилин и цедру. Потом добавить муку, погашенную в уксусе соду, молоко. Массу выложить в форму, смазанную жиром, обсыпать сухарями. Выпекать около часа в средненагретой духовке. Готовый кекс, не вынимая из формы, остудить. Потом перевернуть и снять форму. Посыпать кекс сахарной пудрой.
Баница. 1 кг муки, 5 яиц, 1/2 стакана кислого молока или кефира, 300 г брынзы, 1 ст. ложка сахара, соль по вкусу, немного соды.
Замесить тесто из муки, кислого молока, 3 яиц, сахара, соли. Раскатать его толщиной 1/2 см и разрезать на 10 кусков. Брынзу размять, перемешать с 2 яйцами и взбить. Эту массу равномерно разложить на подготовленные куски теста, свернуть конвертом, как блинчики, и уложить их на большую сковороду, смазанную жиром. Запечь в духовке.

Новогодний стол некоторых народов Азии и Африки

Новый год приходит к народам нашей планеты в разное время года. Многие страны Азии живут по лунному календарю, но традиции встречи Нового года присущи всем народам мира, и хотя прошедшие десятилетия неузнаваемо изменили жизнь и быт народов Земли, ритуальные блюда продолжают украшать новогодние столы. Нет смысла отказываться от продуктов и приправ, которые знали наши предки, и у новогоднего стола остаются свои приметы.
В Китае, как и во всем мире, в новогоднюю ночь собираются за праздничным столом близкие люди. Не забывают китайцы и о своих предках - перед алтарем с их именами в эту ночь они ставят приготовленное угощение, зажженные свечи.
В первый день Нового года во многих районах Китая едят только растительную пищу, но на севере Китая традиционное блюдо - пельмени. Не обходится новогодний стол и без бульона с длинной лапшой, маленькими пельменями или клецками. Приготовление лапши - сложное искусство и имеет свое новогоднее предназначение: символизировать долголетие. Делают и маньтоу - пампушки с мясным фаршем. Хозяйки раскатывают в жгут дрожжевое тесто, режут на кусочки и делают лепешки. На середину каждой кладут фарш из свинины и рубленой капусты (или из свинины и баранины). Края теста поднимают и формуют изделие в виде шарика с шейкой. Варят на пару и едят с соусом, рубленым чесноком.
Во Вьетнаме Новый год встречают по лунному календарю в конце января - начале февраля, когда зацветает персиковое дерево: символ весны, счастья и долголетия.
За праздничный стол все садятся с букетами цветов. На столе - белые и зеленые пироги. Белые пироги пекут из муки в форме полушария, как небо. Зеленые делают квадратной формы, так как в далекие времена люди верили, что земля имеет именно такую форму. Готовят их с начинкой из мяса и таких продуктов, которые, по народным преданиям, олицетворяют жизнь на земле: лук, фасоль, рис. Потом пироги заворачивают в зеленые листья бамбука.
В Корее особую роль играет рис и изделия из него. Задолго до Нового года рис замачивают, толкут до получения тестообразной массы, из которой делают клецки для праздничного супа (обычно это бульон из кур, говядины, фазанов) . Клейкий рис идет и на приготовление другого традиционного блюда, которое едят на 15-й день Нового года, - сладкую кашу с каштанами. В этот день принято есть орехи, каштаны, соевые бобы, варить кашу из "пяти злаков".
Японский Новый год (1 января) невозможен без моти - круглого хлеба из клейкого риса или проса. Маленькие колобки, приготовленные из этого теста, окрашивают в разные цвета, нанизывают на веточки ..Умелые руки превращают их в букеты цветов, плодов, рыбок. А на ужин подают лапшу, иваси, вареные бобы, разные маринады. Утреннее новогоднее застолье - суп из самых различных продуктов: "одзони". Его основа - две приготовленные из моти круглые лепешки, которые отваривают и кладут в бульон из морской капусты, бобовой пасты и редьки. Рецепты этого супа в разных районах Японии различны. В него можно добавлять сушеную макрель, водоросли, лук, грибы, овощи, моллюски, соевый творог. В новогодней трапезе также есть кушанья из бобов, закуска из соленой селедочной икры, отварной рыбный фарш, яичный рулет, рулет из водорослей, пюре из батата с каштанами. После супа подавалось ассорти закусок (жареные овощи и рыба, вареные блюда, кислые - на уксусе - маринады), символизирующих все многообразие морского стола, его основные пищевые продукты и способы приготовления. С каждым связана своя счастливая символика: засахаренные ломтики морской капусты - пожелание счастья, белая фасоль - пожелание здоровья, икра - многодетности. На седьмой день Нового года глава семьи варит из трав особое блюдо с рисом и подает его на завтрак.
У монголов, калмыков и бурят Новый год встречают вареной бараниной, крупными, сваренными на пару пельменями (бууз, манты), молочными продуктами (творогом, мягким сыром, пенкой). В качестве особого праздничного блюда готовится рисовая каша на молоке или печенье с большим содержанием масла и сахара. Не обходится праздничное застолье без чая, варенного на молоке с солью и салом.
У кришнаитов Индии на праздничном пиру своего рода кришнаитского Рождества вместо европейской индейки подают ровно 108 вегетарианских блюд, приготовленных не только без мяса, рыбы и яиц, как и положено, но даже и без зерновых и бобовых.
В День афганского Нового года обязательно готовят плов кабили из длинного риса, мяса, изюма и специй.
В Камбодже новогодний стол непременно ставят у окна, так как угощения предназначаются не только хозяевам и гостям, но, в первую очередь, Деду Жары, который приносит с собой счастье и здоровье хозяевам дома. Новый год отмечают 3 дня. Перед праздником все освобождают свои дома от ненужных вещей и украшают жилище цветами. Одно из самых распространенных кушаний на Новый год - деб.
В Лаосе в новогоднюю ночь по лунному календарю люди поливают друг друга водой, чтобы смыть несчастья и болезни, которые были в уходящем году. Потом гуляют до утра; днем глава семьи поздравит всех с праздником, а хозяйка пригласит к столу отведать традиционное блюдо лап, приготовленное из мяса, риса, капусты и большого количества приправ.
В Непале Новый год встречают вместе с восходом зари, и встречать его можно три раза, т. к. летоисчисление ведется по трем календарям. Те, кто встречает его по лунному календарю, в ночь полнолуния зажигают большой костер и бросают в него старые ненужные вещи. На другой день начинается праздник Краски. В этот день все играют и красят друг друга. В дом заходят лишь ненадолго, пробуют праздничные блюда и идут дальше.
А что на новогоднем столе у народов Африки? В Гане любимое новогоднее блюдо - жареный петух. В Кении - угощение из тушеных бананов с вареньем. В Судане желают найти друг другу зеленый орех - к счастью, а чтобы счастливы были все, орехи разбрасывают заранее.
Конечно, у всех народов сложились свои застольные обычаи. Но, по древнему поверью всех народов, обилие еды в этот день обеспечивало благополучие на весь предстоящий год.
Лапша соевая по-японски. 500 г соевой муки, 2 яичных желтка, Юг соли, 250 г воды, 50 г масла соевого или подсолнечного.
Замесить тесто, как для обычной лапши, и дать ему отстояться 20-25 мин. Раскатать прямоугольным пластом. Свернуть тесто в рулон и нарезать на куски шириной 1/2 см. Опустить лапшу в подсоленную кипяченую воду. Когда лапша всплывет, вынуть ее шумовкой на дуршлаг, переложить на блюдо. Полить разогретым соевым или подсолнечным маслом.
Лапшу соевую подают как отдельное блюдо.
Плов кабили (Афганистан). 1 кг длинного риса, 1 кг мяса, 300 г маргарина, 100 г растительного масла, 3-4 морковки, 6-7 луковиц, 200 г изюма, тмин, черный перец, соль.
Сначала поджарить морковь в растительном масле и репчатый лук (до красного цвета), затем положить нарезанное кусочками мясо, залить водой и все посолить. Отдельно отварить в подсоленной воде рис. Когда он будет почти готов, добавить мясо с луком и морковью, изюм, перец и тмин, и все тушить на медленном огне 15-20 мин.
Лап (Лаос). 1/2 кг мяса, 200 г капусты, 100 г лука, 1/2 кг риса, 150 г раст. масла, перец, соль, уксус.
Нарезать мелкими кусочками мясо и пожарить. Отдельно поджарить мелко нарезанные капусту и лук. Потом все смешать, добавить соль, перец и специи, и потушить. Подавать с отварным рисом.
Нэм (блинчики из рисовой бумаги). (Вьетнам). По этому рецепту можно приготовить - и без рисовой бумаги - необычные фаршированные блинчики. Для фарша: 100 г мелкой вермишели, 200 г свежей капусты, 1/2 кг свиного фарша, луковица, яйцо, 200 г свиного жира, соль, черный перец, специи.
Мелко нарезать капусту и лук, к ним добавляют сырую вермишель, свиной фарш, сырое яйцо, соль, перец, специи, и этой смесью в сыром виде заполняют размоченные листики рисовой бумаги (или поджаренные с одной стороны тонкие блинчики). Свертывают их трубочкой и жарят на тихом огне, переворачивая с боку на бок.
Aлy-гобхи (Непал). 1 кг цветной капусты, 1/2 кг картофеля, 1/2 кг зеленого гороха, луковица, 100 г раст. масла (цветную капусту и зеленый горошек можно использовать консервированные).
Сначала надо поджарить до золотистого цвета лук, затем добавить к нему ломтики сырого картофеля и жарить еще некоторое время. Добавить цветную капусту, разобранную на соцветия. И уже под конец положить зеленый горошек и приправы. Посолить.
Деб (Камбоджа). Из 1/2 кг сахара и 1/2 л воды сварить сироп. Взбить 15 желтков и ввести в горячий сироп, после чего его сразу снять с огня, хорошо перемешать и ложкой аккуратно выложить на тарелку. Должно получиться 15 порций.
Вот такие в мире праздничные разносолы. Как говорит русская пословица, "Только ангелы с неба не просят хлеба".

БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ. КРЕЩЕНИЕ (19/6 января)

Крещение Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих двунадесятых праздников.
Ему предшествует Крещенский Сочельник - канун Богоявления и Крещения. Это день строгого поста - голодная кутья; ели постную кашу и овощи. В тверских краях в Крещенский Сочельник пекли сочни с ягодами; в других губерниях готовили пресные тонкие лепешки на конопляном масле, большей частью - ячневые, пекли блины, медовые оладьи да постные пироги с горохом, картофелем, кашей. У калужских крестьян был свой способ приготовления сочива (постной каши): сырой ячмень толкли, приправляли медом и парили в печке в закрытой посуде.
Существует поверье, что вода в этот день в реках колышется. В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу помолиться, то и сбудется.
По словам Иоанна Златоуста, Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился. В этот день и произошло "Явление Христа народу". Иисус Христос крестился, когда ему было 30 лет, на реке Иордан при Вифаваре в царствование римского императора Тиберия.
Иоанн Предтеча так свидетельствует об этом: "Я видел духа, сходящего с небес, как голубя, и пребывающего на Нем, я не знал Его, но пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий". (Иоанн,I, 32-34).
Это праздник Богоявления, ибо во время Крещения Бог явил себя людям. По совершении крещения, когда Иисус выходил из воды, вдруг разверзлись над ним небеса, и Иоанн Предтеча, только что покрестивший Спасителя, увидел Духа Божия и услышал голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Таким образом Бог показал, что он есть Пресвятая Троица. Бог-Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя.
При крещении миряне впервые могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.
Это стало началом служения Христа. После благословения от ветхозаветной Церкви Спаситель удалился в пустыню, дабы в уединении, бодрствуя над собою, в молитвах и сорокадневном посте приготовиться для исполнения великого дела, ради которого Он и пришел на землю. Во имя спасения нашего.
Диавол пытался искусить Христа. Но, посрамленный, отступил от Него, и тотчас Ангелы небесные явились, чтобы служить Иисусу.
Христос был безгрешен, но он принял Крещение для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который благодаря Его искупительным заслугам впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет".
Таинство крещения - это источник нашей духовной жизни, очищение духа нашего. В этот день все крещенные - именинники. Ибо отныне дан им Ангел-Хранитель.
Но человек тогда лишь человек, когда совершенствует дух свой. В трудах епископа Игнатия Брянчанинова есть такие строки (они принадлежат Авве Исайю, по роду своему отшельнику):
"Земля не может принести плода, не будучи засеяна и орошена водою: так и человек не может совершать покаяния без смиренномудрия и удручения тела подвигами".
Праздник Крещения в народе называли водосвятием, т. к. накануне происходило освящение воды в храмах, а в самый день праздника освящались и естественные водоемы - реки и озера, для чего в них делалась прорубь - иордань (от названия реки Иордан). Крещенская вода называется Православной Церковью великой агиасмой, т. е. великой святыней. Она употребляется для окропления храмов и жилищ. Святую воду пили, кропили ею весь дом и имущество; считалось, что это предохраняет от различных напастей и дурного глаза. Находились смельчаки, которые купались в проруби, т. к. верили, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в священной воде невозможно.
Праздник Богоявления совершался в допетровской Москве с византийским великолепием и торжественностью. В службе участвовал сам Патриарх при непременном присутствии царя и двора. Литургия проходила в Успенском соборе, который представлял собой в тот день дивное сказочное зрелище. Все сияло. Блистало золотое и серебряное шитье праздничных одежд царя и бояр, сверкали драгоценные камни на торжественных облачениях священослужителей. Освятив воду, Патриарх раздавал ее народу, причащал царя, бояр и всех присутствующих. За причащением следовало благословение крестом и окропление святой водой. В самый день Богоявления водоосвящение совершалось еще раз, но уже не в соборе, а на Москве-реке, перед Тайницкими воротами. Крестный ход отличался необычайным многолюдством и пышностью и завершался торжественным молебном и обрядом освящения воды. В этот день царь даровал знаки отличия, жаловал деньги, новые облачения священникам и боярам, устраивал для них праздничный пир. При Петре Великом в церемонию праздника была введена стрельба из пушек и ружей.
А в новой столице - Санкт-Петербурге - освящались воды Невы. Служба совершалась в часовне Зимнего дворца, обширные залы которого были заполнены высокими придворными чинами, министрами, дипломатическим корпусом, генералами в парадных мундирах, увешанных орденами. После службы царский кортеж - император, великие князья и священники - отправлялись к месту водосвятия. На Неве, напротив Зимнего дворца, у самой набережной, с которой его соединяла покрытая ковром лестница, была воздвигнута часовня с легкими колоннами, поддерживающими резной купол. Посередине площадки, под куполом, была прорублена прорубь. Все свободное пространство вокруг часовни ограждала линия солдат, стоявших с непокрытыми головами. В кульминационные моменты службы палили выставленные на другом берегу, на стрелке Васильевского острова, пушки. Настроение народа, скопившегося вокруг, было радостным и торжественным. Праздник Богоявления всегда особо чтился на Руси, о чем свидетельствуют многочисленные села, носящие одноименные названия.
Во имя Богоявления сооружались храмы и монастыри. В Москве с 1296 г. существовал Богоявленский собор, уничтоженный после революции. В Кремле около Троицких ворот при Великом князе Василии Темном в XV в. был основан Богоявленский монастырь, также разрушенный, но время его разрушения неизвестно. Он памятен по следующим событиям: в 1610 г., в Смутное время, когда съестные припасы были очень дороги, и потому недоступны, из монастыря дважды вывозили на торги хлеб для продажи бедным по низким ценам; в этой же обители последовало первоначальное избрание на престол родоначальника дома Романовых, царя Михаила Федоровича; в 1679 г. сын второго Романова, царь Федор Алексеевич, повелел поместить здесь школу для обучения греческому языку, в которой зародилась славяно-греко-латинская академия.
Народный глаз да ум запечатлел такие приметы: Ясный день - к неурожаю. В Крещенье - метель, ч на Святой (Пасха) - метель. Синие облака в полдень - к урожаю. Коли в Крещенье собаки много лают - будет много зверя и дичи.
С 19 января начинаются Крещенские морозы. В ряде губерний на Крещение в прежние времена устраивались смотрины - принаряженные девушки выходили к иордани или собирались на берегу, а парни выглядывали невест.
Всю неделю после начала праздника, как и встарь, можно придти в храм и взять воду святую - окропить ею жилище, болящих и самого себя. Вода смоет усталость, ожесточение, сомнения, страх, смоет грехи кающихся в них. Перед водой Иордана бессилен оккультизм, так называемые порчи, сглазы и прочее бесовство. По мысли Церкви, целый год вода эта будет оружием против зла.
Протоиерей Владимир Цветков говорит: "Наша земная жизнь сейчас точно чаша, переполненная испытаниями и искушениями. Но истинная вера и любовь, свет души разбивают козни диавола, и рассыпается его царство. Как рассыпалось царство тьмы перед Спасителем и не устоял против него сатана".
В Москве действуют Богоявленский кафедральный собор (Спартаковская ул., 15), построенный по проекту архитектора Е. Д. Тюрина в 1835-45 гг., и храм Богоявления (Богоявленский п., 2, строение 4).
В Санкт-Петербурге - церковь Богоявления на Гутуевском острове (Двинская ул., 2).
29 февраля в високосный- год (очередной високосный год - 1996) - Касьян. У православных день памяти преподобного Кассиана Римлянина, слывет в народе очень недобрым и опасным. А сам святой настолько не в почете, что в некоторых местах святым не признавался, а само имя "Касьян" считалось позорным (см. также гл. II "Когда наступит Новый год. История календаря"). Вот что рассказывается о Касьяне в народе. Касьян сперва был' ангелом, от которого Бог не скрывал своих планов и намерений. Но затем святой поддался на уговоры и посулы дьявола, переметнулся на его сторону и открыл тому, что Бог намерен низвергнуть всю нечистую силу с неба в преисподнюю. Но затем Касьяна стали мучить угрызения совести и раскаянье. Он начал горько сожалеть о потерянной близости к Господу и о житье на светлом небе. Бог внял его мольбам и смилостивился, но, однако, приставил к раскаявшемуся грешнику ангела-хранителя, который должен был заковать его в цепи и бить тяжелым молотом в лоб долгих три года, а на четвертый отпускать на волю.
В народном календаре Касьянов день занимает особое место: он считается самым страшным днем, находящимся во власти злого святого. В центральной России работы в этот день прекращались. Глаз Касьяна считался настолько опасным, что 29 февраля крестьяне предпочитали вовсе не выходить из избы, особенно до солнечного восхода.
С давних времен Касьянов год считался на Руси опасным и несчастливым годом потерь. Ему приписывались различные беды: засуха, падеж скота, эпидемии, стихийные бедствия, раздоры.
Существовало выражение "Касьяном смотрит", а угрюмому, неприятному человеку прилепляли прозвище " Касьян". Считали: Касьян - злопамятный, Касьян - немилосердный, Касьян - корыстник и завистник, Касьян - скупой. В общем, доброго слова о Касьяне сказано не было никогда. (Большой снег на Касьяна - будет много воды. Рано затает - долго не растает. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет. Зинул Касьян на крестьян. Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет. Високосный год - тяжелый на людей и на скотину. Худ приплод в високосный год. Четверток на троицкой неделе Касьяну, чтобы не перекосил, ворон). Но и в Касьянов год весна придет!

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Празднуется 15 февраля (2февр. пост. стилю). Относится к двунадесятым непереходящим праздникам. Праздник Сретения - это память встречи (сретении) Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме с благочестивым старцем Симеоном, которому было предсказано Духом Святым, "что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня". Подревнеиудейскому обычаю, на сороковой день после рождения мальчика-первенца мать должна была принести его в храм, чтобы посвятить ребенка Богу; для этого, представляя дитя Творцу, его выкупали; в качестве выкупа родители принесли в жертву две горлицы и двух голубков.
По вдохновению Симеон пришел во храм как раз в то время, когда родители принесли туда Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд. Он ваял на руки Христа, благословил Бога и сказал: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил перед лицом всех народов, - свет и просвещение язычников и славу народа Твоего Израиля".
В этот день Иисуса посвятили Господу, а Симеон и старица Анна, обитавшая при храме, объявили Иисуса Спасителем.
В память о встрече Иисуса Христа и Благочестивого Симеона и установлен этот праздник.
Об этом празднике упоминалось еще в III-IV веках. В Древнем Риме в начале февраля отмечался праздник очищения, покаяния и поста. Он был связан с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам. По древним поверьям, перед весенними работами следовало очиститься от грехов и позаботиться о том, чтобы умилостивить тех богов и духов, от которых зависели успехи в хозяйственных делах и жизненное благополучие. Некоторые очистительные обряды, направленные против злых духов, сохранились в христианском празднике Сретения.
У древних славян был свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением. До сих пор в северо-западной России известен праздник под названием Громница- праздник почитания огня. Наши предки различали огонь небесный и огонь земной. Небесный огонь, приходящий с неба в виде молнии, почитали священным, а проявления этого огня - божественными. Особо выделяли живой огонь, который ритуально зажигали трением дерева о дерево. От него старались зажечь огонь домашнего очага. Считалось, что свечи, изготовленные на Громницу, обладают скрытой чудодейственной силой, которая оберегает дом от грома и молний, а также от всяких напастей. Громничной свечой, по поверью, подпаливали волосы у людей и шерсть у животных от сглаза. Прежде на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранились в дому как надежное средство от пожаров. Если пожар все-таки случался, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь.
За обедней следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
Распространен был на Руси и символический обряд продажи ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорила: "Живи на мое счастье". На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребенка "привязывают" к жизни.
С кануном праздника Сретения Господня связано поверье, ведущее свое начало исстари, и к XX веку еще кое-где сохранившееся. В этот день в старину происходило заклинание мышей. К этому времени года мыши, истощив свои съестные припасы, начинают бессовестно кормиться за крестьянский счет. На помощь призывался старик-знахарь, который и приступал к ограждению скирд и стогов от "мышеяди". "Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем не порушится!".
Сретенье по-славянски означает встречу (сретение-среча-встреча). На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Зима с весной встретились впервой. Зима-зимушка заохала, к теплу поворачивает.
Дети перед сумерками где-нибудь на пригорке заклинают солнышко показаться:
"Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, ведрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу - ведьму зиму?".
Если заклинаемое "солнышко-ведрышко" и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет - ожидай сильных "власьевских" (24/11 февраля) морозов.
С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: Какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если на Сретенье оттепель - весна ранняя и теплая, если холодно - весна холодная; если на Сретенье напьется петух воды - наберется пахарь беды (т. е. зима затянется). Примечали, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного. И хоть говорили: Покров - не осень, Сретенье - не зима и На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает, - но ждали еще и морозов. Солнце на лето, зима на мороз - это тоже о дне Сретения. Бывало, что несколько суток стояли настоящие, по-январски трескучие морозы. А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен в народном календаре специальный день - следующий за Сретением (16/3 февраля) и называется он Починки. В Починки день встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю. Починки - по сохе поминки.
В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбруи, начинают выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева.
Очень опасались домового в ночь со Сретения на Починки. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может и "заездить коня". Советовали привязывать еще с вечера лошадям кнут, онучи (по В. Далю - часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков...; портянки) на шею, чтобы домовой не смел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Чтобы задобрить домового, хозяйки выставляли после ужина горшок каши, обкладывая его горячими угольями. Иногда для усмирения домового звали знахаря-ведуна, который резал во дворе петуха и, выпустив кровь на веник, обметал им все углы в хате и на дворе. Вот после этого можно было не бояться домового.
В Тульской губернии раньше вдень Починок варили особое кушанье - "саломата", которую ели всей семьей после осмотра сараев и конюшен. Старая поговорка гласит: " Приехала саломата на двор, разчинай Починки".
На Сретение кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом.
Ветер в Сретение предвещал хороший урожай плодовых деревьев, поэтому хозяева трясли деревья руками, чтобы были с плодами. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте. Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным. (Вот-то нынешним горожанам способ заболеть!).
Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной молитвы, а также пользуют ею тяжело больных. Этой же водою окропляют отправляющихся в путь.
Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти. Вспомните об этом, собираясь весной на отдых или в командировку...

И. Бродский (1940-1996)
СРЕТЕНЬЕ

Анне Ахматовой
Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом свет падал младенцу; но он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня",
реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это дитя: он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в нем ". - Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. "Слова-то какие... ". И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В лежащем сейчас на раменах твоих - паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть его будет, твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око ".
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась...


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.