Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Сергей Максудов. Не свои. (Комментарии к книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»)СКАЧАТЬhttp://www.guelman.ru Там же и другие комментарии на тему Перед нами новый труд («Двести лет вместе»), предпринятый, как обозначено на обложке сетевого издания, «Великим русским писателем Александром Исаевичем Солженицыным». Спокойная раздумчивая интонация отличает большую часть этого исследования от других публицистических работ автора, создавая представление, что он стремится к объективному, взвешенному изложению. Новое произведение знаменитого писателя, политического публициста, активного разрушителя советского государства, не может не привлечь читателя. Двенадцать глав шестьсотстраничного сочинения сопровождаются тысячами ссылок с указанием места издания, авторов, номеров страниц. В первый раз Александр Солженицын предстает перед нами как ученый. Ведь даже всемирно известный Архипелаг, воспринимавшийся миллионами читателей как абсолютно достоверное личное свидетельство автора и сотен его товарищей по несчастью, носил подзаголовок «опыт художественного исследования». Научный подход новой книги позволяет составить некоторое представление о методах работы писателя, заглянуть в его творческую лабораторию. Выразительное название вызывает однако некоторое недоумение. Кто вместе и с кем вместе? Одна сторона очевидна – это евреи, но с кем они уже двести лет сосуществуют? С русским народом отвечает в предисловии автор. Но как хорошо известно, оказавшись в империи после раздела Польши, евреи не вступили в контакт с русским населением, а продолжали жить в прежнем польско-украинско- белорусском окружении. Для 95% русских крестьян еврей вплоть до Октябрьской революции оставался никогда не виданным мифологическим существом. Если речь идет об украинцах и белорусах, то их совместное проживание с еврейским народом длилось много раз по двести лет. Наконец, если говорится о столкновении евреев с русской государственностью, то оно оборвалось в 1917 и невозможно предположить, чтобы Александр Солженицын рассматривал большевистское руководство в качестве правопреемника российского самодержавия. Цель работы, как формулирует ее автор, выяснение взаимных обид, накопившихся за двухсотлетнюю историю, очищение от горечи прошлого, для отыскания возможных путей в будущее. Резко критикуя русское правительство за некомпетентность, отсталость, неумение решить назревшие проблемы в том числе и еврейский вопрос, писатель в то же время призывает евреев признать, что активное участие еврейской молодежи в русской революции, в том числе выстрел Богрова, было ошибкой, ответственность за которую ложится на весь еврейский народ. Сам Александр Исаевич Солженицын старается занять промежуточную позицию, он пытается понять и рассудить обе стороны, «рассеять непонимание ошибочное и обвинения ложные, а напомнить об обвинениях справедливых.» Цель безусловно благородная, но истина не лежит посредине. «Справедливость» и «несправедливость» обвинений явление субъективное. В любом случае исследователь должен владеть методами, позволяющими отличить надежные сведения u и ему необходимо собрать как можно более полные фактические данные по интересующей его проблеме. Попытаемся рассмотреть насколько новый труд Александра Солженицына отвечает этим требованиям. Обратно в раздел культурология |
|