Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Лосев А. (37)

Лосев А. История античной эстетики. Поздний эллинизм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Часть Первая
УНИВЕРСАЛИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
ПОЗДНЕЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

I. НЕОПИФАГОРЕИЗМ

§1. Необходимые исторические сведения для понимания сущности неопифагореизма
1. Проблема пифагореизма и неопифагореизма. – 2. Неопифагореизм в собственном смысле слова. – 3. Вопрос о специфике неопифагореизма. – 4. Порфирий о Пифагоре. – 5. Специально эстетические фрагменты. – 6. Другие, более известные и лучше сохранившиеся авторы.

§2. Оккел и Тимей
1. Оккел Луканский. – 2. Тимей Локрский.

§3. "Золотые стихи"
1. Содержание трактата. – 2. Комментарий Гиерокла. – 3. Гиерокл о практических проблемах трактата. – 4. Гиерокл о теоретической стороне трактата. – 5. Этико-эстетический смысл трактата.

§4. Аполлоний Тианский
1. Общие сведения. – 2. Философские взгляды Аполлония. – 3. Эстетические проблемы (подражание и фантазия). – 4. Аполлоний Тианский и его жизненный путь.

II. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

§1. Общее введение в эстетику Филона
1. Предварительные сведения о Филоне. – 2. Основная и непреодолимая противоречивость эстетики Филона.

§2. Главнейшие формы эстетики Филона
1. Филон и стоический платонизм. – 2. Учение о Логосе. – 3. Филон о космосе. – 4. Антропология и этика. – 5. Общий очерк эстетики Филона.

§3. Детальная разработка
1. Логическая и числовая структура эстетической предметности у Филона. – 2. Попытки изложения философии Филона, приближающие ее к эстетике.

§4. Аллегоризм
1. Огромные трудности в проблеме аллегоризма у Филона. – 2. Момент случайности и несущественности в аллегоризировании у Филона. – 3. Непосредственный духовно-жизненный смысл аллегоризма. – 4. Техника аллегорических интерпретаций у Филона. – 5. Попытка проанализировать положительные достижения эстетики у Филона. – 6. Некоторые тексты из Филона
.

III
ПОЗДНИЕ ПЛАТОНИКИ II ВЕКА,
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ НЕОПЛАТОНИЗМА
§1. Поздние платоники
1. Гай. – 2. Альбин. – 3. Апулей. – 4. Аттик. – 5. Нумений из Апамеи (Сирия). – 6. Аммоний Саккас Александрийский.

§2. Общее заключение о поздних платониках
1. Значение логики. – 2. Итог. – 3. Заключение о римско-эллинистической эстетике.

Часть Вторая
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ЭЛЛИНИЗМА,
ИЛИ НЕОПЛАТОНИЗМ
I
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И КАТЕГОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
§1. Эпоха неоплатонизма как последний результат античного социального развития
1. Трудности изучения предмета. – 2. Общинно-родовая и рабовладельческая формации. – 3. Раннее античное рабовладение. – 4. Гилозоистическая эстетика. – 5. Систематически-логическая реставрация старого гилозоизма у Платона и Аристотеля. – 6. Логическая реставрация юности рабовладельческого полиса. – 7. Эллинистическое рабовладение. – 8. Эллинистическая эстетика. – 9. Рост платоно-аристотелевской диалектики в период эллинизма. – 10. Итог предыдущего.

§2. Общая социально-историческая характеристика неоплатонизма
1. Универсализм и катастрофам. – 2. Феодализация Римской империи как результат ее универсализма и катастрофизма. – 3. Реставрация древней мифологии. – 4. Диалектика мифа. – 5. Реальная картина неоплатонической диалектики мифа. – 6. Неоплатонизм как эстетика домината в ее высших категориях. – 7. Неоплатонизм как эстетика домината в ее низших категориях. – 8. Эстетика античного неоплатонизма в ее отличии от монотеистических и романтических концепций.

§3. Общее содержание и разделение неоплатонизма
1. Единое (hen). – 2. Числа. – 3. Ум (noys). – 4. Мировая Душа. – 5. Космос. – 6. Материя. – 7. Круговорот вещества и душ и задача человека.

II
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ НЕОПЛАТОНИЗМА
И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
§1. Символический характер неоплатонизма
1. Кратко об истории оценки неоплатонизма. – 2. Тождество субъекта и объекта. – 3. Эстетическое значение указанного тождества. – 4. Неоплатоническая философия и неоплатоническая эстетика. – 5. Символическая природа античной и, в частности, неоплатонической философии и эстетики.

§2. Классическая художественная форма
1. Три художественные формы по Гегелю. – 2. Специально о классической художественной форме. – 3. Выводы.

§3. Историческое разделение неоплатонизма
1. III в. н.э. – 2. IV в. н.э. – 3. V-VI вв. н.э.

Часть Третья
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ
ВВЕДЕНИЕ В ЭСТЕТИКУ ПЛОТИНА
I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЛОТИНЕ И ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
§1. Биография и сочинения Плотина
1. Основные биографические данные. – 2. Сочинения Плотина. – 3. Вопрос о хронологии сочинений Плотина.

§2. Общие особенности эстетики Плотина
1. Исходный пункт. – 2. Понятийно-диффузный стиль. – 3. Два предельных аспекта эстетики Плотина. – 4. Три центральных аспекта эстетики Плотина. – 5. Некоторые существенные разъяснения предложенной вступительной характеристики. – 6. Концентрический метод изложения эстетики Плотина. – 7. План исследования.

§3. Разнообразие современных подходов к эстетике Плотина
1. Вопрос о традиционности и новаторстве в эстетике Плотина. – 2. Традиционное изложение эстетики Плотина. – 3. Генологический момент эстетики Плотина. – 4. Миметическая теория у Плотина. – 5. Эстетическое и экстатическое в их отношении к красоте и искусству. – 6. "Созерцание" и искусство. – 7. Любовь и красота у Плотина. – 8. Плотин и возникновение средневековой эстетики.

II
ПЛОТИН И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ЕМУ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА
§1. Плотин и главнейшие античные философы до Платона
1. Плотин и Гераклит. – 2. Плотин и Эмпедокл. – 3. Плотин и Парменид. – 4. Плотин и Анаксагор. – 5. Плотин и другие натурфилософы.

§2. Плотин и Платон
1. Общие замечания. – 2. Плотин и "Тимей". – 3. Плотин и "Государство". – 4. Плотин и "Федон". – 5. Плотин и "Федр". – 6. Плотин и "Филеб". – 7. Плотин и "Пир". – 8. Плотин и "Законы". – 9. Плотин и "Парменид". – 10. Плотин и "Софист". – 11. Плотин и другие диалоги Платона. – 12. Общее заключение об отношении Плотина к Платону.

§3. Плотин и Аристотель
1. Единое и многое. – 2. Числа. – 3. Ум. – 4. Душа. – 5. Потенция и энергия. – 6. Четыре причины. – 7. Материя и природа. – 8. Человек и его внутренняя жизнь. – 9. Критика учения Аристотеля о категориях. – 10. Плотин и "Метафизика" Аристотеля. – 11. Общее заключение об отношении Плотина к Аристотелю.

§4. Плотин и эллинизм
1. Вводное замечание. – 2. Общее критическое отношение Плотина к стоицизму. – 3. Некоторые принципиальные проблемы сравнительной характеристики Плотина и стоиков. – 4. Плотин и эпикуреизм. – 5. Плотин и скептицизм. – 6. Плотин и другие школы конца раннего и начала позднего эллинизма.

§5. Общая сводка предыдущего
1. Зависимость эстетики Плотина от Платона и Аристотеля. – 2. Зависимость эстетики Плотина от эллинизма. – 3. Эволюция эстетики в качестве самостоятельной дисциплины.

§6. Плотин и античная художественная литература
1. Плотин и Гомер. – 2. Плотин и Гесиод. – 3. Плотин и прочая античная литература. – 4. Заключение.

III
ОБЩИЕ ИНТУИЦИИ,
ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЭСТЕТИКИ ПЛОТИНА
§1. Время и вечность
1. Некоторые современные исследователи (А.Фестюжьер, Ж.Гиттон, С.Самбурский). – 2. Плотин о времени и вечности. – 3. Антично-эстетический смысл учения о времени и вечности.

§2. Самость
1. Общее значение категории самости для неоплатонизма. – 2. Некоторые иностранные работы (Дж.Рист, О'Дейли, Л.Шестов).

§3. Эманация
1. Необходимость для неоплатонизма категории эманации. – 2. Некоторые иностранные работы. – 3. Анализ категории "эманация". – 4. Понятие потенции. – 5. Из современной научной литературы.

§4. Материя и оформляющие ее принципы
1. Негативная роль материи. – 2. Логос. – 3. Эйдос. – 4. София. – 5. Миф. – 6. Сущность (oysia). – 7. Сводка предыдущего и первая (предварительная) формула общеэстетического мировоззрения Плотина. – 8. Эстетика является завершительной областью онтологии и в этом смысле есть самостоятельная дисциплина. – 9. Переход к последующему.

Часть Четвертая
СОБСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ПЛОТИНА
I
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ ПЛОТИНА
§1. Трактат "О природе, созерцании и Едином" (III 8)
1. Вступление (о термине theoria). – 2. Самосозерцание природы, души и ума. – 3. Самосозерцание Единого. – 4. Итог предыдущего.

§2. Перевод трактата "О прекрасном" (I 6)
1. Физически-прекрасное не есть ни просто бытие телом, ни симметрия частей. – 2. Сущность физически-прекрасного заключается в участии тела в эйдосе двоякого рода. – 3. Специфичность, двуплановость и внешняя выраженность эстетического эйдоса. – 4. Красота души требует для себя специфического восприятия. – особого рода изумления, соединенного с мягким наслаждением. – 5. Красота души не есть ни фигура, ни краска, ни вообще физическая величина, но истинно-сущий эйдос, отделенный от всякой материи. – 6. Красота души есть умное очищение; она восходит к уму, и ум к перво-благу; с другой стороны, она нисходит к телам и низшему. – 7. Душа, восходящая к истоку красоты, в очищении своем испытывает эротический восторг, то есть изумление и наслаждение одновременно. – 8. Способ этого эротического восхождения заключается в сопротивлении всему чувственному, закрывании глаз на все и в самоуглублении. – 9. О световом восхождении ума.

§3. Анализ трактата "О прекрасном" (I 6)
1. Общее разделение трактата. – 2. Внутренний эйдос в материи. – 3. Внутренний эйдос души. – 4. Внутренний эйдос ума. – 5. Итог.

§4. Перевод трактата "Об умной красоте" (V 8)
1. Форма, умная идея красоты выше той, которая в художнике, а та, которая в художнике, выше той, что в реальном искусстве. – 2. В явлениях природы, например в реальном человеке, красота есть также результат "внутреннего вида" существующего. – 3. Только в чистом уме образ красоты совпадает с самой красотой; он есть тут не что иное, как сами боги. – 4: В уме сливается все фактическое и смысловое в одну легкую, светлую, нерушимую жизнь, которая есть мудрость. – 5. Бытие, ум, мудрость, идея есть одно прекрасное умное изваяние. – 6. Умное изваяние предшествует всякому дискурсивно-логическому раскрытию. – 7. Умное изваяние всецелого бытия есть идеальное Всё, в котором замысел совпадает с выполнением, причина с целью и начало с концом. – 8. Умная красота есть первообраз, или прообраз (paradeigma), субъективной стороной которого является удивление. – 9. Умная красота есть космос божественности, в котором отдельный бог есть все боги, и все боги есть каждый в отдельности и один-единственный, и где бытие и бытие красотой. – одно и то же. – 10. Умная красота есть иерархийное тождество созерцаемого и сущего, так что, в основе, тут уже нет различия между творящим и творимым, внутренним и внешним. – 11. Можно сказать, что созерцающий красоту изводит ее из собственных глубин и проецирует вовне, находясь все время между абсолютным тождеством себя и самораздвоением. – 12. Опыт умной красоты рисует сверхумного бога-отца, перешедшего в умный космос бога-сына, являющегося сущностью чувственного космоса, почему этот последний так же прекрасен и вечен, как и сам первообраз. – 13. Начало, отец. – выше красоты и есть ее источник; ум, сын, первообраз-красота первичная; душа мира, Афродита. – красота вторичная, образ.

§5. Анализ трактата "Об умной красоте" (V 8)
1. Разделение трактата V 8. – 2. Вступление: "внутренний эйдос" в искусстве (V 8, 1) и в природе (V 8, 2). – 3. Общее учение о софийном бытии (V 8, 3-6). – 4. Детали учения о софийном бытии. Идея совпадения замысла и выполнения (V 8, 7). – 5. Продолжение. Первообраз красоты (V 8, 8-9). – 6. Продолжение. Творчески-софийная сторона бытия в субъективном смысле (V 8, 10-11). – 7. Продолжение. Творчески-софийные стороны бытия в объективном смысле (V 8, 12-13).

§6. Сравнение эстетических трактатов III 8, I 6 и V 8
1. Отождествление субъекта и объекта. – 2. "Внутренний эйдос" и принцип иерархии. – 3. Принцип софии.

§7. Эстетические идеи Плотина в системе и преддверие мифологии
1. Эстетика в собственном смысле слова. – 2. Эстетика Плотина и его общеонтологическая система. – 3. Логическая и числовая структура эйдоса. – 4. Мифологическое завершение. – 5. Общие мифолого-эстетические построения Плотина.

§8. Перевод трактата "Об Эросе" (III 5)
1. Эрос как аффект души. – 2. Эрос как бог; его сущность. – 3. Продолжение. – 4. Эрос как гений; его сущность (сын Афродиты). – 5. Общие вопросы о природе Эроса и гениев вообще. – 6. Продолжение. – 7. Эрос как гений; сын Пороса и Пении. – 8. Зевс и его сад. – 9. Порос в саду Зевса. – 10. Пения в саду Зевса.

§9. Анализ трактата "Об Эросе" (III 5)
1. Общее разделение трактата. – 2. Эрос как аффект души. Что Плотин говорит об Эросе как душевном состоянии?. – 3. Эрос как бог. – 4. Эрос как гений. – 5. Эрос как миф. – 6. Общая структура мифа. – 7. Диалектическое совмещение структурных и аструктурных моментов мифа. – 8. Вторая формула общеэстетического мировоззрения Плотина.

II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭСТЕТИКИ ПЛОТИНА
§1. Судьба
1. Множество разных подходов к проблеме причинности. – 2. Душа как подлинная причина. – 3. Ограниченное понятие судьбы, совместимой с человеческой свободой.

§2. Промысл
1. Невозможность допускать всеобщий хаос. – 2. Зависимость нашего космоса от космоса умопостигаемого. – 3. В чем красота чувственного мира. – 4. Ограниченность красоты в чувственном мире, но это не есть вина промысла. – 5. Если кого-нибудь в чем винить, то только сам же логос. – 6. Общая диалектика провиденциального функционирования логоса. – 7. Драматический и трагический характер учения Плотина о промысле.

§3. Демон
1. Определение демона. – 2. Место демона во вселенной.

§4. Эстетические выводы
1. Сводка предыдущего. – 2. Третья эстетическая формула.

§5. Необходимое добавление к теоретико-практической стороне эстетической философии Плотина
1. Неаффицируемость всего бестелесного и, в частности, эйдоса и материи. – 2. Диалектический метод.

III
ИСКУССТВО
§1. Определение искусства
1. Плотин и современная ему художественная жизнь. – 2. Миметическая природа искусства. – 3. Отношение искусства к другим областям бытия и жизни.

§2. Классификация искусств
1. Общая классификация искусств. – 2. Комментарий к общей классификации искусств у Плотина в связи с отношением искусства к сфере Души и Ума. – 3. Искусство и природа.

§3. Отдельные искусства
1. Пластические искусства. – 2. Магический и символический аспекты пластических искусств. – 3. Драматическое искусство. – 4. Музыкальное искусство.

§4. Художник и зритель
1. Внутреннее состояние художника. – 2. Восприятие искусства и действие его на человека. – 3. Сравнительная ценность произведения искусства и его субъективного коррелята.

§5. Общие выводы об искусстве
1. Черты презрения к искусству. – 2. Искусство как первая ступень восхождения к умному миру. – 3. Плотин об искусстве в сравнении с Платоном и Аристотелем.

IV
ОБРАЗНАЯ СТИХИЯ
§1. Введение (некоторые черты языка и стиля)
1. Черты Платона, Аристотеля и стоической диатрибы. – 2. Свободно архаистический стиль.

§2. Общеонтологическая образность
1. Мифологическая образность. – 2. Световая образность и ее социально-исторический характер. – 3. Эманационная образность.

§3. Онтологическая образность более частного характера
1. Физическая образность. – 2. Образность из художественной практики. – 3. Один весьма характерный бытовой образ. – 4. Социальная образность.

§4. Заключение
1. Итог предыдущего. – 2. Динамизм, интегральный характер и монизм образности у Плотина. – 3. Плотин и Бергсон с точки зрения проблемы образного мышления. – 4. Переход к диалектике символа.

V
ДИАЛЕКТИКА СИМВОЛА У ПЛОТИНА
§1. Символ в связи с диалектикой и мифологией
1. Общие вопросы. – 2. Взаимосоответствие мифологии и диалектики. – 3. Единство и непрерывный взаимопереход диалектики и мифологии.

§2. Уточнение понятия символа
1. Символ в отличие от аллегории и схематического олицетворения. – 2. Формально-методологическое тождество диалектики и мифологии.

§3. Эстетика Плотина в специальном смысле
1. Эстетика как учение о символическом выражении. – 2. Разновидности выражения.

VI
ПЛОТИН И НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ
§1. Плотин и Кант
1. Основное расхождение Канта с Плотином и основной пункт конструктивного сходства. – 2. Эстетика Плотина и четыре момента суждения вкуса у Канта. – 3. Плотин и Кант о гении. – 4. Эманация у Плотина и продуктивная способность воображения у Канта. – 5. Телеология у Плотина и Канта. – 6. Одно из сопоставлений Плотина с Кантом в XX в.

§2. Плотин и Шеллинг
1. Плотин и натурфилософия Шеллинга. – 2. Плотин и философия тождества у Шеллинга. – 3. Плотин и "Философия искусства" Шеллинга.

§3. Плотин и Гегель
1. Философия духа у Гегеля. – 2. Мир богов у Плотина и абсолютный дух Гегеля. – 3. Космология Плотина и учение об искусстве в "Философии духа" Гегеля. – 4. Плотин и другие сочинения Гегеля.

§4. Заключение

Часть Пятая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПЛОТИНА
I
ВВЕДЕНИЕ
§1. Описательная непосредственная эстетическая данность и ее логическое развитие
1. Необходимые предпосылки общей характеристики эстетики Плотина. – 2. Абсолютный реализм. – 3. Описательная необходимость признать смысл или особый принцип прекрасного, смысл прекрасной вещи наряду с ней самой как вещью. – 4. Момент трансцендентализма в эстетике Плотина.

§2. Различные методы изложения эстетики у Плотина
1. Нарастание эстетической мысли в "Эннеаде" I. – 2. Смешение разных методов изложения.

II
МАТЕРИЯ
§1. Материя и ее художественный смысл
1. Вводные замечания. – 2. Не-сущее и его смысл. – 3. "Сущно не-сущее". – 4. Материя и материал. – 5. Далекость материи от эйдоса и близость ее ему.

§2. Детали проблемы
1. Эйдос и физическое зрение. – 2. "Всецелое смешение" (crasis di' holon).

§3. Телесная и душевная красота
1. Самодвижение тела и душа. – 2. Чувственная красота. – 3. Красота души.

§4. Красота космоса в целом
1. Иерархическое совершенство космоса. – 2. Неизменно подвижная структура космоса. – 3. Иерархийная красота космоса.

§5. Понятийно-диффузный метод Плотина в изложении и анализе учения о материи
1. Материя как иррелевантное становление. – 2. Художественный смысл иррелевантности.

III
УМ И БЛАГО (ЕДИНОЕ)
§1. Ум как первично прекрасное
1. Ум и предельное совершенство. – 2. Всеобщая мудрость. – 3. Стремление Ума к еще более высокому началу.

§2. Надкатегориальный исток красоты
1. Прекрасное выше всякой логической категории. – 2. Единое и энергия. – 3. Красота Единого, или Блага.

IV
В ПОИСКАХ ПОСЛЕДНЕЙ И КРАТЧАЙШЕЙ
ФОРМУЛЫ ЭСТЕТИКИ ПЛОТИНА
§1. Эстетика предуставленной гармонии как упорядоченной, так и вполне хаотической
1. Сводка предыдущего в целях получения окончательной формулы. – 2. Война. – отец всех вещей. – 3. Всеобщая жизнь как театральная постановка. – 4. Комизм мировых катастроф. – 5. Все на свете не только гармонично, но и художественно. – 6. Диалектика предуставленно-хаокосмической гармонии и теория логоса. – 7. Общие конструктивно-диалектические выводы из эстетики предуставленно-хаокосмической гармонии.

§2. Эстетика онтологического дерзания, тождественного с общемировой фатальной покорностью
1. "Дерзание" в классической греческой литературе. – 2. Платон. – 3. Плотин. – 4. Другие источники Плотина. – 5. Заключение.

§3. Четвертая эстетическая формула
1. Хаос и космос. – 2. Необходимость и свобода. – 3. Четвертая формула прекрасного. – 4. Почему эта четвертая эстетическая формула должна считаться результатом понятийно-диффузного анализа эстетики Плотина?

§4. Заключительные философско-стилистические замечания по поводу эстетики Плотина в целом
1. Эстетическая чувствительность. – 2. Теплый и ласкающий эйдос. – 3. Золотые оковы эйдоса в отношении материи. – 4. Родственные отношения в основе бытия. – 5. Серьезные и интимные стороны учения об Уме и Душе. – 6. Мягкая духовная теплота Единого. – 7. Человеческое лицо. – 8. Человеческое воплощение идеи. – 9. Прикосновение выше созерцания. – 10. Простота и очевидность явления бытийных первооснов. – 11. Высшие восторги Души. – 12. Светлота и прозрачность космоса, превысшая его отдельных проявлений. – 13. Природа и рождающая женщина. – 14. Эстетика Адрастии, или торжествующий и безобидный трагизм мировой жизни. – 15. Аисторический характер эстетики Адрастии у Плотина.

ПРИМЕЧАНИЯ

История античной эстетики, том VI
М.: "Искусство", 1980

Источник: http://psylib.kiev.ua/

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.