Ваш комментарий о книге
ВОДА
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Древний универсальный символ чистоты, плодородия и источниксамой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошлаиз первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. В общемсмысле вода – эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципових циркуляции «(крови, сока растений, семени), растворения, смешения,сцепления, рождения и возрождения. «Ригведа» возносит похвалу водекак носителю всего сущего. Считалось, что чистая вода, особенно роса,родниковая и дождевая вода имеют целебные свойства и являются формойбожественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесныхбогов (дождь и роса). Почтительное отношение к свежей воде как очищающемуэлементу особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасыводы были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индийскиеритуалы очищения или крещения. Крещение соединяет в себе очищающие,растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворениестарой жизни и рождение новой. Мифы о Потопе, в которых уничтожаетсяпогрязшее в грехах человечество, – пример символизма очищения и возрождения. Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как,например, в Евангелии от Иоанна (4:14), где Христос говорит самаритянке:«А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Райскийисточник, вытекающий из-под Древа Жизни, – символ спасения. Воду также сравнивали с мудростью; так, в даосизме образводы, которая находит путь в обход препятствий, – символ триумфа видимойслабости над силой. В психологии она представляет энергию бессознательногои его таинственные глубины и опасности. Неутомимая вода – буддийскийсимвол бурного потока бытия. С другой стороны, прозрачность спокойнойводы символизирует созерцательное восприятие. В легендах и фольклореозера – двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественныймиры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даромпророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами – отсюдапроисходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количествомифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многиебожества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суеверияхсимволизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось,что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемыхженщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|