Ваш комментарий о книге
ТАНЕЦ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Древнее и инстинктивное выражение радости и печали жизни;по всей вероятности, предшествовавшая рисунку и живописи форма колдовства.Танец дает чувство свободы и единения. Первобытные танцоры, ощущаясебя в единстве с потоком космической энергии, верили, что танцевальныедвижения, фигуры и жесты помогают контролировать природные стихиии невидимые силы космоса. Эта вера легла в основу сложного символизмадревних танцев, призванных заклинать дождь или солнце, плодородие илиплодовитость людей, военный успех или избавление от несчастий, призыватьмилосердных духов или умиротворять злых. В танце, изображающем племенныеверования или сцены из реальной жизни (например, охоты), необходимобыло участие большого количества людей, так как казалось разумным предположение,что это усиливает помощь богов. Таким образом, танец стал первобытнойформой театра, он преобразовывал религиозные нормы в выразительныедвижения, как, например, в религиозных мистериях Древнего Египта иГреции. Повсеместно военные действия и будущие победы обычно репетировалисьсначала в боевом танце – этот символизм присутствует в танцах афганскогоплемени патанов и в шотландских народных танцах. Круговые танцы и хороводысимволически изображали циклические движения солнца и луны или цикличностьвремен года; групповые танцы с переплетением ходов – движения созвездий;танцы вокруг какого-либо объекта концентрировали энергию этого объектаили символизировали его защиту. Шаманы кружились подобно планетам,вытягивая руки вверх, призывая этим космическую энергию устремитьсяк ним, или опуская руки вниз, чтобы направить ее в землю. Танцы в шкурахили костюмах, изображавших животных, в птичьих масках, с использованиемих характерных движений также были попыткой привлечь силу, которойобладали звери и птицы. Танец-змейка жриц в Дельфийском святилище символизировалмудрость и плодородие, качества, которыми наделялась змея. Брачныетанцы и танцы, в которых многочисленные участники были связаны междусобой веревкой, символизировали единство людей. Траурные танцы выражалигоре и печаль. В Африке, как и в некоторых других местах, шаманы и лекарис помощью танцев старались усилить лечебный эффект снадобий. Любые свободныетанцевальные движения до сих пор считаются целебными, дающими танцоруизбавление от напряженной общественной жизни и, особенно в транс-танцах,– от давления индивидуального самосознания. Это преображение символизировалодостижение того сверхъестественного состояния, в котором танцор вступалв прямой контакт с космической энергией; подобный контакт отражен ив изображениях танцующих богов. Шива, индуистский покровитель танца,часто изображаемый в окружении языков пламени, танцует, выражая темсамым присущие ему созидательные и деструктивные качества. Будда –еще один покровитель танца жизни. В настоящее время в развлекательныхили народных танцах (которые во многом сохранили традиции земледельческихрелигиозных ритуалов) символизм, обращенный к жизненному центру,к космической энергии и гармонии, потерял значение, но не исчез окончательно.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|