Ваш комментарий о книге
ЛАБИРИНТ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Сооружение или узор – символическое изображение таинственности,загадочности, имеющее множество различных толкований. Эта противоречивостьотносится к тому времени, когда человек жил в пещерах, которые пугалиего, но также могли защитить. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии(Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царейв неприкосновенности. Согласно Геродоту (ок. 484 – ок. 425 гг. до н.э.), величайший из таких архитектурных лабиринтов, рядом с озером Моерисв Египте, имел 3000 ловушек и 12 тупиков. Ранние лабиринтообразные украшенияв греческих домах несли тот же защитный символизм, в их узорах должныбыли запутаться и потерять свою силу духи зла. Великолепная водопроводнаясистема в Минойском дворце в Кноссе могла стать основой для легендарногоКритского лабиринта, в котором Тезей убил Минотавра. Основная идеяэтого мифа в том, что Тезей, символ героя-спасителя, смог преодолетьживотные инстинкты в самом себе и лишить власти Миноса. Это ассоциируется с психологическим значением проходачерез лабиринт в основных религиях: инициация (просветление), символическоевозвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению,открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупикпроцесса самопознания. Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразиепредлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения,– в этом значении запутанные узоры, сопровождаемые девизом: «Возможнода, возможно нет», используются в гербе рода Мантуа де Гонзага. Лабиринты,сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили этупроблему в игру. Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут позапутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовалисьв храмах для обрядов инициации, а также для ритуальных танцев, изображающихпереплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековыхкатолических церквей – символическое изображение «дороги в Иерусалим»,то есть паломничества к святым местам. В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределахкруга диаметром только 12 метров.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|