Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание

ЗАГРОБНЫЙ МИР

из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер

Тема, имеющая важнейшее значение во всех символических системах.Египетские и тибетские Книги мертвых устанавливают четкие правилаповедения во время и после смерти, а китайские, японские, центральноамериканские,буддийские, исламские, индуистские и христианские эсхатологическиетексты также дают подобные руководства, но в менее детализированныхформах. Примитивные народы обычно не представляют себе загробный мирв виде суда за поступки человека в жизни – счастливейшее, пожалуй,представление о потустороннем мире из тех, что нам известны. Несмотряна разницу этических систем, в которых возникали представления об устройствезагробного мира, символы блаженства и страдания замечательным образомсовпадают во многих культурах: рай расположен почти всегда на небе(что нашло выражение в архитектуре христианских соборов и буддийскихступ), там сияет свет и звучит прекрасная музыка; ад расположен под землей,там тьма, дым, смрад и мучения. Воздаяния за земную жизнь – общая тема длявсех эсхатологических теорий, ее символизирует ритуал взвешиваниядуши: весами пользуется святой Михаил для измерения христианскихдобродетелей и грехов; богиня Маат в древнеегипетском ЦАРСТВЕ МЕРТВЫХвзвешивает сердца, являющиеся символом совести; Высший Суд у тибетскихбуддистов состоит во взвешивании черных и белых камешков (Камешки обозначаютдостойно и недостойно прожитые дни жизни. – Прим.. пер.); степень добродетельностиумерших в японской буддийской традиции определяли белая и красная головы.Испытания часто включали в себя и опасное путешествие – например, переходчерез мост, узкий и скользкий для грешников и широкий для праведников.Часто загробного мира можно достичь, переплыв реку (что, например, вдревнегреческой мифологии помогал сделать зловещий перевозчик Харон)или море, как у народов Океании или австралийских аборигенов. Иногдазагробный мир был привилегированным местом, например, древнескандинавскаяВалгалла – дворец бога Одина. Туда могли попасть лишь души воинов, погибшихв бою. Иногда загробный мир открыт для всех, как, например, католическоеЧистилище – мучительное, но не последнее пристанище для душ, чьи грехине относились к разряду смертных. Ад был также не обязательно окончательнымэтапом для грешников, хотя средневековые христианские писатели упорномуссировали идею вечного горения в адском пламени. Вид рая, каким егоизображали художники, обычно представлял собой последовательностьступеней к чему-то невыразимо прекрасному, что обозначалось чистымбожественным светом. Небеса представлялись в виде нескольких слоевили сфер (например, Семи Небес, как принято в исламе, на последнем изкоторых Мухаммад предстал пред троном Аллаха). Из божественных городови садов праведные души воспаряли к абстрактному блаженству – созерцаниюбожественного сияния.



<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.