Ваш комментарий о книге
ГОЛОВА
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Инструмент, управляющий рассудком и мышлением, но такжевоплощение человеческого духа, власти и жизненной силы – причина,по которой древние придавали ей большое значение и размещали на возвышенныхместах отрезанные головы своих врагов. Для многих, включая кельтскихвоинов, которые носили головы в качестве трофеев, голова имела фаллическийи плодородный символизм и, как считалось, передавала силу и мужествообезглавленного воина к владельцу головы. Головы богов, королей илигероев устанавливались на колоннах, изображались на иконах и монетахили использовались в качестве поминальных эмблем и воплощали их способностьвоздействовать на события. Для Платона голова представляла собой микрокосмчеловека. Во многих культурах голова заменяла сердце в качестве возможноговместилища души. В изображениях чудовищ или богов-животных можно отметить,какая часть гибрида является основной. Художники могли усилить воздействиеобраза, умножая количество голов или лиц; иногда это делали, чтобы отразитьразличные функции головы. Так, в римском религиозном искусстве трехголоваяГеката двигалась между небом, землей и загробным миром; двуликий Янусследил за входом и выходом, прошлым и будущим, отъездом и возвращениемпутешественников. Четыре головы Брахмы в четырех индуистских Ведах,четыре бараньи головы Амуна-Ра – символ руководства всеми элементамимироздания. В искусстве греческих близнецов Кастора и Поллукса изображалиодного смотрящим вверх, другого вниз, символизируя восходящую и нисходящуюфазы небесных светил. Существа с двумя головами, мужской и женской,имели защитный символизм в Египте. Головные уборы (короны, венки, шапки)и движения головой (склоненная в смирении, поднятая в гордости) имеютособое значение в человеческом общении.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|