Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Хейзинга Й. Homo Ludens
Статьи по истории культуры
VII
1* Древнегреческое слово (поэзис)_ _ _ _ _ первоначально означало "делание,
изготовление", затем приобрело основной смысл "сочинение стихотворных
произведений, стихосложение" и лишь позднее стало употребляться, да и то
довольно редко, в значении "стихотворное произведение, поэзия" (как совокупность
таких произведений).
2* Строго говоря, народного финского эпоса Калевала как единого целого не
существовало. Были отдельные песни (руны), которые собрал, объединил и
опубликовал в 1835 и 1849 гг. финский поэт и фольклорист Элиас Леннрот.
3* Латинское слово vates имеет длительную историю. Долгое время оно значило
"колдун", "прорицатель" и лишь на рубеже н. э. под сильным влиянием греческих
идей стало означать "боговдохновенный поэт".
4* В обеих Эддах (в Старшей -- отрывочно, в Младшей -- подробно) излагается миф
о так называемом "меде поэзии". Две группы богов -- асы и ваны -- после долгой
войны заключили мир и, собрав в чашу свою слюну, сделали из этой слюны мудрого
карлика Квасира (имя от того же индоевропейского корня, что и русское "квас").
Злокозненные карлы фьялар ("Прячущий") и Галар ("Поющий") убили Квасира, смешали
его кровь с медом и получили напиток, испив которого, любой становился поэтом
либо мудрецом. После многочисленных перипетий этот мед попал к Одину, а тот
отдал его асам и "тем людям, которые умеют слагать стихи".
5 Софисты (от греч. (софистес)_ -- "искусник, мудрец") -- появившиеся в V в. до
н. э. в Древней Греции платные учителя философии, стремившиеся, в отличие от
прежних мудрецов, не к познанию истины как таковой, но к разработке приемов
философствования, позволявших, в идеале, обосновать любое положение.
6* Легенда о Старкаде, сложившаяся, по мнению филологов, в VI--VIII вв., дошла
до нас в разных вариантах -- в исландской Саге о Гаутреке (XIII в.), эддической
Второй Песни о Хельги, Убийце Хундинга и в Деяниях датчан датского придворного
хрониста второй половины XII -- начала XIII в. Саксона Грамматика, написавшего
на латыни квазиисторическое сочинение о древних героях по материалам старинных
сказаний. Один из эпизодов легенды повествует о том, как о Старкаде спорили
покровительствующий ему бог Один и ненавидевший Старкада бог Тор: Один даровал
Старкаду тройную жизнь, а Тор предрек, что у него не будет потомства, и т. п.
Сре-
362
Homo ludens
ди прочего Один наделил Старкада поэтическим даром, Тор же заявил, что ничего из
созданного Старкадом не запомнится. Однако в Саге о Гаутреке приводится его
песнь, а Саксон цитирует стихи Старкада в латинском переложении.
7* Видсид и Странник -- англосаксонские поэмы, сложившиеся в VII--VIII вв. и
дошедшие до нас в рукописи Х в. Поэмы сочинили скопы, дружинные певцы у
англосаксов. Первая поэма представляет собой рассказ-воспоминание скопа Видсида
(это имя означает что-то вроде "Широковидящий") о битвах, странствиях, королях,
при дворах которых жил Видсид. Второе сочинение -- элегия на тему о бренности
сущего, о переходе от надежды к отчаянию и наоборот; герой, от лица которого
ведется повествование (он не назван по имени, но ясно, что это тоже придворный
певец), потерял своего господина и скитается по разным землям, терпя бедствия.
8* Жонглер (в германоязычных странах -- шпильман, "игрец") -- в Средние века
профессиональный музыкант-исполнитель песен самого разного содержания
(религиозного, героического, сатирического и пр.); нередко соединял их
исполнение с разными цирковыми трюками -- отсюда и современное значение этого
слова.
9* Герольды в Средние века были не только глашатаями важных особ, но также
выполняли функции послов, церемониймейстеров и распорядителей на празднествах,
приемах и турнирах. В связи с этим они обязаны были знать род и положение
каждого участника церемонии, ведать гербы (ввиду этого и наука о гербах
носит-название геральдики), а также -- иногда -- вести записи важнейших событий
при дворах.
10* Буру -- остров в группе Молуккских островов, Бабар -- остров и группа
островов в Тиморском море. Все эти острова входят в Малайский архипелаг,
называвшийся также Ост-Индским; до 1945 г. -- владения Нидерландов, ныне
принадлежат Индонезии.
11* Пантун -- в Малайе и Индонезии четверостишие с перекрестной рифмой, вроде
частушки; первые две строки -- зачин, последние -- собственно содержание;
пантунами обмениваются юноши и девушки, новобрачные, спорщики на сходках и т. д.
Хайку (хокку) -- жанр японской классической поэзии, возникший в конце XV в.,
нерифмованное трехстишие с фиксированным числом слогов (5--7--5), краткая
зарисовка с обязательным упоминанием времени года и явно не выраженным, но четко
ощущаемым настроением: грусти, радости. Ср. ниже, с. 125.
12* Катрен -- четверостишие на две рифмы.
13* Debat (фр. "спор", "прение") -- особый жанр в позднесредневековой (с
середины XIV в.) французской поэзии, представляющий собой стихотворный
драматизированный диспут между аллегорическими персонажами, олицетворявшими
некие нравственные либо социальные понятия или свойства человеческого характера,
например, Прение пахаря, священника и воина. Прение коня и борзой и т. п.
14* См. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 42* к гл. I.
15* Сваямвара (санскр. букв. "свой выбор") -- древнеиндийская архаическая форма
сватовства, когда девушка сама выбирает жениха.
16* Тан -- династия в Китае в 618--916 гг.; эпоха Тан считалась "золотым веком"
государства, временем стабильности, расцвета наук, искусств и поэзии.
17* Мандарин (от санскр. "мантрин" -- "советник") -- данное португальцами и
принятое в западной литературе название высших китайских чиновников.
18* Сутра (санскр. букв. "нить") -- в древнеиндийской литературе первоначально
лаконичное высказывание, афоризм, позднее -- сборник таких высказываний, потом
-- учебник, наставление (ср. известную Кама-сутру, наставление в любви). Шастра
(санскр. букв. "наука") -- трактат-поучение.
19* Имеется в виду Мэйдзи исин ("Реставрация Мэйдзи") -- произведенный
императором Муцухито в 1867--1868 гг. переворот, упразднивший власть сегунов
(наследственных военных правителей Японии, отстранивших императоров от власти и
превративших их в священные фигуры, лишенные какой-либо возможности участия в
управлении страной) и утвердившего абсолютную власть императоров. Муцухито в
соответствии с традицией избрал основной девиз своего царствования: Мэйдзи-ян --
"просвещенное правление". Хотя этот переворот был направлен на модернизацию
страны в европейском духе, развитие промышленности, внедрение западной науки и
техники, введение (это произошло позднее, в 1889 г.) конституционной
парламентской системы управления (при сохранении сильной императорской, а
фактически правительственной власти), с точки зрения японцев он был
реставрацией, ибо упразднялся введенный в ХII в. людьми сегунат, а императорская
власть, восходящая к богам и временам сотворения мира, восстанавливала в полной
мере силу и авторитет.
20* Младшая Эдда делится на четыре части: Пролог. Видение Гюльви (см. примеч.
18' к гл. VI); Язык поэзии, где рассказывается о некоем человеке (или великане)
по имени Эгир, который задает вопросы богу поэзии Браги о значении той или иной
метафо-
363
Комментарии
ры, того или иного эпитета и т. п., а тот отвечает с подробной ссылкой на
мифологические сюжеты (на протяжении большей части раздела, впрочем, разъяснения
даются без ссылок на Эгира и Браги и идут от имени автора); Перечень размеров,
где даются примеры метрики, размеров, стилистических приемов, а в конце, как
особый пример, -- сочиненная самим Снорри Стурлуссоном хвалебная песнь в честь
норвежских правителей.
21* Согласно Младшей Эдде, великан Хрунгнир явился в обитель богов -- Асгард,
напился там и похвалялся перебить всех богов и захватить богинь. Боги вызвали
Тора, и тот вступил в единоборство с Хрунгниром. Бог метнул в великана свой
боевой молот, великан в бога ~ точило. Они столкнулись в воздухе, молот разбил
точило и пробил голову Хрунгниру, а кусок точила попал в голову Тору. Провидица
Гроа, жена великана Аурваидила, силой заклинаний заставила засевший кусок точила
шевелиться и собралась вытащить его. Тор в благодарность рассказал Гроа о том,
что ее муж, отправившийся странствовать, жив, встречался с Тором и скоро будет
дома. Обрадованная Гроа забыла все заклинания, и кусок точила так и остался в
голове Тора,
22* Кеннинг -- особая метафора в древнескандинавской поэзии, построенная на
образе из мифа или древней истории, на намеке, на сравнении. Особенностью
кеннинга была многосоставность. Например, кеннинг битвы -- "буря щитов", кеннинг
щита -- "ограда корабля", кеннинг корабля -- "конь моря", кеннинг моря --
"дорога китов"; поэтому битва может называться "буря оград коней дороги китов".
VIII
1* Индра -- бог грома и молнии, верховное божество ведийской религии; в
послеведийские времена был оттеснен на периферию верований.
2* Имена и функции римских божеств совпадают, точнее, божество и есть
обожествленная функция (или действие). Pallor ("бледность" и "страх") и Pavor
("страх" и "трепет") наводят ужас. Domiduca ("приводящая в дом") -- божество,
приводящее невесту в дом, существовало также мужское божество Domiducus,
ответственное за появление жениха. Современные специалисты считают последних не
отдельными божествами, а эпитетами верховных богов римлян Юноны и Юпитера как
покровителей брака. История культа бога по имени Aius Locutius (или Loquens) --
"говорящий вещатель" -- такова: в 391 г. до н. э. некий плебей Марк Цецилий
услышал в ночи голос, повелевший ему сообщить должностным лицам, что на Рим
нападут галлы. Знамением пренебрегли, но в 390 г. до н. э. галлы действительно
вторглись в Среднюю Италию и в 387 г. до н. э. захватили и сожгли Рим. Лишь
тогда римляне воздвигли храм божеству Айю Локутию. Во время Второй Пунической
войны (218-20I гг. до н. э.) великий карфагенский полководец Ганнибал вошел с
армией в Италию. После ряда побед он все же не двинулся на Рим и отвел войска в
Южную Италию. Оттуда он в 212 г. до н. э. предпринял поход на Рим, но, простояв
несколько дней у стен города, так и не стал его штурмовать и повернул обратно.
Римляне сочли это чудом и учредили культ божества Rediculus, т. е.
Поворачивающий. Современные историки считают эти божества не исконными, а плодом
жреческой мысли, расчленяющего и абстрагирующего мышления понтификов (римские
должностные лица, наблюдавшие за культом), среди которых было много юристов.
3* Хайда -- индейский народ на островах Королевы Шарлотты и острове Принца
Эдуарда близ юга тихоокеанского побережья Канады, южная ветвь тлинкитов (см.
примеч. 14* к гл. III). В настоящее время насчитывают 1 тыс. человек. Хайда --
оседлые рыболовы и охотники на морского зверя, у них к моменту первых контактов
с европейцами (англичанами и русскими) в середине XVIII в. существовало
значительное имущественное расслоение. Впрочем, этнологи середины XX в.
показали, что представления о собственности существуют у самых отсталых народов,
только собственностью они могут считать то, что люди европейской культуры
таковой не полагают, например, песни (песня, сочиненная тем или иным членом
племени, принадлежит исключительно сочинителю, может передаваться по наследству,
и другим соплеменникам исполнять ее категорически запрещено).
4* Проповедник и религиозный реформатор рубежа XII и XIII вв. св. Франциск
Ассизский положил начало так называемым нищенствующим орденам, члены которых,
кроме обета бедности (понимаемой как отсутствие личной собственности, что не
отменяло собственности коллективной, каковой считались земля, строения, одежда,
продукты, книги и т. д.), давали клятву соблюдать абсолютную нищету, не иметь ни
жилья, ни одежды, кроме одной рясы, ни обуви (отсюда иное название нищенствующих
монахов -- "босоногие братья"), не прикасаться к деньгам и жить в скитаниях,
добывая пищу (но только ее, а не деньги на пропитание) подаянием. Для св.
Франциска такая жизнь была подражанием евангельской бедности Христа и апостолов
и означала абсолютную свободу (если у человека нет ни семьи, ни дома, ни иму-
364
Homo ludens
щества, ему ни о чем, кроме Бога, заботиться не надо). В своих гимнах и
проповедях св. Франциск, совершенно в духе рыцарских поэтов-трубадуров, воспевал
Даму Бедность как возлюбленную.
5* Немецкий монах-доминиканец XIV в. Хайнрих Сузо принадлежал к течению так
называемой немецкой мистики, приверженцы которой выше всего ставили личный
контакт с Богом, эмоциональную преданность Ему. В стихах, в проповедях, в
повседневной жизни Сузо обращался к Деве Марии и к Софии Премудрости Божией (они
нередко сливаются у него в один образ) как к Прекрасной Даме, любимой женщине.
6* Алан Лилльский (иначе Алан де Инсулис, т. е. Алан с Острова) -- французский
схоласт, крупнейший богослов второй половины XII в. -- начала XIII в. Его
теологические трактаты и латинские поэмы написаны изощренным риторическим
языком, наполнены яркими образами, витийством, "плетением словес".
7* Св. Хильдегард Бингенская -- немецкая средневековая духовидица, пророчица,
известная также как выдающаяся врачевательница своего времени. Ее трактаты и
особенно стихи представляют собой записи экстатических видений; ей не хватало
слов, чтобы описать увиденное, она создавала неологизмы, заставляющие вспомнить
футуристов начала XX в., пыталась даже изобрести новый алфавит для передачи
ангельских речений.
8* Похищение локона (1714 г.) -- ироикомическая поэма английского поэта
Александра Поупа, пародирующая "высокий эпос".
9* В древнегреческой мифологии верховный бог Зевс прибегал к разным ухищрениям,
дабы овладеть земными женщинами. Дочь финикийского царя Агенора Европу он
похитил, превратившись в быка (в поздних вариантах мифа -- послав за ней быка).
Некоторые исследователи утверждают, что в первоначальной версии мифа Зевс и
сошелся с ней в образе быка, подобно тому, как он это сделал, только приняв вид
лебедя, по отношению к Леде, дочери спартанского царя Тиндарея. Большинство
специалистов по мифологии полагают, что превращение Зевса в животных для
соединения с земными женщинами есть отголосок тотемических воззрений, т. е.
присущих архаическим народам верованиям о происхождении от
первопредка-животного.
10* Чьявана -- легендарный индийский мудрец и аскет, персонаж Махабхараты.
Вишва-митра -- также великий легенадарный отшельник, советник царя Судасы
(исторический прототип не установлен); считался составителем одного из разделов
Ригведы. Тапас -- один из этапов индийской аскезы, умерщвление плоти,
вырабатывание нечувствительности тела; по индийским верованиям, аскет,
подчинивший себе тело и дух, овладевал космической силой и становился выше
богов.
11* Имеются в виду романские языки -- французский, итальянский, испанский и др.,
-- произошедшие от латыни. Лациум (совр. Лацио) -- область в Средней Италии с
центром в Риме.
12* Комос -- в Древней Греции веселая процессия ряженых на празднестве урожая и
сбора винограда, посвященном богу вина Дионису, обрядовое шествие с песнями,
плясками, высмеиванием друг друга и встречных. Филологи полагают, что комедия
выросла из таких празднеств, и само это слово первоначально означало "песнь
ко-моса".
13* Парабасис (парабаса) -- в древнегреческом театре прямое обращение хора к
зрителям, которое не связано с действием и представляет собой комментарий автора
к разыгранной пьесе, его суждения на злобу дня, выпады против политических
деятелей, нападки на литературных противников и т. п. Парабасис был обязательным
элементом древней аттической комедии.
IX
1* Похититель огня, благодетель человечества, пострадавший за это от Зевса
Прометей и участник Троянской войны Паламед почитались в античном мире как
мудрецы и, говоря языком современной этнологии, культурные герои, т. е. те, кто
создал и/или даровал людям различные полезные предметы и навыки. Прометей, кроме
огня. дал людям разные ремесла, научил читать, писать, определять время года и
приносить жертвы богам. Паламед изобрел (или усовершенствовал) алфавит, ввел
числа, меры длины и веса, научил людей считать по годам, месяцам и дням,
определять курс корабля по звездам, распределять ежедневную пищу на три приема и
играть в шашки и кости. Слово "софист" (см. примеч. 5* к гл. VII) в значении
"мудрец" по отношению к указанным персонажам употреблено великим трагиком V в.
до н. э, Эсхилом, создавшим трилогии о Прометее (до нас дошла только вторая
часть -- Прометей прикованный) и Паламеде (не сохранилась).
365
Комментарии
2* Софист второй половины V в. до н. э. Гиппий из Элиды (область на западе
Пелопон-неса), насколько можно судить, подвергал сомнению правомочность
государственных законов, считая их насилием над человеком; те же законы, которые
он определял как общезначимые -- например, почитание родителей -- полагал
божественными установлениями. Считался (или объявил себя) специалистом в сфере
математики, астрономии, музыки, грамматики и других наук.
3* Гиппий был родом из Элиды, области, где находилась Олимпия. Платон в Гипаии
Малом упоминает и о рыночных площадях, и о возвращении в Олимпию. В форму
громкого хвастливого намека на возможность для него одержать победу на
Олимпийских играх Гиппий облекает вполне очевидную мысль о том, что после
очередного выступления перед толпой на рыночной площади он всегда может
вернуться к себе домой, в Олимпию. Хейзинга, шутливо обыгрывая манеру софистов,
прибегает к риторической фигуре, основанной на антилогии (о чем речь будет идти
несколько ниже). -- Примеч. пер.
4* Продик Кеосский (Кеос -- остров в группе Кикладских островов в Эгейском
море), софист V в. до н. э., особо отличался среди других софистов интересом к
языку, к функции слова, разрабатывал проблемы синонимии и омонимии. В
преподавании особое внимание уделял обучению правильному употреблению слов и
правилам спора. Драхма -- здесь: серебряная монета в Афинах, содержавшая 4,37 г
серебра.
5* Горгий из г. Леонтины в Сицилии, софист, живший в V в. до н. э., в основном в
Афинах, прославился своим трактатом О не существующем, или О природе, где
доказывал, что 1) ничего не существует; 2) если бы и существовало, то было бы
непознаваемо; 3) если бы и было познано, то об этом ничего нельзя было бы
сказать. Дельфы -- город в фокиде (область в Средней Греции), где находилось
общегреческое святилище Аполлона.
6* Протагор из г. Абдеры во Фракии был основателем школы софистов; разъезжал по
Греции, подолгу жил в Афинах. Протагор поразил своих современников тем, что
впервые стал устраивать публичные философские диспуты и брать плату за обучение.
От его произведений сохранились лишь незначительные отрывки, в том числе
знаменитое изречение: "Человек есть мера всех вещей".
7* Имеется в виду Диоген Синопский (Синоп -- город на черноморском побережье
Малой Азии), знаменитый философ-киник.
8* Хрисипп -- древнегреческий философ-стоик III в. до н. э., разрабатывавший
проблему понятий; выступал с критикой софизмов.
9* Евтидем -- софист конца V -- начала IV в. до н. э., персонаж одноименного
диалога Платона.
10* Элеаты -- см. примеч. 23* к гл. VI.
11* Теэтет -- древнегреческий математик, родом из Афин, друг Платона, персонаж
его диалогов.
12* Парменид из Элеи -- живший в VI в. до н. э. основатель школы элеатов,
персонаж одноименного диалога Платона.
13* Мегарская школа философии, признававшая исключительно идеальное бытие и
отрицавшая существование в действительности чего-либо кроме идей, была основана
учеником Сократа Эвкилидом из Мегары (Мегара -- город к западу от Афин) в начале
IV в. до н. э., т. е. позднее элейской школы или школы софистов.
14* Мим -- комедийный жанр в античном театре, краткая сценка-диалог
развлекательного или пасторального характера. Выходец из Сиракуз Софрон придал
миму, до того бытовавшему в сицилийской народной комедии, законченную
художественную форму. Мимы Софрона дошли до нас лишь в скудных отрывках.
15* Эпиметей -- в греческой мифологии брат-близнец Прометея, его второе
незадачливое "я". Прометей приносит людям блага, Эпиметей -- лишь беды, притом
не по злому умыслу, а лишь по глупости. Это подчеркивается именами: Прометей
означает "глядящий вперед", "провидец", Эпиметей -- "глядящий назад", "крепкий
задним умом". Согласно одному из мифов, который пересказывает Платон, Зевс
поручил Эпиметею распределить между живыми существами различные качества.
Эпиметей отдал все качества -- быстроту, силу, ловкость и т. п. -- животным, не
оставив людям ничего, и потому-то Прометей, дабы помочь человеку, похищает
огонь. А Зевс -- продолжает Платон, излагая, насколько можно судить, уже не миф,
а собственную мысль, -- через Гермеса, посланца богов, даровал людям стыд и
правду, чтобы они не обижали Друг друга и приобрели "политическое искусство".
Современные филологи не находят в упомянутом диалоге Платона чего-либо
юмористического.
16* Менексен -- ранний диалог Платона, названный по одному из персонажей,
молодому афинянину, ученику Сократа.
366
Homo ludens
17* Облака -- комедия великого афинского комедиографа Аристофана, впервые
поставленная в 422 г. до н. э. Среди действующих лиц -- Сократ, изображенный
весьма карикатурно, как типичный софист, каковым философ никогда не был. В школе
Сократа, "мыслильне", учат выдавать черное за белое. Поступающим в школу Сократ
предлагает выбрать между праведным и непреведным логосом (в русском переводе --
"между Прямым и Кривым словом"; греческое логос чрезвычайно многозначно,
означает и просто "слово", и "суть, принцип бытия") и доказывает, насколько
неправедный логос лучше.
18* Калликл -- греческий софист конца V в. до н. э., персонаж диалога Платона
Горгий. Никаких его сочинений не сохранилось, и в науке до сих пор дебатируется
вопрос, не вымышленное ли это лицо. Если верить Платону, Калликл полагал, что по
природе право принадлежит сильному, который и может устанавливать это право для
собственной пользы; законы существуют лишь для слабых, а сильные руководствуются
эгоизмом. Называя подобную позицию немецким словом Herrenmoral, Хейзинга
намекает на близость таких идей к позднейшему ницшеанству.
19* Марк Фабий Квинтилиан (I в.), прославленный римский оратор, был первым
профессиональным преподавателем риторики, получавшим государственное жалование.
Его основной труд Об ораторском образовании был весьма популярен и повлиял на
многих первоклассных писателей и поэтов того времени и позднее. Дион Хрисостом
был знаменитым греческим (т. е. грекоязычным) ритором, в молодости много
разъезжал по всей Римской империи (греческий был языком культуры), выступая с
так называемыми парадоксальными речами, например, доказывая, что в Троянской
войне победили не греки, а троянцы. Позднее отказался от подобных выступлений,
принесших ему славу и прозвище Хрисостом (Златоуст) и занялся политическим
красноречием, что в условиях империи означало либо безудержную лесть по
отношению к императору, либо оппозицию. Дион выбрал последнее, за что был изгнан
из Рима в 82 г., после чего вел жизнь бродячего философа, странствовал с посохом
и котомкой и беседовал лишь с бедняками. Переворот в Риме в 96 г. вернул его на
родину, в г. Пруса в Вифинии (область в Малой Азии), где он стал одним из первых
граждан.
20* Император Тит Флавий Веспасиан изгнал в 71 г. из Рима не всех философов, но
лишь киников, в основном греков, людей, оппозиционно настроенных к императору и,
по его мнению, склонных слишком уж обличать богатство и рассуждать о прежней
славе Эллады, а также астрологов, притом не из-за неверия в астрологию, а
наоборот, по причине веры в нее: предсказатели будущего могут быть опасны для
властей.
21* Арианство -- названное по имени жившего в начале IV в. александрийского
священника Ария течение в христианстве. Его приверженцы не признавали, в отличие
от сторонников ортодоксального учения, равенства лиц Св. Троицы и считали
Бога-Сына не единосущным, а лишь подобносущим Богу-Отцу, высшим и совершенным,
но все же Его творением. Это направление пользовалось в начале -- середине IV в.
значительным влиянием при константинопольском дворе, и многие варварские
германские племена, в том числе готы, через своих единоплеменников, служивших в
качестве военных наемников в столице Империи, а также благодаря деятельности
посылаемых императорами-арианами миссионеров, обратились в IV в. в христианство
в арианской форме. Когда готы заняли в 416--419 гг. Испанию, основная часть
местного населения сохранила ортодоксальную веру, и это привело к значительному
напряжению между побежденными и победителями. В 589 г. короли вестготской
Испании и готская знать перешли в католичество; упомянутый диспут между
богословами, представлявшими разные течения, был прелюдией к этому переходу.
22* Герберт Орильякский, с 982 г. - архиепископ Реймсский, в 999--1003 гг. --
папа римский (Сильвестр II), прославился как светоч учености, молва упрекала его
в чернокнижии и колдовстве. Он был блестящим знатоком философии, математики,
астрономии, считался изобретателем (или усовершенствователем) особых водяных
часов, органа, небесного глобуса и многого другого. В диспуте с саксонским
богословом и философом Отриком (так правильнее!) из Магдебурга, происходившем
при дворе императора Оттона II (отец Отгона II, германский король Отгон I в 952
г. захватил Италию и короновался итальянской короной, в 962 г. стал императором,
столицей Германского королевства считался Аахен, Итальянского -- Равенна, всей
Империи -- Рим), Герберт участвовал, будучи преподавателем соборной школы в
Реймсе. Период, охватывающий вторую половину Х в. -- начало XI в., многими
историками именуется Отгоновским Возрождением, г. е. эпохой подъема наук и
искусств; в отличие от Каролингского Возрождения (см. ниже, примеч. 24* к
настоящей главе) центрами этого Возрождения были не дворы правителей, а
монастыри и епископские города.
23* Физикой или даже физиологией в Средние века называли науку о природе вообще;
математикой -- и математику в собственном смысле, и астрологию, и магию, и, чаще
всего (как и здесь), -- науку о числах как принципах мироздания, о священном
значении чисел (обычные математические познания также входили в эту науку, но
лишь
367
Комментарии
как подготовительный этап), например: 1 -- единство мира; 2 -- душа и тело; 3 --
Пресвятая Троица и т. п. При этом науки в целом считались лишь разделом
философии, каковая, в свою очередь, была лишь низшей, пропедевтической ступенью
богословия.
24* Стремлением и целью всей жизни и деятельности Карла Великого было создание
благоустроенного христианского государства, идеалом -- Римская империя, но не
языческая, а христианская, одним из способов достижения своих целей -- активное
распространение просвещения, причем для этого германца античное и христианское
не противопоставлялись, но наоборот, сливались в едином знании, которым
следовало овладеть. Интерес к античному наследию позволил историкам назвать
эпоху Карла Великого и его ближайших преемников (вторая половина VIII в. --
середина IX в.) Каролингским Возрождением. Желая возродить науки, сделать из
своей столицы Аа-хена Новые Афины (Афины со времен Античности виделись как некий
питомник наук, искусств и словесности) этот полуграмотный варвар (до конца дней
своих он, несмотря на постоянные упражнения, так и не научился писать) объединил
вокруг себя образованнейших людей того времени: англосакса Алкуина, вестгота
Теодульфа, лангобарда Павла Диакона, франка Эйнхарда и многих других. При дворе
Карла была создана придворная школа, готовившая кадры управления Империей, в 787
г. он издал указ (впрочем, так и не выполненный) об обязательном образовании для
всех мальчиков свободных сословий. Увлечение Карла ученостью привело к созданию
Па-латинской Академии (Палатин -- холм в Риме, где располагался императорский
дворец, отсюда "палатинский" -- "придворный", "императорский" вообще), чего-то
среднего между ученым сообществом и собранием друзей, где в свободной беседе,
нередко во время пира, обсуждались богословские и философские вопросы,
сочинялись и исполнялись латинские стихи и т. п. Члены этого кружка носили
особые академические прозвища, подчеркивавшие единство античного и библейского
духа: Ал-куин, глава придворной школы и воспитатель сына Карла, короля Италии
Пипина, звался Флакком (т. е. Горацием), эпический поэт Ангильберт -- Гомером,
но были там и Веселиил (имя строителя первого Иерусалимского храма), и Иеремия,
а сам Карл принял имя царя Давида, прообраза всех боголюбивых монархов. Следует
отметить, что, несмотря на огромные усилия Карла, вся эта ученость не выходила
за пределы его двора.
25* По мнению современных исследователей, подобная система вопросов и ответов не
только имеет определенный педагогический смысл, но и восходит К древней
североевропейской традиции вопрошания (ср. сказанное Хейзингой выше о Речах
Ваф-труднира и Речах Альвиса).
26* Знаменитый богослов и деятель Церкви XI в. кардинал Петр Дамиани, сын
свинопаса, будучи прекрасно образованным человеком, блестящим проповедником и
полемистом, резко отрицательно относился к любой учености, считая ее опасным
уклонением от истинного благочестия. Он отвергал не только богословские
спекуляции, но даже и грамматику: "Попробуйте просклонять слово "Бог" во
множественном числе, не впадая в ересь!", -- заявлял он.
27* В XII в. во Франции увлечение науками, схоластикой, диспутами становится
достаточно распространенным. Университетов еще не существовало, но были весьма
популярные соборные школы (например, при соборе Парижской Богоматери),
монастырские (например, при аббатстве Сен-Виктор) и множество частных,
организованных известными преподавателями. За обучение в последних вносилась
плата, что расценивалось многими современниками чуть ли не как святотатство, ибо
знание считалось даром Божьим, продавать каковой -- кощунство. Пьер Абеляр был
одним из популярнейших учителей и, судя по всему, человеком огромного самомнения
и весьма неуживчивым. Он учился в Компьене у схоласта Росцелина, поссорился с
ним, перебрался в Париж, где продолжил образование у архидиакона собора
Парижской Богоматери (именно архидиакон надзирал за соборной школой), позднее --
епископа Шалонского (этот сан давал положение пэра Франции), знаменитого
богослова Гийома из Шампо, но вступил в полемику и с ним, победив своего учителя
на диспуте. Уехав из Парижа, Абеляр основал собственную школу в Мелене, потом в
Корбейле, затем снова вернулся в Париж, где стал даже на краткое время главой
Парижской соборной школы, но затем Гийом сместил его и назначил на это место
некоего неизвестного противника Абеляра. Тот снова уехал в Мелен, затем опять
возвратился в Париж и, поскольку его противник возглавлял Парижскую школу,
основал собственную, вне тогдашних пределов Парижа, на холме св. Женевьевы, где
давал занятия под открытым небом. Абеляр, как и его ученые современники, просто
упивался атмосферой диспута, борьбы, споров. Сам Абеляр, сын рыцаря, заявлял:
"Избрав оружие диалектических доводов среди остальных положений философии, я
променял все прочие доспехи на эти и предпочел военным трофеям -- победы,
приобретаемые в диспутах". Преследования Абеляра, сломившие его наконец,
объясняются не его еретическими воззрениями (хотя обвиняли его -- и совершенно
неспра-
368
Homo ludens
ведливо -- именно в этом), но неприемлемой для придерживавшихся традиционных
взглядов на богословие его оппонентов формой его учения, стремлением остро и
парадоксально поставить вопросы (например, в его сочинении Да и нет открыто
признается наличие противоречий в Писании), давая при этом вполне ортодоксальные
ответы.
28* Nationes -- в средневековых университетах землячества, организованные по
территориальному (но не национальному в современном смысле) принципу, например,
немецкое и пикардийское (Пикардия -- область в Северной Франции) в Парижском
университете.
29* Осада замка -- настольная игра с несколькими участниками на доске типа
шахматной, где противники, переставляя фигуры, стараются взять в осаду друг
друга.
30* Картезианство (от латинизированного имени Декарта -- Картезий), т. е. учение
Рене Декарта, находило огромное число последователей, но и немало противников;
так, современник Декарта Пьер Гассенди был сторонником атомистики, тогда как
Декарт решительно отвергал существование мельчайших неделимых частиц материи. Во
второй половине XVII в. -- начале XVIII в. физики-картезианцы отрицали теорию
дальнодействия, т. е. передачи движения от одного тела к другому через пустое
пространство, без посредства материи (на этом была основана ньютоновская теория
тяготения), и отстаивали теорию близкодействия, признающую передачу движения
только через соприкосновение тел или через посредника -- мировой эфир, вихри в
котором создают гравитацию; гипотеза мирового эфира была отвергнута лишь в
начале XX в.
В конце XVII в. во Франции разгорелся литературный спор между так называемыми
Anciens ("Древними") и Modernes ("Новыми"); название пошло от вышедшего в свет в
1688-- 1697 гг. четырехтомного труда известного Шарля Перро Параллель между
древними и новыми, где глава "новых" весьма запальчиво доказывал, что новая
французская литература намного превзошла античную и нечего уделять внимание
всякому старью. "Древние", в частности Никола Буало, утверждали, что античная
литература есть высшая и непревзойденная норма. Любопытно, что обе стороны
апеллировали к великой литературе XVII в. -- Корнелю, Расину, -- но если первые
заявляли, что высочайший уровень этой литературы сам по себе уже говорит в
пользу "новых", то вторые настаивали на том, что сей уровень достигнут благодаря
неукоснительному следованию правилам античной поэтики.
Бурным нападкам и активной защите подвергались и гипотезы Ньютона, причем и
много позднее его смерти. Споры шли о его теории гравитации (см. выше),
оптических теориях (Ньютон настаивал на том, что свет состоит из
частиц-корпускул, в XIX в. появилась волновая теория света, в начале XX в. снова
вернулись к идее корпускул; Ньютон доказал, что белый цвет есть сумма всех
цветов, тогда как его противники -- включая, например, Гете -- заявляли, что
первооснова всех цветов -- черный). В третьей части своего основополагающего
труда Математические начала натуральной философии (1687 г.) Ньютон, исходя из
факта вращения Земли, выдвинул и математически доказал предположение о том, что
она сплюснута у полюсов, что вызвало возражения его оппонентов, скорее
эстетического свойства: считалось, что шар -- идеальная геометрическая фигура.
Правота Ньютона была доказана измерениями лишь в XIX в., и тогда же (в 1879 г.)
было доказано, что Земля не шар и -- несмотря на близость вычислений Ньютона к
реальности -- не эллипсоид, а особое тело вращения, названное за отсутствием
иных аналогий геоидом, т. е. " землеподобным ".
В 1796 г. английский врач Эдуард Дженнер предложил предупреждать оспу путем
прививки человеку безвредной для него коровьей оспы, что обеспечит иммунитет к
опасным видам этой болезни. Прививка производилась путем введения сыворотки из
крови переболевшей коровы (vaccina -- лат. "коровья"). Эта идея вызвала бурную
полемику по всему миру, причем не только в медицинских кругах (иные врачи
сомневались в научной доказанности этого метода), породила протесты, бредовые
слухи о том, что у привитых людей вырастают то ли рога, то ли хвост, обвинения в
намерении неких темных сил, например, католиков (в России -- немцев) путем
массовых вакцинаций погубить английский (русский) народ, избиения врачей и т. п.
Следует отметить, что далеко не все из перечисленного Хейзингой относится к XVII
в., а и к XVIII, XIX и даже XX вв.
х
1* Марсий -- в древнегреческой мифологии сатир (существо с человеческой головой
и торсом, с козлиными или конскими ногами, лошадиным хвостом, козьими рожками
или лошадиными ушами; сатиры считались необузданными похотливыми пьяницами),
нашедший флейту (изобретательница этого музыкального инструмента богиня Афина
бросила его, когда увидела, что при игре у нее безобразно раздуваются щеки) и
дос-
369
Комментарии
тигший необычайного мастерства игры на ней. Возгордившись, Марсий вызвал на
состязание самого Аполлона. Бог. играя на кифаре гармоничные мелодии, победил
сатира, исполнявшего исступленную музыку, и содрал с него кожу.
2* Имеется в виду эпоха Средневековья, когда были весьма распространены
поэтические турниры, в которых принимали участие как рыцарские поэты --
южнофран-цузские трубадуры, северофранцузские труверы, немецкие миннезингеры (т.
е. "певцы любви"), воспевавшие в первую очередь прекрасных дам (расцвет этой
поэзии приходится на XII--XIII вв.), так и, позднее (XIV--XVI вв.), бюргерские
поэты-майстерзингеры (т. е. "певцы-мастера"), сочинявшие стихи преимущественно
религиозно-дидактического содержания. Хейзинга намекает здесь на созданную около
1300 г. анонимную немецкую поэму Война певцов, посвященную поэтическим
состязаниям в замке Вартбург в Тюрингии (Германия) (время и состав участников
этого события неясны, ибо среди персонажей поэмы упоминаются реальные
миннезингеры, не бывшие в действительности современниками) и послужившую основой
для рассказа Эрнста Теодора Амадея Гофмана Состязание певцов, оперы Рихарда
Вагнера Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге, а также оперы того же Вагнера
Нюрнбергские майстерзингеры.
3* "Война буффонов" -- музыкальная полемика, происходившая в Париже в середине
XVIII в. "Буффоны" -- сторонники оперы-буфф -- спорили с приверженцами
классицистской оперы, процветавшей на сцене театра Гранд-Опера. Этот диспут
носил не только эстетический, но и социально-политический характер: "буффоны"
объявляли себя выразителями вкусов народа и нападали на музыку Гранд-Опера как
на придворное искусство.
4* В Древней Греции, особенно в Афинах, бог-кузнец Гефест считался небесным
патроном кузнечного дела или близких к нему ремесел, например, ювелирного. Афина
считалась помощницей в гончарном деле, ткачестве и рукоделии, кораблестроении,
покровительницей ремесленников и вообще рабочего люда; отсюда ее прозвище
Эргане, т. е. Работница.
5* Первоначально число Муз -- дочерей Зевса и богини памяти Мнемосины,
покровительниц поэзии, музыки, танца, наук и искусств в древнегреческой
мифологаи -- было неопределенным (видимо, в ранние времена -- три), но к III в.
до н.э. устанавливаются их количество (девять) и распределение по функциям:
Эрато -- муза любовной поэзии, Эвтерпа -- лирической песни, Каллиопа --
эпической поэзии, Клио -- истории, Полигимния -- гимнической поэзии, Терпсихора
-- танца, Мельпомена -- драмы, Талия -- комедии, Урания -- астрономии.
6* Во время испытания женихов (см. примеч. 9* к гл. IV) победителем должен был
стать тот, кто пустит стрелу из лука Одиссея так, что она пролетит через
двенадцать колец (или кожаных петель?), на которых были подвешены боевые секиры.
Это удалось сделать только Одиссею.
7* Римская премия -- учрежденная в 1803 г. во Франции государственная награда
для поощрения молодых деятелей искусств, предназначавшаяся для того, чтобы они
могли совершенствовать свое мастерство в Риме.
8* В Античности (да и в Средние века) пиры представляли собой не просто
развле-чение, но и особый ритуал общения; в частности, избирался руководитель
(симпосиарх -- букв. "начальник пира"), и его повеления (греч. _____) были
обязательны для всех, а неисполнение их вело к изгнанию из пиршественного зала.
9* Согласно преданию, Александр Македонский, завоевав в 334 г. до н. э.
Малоазииский полуостров, отправился во Фригию (область на севере Малой Азии) в
древнюю столицу некогда существовавшего (X--VIII вв. до н. э.) Фригийского
царства -- Гордион. Там находилась колесница основателя Гордиона, царя Гордия, и
к дышлу этой колесницы Гордий некогда привязал ярмо, скрепив таким узлом,
который никто развязать не мог. Существовало древнее поверье, что тот, кто
развяжет этот узел, обретет власть над всей Азией. После ряда неудачных попыток
проделать это Александр разрубил узел мечом.
10* Бог-творец индийской мифологии Тваштар (возможно, его имя и значит "творец")
почитается, с одной стороны, как небесный ремесленник (наподобие греческого
Гефеста), создавший много важных и нужных для богов вещей, например, железное
оружие (для времени сложения мифа - II тыс. до н. э., эпохи бронзового века, --
нечто неслыхано дорогое) для Брихаспати (см. примеч. I* к гл. I), по одному из
вариантов мифа -- коров для него же (с похищением этих коров связан целый цикл
сказаний) и многое другое. С другой стороны -- это создатель всех форм и явлений
в мире, например, первых жениха и невесты, и даже богов: Тваштар - отец
Брихаспати и Агни, дед Ашвинов -- божественных близнецов, подателей благ,
врачевателей, покровителей коней, разъезжающих по небу на золотой колеснице.
370
Homo ludens
11* Греческая мифология знает несколько вариантов сказания о Политехне и Аэдоне.
Хейзинга имеет в виду следующее: художник Политехн ("многоискусный") и его жена
Аэдона ("соловей") состязались, по отмеченной причине, в мастерстве; проигравший
Политехн в отместку жене обесчестил ее сестру Хелидону ("ласточку"). Та сообщила
сестре о происшедшем, и тогда Аэдона убила собственного сына Итиса и скормила
его мясо мужу, а затем, вместе с Хелидоной, схватила Политехна, связала его,
обмазала медом и оставила на съедение мухам. В конце концов Зевс и Гера
превратили Политехна в пеликана, Аэдону в соловья, а Хелидону в ласточку.
12* В мифологиях многих стран и народов, но особенно -- в германо-скандинавской,
присутствуют карлики-гномы (у скандинавов -- цверги, альвы), искусные в горном
деле и металлодельческом ремесле. Герой германских сказаний, волшебный кузнец
Виланд (так у континентальных германцев, у скандинавов -- Велунд, у англосаксов
-- Веланд) в скандинавских версиях сказания назван "владыка альвов". Ему
приписывалось создание многих волшебных или высокозначимых предметов (в
частности, он выковал меч для Карла Великого), и эти изделия отличались
необыкновенным качеством (правда, рассказ о том, что мечи его настолько острые,
что рассекают клочки шерсти, плывущие по воде, попадает в легенды о Виланде лишь
в позднее Средневековье; первоначально изготовление таких мечей приписывалось
кузнецу Регину, сковавшему такое оружие для своего питомца Сигурда-Зигфрида).
Согласно эддической Песни о Велунде и норвежской Саге о Тидреке, Велунда
захватил злой шведский конунг Нидуд и заставил его изготовлять искусные изделия,
но тот, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь, улетел на
крыльях, сделанных им из птичьих перьев. Ряд исследователей связывает последний
сюжет с греческим сказанием о Дедале (возможно, этот сюжет попал на север Европы
через посредство германских племен, имевших контакты с Римом). Афинский мастер
Дедал ("искусный"), преследуемый за убийство своего племянника, мастерству
которого он позавидовал, бежал на Крит к царю Миносу и построил для него дворец
Лабиринт; поскольку он помог герою Тесею убить Минотавра (см. примеч. Т к гл.
III), Минос бросил его в темницу, но он улетел вместе с сыном Икаром при помощи
крыльев, сделанных из воска и птичьих перьев. Икар поднялся слишком высоко,
солнце растопило воск, и Икар упал в море, но Дедал достиг Сицилии. Упоминаемое
ниже сказание о муравье и нити подробнее звучит так: Минос, желая вернуть себе
искусника, прибыл на Си-цилию, где, как он предполагал, прятался Дедал, и
попросил сицилийского царя Кокала продернуть нитку через раковину. Царь поручил
это Дедалу, который привязал нитку к муравью и пустил того в раковину; в поисках
выхода муравей вытянул и нить. Тогда Минос догадался, что Дедал прячется у
Кокала. В конечном итоге Дедал все же остался в Сицилии.
13* Юй и Хуанди -- божества, культурные герои (см. примеч. 1* к гл. IX)
китайской мифологии. Юй прекратил потоп, возведя ирригационные сооружения,
научил людей рисоводству и многому другому. Хуанди изобрел топор, ступку, лук со
стрелами, одежду, колесницу, лодку, некоторые музыкальные инструменты и т. д. В
Древнем Китае мифологическая традиция очень рано переплеталась с исторической, и
Юй, существо в образе двурогого дракона, стал в хрониках царем, родоначальником
легендарной династии Ся. Хуанди, зачатый от удара молнии, трехметровый великан с
четырьмя лицами и четырьмя глазами, был, по мнению летописцев, государем,
правившим с 2698 по 2598 г. до н. э.
14* Выше перечислены известные греческие художники (Паррасий, Панен, Тимагор) и
скульпторы (Фидий, Поликлет) V в. до н. э. Общегреческие игры (см. примеч. 34* к
гл. III) включали музыкальные и поэтические состязания, но не соревнования в
живописи и ваянии, однако самый факт стечения большого числа людей на играх
привлекал и художников, и скульпторов, и писателей (есть сведения, что Геродот
публично читал свою Историю на Олимпийских играх), демонстрировавших свои
произведения. Характерно, что темы произведений, предложенные для конкурса,
берутся из общегреческого фонда мифов и сказаний: о споре Одиссея и Аякса
Теламонида за доспехи погибшего Ахилла (особый суд, состоявший из троянцев,
должен был определить, кто из греков, т. е. противников троянцев, более других
достоин владеть оружием погибшего героя, и присудил его Одиссею; Аякс обиделся
до такой степени, что даже после смерти отказался говорить со спустившимся в
царство мертвых Одиссеем) или об амазонках -- племени женщин-воительниц, с
которыми сражались многие герои греческого эпоса.
15* Акротерии -- скульптурные сооружения (статуи, изображения деревьев),
помещаемые по углам фронтона здания. Ника -- богиня победы в Древней Греции.
16* Слова "гильдия", "цех" происходят от англосакс, guild, нем. Zeche --
"пирушка". В Средние века совместная трапеза, пир представляли собой форму
социального общения. знак сплочения коллектива, равенства его членов. Например,
переход из подмастерьев в полноправные мастера был возможен лишь после того, как
претендент
371 Комментарии
на статус мастера делал по всем правилам предмет из числа продукции, изготовлять
которую полагается данному цеху (от пива или ножа до ювелирного изделия). Этот
предмет, называвшийся во Франции "главным изделием" (chef d'oeuvre), оценивался
советом старшин цеха. и, если его признавали сделанным по правилам, подмастерье
был обязан устроить пир в честь старшин, после чего получал звание мастера.
17* Альбом Виллара де Оннекура представляет собой одновременно книгу
архитектурных эскизов, изображений с натуры (например, льва, виденного автором в
Венгрии), путевых заметок, изобретений и даже архитектурных споров. Характерным
для Средневековья, эпохи неразвитого авторского сознания, является то, что эту
сугубо частную книгу продолжили два ученика Виллара.
18* Само по себе устройство конкурсов на то или иное архитектурное сооружение не
представляло ничего принципиально нового для Италии, подобные конкурсы
устраивались с XIII в. В 1401 г. сам Филиппе Брунедлески участвовал в конкурсе
на изготовление бронзовых дверей с рельефами для баптистерия (крещальни), но
проиграл скульптору Лоренцо Гиберти. Воздвижение кафедрального собора
Санта-Мария дель Фьоре, начавшееся еще в 1294 г., являлось делом всего народа
Флоренции. План собора менялся по мере строительства, хотя 19 ноября 1384 г. был
проведен общегородской референдум, утвердивший окончательный проект храма с
куполом. К 1418 г. был закончен барабан центральной башни, и Опере дель Дуомо
(государственное флорентийское учреждение, ведавшее строительством собора)
объявило конкурс на лучший проект купола. 17 декабря итоги конкурса были
подведены, первое место получил проект Брунеллески, но ему было предложено
воспользоваться некоторыми элементами проекта его главного соперника, занявшего
второе место, -- упомянутого Лоренцо Гиберти. Брунеллески и Гиберти назначались
совместно главными архитекторами строительства. В честь завершения купола
состоялось торжественное богослужение с участием самого папы 25 марта 1436 г.,
но реально строительство было закончено "церемонией последнего камня" 30 августа
1436 г.
19* Еще в XII в. многие города Италии добились самоуправления и вели борьбу с
местными дворянами-землевладельцами за подчинение сельской округи. К концу XII
в. -- началу XIII в. эта борьба в Северной и Средней Италии, в частности во
Флоренции, закончилась победой горожан, владельцы замков (их называли грандами)
вынуждены были разрушить их и переселиться в город. Там, впрочем, распри между
разными родами продолжались, и богатые и знатные члены городской коммуны строили
дома-башни для собственной защиты.
XI
1* Гений (от лат. gens -- "род") -- в римской религии первоначально
божество-родоначальник, затем -- бог мужской силы, олицетворение внутренних сил
и способностей мужчины. Особо отправлялся культ гения главы семьи -- в день его
рождения приносились особые жертвы, рабы совершали приношения гению хозяина.
Помимо людей, своих гениев имели местности, корпорации, воинские части и т. п.
Существовал особый культ гения Рима и введенный Августом культ гения императора.
Клятва гением императора считалось самой священной и ее нарушение приравнивалось
к оскорблению величества.
2* См. примеч. 2* к гл. VIII.
3* Принцепс (лат. princeps -- "первый") -- в республиканском Риме председатель
сената. Когда Гай Юлий Цезарь Октавиан в 31 г. до н. э. добился единоличной
власти, он провел реформу управления и в 27 г. до н. э. получил пожизненно
должности прин-цепса (с той поры звание принцепса стало титулом главы
государства) и императора (первоначально -- верховного главнокомандующего,
монархическим титулом это сделалось именно тогда) и имя-титул Август (от лат.
augere -- "расширять, увеличивать"). Несмотря на абсолютно автократическую
сущность своего режима, Август сохранял видимость республиканских институтов,
демонстративно подчеркивал неприязнь к единовластию, отказывался принять царский
сан и объявлял, что превосходит остальных римских граждан лишь авторитетом. Его
преемники довольно быстро отказались от подобного политического лицемерия и
объявляли себя не только владыками, но и живыми богами. В частности, весьма
распространенным в I--III вв. было отождествление принцепса с Геркулесом (с
Аполлоном сближал себя только Нерон, увлекавшийся музыкой и пением).
4* Упомянутые Хейзингой бесправные -- по-видимому, лица, не имеющие римского
гражданства. Пролетарии -- низший имущественный разряд в Древнем Риме, люди, не
обладавшие никаким имуществом, кроме потомства (proles), не платившие налогов,
не служившие в армии до военной реформы рубежа II и I вв. до н. э., не имевшие
права занимать государственные должности (но обладавшие активным избира-
372
Homo ludens
тельным правом); в эпоху Империи пролетариями нередко называли свободных
бедняков вообще.
5* Pax Augusta (лат. букв. "Августов мир") -- выражение (и одноименное
божество), означавшее состояние внутреннего мира, установленного Августом после
прекращения гражданских войн, а также внешнего мира путем обеспечения им
безопасности границ, надежной их защиты. Следует отметить, что Август
практически прекратил расширение Римской державы, сосредоточившись на укреплении
ее рубежей. После его правления было не так уж много завоеваний -- Британия,
Дания (на территории нынешней Румынии), кратковременные захваты в Месопотамии:
кроме того, формальное увеличение Империи шло за счет превращения зависимых от
Рима государств в провинции.
6* Триумф -- ритуал торжественного вступления победоносного полководца с
войском, трофеями, пленными в Рим и процессия от Марсова поля до Капитолия, где
проводился торжественный молебен и вражеское оружие приносилось в дар Юпитеру
Победителю. Обряд триумфа имел сакральный смысл: въезжавший на колеснице
военачальник (существовал также малый триумф -- овация, где вождь войска шел
пешком) в особой тоге, с накрашенным красной краской лицом как бы воплощался в
Юпитера. В республиканскую эпоху триумф присуждался сенатом, в имперскую --
императором; со времен ближайших преемников Августа только сами принцепсы
справляли триумф.
7* Имеются в виду оборонительные войны, которые вел Рим и во время которых само
существование Римского государства оказывалось под угрозой: вторжение галлов в
Среднюю Италию в IV в. до н. э.; Вторая Пуническая война в конце III в. до н. э.
(см. также примеч. 2* к гл. VIII); нападение варваров-германцев на Италию на
рубеже II и I вв. до н. э., успешно отбитое; их натиск на Империю в IV--V вв.,
закончившийся ее падением.
8* Ипподром в новой столице Империи занимал на ранних этапах Восточно-Римского
государства (IV--VII вв.) значительное место, как бы замещая и цирк
(гладиаторские бои в христианское время были безусловно запрещены), и Форум
Старого Рима. Следует отметить, что столица эта официально именовалась Новым
Римом, иногда, скорее иносказательно, Константинополем, т. е. Градом
Константина, но никогда Византием, по имени города, на месте которого Константин
Равноапостольный построил свою столицу. Название "Византийская империя",
"Византия", государству, которое до своего падения в XV в. называлось Римской
(или, в греческом произношении. Ромейской) империей, было дано историками XVIII
в., желавшими отличить "хорошую" античную Римскую империю от "плохой"
средневековой. Поскольку в Империи трон был, в идеале, выборным, провозглашение
императора производилось сенатом (это была к тому времени совершенно
безвластная, хотя и почетная коллегия), войском и народом, который воплощался в
так называемых партиях цирка, именовавшихся "демосами" (во множественном числе;
от греч. "демос" -- "народ"). В соответствии со сложившимся к описываемому
времени произношением в визан-тинистике для обозначения этих партий принят
термин "димы". Димы были и спортивными клубами, объединявшими как возниц, так и
служителей цирка и болельщиков, и некими обществами взаимопомощи, заботившимися,
например, о достойном погребении своих сочленов, об их вдовах и сиротах, по
димам организовывалось городское ополчение. Димы не только одобряли избрание
императора (это было номинальной процедурой), но и имели право через своих
выборных руководителей (демархов) высказывать владыке свои просьбы. Всего партий
цирка было четыре, они именовались по цветам одежды возниц: синие, зеленые,
красные, белые; первые две партии были основными. После подавление восстания
"Ника" (т. е. "Побеждай!") в 532 г., направленного против императора Юстиниана,
димы были распущены, вскоре восстановлены, но с сильно урезанными правами, и
постепенно сошли на нет.
9* "Великие риторики" -- поэтическая школа XI--XVI вв. во Франции и Нидерландах,
связанная с бургундской придворной культурой (о последней см. Осень
Средневековья, т. I настоящего издания). Произведения этой школы отличались
аллегоризмом и усложненной версификацией; "великие риторики" считали поэзию
"второй риторикой", т. е. красноречием, облеченным в замысловатую форму.
Большинство "великих риториков" жили в XV в. (бургундский поэт и хронист Жан
Молине умер в 1507 г.), но их традиции продолжались и в XVI в., например, в
творчестве поэта Жана Леме-ра де Бельж (т. е. "из Бельгии"), ученика Молине.
10* Пасторальный жанр -- воспевание пастушеской жизни (pastor -- лат. "пастух"),
протекающей в Аркадии, мало напоминающей реальную область в Греции, вдали от
соблазнов цивилизации, наедине с природой, жизни неиспорченной, чистой, --
возник еще в греческой Античности, вершины достиг в Буколиках (Пастушеских
стихотворениях), они же Эклоги (Избранные). Вергилия, был популярен в позднем
Средневековье и -- особо -- в эпоху Ренессанса. Во времена Возрождения пастораль
пользовалась успехом как потому,
373
Комментарии
что это был освященный Античностью жанр, так и ввиду стремления уйти из
жестокого и кровавого окружающего мира: конец XV в. -- XVI в. -- эпоха
Итальянских войн, опустошавших Апеннинский полуостров. Образцом ренессансной
пасторали считается Аркадия, поэма с большими прозаическими вставками,
принадлежащая перу Якопо Саннадзаро. начатая в 1480 г. и окончательно
завершенная в 1502 г. Завершает пасторальный жанр XVI в. трагикомедия Верный
пастух, созданная в 1600 г. падуанским профессором красноречия Джован Баттистой
Гуарини.
11* Об Амадисе Галльском см. Осень Средневековья (т. I настоящего издания),
примеч. 4* к гл.V
12* Весьма популярный сборник новелл Гептамерон (Шестоднев). принадлежащий перу
сестры короля Франции и супруги Короля Наваррского Маргариты и вышедший впервые
в свет в 1558 г., посвящен в первую очередь любви. Персонажи Гештамерона спорят
о ней и иллюстрируют свои мнения -- фривольные и суровые, христианские и
основанные на платонизме -- рассказами.
13* Хюго де Гроот, писавший под латинизированным, как полагалось в научных
кругах, именем Гуго Гроций, в упомянутом труде, впервые вышедшем в свет в 1625
г., систематически изложил (отдельные идеи высказывались еще в Античности)
принципы теории естественного права, источником которого он считал природу
человека, диктующую стремление к мирному общежитию, организованному согласно
принципам разума.
14* Пор-Руаяль -- парижское аббатство, ставшее во второй половине XVII в.
центром янсенизма, течения во французском и нидерландском католицизме, близкого
в определенных отношениях к протестантизму и названного по имени основателя --
голландского теолога Корнелия Янсения (Янсена). Янсенисты критиковали
оптимистические воззрения на свободу воли, за что тезисы Янсена подверглись
церковному осуждению еще в середине XVII в. Обостренное чувство личной
греховности, готовность к мученичеству, противостояние королевскому деспотизму
(Людовик XIV считал янсенистов личными врагами) и безнравственной политике и
религиозной практике главных оппонентов, иезуитов, -- все это делало данное
течение привлекательным для людей с чуткой совестью и сильным интеллектом.
Физики Блез Паскаль и Антуан Арно, логик Пьер Николь, педагог Клод Лансло были
членами общины Пор-Руаяль, к ней тяготел великий драматург Жан Расин. Янсенисты,
глубоко озабоченные проблемой греха и искупления, выступали против мягкой
исповедальной практики иезуитов, требовали публичной исповеди, а также
длительных и унизительных аскетических упражнений для кающихся грешников,
15* Имеется в виду портрет нидерландского врача и естествоиспытателя Хермана
Бур-хааве кисти голландского художника первой половины XVIII в. Корнелия
Трооста.
16* Бернар Ле Бовье де Фонтенель, французский писатель и философ, член и
непременный секретарь Французской Академии, активный участник спора "Древних" и
"Новых" (см. примеч. 29* к гл. IX) на стороне последних, в трактате Беседы о
множественности миров отстаивал идеи Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и
множественности миров, населенных разумными существами.
17* Имеются в виду получившие развитие в первой трети XX в. авангардистские
направления в музыке: атональный принцип композиции, додекафония Арнольда
Шенберга, его учеников Антона Веберна и Альбана Берга.
18* Скульптор и художник Джон флаксман являлся творцом рисунков, по которым
английский керамист, изобретатель нескольких разновидностей фаянса Джосайя
Вед-жвуд создавал рельефы в античном стиле. Уильям Адаме был учеником Веджвуда,
но в 1790 г. поссорился с мастером, ушел от него и основал совместно с братом
(или сыном -- сведения неясны) керамическую мастерскую "Адамс и К°".
19* Замок Отранто (1765 г.) -- первый из так называемых "готических романов"
(они же -- "черные романы", "романы ужасов"), где непременно наличествуют
приключения, ужасы, мистика, а в центре повествования -- демоническая личность.
20* Речь идет о мире рыцарской культуры от второй половины XII в., когда творил
рыцарь-трубадур из Южной Франции Бертран де Борн, до начала XIV в. (Данте умер в
1321 г.). Сами представители этой культуры совершенно не должны были обязательно
принадлежать к аристократии: среди трубадуров встречаются дети рыбаков,
сапожников, истопников, сам Данте был из горожан.
21* О понятии "imitatio" см. Осень Средневековья (т. I настоящего издания),
примеч. 3* к гл. X.
22* С именем Оссиана (правильнее -- Ойсина), легендарного ирландского сказителя
и воина III в., связана одна из крупнейших литературных мистификаций. Шотландец
Джеймс Макферсон в 1760 г. опубликовал Отрывки из древней поэзии, сборник
стихотворений, якобы записанных Макферсоном в Горной Шотландии и переведенных им
с гэльского (гэлы -- кельтский народ, коренное население Горной Шотландии) на
374
Homo ludens
английский. Возможно, среди них и были какие-то записи местного фольклора, но в
основном этот сборник был оригинальным сочинением самого Макферсона.
Стихотворения понравились публике, и в 1762 г. Макферсон выпустил в свет
сочинение Фингал, древняя эпическая поэма в шести книгах, и некоторые другие
стихи, сочиненные Оссианом, сыном Фингала, переведенные с гэльского языка. Эта
книга имела невероятный успех, была переведена на множество языков, ею
восхищались не только Наполеон, но и Гердер и Гете (последний, впрочем, вскоре
разочаровался и объявил Оссиана плохой литературной подделкой). В эпоху
предромантизма, когда резко возрос интерес к фольклору, к древним преданиям, к
собственному (не античному) прошлому, но аутентичные тексты не были еще
известны, подобная мистификация оказалась весьма популярной. Хотя сомнения в
подлинности Оссианова творения высказывались с момента публикации (так, еще при
жизни Макферсона было установлено, что Оссиан-Ойсин был не гэлом, а ирландцем),
полностью доказательства подделки были получены лишь к концу XIX в. 23*
Манчестерская школа -- экономическое течение, оформившееся как идеология
созданной в 1839 г. в г. Манчестере в Англии "Лиги против хлебных законов" и
теоретически разработанное уроженцами Манчестера Ричардом Кобденом и Джоном
Брайтом. Манчестерцы выступали против протекционизма в экономике (в частности,
против высоких ввозных пошлин на зерно, защищавших английских землевладельцев,
но препятствовавших поступлению в страну дешевого хлеба с континента), за
свободную торговлю, за неограниченную конкуренцию.
24* Ношение длинных панталон в эпоху Французской революции имело социальный и
политический смысл. Низшие слои населения, носившие такую одежду, именовались (и
именовали себя) санкюлотами (фр. sans culottes -- "без кюлотов", т. е. коротких,
чуть ниже колена, штанов) и противопоставлялись, как истинные революционеры и
патриоты, аристократам, чьей одеждой и были кюлоты.
25* Incroyables (фр. "невероятные") -- аристократические щеголи времен
Директории (период 1795-- 1799 гг., когда во главе Французской республики стояло
правительство из пяти директоров), чей костюм повторял в окарикатуренном виде
английскую моду XVIII в. В бытовой среде времена Директории являлись периодом
увлечения разнообразными причудами моды, жаждой развлечений в светском обществе,
вообще возрождением светского общества -- все это было реакцией на времена
якобинской диктатуры, террора и революционного аскетизма.
26* Дорогая глупость (1622) -- поэтическая сатира на моду, принадлежащая перу
нидерландского писателя Константина Хейгенса. Бутада (boutade -- фр. "причуда,
прихоть; остроумный выпад") -- импровизированный балет или музыкальная фантазия.
27* Merveilleuses (фр. "чудесные, восхитительные") -- поклонницы женской моды
времен Директории, отличавшейся, как и в случае с incroyables ("невероятными"),
эксцентрической откровенностью и вызовом революционной морали.
XII
1* Мельница -- одна из старейших игр в Европе, особенно популярная во времена
Средневековья. Двое игроков пытаются взять или запереть расставленные на особо
расчерченной доске шашки друг друга.
2* Американец Эли Калбертсон изобрел особо популярную систему игры в бридж.
3* N. V. (Naamloze Vennootschap) -- Анонимное акционерное общество. -- Примеч.
пер.
4* Немецкий деятель Просвещения Иоахим Иоганн Винкельман выпустил в свет в 1764
г. Историю искусств древности, в сущности, первый историко-искусствоведческий
труд (до того существовали лишь жизнеописания художников), в котором античное
искусство объявлялось абсолютным идеалом, притом не только сугубо эстетическим:
"благородная простота и спокойное величие" античного искусства выполняли и
выполняют жизнестроительные задачи -- облагораживают действительность, усмиряют
страсти и тревоги. Английский эссеист, писатель и теоретик искусств XIX в. Джон
Раскин настаивал на необходимости преодолеть отчуждение человека через
приобщение к творчеству, его идеалом было Средневековье, когда производственная
деятельность, ремесло, была и искусством.
5* Хейзинга производит это слово от лат. puer -- "отрок". Пуэрилизм для
голландского мыслителя есть нечто противоположное самозабвенной игре ребенка --
это поведение безответственного, несдержанного юнца.
6* В британской Палате лордов кроме пэров, заседающих по праву наследования (в
середине XX в. появились пожизненные пэры из числа видных деятелей науки и
искусства, известных отставных политиков), присутствуют пэры по должности: так
называемые "судебные" (члены высших судов) и "духовные" лорды (члены высшей ие-
375 Комментарии
рархии англиканской Церкви -- архиепископ Кентерберийский, являющийся духовным
главой англикан, архиепископ Йоркскии и 40 епископов) .
7* Это важнейшее, почти основополагающее положение международного права впервые
было провозглашено Церковью (не государственной властью) на поместном
Карфагенском соборе 483 г.
8* Карл Шмитт -- современный (умер в 1988 г.) немецкий политолог
правоконсерввтив-ного, даже крайне националистического направления.
9* Невилл Чемберлен, премьер-министр Великобритании, был сторонником
"умиротворения", т. е. уступок Германии, даже после начала второй мировой войны
1 сентября 1939 г. (Великобритания вступила в войну 3 сентября). Военные неудачи
Англии заставили Чем-берлена уйти в отставку в мае 1940 г., и он был заменен
Черчиллем, непримиримым противником нацистской Германии.
Примечания
I
1* Слово "метектическая" произведено от греч, ____ -- "участие", "миметическая"
-- от ____ -- "подражание, воспроизведение, изображение".
II
1* Слово lusus (лат. "игра") совершенно случайно созвучно имени Луз (Lusus). У
всех народов мира встречается обычай именовать племена по родоначальникам; это
бывало и в истории (название этноса "узбеки" по жившему в XIV в. вождю группы
тюркских племен хану Узбеку), но чаще -- в мифах (например, легендарный Латин,
царь племени латинов). Подобное было настолько широко распространено, что
древние и средневековые писатели не колебались измышлять родоначальников, давая
им имена, сходные с названиями народов, например, иберийского (иберийцы --
этносы, населявшие в древности Иберийский полуостров и южную часть современной
Франции, родственные связи с другими народами не установлены, единственный
существующий ныне иберийский этнос -- баски) племени лузитанов, живших на
территории Лузитании, нынешней Португалии.
2* В немецкой лингвистической науке XIX в. термином "индогерманский" обозначался
индоевропейский язык. В прошлом веке было доказано существование не позднее III
тысячелетия до н. э. единого предка языков индоевропейской семьи.
Распространенные в Восточном Средиземноморье диалекты этого гипотетического
праязыка называли эгейскими. Ныне в праиндоевропеиском языке выделяют три ветви,
причем греческие языки (диалекты), существовавшие задолго до сложения единого
древнегреческого языка, относят к центральной ветви (группе).
3* Каталанский язык -- язык каталанцев (каталонцев), коренного населения
Каталонии, области в северо-восточной Испании. Провансальский язык, называемый
также окситанским, или старопровансальским, -- язык (или группа диалектов)
населения Южной Франции (не только области Прованс) в Средние века; имел
развитые литературные формы, на нем создана поэзия трубадуров; после завоевания
Южной Франции северными французами в XIII в. начал приходить в упадок и к XIX в.
сохранился лишь в качестве языка устного общения в сельской местности. В конце
XIX в. южнофранцузские интеллигенты предприняли попытку возродить провансальский
язык; на этом так называемом новопровансальском языке создавалась поэзия,
сегодня его пытаются использовать в печати, на радио и телевидении, но
коммуникативную роль этот язык утратил. Ретороманцы -- группа народов, языки
которых образуют особую подгруппу романских языков; всего существует три
ретороманских этноса -- фриулы (около 700 тыс. человек) и ладины (т. е. латины,
около 20 тыс.) в Италии и романши (т. е. римляне, около 50 тыс.) в Швейцарии;
являются романизированными потомками альпийских племен ретов, завоеванных Римом
на рубеже н. э. В середине XIX в. возникли представления об изначальном единстве
всех ретороманских народов и предпринимались попытки создания единого
ретороманского литературного языка. Современные исследователи склоняются к
версии гетерогенного происхождения каждого из названных народов; литературные
формы языка существуют лишь у романшей.
4* фризы -- этнос в Нидерландах, в основном в провинции Фрислвндия, численностью
около 400 тыс. человек. Известен с первых веков н. э. Сохранились памятники
средневековой письменности на древнефризском языке. В настоящее время фризы в
значительной мере ассимилированы голландцами. Хейзинга сам был по этническим
корням фризом.
376
Homo ludens
5* Созданный в ХIII в. в Исландии трактат об искусстве поэзии скальдов Младшая
Эдда содержит пересказ многих древнескандинввских мифов. В первой части трактата
-- Видении Гюльви -- среди прочего рассказывается, как бог-громовержец Тор, Локи
-- бог-обманщик, бог зла, и юноша Тьяльви отправились в путешествие и добрались
до города Утгарда (в скандинавской мифологии -- "внешний мир", обитель демонов,
великанов, нечистой силы), где правил Утгврд-Локи. Тот предлагает гостям
поучаствовать в состязаниях. Локи соревнуется с неким Логи (это имя значит
"огонь") в том, кто быстрее съест мясо, Тьяльви -- с Хуги ("мысль") в беге, и
оба проигрывают. Тору предлагают выпить рог в три глотка, поднять с земли кошку
и побороться со старухой по имени Элли ("старость"). В роге после трех глотков
еще остается напиток, у кошки Тор сумел оторвать лишь одну лапу от пола, старуха
заставила упасть его на одно колено. Потом Утгврд-Локи объяснил гостям, что Логи
-- действительно огонь, Хуга -- мысль и опередить их невозможно; что же касается
действий Тора, то выясняется, что рог был соединен с морем, кошка -- это Мировой
Змей, опоясывающий Землю, а старуха -- старость, так что Тор совершил то, чего
никому не удавалось: в три глотка понизил уровень океана, припонял Мирового Змея
и хотя не победил, но и не был побежден старостью.
IV
1* Дике -- в древнегреческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и
богини правосудия Фемиды; она следует с мечом в руках за преступником и карает
его.
2* Речи Фьельсвинна -- песнь по типу эддической, дошедшая до нас в Саге о
Херварде, принадлежащей к "сагам о древних временах" (см. примеч. 24* к гл.
III).
З* Эскимосы карибу - особая этнокультурная группа эскимосов, обитающая в
канадской тундре к западу от Гудзонова залива; в отличие от большинства
эскимосов, рыболовов и охотников на морского зверя, -- бродячие охотники на
карибу (американских диких северных оленей).
4* В 1932 г. всю Америку всколыхнуло так называемое "дело Линдберга". У
знаменитого американского летчика Чарлза Линдберга, в 1927 г. впервые
перелетевшего Атлантику, был похищен единственный малолетний сын. Когда
несчастный отец внес огромный выкуп, выяснилось, что мальчик уже давно мертв.
После беспрецедентной по размаху полицейской акции был арестован и предан суду
по обвинению в похищении и убийстве Чарлза Линдберга-младшего некий Бруно Ричард
Хауптман, безработный, эмигрант из Германии. Он был признан виновным и
приговорен к электрическому стулу. Процесс вызвал огромный резонанс в США,
многие сомневались в основательности доказательств вины Хауптмана, ходили слухи,
что показания из него были выбиты, немецкая националистическая пресса объявила
процесс Хауптмана "еврейскими происками", направленными против "истинного
арийца" и т. п.
V
1* В 1916 г. Китай (с 1911 г. -- республика) фактически распался на ряд
территорий, в каждой из которых правящие группировки претендовали на власть над
всей страной. На юге в провинции Гуандун с главным городом Гуанчжоу (европейское
название -- Кантон) укрепилось правительство, образованное партией Гоминьдан
(национальная партия) во главе с Сунь Ятсеном (до его смерти в 1926 г.) и Чан
Кайши (правильнее -- Цзян Цзяши). В дела Китая постоянно вмешивалась Япония: в
1932 г. в Манчжурии (Северо-Восточный Китай) с помощью японской армии было
создано марионеточное государство -- империя Манчжоу-Го. В 1937 г. началась
японо-китайская война (до 1945 г.), в ходе которой большая часть Китая была
оккупирована японцами; Гуанчжоу был взят в 1938 г.
XI
1* Фердинанд Хейк -- герой авантюрного романа Похождения Фердинанда Хеика
(1840), созданного нидерландским писателем Якобом ван Леннепом.
2* Имеется в виду скульптурная портретная группа Королева Луиза и ее дочь
Фредерика (1795), принадлежащая прусскому скульптору Готфриду Шадову, автору
знаменитой бронзовой квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине.
XII
1* В эпоху Французской революции весьма характерным для активных революционеров
(террорист в те времена -- сторонник революционного террора, осуществляемого от
имени государства, проводник и участник подобных действий в качестве
законодателя, судьи, прокурора) или тех, кто хотел таковыми казаться, была смена
имен. Имена нередко брались из античной истории (например, Франсуа Ноэль Бабеф
принял имя Гай Гракх Бабеф), что символизировало как преклонение перед
Античностью, так и
377
Комментарии
разрыв с христианской традицией. Тот же разрыв выразился во введении в 1793 г.
так называемого республиканского календаря. В соответствии с ним год,
начинающийся 22 сентября (21 сентября 1792 г. была упразднена королевская власть
и следующий день был объявлен первым днем первого года Республики), делился на
12 месяцев по 30 дней и 5 (или 6) дополнительных дней; месяцы, получившие новые
названия, например, термидор -- "дар тепла", подразделялись на три декады, дни
именовались по порядковому номеру, например, септиди (т. е. седьмой день),
десятый -декади -- объявлялся выходным, празднование воскресенья воспрещалось;
кроме того, каждый день был посвящен какому-либо растению или предмету,
например, септиди -- лишайнику. Адриен Антуан Бернар де Сент (Бернар -- часть
фамилии) был членом Конвента во время Революции, сторонником Робеспьера,
приверженцем крайне левых и после падения последнего, но при Наполеоне отошел от
политической деятельности, вернул себе прежнее имя и стал судьей; после
восстановления монархии изгнан из страны как голосовавший за казнь Людовика XVI.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|