Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Гладышева Е., Нерсесян Л. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусствуМ МАКАРИЙ (1482-1563 гг.) — святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. — архиепископ Новгородский. Один из последователей Иосифа Волоцкого. Ориентировался на союз православной церкви и самодержавия, способствовал укреплению власти Ивана IV. Выступил инициатором канонизации местных святых, созвал т. наз. Стоглавый собор ( 1551 г.), причем был редактором и одним из основных авторов его постановлений. Автор многочисленных посланий, поучений и назидательных сочинений, составитель т. наз. Великих Миней Четьих, включавших в себя жизнеописания святых, а также извлечения из сочинений отцов церкви и других знаменитых церковных писателей. Был известен также как иконописец и покровитель церковной живописи, ему приписывается составление некоторых сложных и оригинальных иконографических программ. Память 30 декабря (12 января). МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский), преподобный (301 — 391гг.) — христианский святой, подвижник и проповедник, один из основоположников монашеской жизни. Совершал аскетический подвиг в пустынях Египта. В “Словах” Макария Египетского, записанных его учениками, излагается учение о вездесущем Царстве Божием, о благодати и об “умной” молитве, через которую возможно полное единение с Богом (см. также Исихазм). Память 19 января (1 февраля). МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, преподобный (582-662 гг.) — один из отцов церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание православия был сослан в 659 г. на Кавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие “ипостасного единства” и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа — божественной и человеческой — без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также “Мистагогия” — капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21 января (3 февраля). МАНДОРЛА (итал. — миндалина) — в иконописи сияние в форме овала, в котором изображались Христос и Богоматерь. МАФОРИЙ (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери — одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе (см. также Влахерны, Покров). МЕЛЬХИСЕДЕК (евр. — “царь мой — праведность”) — ветхозаветный царь и первосвященник, служитель “Бога Всевышнего”, благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино — прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (“...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову — Пс С1Х, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах, (см. также Архиерей Великий ). МЕРИЛО — в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов архангела — тонкий жезл в его руке. МИНЕИ ЧЕТЬИ (греч., слав. — ежемесячные чтения ) — сборники, содержавшие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а также каноны, гимны и другие молитвословия на все дни года; предназначались для домашнего чтения. Первые Минеи Четьи известны с XII века. Наибольшей популярностью на Руси пользовались Великие Минеи Четьи святителя Макария и Минеи Четьи святителя Димитрия Ростовского (ок. 1700 г.). МИНЕЯ (греч. — месячник) МЕСЯЧНАЯ — богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для неподвижных дней богослужения годичного круга, которые посвящаются поминаю святых и празднованию различных событий из истории христианской веры и церкви. Эти молитвы предназначаются, как правило, для всенощного богослужения (вечерни и утрени). МИНЕЯ ОБЩАЯ — богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для неподвижных дней богослужения годичного круга, которые церковь назначает всем святым одного лика или чина. МИНЕЯ ПРАЗДНИЧНАЯ (анфологион) — богослужебная книга, содержащая выбранные из месячной Минеи молитвы некоторым особо чтимым святым, которые поминаются в праздничные дни. МИТРА (греч. — повязка) — парчовый головной убор священнослужителя; часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев (епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. МОИСЕЙ (евр. — “взятый из воды”) — ветхозаветный пророк, освободитель и законодатель Израиля, избавивший евреев от египетского плена (конец XIII — нач. XII в. до Р.Х.). Совместно с Аароном возглавил исход евреев их Египта и умер, по воле Бога, на границе земли обетованной. Господь явился Моисею на горе Синай, и Моисей получил от Него закон: десять заповедей и множество других установлений и предписаний юридического, морального и ритуального характера, после чего им была совершена жертва, скрепившая завет между Богом и его народом. По непосредственным указаниям Бога были выполнены первые предметы нового культа — ковчег и скиния (шатер) завета, которые должны были локализовать его незримое присутствие. Жизнеописание Моисея и содержание полученных им от Бога установлений изложены в ветхозаветных книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, составляющих вместе с первой ветхозаветной книгой — Книгой Бытия — т. наз. Пятикнижие Моисея (евр. — Тора). Память 4 (17) сентября.
Н НЕДРЕМАННОЕ ОКО ( Спас Недреманное Око ) — символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, в которых Христос сравнивается со львом (Быт ХLIХ, 8-9, Откр V, 5 и др.). Средневековое естествознание приписывало льву ряд фантастических свойств (оживление львят львицей на третий день после рождения, сон с открытыми глазами и др.), которые в свою очередь получали сложное символическое истолкование — в них видели прообраз смерти и Воскресения Христа. В частности, сон с открытыми глазами — это смерть человека, не могущая никак отразиться на Боге (“плотию уснул, яко мертв, а не Божеством”- Азбуковник XVII в.). Все эти представления находят отражение в иконе, где представлены юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей (орудия страстей раскрывают истинный смысл сна, в котором пребывает Христос — это сон смерти). Наконец, образ недремлющего Христа-Льва (Пс СХХ, 2-4) имеет и более конкретное значение — постоянной заботы Бога о человеке. Описанный сюжет появляется в византийском и древнерусском искусстве на рубеже XIV — XV вв. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА — 1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (Исх III, 2); важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа. 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лествицу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений. В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. “Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу” — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Память 4 (17) сентября. НЕРУШИМАЯ СТЕНА — особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (см.); заимствован из Акафиста Богоматери (“Радуйся, царствия нерушимая стено” — икос XII). НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (260?- 343? гг.) — святитель, архиепископ Миры Ликийской, прославившийся многочисленными чудесами при жизни и после смерти. Христианская традиция относит его служение ко времени римских императоров Диоклетиана и Константина. Участник (?) 1 Вселенского (Никейского) собора (325 г.). Самое раннее житие его, составленное Симеоном Метафрастом (IX в.), содержит главным образом описания совершенных им чудес. Св. Николай традиционно почитается как заступник “сирых и убогих”, покровитель плавающих и путешествующих, а также сельского хозяйства. Образ святого часто фигурирует в народных легендах и преданиях. Память св. Николая Чудотворца православная церковь отмечает дважды: 6 (19) декабря — преставление и 9 (22) мая — перенесение мощей святого из Миры в итальянский город Бари. НИКОН (1605 — 1681) — шестой патриарх Московский и Всея Руси. Принял пострижение в Анзерском скиту на Белом море, с 1643 г. — игумен Кожеозерского монастыря (близ Каргополя), с 1646 г. — архимандрит московского Новоспасского монастыря. Митрополит Новгородский с 1648 г., в 1652 г., по рекомендации Алексея Михайловича, был избран патриархом. Инициатор богослужебной реформы (исправление богослужебных книг и икон по греческим образцам, некоторые изменения в обрядах, введение регулярной церковной проповеди и т. п. ), вызвавшей к жизни движение за сохранение старых обрядов, которое привело к церковному расколу. Был сторонником усиления патриаршей власти и ее превосходства над властью светской, что и стало в конце концов причиной конфликта с царем (первоначально Алексей Михайлович оказывал Никону значительную поддержку). Был низложен в 1666 г. и сослан в Ферапонтов, а затем в Кириллов-Белозерский монастырь. В 1681 г. возвращен из ссылки, скончался на пути в Ярославль. НИЛ СОРСКИЙ, преподобный (1433-1508 гг.) — русский святой, подвижник и проповедник. Принял пострижение в Кирилловом-Белозерском монастыре. Совершил паломничество в Святую Землю, в Константинополь и на Афон; основал свой собственный скит на р. Соре, близ Кириллова-Белозерского монастыря. Занимался переписыванием и редактированием агиографических сочинений. Участник соборов 1490 и 1503 годов — на последнем выступил с резкой критикой монастырского землевладения и других форм собственности, расценивал их как препятствие на пути аскетического самоуглубления и сосредоточения. Позиция Нила Сорского шла вразрез с общепринятой точкой зрения, что породило впоследствии особое религиозное движение “нестяжателей”, вступивших в полемику с последователями Иосифа Волоцкого (см.). Нилу Сорскому принадлежит ряд посланий, а также “Предания ученикам” и монастырский общежительный “Устав”, в котором излагаются правила аскетической жизни, причем акцент делается прежде всего на духовной стороне аскезы и технике “умной молитвы”. Развивал мистико-аскетические традиции византийского общества на русской почве (см. Исихазм). Память 7 (20) мая. НИМБ (лат. — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. “кресчатый нимб”) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. НОВЫЙ ЗАВЕТ — часть Библии, излагающая жизнеописание Иисуса Христа, а также содержание его проповедей и др. основы христианского вероучения; название выражает идею нового договора, завета между Богом и людьми — в противоположность первоначальному Ветхому Завету (см.). Включает в себя 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов (из них 14 принадлежат апостолу Павлу) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Состав канонических книг Нового Завета был определен в 363 г. на Лаодикейском соборе и окончательно подтвержден VI Вселенским (III Константинопольским) собором (680 — 681 гг.). НОМОКАНОН (греч. — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные. Одна из редакций “Номоканона” была положена в основу древнерусской “Кормчей книги” (XIII в.) — основного руководства по православному церковному праву в России.
|
|