Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процессаОГЛАВЛЕНИЕГлава 1. Методологические принципы формирования культурологической образовательной парадигмы1.2. Эстетические основания изучения истории русской культуры1.2.1. Общие положенияРусская культура по-разному раскрывается эстетически в своих сущностных и феноменальных выражениях на протяжении своей истории. В ней складываются особые представления о красоте, о прекрасном, возвышенном, низменном и других эстетических понятиях. Эстетический опыт русской культуры раскрывается новыми и новыми гранями от эпохи и к эпохе, в процессе личностного становления. Для того чтобы раскрыть содержание этого опыта, необходимо обозначить некоторые базисные основания его изучения и осмысления. Заход к проблеме с позиций «личностной философии» требует преодоления схоластической эстетической теории, определявшей в совсем недавние времена понимание эстетических параметров историко-культурного процесса. Истолкование эстетических аспектов культуры опирается на общефилософский фундамент, который в основных своих координатах был представлен выше. В соответствии с ним будем исходить из того, что источник эстетических качеств и оценок является объективной реальностью (последней, финальной реальностью), которая являет себя в вещах и процессах эмпирической действительности. Эстетика культуры иконична. Культурный знак есть «знамение и знамя» . В культурной жизни при таком ее изучении открывается заповедная глубина, уводящая в неисповедимые, сокровенные бездны. Эстетический модус культуры, сопрягающийся с высшим бытием, обеспечивает конкретно-чувственную значимость артефактов. Такое видение вопроса заставляет оспорить рассуждение В.В.Бычкова, который в традиционном для историко-эстетической рефлексии ХХ века ключе утверждал, будто «сфера небесных чинов, «царства небесного» (...) мыслилась «неизреченной» и неописуемой и практически не давала никакой пищи эстетическому сознанию русичей», а красоту духовную, в частности «царства небесного», человек на Руси «постоянно стремился представить себе по аналогии с земной красотой, только возведенной в более высокую степень совершенства» . Это утверждение исходит из возведенного в ранг аксиомы предположения о принципиальной невозможности мистического боговедения и его трансляции в пределах канонической или внеканонической культурно-художественной традиции в русской культуре, что, кажется, есть лишь одно из возможных мнений на сей счет. Разумеется, простейший путь - это именно эстетическое мышление «по аналогии», уподобление небесного земному; и такой путь приносил свои успехи и неудачи. Однако такой путь едва ли может считаться единственным. Он таковым и не считался на протяжении всей истории русской культуры, вплоть до начала ХХ века. Предлагаемые эстетические основания изучения истории русской культуры имеют персоналистский характер; это детерминирует гуманистический подход к целям образования и герменевтическое по методу изучение эстетических параметров культуры. Освоение и преподавание культуры в образовательной парадигме требует, в соответствии с принципом историзма, раскрытия самобытности представлений, которые направляли эстетическую деятельность. А они в течение столетий оказываются укоренены в религиозном миросозерцании человека, и лишь постепенно видоизменяются. Прекрасное и величественное в мироздании, согласно традиционным представлениям, восходит к божественному первоистоку. Лишь постепенно происходило разрушение этой эстетико-религиозной базы, иногда и катастрофическое по своим формам. Развивалось альтернативное эстетическое видение мира. Персоналистский подход обусловливает и акцент при изучении культуры на участие личности в истории, на личностное эстетическое самосознание в контексте разных культурных эпох и в связи с общекультурными эстетическими доминантами. В образовательной деятельности нужно в той или иной мере учитывать и отражать как «невыговоренную», «имманентную» (в терминах С.С.Аверинцева) историческую эстетику русской культуры (реконструируемую по конкретным памятникам культуры), так и конкретно-исторические эстетические представления, существовавшие в тот или иной исторический момент. Основы традиционной русской эстетики довольно тщательно раскрыты исследователями на основе анализа вербально выраженных эстетических представлений, идей, взглядов. Изучалась и эволюция таким образом обозначенных эстетических представлений. Этот аспект имеет немаловажное значение при изучении истории культуры. Однако главная образовательная задача - анализ под эстетическим углом зрения специфики культурных феноменов , - как явлений художественной культуры (эта проблематика будет осмыслена в 1.3), так и культурных реалий социальной динамики, быта, повседневности, поведения, восприятия сакрума (нуминозного), природы, власти, богатства и бедности, труда, эроса и пр. Общепризнанно (Е.Н.Трубецкой, Л.А.Успенский, С.С.Аверинцев и др.), что эстетическая теория обычно не оформлялась на российской почве системно, эстетика как наука, как специальная теоретическая дисциплина, не осознается вплоть до XIX века. Но эстетические представления существовали, разумеется, всегда, хотя и без специального теоретического оформления, подспудно, как выражения эстетической практики. Рассуждая в этой связи об эстетике в культуре «дорефлексивного периода» как о предмете изучения, С.С.Аверинцев замечал, что «история эстетики применительно к таким эпохам должна приобрести форму широкой типологии стилей мировосприятия: исследователь ограничивает себя уже не формальным отбором материала, но исключительно модусом, в котором этот материал им рассматривается. Его анализу подлежит онтология - но поскольку она прожита и непосредственно укоренена в жизненном чувстве эпохи; космология - но как пластическая картина эмоционально обжитого мироздания; этика - но в той мере, в которой она дает наглядные и выразительные образцы морально-долженствующего (...) Притом особое его внимание должны привлекать как раз факторы цельности «мировоззренческого стиля», скрепы, гарантирующие единство того мира представлений, внутри которого жил тогда человек» . Иными словами, история эстетики едва ли должна изучаться отдельно и обособленно - но в каждом случае, при обращении к конкретным культурным реалиям необходимо учитывать и их эстетический аспект. А с другой стороны, и сами эти реалии отбираются с учетом их эстетической значимости. Основы такого подхода в историко-культурной науке заложены А.Ф.Лосевым, Д.С.Лихачевым, М.М.Бахтиным; его необходимо усвоить и образовательному процессу. Путь и способ такого анализа - соотнесение в эстетическом аспекте явления и сущности. В процессе анализа раскрываются приоритетные эстетические категории, которые наиболее важны для освоения культуры в образовательной парадигме. В первую очередь это прекрасное и трагическое (как основные, глубочайшие выражения духовного опыта), символ и аллегорию (как способы выражения вершинных духовных интуиций), а также эстетический аспект личностного бытия в истории в его разных проявлениях, без которого не может обойтись культура (самые яркие выражения первоначала почти неизбежно несут и явную печать личностного опыта). Именно анализ категории прекрасного, символических, аллегорических и личностных аспектов культуры имеет особую важность при изучении истории культуры. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С.119. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. С.115. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С.33, 35. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология |
|