Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Культурология. Краткий тематический словарьОГЛАВЛЕНИЕТема 8. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬКУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬпроблема взаимоотношения К. и Л., определяющая, как и почему К. и Л. неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспекта: 1) в К. формируется определенный тип Л. Общее историческое прошлое, коллективная историческая память, пространственно-временные модели, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, образцы и нормы деятельности, биосоциальный опыт, особенности географического пространства, специфика социальных институтов, преобладающие экономи-еские модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, исторические традиции в науке, технике и искусстве, этические и эстетические идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т. д. — факторы, влияющие на формирование Л. в К. 2) Л. воссоздает, изменяет, открывает новое в К. Без Л. нет К., так как Л. не только движущая сила и создатель К., но и главная цель ее становления. КУЛЬТУРА МАКРОСРЕДЫкультура, существующая в макросреде — в цивилизации, обществе или крупной социальной группе (нация или класс). КУЛЬТУРА МИКРОСРЕДЫсемьи, или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции. В семье, где сосуществуют две различные системы культурных ценностей, неизбежны трансформации обеих систем: КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯпонятие, обозначающее качество мышления, обеспечивающее определенную эффективность мыслительной работы в тех или иных сферах человеческой деятельности. Определение основных характеристик мышления и, соответственно, К. м. осуществляется в логике, психологии, лингвистике, философии, а также нейрофизиологии, кибернетике (теории искусственного интеллекта). Логика связывает К. м. с такими требованиями, как последовательность и стройность мысли, ее доказательность, соблюдение определенных формальных правил. Философия использует для анализа К. м. важнейшие категории мышления — узловые, опорные пункты познавательного мыслительного процесса, к которым относятся, например, противоречие, причина, необходимость, сущность, закономерность. Вследствие существенного различия сфер человеческой деятельности и условий поведения в них, К. м. предполагает разные мыслительные способности в качестве наиболее значимых для достижения успеха в той или иной сфере. В одних случаях особое значение приобретают такие качества К. м., как строгость, последовательность, доказательность, в других — фантазия, воображение, в третьих — так называемая “практическая смекалка” и т. п. В сфере науки К. м. определяется рядом признаков, таких как новизна, информативность, оригинальность, истинность, доказательность, корректность, теоретическая и практическая значимость. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯвнешнее проявление внутренних правил и принципов личности. Является одновременно как составной, так и производной частью социально-культурных установок в обществе. В большей части нормы К. п. зависят от историко-временной, территориальной и национальной принадлежности личности. Правила К. п., принятые в данном социуме, являются отправной точкой для определения понятия девиации и девиантного поведения. К. п. тесно переплетается с этикетом. КУЛЬТУРА РЕЧИэто умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной является речь, к-рая согласуется с нормами литературного языка (произношение, грамматика, лексика). Подлинная К. р. достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. Необходимо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении. Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи — научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции — и мало употребляются в бытовых ситуациях общения. Особенно вредит бытовому языку канцелярит — неуместное употребление канцелярских слов и оборотов. С другой стороны, в деловом документе или в научной публикации не употребляются слова и обороты стилистически сниженные, разговорные. По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙсфера культуры человеческой деятельности, охватывающая общественные отношения, в контексте к-рых осуществляется освоение человеком материальных и духовных ценностей определяется обычаями, традициями, нормами поведения, социальными институтами (семья, государство, церковь, школы, библиотеки и т. п.), к-рые осуществляют воспитание, обучение и развитие личности, поддерживают преемственность в культуросозидающей и культуроосваивающей деятельности человека. К. ч. о. есть способ наиболее эффективного осуществления коллективной жизнедеятельности людей в обществе, форма регуляции процессов взаимодействия людей посредством исторического отбора, нормирования и стандартизации механизмов конвенциального (ценностные ориентации, нравственность, мораль, этикет и т. д.) и институционального (право, политика, идеология, церемониал и т. п.) характера. К. ч. о. определяется уровнем культурного развития личности, социальной группы или общества в целом. ЛИЧНОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИЯпостепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. В процессе И. человек подчиняется культурным стереотипам, процедурам, зафиксированным, прежде всего, в языке — в способах устной речи, письма и чтения. В результате он приобретает способность ориентироваться в культурной среде. ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИЯпроцесс освоения и выработки индивидом социальных норм и правил общества для развития активной, полноценной личности в обществе. В процессе С. происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта. Существует множество разных трактовок процесса Л. с.: а) Л. с. — есть подражание (Г. Тард); б) Л. с. — процесс интернаализации общественных норм, вбирание информации о значимых “Других” (Т. Парсонс). “Другими” могут быть родители, учителя, группы сверстников, любимые актеры, образцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т. д.; в) Л. с. — приобретенные людьми опыт и ценности, требуемые для их социальных ролей (Д. Смелзер). ЛИЧНОСТЬпонятие для характеристики человека как субъекта творчества и свободы, способного преображать мир и самого себя. Быть Л. — значит созидать свой уникальный внутренний (смысловой) мир и выступать причиной собственного существования. Но, являясь причиной самой себя, Л. одновременно выступает как творческий центр Вселенной. Культура — всеобщий способ самореализации Л., выражение ее внутреннего смыслового единства с др. людьми и твор ческим опытом предшествующих поколений. Призвание Л. — осуществить себя, сделав культуру началом и ступенькой творческого восхождения. Понятие Л. подчеркивает в человеке сознательно-волевое начало. Слово “Л.” (“персона”) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Превратившись в термин философии, слово “Л.” существенно изменило свой смысл. Человек — Л. не является в театре жизни “лицедеем”, а возлагает на себя определенную социальную роль как миссию — свободно, с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Быть Л. трудно, а не быть Л. — иметь дефицит сознательно-волевого начала, прозябать в жалком состоянии лени, ипохондрии, мечтательности и завистливости, терять самоуважение и т. д. Способом внутренней регуляции Л. является совесть, выражающая духовную свободу Л., ее автономию от природной и общественной целесообразности. Л. уникальна и несет в себе внерациональную тайну свободы и творчества. В XX в. наибольший вклад в понимание Л. и проблем ее бытия внесли 3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Н. А. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, М. Бубер и др. МИКРОСРЕДА КУЛЬТУРНАЯПреломление обпасти культурных норм и ценностей требовала и конкретные правила поведения, особую иерархию ценностей и предпочтений как общесоциального, так и специфически культурного плана. В самом общем виде М. к. — это все предметы и явления, объекты и субъекты культуры, их аспекты, с которыми данный конкретный индивид контактирует непосредственно (слышит, видит, прикасается, разговаривает). Тогда макросреда — это вся та объективно существующая культура, с которой данный конкретный индивид взаимодействует через посредничество тех носителей, которые содержатся в М. В понятии культурной макросреды подчеркиваются объективные моменты культуры, которые изучаются в рамках классической (номотетической) научной парадигмы, в понятии М. к. — моменты субъективные, которые следует изучать прежде всего в рамках неклассической (идеографической) парадигмы науки. Структурно М. к. включает в себя прежде всего людей — субъектов культуры, с которыми данный индивид вступает в общение; среду непосредственного обитания — комната, квартира, дом, двор (чрезвычайно важны для социализации городского ребенка понятия “соседний двор” и “за домом”), дорога в школу или на работу; предметы — носители культуры — “немые” (предметы быта — ложка, горшок, письменный стол) и “говорящие” (книги, телевизор); устойчивые (относительно независимые от людей) правила поведения в учреждениях (в больнице, детском саду, школе, ВУЗе, на производстве). Важнейшая функция М. к. заключается в том, что она является той основой, к-рая обеспечивает сложный и многоплановый, продолжающийся всю жизнь процесс социализации индивида. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯпроцесс и результат приспособления социальных групп и отдельных индивидов к изменяющимся природным и социальным условиям посредством изменения форм социокультурной организации и регуляции, социальных и культурных институтов общества, механизмов трансляции социального опыта, парадигм мышления в рамках системы ценностей данной культуры, интернализированных личностью или группой. Границы адаптивного поведения при этом заданы пределами существования данной культуры. С. а. включает в себя социальную адаптацию (т. е. социализацию) и культурную адаптацию (процесс и результат приспособления к официальной, нормативной культуре). |
|