Шах Идрис. Сказки дервишей
СОДЕРЖАНИЕ:
Три рыбы
Райская пища
Как изменилась вода
Сказка песков
Слепые и слон
Собака, палка и суфий
Как ловить обезьян
Древний сундук Нури Бея
Три истины
Султан в изгнании
Сказание об огне
Великан-людоед и суфий
Купец и христианский дервиш
Золотое сокровище
Железный подсвечник
Ударь в этом месте
Почему глиняные птицы взлетели
Комар Намус и слон
Идиот, мудрый человек и кувшин
Своенравная принцесса
Наследство
Клятва
Идиот в большом городе
Как возникло предание
Фатима-прядильщица и шатер
Ворота в рай
Человек, который помнил о смерти
Вспыльчивый человек
Собака и осел
Туфли благочестивых людей
Человек, который ходил по воде
Муравей и стрекоза
Сказание о чае
Король, решивший стать щедрым
Лечение человеческой кровью
Плотина
Три дервиша
Четыре волшебных предмета
Сны и кусок хлеба
Хлеб и драгоценности
Ограниченность догмы
Рыбак и джинн
Время, место и люди
Притча о трех степенях
Полезный и бесполезный
Птица и яйцо
Три совета
Горная дорога
Змея и павлин
Райская вода
Всадник и змея
Иса и неверующие
В парфюмерном ряду
Притча о жадных сыновьях
Сущность ученичества
Посвящение Малика Динара
Глупец и верблюд
Три драгоценных кольца
Человек, у которого была необъяснимая жизнь
Неблагоприятное время
Маруф-башмачник
Торговля мудростью
Король и бедный мальчик
Три учителя и погонщики мулов
Байазид и тщеславный человек
Люди достижения
Странствующий, необычный и торопливый
Тимур-ага и язык животных
Индийская птичка
Когда смерть пришла в Багдад
Языковед и дервиш
Дервиш и принцесса
Увеличение необходимости
Человек, который видел только очевидное
Как было заработано знание
Лавка светильников
Экипаж
Хромой и слепой
Слуги и дом
Щедрый человек
Хозяин и гости
Королевский сын
Настоящая антология, составленная в дервишской манере,
содержит истории из сборников дервишских мастеров последнего
тысячелетия.
Несмотря на то, что дервишские сказки чрезвычайно
привлекательны для читателей как откровенно развлекательная
литература, они не являются просто баснями, легендами,
произведениями фольклора. Эти сказания выдерживают сравнение с
прекраснейшими произведениями любой культуры по остроумию и
тонкости, по композиционному изяществу; однако их истинная
функция - суфийских обучающих историй - чрезвычайно мало
известна в современном мире, так как ни в специальных, ни в
обычных терминах ее невозможно объяснить.
Дервишские мастера на протяжении веков обучали своих
учеников, используя подобные истории, которые, как считается,
призваны способствовать развитию восприятия, недоступного
обычным людям. Некоторые из них должны рассказываться только
тем, кто уже получил определенную мистическую подготовку;
другие специально предназначены для людей определенных эпох и
культурных традиций.
Идрис Шах много лет провел в путешествиях по трем
континентам, собирая и сличая устные варианты этих
замечательных рассказов, многие из которых в той или иной
форме проложили себе путь в литературу Востока и Запада.
Идриса Шаха называют "самым выдающимся современным
летописцем человеческих верований". Его работы охватывают
ритуалы и практику египетской, вавилонской, тибетской,
индийской, персидской, китайской и японской традиций. Он
встречался и беседовал с дервишскими учителями, с махди
Судана, с королем Саудовской Аравии, факиром Ипи, королем
Иордании, суданскими чародеями, сирийским колдуном, с
самозваным имамом мусульман...
Основная его работа по суфизму - "Суфии", в которой
показана связь между средневековым христианством, мистическим
направлением иудаизма, дервишами и классической персидской
литературой, стала сейчас программным пособием для студентов
Оксфорда. Принадлежащая ему книга "Тайное наследие магии"
представляет собой солидную коллекцию текстов, переведенных с
древнееврейского, арабского, латинского, французского и других
языков. Она считается превосходным документом и часто
цитируется в академических исследованиях.
Такие произведения Идрис Шаха, как книга о путешествиях
"Цель путешествия - Мекка" и "Восточная магия", описывающая
путешествия и содержащая в себе исследования, предназначены
для более широкого круга читателей, нежели только востоковеды
и оккультисты.
"Сказки дервишей" - еще одна его работа, знакомящая
читателя с малоизвестным материалом. Она указывает на особые
обычаи, существующие в древних учениях.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Записанные в последнее тысячелетие, истории, что вошли в
эту книгу, взяты из учений суфийских мастеров и школ.
Источниками для составления сей коллекции послужили, с
одной стороны, произведения персидских, арабских, турецких и
других классиков, с другой - традиционные устные своды историй
современных суфийских учебных центров.
Таким образом, эта книга представляет как важные отрывки
из литературы, вдохновившие некоторых величайших суфиев
прошлого, так и "рабочий материал", используемый и в наше
время многими суфийскими школами.
В оценке материала, используемого суфиями в качестве
учебного, ими всегда учитывалось исключительно его всеобщее
признание со стороны самих суфиев. Вследствие этого решение,
что должно быть включено в него, а что нет, не исходит ни из
исторического, ни из литературного, ни из какого-либо другого
общепринятого критерия.
Суфии обычно применяют подходящий материал, в соответствии
с традицией местной культуры, уровнем слушателей и
требованиями учения, черпая его из несравненной сокровищницы
своего духовного наследия.
В суфийских кружках ученики погружаются в изучение
предназначенных им рассказов, чьи внутренние измерения
открываются им обучающим мастером по мере того, как кандидат
признается подготовленным к восприятию заложенного в этих
рассказах опыта.
Тем не менее многие суфийские истории сделались достоянием
фольклора и других этических учений.
Большинство этих историй приносят пользу людям самых
различных духовных уровней. Ценность их как произведений
развлекательных также невозможно отрицать.
Приложение I
Хронологический список авторов и учителей, упоминаемых в
книге
(В списке приводятся даты их смерти в христианском
летоисчислении)
VII век
634 г. Абу-Бакр ас-Сиддик, спутник пророка и первый халиф.
657 г. Хазрат Увайс аль-Карани, глава суфийского братства
Увайсийа, современник Мухаммеда.
661 г. Хазрат Али, сын Абу Талиба, зять и спутник пророка,
четвертый халиф.
680 г. Сеид Хусейн, сын Хазрата Али, погиб мученической
qlepr|~.
VIII век
728 г. Хасан из Басры, родился в Медине, оратор и
суфийский старец. 790 г. Джабир, сын аль-Хайана, ученик
Джафара, "Гебер-алхимик" в
европейской литературе.
IX век
803 г. Фудайл, сын Айада, "разбойник", умер в Мекке.
Обучал халифа Гарун-аль-Рашида.
828 г. Абу аль-Атахийа, основатель братства бражников,
поэт.
860 г. Зун-нун Египетский, "Повелитель Рыб", применял
египетские иероглифы.
875 г. Байазид (Абу Йазид) из Бистама, "Глава ученых".
885 г. Абу-Али из Синда, учитель Байазида, формального
познания ислама не имел, но передавал ученикам суфийский опыт.
Х век
922 г. Мансур аль-Халладж, "Чесальщик хлопка" (казнен как
еретик).
934 г. Абу-Али Мухаммед, сын аль-Касима аль-Рудбари.
ок. 965 г. Аль-Мутанаби, классический арабский поэт.
XI век
1038 г. Ибн-Сина (Авиценна на Западе), философ.
1072 г. Али аль-Худжвири, святой, автор книги "Раскрытие
скрытого за завесой".
1078 г. Ходжа (мастер) Али Фармади, принадлежит к
накшбандийской линии преемственности.
1089 г. Ходжа Абдаллах аль-Ансари, классический поэт и
мистик, погребен в Герате.
ХII век
1111 г. Имам аль-Газали из Персии (Столп Ислама), учитель
и автор классических работ на арабском и персидском языках.
1140 г. Абу Йакуб Йусуф аль-Хамадани.
1141 г. Хаким Санаи из Газны, Афганистан. Автор многих
класических произведений, включая "Окруженный стеной сад
истины" (1130).
1166 г. Хазрат Абд аль-Кадир из Джилана, основатель ордена
Кадирийа. 1174 г. Ахмад ар-Рифаи, основатель
дервишского братства Рифаийа
("Завывающие").
ХIII век
1221 г. Наджм ад-дин Кубра, получил на ученых дебатах
прозвище "Величаший Шейх", погиб в стражении с войсками
Rhlsp`.
1230 г. Шейх Фарид ад-дин Аттар, вдохновитель Руми, автор
суфийских классических произведений.
1234 г. Шейх Шихабт ад-дин Умар из Сухраварди, ученик
Ахмада аль-Газали, автор работы "Дары глубокого знания".
1273 г. Мауляна Джалал ад-дин Руми из Балха (Афганистан).
Автор "Месневи" и др. произведений.
1276 г. Шейх Ахмад аль-Бадави, основатель ордена Бадавийа
в Египте. 1294 г. Меджнун Каландар ("Безумный странник").
Учил, как говорят,
только телепатически.
Юсуф Каландар из Андалузии, глава странствующих дервишей.
XIV век
1306 г. Ходжа Али ар-Рамитани из Туркестана, учитель
ордена Хаджаган ("Мастера").
1311 г. Тимур-ага из Турции.
1325 г. Низам ад-дин Авлийа великий святой из Индии.
1354 г. Ходжа Мухаммед Баба ас-Саммаси, учитель ордена
Хаджаган.
1371 г. Ходжа Амир-Сейид Кулал аль-Бухари, учитель ордена
Накшбандийа.
1382 г. Бахтияр Баба.
ок.1389 г. Мауляна Хазрат Баха ад-дин Накшбанди, "Шах",
учитель ордена Накшбандийа (Хаджаган).
1397 г. Хазрат Умар аль-Халвати, основатель братства
Халватийа ("Затворники").
ХV век
1429 г. Амир Султан, шейх из Бухары.
1492 г. Нур ад-дин Абд ар-Рахман Джами, классический
персидский автор.
ХVI век
1563 г. Шах Мухаммед Гавс из Гвалиора, один из
руководителей ордена Шаттарийа.
1563 г. Сикандар Шах из ордена Кадирийа.
1575 г. Шейх Маламати Хамза Мактул (казнен).
ХVII век
1605 г. Амир-Баба ("Рабочий").
1624 г. Шейх Ахмад Фаруки из Сирхинда.
1632 г. Шейх Пир Шаттари.
1670 г. Юнус, сын Адама.
ХVIII век
1720 г. Мурад Шами.
1750 г. Шейх Мухаммед Джамал ад-дин Ансараи из Анатолии,
основатель ордена Джамалийа.
1765 г. Салим Абдали.
1790 г. Пир-и-Ду-Сара из Сармунского братства.
ХIХ век
1813 г. Мохаммед Асхар.
1818 г. Саид Сабир Али Шах.
1832 г. Шейх Каландар Шах из ордена Сухравардийа.
1846 г. Шейх Насир аль-Дин Шах.
1854 г. Саид Шах из ордена Кадирийа.
1860 г. Саид Имам Али Шах.
1864 г. Саид Мохаммед Шах (Джан-Фишан Хан).
1870 г. Авад Афифи Тунисский.
1881 г. Саид Кхаус Али Шах.
Обратно в раздел культурология
|