Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии

(от зарождения до эпохи Возрождения)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

УСЛОВИЯ , ВОЗМОЖНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНОСТИ

Значение достижений цивилизации для культуры древних сообществ

В жизни древних цивилизаций, в отмеченных выше и других отношениях, огромную роль сыграло появление письменности, зачатков науки (целенаправленного познания мира), а также – становление художественной деятельности в ее специализированной специфичности.

В мировоззрении древних людей продолжали доминировать мифы, легенды, верования. Однако они претерпели существенные изменения. То, что ранее было сказано о мифическом мире, как о мире освоенном (родоплеменной организацией людей), мире осмысленном, своеобразно понятом людьми, – в полной мере относится и к мифологии земледельческих речных цивилизаций. Но в них отдельные мифы складываются в более или менее стройные системы сказаний о богах и героях, о сотворении мира. При этом мифы, с одной стороны, становятся все более поэтизированными, с другой же – более логизированными, рационализованными.

В дополнение к мифам, и наряду с ними, в процессе освоения и осмысления окружающего мира появляется кое-что иное: элементы научных и научно-прикладных знаний. Так, в Древнем Египте жрецы обнаружили связи между разливами Нила и положениями небесных светил. Астрономические наблюдения позволили им предсказывать приближение трудных для египетского сельского хозяйства (а значит и для всей жизни египтян), засушливых лет. Строительство пирамид, храмов, дворцов, деление земельных участков, – все это продуцировало потребность в измерениях, вычислениях, в геометрических, и иных математических, и не только математических, знаниях. Успехи мумифицирования были бы невозможны без некоторых знаний анатомии человека и химических процессов.

Но знания мудрецов, их размышления не ограничивались тем, что было важно чисто прагматически. Во-первых, в ходе прикладного познания порождалась вообще любознательность. Во-вторых, шли размышления и о человеке, о его жизни и смерти, о его отношениях с богами и судьбой. В древних цивилизациях (что чрезвычайно существенно для культуры) впервые появляются идеи совершенствования человека и его жизни. Совершенствования и человеческого тела и духа. В Древнем Китае, Древней Индии наиболее очевидно это было выражено в религиозно-философских учениях даосизма, буддизма и в конфуцианстве. Йога, древнекитайский физический тренинг, психотренинг, боевые искусства, древняя медицина – представляли собой разные варианты

внешней и внутренней культуризации человека. Более того, в даосизме, но еще отчетливее в буддизме и конфуцианстве были уже прямо выражены мысли о значении нравственного совершенствования бытия.

Надо иметь ввиду, однако, что отмеченная “культуризация”жизни (хотя бы в намерении) воспринималась не как ее изменение, а напротив, – как проявление естественности, как результат сохранения в ней ритуально-традиционного, как реализация власти прошлого, опыта предков. Изобретения, новации, новые знания – старались представить в качестве уже известного, восстановления древнего опыта. Так, великий древнекитайский мудрец Конфуций ввел в активное употребление понятие “жень”– человеколюбие, присущее благородным мужам, чья нравственность ведет к уничтожению жестокости, грубости, “разбоя” и жадности. Конфуций призвал к нравственному совершенствованию посредством познания. Он говорил: не радостно ли учиться и постоянно совершенствоваться! Но познавать новое – предлагал через изучение старого (с опорой на авторитеты), а нравственно совершенствоваться, – сохраняя традиционные нормы и ритуальность поведения. В даосизме вообще сложилось подозрительное отношение к книжной мудрости и учености. Однако сами даосские мудрецы много размышляли и, стремясь к постижению Дао (правильного пути жизни), попутно обогащали знание о мире и человеке.

Таким образом, в Древних цивилизациях происходило развитие мышления, познания, накопление знаний, средств и форм их передачи. Это был процесс цивилизационный, во многом совпадавший с развитием собственно культуры. Огромной в этом смысле была роль письменности, например иероглифического письма в Древнем Египте и Древнем Китае, клинописного в Древней Месопотамии.

Сама по себе письменность порождается в связи с практическими потребностями. Ее появление – практично во всех отношениях. Наличие письменности – одно из важнейших условий и один из главнейших признаков цивилизованности. И именно письменность – лучший пример взаимосвязи между тем, что называется цивилизацией и собственно культурой. Она дает возможность дистантного общения между разными людьми и разными культурами. С ее помощью осуществляется хранение и передача духовного опыта, воплощение ценностей культуры и знаний о них в системы знаков, доступных для восприятия различными поколениями, в том числе и через тысячелетия. В Древних цивилизациях возникает не только письменность, но и формы ее культурного функционирования – библиотеки, архивы. В ассирийской столице Ниневии была библиотека, собрание более чем 30 тысяч глиняных табличек, на которых были записаны мифы, легенды, математические и медицинские тексты, справки и т. д. Письменность дала возможность как бы заново родиться устному народному творчеству. Создала условия для дальнейшего развития речи (и устной) и для рождения литературы, в том числе и художественной.

Пронизанность жизни художественно - эстетическим началом

Самостоятельное развитие художественных элементов в жизни людей – тоже характеризует культуру Древних цивилизаций. Когда в этой книге шла речь о первобытности, к слову искусство добавлялись слова “так называемое”, поскольку оно почти никак не реализовывалось самостоятельно: ни по замыслу, ни по восприятию, ни по функции. Только применительно к жизни древних цивилизованных сообществ впервые можно с уверенностью говорить об искусстве в значении этого слова, близком к нынешнему. Хотя, конечно, и это искусство весьма своеобразно, на наш взгляд, и связано в своем бытии с другими видами человеческой активности гораздо больше, чем современное. Во многом оно имело все же характер прикладного Но, будучи таковым, развилось до необычайной степени и, осуществляя прикладные функции, как бы попутно, стало собственно искусством, породив новые приемы, формы и возможности эстетического и художественного освоения мира.

Ведущим видом художественно-прикладного творчества во всех древних цивилизациях являлась Архитектура (или Строительство!), развитие которой было связано с верованиями, с культом мертвых и с умножением потребностей в жизненном комфорте. В грандиозных Египетских пирамидах, Великой Китайской Стене, разнообразных храмовых и дворцовых комплексах Древнего Египта, Древней Индии, Древней Месопотамии, Мезоамерики, и т. д. – всюду выявляется вертикаль, устремленность к Небу. Всюду в таких сооружениях выражены идеи величия власти и возросших сил человека данной цивилизации. Повсеместно архитектура совмещалась со скульптурой, выявлявшей разнообразие форм и стилей. Скульптурные изображения древности колеблются от фантастических животно-растительно-человекообразных (как в Древней Индии), до почти натуралистических в Древнем Египте, где стремление к точности воспроизведения вызывалось особенностями религиозного культа. В этой скульптуре и в самом строительстве храмов и жилищ, в их планировке, убранстве проявлялись и прикладной характер, конструктивность и декоративность, художественное мастерство.

Всю жизнь древних людей принизывало художественно-эстетическое начало. Оно проявлялось не только в грандиозности построек и памятников. Это, может быть в первую очередь, касалось развития ремесла, керамики, вазописи, мелкой пластики. Древние шеумеры овладели искусством чеканки и инкрустации. В Древнем Китае, где само письмо стало искусством, делали прекрасные вещи из фарфора, слоновой кости, металла. Поражают изяществом найденные в гробницах изделия древнеегипетских мастеров: украшения, туалетные принадлежности, золотая и серебряная посуда. Древние ремесленники были чрезвычайно искусны, хотя мастерство оставалось очень трудоемким, а инструменты – примитивными. Камень сверлили вручную сверлом с деревянной рукояткой, зажимая заготовку

между коленями и вращая сверло ладонями. Ремесленники украшали и предметы культа и знаки власти, и оружие, и мебель и музыкальные инструменты. Ткали великолепные ковры, изготавливали разнообразные ткани, одежда из которых усложнялась, эстетизировалась, разделившись на повседневную и парадную, праздничную.

Музыку древних трудно себе представить. Но она играла существенную роль, сопровождая, озвучивая праздники и торжественные церемонии. Духовые, ударные, щипковые инструменты – часто изображаются в древних рельефах и росписях, так же как и танцовщицы.

Постепенно развивалась и словесность. Выразительность, поэтичность древних текстов впечатляет и сегодня. Это уже настоящее искусство слова высокого уровня. Конечно, древность еще не знала собственно изящной литературы, музеев для наслаждения ценностями изобразительного искусства, концертных залов для слушания музыки. Эстетическое и художественное начало было вплетено в повседневную жизнь. Но это были уже явные и яркие проявления становящейся эстетической и художественной культуры, реализуемой в жизни центральной художественно-эстетической ценности – красоты.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.