Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Русский балет. Энциклопедия
Ш
ШАВРОВ Борис Васильевич
[3(16).8.1900, Петербург - 26.10.1975, Ленинград], артист, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1964). По
окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги Л. С. Леон-тьев, В. А.
Семёнов, С. К. Андрианов) в 1918-59 в Петрогр. (Ле-нингр.) т-ре оперы и
балета. В 1922-23 вместе с E. M. Люком гастролировал за рубежом. Первый
исполнитель партий: в балетах Ф. В. Лопухова - Иван-царевич
("Жар-птица", 1921), Принц ("Щелкунчик", 1929), Борис ("Болт", 1931);
Кули ("Красный мак", 1929, балетм. Лопухов, В. И. Пономарёв, Л. С.
Леонтьев), Фашист ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен), Л. В.
Якобсон, В. П. Чеснаков), Парис ("Ромео и Джульетта", 1940, балетм. Л.
М. Лавровский), Гико ("Гаянэ", 1942, балетм. Н. А. Анисимова, Пермь),
Вырин ("Станционный смотритель", 1955 балетм. Ю. Д. Воронцов и М. М.
Михайлов, спектакль ЛХУ). Партии:
Альберт, Дезире, Зигфрид, Колен, Жан де Бриен, Солор, Ба-зиль, фея
Карабос, Дроссель-мейер. Исполнитель партий в балетах, пост. М. М.
Фокиным:
Раб ("Исламей"), Эрос ("Эрос"), Амун ("Египетские ночи"), Арлекин
("Карнавал"). Др. партии:
Пленник ("Кавказский пленник", Ленингр. Малый т-р), Люсьен
("Утраченные иллюзии"), Асак ("Ледяная дева"). Виртуозно владел иск-вом
классич. танца, средствами драм. выразительности. Один из крупных
мастеров дуэтного танца. С его именем связан пересмотр трактовок многих
ролей. В последние годы сценич. деятельности исполнял мимич. партии:
Командор ("Лауренсия"), Красе. В 1929-75 преподавал в ЛХУ (в 1931-33
худ. рук.), один из инициаторов создания пед. и балетмейстерского
отделений. В 1946-70 репетитор Т-ра им. Кирова. Ученики: И. Д. Бельский,
Н. Н. Боярчиков, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, В. Г. Семёнов, Ю. В:
Соловьёв.
Лит.: Немченок Л., Б. Шавров. "ИиЖ". 1938, ј 6; Кремшевская Г.. Актер
бе'з дублера, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л.. 1977;
Михайлов М.. Молодые годы ленингр. балета. Л.. 197S;
Чернова Н.. От Гельцер до Улановой. М.. 1979; Федоренко Е., Приняв
эстафету. "СБ". mi. ј 5. Г. К). Брооскин.
ШАЙКЕВИЧ Андрей Анатольевич (19.10.1903, Петербург - 29.7.1972,
Париж), критик, историк балета. Сын А. Е. Шайкеви-ча, брат Н. А.
Тихоновой. В 1921 закончил единую трудовую школу в Петрограде и в тот же
год с семьёй эмигрировал. Жил сначала в Берлине, а с 1923 в Париже.
Получил технич. образование в Сорбонне. Работал по специальности, в
последние годы инженером-консультантом в фирме "Ве-стингауз". После 1945
выступал как балетный критик, постоянный обозреватель парижской
эмигрантской газ. "Русские новости", где вёл рубрику "Театр - музыка -
кинематограф". Дружил с Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, С. Лифарём,
Ж. Кокто. Ш. внимательно следил за хореогр. иск-вом своей родины, живо
откликался на крупнейшие события балетной жизни СССР; вёл переписку с
балетове-дами Н. П. Рославлевой, Ю. И. Слонимским, помогал собирать
материалы для книги "Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи"
(1971), проделав для этого большую изыскательскую работу. Идеалом
балерины для Ш. была О. А. Спесивцева, о к-рой он написал монографию.
Лучшим балетмейстером Ш. считал Б. Ф. Нижинскую, ценил иск-во Л. Ф.
Мясина, Дж. Баланчина, Дж. Роб-бинса, Лифаря, творчеству к-рого посвятил
книгу.
Соч.: Spessivtzeva Olga, magicienne envon-tee. P., 1954; Serge Lifar
et le destin du ballet de L'Opera, P., 1971.
Лит.: Тихонова Н., Девушка в синем. M., 1992. Г E Хуммаева.
ШАЙКЕВИЧ Анатолий Ефимович (псевдоним Аш) [3(15).3.1879, Петербург -
28.10.1947, Париж], балетный критик. Окончил юри-дич. ф-т Петерб. ун-та
(1901). В предреволюц. годы пом. присяжного поверенного, один из самых
ярких представителей петерб. богемы, постоянный посетитель
лит.-артистич. кабаре "Бродячая собака", клуба столичной художеств.
интеллигенции, друг Н. А. Бердяева, А. Л. Волынского, Б. Г. Романова, Н.
Н. Евреинова. Человек широкой культуры, эстет, коллекционер живописи и
антикварной мебели, Ш. был тонким ценителем и знатоком балета. Написал
совместно с Б. Г. Романовым и П. П. Потёмкиным сценарий балета
"Сольвейг" (на муз. Э. Грига, Петрогр. т-р оперы и балета, балетм. П. Н.
Петров, 1922). В 1918 эмигрировал. В 20-х гг. жил в Германии, затем во
Франции. Ш. - один из инициаторов создания Русского романтического т-ра
(1922-26). Сотрудничал в рус. эмигрантских изданиях "Театр", "Театр и
жизнь", "Жар-птица", "Русские новости", издатель (совм. с В. А.
Смолянским и Ю. П. Одарченко) альманаха "Орион". Во всех этих изданиях
выступал как балетный критик, частично - мемуарист. Идеалом танцовщика и
балетмейстера для него был С. Лифарь.
С о ч.: Е. А. Смирнова. "Т", Берлин. 1922, ј 5; Петерб. катакомбы,
посвящается Борису Романову, там же, 1922. ј 14; Помрачение Терпсихоры,
"Т-р и жизнь". 1922. ј 8; Светлый луч в темном царстве. Pvc. романтич.
т-р. "Жар-птица". 1923. ј К); Петерб. богема (М. А. Кузмин). "Орион",
Париж, 1947; то же, "Рус. лит-ра", Париж. 1991, ј 2; Мысли о совр.
балете, "Орион", 1947; Mythologie de ballet de Vigano a Lifar. P., 1939.
Лит.: Тихонова Н.. Девушка в синем. М.. 1922. Н. Л. Дунаева.
ШАЛОМЫТОВА Антонина
Михайловна (14.3.1884 - 1.1.1957), артистка, педагог. Засл. деят.
иск-в Чуваш. АССР (1947). Герой Труда (1925). В 1893-1903 училась в
Моск. театр. уч-ще (педагог Н. П. Домашёв), в 1905 окончила годичные
курсы при Малом т-ре (педагог А. П. Ленский). В 1901-33 в Большом т-ре,
где исполняла мимич. партии: Мать ("Жизель"), Марцелина ("Тщетная
предосторожность"). С 1910 преподавала сценич. движение, танцы в 3-й
студии МХТ совм. с В. В. Лужским, в 1911-13 - на драм. курсах А. И.
Адашева. В 1915 работала в студии М. М. Мордкина, с 1917 возглавляла её,
изменив назв. на "Пантомима и танец". В худож. программе студии - поиск
новых принципов синтеза пантомимы и классич. танца, попытка замены
условной пантомимы пантомимой классич. танца; собств. классич. танцу
отводилось подчинённое место. Критика отмечала дилетантизм исполнителей
и балетмейстера. В 1921 по инициативе Ш. произошло объединение студии
"Пантомима и танец" со студиями И. С. Черне-цкой и Н. С. Греминой, и на
их основе было создано первое рус. высшее хореогр. уч. заведение - Гос.
высшие хореогр. мастерские (при этом продолжалась их самостоят.
деятельность). В 1924 студия "Пантомима и танец" прекратила самостоят,
существование и присоединилась к хореогр. отд. Моск. театр. техникума
им. А. В. Луначарского. В 1919-20 Ш. преподавала в первой Гос. школе
кинематографии, в 1921-28 - в Камерном еврейском т-ре, Т-ре Революции, в
1933 - в Центр, техникуме театр. иск-ва (ЦЕТЕТИС), в 1935-47 - в Театр.
уч-ще им. М. С. Щепкина, в 1947-53 - в Школе-студии при МХАТ. С 1946
возглавила кафедру сценич. движения в ГИТИСе (проф. с 1940).
Лит.: Смолянская Н., У истоков высшего хореогр. образования, "СБ",
1985, ј 6. Н. Н. Чернецова.
ШАМШЕВА Марина Николаевна
(р. 22.10.1918, Петроград - 17.8.1991, Ленинград), артистка, педагог.
По окончании ЛХУ (педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1937-57 в Т-ре
им. Кирова. Классич. танцовщица. Партии:
Мирта ("Жизель"), феи Смелости, Бриллиантов, Сапфиров ("Спящая
красавица"). Цветочница, Повелительница дриад и Уличная танцовщица ("Дон
Кихот"), Злюка и фея Осени ("Золушка"), Царица вод ("Конёк-Горбунок"),
Вакханка ("Вальпургиева ночь"). В 1940 окончила пед. отд. ЛХУ. В 1940-41
вела уроки классич. танца в мужских классах ЛХУ, в 1955-57 ассистент в
классе усовершенствования в Т-рс им. Кирова, репетитор балета "Легенда о
любви" (балетм. Ю. Н. Григорович). В 1962-72 педагог-репетитор Ленингр.
Малого т-ра. Работала в т-рах Вены и Амстердама.
И. В. Ступников.
ШАПОВАЛОВ Игорь Алексе евич (р. 3.12.1945, г. Джалал-Абад, Киргизия),
артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1985). В 1961 окончил
Фрунзенское муз.-хореогр. уч-ще (педагоги У. Сарбагишев, С.
Абдужа-лилов), в 1963 - Пермское хореогр. уч-ще (педагоги Л. В. Асауляк,
Ю. И. Плахт). В 1963- 89 в Пермском т-ре. Характерный танцовщик. Первый
исполнитель партий: в пост. М. М. Газиева - Дирижёр ("Берег надежды",
1963), Чёрт ("Сотворение мира", 1974); Н. Н. Боярчикова - Тибальд
(1972), Сильвио ("Слуга двух господ", 1976), Харон ("Орфей и Эврндика".
1977). Др. партии: Антонио ("Испанские миниатюры"). Тореадор
("Кармен-сюита"), Нурали; Абдерах-ман ("Раймонда"), Эспада ("Дон
Кихот"), Ганс ("Жизель"), Визирь ("Легенда о любви"), Гармодий
("Спартак"), герцог Букингем ("Три мушкетёра"), Сен-Жермен ("Три
карты"); исполнял характерные танцы. С нач. артистич. деятельности
выступает и как балетмейстер. Ставил танцы в операх, конц. номера.
Балетмейстер массовых театр, действ и фестивалей в Москве, Берлине, а
также на Кубе, в Индии. В 1967- 85 преподавал нар.-сценич. танец в
Пермском хореогр. уч-ще. В 1986 первый педагог курсов нар.-сценич. танца
в Париже. С 1989 гл. балетм. и худ. рук. "Московского балета на льду".
га", "МЖ". 1977. ј 11; И в а н о в В., Четыре часа аплодисментов. "СБ".
198S. ј 2.
Н. М. Садовский.
ШАТИЛОВ Константин Васильевич (р. 5.11.1924, Ленинград), артист,
балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1985). Учился в ЛХУ до
1942 (педагоги Л. С. Петров, А. А. Писарев, А. И. Пушкин). Участник Вел.
Отеч. войны. Окончил уч-ще в 1947 (педагог Б. В. Шавров). В 1947-65 в
Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Арлекин ("Медный всадник".
1949, балетм. Р. В. Захаров), Шприх ("Маскарад", 1960, балетм. Б. А.
Фен-стер), Баян ("Клоп", 1962, балетм. Л. В. Якобсон). Др. партии:
Евгений, Вацлав, Дезире, Голубая птица и фея Карабос, Зигфрид, Меркуцио,
Жан де Бриен; Яго ("Отелло"), Принц ("Золушка"), Актёр ("Пламя Парижа"),
Ли Шанфу; в миниатюрах "Слепая", "Вечная весна" (спектакль
"Хореографические миниатюры"), Панталоне ("Карнавал"), Гамаш ("Дон
Кихот"). В 1970-73 гл. балетм. Новосибирского т-ра и педагог классич.
танца Новосибирского хореогр. уч-ща. В 1957- 66, 1969-70 и с 1973
педагог ЛХУ, где подготовил первую чуваш. балетную труппу. В 1966-69
руководил Каирской балетной школой, одновременно -
балетмейстер-репетитор в Каирском т-ре; перенёс на его сцену балеты
"Жизель", "Щелкунчик" (хореография В. И. Вайнонена). Пост. в собств.
ред. "Щелкунчик" (1972, Гос. опера, Берлин).
Лит.: Ш м ы p о в а Т., До Будапешта и Вены, "СБ". 19S5. ј 3. И. R.
Ступников.
ШАТИН Анатолий Васильевич
[29.6(12.7). 1904, Москва - 9.1.1972, там же], артист, балетмейстер,
педагог. Окончил Моск. хореогр. техникум. С 1923 в моек. "Молодом
балете". В 1933 один из организаторов моек. танц. школы и т-ра "Остров
танца" в Центр. парке культуры и отдыха им. М. Горького (рук. в
1937-41). В 1943-45 работал в Кызыле, где участвовал в создании театр.
уч-ща и тувинского нац. т-ра. В 1945 организатор и преподаватель (до
1950) хореогр. курсов в Пхеньяне (КНДР). Преподавал на балетмейстерском
отд. ГИТИСа (с 1962 проф.). Пост.: в Моск. т-ре балета для детей -
"Золушка", "Мойдо-дыр", "Макс и Мориц" Б. Фомина, "Мурзилка" (все - 2-я
пол. 20-х гг.); в т-ре "Остров танца" - "Волшебная флейта" Р. Е. Дриго
(1934, совм. с Е. В. Яворским), "Танцы народов советской страны" (1937),
"Красавица Радда" Б. В. Асафьева (1938), "Жизель" (1939), "Лауренсия"
(1940, ген. репетиция). Осуществил пост. корейского балета на совр. тему
- "Навечно своей земле" (1949).
Лит.: Нсмченко Н..О нашей школе и т-ре "Остров танца", "СБ". 1991, ј
4.
Л. С. Иванов.
ШВЕЦОВ Игорь Александрович
(1904, Петербург - 28.10.1982, Нью-Йорк), артист, балетмейстер,
педагог. Учился в ЛХУ (педагоги В. И. Пономарёв, А. А. Фёдорова). В кон.
20-х гг. выступал на Украине с разл. труппами, в 1930-31 в Китае, затем
в Буэнос-Айресе, Гааге, Берлине, Париже ("Опера комик") и в 1932-35 в
труппе Б. Ф. Нижин-ской, в 1936-37 в опере Монте-Карло. в 1939-41 в
труппе "Ори-жиналь балле рюс". С 1941 жил в США. Неоднократно открывал
балетные школы: в 1933 в Гааге, в кон. 30-х гг. в Лондоне, с 1949 в
Нью-Йорке, где в 1949-50 работал в школе "Балле рюс де Монте-Карло", в
1956-62 в школе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). В 1945 создал труппу "Балет
юности" в Рио-де-Жанейро, в 1953 организовал и руководил труппой в
Нью-Йорке. Пост.: "Вечная борьба" (на муз. Р. Шумана, 1940, "Орижиналь
балле рюс", Сидней), "Красный мак" (1943, в одном акте, "Балле рюс де
Монте-Карло", Нью-Йорк), "Concerto dansante" на муз. К. Сен-Санса (1945,
"Балет юности", Рио-де-Жанейро). Автор книги воспоминаний "Борзой"
("Borzoi", L., 1935).
Е. И. Суриц.
ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Пекен (Пейкам) (наст. имя и фам. Пьер Бриссоль)
(гг. рожд. и смерти неизв.), франц. танцовщик, сценарист, хореограф.
Родом из Бордо. В нач. 1770-х гг. работал в Лионе, затем выступал в
Королевской академии музыки в Париже, в Бордо, в 1795 пост. неск.
балетов в Гамбурге. По контракту (1 апр. 1798) приехал работать в
Петербург, 9 нояб. 1799 по протекции Высочайшим указом назначен "отныне
и впредь навсегда быть сочинителем балетов". И. И. Вальберх писал о
Ш.-артисте, что он "танцует почти без рук, вертится как сумасшедший и
даже по временам язык высовывает". Как балетмейстер Ш. за два с
половиной года пребывания в Петербурге поставил множество балетов, в т.
ч. "Жертвоприношение Амуру" на сб. муз., "Похищение", "Нимфы и охотник"
(все 1798), "Приезд Фетиды и Пелея в Фессалию" Дж. Сарти с фрагментами
музыки Фонбрюна. "Брак Фетиды и Пелея" Париса, "Возвращение Полиорцета"
В. Мартин-и-Солера
(все 1799), "Врач сумасшедших". "Деревенская героиня" Дюкенуа,
"Любовная страсть Флоры и Зефира" Дж. Сарти (в Гатчине), "Арианна,
покинутая Тезеем на острове Наксосе" Мартин-и-Солера (все 1800), балеты
при операх "Эдип в Колоне" Саккини (1799), "Панюрж на острове Фонарей"
А. Гретри (1800), "Гастон де Фоа" (1801). Ш. - автор сценариев балетов
"Разбойники", "Ага-токл". Отсутствие серьёзного содержания в балетах Ш.
восполнялось роскошью оформления. Танцы были невыразительны, уровень их
музыкальности был невысок. Ш. чаще предшественников применял в балетах
музыку разных авторов. Программы его спектаклей отмечены небрежением к
исполнителям, к-рых называли то по фамилиям, то по именам. то по
прозвищам. В 1801 Ш. получил 2000 рублей, чтобы ангажировать в Париже
новых артистов. Там он узнал о трагич. смерти императора и предпочёл в
Россию не возвращаться.
Лит.: Архив Дирекции Ими. Театров, Отд. 2-3. в. 1. СПб.. 1S92; Валь б
e p x И., Из архива балетмейстера. М.-Л., 194S; Г л у ш -к о веки и А.
П., Воспоминания балетмейстера. Л. - М.. 1940: Красовская В..
Западноевропейский балетный т-р. Очерки истории. Преромантизм. Л., 19Х3;
Mooser R.-A.. Annales de la musique et iles musiciens en Russie au
XVIII-me siecle, t. 3. Gen.. [195l].
Г. И. Добровольская.
ШЕИНА Светлана Константиновна (р. 26.12.1918, Одесса), артистка.
Засл. арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в Польши (1981). По окончании
ЛХУ (педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1938-59 в Ленингр. Малом
т-ре. Ш. - классич. балерина лирико-драм. амплуа. Дебютировала в партии
Мадлон ("Фадетта"). Расцвет творчества связан с деятельностью
балетмейстеров, работавших в 40-50-е гг.: Б. А. Фенсте-ром, Л. М.
Лавровским, В. А. Вар-ковицким, Н. А. Анисимовой. Первая исполнительница
партий:
Клариче ("Мнимый жених", 1946, балетм. Фенстер), Марья-краса
("Чудесная фата", 1947, балетм. Анисимова), Танечка ("Доктор Айболит",
1948, балетм. Фенстер и Г. И. Исаева), Царевна
("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", 1949, балетм.
Фенстер, А. Л. Андреев), Лена ("Юность", 1949; Гос. пр. СССР, 1950),
Лиза ("Барышня-крестьянка", 1951), Франциска ("Голубой Дунай", 1956; все
балетм. Фенстер). Др. партии: Поповна ("Сказка о попе и о работнике его
Балде"), Магуль ("Ашик-Кериб"), княжна Нина ("Кавказский пленник"),
королева Рената ("Двенадцать месяцев"), Медора. Творческой манере Ш.
присуща лёгкая комедийность, характеристики героинь лишены резких,
контрастных красок. Созданные Ш. образы проникнуты женственностью и
лиризмом. В 1969-70 педагог-репетитор Каирской балетной школы и
Каирского т-ра, где поставила Гран па из балета "Пахита". Пост. также
балеты в Москве, Воронеже, Куйбышеве, Кишинёве, Риге, Таллине, Харькове.
Лит.: К p e м ш e в с к а я I., С. Шеина. К 20-летию еценич.
деятельности, "ТЛ", 1959, ј 37; Три года с Варшавским балетом, "Польша".
19SO. ј 2. М. В. Коршунова.
ШЕЛЕСТ Алла Яковлевна (р. 26.2.1919, Смоленск), артистка,
балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ
(педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1937-63 в Т-ре им. Кирова.
Выдающаяся балерина драм. и трагедийного дарования. Первая
исполнительница партий:
Оксана ("Тарас Бульба", 1940, балетм. Ф. В. Лопухов), Злюка
("Золушка", 1946, балетм. К. М. Сергеев; Гос. пр. СССР, 1947), Эгина
(1956, балетм. Л. В. Якобсон). Ш. исполняла обширный классич. репертуар:
Одетта- Одиллия; Аврора и фея Сирени;
Жизель и Мирта ("Жизель"), Раймонда, Никия; Уличная танцовщица ("Дон
Кихот"), Царь-девица ("Конёк-Горбунок"). Наиболее полно актёрские
возможности Ш. раскрылись в совр. репертуаре. Образы, созданные
балериной, привлекали масштабностью чувств, порой противоречивых,
интеллектом, внутренней силой, нередко героич. пафосом. Крупные
актёрские удачи Ш. - Лау-ренсия, Зарема, Гаянэ, Злюка.
Для Ш. характерны строжайший отбор деталей, скрупулёзная выверенность
еценич. рисунка роли, отточенность движений. достигаемые прежде всего
самостоят. работой, пластич. режиссурой собств. ролей. Не полагаясь на
импровизацию, на непосредственно возникавшие на сцене стихийные
эмоциональные импульсы, она воспроизводила в спектакле найденное на
репетиции.
Особенно были близки Ш. спектакли Якобсона, лучшая партия- Эгина.
Актриса создала образ сильной, властной, коварной и обольстительной
куртизанки. Отсутствие в спектакле пальцевой техники сосредоточило
внимание балетмейстера и исполнителей на собственно пластич.
выразительности. Ш. достигала здесь скульптурной завершённости движений
и психологич. насыщенности жеста. Огромная внутренняя сила, затаённая
страстность прочитывалась в другом шедевре Ш. - миниатюре "Вечный идол"
("Хореографические миниатюры"). Исполняла партии в балетах, пост. Ю. Н.
Григоровичем: Катерина и Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"),
Мехменэ Бану. Др. партии: Сюимбике (Гос. пр. СССР, 1951), Татьяна
("Татьяна"), Девица-краса ("Весенняя сказка"), Джульетта; Хасинта
("Лау-ренсия"). Параша и Царица бала ("Медный всадник"), баронесса
Штраль ("Маскарад"), Мирейль де Пуатье ("Пламя Парижа"), Невольница
("Корсар"), Натэлла ("Сердце гор"), Клеопатра ("Египетские ночи"),
прелюд и 7-й вальс ("Шопениана"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), в
миниатюрах "Слепая" и "Поцелуй" ("Хореографические миниатюры").
Исполнила на творч. вечере одноактный балет "Перекрёсток" (1989, балетм.
Р. Ю. Вагабов). В 1952-55 преподаватель классич. танца в ЛХУ. В 1959-63
педагог, в 1976-78 балетм.-репетитор Т-ра им. Кирова. В 1970
педагог-репетитор Будапештского т-ра, в 1971 - в "Атер-балет"
(Реджо-Эми-лио, Италия), в 1973-76 в хореогр. студии Ленингр. ДК им. С.
М. Кирова. В 1981 балетм.-репетитор т-ра "Ванемуйне" (Тарту), в 1989 -
Ленингр. балетного т-ра под рук. Б. В. Бланкова. В 1965-70 преподаватель
кафедры режиссуры балета (курс - мастерство балетмейстеров) в Ленингр.
коне. В 1970-73 гл. балетм. Куйбышевского т-ра. Пост. (совм. с
Вагабовым): "Лебединое озеро" (1971), "Семь красавиц" (1972). В качестве
балетмейстера работала в разл. отечеств, т-рах и за рубежом, ставила
конц. номера.
Снималась в кинофильмах-концертах "Концерт мастеров искусств" (1952)
и "Хореографические миниатюры" (1960). Исполнила эпизодич. роли с
танцами в худож. фильме "Бумажные глаза Пришвина" (1989).
Со ч.: Шекспир в моей жизни, "Т", 1964, ј 4; Диалектика педагогики,
"ТЖ", 1979, ј 11; Академия танца, "СБ", 1982, ј 5; Сопричастность,
"Нева", 1988, ј 9.
Лит.: Львов-Анохин Б., А. Шелест, М., 1964; его же, А. Шелест, "СБ",
1989, ј 1; К p а с о в с к а я В., А. Шелест, "ИиЖ", 1941,ј3; Прохорова
В., Одухотворенная пластика, "ТЖ", I960, ј 16; У л а н о в а Г., А.
Шелест, "Т", 1962, ј 11; Л у ц к а я Е., А. Шелест - Клеопатра, "СМ",
1963, ј 4;
Гире С., Юбилей А. Шелест, "Т", 1968, ј 6;
Прохорова В.,В честь А. Шелест, "ТЖ", 1983, ј 20; Ч e p к a ce к и и
Д., Записки балетомана, М., 1994. А. А. Соколов-Каминский
ШЕЛКОВ Валентин Иванович
[10(23).9.1906, Одесса - 23.12.1980, Ленинград], артист, педагог.
Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1956), Кирг. ССР (1956), Башк. АССР
(1957), Чуваш. АССР (1966), РСФСР (1967). По окончании ЛХУ (педагог А.
И. Пушкин) в 1933-34 в Ленингр. Малом т-ре, с 1934 классич. танцовщик в
Свердловском т-ре, педагог и директор Свердловского хореогр. уч-ща. В
1951-76 педагог классич. танца и директор ЛХУ. Ученики: К. Бруднов, Н.
А.
ДОЛГУШИН. И. В. Ступников.
ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович [28.6 (9.7). 1751-2 (14).1.1809, Москва],
театр, деятель. Директор имп. т-ров (с 1799). Владелец и рук. одного из
первых и лучших крепостных т-ров в России, музыкант-любитель.
Представитель одной из знатнейших и богатейших семей в России,
славившейся своими культурными традициями и пристрастием к иск-вам, Ш.
получил хорошее общее образование, а также серьёзно обучался музыке и
танцам, играл на виолончели, принимал участие в любительских, домашних и
придв. спектаклях, в т. ч. балетных; в 14 лет исполнял партию Гименея в
алле-горич. балете "Ацис и Галатея". В нач. 1770-х гг. совершил
заграничное путешествие, в к-ром особое внимание уделил знакомству с
театр.-муз. жизнью Парижа. Возвратившись, служил при "малом" дворе
наследника престола Павла, где часто устраивались любительские
спектакли. В 1777 вернулся в Москву и занялся устройством домашнего
крепостного т-ра, организованного его отцом П. Б. Шереметевым. Был гл.
рук. и пост. большинства драм. и оперно-балетных спектаклей: подбирал
репертуар, находил актёров, следил за их обучением, вникал во псе
тонкости декоративно-живописного оформления. В 1790 Ш. задумал построить
в Москве на Никольской ул. "Дворец искусств" с огромным т-ром внутри (не
осуществлён). В уменьшенных размерах эта идея была воплощена в усадьбе
Останкино в 1792-98. Всего за годы существования т-ра Ш. пост. более ста
спектаклей, являвшихся в основном новинками для рус. сцены; почти
половина из них - оперы (итал., франц. и pvc. композиторов), в к-рых
имелись вставные балетные сцены и дивертисменты; затем было поставлено
20 самостоят. балетов разных жанров и направлений. Ш. разделял
реформаторские взгляды Ж. Ж. Новера, и на его сцене среди прочих шли
пантомимные балеты (трагич. и комич.), в т. ч. и самого Новера:
"Аннетта и Любен" (1787), "Медея и Язон" (1792), пост. его
последователями Дж. Соломони и Чианфанелли. Ученик Новера Ле Пик обучал
одно время лучших танцовщиков труппы Ш. В 80-е - нач. 90-х гг. балетная
труппа Ш. насчитывала ок. 40 танцовщиков и танцовщиц.
Лит.: Шереметев С. Д.. Отголоски XVIII в., в. 2, М., 1896; его же.
Столетние отголоски, [в. 1-3], M., ГЮ1-03; Станюкович В. К., Домашний
крепостной т-р Шереметевых XVIII в.. Л., 1927; Елизаров а Н. А., Т-ры
Шереметевых, М., 1944;
ЛепскаяЛ. А., Останкинский т-р. Предыстория. Замысел. Воплощение, в
сб.: Новые материалы по истории рус. культуры. М.. 1987. Л. М.
Старикова.
ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ Наталия Евгеньевна [р. 10(23).2.1917, Петроград],
балетовед. Канд. иск-ведения (1972). Окончила ЛХУ (педагог А. Я.
Ваганова, 1935) и театроведч. ф-т ГИТИСа (1959). В 1935-44 артистка
Ленингр. Малого т-ра, в 1945-49 - Ансамбля нар. танца СССР. В
1964-77 науч. сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва). Автор работ по
проблемам разл. хореограф. жанров (балет, нар. танец и эстрадный танец).
Соч.: Чайки в полёте, "Т", 1959, ј11;
Четвёртая Ленинградская, там же, 1977, ј2; Молодые балетные т-ры, в
сб.: Сов. балетный т-р. 1917-1967, M., 1976; Танец на эстраде, в сб.:
Русская сов. эстрада, т. 1-3, M., 1976-81; Зрелость молодости, "Т",
1980, ј 4; Вокально-хореографическая симфония А. Петрова "Пушкин", "МЖ",
1980, ј 4;
Голейзовский на эстраде, в сб.: К. Голейзов-ский, М., 1984; Танец на
эстраде, М., 1985;
Эстрада и балет: взаимосвязь и взаимовлияния, "СБ", 1987, ј 3;
Возрождение фокинской комедии, "СБ", 1988, ј 3; М. Дроттнерова, "СБ",
1991, ј 4; Год 1933: снова в Большом, "Б", 1992, ј 5-6.
ШЕРМАН Исай Эзрович [29.5(11.6).1908, Киев-13.6.1972, Ленинград],
дирижёр, педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1931 окончил Ленингр. коне.
(педагоги Н. А. Малько и А. В. Гаук). В 1930-37 и 1945-49 дир. Ленингр.
Малого т-ра, в 1937-45 - Т-ра им. Кирова, в 1957-67 гл. дир. Т-ра им.
Джалиля, Горьковского т-ра. Петрозаводского муз. т-ра. Дирижёр балетов:
"Арлекинада" (1933), "Коппелия" (1934, оба Ленингр. Малый т-р, балетм.
Ф. В. Лопухов), "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В. М.
Чабукиани), "Ромео и Джульетта" (1940, там же, балетм. Л. М.
Лавровский). Преподавал в Ленингр., Казанской и Горь-ковской
консерваториях.
И. В. Ступников.
ШЕРСТНЕВА Елена Анатольевна (р. 20.2.1957, Ленинград), артистка. По
окончании ЛХУ (педагоги Л. М. Тюнтина, И. Г. Генс-лер) с 1975 в Т-ре им.
Кирова. Характерная танцовщица. Партии: Уличная танцовщица и Мерседес
("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"), Зарема; Анна Андреевна ("Ревизор"),
Мэдж ("Сильфида"), фея Карабос; Молодая цыганка ("Каменный цветок"),
Испанская принцесса ("Золушка"); исполняет характерные танцы в балетах
"Лебединое озеро", "Раймонда", "Болеро", "Корсар", "Бахчисарайский
фонтан", "Щелкунчик" и в операх.
Лит.: Романовская Э., Петерб. балерина, "Моск. наблюдатель", 1993, ј
1;
Гаевский В., Моск. постскриптум, там же. И. В. Ступников.
"ШЕХЕРАЗАДА" ("Scheherazade", "Sheherazade"), балеты по мотивам
арабских сказок "1001 ночь" на муз. одноим. симф. сюиты И. А.
Римского-Корсакова. 1) Хореогр. драма ("персидская сказка") в 1 действии
(по мотивам "Рассказа о царе Шахриаре и его брате" из "Сказок 1001
ночи"), сцен. А. Н. Бенуа, балетм. М. М. Фокин. 4.6.1910, Рус. сезоны,
парижская Опера, худ. Л. С. Бакст (декорации и костюмы), В. А. Серов
(занавес), Б. И. Анисфельд (худ.-исполнитель), дир. Н. Н. Черепнин;
Зобеида- И. Л. Рубинштейн, Негр, раб Зобеиды, - В. Ф. Нижинский,
Шахрияр-А. Д. Булгаков, шах Земан - Киселев. 14.6.1911, артисты Рус.
имп. балета "Уинтер Гарден", Нью-Йорк, балетм. Ф. М. Козлов (по Фокину),
худ. Г. И. Голов (декорации), В. В. Дьячков, И. Науй-окайтис, О.
Лебедева, М. де Мёлль (костюмы). 5.1.1993, "Дягилевъ центръ" на сцене
Мариин-ского т-ра, хореогр. Фокина, возобн. И. Фокиной и А. М. Лиепы,
декорации Бакста, возобн. А, И. Нежного, дир. А. Чистяков; Зобеида - И.
М. Лиепа, Негр-В. Яременко, Шахрияр- М. Л. Лавровский (с 28.5.1994 - в
репертуаре Мариинского т-ра). 2) Балет в 4 картинах, сцен. и балетм. Л.
А. Жуков. 16.12.1923, Большой т-р, худ. М. М. Сапегин, дир. Н. С.
Голованов; Шехеразада - М. Р. Рейзен, Шах - Булгаков, Князь - Жуков. 3)
Балет в 4 картинах, сцен. Н. Д. Волков. 31.12.1944, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер, худ. Б.
И. Волков, дир. С. А. Самосуд; Синдбад - А. А. Клейн, Гюльнара - М. С.
Сорокина, Визирь - А. Р. Томский, Военачальник - А. С. Тольский. 1959,
там же, возобн. 4) Балет в 4 актах с прологом и эпилогом, сцен. А. Г.
Хандамирова. 17.6.1950, Ленингр. Малый т-р, балетм. Н. А. Анисимова,
худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. Э. П. Грикуров; Шехеразада-Т. Н. Успенская,
Шахрияр - В. А. Поплавокий, Фстна - Н. Р. Мириманова, Фариз - Н. Л.
Морозов. 1969, там же, возобн. В разл. вариантах балет пост. в др.
городах России (в скобках фамилии балетмейстеров): Чкалов (1955, А. Д.
Гулеско), Воронеж (1961, Т. Е. Рамонова). В. А. Кулаков.
ШИКАРЕВА Наталья Дмитриевна (р. 22.2.1953, Ленинград), артистка. По
окончании ЛХУ (педагог И. А. Трофимова) с 1971 в Куйбышевском т-ре.
Партии:
Одетта-Одиллия; Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"),
Жизель; Гамзатти ("Баядерка"), Китри, Мария, Сюимбике. Эмоциональную
непосредственность и живость сочетает с клас-сич. ясностью и
выверенностью линий танца. Ярко раскрылась в пост. И. А. Чернышёва: Шура
("Гусарская баллада", 1980, первая исполнительница). Маша ("Щелкунчик"),
Октавия ("Антоний и Клеопатра").
Лит.: Яковлева Е., Все рождается сию минуту, "ТЖ". 1982, ј 3.
А. А. Волынкина.
ШИПУЛИНА Людмила Валентиновна (р. 3.4.1956, г. Родники Ивановской
обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1985). По окончании Пермского
хореогр. уч-ща (педагог Г. К. Кузнецова) в 1973-90 в Пермском т-ре.
Первая исполнительница партий: Марина Мнишек
("Царь Борис", 1975, балетм. H. H. Боярчиков), Сильвия ("Сильвия",
1982, балетм. Г. Д. Алексид-зе), Айша и Иранская прекраснейшая ("Семь
красавиц", 1984), Эгина (1986, обе балетм. В. Н. Салимбаев), Пиаф ("Эдит
Пиаф", 1989, балетм. В. М. Хинганский). Др. партии: Одетта-Одиллия,
Аврора и фея Сирени; Жизель и Мирта ("Жизель"), Китри, Уличная.
танцовщица и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Фея ("Золушка"),
Соблазнительна ("Блудный сын"). Природна. выразительность и
музыкальность позволяют Ш. создавать тонкие психологич. образы
лирико-драм. содержания. С 1991 в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Дан-ченко. Партии: Одетта-Одиллия; Сильфида ("Шопениана"),
Китри; Солистка ("Призрачный бал", 1995, балетм. Д. А. Брянцев, первая
исполнительница), Сильфида ("Сильфида"), Жизель;
Солистка ("Лебединая песня").
Лит.: Коробков С., Л. Шипулина, "СБ". 1987. ј 3. С. Н. Коробков.
ШИРИПИНА Елена Васильевна [26.10(8.11).1910, Петербург - 11.5.1981,
Ленинград], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1955),
засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в
1926-45 в Т-ре им. Кирова. С 1931 педагог классич. танца нац. и
основного отд. старших и выпускных классов ЛХУ. Ученицы: С. Д.
Адырхаева, Л. П. Морковина, М. А. Сабирова, Т. Г. Терехова. В 1934-41
ассистент Вагановой на пед. отд. ЛХУ. В 1944-68 репетитор и педагог
класса усовершенствования Т-ра им. Кирова.
И. В. Ступников.
ШИРОКОВ Виктор Георгиевич [р. 11(24).11.1914, Саратов], дирижёр.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1945 окончил Саратовскую коне. С 1938
концертмейстер и дир.-стажёр, с 1947 дир. Саратовского т-ра. В 1962- 78
-в Т-ре им. Кирова. Под муз. руководством Ш. пост. балеты "Далёкая
планета" Б. С. Майзеля (1963, балетм. К. М. Сергеев), "В порт вошла
"Россия"" В. П. Соловьёва-Седого (1964, балетм.
Р. В. Захаров), "Страна чудес" И. И. Шварца (1967, балетм. Л. В.
Якобсон), возобновлён ряд спектаклей. И. В. Ступников.
ШИРИЕВ Александр Викторович
[29.8(10.9). 1867, Петербург - 25.4.1941, Ленинград], артист,
педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республики (1921). В 1877-81 исполнял
роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. По окончании балетного
отд. Петерб. театр. уч-ща (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А.
Гердт, П. К. Карсавин) с 1885 в Мариин-ском т-ре. Выдвинулся как
характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере
балета "Щелкунчик" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную
акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в
балете "Млада". Актёрское дарование Ш. проявилось в ролях злодеев, а
также комедийных: фея Карабос; Абде-рахман ("Раймонда"), Марселина
("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр
("Арлекинада"). С 1896 Ш. фактически был пом. балетмейстера; в 1901,
после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет "На перепутье"
И. И. Армс-геймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы рус.
танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер
за рубежом. Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса
характерного танца. В 1905 Ш. был уволен, что вызвало протест балетной
труппы Мариин-ского т-ра. Вернулся в т-р только после Окт. революции. В
1919-21 - репетитор ГАТОБа. С 1918 вёл класс характерного танца в ЛХУ
(имя Ш. присвоено уч. т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым
и А. И. Бочаровым кн. "Основы характерного танца" (1939).
Лит.: Бродерсон Ю., А. В. Ширяев, "РиТ", 1925, ј22; Красовская В.,
Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963;
Памятные даты, "ТЛ", 1967, ј 19.
В. М. Красовская.
ШИШКОВ Матвей Андреевич [1831 или 1832, Москва - 5(17).6.1897,
Петербург], художник т-ра. Учился в Моск. Строгановском уч-ще, занимался
также у Ф. X. Шеньяна, с 1849 работал у него в качестве пом. декоратора.
С 1852 жил в Петербурге, где работал под рук. A.A. Роллера. С 1857
декоратор при Дирекции петерб. имп. т-ров. Академик декорационной
живописи АХ (1869). В Мариинском т-ре исполнял декорации по эскизам
Роллера, А. Бредова, принимал участие в поактном оформлении спектаклей
(преим. М. И. Петипа): "Бабочка" (1874), "Приключения Пелея" (1876),
"Баядерка" (1877), "Роксана, краса Черногории"
(1878; Большой т-р, Москва), "Дочь снегов" (1879), "Млада" (1879),
"Зорайя, мавританка в Испании" (1881; вариант - 1883, Большой т-р),
"Волшебные пилюли" (1886), "Кипрская статуя" (1883; вариант - 1888,
Большой т-р), "Своенравная жена" (1885), "Талисман" (1889), "Золушка"
(1893; вариант - 1898, Большой т-р). Один из ведущих рус. декораторов
1860-70-х гг., Ш. был специалистом в области архитектурных декораций.
Его лучшие работы отличаются археологич. точностью и историч.
достоверностью, несмотря на суховатость исполнения и нек-рую пестроту
колорита. К наибольшим удачам Ш.-декоратора относится оформление 3-го
действия и апофеоза ("Эспланада Версальского дворца") первой пост.
"Спящей красавицы" (1890, Мариинский т-р). В 1876-92 преподавал в классе
театр.-декорационной живописи в АХ (проф. с 1884); ученики: К. М.
Иванов, П. Б. Ламбин, О. К. Аллегри.
Лит.: Давыдова М. В., Очерки истории рус. театр, -декорац. иск-ва
XVIII - нач. XX в., М., 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Рус.
театр.-декорац. искво, М., 1978; Константинова М., "Спящая красавица",
М., 1990.
В. А. Кулаков.
ШЛЕФОХТ (Шлeифохт, наст. фам. Ильина) Ольга Тимофеевна (1822,
Петербург - 1845, там же), артистка. Окончила Петерб. театр. уч-ще
(педагоги А. А. Лихутина, А. Титюс). Воспитанницей исполняла партии
Амура в балетах, пост. А. Бла-шем; в 1833 станцевала партию Муски в
"Венгерской хижине" (ба-летм. Ш. Дидло), а также гл. партии: жених
Попинт ("Волшебная флейта", 1834, балетм. Лихутина), Сандрильона
("Волшебная кошка", 1836, балетм. Ш. Лашук). Поступив в петерб. Большой
т-р, дебютировала в партии Лизы ("Лиза и Колен, или Тщетная
предосторожность", 1840). В балетах, пост. Ф. Тальони, исполняла партии:
Маргарита ("Озеро волшебниц", где танцевала с М. Тальони "галоп вдвоём",
с М. Тальони и Э. Гредлю - па де труа, 1840), Роза ("Воспитанница
Амура", 1841), Золое ("Дая, или Португальцы в Индии", 1841), Минна
("Герта, повелительница эльфрид", 1842). Последняя партия - Розалия в
балете "Две тётки" (1845, балетм. Титюс). Критики отмечали мягкость,
грациозность, пластич. красоту балерины.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета,
т. 1, Л., 1938; Петров O.A., Рус. балетная критика кон. XVIII - первой
пол. XIX в., М., 1982; Блок Л. Д., Классич. танец. История и
современность, М., 1987. Л. А. Линькова.
ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА Тать яна Васильевна; см. Гранатова-Шлыкова Т. В.
ШЛЯМОВА Римма Михайловна (р. 20.1.1935, Горький), артистка, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1963). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог
С. М. Тулубьева) с 1954 в Пермском т-ре. Стояла у истоков формирования
пермской исполнит, школы. Актриса высокого трагич. дара, была первой
исполнительницей партии Жизели на пермской сцене после выступлений Г. С.
Улановой в годы войны. Др. партии:
Аврора, Одетта - Одиллия;
Маша ("Щелкунчик"), Раймонда, Джульетта, Мария; Катерина
("Каменный цветок" А. Г. Фрид-лендера), Потерявшая любимого ("Берег
надежды"), Констанция Бонасье ("Три мушкетёра"). С 1959 преподаёт в
Пермском хореогр. уч-ще. С 1986 ведущий педагог-репетитор Пермского
т-ра. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1965).
Лит.: Шляпина Г., Благодарю судьбу, "СБ", 1986, ј 6. С. H. Коробков.
ШЛЯПИНА Галина Аркадьевна (р. 20.12.1951, Ижевск), артистка. Нар.
арт. РСФСР (1981). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Г. К.
Кузнецова) в 1970- 81 в Пермском т-ре. Первая исполнительница партий:
Лиза ("Три карты", 1973), Клариче ("Слуга двух господ", 1976), Эвридика
("Орфей и Эвридика", 1977) - все балетм. Н. Н. Боярчиков;
Золушка (1980, балетм. Г. Д. Алексидзе). Др. партии: Одетта- Одиллия,
Жизель; Солистка ("Пахита"), Аврора, Китри; Девушка ("Чудесный
мандарин"), Эгина и Фригия; Констанция Бонасье ("Три мушкетёра"),
Джульетта. Танцовщица лирико-драм. амплуа. Танец Ш. отличается мягкой
пластикой, кантиленой, глубокой внутренней наполненно-стью. В 1981-90 в
Моск. Классич. балете. Первая исполнительница партий: фея Розабельверде
("Волшебный камзол", 1982), Наталия Николаевна ("Пушкин. Размышление о
поэте", 1986), Изольда ("Лики любви", 1987) - все балетм. Н. Д.
Касаткина и В. Ю. Василёв. Первая русская исполнительница хореогр.
миниатюры "Веберн, опус ј 5" (1982, балетм. М. Бежар). Др. партии: Ева;
Бесноватая ("Весна священная"), Джульетта ("Повесть о Ромео и
Джульетте"), Психея ("Лики любви"), Натали ("Натали, или Швейцарская
молочница"), Одетта- Одиллия; Солистка ("Тема с вариациями"). Гос. пр.
РСФСР (1977). 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в
Москве (1980). Снималась в телебалете "Лунный вальс" (1986). Творчеству
Ш. посвящён телефильм-концерт "Танцует Галина Шляпина". В 1990-94
работала в США. С 1994 - в труппе Имперский русский балет (Москва).
Лит.: Болотова С., Балерина, "ТЖ", 1981, ј 2; P о г а ч e в а Т., Это
так трудно, там же, ј8; Львов-Анохин Б.. Творч. вечер Г. Шляпиной, "СБ",
1987, ј 6. E. В. Литвинская.
ШМОРГОНЕР Кирилл Александрович (р. 3.1.1940, Свердловск), артист,
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1969). По окончании Пермского хореогр.
уч-ща (педагог Ю. И. Плахт) в 1961-63 в Горьковском т-ре, затем в
Пермском т-ре. В репертуаре Ш. разно-плановые хореогр. партии,преим.
героико-романтические. Первый исполнитель партий: Сын ("Берег надежды",
1963, балетм. М. М. Газиев), Юродивый ("Царь Борис", 1975, балетм. Н. Н.
Боярчиков). Др. партии: Альберт, Зигфрид, Вацлав, Базиль, Спартак,
Ромео; Мандарин ("Чудесный мандарин"), Германн ("Три карты"), Харон
("Орфей и Эвридика"), Борис ("Царь Борис"), Труффальдино ("Слуга двух
господ"). С 1964 (с перерывами) преподаёт в Пермском хореогр. уч-ще. С
1989 худ. рук. балетной труппы Пермского т-ра. Пост.:
"Гусар в чепце" на муз. И. Н. Кудинова (1983) и "Вечер классической и
современной хореографии" (1991), хореогр. миниатюры и конц. номера, с.
н. Коробков.
ШМЫРОВА Татьяна Ивановна [15(28).9.1913, г. Седльце, Польша
- 29.8.1992, Санкт-Петербург], артистка. Засл. деят. иск-в Башк. АССР
(1972). По окончании ЛХУ (педагоги А. Я. Ваганова, А. М. Монахов) в
1930-59 в Т-ре им. Кирова. Характерная танцовщица. Первая
исполнительница партий: Испанская принцесса ("Золушка", 1946, балетм. К.
М. Сергеев), Маша ("Родные поля", 1953, балетм. А. Л. Андреев, Н. М.
Стуколкина), Мать ("Тарас Бульба", 1955, ред. Б. А. Фенсте-ра), тётка
Анни ("Тропою грома". 1958, балетм. Сергеев); Главная сваха ("Шурале",
1950, балетм. Л. В. Якобсон) и танцев в балетах "Пламя Парижа",
"Раймонда", "Лауренсия", "Медный всадник". Др. партии: Цветочница,
Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Одарка ("Тарас Бульба"),
Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Мачеха ("Золушка", Жена хана
("Конёк-Горбунок"), Половчанка ("Половецкие пляски"). Выступала с
лекциями и статьями о балете в периодич. печати.
Соч.: Совр. тема в балете, "Нева", 1961, ј 5; Хореогр. плакат,
"Звезда", 1962, ј 9; О совр. форме балетного иск-ва, "ТЖ", 1962, ј 22;
И. Бельский, "СБ", 1983, ј 3; До Будапешта и Вены, там же, 1985, ј 3;
Уроки А. Лопухова, там же, 1991, ј 1; Всю жизнь с Прокофьевым, там же,
1991. ј 5.
Лит.: Вивьен М., Страницы календаря. [Т. И. Шмырова], "СБ", 1989, ј
1.
И. В. Ступников.
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24.11.1934, г. Энгельс, АССР Немцев
Повольжья, ныне Саратовской обл.), композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1987). В 1958 окончил Моск. коне. Один из крупнейших мастеров совр.
музыки. Обращается к разл. жанрам, сочетая интерес к иск-ву прошлого с
принципами совр. композиторского мышления. Автор симфоний, концертов для
разл. инструментов, камерно-инструм. соч., хоровых и фортепианных
произв., музыки к спектаклям и фильмам, а также балетов: "Лабиринты"
(1971, на муз. I части; пост. 1989, Г. Мацкявичюс, Т-р пластич. драмы,
Москва), сценич. композиция "Жёлтый звук" (по В. В. Кандинскому, соч.
1974, пост. 1984, Мацкявичюс, там же), "Эскизы" (по Н. В. Гоголю, 1984,
балетм. А. Б. Петров, Большой т-р), "Пер Гюнт" (соч. 1987; пост.
1989. Гамбург, балетм. Дж. Ной-майер). Концептуальность, выпуклая
драматургия и полистилистика как ведущие принципы инструм. музыки Ш.
обусловили нередкие опыты её хореогр. воплощения (балетм. Б. Я. Эйф-ман,
О. В. Игнатьев, Е. А. Панфилов).
Ш. - действит. почётный чл. академий иск-в мн. зарубежных стран. Гос.
пр. РСФСР им. Н. К. Крупской (1986).
Лит.: Холопова В. Н., Чига-рева Е. И., А. Шнитке. М., 1990; Из
четвертого круга, А. Шнитке говорит..., "Волга".
1990. ј 3. Л. В. Барыкина.
ШОЛЛАР (по мужу Вильтзак) Людмила Францевна (Фёдоровна)
(15.3.1888, Петербург - 11.7.1978, Сан-Франциско), артистка, педагог. В
1906 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги М. М. Фокин, К. М.
Куличев-ская). Брала частные уроки у Э. Чеккетти. В 1906-21 танцовщица
Мариинского (Петрогр. т-ра оперы и балета) т-ра. В 1914-16 сестра
милосердия на фронте (была дважды ранена, награждена двумя Георгиевскими
медалями). В 1909-14 участвовала в Русских сезонах. Дарование Ш.
наиболее полно раскрылось в балетах Фокина - Актея ("Эвника"), Эстрелла
("Карнавал", 1910, первая исполнительница). Балерина ("Петрушка"), Нимфа
("Нарцисс"), "Бабочки"; В. Ф. Нижин-ского - "Игры" (1913, первая
исполнительница). Др. партии:
Маринетта ("Испытание Дами-са"), Пьеретта ("Арлекинада"), Гамзатти
("Баядерка"), Гюльнара ("Корсар"), принцесса Флорина и Белая кошечка
("Спящая красавица"). С 1921 жила за границей (с 1935 в США). В 1921-25
солистка труппы Русский балет Дягилева. В 1925-35 в т-ре "Колон"
(Буэнос-Айрес), в труппах Иды Рубинштейн, Б. Ф. Нижин-ской. С 1936
преподавала в ряде американских школ (в Нью-Йорке в школе Амер. балета,
затем в школе "Балле-тиэтр"). В 1940-46 совм. с А. И. Вильтзаком
организовала балетную школу в Нью-Йорке, в 1963-65 - в Вашингтоне, с
1965 - в Сан-Франциско. Ученики: С. Березова, Н. Кей, М. Кидд.
Лит.: Красовская В. М., Рус. балетный т-р нач. XX века, [ч.] 2.
Танцовщики, Л.,1972. В. Д. Неймана.
ШОЛЬЦ Фридрих (Фёдор Ефимович) [5.10.1787, Гернштадт, Силезия -
15(27). 10.1830, Москва], композитор. По происх. немец. В 1820-30
капельмейстер имп. моек. т-ров. Автор мн. интермедий-дивертисментов,
опер-водевилей, а также 10 балетов, в т. ч.:
"Игрища на святках" (1816), "Казаки на Рейне" (1817), "Невское
гулянье" (1818), "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого
волшебника" (по А. С. Пушкину, 1821), "Старинные игрища, или Святочный
вечер" (1823), "Три талисмана" (1823), "Три пояса, или Русская
Сандрильона" (1826), "Полифем, или Торжество Галатеи" (1829) - все
балетм. А. П. Глушковский.
В. В. Ванслов.
"ШОПЕНИАНА", "Сильфид ы", одноактный балет на муз. Ф.
Шопена, сцен. и балетм. М. М. Фокин. 1-я ред. ("Шопениана 1-я") в
оркестровке А. К. Глазунова (сюита
"Шопениана", памяти Шопена). 10.2.1907, Ма-риинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. Р. Е. Дриго; полонез (исполнители - кордебалет), ноктюрн
(Шопен - А. Д. Булгаков, Муза - А. П. Уракова), вальс (А. П. Павлова и
М. Н. Обухов), тарантелла (В. П. Фокина, А. В. Ширяев), мазурка (Ю. Н.
Седова и П. А. Гердт). 2-я ред. ("Шопениана 2-я" - "Романтические
грёзы"; полонез, ноктюрн, прелюд, 3 вальса, 2 мазурки) в оркестровке
Глазунова и М. Ф. Келлера. 8.3.1908, Мариинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. М. Ф. Келлер; исполнители-О. И. Преображенская, Павлова,
Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. 6.4.1908, под назв. "Гран па на музыку
Шопена", там же, выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща; исполнители -
Е. П. Гердт, Л. П. Чернышева, А. С. Чумакова и др. 19.2.1909, под назв.
"Шопениана", там же, благотворит, спектакль, вошедший затем в репертуар;
исполнители - Преображенская, Павлова, Карсавина, Нижинский. 2.6.1909,
под назв. "С и л ь ф и д ы", Русские сезоны, т-р "Шатле", Париж,
оркестровка Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова и др., худ. А. Н.
Бенуа, дир. Н. Н. Черепнин; исполнители - Павлова, Карсавина, А. В.
Балдина, Нижинский. 23.4.1916, Москва, на сцене оперы С. И. Зимина, с
участием М. М. и В. П. Фокиных, а также М. П. Фроман, М. Р. Рейзен.
4.2.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн. 2-й ред. Фокина, дир. В.
А. Дранишников; исполнители
- Э. И. Вилль, Е. Н. Гейденрейх, Т. А. Тро-яновская, В. И. Пономарёв
и др. 16.5.1928, спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра оперы и балета, выпускной
спектакль Г. С. Улановой). 1931, там же, возобн.; экранизирован в кино
(1958). 24.1.1932, Большой т-р, балетм. А. И. Чекры-гин (по Фокину),
дир. Ю. Ф. Файер; исполнители - А. И. Абрамова, В. П. Васильева, Т. В.
Васильева, Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина, Т. В. Лазаревич, А. Н.
Ермолаев. 20.3.1934, там же, возобн.; исполнители - В. П. Бутки-на, В.
П. Васильева, О. Е. Петунина, О. А. Шарпантье, А. М. Руденко. 18.1.1942,
на сцене филиала Большого т-ра, возобн., балетм. И. В. Смольцов (по
Фокину); исполнители - Л. М. Банк, М. С. Боголюбская и др. 11.1.1946,
там же, возобн., балетм. Л. М. Лавровский (по Фокину); худ. В. В.
Дмитриев, дир. Файер; исполнители - Уланова, В. А. Преображенский, Л. К.
Черкасова, Е. С. Банке и др. 31.10.1958, там же, возобн., балетм.
Гейденрейх (по Фокину), худ. В. Ф. Рындин, дир. Е. Ф. Светланов;
исполнители - Уланова, Н. Б. Фадеечев, Т. П. Ветрова, М. В. Кондратьева,
Н. В. Тимофеева и др. (экранизирован на I В в 1977). 16.3.1987, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко, возобн. Н. В. Беликовой, худ. В.
А. Арефьев; исполнители-С. И. Смирнова, Л. И. Рыжова, С. Б. Цой, А. В.
Дубинин. Все последующие пост. осн. также на хореогр. Фокина. В др.
городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1931, А. Р. Томский;
1976, Е. Ключарёва), Новосибирск (1961, 3. А. Васильева, С. А. Павлов;
1978, П. А. Гусев), Горький (1962, Л. А. Сере-бровская), Челябинск
(1965, Л. А. Воскресенская), Пермь (1973, спектакль Хореогр. уч-ща;
1978, К. М. Тер-Степанова), Свердловск (1979, Беликова). Е. В.
Сергеенко.
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург
-9.8.1975, Москва], композитор.
Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1966). Д-р иск-ведения
(1965). Окончил Петрогр. коне. по классу фортепиано в 1923 (педагог Л.
В. Николаева) и по классу композиции в 1925 (педагог М. О. Штейнберг).
Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в своём творчестве
наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20-х - 1-й пол.
30-х гг. активно работал в области муз. т-ра. Автор балетов: "Золотой
век" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В.
Якобсон, В. П. Чеснаков), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов) и
"Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). В отличие от
опер, написанных на сюжеты произв. классич. рус. литры, Ш. в своих
комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - утверждение
опти-мистич. мироощущения людей нового, послереволюц. об-ва. В музыке их
слышны отголоски массовых песен, интонации гор. муз. фольклора и бытовых
танцев, ораторский пафос поэзии 30-х гг. В то же время здесь щедро
проявилась и лирич. природа дарования композитора. Используя в основном
традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драм.
развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия.
"Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много
танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных, постановочных эффектов. В
"Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение сов. спортсменов,
выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта)
пла-стич. решение было основано на противопоставлении элементов
гимнастики, акробатики и физкультурных движений салонным танцам Запада,
представлению мюзик-холла. В балете "Болт" (на тему борьбы передовых
рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести
атмосферу самодеят. агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы". "Светлый ручей"
был задуман как праздничное театр, представление из колхозной жизни,
решённое средствами классич. танца. Несмотря на успех постановки балета
в Ленинграде и Москве, спектакль "Светлый ручей" был подвергнут
уничтожающей критике в редакционной статье "Балетная фальшь" ("Правда",
1936, 6 февраля) и снят с репертуара. Его сценич. жизнь прекратилась. Ш.
больше к жанру балета в своём творчестве не обращался.
Яркое театр.-драматургич. мышление композитора, конкретная
образность, проявившиеся и в его симф. творчестве, обусловили появление
мн. хореогр. интерпретаций музыки Ш.: "Ленинградская симфония" (1945,
Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин; 1961, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д.
Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс",
"Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой т-р,
балетм. А. А. Варламов), "Барышня и хулиган" (с 60-х гг. поставлен почти
в 30 т-рах), "Встреча" (на муз. 9-й симфонии) и "Директивный бантик"
(все 1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961,
там же, балетм. В. А. Вар-ковицкий), "11-я симфония" ("1905-й год";
1966, там же, балетм. Бельский), "Симфония революции" (на муз. 11-й и
12-й симфоний, 1977, Одесский т-р, балетм. Н. И. Рыженко и В. В.
Смирнов-Голованов), "Гамлет", ЦТ, т/о "Экран", 1969, телебалет (на муз.
для одноим. фильма и спектакля, балетм. В. Е. Камков, реж. С. С.
Евлахишвили), "Гамлет" (на муз. для одноим. фильма, 1971, Петрозаводский
т-р, балетм. М. М. Мнацаканян), "Мечтатели" (на муз. из балетов "Болт" и
"Золотой век", 1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко,
балетм. Рыженко и Смирнов-Голованов), "Казнь Степана Разина" на муз.
одноимённой симфо-нич. поэмы (1979, т-р "Эстония", Таллин, балетм. И. А.
Чернышёв), "Клоп" по Маяковскому на муз. из произв. Ш. (1974, ленингр.
труппа
"Хореографические миниатюры", балетм. Якобсон), "Золотой век",
восстановление партитуры с добавлением муз. из др. произв. Ш., муз. ред.
В. Е. Баснера и С. Р. Сапожникова, новый сцен. Ю. И. Григоровича, И. Д.
Гликмана (1982, Большой т-р, балетм. Григорович), "Страница прошлого"
(на муз. Ш. в балете "Болт"), 1-го концерта для фортепиано с оркестром и
др., 1982, Т-р им. Кирова, сцен. и балетм. Д. А. Брянцев), "Опасная
тень" (на муз. фрагментов 7-й, 1-й, 2-й симфоний и др. произв. Ш., 1985,
Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, сцен. и балетм. С. В.
Воскресенская), "Сказка о попе и работнике его Балде" (на муз. к одноим.
мультфильму, 1989, Гос. концертный зал им. Чайковского, балетм. В. В.
Васильев, реж. Ю. О. Борисов), "Размышление на тему. Гамлет", ЦТ, т/о
"Телетеатр", 1991, телебалет на муз. к одноим. фильму и спектаклю, сцен.
и балетм. Воскресенская, реж. С. В. Конончук.
Проф. Ленингр. (с 1939) и Моск. (с 1943) коне. Лен. пр. (1958), Гос.
пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР им. М. И.
Глинки (1974), Между нар. пр. Мира (1954).
Соч.: Д. Шостакович, О времени и о себе, 1926-1975, M., 1980.
Лит.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Сабинина М. Д., Симфонизм
Шостаковича, М., 1965; Хентова С., Молодые годы Шостаковича, кн. 1, Л. -
М., 1975; Богданова А., Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979; Розанова
Ю., Балет, в сб.: Музыка XX века, ч. 2. 1917-1945, M., 1980. Ю. А.
Розанова.
ШТЕЛИН (Stahlin) фон Шторкс-бург Якоб (Яков Яковлевич) [9.5.1709,
Мемминген, Германия - 25.6(6.7). 1785, Петербург], литератор,
переводчик, историк рус. т-ра, балета, музыки и изобразит. иск-ва. По
происх. немец. Воспитатель вел. кн. Петра Фёдоровича (впоследствии имп.
Петра III), придв. библиотекарь. С 1732 в ун-те в Галле. Будучи
студентом, совершил путешествие по Европе; в Дрездене познакомился и
увлёкся итал. оперой, посещал частную Академию рисунка и живописи; затем
перешёл в ун-т в Лейпциге, где стал чл. лит.-худож. "Немецкого
общества", руководимого И.-К. Готшедом, был дружен с И.-С. Бахом, связан
с труппой нем. актрисы Ф.-К. Нейбер. В кон. 1734 приглашён в Петерб. АН
адъюнктом "немецкого штиля, красноречия и стихотворства, также для
изобретения иллюминаций и фейерверков"; прибыл в Россию в 1735; в 1737
получил звание проф., позже академика. В 1738 опубликовал в "Примечаниях
на Санкт-Петерб. ведомости" (ч. 17-49) статью "Историч. описание оного
театр, действия, к-рое называется оперой", одну из первых рус.
театроведч. статей, относящихся к балету. В ней, рассказывая о
происхождении и истории оперы в Зап. Европе, Ш. касается и истории
балетов, состоявшихся при оперных спектаклях; переходя к совр. ему
оперным представлениям, Ш., в частности, подчёркивал превосходство
франц. балетмейстеров, танцовщиков и учителей танцев; в заключение Ш.
сообщает о балетах, пост. в первой большой итал. опере, состоявшейся в
России в 1736 ("Сила любви и ненависти"). Ш. издал на нем. яз. первую
историю рус. т-ра ("Zur Geschichte des Theaters in Russland" в кн.: J.
Joseph Haigold's
"Reylagen zum Neuveranderten Russland", Th. I, Riga - Mietau, 1769;
сокращённый её перевод был опубл. в 1779 в "Санкт-Петерб. вестнике", ч.
IV). В 1770 во 2-м т. указанного нем. издания Ш. напечатал "Nachrichten
von der Tanzkunst und Balleten in Russland" и "Nachrichten von der Musik
in Russland" (в рус. пер. "Музыка и балет в России XVIII в.", Л., 1935).
Лит.: S t a h l i n K., Jacob von Stahlin. Lpz., 1920; S t a h l i n
K., Aus den Papieren Jacob von Stalins, Lpz., 1926; Берков П. H.,
Библиографич. эвристика, М., 1960;
Малиновский К. В., Я. Штелин. Жизнь и деятельность, в кн.: Записки Я.
Штелина об изящных иск-вах в России, т. 1-2, M., 1990.
Л. М. Старикова.
"ШУБЕРТИАНА", балет в 2 актах 4 картинах (по мотивам
поэмы "Ундина" В. А. Жуковского) на муз. Ф. Шуберта (песни и др. произв.
в аранжировке и инструментовке А. Ф. Аренд-са), сцен. А. А. Горский
(эпизод сказания об Ундине). 1) 8.12.1913, Большой т-р, балетм. Горский,
худ. К. А. Коровин, дир. Аренде; Герцог - Конрад - А. Д. Булгаков,
Клотильда - В. А. Каралли, граф Зонневальд - М. М. Мордкин, граф OTTO
фон Раубертун - В. В. Свобода, Шут - В. А. Рябцев, Ундина - Е. В.
Гельцер. Струй-Водяной - И. Е. Сидоров. 2) На муз. Шуберта в
инструментовке А. В. Гаука, В. А. Дранишникова и М. Карпова. 23.4.1922,
Петрогр. т-р оперы и балета, балетм. И. И. Чекрыгин. В. А. Кулаков.
ШУЛЬГИНА Алла Николаевна (р. 31.8.1929, Москва), балетмейстер,
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). Проф. (1986). Окончила МХУ
(1947), балетм. отд. ГИТИСа (курс Л. М. Лавровского). Ставила балеты во
мн. т-рах: в Львовском т-ре - "Доктор Айболит" (1953), "Щелкунчик"
(1957), "На берегу моря" Ю. Юзелюнаса (1956, совм. с Н. И. Трегубовым);
в Челябинском т-ре - "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (1958), а также
в Алма-Ате, Горьком, Казани, Каире, Щецине. С 1962 занимается пед.
деятельностью: курс композиции и методики преподавания
исто-рико-бытового и совр. бального танца в РАТИ (ГИТИС). В 1985 со
своими учениками создала первый в России проф. Ансамбль бального танца
(худ. рук. и гл. балетмейстер). Н. Ф. Дементьева.
ШУМИЛОВА Эмилия
Ивановна (р. 7.1.1929, Ярославль), балето-вед. Канд. иск-ведения (1967).
Окончила МХУ (1947), ГИТИС
(1954). С 1947 в труппе Новосибирского т-ра, в 1957-63 директор и
худ. рук. Новосибирского хореогр. уч-ща. В 1963-71 в разл. учреждениях
по культуре, в 1971- 75 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в
(Москва), с 1975 старший преподаватель в Минском ин-те культуры (доцент,
зав. кафедрой). С 1992 в Москве. Автор работ о проблемах нац.
своеобразия совр. балетного иск-ва.
Соч.: Правда балета, М., 1976; Нац. своеобразие балета, М., 1976. В.
В. Ванслов.
"ШУРАЛЕ", "Али-Батыр", балет в 3 актах (по мотивам тат. нар.
эпоса и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. 3. Яруллин, инструментовка Ф. В.
Витачека. Сцен. А. С. Файзи, Л. В. Якобсон. 3.7.1941 (генер. репетиция),
Казань, труппа "Остров танца" и танцовщики Т-ра оперы и балета. Балетм.
Якобсон, худ. Е. М. Мандельберг, дир. И. В. Аухадеев. Сюимби-ке - партия
ставилась на К. В. Рыхлову, на генер. репетиции исполнялась Н. В.
Балтаче-евой, Али-Батыр - партия ставилась на Н. Д. Суворова, на генер.
репетиции исполнялась А. Л. Кумысниковым, Шурале - Б. Ш. Ахтя-мов.
12.3.1945, там же, Театр оперы и балета, нов. ред. Л. А. Жукова и Г. X.
Тагирова, худ. П. Г. Сперанский, дир. тот же; Сюимбике - А. Ф. Гацулина,
Али-Батыр - Ахтямов, Шурале - В. Романюк. 28.5.1950, под назв. " А л иБ
а т ы р", Т-р им. Кирова, 2-я ред. в 3 актах 4 картинах, нов.
инструментовка и ред. В. А. Власова и В. Г. Фере, балетм. Якобсон, худ.
А. И. Птушко. Л. И. Мильчин, И. П. Иванов-Вано, дир. П. Э. Фельдт,
Сюимбике - Н. М. Дудинская, затем А. Я. Шелест, И. Б. Зубковская,
Али-Батыр - А. А. Макаров, затем К. М. Сергеев, Б. Я. Брегвадзе, Шурале
- И. Д. Бельский, затем Р. И. Гербек (Гос. пр. СССР, 1951, балетм. и
исполнители). 1971, под назв. "Шурале", там же, возобн. (экранизирован
на ТВ в 1980 под назв. "Лесная сказка"). 29.1.1955, под назв. "Шурале",
Большой т-р, в помещении филиала, балетм. тот же, худ. Мильчин, дир. Г.
Н. Дугашёв; Сюимбике - М. М. Плисецкая, Батыр - Ю. Г. Кон-дратов, Шурале
- В. А. Левашёв, 1960, там же, балетм. и худ. те же, дир. М. Ф. Эрмлер;
Сюимбике - М. В. Кондратьева, Батыр - В. В. Васильев, Шурале -
Левашёв. 1985, сцены из балета "Шурале" в 1 акте, труппа
"Хореографические миниатюры", балетм. тот же. В др. городах (в скобках
фам. балетмейстеров): Саратов (1952, В. Т. Адашев-ский), Ульяновск
(1955, Я. Е. Брунак), Горький (1957, О. М. Дадишкилиани), Новосибирск
(1968, И. Г. Есаулов). Е. Н. Дюкина.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|