Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

О

ОБЛАКОВ Александр Александрович (1862, Петербург - 1906, там же),
артист, педагог. Брат АН. А. Облакова. По окончании Петерб. театр.
уч-ща, с 1881 в Мариинском т-ре. С 1898 (по др. сведениям - с 1894)
преподавал в младших классах Петерб. театр. уч-ща. Один из первых
учителей А. П. Павловой, А. Я. Вагановой.
Л. Б. Деген.
ОБЛАКОВ Андрей Александрович [26.11(8.12). 1874, Петербург - ?],
артист, педагог. Брат А. А. Облакова. По окончании Петерб. театр. уч-ща
в 1892-1907 в Мариинском т-ре. С 1907 преподавал бальные танцы в
кадетском корпусе и др. уч. заведениях. С 1919 управляющий (директор)
Петрогр. хореогр. уч-ща. Стремился улучшить систему преподавания в
уч-ще, привлёк к работе А. Я. Ваганову. По его инициативе в 1922 силами
уч-ся осуществлена пост. балета "Сильфида" Ж. Шнейцхоффера (с
добавлением муз. Р. Е. Дриго; балетм. В. И.
Пономарёв). А. Б. Дсген.
ОБРИ, Убри (Aubri) Сантина [урожд. Дзануцци (Зануц-ци) (Zanuzzi)]
(гг. рожд. и смерти неизв.), итал. танцовщица. Родом из Падуи. В 1756-59
танцевала в Вене. Приехала в Петербург 13 окт. 1761, чтобы работать по
заключённому на 2 года контракту в придв. балетной труппе. Вскоре вышла
замуж за франц. танцовщика П. Обри. О. считается исполнительницей партии
Флоры в "Возвращении Весны, или Победе Флоры над Бореем" Ф.
Гильфердинга, к-рую она, видимо, танцевала не на премьере в 1760, а
позже. Во время придв. спектаклей по случаю коронации Екатерины II в
Москве в 1762 исполнила партии Психеи (?) в "Амуре и Психее" и нимфы
Дианы в "Отмщева-ющем боге любви" при опере "Олимпиада", затем в 1763 -
музы Клио в "Возвращении Аполлона на Парнас" при опере "Карл Великий"
(все балетм. Гильфер-динг). О. считалась ведущей "серьёзной" танцовщицей
и исполняла роли богинь и др. благородных героинь. В 1764 вслед за
Гиль-фердингом покинула Россию и уехала с мужем в Париж. Вернулась по
предложению балетм. Г. Анджолини в 1765. Из партий этого периода
известны: в балетах Анджолини - Минерва ("Побеждённое предрассуждение",
1768), Дидона ("Отъезд Энея, или Дидона покинутая" при опере
"Король-пастух", 1766), Психея [или Венера (?)] ("Прибежище Купидона при
опере "Антигон", 1770), Семира ("Семира", 1772); балетах П. Гранже -
Андромеда ("Андромеда", 1772); балетах А. Питро - Лавиния ("Еней и
Лави-ния", 1773), участвовала также в балетах "атлетов и младых греков"
и "греческого народа" при опере "Олимпиада" (1769), при опере "Ифигения
в Тавриде" (1768), в "танцах серьёзных" балета "Новые аргонавты" (1770),
балетах при операх "Армида" (1774), "Ахилл в Сцире" (1778), "Люцинда и
Армидор" (1777, все балетм. Анджолини), "Купидон и Псиша" (1773, балетм.
Гранже), в балетах "Нимф и гений в обиталище веселия", "Нимф и гений
Едониной свиты и Ироев и ироинь Артеидиной свиты в роще", "Ироев и
ироинь во храме славы" при опере "Алкид при распутий" (1780, балетм. Дж.
Канциани). 30 окт. 1783 была уволена с придв. службы.
Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с
нем.. Л., 1935; его ж е. Сокращенное известие о русских танцах и театр,
в России балетах, "СПб вестник", 1779, окт. Архив Дирекции Ими. т-ров,
в. 1. отд. 2/3. СПБ. 1892; Mooser R. A., Annales de la musique et des
musiciens en Russie au XVIII-me siecle, t. l. Gen., (1948J.
Г. Н. Добровольская.
ОБУХОВ Анатолий Николаевич (1896, Петербург - 25.2.1962, Нью-Йорк),
артист, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги М. К.
Обухов, Н. Г. Легат) в 1913-20 в Мариинском т-ре. Партии: Голубая птица,
Зигфрид; Земфир ("Пробуждение Флоры"), Люсьен ("Пахита"), Альберт; Раб
("Египетские ночи"), Базиль, Дезире, Жан де Бриен;
Дамис ("Испытание Дамиса"), Арлекин ("Арлекинада"), Франц;
Юноша ("Шопениана"). Классич. танцовщик, отличался устойчивостью
вращения, виртуозной техникой мелких движений, чеканностью позировок,
мягкой пластичностью. В 1914 партнёр А. П. Павловой во время её
гастролей в России. С 1920 жил за рубежом. Работал в Бухарестском
оперном т-ре (1920-22), в Берлине в труппе Б. Г. Романова Русский
романтический т-р (1922-25). Затем со своей женой В. Н. Немчиновой и А.
Долиным организовал труппу "Немчинова-Долин балле", с к-рой
гастролировал в Лондоне в 1927-28. В 1930-34 артист Литовской оперы
(Каунас). В 1935-39 в труппах "Балле рюс де Монте-Карло", 1939-40, в
"Ори-жиналь балле рюс". В 1940-62 педагог балетной школы при труппе
"Америкен балле" ("Нью-Йорк сити балле"). Ученики: Дж. Тарас, А. Митчел.
Лит.: Красовская В., Русский балетный т-р нач. XX века, [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1972; Тихонова Н., Девушка в синем, М., 1992. E. И.
Дюкини.
ОБУХОВ Михаил Константинович (1879 - сент. 1914, Петроград?), артист,
педагог. Племянник Н. Г. и С. Г. Легатов. Окончил Петерб. театр. уч-ще в
1898 вместе с M. M. Фокиным (педагоги Н. Г. Легат, П. А. Гердт, А. В.
Ширяев). В Мариинском т-ре в 1898-1914. Одновременно с О. уч-ще окончили
ученицы Э. Чек-кетти - Л. Н. Егорова и Ю. Н. Седова. Все четверо
дебютировали в па де катре на муз. M. Ф. Келлера, специально сочинённом
для них Чеккетти и включённом в балет "Пахита" (1898). В "блестящем
дебюте" пресса особенно выделяла мужчин. В нарушение традиции О.
определили, минуя кордебалет, в корифеи. О. - классический танцовщик,
основными достоинствами к-рого были виртуозный танец и строгий
ака-демич. стиль исполнения. Технику танца совершенствовал, занимаясь в
т-ре у Чеккетти. Замечательно владел вращениями и заносками, доводя их
число до рекордного. О. не обладал статью премьера и, главное, актёрской
выразительностью, требовавшейся для главных ролей. Тем не менее эти роли
ему нередко поручались - ради эффектных вариаций и код. Исполнял партии:
Зигфрид; Франц ("Коппелия"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Рыбак ("Наяда
и рыбак"), Люсьен ("Пахита"), Зима, Зефир ("Времена года"). С
балетмейстерскими исканиями своего соученика Фокина О. встретился один
раз - при постановке первой ред. "Шо-пенианы" исполнил вместе с А. П.
Павловой 7-й вальс (1907). Здесь хореограф и исполнители уловили суть
романтического балета: этот вальс стал основой второй, дошедшей до нас,
редакции "Шопенианы". Соприкосновение с Фокиным было эпизодическим, но
значимым: иск-во О. вполне отвечало завершающему этапу собственно
академич. исполнительства и готовило появление танцовщиков новой
формации - таких, как ученик О. - В. Ф. Нижинский.
Педагогич. деятельность начал в 1900, став в 21 год старшим
преподавателем классич. танца Петерб. театр. уч-ща. С 1899 неоднократно
выезжал во Францию для ознакомления с постановкой театр, образования.
Среди учеников также Г. А. Розай, В. А. Семенов, А. Н. Обухов, П. Н.
Владимиров, А. В. Гаврилов, Н. П. Ивановский.
Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
2, Л., 1939; Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX века, [ч.] 2,
Танцовщики, Л., 1972. А. А. Соколов-Каминский.
ОГЮСТ (Auguste) (наст. имя и фам. Огюст Пуаро, Poireau) Август
Леонтьевич (ок. 1780- 1844, Петербург), франц. артист, балетмейстер.
Ученик П. Гарделя. Работал в парижской Опере и в Бордо, с 1798 -
танцовщик, балетмейстер и педагог в Петербурге. Выступал во мн. пост. И.
И. Вальберха, Ш. Дидло. Помимо героич. партий, исполнял комедийные
(преим. в своих пост.), славился выразительной мимич. игрой. Проявлял
большой интерес к нац. танцам; по свидетельству современников, исполнял
русские танцы "как настоящий русский" (часто с Е. И. Колосовой), в 1839
обучал русским танцам M. Таль-они. Пост. в Петербурге ок. 30 балетов
(преим. комич.) и дивертисментов (обычно из нар. жизни): "Казаки в
гостях у Филатки" (1818), "Молодая охтинка" (1819). Ставил совм. с
Вальберхом ("Русский деревенский праздник", 1812) и Дидло ("Кавказский
пленник, или Тень невесты", 1823, О. пост. последний акт), "Руслан и
Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Ф. О. Шольца
(1824). Перенёс на петерб. сцену дивертисмент "Семик, или Гулянье в
Марьиной роще" С. И. Давыдова (1815, по И. M. Абле-цу). Ставил с
Вальберхом патрио-тич. дивертисменты: "Ополчение, или Любовь к
отечеству" К. А. Кавоса (1812), "Русские в Германии, или Следствие любви
к Отечеству" Париса (1813), "Праздник в стане союзных армий при
Монмартре" (1813) и "Торжество в России, или Русские в Париже" Кавоса
(балет с пением и хорами, 1814). Оставив сцену в 1826, продолжал
работать в петерб. т-ре, преподавал танцы в аристократич. домах.
Лит.: Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, Л.-M., 1940;
Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958;
Красовская В.М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в.,
Л.-M., 1958;
Петров О., Рус. балетная критика кон. XVIII - первой пол. XIX в., M.,
1982.
В. А. Кулаков.
"ОДИННАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ", одно актный балет на муз. Д. Д. Шостаковича.
7.5.1966, Ленингр. Малый т-р, балетм. И. Д. Бельский, худ. M. А.
Смирнов, M. С. Щеглов, дир. Е. M. Корнблит; Свобода-В. С. Мухано-ва,
Надежда - Н. С. Янанис, Отчаяние - Л. П. Панова, Юноша-А. M. Сидоров.
OKATOBA Маргарита Петровна (р. 1.11.1938, Ленинград), артистка. По
окончании ЛХУ (педагог Е. В. Ширипина) в 1959-66 в Новосибирском, в
1966-81 в Свердловском т-рах. Технич. свобода и неистовый сценич.
темперамент позволили О. создать галерею выразит, образов. Партии:
Ледяная дева; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра", 1970, балетм. С. В.
Дречин, первая исполнительница), Одетта-Одиллия, За-рема, Мехменэ Бану,
фея Сирени, фея Карабос, Китри; Анитра ("Пер Гюнт"), Беатриче ("Слуга
двух господ"). Девушка ("Ленинградская симфония"). Снималась в
кинофильме-балете "Чолпон - утренняя звезда" (1959), кинофильме-опере
"Князь Игорь" (1971). С 1991 педагог-репетитор труппы "Классический
балет Узбекистана".
Лит.: Лапина А., Балерина из Свердловска, "ТЖ", 1971, ј 9; Л у ц к а
я Е., Балерина Окатова. "Т", 1966. ј 1; Николаев С.. В порядке
исключения. "ТЖ", 1965, ј 15. Л. В. Барыкина.
ОППЕНГЕЙМ Татьяна Константиновна [6(19).9.1912. Петербург -
29.3.1982, Ленинград], артистка. По окончании ЛХУ (педагоги А. Я.
Ваганова, А. M. Монахов) в 1931-49 в Ленингр. Малом т-ре. Первая
исполнительница партий:
Распорядитель карнавала ("Арлекинада", 1933, балетм. Ф. В. Лопухов),
Крестьянка ("Фадетта", 1936, балетм. Л. M. Лавровский), бедуинский танец
("Ашик-Кериб" Б. В. Асафьева. 1940, ЛХУ, балетм. Б. А. Фенстер),
танцевала характерные танцы в балетах и операх. Её танец был необычайно
элегантен, изящен. Женственная, музыкальная, она как нельзя лучше
подходила к таким партиям, как Солистка в хореогр. антракте (опера
"Кармен"), номере, к-рый Лопухов сочинил под влиянием индивидуальности
балерины. Снималась в кино.
И. В. Ступников.
ОРЕХОВ Михаил Павлович (р. 20.11.1950, Ленинград), дирижёр. В 1973
окончил дирижёрско-хоро-вое (класс А. Никлусова), в 1977 - оперно-симф.
(класс И. А. Мусина) отд. Ленингр. коне. В 1977-78 стажировался в Высшей
муз. академии в Вене у К. Эстер-райхера. С 1979 в Ленингр. Малом т-ре.
Дирижёр балетов: "Гаянэ", "Жизель", "Сильфида", "Вечера старинной
хореографии" на сб. муз., "Петроградские воробьи" А. А. Кнайфеля,
"Размышления" и "Струнная серенада" на муз. П. И. Чайковского, "11-я
симфония" и "Барышня и хулиган" на муз. Д. Д. Шостаковича, "Лебединое
озеро", "Щелкунчик", "Коп-пелия", "Конёк-Горбунок" Р. К. Щедрина,
"Эсмеральда", "Тщетная предосторожность"; "Геракл" Н. А. Мартынова,
"Царь Борис" на муз. С. С. Прокофьева, "Доктор Айболит".
И. В. Ступников.
ОРЕШКЕВИЧ Николай Фёдорович [р. 17(30).8.1910. Киев], артист,
педагог. Засл. арт. РСФСР (1961). По окончании балетной студии при
Киевском оперном т-ре (педагог К. Ю. Давыдова) с 1929 в Первом
передвижном оперном т-ре Украины. В 1931-49 в т-рах Днепропетровска,
Винницы, Горького, Харькова, Свердловска. Партии: Зигфрид, Конрад, Ли
Шанфу; Пер Гюнт ("Песнь Сольвейг"), Армен и Гико ("Гаянэ"), Данила
("Каменный цветок"), Мистраль и Филипп ("Пламя Парижа"). В 1949-64
ведущий солист и помощник балетмейстера в Пермском т-ре. Партии: Базиль,
Гирей; Фрондосо и Командор ("Лауренсия"), Печорин ("Бэла"), Голован
("Грушенька"), Семён ("Юность"), царь Соломон ("Су-ламифь"), Феб
("Эсмеральда"). В
1966-75 педагог Воронежского хореогр. уч-ща.
Лит.: Э л ь я ш Н., Характерный танцовщик, "ТЖ", I960, ј 23; К о к у
p и и а А., Балет, Пермь, 1961. Л. Н. Деменёва.
"ОРИЖИНАЛЬ БАЛЛЕ РЮС"
(Original Ballet Russe), "О p и г и-нальный русский балет", одна из
крупнейших рус. балетных трупп за рубежом 1-й пол. 20 в. Её истоки
восходят к труппе "Балле рюс де Монте-Карло", создатели к-рой Р. Блюм и
В. де Базиль в 1935 прекратили сотрудничество, и в 1936 возникло два
коллектива: Блюм создал "Балле де Монте-Карло" (Le Ballet de Monte
Carlo), а коллектив, принадлежащий де Базилю, получил сначала
наименование "Балле рюс дю колонель де Базиль", затем в 1939-48 - "О. б.
р.". Труппа "Балле рюс де Монте-Карло" была создана на основе балетной
труппы Оперного т-ра Монте-Карло, руководимой Блюмом, и балета Русской
оперы Парижа, одним из директоров к-рой был де Базиль. Открытие "Балле
рюс де Монте-Карло" состоялось в янв. 1932. Первым его балетмейстером
был Дж. Баланчин, поставивший ряд балетов: "Котильон" Э. Шаб-рие,
"Конкуренция" Ж. Ори-ка, "Мещанин во дворянстве" на муз. Р. Штрауса; Л.
Ф. Мясин пост. балет "Детские игры" на муз. Ж. Визе. Кроме того, шли
балеты, перешедшие из репертуара Рус. оперы в Париже - "Любовь -
волшебница" М. де Фальи, "Пульчинелла" И. Ф. Стравинского и "Шут" С. С.
Прокофьева, балетм. Б. Г. Романов; из репертуара Т-ра танца Б. Ф.
Нижинской - "Ревнивые комедианты" на муз. А. Казелы, на темы Д.
Скарлатти, балетм. Нижинская; "Этюд" на муз. И. С. Баха, балетм. тот же,
и спектакли труппы Дягилева ("Сильфиды", "Петрушка", "Половецкие
пляски", все в пост. М. М. Фокина). В составе труппы были артисты,
работавшие у Дягилева: С. Л. Григорьев, Л. П. Чернышёва, Ф. Л.
Дубровская, Л. Вуйциковский, А. Д. Данилова (с 1933); танцовщики,
обучавшиеся у рус. педагогов во Франции: Т. В. Туманова, И. Баронова и
Т. Рябушинская, прозванные "бэби-балеринами", т. к. им было от 14 до 16
лет, и Т. Григорьева (Сидоренко), Л. Ростова (Килберг), Н. Вершинина, В.
Блинова, О. Морозова (Вершинина), Д. Лишин, А. Эг-левский, а также П.
Петров, В. Псота и др. В первые годы работы в труппе Баланчин ставил
целью создать новый репертуар. исключая знаменитые постановки труппы
Дягилева. Это не совпадало, однако, с намерениями руководителей, и уже в
1933 Баланчина сменил Мясин (работал до 1937). Во время раскола
коллектива в 1935 Мясин остался с де Базилем. В 1933-37 Мясин пост.
здесь 9 новых балетов и включил в репертуар мн. балеты, шедшие у
Дягилева и в др. труппах, как свои ["Русские сказки" на муз. А. К.
Лядова, "Полночное солнце" на муз. Н. А. Римского-Корсакова, "Треуголка"
М. де Фальи, "Женщины в хорошем настроении" ("Проказницы" на муз. Д.
Скарлатти, оркестровка В. Томмази-ни)], так и Фокина ("Шехеразада",
"Жар-птица"; "Тамара" на муз. М. А. Балакирева). В творчестве Мясина
одним из гл. направлений оставалась, как и в пору его работы у Дягилева,
пост. балетных комедий. В числе новых комедий были спектакли на амер.
сюжеты в годы гастролей труппы в США: "Union Pacifie" ("Мирный союз") Н.
Набокова, 1934. Однако ещё большее значение имело др. направление,
впервые проявившееся в период его работы в труппе де Базиля, - создание
нового жанра балетов-симфоний. Это "Предзнаменования" на муз. 5-й
симфонии П. И. Чайковского и "Хореартиум" на муз. 4-й симфонии И. Брамса
(оба 1933), "Фантастическая симфония" на муз. Г. Берлиоза (1936).
Несколько балетов пост. Нижинская: "Сто поцелуев" Ф. д'Эрланже (1935) и
др. Тогда же впервые осуществлены пост. танцовщика труппы Лишина,
ставшего впоследствии её постоянным балетмейстером ("Ноктюрн" на муз. Ж.
Д. Рамо,
1933; "Франческа да Римини" на муз. Чайковского,1937).
В 1937 в труппе произошли изменения. Ушёл Мясин, к-рый в результате
судебного процесса получил право собственности на ряд своих балетов, в
то время как нек-рые другие (поставленные в труппе де Базиля) стали
собственностью владельца труппы. Менялся и состав артистов. Во 2-й пол.
30-х гг. видное место в труппе заняли В. Н. Немчинова, Соно Осато, Т.
Степанова, Ю. Лазовский, И. Юскевич, Д. Н. Ростов, Р. Ясинский. Мн.
танцовщицы и танцовщики часто переходили из одной труппы в другую,
выступая то в "О.б.р.", то в "Балле рюс де Монте-Карло". Труппа де
Базиля постоянно гастролировала. Наиболее успешными были её выступления
в Лондоне (ежегодно в
1934-39) и США (ежегодно в
1935-38). Состоялись также гастроли в Австралии (в 1936 часть труппы
под рук. Лишина, в 1938 и 1939-40 труппа полностью). После ухода Мясина
в 1937 основным балетмейстером стал Фокин. Он пост. новые балеты:
"Золотой петушок" на муз. Н. А. Римского-Корсакова (балетная версия,
1937), "Золушка" д'Эр-ланже (1938), "Паганини" на муз. С. В. Рахманинова
(1939), возобновил мн. свои балеты из дягилев-ского репертуара. В
1938-39 де Базиль временно отошёл от руководства труппой. В это время
она выступала под назв. "Русский балет" (а в 1938 в Австралии - как
балет англ. т-ра "Ковент-Гар-ден"); труппу представляла организация
Образовательные балеты (Educational Ballets), принадлежавшая В. Е.
Дандре и Г. Севастьянову. Летом 1939 де Базиль возвратился к руководству
труппой, и она вернула назв. "О. б. р.". Вскоре после начала 2-й мировой
войны труппа в расширенном составе (при участии, в частности, С. Лифаря)
выехала на гастроли в Австралию и Новую Зеландию. Здесь балеты ставили
Лифарь ("Икар" на "ритмы" Лифаря в оркестровке А. Дорати при участии А.
Онеггера; "Павана" на муз. Г. Форе, 1940) и Лишин ("Выпускной бал" на
муз. И. Штрауса, 1940). В труппу вступили Т. Лескова, Ж. Мулен, Н.
Попова, И. А. Швецов, О. и В. Тупины. Ряд артистов труппы после
гастролей остался работать в Австралии, где они создавали балетные школы
и свои коллективы (В. Борован-ский, Э. Кирсова, Т. Чинарова). После
гастролей в 1941 в Мексике, на Кубе и в США (где Баланчин пост. балет
"Балюстрада" на муз. Стравинского) труппа, начиная с янв. 1942 и до
сент. 1946, ездила по странам Лат. Америки (Куба, Бразилия, Аргентина,
Чили, Перу, Уругвай, Эквадор, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Панама,
Гондурас, Гватемала, Сан-Сальвадор, причём в нек-рых странах - Бразилия,
Аргентина, Куба гастролировала по нескольку раз). В 1943 "О.б.р." провёл
в Буэнос-Айресе совместный сезон с коллективом балета оперного т-ра
"Колон". В числе ведущих артистов (наряду с названными выше): И.
Строганова, М. Ларкина, Н. Гольнер, Э. Олрич, В. Докудовский, в 1946 с
труппой выступала Баронова. В нек-рых странах балетм. Псота, работавший
в труппе, ставил, пользуясь консультацией местных танцовщиков, балеты на
нац. сюжеты: в Аргентине - "Было однажды" К. Густавино (1942) и "El
Malon" ("Набег индейцев") В. X. Иглесиаса (1943); в Уругвае - "Остров
сейб" Э. Фабини (1944); в Гватемале - "Икс-кик" Р. и X. Кастильо (1945);
в Бразилии - "Яра" Ф. Миньони (1946). Эти спектакли имели большое
значение для развития балета в странах Лат. Америки, так же, как и
открывавшиеся здесь мн. артистами школы и труппы; в Бразилии -
Вершининой, Лесковой и Ю. Ша-белевским, в Аргентине - Григорьевой, в
Перу - Ростовым, на Кубе - А. Леонтьевой. Осенью 1946 состоялись
выступления "О. б. р." в Нью-Йорке, где вместе с заметно поредевшей
труппой де Базиля выступали артисты расформированного незадолго до этого
нью-йоркского
"Интернэшонал балле" и в качестве приглашённых гастролёров - А.
Маркова и А. Долин (для них Дж. Тарас пост. балет "Камилла" на муз. Ф.
Шуберта; был возобновлён балет "Жизель"). Ряд спектаклей этой труппы был
также включён в репертуар. Сезон в Нью-Йорке показал, что "О.б.р."
переживает кризис. Это было вызвано отчасти усталостью и трудностями,
пережитыми труппой во время длительных гастролей по Лат. Америке, когда
артисты с трудом сохраняли форму, а декорации и костюмы изнашивались. Но
были и др. причины. За истекшие годы появились новые нац. балетные
коллективы, традиционный репертуар рус. труппы не привлекал зрителей.
Гастроли в 1946-47 в США, затем в 1947 в Лондоне (с участием
Рябушин-ской, Лишина, Морозовой, Мулен, Ясинского, Н. Орлова, Тараса, В.
Скуратова) большого успеха не имели. Из новых работ была показана
"Серебряная берёза" на муз. Чайковского балетм. Б. Князева. Труппа
пополнилась молодыми амер. танцовщиками- учениками Лишина. Сезон 1947/48
открылся в Париже и продлился в Испании и Сев. Африке. Последнее
представление состоялось 8 ноября 1948. Де Базиль надеялся вновь собрать
труппу в следующем году, но ему удалось только организовать для неё
киносъёмки балетов "Выпускной бал" и "Лебединое озеро". Де Базиль
скончался в июле 1951. После его смерти были сделаны попытки возродить
труппу усилиями Г. Кирста, Григорьева и Чернышёвой. Труппа выступала с
окт. 1951 по янв. 1952 и на этом окончательно закончила своё
существование.
"О.р.б." - самая значит, рус. балетная труппа после Русского балета
Дягилева. Она сохраняла мн. особенности и традиции дяги-левской труппы.
Была гастрольным коллективом, не связанным ни с какой страной, ни с
каким т-ром, придерживалась той же формы представления, состоящего из
неск. одноактных балеTOB, ориентировалась почти исключительно на рус.
балетмейстеров и охотно привлекала рус. художников, использовала музыку
рус. композиторов. Труппа имела в своём составе преим. рус. танцовщиков
- вначале перешедших из труппы Дягилева, затем артистов, обучавшихся за
границей у рус. педагогов (нерусские танцовщики часто принимали рус.
фамилии). Занятия с танцовщиками и репетиции велись рус. педагогами
(Григорьевым и Чернышёвой) согласно традициям рус. школы классического
танца. Одновременно большое внимание уделялось характерному танцу и
актёрской игре. В отдельные периоды существования труппы в ней даже
преобладали характерные и полухарактерные танцовщики, мимич. актёры.
Репертуар "О. б. р." включал 70 назв.: ок. 20 из репертуара труппы
Дягилева (балеты Фокина, Мясина), а также мн. спектакли, пост. для "О.
б. р." Мясиным, балеты Лишина и нек-рые пост. Нижинской. Из классики 19
в. ставились, как и у Дягилева, сокращённые версии "Лебединого озера" и
"Спящей красавицы" ("Свадьба Авроры"). Между труппами Дягилева и де
Базиля были, однако, и серьёзные различия. Дягилев был реформатором,
первооткрывателем новых форм балета, он вдохновлял художников на
искания, воспитывал таланты. Отсюда и неизменно творческий характер
деятельности его труппы. Де Базиль проявил себя прежде всего как
администратор, а художеств, его устремления были охранительскими. Он не
искал контакта с художниками и композиторами-новаторами, а берёг
созданное ранее. Поэтому в "О. б. р." единственным новаторским
направлением оказались балеты-симфонии Мясина. "О.б.р." был труппой, не
способной к саморазвитию, несравненно более консервативной, чем Русский
балет Дягилева. Зато ни одна др. труппа не сделала так много для
распространения иск-ва рус. балета по всему миру. Благодаря ей во мн.
странах, в частности в тех, где Русский балет Дягилева не бывал (в
Австралии, небольших государствах Лат. Америки), были заложены основы
для будущего развития нац. балета. Но дальнейшее существование такого
коллектива в Европе и США после 2-й мировой войны стало уже
анахронизмом. Послевоенный период в общественной и культурной жизни
большинства стран Европы и Америки характеризуется ростом их нац.
самосознания. Это проявилось и в сфере хореографии. Повсеместно начал
развиваться собств. нац. балетный т-р. В США это созданный в 30-х гг.
Баланчиным "Нью-Йорк сити балле" и возникший в 40-х гг. на основе школы
М. М. Мордкина "Балле тиэтр"; в Великобритании - труппа "Сэдлерс-Уэллс"
(будущий Королевский балет Великобритании), к-рая за пятнадцать
прошедших лет выросла в один из сильнейших балетных коллективов мира,
получила офиц. статус и помещение крупнейшего лондонского т-ра
"Ковент-Гарден". Во Франции шёл процесс утверждения новых форм балета,
нового стиля, новой тематики в противовес насаждавшимся Лифарем старых
традиций в парижской Опере (балетм. Р. Пети). Рус. балетные труппы, рус.
балетные школы к этому времени выполнили свою историч. миссию и на этом
исчерпали свои возможности. Выжить могли лишь те, к-рые были способны
интегрироваться, стать частью культуры др. стран. "О. б. р." не
принадлежал к их числу, поэтому его распад в кон. 40-х гг. закономерен.
Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, N. Y., 1941; его же,
Supplement to complete hook of ballets, L., 1952;
Detaille G., Mulys G., Les Ballets de Monte Carlo. 1911-1944, P.,
1954; M a s-sine L., My life in ballet, L.-N.Y., 1968;
Anderson J., The one and only. The Ballet Russe de Monte Carlo, N.
Y., 1981; Walker K. S., De Basil's Ballets Russes, N. Y., 1983;
Buckle R., George Balanchine, Balletmaster, N. Y.-L., 1988;
Garcia-Marques V., The Ballets Russes. Colonal de Basil's Ballets Russes
de Monte Carlo. 1931-1952, N. Y., 1990. E. Я. Суриц.
ОРЛОВ Александр Александрович [13(25).10.1889, Ростов-на-Дону -
23.10.1974, Ленинград], артист балета и оперетты. Засл. артист РСФСР
(1936). Начинал учиться в Моск. театр. уч-ще (педагоги В. А. Рябцев, Н.
П. Дома-шев). По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги А. В. Ширяев,
П. А. Гердт, М. К. Обухов, М. М. Фокин) в 1908-24 в Мариинском т-ре.
Исполнял мимич. партии и характерные танцы: Санчо Панса ("Дон Кихот"),
Исаак Ланкедем ("Корсар"), Джон Буль ("Дочь фараона"), Пьеро
("Арлекинада"), Шут ("Павильон Армиды"), Солист ("Арагонская хота"),
Иванушка и малороссийский танец ("Конёк-Горбунок"), кек-уок ("Фея
кукол"), индусский ("Баядерка"), сарацинский и мазурка ("Раймонда").
Участник Русских сезонов 1909- 1911, первый исполнитель партии Арапа
("Петрушка", 1911, балетм. Фокин). В 1934-41 в Ленингр. Малом т-ре.
Партии:
Коппелиус ("Коппелия"), Симона (иначе Марцелина, "Тщетная
предосторожность"), Барбо ("Фадет-та"). Жених ("Кавказский пленник"),
Половой (опера "Именины"). Выдающийся комич. танцовщик и актёр.
Динамичность и темпераментность в танце и игре О. сочетались с
реалистич. точностью, вниманием к бытовым деталям. С 1915 выступал в
оперетте, в 1929-34, 1941-59 - в Ленингр. т-ре муз. комедии, исполнял
вокально-игровые партии. Много выступал на эстраде (в т. ч. и как артист
синтетич. жанра), в танц. номерах постоянной партнёршей О. была Е. В.
Лопухова, особый успех в их исполнении имела комич. "Рязанская пляска".
Играл в драм. т-ре. Снимался в кино.
Лит.: Янковский М. О., А. А. Орлов, Л., 1938; Красовская В.. Рус.
балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л-, 1972; Рус. сов.
эстрада. 1917-29, M., 1976; Я н e т Н.. А. А. Орлов, "ТЛ". 1958, ј 22.
Б. А. Илларионов.
"ОРФЕЙ", "Орфей и Э в p и д и к а", балеты на сюжет др.-греч. мифа.
1) "О p ф e и", балет в 3 картинах. Комп. и сцен. И. Ф. Стравинский.
24.4.1948, "Балле сосайети". Нью-Йорк. балетм. Дж. Баланчин, худ. И.
Ногучи:
Орфей - Н. Магальянес, Эвридика - Мария Толчиф, Ангел Смерти - Ф.
Монсион. В P о с-с и и: 26.3.1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф.
Боярский, худ. Э. Я. Лещинский; Орфей - А. С. Хамзин, Эвридика - Л. Б.
Климова
(затем Г. В. Покрышкина, М. П. Мазун, Л. С. Фадеева). 2) Одноактный
балет на муз. симф. поэмы Ф, Листа. 1976, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л.
С. Лебедев, худ. А. Н. Крючков; Орфей - Г. И. Бабанин. 3) "О р-фей и
Эвридик а", рок-балет в 2 актах на муз. одноим. зонг-оперы А. Б.
Журбина, сцен. Ю. Г. Димитрин. 1977, Пермский т-р, балетм. Н. Н.
Боярчиков. 30.4.1979, Ленингр. Малый т-р (на сцене конц. зала
"Октябрьский"), балетм. тот же. худ. А. В. Коженкова. муз. рук. П. А.
Бубельников; Эвридика - А. С. Линник, Т. В. Статкун, Орфей - В. К.
Аджа-мов, К. А. Новоселов, Харон - В. Б. Островский, О. В. Ужинский,
Фортуна - В. С. МухановгГ, Т. Н. Горышина. Птица - Г. В. Судаков.
ОСИПЕНКО Алла Евгеньевна (р. 16.6.1932), артистка, педагог. Нар. арт.
РСФСР (1960). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1950-71 в Т-ре
им. Кирова, в 1964-66 одновременно выступала в Камерном балете под рук.
Г. Д. Алексидзе, в 1971-73 в труппе "Хореографические миниатюры", с 1973
в Ленконцерте, в 1977-82 в ансамбле Новый балет (Ленингр. ансамбль
балета).
О. - одна из наиболее значительных фигур в своём поколении
исполнителей. Неординарны данные балерины: уникальна лепка тела,
создающая графику поющих линий и лёгких, удлинённых пропорций. Структура
же мышц, напротив, суховата, возможностей кантиленного танца лишена.
Музыкальность не была её стихией: мелодия танца О. возникала как бы сама
по себе, складываясь из красоты совершенных поз. Склонность к
экстатическим внутренним состояниям - при внешней отрешённости и
непроницаемости, подчёркнутой внеэмоцио-нальности - всё это определило
исключительное своеобразие исполнительницы. Классич. репертуар, за
редким исключением, так и не стал О. близким. Появление в партиях
Раймонды и Никии ("Баядерка") было эпизодическим. Закрепились в её
репертуаре Одетта-Одиллия; Гамзатти ("Баядерка"), событием стала фея
Сирени. Исполняла также Уличную танцовщицу и Повелительницу дриад ("Дон
Кихот"), 7-й вальс и мазурку ("Шопениана"), Машу ("Щелкунчик"). Сферой
приложения её творч. сил стала совр. хореография.
Вершина творчества О. - партия Хозяйки Медной горы (1957, первая
исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович), в к-рой наиболее полно
раскрылись масштаб личности балерины и трагедийная природа её дара.
Первая исполнительница партий: Панночка ("Тарас Бульба", 1955, балетм.
Б. А. Фенстер), Любимая ("Берег надежды", 1959, балетм. И. Д. Бельский),
Жемчужина ("Жемчужина", 1965, балетм. К. Ф. Боярский), Смерть
("Человек", 1966, балетм. В. Катаев). Др. партии: Дездемона ("Отелло"),
Мехменэ Бану; Сари ("Тропою грома"), Фригия. В Ленингр. Малом т-ре
исполнила партию Клеопатры ("Антоний и Клеопатра", 1968, балетм. И. А.
Чернышёв). В Ленингр. ансамбле балета - Песня ("Прерванная песня",
1977), Жар-птица ("Жар-птица",
1978), Настасья Филипповна ("Идиот", 1980), миниатюра "Дву-голосие"
(1977, все - первая исполнительница, все балетм. Б. Я. Эйфман), Ночная
красавица ("Под покровом ночи", 1977, балетм. М. Мурдмаа). Др.
миниатюры: в пост. Л. В. Якобсона - "Поцелуй" (1959), "Вальсы" на муз.
М. Равеля (1963), "Полёт Тальони", "Минотавр и нимфа" (обе 1971),
"Жар-птица" (1971),
"Лебедь" (1972); балеты - "Эк-зерсис-ХХ" (1971), "Блестящий
дивертисмент" (1973).
Снималась в кинофильме-концерте "Хореографические миниатюры" (I960),
в телефильмах-концертах: "Тема с вариациями" (1971), "Павловские музы"
(1972), "Темы к размышлению" (1988), в док. фильме "Ленинградский балет"
(1966), в телеэкранизации балета "Антоний и Клеопатра" (1975), а также в
худож. фильмах в ролях: Женщина ("Голос", 1982), Ариадна ("Скорбное
бесчувствие"), Подруга ("Фуэте", оба 1986). Творчеству О. посвящён
телефильм-концерт "Хореографическая поэма" (1974). С 1988 преподаёт за
рубежом (Италия). Пр. Анны Павловой Парижской академии танца (1956).
Соч.: Факты жизни (Из дневника балерины, 1976-79), "Иск-во
Ленинграда", 1990, ј 12.
Лит.: Львов-Анохин Б., А. Осипенко, "МЖ", 1962, ј12; ВечесловаТ.,
Танцует А. Осипенко, "Нева", 1963, ј К);
Ступников И., О любви, о подвиге..., там же, 1966, ј12; Добровольская
Г., А. Осипенко, в сб.: Ленингр. балет сегодня, в. 1, Л., 1967;
Красовская В.,
А. Осипенко, "Т", 1975, ј 12; 3 о з у л и н а Н., А. Осипенко. Л.,
1987: Черкасский Д.. Записки балетомана. М., 1994.
А. А. Соколов-Каминский.
"ОСМЕЯННЫЙ В ДЕРЕВНЕ ЖИВУЩИЙ ДВОРЯНИН",
"Осмеянный помещик", одноактный балет. Комп. И. Штарцер, сцен. и балетм.
Ф. Гильфердинг. 24.11.1762, Москва, при опере В. Манфредини "Олимпиада",
худ. Ф. Градицци; Мастер садовый - Приори, Любовница его - Дж. Приори.
Молодая вдова и госпожа сада - К. Маркони, её служанка - Дж. Меркюр,
Сельский дворянин - А. Таула-то. Г. Н. Добровольская.
ОСТАЛЬЦОВ Николай Самуилович (р. 5.5.1941, Ленинград), артист. По
окончании ЛХУ (педагоги А. И. Пушкин, Б. В. Соловьёв, Н. В. Фёдорова), в
1961-84 в Т-ре им. Кирова. Характерный, темпераментный танцовщик. Первый
исполнитель партий: Платов ("Левша", 1976, балетм. К. М. Сергеев),
Безумец ("Пушкин. Размышления о поэте",1979, балетм. Н. Д. Касаткина, В.
Ю. Василёв). Др. партии: Ротбарт; Мако ("Тропою грома"), Брамин
("Баядерка"), Эспада ("Дон Кихот"), Шурале;
Нурали и Гирей; Измаил ("Гаянэ"), Молодой цыган и Северьян ("Каменный
цветок"). Африканец ("Спартак"), Ганс ("Жизель"), король Севера
("Зачарованный принц"), Половчанин ("Половецкие пляски"), Али
("Горянка"), Бирбанто ("Корсар"), Тибальд;
Незнакомец ("Легенда о любви"), Гюрн ("Сильфида"). Исполнял
характерные танцы в балетах "Лебединое озеро", "Лауренсия", "Дон Кихот",
а также в операх. Ставил танцы в мюзик-холле, на эстраде, в кино, на ТВ,
в драм. т-рах. В 1983 окончил Высш. профсоюзную школу культуры. В
1984-86 зав. лит. частью в труппе "Хореографические миниатюры", в
1986-88 худ. рук. труппы "Молодой балет" (Ленконцерт), с 1989 в творч.
объединении "Импровизация" (артцентр "Медный
всадник"). И. В. Ступников.
ОСТАПЕНКО Николай Васильевич (р. 21.6.1950, Москва), артист. Засл.
артист РСФСР (1979). По окончании МХУ (педагог Л. Т. Жданов) в 1968-90 в
Свердловском т-ре. Ярко выраженное актёрское дарование широкого
диапазона позволяет исполнять партии от гротесковых
(Мадж в "Сильфиде") и комедийных (Марселина в "Тщетной
предосторожности") до трагедийных (Тибальд; Квазимодо в "Соборе
Парижской богоматери") и выразит. психологич. портретов (Вожак в
"Комиссаре", Каренин в "Анне Карениной"). Др. партии:
Ротбарт; Визирь ("Легенда о любви"), Бог ("Сотворение мира"), Пугачёв
("Пушкин"), Сильвио ("Слуга двух господ"), Гирей, Брамин ("Баядерка"),
о. А. Петров. "ОСТРОВ ТАНЦА", танц. школа и т-р, функционировавшие в
30-е гг. в Москве, в Центр, парке культуры и отдыха им. М. Горького.
Школа была открыта в 1933 (директор Е. В. Яворский) на базе созданной в
1932 секции худож. движения и самодеят. кружков. Имела отделения -
хореодрама-тич. (классич.) под рук. А. В. Шатина и ритмопластич. под
рук. Н. С. Познякова,курсы акробатики, мастерскую цирка, хореогр.
лабораторию. В "О.т." занималась молодёжь без отрыва от производства.
Педагоги: О. В. Некрасова, А. А. Джури. Читались курсы искусствоведч.
дисциплин. Школа и вскоре возникший на её базе т-р ставили задачей
воспитание артистов в разл. танц. системах, создание спектаклей,
синтезировавших разные формы пластики. С 1934 на острове летом посреди
Голицынского пруда давались представления: ритмопластич. отд. показало
(все в пост. Познякова) сюиты номеров (1934), спектакли "Сказка о царе
Салтане" на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1935), "Руслан и Людмила" на
муз. М. И. Глинки (1936); классич. отд. - "Физкультурную сюиту" на муз.
Ф. Шопена в пост. Шатина, балет "Волшебная флейта" Р. Е. Дриго (1934,
пост. Яворского и Шатина), оперно-балетную версию оперы "Кащей
бессмертный" на муз. Римского-Корсакова (1935, пост. Яворского, танцы В.
Я. Шабшай), балет "Марко Бомба" С. А. Хала-това (1936, пост. Шатина и
Яворского). Художниками были В. Г. Панфилов и Е. Б. Эгиз. В 1936
Яворский был репрессирован и погиб, в 1937 было закрыто ритмопластич.
отд., т. к. это направление в танц. иск-ве было признано идеологически
чуждым, офиц. поддержку получали только классич. и нар. танец. Труппа и
школа под рук. Шатина стали работать как чисто балетные, сохранив
сценич. площадку на острове и студийный дух, определявший форму
существования труппы. Летом работали в Центр. парке культуры и отдыха,
осенью проводили гастроли, обычно в Крыму. В 1938 прошёл первый выпуск
школы, и 10 учеников получили статус проф. артистов балета, выпуски были
также в 1939 и 1940. Все последующие пост. были осуществлены Шати-ным:
"Танцы народов советской страны" (1937), "Красавица Рад да" Б. В.
Асафьева (1938), "Жизель" (1939, ред. А. А. Горского), "Лауренсия"
(генеральная репетиция, 1940). Ведущие артисты т-ра: по ритмопластич.
отд. - Г. П. Большакова, В. П. Бороздин, Н. Л. Немченко, А. Г. Тихонова,
по классич. отд. - И. А. Воронин, В. С. Остратова, К. В. Рыхлова, Н. Д.
Суворов. В 1941 труппа была направлена в Казань для подготовки декады
татар, иск-ва. Здесь Л. В. Якобсон с артистами "О. т." пост. "Шурале"
(Сюимбике - Рыхлова, Али-Батыр-Суворов), но вскоре после генеральной
репетиции 3 июля 1941 (в к-рой участвовали ленингр. артисты Н. В.
Балтачеева и А. Л. Кумысников) существование труппы в связи с войной
стало невозможным.
Лит.: Потапов (Г о л v б о в) В. И.. "Марко Бомба", "Веч. Москва",
1935, 3 сент.; И в и н г В. П., Поучительные уроки, "Сов. иск-во", 193S,
2 июля; его ж е, "Жизель" в хореогр. т-ре ЦПКиО, там же, 1939. 1 июля;
Немченко Н. Л.. О нашей школе и т-ре "Остров танца". "СБ". 1991, ј 4:
S о u r i t z., Moscow's Island of Dance. 1934- 1941, "Dance
chronicle", 1994, vol. 17, ј l.
E. Я. Суриц.
ОСТРОВСКИЙ Василий Борисович (р. 7.5.1946, Полтава), артист. Засл.
арт. РСФСР (1982). По окончании ЛХУ (педагог Н. А. Зубовский) в 1966-67
в Т-ре им. Кирова. В 1967-90 в Ленингр. Малом т-ре. Первый исполнитель
партий: Антоний ("Антоний и
Клеопатра", 1968, балетм. И. А. Чернышёв), Щелкунчик (1969, балетм.
И. Д. Бельский), Хозе ("Кармен-сюита", балетм. Г. Р. Замуэль), Гико
("Гаянэ", балетм. Б. Я. Эйфман, обе 1972), Харон ("Орфей и Эвридика",
1979, балетм. И. Н. Боярчиков, первое исполнение в Ленинграде), Зевс
("Геракл", 1981, балетм. тот же). Др. партии: Солист ("Концерт в белом),
Гамлет ("Размышления"), Флориндо ("Слуга двух господ"), Иван
("Конёк-Горбунок"), Пастух ("Весна священная"), Ромео, Альберт, Джеймс;
Солист ("Пахита"), Пётр ("Привал кавалерии"), Франц ("Коппелия"),
князь Игорь ("Ярославна"), Карл ("Разбойники"), Феб; Принц ("Золушка"),
Борис ("Царь Борис"), Зигфрид; Д'Артаньян ("Три мушкетёра"), Солист
("Классическая симфония"), Геракл ("Геракл"). О. - актёр широкого
пластич. диапазона, в равной степени ему доступны партии и
традиционно-романтич., и комедийно-характерного плана. Вместе с Т. И.
Фесенко перенёс балет "Привал кавалерии" в Харьковский т-р (1990), Т-р
балета КДС (1991).
Соч.: Воспитание, в сб.: Н. Зубковский, СПб., 1993.
Лит.; Мастерство танцовщика, "ТЛ", 1982. ј 16. И. В. Ступников.
"ОТЕЦ СОЛЮБОВНИК СЫНУ СВОЕМУ, ИЛИ ЗАВОРОЖЕННАЯ ТАБАКЕРКА", пантомима
в 3 актах. Сцен. И. Бригонци. 30.8.1758, т-р близ Летнего дворца,
Петербург, антреприза Дж. Локателли, танцы К. Белюц-ци, худ. Бригонци,
Л. Франческини; Панталон - А. Сакко. Сильвий - Бригонци, Доктор - К.
Белюцци, Изабелла - Л. Сакко, Колумбина - А. Белюцци, Пьеро - Ф.
Каль-цеваро. Арлекин - А. Таулато.
Г. Н. Добровольская.
"ОТМЩЕВАЮЩИЙ БОГ ЛЮБВИ", одноактный балет. Комп. И. Старцер, сцен. и
балетм. Ф. Гильфердинг. 24.11.1762, Москва, при опере В. Манфредини
"Олимпиада", худ. Ф. Градиц-ци; Сельская пастушка - Д. Меркюр, Сельский
пастух - А. Таулато, нимфа Диана - С. Обри, Благородный пастух - П.
Обри, Бог любви-В. Михайлова.
Г. Н. Добровольская.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.