Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Русский балет. Энциклопедия
И
"ИВАН ГРОЗНЫЙ", балет в 2 актах на муз. С. С* Прокофьева (муз. ред.
М. И. Чулаки), сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович. 20.2.1975, Большой т-р,
худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. А. М. Жюрайтис; Иван - Ю. К. Владимиров
(затем В. В. Васильев), Анастасия-Н. И. Бессмертнова, князь Курбский -
Б. Б. Акимов; экранизирован в кино (под назв. "Грозный век", 1978). В.
А. Майниеце.
ИВАНОВ Иван Николаевич [1795 или 1796- 18(30).11. 1854, Петербург],
художник т-ра, машинист сцены. Помощник декоратора (1810?-17), затем
декоратор (1817-46) Моск. имп. т-ров (также актёр). Оформил спектакль
"Торжество муз" (пролог А. А. Алябьева и А. Н. Верстов-ского) в честь
открытия нового здания Большого (Петровского) т-ра (1825), а также мн.
балетные пост. этого т-ра (совм. с К. О. и И. К. Браунами), в т. ч.
"Сандрильона" (1825) и "Геркулес и Омфала" (1826), "Рауль де Креки, или
Возвращение из крестовых походов" (1825), "Урок чародея" (1828), "Сатана
со всем прибором" (1832), "Три пояса, или Русская Сандрильона" (1826),
"Восточный чародей" (1831), "Руслан и Людмила" (1831), "Три талисмана"
(1831), "Волшебный барабан"
(1827), "Ричард Львиное Сердце"
(1828), "Зефир и Флора" (1829), "Калиф Багдадский" (1833), "Асмодей,
хромой колдун" (1843), "Тщетная предосторожность" ("Лиза и Колен")
(1845), "Катарина" (1850). Почитатель и последователь П. Гонзаго, И.
развивал его стиль в своих архитектурно-перспективных декорациях, вводя
в них также элементы романтич. пейзажа.
Лит.: Давыдова М.В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва
XVIII - нач. XX в., М., 1974; Художники Большого т-ра. Альбом, М., 1976.
В. А. Кулаков.
ИВАНОВ Константин Матвеевич [19.9(1.10).1859, Петербург -
22.5(4.6). 1916, Петроград], художник т-ра. Учился в AX (1874-84) у
M. A. Шишкова. В 1883-1908 декоратор при петерб. Дирекции имп. т-ров,
участвовал в поактном оформлении спектаклей Мариин-ского т-ра (балетм.
М. И. Пети-па): "Баядерка" (1884, 1900; вариант - 1904, Большой т-р),
"Волшебные пилюли" (1886), "Спящая красавица" (1890), "Царь Кандавл"
(1891), "Щелкунчик" (1-я и 3-я картины, 1892), "Конёк-Горбунок" (1895),
"Синяя Борода" (1896), "Раймонда" (2-е действие, 1898), "Ручей" (1902).
Мастер архитектурно-перспективных декораций. Придерживался
консервативного историко-бытового направления в сценографии. Лучшие
работы И. (оформление 2-го действия "Спящей красавицы", высоко оценённое
А. Н. Бенуа) обладали большой худ. выразительностью. Изобрёл составы
красок, способствующие долгому сохранению декорационной живописи. В
1896-1902 преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств в
Петербурге.
Лит.: Пожарская М. Н., Рус. театрально-декорац. иск-во кон. XIX -
нач. XX вв.. M., 197U; Константинова М., "Спящая красавица", М., 1990.
В. А. Кулаков.
ИВАНОВ Лев Иванович [18.2(2.3). 1834-11(24). 12.1901, Петербург],
артист, балетмейстер. В 1844-52 учился в Петерб. театр. уч-ще, занимался
классич. танцем у А. И. Пименова, Фредерика, Э. Гредлю, Ж. Петипа-отца.
С 1852 в Петерб. балетной труппе. Выступал партнёром Е. И. Андре-яновой
и Т. П. Смирновой. В 1869, после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона и
назначения М. И. Петипа балетмейстером петерб. труппы, И. занял
положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту.
Последний раз выступил на сцене в 1893. Партии: Феб и Клод Фрол-ло;
Валентин ("Фауст"), Солор, Колен, Конрад; характерные танцы. Талантливый
танцовщик, выразит, мимич. актёр, И. отличался скромностью и часто
уступал выигрышные партии другим. С 1858 преподавал в младших классах
Петерб. театр. уч-ща; у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Н.
Горшенкова, Е. П. Соколова, К. М. Куличевская, М. Ф. Кшесинская, О. И.
Преображенская, А. Я. Ваганова.
В 1882 назначен режиссёром петерб. балетной труппы, возобновлял
старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер
т-ра. С этого времени началась его самостоят. балетмейстерская работа.
Обладая феноменальными муз. способностями, И. особенно большое значение
придавал музыке, видя в ней источник хореогр. образности.
В 1887 пост. в традициях романтич. балета "Очарованный лес" Р. Е.
Дриго и (совм. с Петипа) "Гарлемский тюльпан" Б. А. Шеля, в к-рых
сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом)
показал балеты "Севильская красавица" (на сб. муз., 1888), "Шалость
амура" (1890, перешёл затем на сцену Мариинского т-ра) и "Праздник
лодочников" А. А. Фридмана (1891). В 1890 пост. "Половецкие пляски" для
премьеры оперы А. П. Бородина "Князь Игорь", в 1892 славянские танцы для
1-го и 2-го актов оперы-балета "Млада" Н. А. Римского-Корсакова. В 1892
пост. "Щелкунчик", где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы
(танец снежных хлопьев). Муз.-симф. развитие действия определяло
разработку действия танцевального, тонкую "инструментовку"
кордебалетного танца. Историч. значение этой постановки, её воздействие
на балетный т-р своего времени исключительно велики. В 1922 спектакль
был поставлен в др. редакции, и с тех пор хореография И. утрачена.
Поставив "Волшебную флейту" Дриго и 2-й акт (бал) в "Золушке" Шеля
(1893), И. вновь обратился к музыке П. И. Чайковского. В 1894 в
Мариин-ском т-ре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялась 2-я
картина "Лебединого озера" в пост. И. В 1895 И. пост. 4-ю картину балета
(1-ю и 3-ю картины пост. М. И. Петипа). Продолжая романтич. традиции
рус. хореографии 19 в., "лебединые" сцены одновременно пролагали путь в
будущее. И. симфонически разработал ансамбли лебедей во взаимодействии с
лирико-траге-дийным характером героини балета. Совершенство хореографич.
форм органично вытекало из поэтич. содержания образов.
В спектаклях "Ацис и Галатея" А. В. Кадлеца (1896), "Дочь микадо" В.
Г. Врангеля (1897) слабая музыка не позволила И. углубить опыты
симфонизации танца. Он успешно их продолжил во "Второй венгерской
рапсодии" на муз. Ф. Листа, впервые исполненной в 1900 как вставной
номер в балете "Конёк-Горбунок" Ц. Пуни. Смерть не дала И. завершить
пост. "Сильвии" Л. Делиба, её закончил П. А. Гердт. Задуманную И. пост.
"Египетских ночей" А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев
назвал И. "душой русского балета".
Соч.: Автобиография (Мои маленькие воспоминания), "Петерб. газета",
1901, 13дек.;
Мои воспоминания, "СБ", 1987, ј 1.
Лит.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Волынский А.,
"Маляр негодный", "ЖИ", 1923, ј7; Слонимский Ю., Мастера балета, [Л.],
1937; его ж е, П. И. Чайковский и балетный т-р его времени, М., 1956;
Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л .-M., 1963 ;
Демидов А., "Лебединое озеро", М., 1985.
В. М. Красовская.
ИВАНОВА (наст. фам. Яpовая-Равская) Валентина Константиновна
[4(16).4.1898, Петербург - 5.5.1982, Ленинград], артистка, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1934). По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги К.
М. Куличевская, А. В. Ширяев) в 1916-59 в Т-ре им. Кирова. Первая
исполнительница партий:
Саломея ("Саломея", 1922, балетм. Л. С. Леонтьев), Княгиня ("Сердце
гор", 1938, балетм. В. М. Чабукиани). Др. партии: Уличная танцовщица и
Мерседес ("Дон Кихот"), Береника и Клеопатра ("Египетские ночи"). Мастер
характерного танца, И. обладала эффектной внешностью, высокой актёрской
культурой. Изысканная лепка выразительных рук, гибкость обеспечили ей
успех в экзо-тич. восточных танцах. Творчеству И. присущи благородная
сдержанность, отточенность пла-стич. рисунка, в нек-рых партиях
прорывался стихийный темперамент актрисы. В 1938-48 репетитор Т-ра им.
Кирова. В 1945-58 и 1962-66 преподавала характерный танец в ЛХУ.
Лит.: Михайлов М., Молодые годы Ленинград, балета, Л., 1978; Чернова
Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979; Сорок лет служения сов. балету,
"Ленингр. т-ры", 1956, ј 39.
А. А. Соколов-Каминский.
ИВАНОВА (в замужестве Ступникова) Галина Михайловна (р. 19.12.1929,
Ленинград), артистка, педагог. В 1950 окончила ЛХУ (педагог А. Я.
Ваганова). В 1948-49 в Т-ре им. Джалиля. Партии: Сванильда
("Коппе-лия"), Танечка ("Доктор Айболит"). В 1949-71 в Т-ре им. Кирова.
Первая исполнительница партий: Служанка ("Тропою грома", 1958, балетм.
К. М. Сергеев), Отчаяние ("Берег надежды", 1959, балетм. И. Д.
Бельский), Золото ("Легенда о любви", 1961, балетм. Ю. Н. Григорович).
Др. партии: Мария; Мирта ("Жи-зель"), Оксана ("Тарас Бульба"), Гамзатти
("Баядерка"), Хасинта ("Лауренсия"), феи Резвости, Смелости, Бриллиантов
("Спящая красавица"), Параша и Коломбина ("Медный всадник"), Злюка и фея
Весны ("Золушка"), Жуанита и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Лиззи
("Тропою грома"), Эстрелла ("Карнавал"), Вакханка ("Вальпургиева ночь").
Классич. балерина лирико-драм. амплуа; созданные И. образы отличались
музыкальностью, драм. выразительностью. С 1970 ассистент в классе
усовершенствования, в 1972-77 педагог Т-ра им. Кирова; в 1977-80 педагог
ЛХУ. В 1982-85 педагог-репетитор и консультант "Театра Вельки" в Варшаве
и Гданьского т-ра "Балтийская опера", в 1989 педагог Королевской
академии балета (Великобритания).
Лит.: Г. Иванова, в кн.; Молодые артисты Ленингр. балета, Л., 1954;
Чистякова В., Г. Иванова, "ТЛ", 1957, ј 43.
И. В. Васильев.
ИВАНОВА Елена Анатольевна (р. 30.6.1953, Москва), артистка. Окончила
МХУ в 1971 (педагоги Л. И. Рафаилова и Л. С. Якунина). В 1971-77 в
Ансамбле нар. танца СССР. С 1977 в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данчен-ко. Первая исполнительница партий в этом т-ре:
Солистка ("Девять танго и... Бах", 1985, балетм. Д. А. Брянцев),
Наложница ("Корсар", 1989, балетм. тот же), Кормилица ("Ромео и
Джульетта", 1990, балетм. В. В. Васильев). Др. роли: Мачеха ("Золушка"),
Мерседес и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Цыганка и Гудула
("Эсмеральда"), Ненси ("Сильфида"), Дикая невольница ("Корсар"),
Бобылиха ("Снегурочка"), Берта ("Жизель"); выступает в характерных
танцах в балетах "Лебединое озеро", "Коп-пелия", "Щелкунчик", "Дон
Кихот". И. обладает яркой сценич. внешностью, артистизмом,
темпераментом. Её танец отличается эмоциональной насыщенностью и
пластической свободой. Снималась в телеэкранизации балета "Девять танго
и... Бах" (1986).
E. П. Белова.
ИВАНОВА Елена Николаевна [11(24).5.1915, Петроград - 16.12.1988,
Ленинград], артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ
(педагоги М. Ф. Романова, Е. П. Снеткова-Вече-слова) в 1933-63 в
Ленингр. Малом т-ре. Характерная танцовщица. Первая исполнительница
партий: Цыганка ("Сказка о попе и о работнике его Балде", 1940, балетм.
В. А. Варковицкий), Мачеха ("Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях", 1949, балетм. А. Л. Андреев), Индийская красавица ("Семь
красавиц", 1953, балетм. П. А. Гусев, первое исполнение в Ленинграде),
Пожилая женщина ("Баллада о любви", 1959, балетм. Ф. В. Лопухов). Др.
партии: Испанка ("Итальянское каприччио"), Кащеевна ("Чудесная фата"),
Фетна ("Шехеразада"), Чертовка ("Ивушка"), Чёрная солистка ("Болеро").
Исполняла характерные танцы в классич. и совр. балетах. Возобновила
балет "Двенадцать месяцев" Б. Л. Битова, ставила танц. номера в операх.
В 1953-88 педагог-репетитор труппы.
И. В. Ступников.
ИВАНОВА Лидия Александровна
[4(17). 10.1903, Петербург - 16.6.1924, Петроград], артистка. Училась
в Петрогр. театр. уч-ще (педагог О. И. Преображенская), посещала лекции
А. Л. Волынского в Школе рус. балета. По окончании уч-ща (1921) принята
в Петрогр. т-р оперы и балета (быв. Мариинский) на должность солистки
одновременно с Г. М. Баланчивадзе (Дж. Баланчиным) и А. Д. Даниловой. С
возрастающим успехом танцевала на сцене т-ра три сезона. Партии: Белая
кошечка, феи Крошек, Бриллиантов, Серебра ("Спящая красавица"), па де
труа ("Лебединое озеро"), Рыбачка ("Дочь фараона"), Рабыня ("Корсар"),
Жемчужина ("Конёк-Горбунок"). Участвовала в премьере танцсимфонии
"Величие мироздания" (1923, балетм. Ф. В. Лопухов). В 1922 вошла в
петрогр. труппу "Молодой балет". Выступала в номерах, пост. Баланчивадзе
("Грустный вальс" на муз. Я. Сибелиуса). Летом 1924 должна была уехать
за границу с Баланчивадзе и неск. др. артистами труппы. За полмесяца до
отъезда погибла при не выясненных до конца обстоятельствах.
Петрогр. критики и любители балета связывали с именем И. большие
надежды. Её танец, небезупречный с точки зрения академич. рисунка, был
наполнен "драм. экспрессией" (Волынский). "Детская ещё чистота" облика,
пленявшая поэта М. А. Кузмина, сочеталась с артистич. смелостью и внутр.
силой. "Обладая на редкость широким шагом и владея исключительно мощным
прыжком, она поражала красотой вольного полёта и бурным размахом
движений" (А. А. Гвоздев). И. - одна из любимых моделей художницы 3. E.
Серебряковой, адресат двух, по крайней мере, стихотворений М. А.
Кузмина, прототип Вареньки Ермиловой из романа К. К. Вагинова
"Бамбочада".
Лит.: Волынский А., Л. Иванова, "Жизнь иск-ва", 1924, ј 26; e г о ж
е, А. Лекуврер, там же, 1924, ј 31; Гвоздев А., Л. Иванова, там же,
1924, ј 26; Зощенко М., Молодой балет. К гибели Л. Ивановой, "Красная
панорама", 1924, ј 24; Л. Иванова, Л., 1927; Михайлов М., Молодые годы
ленингр. балета, Л., 1978; Чернова Н.,0т Гельцер до Улановой, М., 1979;
Слонимский Ю., Чудесное было рядом с нами, Л., 1984; У балтийской воды,
"Моск. наблюдатель", 1991, ј3.
А. В. Смирина.
ИВАНОВА Мария Георгиевна (р. 29.11.1962, Москва), артистка. В 1981
окончила МХУ (педагоги Л. И. Рафаилова, Л. С. Литавкина). Во время
учёбы выступала в спектакле уч-ща в партии Лизы ("Тщетная
предосторожность"). С 1981 в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данченко. Первая исполнительница партий: Эффи ("Сильфида",
1986, возобн. балетм. О. М. Виноградовым, по А. Бурнонвилю), Гюльнара
("Корсар", 1989, балетм. Д. А. Брянцев), синьора Капулетти ("Ромео и
Джульетта", балетм. В. В. Васильев) и Смерть ("Одинокий голос человека",
балетм. Брянцев; обе - 1990). Др. партии:
Уличная танцовщица и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Зита
("Риварес"), Флёр де Лис ("Эсмеральда"), Купава ("Снегурочка"), Актриса
("Штраусиа-на"), Мирта ("Жизель"), Комиссар ("Оптимистическая
трагедия"), Эсмеральда. Отличительные черты И.-балерины - свободное
владение техникой, большой прыжок, драм. темперамент. В 1986 окончила
пед. отд. балетмейстерского ф-та ГИТИСа.
В. П. Деревщикова.
ИВАНОВА Татьяна Ивановна, см. Глушковская Т. И.
ИВАНОВСКИЙ (наст фам. Иванов) Николай Павлович
[21.7(2.8).1893, Петербург - 28.11.1961, Ленинград], артист, педагог.
Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1947), засл. деят. иск-в РСФСР (1959). По
окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин) в Мариинском т-ре в
1911-12, 1915-16, 1917-42 (сезон 1930/31 в Тифлисском т-ре оперы и
балета). В 1912-14 в Русском балете Дягилева. В 1916-17 на воинской
службе (театр. команда Измайловского полка). Характерный танцовщик,
исполнитель пантомимных партий:
Эспада ("Дон Кихот"), Эвзебиус ("Карнавал"), Данила
("Конёк-Горбунок"), Панталоне ("Пульчинелла"), Фаворит ("Крепостная
балерина"). Изредка выступал и как классич. танцовщик: па де труа
("Лебединое озеро"), Дезире. В 1925-28, 1935-0 и 1952-54 педагог
историко-бытового танца в ЛХУ. В 1940-52 и 1954-61 худ. рук. ЛХУ. В
1946-61 рук. пед. отд. Ленингр. коне. и педагог историко-бытового танца
(проф. с 1956). Крупнейший специалист, основоположник методики
преподавания и автор первого учебника по историко-бытовому танцу.
Соч.: Бальный танец XVI-XIX вв., Л.-М., 1948; Имени Вагановой, в сб.:
А. Я. Ваганова, Л.-М., 1958.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т.
2, Л., 1939.
А. А. Доколов-Каминский.
ИВИНГ Виктор Петрович (наст. фам. Иванов; др. псевд.: Сер-пуховский,
Цоки) [7(19).11.1888, Петербург - 8.9. 1952, Москва], театр. критик,
педагог. Канд. иск-ведения (1944). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, В
1917-26 артист балета (выступал в т-рах миниатюр и на эстраде). В 194347
преподавал в МХУ. В 1940-41, 1946-52 в ГИТИСе.
С о ч.: А. И. Абрамова, [М.], 1928; В. Кри-гер, [М.], 1928; Танцы
Бурят-Монголии, "Т", 1941, ј 5; О рус. школе классич. танца, в сб.:
Театр. крит альманах, кн. 6, М., 1947; E. В. Гельцер, там же, кн. 7,
М., 1948 (совм. с А. Комнен); О рус. пляске, в сб.: Рус. пляски для
детей, М., 1953; Содержание постановочной работы по танцу со
школьниками, ч 1, в кн.: Хореогр. работа со школьниками, М., 1956.
ИГНАТЬЕВ Олег Владиславович (р. 12.6.1951, Ленинград), балетмейстер.
Нар. арт. Бурятии (1989). По окончании ЛХУ (педагоги Н. В. Фёдоров и Н.
А. Зуб-ковский) в 1969-83 деми-харак-терный танцовщик Оперной студии
Ленингр. консерватории. В 1983 окончил балетмейстерское отд. Ленингр.
коне. (педагог О. М. Виноградов). В 1975-92 худ. рук. и балетм. Ленингр.
ансамбля совр. танца "Контрасты". Ставил также конц. программы на ТВ и
эстраде. В 1986-91 гл. балетм. т-ра в Улан-Удэ. Пост.: "Бенефис балета"
на муз. И. С. Баха, П. И. Чайковского, А. Г. Шнитке (1986), "Авось" на
муз. А. Л. Рыбникова (1987; 1989, Воронежский т-р), "Ренессанс" на муз.
А. Вивальди, Г. Ф. Генделя (1987; 1988, Казанский т-р), "Владыка
джунглей" Ю. Н. Корнакова (1989), "Лик богини" Ю. Ц. Ирдынеева (1990),
опера-балет "Джангар" П. О. Чонкушова (1991). Также пост.:
"Комедианты" на муз. Д. Б. Кабалевского (1985, Киевский муз. детский
т-р), мюзикл "Ордер на убийство" (1985, Ленингр. т-р муз. комедии). С
1992 худ. рук. Петерб. балетной труппы "Палитра". Пост.: "Внутреннее
пространство" на муз. Р. Вагнера, Г. Малера, Ц. Франка, Я. Сибелиуса и
др., "Приглашение к танцу" на муз. К. М. фон Вебера, "Новый Щелкунчик"
П. И. Чайковского (все 1992). И. ведёт поиски новой хореогр. образности
на основе классич. танца, гротеска и модерна, используя миниатюру,
камерную и крупную хореогр. формы. Пост. И. отличает многообразие
стилей: неоклассический, фольклорный, эстрадный, джазовый. Лауреат Гос.
пр. Бурятии (1990). Лауреат Всес. конкурсов балетмейстеров (1980 - 3-я
пр.; 1984 - 2-я пр., Москва). Пост. телебалет "Последняя тарантелла"
(1992).
Лит.: Коробков С., Странный театр, "Т", 1990, ј5; Садовская Н., Шаг в
неизведанное, или Путь к познанию, "СБ", 1991, ј 3. Т. E. Кузовлева.
"ИКАР", балет в 2 актах. Комп. С. М. Слонимский, сцен. Ю. И. Слонимский.
29.5.1971, Большой т-р, на сцене КДС, балетм. В. В. Васильев (худ. рук.
Ю. Н. Григорович), худ. В. Ф. Рын-дин, дир. А. М. Жюрайтис, хормейстер
И. Г. Агафонников; Икар - Ю. К. Владимиров, Девушка - Н. И. Сорокина,
Архонт -
В. С. Лагунов. 17.12.1976, там же, новая ред., балетм. Васильев, худ.
В. Я. Левенталь, дир. Э. Клаас; Икар - Васильев, Эола - Е. С. Максимова,
Архонт-Лагунов, Клеон- Б. Б. Акимов. 29.5.1974, Т-р им. Кирова, балетм.
И. Д. Бельский, худ. Э. Г. Стенберг, дир. Д. Э. Далгат, хормейстер А. Г.
Мурин;
Икар - Ю. В. Соловьёв, Птица-мечта - И. А. Колпакова, Архонт - В. А.
Бударин, Ариадна-Г. Т. Комлева. В. А. Майниеце.
ИКОНИНА Мария Николаевна [Никоновна] [1788-6(18).8.1866], артистка.
По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог Ш. Дидло) в 1809 принята в
балетную труппу на положение первой танцовщицы. Воспитанницей танцевала
па де де Дианы и Аполлона с Дидло (1807). Исполнила в его ранних балетах
роли: Аминта ("Зефир и Флора", 1806), Креуса ("Медея и Язон", 1807),
Венера ("Амур и Психея", 1809); в балетах, пост. Л. Дюпором: одна из
нимф ("Любовь Венеры и Адониса", 1808), Венера ("Суд Париса", 1809); в
балетах, пост. И. И. Вальберхом: одна из благородных парижских дам
("Торжество России, или Русские в Париже", 1814), Муза ("Гений Благости,
или Распря Аполлона с Марсом", 1814), Дух в виде волшебницы ("Амазонка",
1815). В 1815-20 исполняла партии в танц. ансамблях с А. И. Истоминой,
А. С. Новицкой, А. А. Лихутиной, Я. Люстихом, Н. О. Гольцем в
дивертисментах опер: "Алина, Королева Голкондская" (1815), "Прекрасная
Арсена", "Эдип в Колоне", "Ромео и Юлия", "Вавилонские развалины"
(1818). В поздних балетах Дидло исполняла партии: Венера ("Ацис и
Гала-тея", 1816), Дона Еливира ("Кар-лос и Розальба, или Любовник, кукла
и образец", 1817), одна из придворных дам ("Рауль де Креки, или
Возвращение из крестовых походов", 1819), Клара ("Неожиданное
возвращение, или Вечер в саду", 1816), Венгерская госпожа двора
Леопольда ("Венгерская хижина"), Графиня ("Молодая молочница, или
Нисетта и Лука"), Придворная госпожа двора Ми-носа ("Тезей и Ариана") -
все 1817, Мелое ("Кора и Алонзо, или Дева Солнца", 1820), Мелита,
волшебница ("Роланд и Моргана", 1821) и др. Среди последних работ -
Венера ("Зефир и Флора", 1829). В 1809 танцевала в Москве с Новицкой и
Л. Дюпором. Танец И. отличался царственной величавостью и огненным
темпераментом.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
1, Л., 193S; Плещеев А. А., Наш балет, СПб., 1896; Красовская В. М.,
Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958;
Слонимский Ю. И., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958.
Л. А. Линькова.
ИЛУПИНА Анна Марковна (22.8.1911, Сызрань - 2.8.1991, Москва),
балетный критик, журналист. Училась в Казанском унте (юридич. ф-т).
Окончила Моск. ин-т нар. хозяйства (1931). Зав. отд. иск-ва газ. "Моск.
комсомолец" (1939-40), ред. "Театральной недели" (1940-41), работала на
радио в отделе вещания на зарубежье (1942-43); в газ. "Сов. искусство"
(1944-45). Автор работ о мастерах совр. балета.
С о ч.: Г. Уланова, В. Чабукиани, в сб.:
Лауреаты Лен. премии, М., 1970; Воля "принцессы", "Дружба народов",
1973, ј 5; А. Мес-серер, "МЖ", 1974, ј 2; О. В. Лепешинская, Р. С.
Стручкова, Г. С. Уланова, в сб.: Мастера Большого т-ра. Народные артисты
СССР, М., 1976; Ulanova of Stage, "Ballet today", 1962, aug./sept.;
Ballerina. The life and work of Galina Ulanova, Phil., 1965. Н. Ю.
Чернова.
ИЛЬИН Арсений Александрович
[23.2(8.3).1911, Москва - 9.5.1970, там же], историк муз. т-ра. В
1928 окончил Муз. уч-ще им. А. К. Глазунова, в 1931 - Театр. студию им.
М. Н. Ермоловой в Москве. В 1934-37 учился на театроведч. ф-те ГИТИСа. В
1930-50-е гг. работал в музее Большого т-ра, в коллективе Ансамбля песни
и пляски ВЦСПС, был консультантом методич. кабинета МХУ и
балетмейстерского отд. ГИТИСа. В 1959-69 гл. библиограф Центр, театр,
библиотеки. Автор статей и консультант энциклопедич. изданий. Знаток
муз. т-ра 18-20 вв. Собрал ценный архивный материал.
Соч.: Пушкинские балеты, в сб.: Пушкин на сцене Большого т-ра, [М.],
1949; Иск-во и иск-ведение (разделы танец и балетный т-р), М., 1964. Г.
М. Шлуглейт.
ИЛЬИЧЕВА Марина Александровна (р. 17.10.1939, Пятигорск), артистка,
балетовед. По окончании ЛХУ (педагог Л. М. Тюнтина) в 1958-79 в Т-ре им.
Кирова. В
1971 окончила театроведч. ф-т ЛГИТМИКа. Автор работ по истории
петерб. балета, творч. портретов совр. артистов и балетмейстеров. Автор
сценариев к телефильмам-концертам "Души моей царицы" (1981), "Сильфида"
(1984), "Агриппина Ваганова" (1986). С 1987 преподаватель истории
балета, с 1993 зав. кафедрой истории и теории хореографии С.-Петерб.
академии рус. балета, одновременно зав. рекламно-издат. отделом
Мариинского т-ра.
Соч.: Дебют Игоря Чернышева, "Т", 1968, ј 12; Своя интонация, там же,
1971, ј 2;
Ирина Колпакова, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л.,
1977; Ирина Колпакова, Л., 1979; 2 изд., Л., 1986; Ирина Колпакова,
"МЖ", 1980, ј 23; Встреча с Бурнонви-лем, "СБ", 1982, ј 5; Ольга
Ченчикова, "Т", 1983, ј 6; С. Бережной, там же; А. Макаров, Л., 1984; Из
флигеля Зимней канавки - к зданию на ул. зодчего Росси, или Первое
столетие жизни С.-Петерб. школы, "СБ", 1988, ј 3; Вечер хореографии Дж.
Баланчина, "МЖ", 1989, ј 16; Еще один эпизод в биографии "Тщетной
предосторожности", "СБ", 1989, ј 4; На грани бессмертия и
"псевдо-жизни", там же, 1990, ј6; Назначено судьбой, "Антракт", 1990, ј
4;
Возвращение "Петрушки", там же, 1990, ј 18;
Спасти и сохранить, "Аре", 1993, ј l; Oleg Vinogradov, Harnb., 1994
(на нем. и англ. яз.).
Лит.: Красовская В., Балетный портрет, "Нева", 1980, ј 10.
Р. M. Доктор.
ИЛЬЮЩЕНКО Елена Михайловна [4(17).6.1904, Тифлис - 16.1.1987,
Москва], артистка. По окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров) в 1919-59
в Большом т-ре. Партии: Одетта (1920, эксперимент. пост. В. И.
Немировича-Данченко и А. А. Горского, первая исполнительница), фея
Сирени; царица Тайах ("Иосиф Прекрасный"), Персидка (опера "Хованщина"),
Гамзатти ("Баядерка"), Дама ("Футболист"), фея Кара-бос; Чага
("Половецкие пляски"), синьора Капулетти ("Ромео и Джульетта", балетм.
Л. М. Лавровский, 1946, одна из лучших работ артистки), в. и. Зарубин.
ИНОЗЕМЦЕВА Галина Викторовна (псевд. Г. Викторова) (р. 18.11.1928,
Москва), балетный критик, редактор. Засл. работник культуры РСФСР
(1969). Окончила редакц.-издат. ф-т Моск. полиграфич. ин-та (1951). Ред.
отдела музыки и эстрады в газ. "Сов. иск-во" (1951-53), "Сов. культура"
(1953-70). Корреспондент газ. "Сов. культура" (1970-81). Участвовала
в создании ж. "Сов. балет" (с 1992 - "Балет", отв. секретарь с 1981) и
информац. приложения к нему - газ. "Танец" (1990). В 1980-84 педагог
Моск. ин-та культуры (курс истории хореографии). Автор статей по совр.
хореогр. иск-ву, истории становления моек. балета.
Соч.: Тем, кто 'любит балет, 3 изд., М., 1987 (совм. с Э. В.
Бочарниковой); И. Моисеев, в сб.: Мастера сцены - Герои Соц. Труда, в.
1, М., 1979; Им рукоплещет планета, в сб.:
Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания, М., 1983; Путь
сов. балета, в сб.: Сов. балеты, М., 1985.
ИОГАНСОН Анна Христиановна (1860, Петербург - 1917, Петроград),
артистка, педагог. Занималась дома у отца, X. П. Иогансо-на, сдавая в
Петерб. театр. уч-ще экзамены экстерном в качестве "вольноприходящей";
последние два класса обучалась в уч-ще. В 1878 дебютировала в Мариинском
т-ре в "Эсмеральде"; танцевала до 1898. Классич. балерина, соединявшая
унаследованную от отца виртуозность датской школы и грацию, мягкость,
благородство, приобретённые в работе с М. И. Петипа и др. мастерами рус.
балета. Сценичность, красивая внешность, владение техникой танца,
присущей романтич. балету, обеспечили И. прочный успех в балетах
"Кипрская статуя", "Своенравная жена", "Весталка", "Роксана", "Волшебная
флейта", "Пакеретта", "Гарлемский тюльпан", "Жизель", "Катарина, дочь
разбойника", "Баядерка", "Пахита", "Коппелия", "Царь Кандавл",
"Щелкунчик", "Золушка", "Конёк-Горбунок". В 1-й пост. "Спящей красавицы"
танцевала партию феи Бриллиантов (1890). В 1883 гастролировала в Париже,
затем в Москве. С 1911 педагог класса усовершенствования артистов
Мариинского т-ра. Успехи в танце мн. балерин, в т. ч. Е. П. Гердт и Е.
М. Люком, связывают с пед. и репетиторской деятельностью И.
Лит. : Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета,
т.
1-2, Л., 1938-39; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX
в., Л.-М., 1963. А. А. Соколов-Каминский.
ИОГАНСОН Христиан Петрович [8(20).5.1817, Стокгольм - 12(25).12.1903,
Петербург], артист, педагог. Хореогр. образование получил в Театр. уч-ще
Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского
т-ра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в
Петербурге. Дебютировал с Е. И. Андреяновой. Первый исполнитель партий
(в скобках указаны фам. балетмейстеров): полковник Бленваль ("Две тётки,
или Настоящий и прошедший век", А. Титюс, 1845), Альварец, живописец
("Мечта художника", Ж. Перро, 1845), Фриц, молодой крестьянин
("Мраморная красавица", Перро, 1856), Первый танцор ("Балетмейстер в
хлопотах", Перро, 1851), Родольф Розенталь ("Газельда, или Цыгане",
Перро, 1853), Валентин ("Фауст", Перро, 1854), граф Ландштейн ("Брак во
времена регентства", М. И. Петипа, 1858), Эсмар ("Ливанская красавица",
Петипа, 1865), барон де Мезоннев ("Сальтарелло", А. Сен-Леон, 1859),
Мутча ("Конёк-Горбунок", Сен-Леон, 1864), Франц ("Пакеретта", Сен-Леон,
1860) и др.
Виртуозный классич. танцовщик и великолепный партнёр. И. отличался
подчёркнутым изяществом манер и позировок, что выдавало в нём
приверженца эстетики ушедшего "галантного" века. Поначалу исполнял лишь
виртуозные партии, обнаруживая точный расчёт и абсолютную выверенность.
Современники отмечали, что, бисируя, актёр в мельчайших деталях повторял
исполненное. С кон. 1840-х гг. стал выступать и в пантомимных ролях,
проявив незаурядное актёрское дарование:
Гренгуар ("Эсмеральда"), художник Сальватор Роза ("Катарина, дочь
разбойника"). Выступая 43 года на петерб. сцене, многое перенял у рус.
исполнителей,стал подлинно рус. художником. Был замечат. педагогом
классич. танца. С 1860 (официально с 1869) преподавал в Петерб. театр.
уч-ще. Ученики: П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И.
Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина. Высоко ценя пед. талант
И., Петипа часто бывал на его уроках, нередко брал из классных
упражнений материал для сочиняемых балетов. Представитель балетного
академизма, И. своим творчеством утверждал огромную худож. ценность,
чистоту и благородство классич. танца. Деятельность И. связала рус.
балетную традицию с датской школой классич. танца, а через неё
(Бурнон-виль был учеником О. Вестриса) с традицией виртуозного мужского
исполнительства 18 в.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
1,Л., 1938; Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер.
XIX в., Л.- М., 1958. А. А. Соколов-Каминский.
ИОРДАН Ольга Генриховна [5(18).5.1907, Петербург - 27.5.1971,
Ленинград], артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят.
иск-в Кирг. ССР (1956). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в
1926-50 в Т-ре им. Кирова. Ведущая классич. балерина. Первая
исполнительница партий: Дива ("Золотой век", 1930, балетм. В. И.
Вайнонен), Жанна ("Пламя Парижа", 1932, балетм. тот же), Одиллия
("Лебединое озеро", 1933, в ред. Вагановой), Зарема ("Бахчисарайский
фонтан", 1934, балетм. Р. В. Захаров), Панна ("Тарас Бульба", 1940,
балетм. Ф. В. Лопухов), Дева-краса ("Весенняя сказка",
1947, балетм. тот же). Экстравагантная внешность, броская манера
придавали исполнению И. остроту и шик даже в акаде-мич. репертуаре:
Раймонда, Китри; Царица вод ("Конёк-Горбунок"), фея Бриллиантов и
принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Гамзатти ("Баядерка"), Одетта и
Лебедь ("Лебединое озеро"), Медора; Заэль ("Ручей"), Нирити
("Талисман"), Сванильда, Эсмеральда. Др. партии: Лаурен-сия; Катерина
("Катерина"), Сме-ральдина ("Пульчинелла"), Тао Хоа; Коломбина ("Медный
всадник"). Исполняла также и лирич. партии, но тяготела к ролям
драматическим с красками отчётливыми и сильными. Широта и смелость
танца, склонность к гиперболизации привлекали к И. внимание хореографов,
часто занимавших её в премьерах. Исполнила партию Классической
танцовщицы в балете "Светлый ручей" в Ленингр. Малом т-ре. В блокадном
Ленинграде И. возглавила небольшую балетную группу, выступавшую в
воинских частях и осаждённом городе. Пост. в Ленингр. Малом т-ре
"Итальянское каприччио" на муз. П. И. Чайковского (1945), исполнив в нём
партию Мадлены.
С 1950 педагог классич. танца в ЛХУ; в 1963-69 в МХУ. В 1963- 69
репетитор Большого т-ра. Ученицы - Л. Б. Климова, Л. П. Панова, Г. И.
Полюх, Н. Н. Звонарёва.
Соч.: Воспоминания. Библиотека С.-Петерб. СТД (рукопись); Из
дневника, в сб.:
Без антракта. Акгеры города Ленинграда в годы блокады, [Л.], 1970.
Лит.: Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979; Розенфельд С., О.
Иордан, "Иск-во и жизнь", 1941, ј 5.
Л. Л. Соколов-Каминский.
ИОФЬЕВ Моисей Израилевич (31.8.1925, Москва - 18.10.1959, Москва),
балетный критик. В 1950 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа (педагоги А. К.
Дживелегов, А. М. Эфрос). Преподавал в культпросветшколе в Егорьевске,
был внештатным критиком ВТО. Работы И. о балете соединяют рациональность
мышления, точность формулировок с психоло-гич. анализом, лит.
изысканностью и свободой мысли, вводят балет в контекст
общественно-эстетич. проблем времени.
Соч.: Профили искусства, М-, 1965. H. К). Чернова.
ИСАЕВ Станислав Викторович (р. 6.8.1956, Горький), артист. Нар. арт.
РСФСР (1990). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Ю. И.
Плахт) в 1974-90 в Моск. гос. т-ре балета. Первый исполнитель партий в
пост. Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва:
Армен ("Гаянэ", 1977), Адам ("Сотворение мира", 1978), Ромео
("Повесть о Ромео и Джульетте", 1981), Бальтазар ("Волшебный камзол",
1982), Солист ("Про-; делки Терпсихоры", 1984), Пушкин ("Пушкин.
Размышления о ; поэте", 1986), Тристан ("Лики \ любви", 1987). В танце
И. привле- кают соразмерность, чистота линий, свобода парения, мягкость
E движений в соединении с чёткостью исполнения, виртуозность. С учётом
его индивидуальности были перенесены на сцену Т-ра "Натали, или
Швейцарская молочница" (Освальд; 1980, балетм. П. Лакот, по Ф. Тальони),
"Дафнис и Хлоя" (Дафнис; 1983, балетм. М. Мурдмаа), "Арлезианка"
(Фредерик; балетм. А. М. Плисецкий, по Р. Пети), "Тема с вариациями"
(Солист; балетм. А. А. Прокофьев, по Дж. Баланчину, оба 1985). Был
партнёром Е. С. Максимовой. Снимался в телеэкранизации балета
"Сотворение мира" (1982, под назв. "Адам и Ева", Адам), телебалетах:
"Синие розы для балерины" (1985), "Лунный вальс" (1986), "Новогодний
детектив" (1989). Пр. им. В. Нижинского Парижской академии танца (1984).
1-е пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве и
Междунар. конкурса артистов балета в Варне (оба 1980). С 1990 работает
по контракту в "Атлантик сити балле" (США).
Лит.: Ерофеева Е.. Со всем лучшим в человеке, "ТЖ". 1983, ј 4; Л у ц
к а я E., На творческом вечере С. Исаева, "МЖ", 1986, ј7; Голуби н В.,
С. Исаев, "СБ", 1988, ј 6. В. В. Голубин.
ИСАЕВА Галина Ивановна [р. 6(19).4.1915, Петроград], артистка,
педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1960). Училась на вечернем отд.
Ленингр. хореогр. техникума (педагоги Е. Н. Гейденрейх, А. Я. Ваганова,
А. В. Ширяев). В 1931-63 в Ленингр. Малом т-ре. Дебютировала в роли
Служанки ("Арлекинада", 1933). Первая исполнительница партий: в пост. В.
А. Варковицкого - Попёнок ("Сказка о попе и о работнике его Балде",
1940), Гаврош ("Гаврош", 1958); Б. А. Фенстера - Зме-ральдина ("Мнимый
жених", 1946;
Гос. пр. СССР, 1948), Даша ("Юность", 1949; Гос. пр. СССР, 1950),
Настя ("Барышня-крестьянка", 1951), королева Рената ("Двенадцать
месяцев", 1954);
Н. А. Анисимовой - Настенька ("Чудесная фата", 1947), Бурш
("Коппелия", 1949). Др. партии:
Лиза, Сванильда, Фадетта; в опереттах - Маленький разбойник
("Разбойники"), Газетчик ("Цыганский барон"), Маленький генерал
("Жюстина Фавар"). Создательнице амплуа травести в балете, И. особенно
удавались образы детей улицы, рано повзрослевших, дерзких и
непосредственных. Взрослые героини И. отличались лукавством и озорством.
Выступала как балетмейстер. В 1941-42 и 1954-60 худ. рук. Ленингр.
Малого т-ра. Пост.:
"Доктор Айболит" И. В. Морозова (1948, совм. с Фенстером, первая
исполнительница партии Ванечки), танцы в опере "Джоконда" А. Понкьелли
(1956, совм. с К. Ф. Боярским), возобн. балет "Фадетта" (под назв.
"Дикарка", 1955; И. - Фадетта). Ставила танцы в опереттах и на эстраде.
С 1962 педагог-балетм. Ленингр. эстрады. В 1967-91 худ. рук. отдела
оригинальных жанров в Ленконцерте.
Лит.: Г. Исаева, "РиТ", 1935, ј 22;
Кремшевская Г., Г. Исаева - королева (актерские удачи), "Т", 1955, ј
4.
Г. H. Добровольская.
ИСАКОВ Павел Александрович [17(29).8.1823 - 20.1(1.2).1881, Москва],
художник т-ра. Занимался у А. А. Роллера в мастерских петерб. имп. т-ров
(1838- 43), затем был помощником декоратора (1843-55) и декоратором (с
1855) при Дирекции имп. т-ров. Исполнял декорации по эскизам Роллера и
др. художников; участвовал в оформлении спектаклей Большого т-ра в
Петербурге ("Пери", 1844; вариант - 1861, Большой т-р, Москва), затем
Большого т-ра в Москве. Оформлял балеты "Эсмеральда" (1850, 1866, 1872),
"Крестьянка-госпожа", "Мраморная красавица" (оба 1851), "Фламандская
красавица", "Любовь и верность" (оба 1852), "Стелла" (1853), "Газельда,
или Цыганы" (1854), "Наяда и рыбак" (1857), "Корсар" (1858), "Сварливая
жена" (1859), "Сатанилла, или Любовь и ад" (1860, 1870), "Фауст" (1861,
1866, 1875; вариант - 1867, Мариинский т-р), "Два дня в Венеции" (1862),
"Пламя любви" (1863), "Мечта художника" (1865), "Катарина" (1866,
1874), "Пахита" (1866), "Валах-ская невеста" (1867), "Парижский
рынок" (1868), "Царь Кандавл" (1868, 1874), "Дон Кихот" (1869; вариант -
1871, Мариинский т-р), "Трильби" (1870), "Волшебный башмачок" (1871),
"Кащей" (1873), "Ариадна" (1875), "Гитана, испанская цыганка" (1876).
Начав творч. путь как продолжатель помпезного
"историко-археологи-ческого" стиля Роллера, И. в результате длительного
сотрудничества с Малым т-ром (с 1865) и под влиянием живописи
передвижников стал одним из первых мастеров рус. реалистич. павильонной
декорации. Исполнил занавесы "Вид дворца в Ораниенбауме" (1852) для
Михайловского т-ра, "Вид царского дворца" (1853) для Красносельского
т-ра, эскиз занавеса и портала театр, зала для петерб. Благородного
собрания (1854).
Лит.: Давыдова М. В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва
XVIII - нач. XX в., М., 1974; Художники Большого т-ра (Альбом), М.,
1976; С ы p к и н а Ф. Я., Костина Е. М., Рус. театрально-декорац.
иск-во, М., 1978. В. А. Кулаков. "ИСЛАМЕЙ" ("Восточная фантазия" на
сюжет из "Сказок 1001 ночи"), одноактный балет на муз. одноим. фантазии
для фп. М. А. Балакирева (в оркестровке А. Казеллы), сцен. и балетм. М.
М. Фокин. 10.3.1912, Мариинский т-р, спектакль в пользу Литфонда, худ.
Б. И. Анисфельд, дир. И. Н. Черепнин; Царь Черных островов и четырёх гор
- П. А. Гердт, его жёны-Т. П. Карсавина, В. П. Фокина, Е. Э. Бибер и
др., Негр - Фокин, мальчики-рабы - Г. А. Розай, Н. П. Ивановский, С. Н.
Уланов, Б. Г. Романов, С. И. Пономарев. П. Н. Владимиров, Г. Ф. Гольде,
В. П. Воронцов.
Г. Н. Добровольская.
"ИСПАНСКОЕ КАПРИЧЧИО", одноактные балеты на муз.
Н. А. Римского-Корсакова. 1) 9.5.1923, Большой т-р, балетм. Л. А. Жуков,
худ. Ф. Ф. Федоровский, дир. Н. С. Голованов;
Изабелла - Н. Б. Подгорецкая, Ангоро-торе-адор - Л. А. Лащилин, Анура
- М. Р. Рейзен, Гвидо - Жуков. 2) 7.1.1924, под назв. "Оле Topo", труппа
М. М. Фокина, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, сцен., балетм. и худ.
Фокин. 3) 23.1.1931, Рус. опера Парижа, Т-р Елисейских полей, Париж,
балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. Б. К. Билинский; исполнители - Нижинская,
Д. Лишин и др. 4) 1932, арт. балета Ленингр. т-ра оперы и балета (на
сцене Большого зала филармонии, Ленинград), балетм. Л. М. Лавровский. 5)
4.5.1939, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, сцен. Л. Ф. Мясин,
балетм. Мясин, Архентини-та, худ. М. Андрею (декорации,
предназначавшиеся в 1937 для пост. Фокина "Арагонская хота");
исполнители - Архентинита, Мясин, А. Д. Данилова, М. Панаев и др.
Экранизирован в кино (под назв. "Spanish Fiesta", "Испанская фиеста",
1941). 6) 7.12.1944, выпускной спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра им. Кирова),
сцен. и балетм. Л В. Якобсон, худ. Т. Г. Бру-ни, дир. П. Э. Фельдт;
исполнители - И. Н. Утрецкая, Т. В. Балтачеев, М. Ф. Камалетди-нов, Ю.
Дружинин, Э. М. Михасев, Л. Каплунов и др. 26.2.1952, Ленингр. Малый
т-р, балетм. тот же, худ. Н. П. Акимов (декорации), Бруни (костюмы),
дир. Г. А. Дониях; солисты - Н. Р. Мириманова, В. Н. Ермолаев; фанданго
- Ф. И. Шишкин, Л. Н. Агафонова, А. В. Важнаткина, А. Г. Мирецкий. 7)
4.4.1963, Большой т-р (на сцене КДС), сцен. и балетм. В. Г. Гонсалес,
Камалетдинов, худ. Э. Г. Стенберг, дир. А. А. Копылов; Арагонская
девушка - Э. С. Костерина, два дуэндес - Г. Т. Бовт, Ю. В. Выренков,
Баски-С. Д. Адыр-хаева, В. П. Тихонов, Андалузцы-Л. Д. Трем-бовельская,
А. А. Лавренюк. В д р. города х (в скобках фам. балетмейстеров): Пермь
(1933, А. Р. Томский; 1949, К. А. Есаулова), Свердловск (1934, С. Н.
Сергеев, М. Ф. Моисеев; 1947, Г. И. Цвыбак).
ИСТОМИНА Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, Петербург - 26.6(8.7).
1848, там же], артистка. Родилась в семье полицейского прапорщика. В
1815 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги Е. А. Сазонова, Е. И.
Колосова, Ш. Дидло). В петерб. балетную труппу была принята ещё
ученицей. Дебютировала в балете "Ацис и Галатея" (балетм. Дидло). Со
спектаклем "Зефир и Флора" в пост. Дидло связана вся сценическая жизнь
И. Маленькой ученицей она исполняла роль Купидона, затем юных нимф Аглаю
и Аминту и, наконец, в 1818 станцевала одну из лучших своих партий -
Флору. От ролей наивных нимф актриса переходила к мифологич. характерам,
её образы приобретали трагич. окраску. Партии: Сусанна ("Кар-лос и
Розальба", 1817), Зетюльба ("Калиф Багдадский"), Кора ("Кора и Алонзо"),
Евхариса ("Евтимий и Евхариса") - все 1820, Альцина ("Роланд и Моргана",
1821), Арисия ("Федра и Ипполит"), графиня Альберт ("Сатана со всем
прибором, или Урок чародея") - все 1825, Аль-цеста ("Альцеста", 1830) -
все балетм. Дидло. Лучшая комич. партия - Лиза в балете "Лиза и Колен,
или Тщетная предосторожность" (1821). С успехом играла в водевилях: роль
танцовщицы Зефиретты в пьесе А. А. Шаховского "Феникс, или Утро
журналиста" (1821), сразу три разнохарактерные роли во франц. пьесе
"Путешествующая танцовщица-актриса, или Три невесты" (переделка П. И.
Арапова, 1824). Чарующая красота артистки послужила причиной неск.
скандалов в среде многочисл. поклонников, один из к-рых закончился
трагически. В нояб. 1817 на дуэли с камер-юнкером А. П. Завадов-ским был
убит штабс-ротмистр В. В. Шереметев, близкий друг и покровитель И.
Секундантами были А. С. Грибоедов и будущий декабрист А. И. Якубович.
Эта драма произвела сильное впечатление на А. С. Пушкина, т. к. все её
участники были ему хорошо знакомы. Поэт был свидетелем первых триумфов
балерины и обессмертил её имя в 1-й главе "Евгения Онегина". В нач. 30-х
гг. он набросал план повести "Две танцовщицы", где упоминалась эта
дуэль. В черновых рукописях историч. романа "Дети Пелама" поэт также
обращался к личной и творч. судьбе И. Артистка первой воплотила образы
пушкинских героинь на петерб. сцене:
Черкешенка в "Кавказском пленнике" (1823, балетм. Дидло) и княжна
Людмила в балете "Руслан и Людмила" (1824, балетм. Дидло и Огюст, по А.
П. Глушковскому) - лучшие партии в романтич. репертуаре артистки.
Танцевала она и в кордебалетных танцах, пост. Дидло на муз. К. А. Кавоса
в трилогии Шаховского "Керим-Гирей - Крымский хан" (1825) по мотивам
поэмы "Бахчисарайский фонтан". С 1829 (после отставки Дидло) в
творчестве артистки начался сложный период. В мае 1829 во время
выступления она сильно повредила себе ногу и была вынуждена перейти на
мимич. роли. Одна из последних партий - царица Сумбека ("Сум-бека, или
Покорение Казанского царства", 1832, в пост. А. Блаша, занявшего пост
Дидло). В этот период живой темперамент танцовщицы с её безошибочным
чувством стиля,эпохи,национальных мотивов проявился в другом
распространённом жанре - дивертисменте. Последнее выступление И. (рус.
пляска) состоялось на сцене Александрийского т-ра. В апр. 1836 уволена
на пенсию. Покинув театр, вышла замуж за драм. актёра П. С. Экунина.
Умерла во время эпидемии холеры.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т.
1, Л., 1938; Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер.
XIX в., Л.- М-, 1958; Слонимский Ю., Дидло, Л.- М., 1958; Г о з e н п у
д А., Муз. т-р в России, Л., 1959; Эльяш Н., А. Истомина, Л., 1971. Т.
Н. Орлова.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|