Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Э

"ЭНИКА", Е в н и к а, балет в 2 актах (по мотивам романа "Камо
грядеши?" Г. Сенкеви-ча). Комп. А. В. Щербачев, либр. Щербачев и
Стенбок-Фермор. 10.2.1907, Мариинский т-р, благотворит, спектакль,
балетм. M. M. Фокин, худ. О. К. Аллегри (декорации), Л. С. Бакст
(костюмы); Эвника - M. Ф. Кшесинская (затем А. П. Павлова), Актея -
Павлова (затем Т. П. Карсавина), Петроний - 11. А. Гердт, Клавдий - А.
Д. Булгаков. 12.3.1909, там же, балетм. тот же, худ. Аллегри
(декорации), M. П. Зандин (костюмы).
"ЭНИКА И ПЕТРОНИЙ", см. "Евника и Петроний".
ЭДЕЛЬМАН (Эйдельман) Владимир Адольфович [23.9(6.10).1910, Николаев -
1.8.1991, Москва], дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1970). Учился в Муз.
техникуме им. Гнесиных. С 1929 концертмейстер, с 1931 дир. Моск. худож.
балета, затем (до 1973) Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Участвовал в пост. большинства балетных спектаклей т-ра. Автор муз. ред.
балетов "Лола" С. И. Василенко, "Карнавал" и "Штраусиана". Работал над
восстановлением первонач. авторской партитуры "Лебединого озера" (1953).
С 1973 концертмейстер и дир. ансамбля Моск. Классический балет. Е. Н.
Надеждина.
ЭДУАРДОВА Евгения Платоновна (1882, Петербург - 10.12.1960,
Нью-Йорк), артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща в
1901-17 в Мариин-ском т-ре. В 1908-09 гастролировала с труппой Анны
Павловой в Лондоне, Берлине. Танцовщица преим. деми-характерного плана.
Партии: Мария ("Привал кавалерии"), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"). Её
исполнение характерных танцев (славянский в "Коньке-Горбунке", польские,
венгерские) отличалось изяществом, элегантностью, умением передавать
нац. колорит. В 1920-38 преподавала в собств. школе в Берлине. Оказала
значит, влияние на развитие классич. балета в Германии. С 1938 вела пед.
работу в Париже, с 1947 - в Нью-Йорке. Ученики: Ю. Алгаров, В. Зорина,
Т. Лескова, Ж. Скибин, Н. Трофимова.
Лит.: Красовская В. M., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1972. В. Д. Нейманд.
ЭФМАН Борис Яковлевич (р. 22.7.1946, г. Рубцовск Алтайского края),
артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1988). В 1964 окончил
Кишинёвское хореогр. уч-ще, в 1972 - балетмейстерское отд. Ленингр.
коне. (педагог Г. Д. Алексидзе). В 1970-77 балетм. ЛХУ; среди пост.:
"Блестящий дивертисмент" на муз. M. И. Глинки (экранизирован на ТВ в
1972), "Праздничная увертюра" на муз. Д. Д. Шостаковича (1977). В эти
годы Э. также ставил в балетной труппе Оперной студии при Ленингр. коне.
("Икар" А. А. Чернова и В. Арзуманова, 1970), в Ленингр. балете на льду
(1974). Среди др. пост. этих лет - "Гаянэ" (Ленингр. Малый т-р, 1972;
новые пост. балета в "Т-ре Вельки" в Лодзи, 1975; в Рижском т-ре оперы и
балета, 1976), "Жар-птица" (Т-р им. Кирова, 1975; экранизирован на ТВ в
1977). С 1977 Э. - худ. рук. и балетм. ленингр. Нового балета (в 1978-83
Ленингр. ансамбль балета, в 1983-86 Ленингр. т-р совр. балета, в 1986-91
Ленингр. гос. т-р балета, с 1991 Санкт-Петербургский гос. т-р балета).
За годы работы создал оригинальный репертуар для этого коллектива.
Пост.: "Только любовь" на муз. Р. К. Щедрина, "Прерванная песня" на муз.
И. А. Калныньша, "Двухголосие" на муз. рок-ансамбля "Пинк флойд" (все
1977), "Жар-птица" (новая ред., 1978), "Бумеранг" на муз. Д. Маклафлина
по Б. Брехту и "Вечное движение" на муз. А. И. Хачатуряна (обе - 1979),
"Идиот" на муз. П. И. Чайковского по Ф. M. Достоевскому (1980;
экранизирован на ТВ в 1987), "Безумный день" на муз. Дж. Россини по П.
Бомарше (1982; экранизирован на ТВ в 1984), "Легенда" Т. И. Когана по А.
И. Куприну (1982; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. "Прозрение"),
циклы хореогр. миниатюр: "Автографы" на муз. А. Вивальди, Т. Альбино-ни,
А. Г. Шнитке, Л. ван Бетховена (1981) и "Метаморфозы" на муз. И. Брамса,
Э. Вила-Лобоса, О. Николаи, Ф. Шуберта (1982), "Двенадцатая ночь, или
Что угодно" на муз. Г. Доницетти (1985; экранизирован на ТВ в 1987),
"Подпоручик Ромашов" на муз. В. А. Гаврилина по Куприну (1985;
экранизирован на ТВ в 1987 под назв. "Поединок"), "Интриги любви" на
муз. Россини по Бомарше (1986), "Мастер и Маргарита" А.П. Петрова по M.
А. Булгакову (1987), "Пиноккио, или Приключения в стране дураков" на
муз. Ж. Оффенбаха (1989), "Убийцы" на муз. И.-С. Баха-Г. Малера, Шнитке
по Э. Золя (1991; экранизирован на ТВ в 1994 под назв. "Тереза Ракен"),
"Реквием" на муз. В. А. Моцарта (1991), "Иллюзии" на муз. К. Пети
(1992), "Чайковский" на муз. Чайковского (1993), "Дон Кихот" (1994),
"Мираж" на муз. М. Морои (1995). Пост. также телефильмы-концерты:
"Вариации на тему рококо" на муз. Чайковского (1968), "Три сочинения" на
муз. Д. Б. Кабалевского (1976).
Э. работает в осн. в своём коллективе в жанрах комедии и
остропсихологич. балетной драмы. Привлекая в качестве сюжетной основы
произв. мировой литры, Э. чётко выстраивает свои пост., создаёт их
самобытные пла-стич. решения. В одноактных и многоактных балетах,
хореогр. миниатюрах социальные, любовные, творч. темы и конфликты
выявляются ярким театр, и образным танц. языком, требующим от
исполнителей не только всестороннего владения хореогр. техникой, но и
углублённого актёрского мастерства. Сохраняя в качестве осн. выразит,
средства классич. танец, Э. синтезирует его с элементами танца модерн,
джаз-танца, нар.-сценич. и историко-быто-вого танцев, пользуется
пантомимой в духе совр. нем. "танцтеат-ра", обращается к гротеску,
буф-фонадным приёмам нар. площадного т-ра,акробатике.
Соч.: Передать чувство времени, "Сов. эстрада и цирк", 1981, ј 9; Что
останется будущим поколениям, "СБ", 1987, ј 2.
Лит.: Майниеце В., Гастроли Ленингр. ансамбля балета, "МЖ", 1980, ј
11; её же, Мир комедии. Мир трагедии, "ТЖ", 1985, ј5; Шереметьевская H.,
Зрелость молодости, "Т", 1980, ј4; Иноземцева Г., Т-р не повторяет
прозу, "МЖ", 1981, ј 7; Аркина H., Жанр: комедийный балет, "СБ", 1982, ј
4; e e ж e. Первый юбилей, "Музыка в СССР", 1988, ј 4; В а н с -лов В.,
По роману М. Булгакова, "СБ", 1987, ј 4. В. А. Майниеце.
"ЭКСПЕРИМЕНТ", пермский т-р танца модерн, орг. в 1987; см. в ст.
Панфилов Е. А.
ЭДВИН (Elvin) Виолетта (наст. фам. Прохорова) (р. 3.11.1925, Москва),
артистка. В 1942 окончила МХУ. С 1943 в Ташкентском т-ре, в 1944-45 в
Большом т-ре, в 1945-46 в Т-ре им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко. Вышла замуж за англичанина и уехала в
Великобританию. В 1946-56 в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле", где
дебютировала в первой постановке в Великобритании балета "Спящая
красавица" (принцесса Флорина); была первой исполнительницей партий в
пост. Ф. Аштона - "Дафнис и Хлоя" (1951), "В честь королевы" (1953),
"Подарок в день рождения" (1956); Р. Пети -
"Балабиль" (1950); А. Хоуард - "Венециана" (1953). Исполняла гл.
партии классич. репертуара. Снималась в кино. В 1956 оставила сцену.
Живёт в Италии.
Лит.: Swinson C., Violetta Elvin, L.. 1953; Fisher H.. Violetta
Elvin, L., 1953.
ЭЛЬСЛЕР (Elssler) Фанни (наст. имя Франциска) (23.6.1810, Гум-пендорф
- 27.11.1884, Вена), австр. артистка. Училась в Вене у Ж. Омера,
совершенствовалась в Италии и у О. Вестриса в Париже. Сценич.
деятельность начала в 1818 в "Кернтнертортеатре" (Вена). Выступала
вместе с сестрами Терезой и Анной в Вене и Берлине (1830), где исполняла
гл. партии в пост. : Вестриса - "Фея и рыцарь" (1829); Ф. Тальони -
"Швейцарская молочница" (1830), а также в опере "Немая из Портичи"
(ба-летм. Омер). В 1834-40 ведущая балерина парижской Оперы,
дебютировала в балете "Буря" (балетм. Ж. Коралли). Исполняла гл. партии
в пост.: Коралли - "Хромой бес" (1836) (с огромным успехом танцевала
качучу), "Кошка, превращённая в женщину" (1837), "Тарантул" (1839); Ж.
Мазилье - "Цыганка" (1839), а также в "Тщетной предосторожности" Ф.
Герольда (балетм.
Омер). В 1840-42 первая из знаменитых европ. танцовщиц совершила
турне по Америке, затем гастролировала в Лондоне (1843 и 1847), Брюсселе
(1843-44), Будапеште (1844-45), Милане (1838- 48), Риме, Неаполе,
Флоренции, Дублине, Гамбурге (1845-47). Выступала в гл. партиях в пост.
Ж. Перро "Жизель" (1843), "Мечта художника" (1843), "Эсме-ральда"
(1844), "Катарина, дочь разбойника" (1847). В 1848-51 Эльслер
гастролировала в России. Россияне полюбили её в балетах Перро, особенно
в партии Эсме-ральды, где темперамент Э., "гармония простоты и
очарования" оказали огромное влияние на исполнителей, зрителей, были
созвучны театр, исканиям мастеров рус., особенно моек. сцены.
Триумфальными были её гастроли в Москве в 1850-51. Последние выступления
Э. состоялись в
1851 в Вене в балете "Фауст" (Перро).
Э. - одна из выдающихся балерин эпохи романтизма. Блестящая
танцовщица terre a terre'-ного плана, она владела в совершенстве
пуантной техникой. Её иск-во сближалось с исканиями балетм. Перро.
Пантомимич. дар, темперамент, обаяние делали Э. незаменимой
исполнительницей его балетов, основанных на драм. действии, насыщенных
романтикой сильных чувств. Э. - живая, страстная, "языческая" (по словам
Т. Готье) танцовщица. Ей особенно удавались характерные танцы: качуча,
тарантелла, мазурка, краковяк.
Лит.: Ф. Эльслер, М., 1851; Худеков С., История танцев, ч. 3, П.,
1915; Кра-совская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л. - М., 1958;
Бродская Г., "Тщетная предосторожность" в Москве, "Т", 1992, ј 9; E h
r h a r d A., Fanny Elssler: das Leben einer Tanzerin. Munch, 1910; R a
ab R., Fanny Elssler: eine Weltfaszination, W., 1962; Guest I., Fanny
Elssler, L., 1970; его же. Le Ballet de l'Opera de Paris, Р.. 1976. В.
А. Майниеце.
ЭЛЬЯШ Николай Иосифович (31.10.1916, Керчь-24.10. 1990, Москва),
балетовед, театровед, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974), кандидат
иск-ведения (1962). Окончил Крымский пед. ин-т (1937) и театроведч. ф-т
ГИТИСа (1950). С 1938 выступал в печати по вопросам теории, истории и
совр. практики хореогр. иск-ва. В 1951-57 педагог МХУ. С 1950 преподавал
в ГИТИСе; читал курсы истории балета, истории рус. т-ра, вёл семинар
театр. критики. Проф. (с 1976).
Соч.: Размышления о балетной классике, "СМ", 1959, ј 12; Хореография
в оперетте, там же. 1960, ј 9; Современность в балете, "ТЖ", 1959, ј 2;
В. Чабукиани, там же, 1965, ј 7; Эскиз к портрету. [Вл. Васильев], там
же, 1967, ј 6; Поиски и обретения, там же, 1978, ј 18; Дудинская, в сб.:
Труд актера, в. 8, M., 1960; Зрителю о балете, М., 1963; Большой балет,
М., 1964 (совм. с Е. Надеждиной); Русская Терпсихора, [2 изд.], М.,
1970; Образы танца, М., 1970; Пушкин и балетный т-р, М., 1970; А.
Истомина, [Л., 1971]; Балет народов СССР, М., 1977. Р. М. Доктор.
ЭТЕЛИС Леонид Арнольдович [13(26). 12.1903, Каменец-Подольск -
2.5.1978, Ленинград], композитор, музыковед, балетный и оперный критик,
педагог. Окончил науч.-творч. отд. Киевского муз.-драм. ин-та (1927). В
1925-27 зав. муз. частью т-ра "Березиль", преподаватель Киевского
муз.-драм. ин-та. В 1927-32 в Ленингр. техникуме сценич. иск-в, в
1939-41 и 1945-52 зав. кафедрой муз. дисциплин Ленингр. театр, ин-та. В
1941-45 на фронте, куда ушёл добровольцем. В 1954-63 преподаватель
муз.-тео-ретич. дисциплин в ЛХУ. С кон. 20-х гг. Э. выступал как
композитор. Перевёл на рус. яз. книгу польск. исследователя Л. Эрхард-та
"Балеты Игоря Стравинского" ("Ballety Igor Strawinskiego", Krakow,
1962); рукопись хранится в личном архиве Н. Л. Энтелис. Составитель
справочных изданий.
Соч.: 75 балетных либретто, Л., 1960 (совм. с М. Франгопуло); Сто
балетных либретто, 2 изд., Л., 1971; Заметки на нотных страницах, Л.-М..
1974; Силуэты композиторов XX в., 2 изд.. Л., 1975; Встречи с совр.
польской музыкой. Л., 1978.
Лит.: Поляновский Г., Л. А. Энтелис, "СМ", 1963, ј 12. Н. Л. Дунаева.
"ЭРОС", одноактный балет (по сказке В. Я. Светлова "Ангел из
Фьезоле") на муз. "Серенады для струнного оркестра" П. И. Чайковского.
Сцен. и балетм. М. М. Фокин. 28.11.1915, Мариинский т-р, благотворит,
спектакль, худ. М. П. Бобышов, дир. А. И. Асланов; Юноша - А. И.
Вильтзак, Девушка - М. Ф. Кшесинская, Эрос-П. Н. Владимиров, Ангел - Ф.
Л. Дубровская. 25.11.1922, Петроград. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В.
Лопухов (по Фокину), худ. тот же, дир. В. А. Дра-нишников; Девушка - Э.
И. Билль, Юноша - В. Э. Томсон, Эрос - М. А. Дудко, Ангел - О. М.
Яковлева. 26.3.1959, в 1 акте 3 картинах, Ленингр. Малый т-р, балетм. К.
Ф. Боярский (по Фокину), худ. тот же, дир. С. А. Прохоров;
Девушка - В. М. Станкевич, Юноша - В. С. Зимин, Эрос - А. С. Хамзин.
"ЭСМЕРАЛЬДА", балет в 2 актах 5 картинах (по роману "Собор Парижской
богоматери" В. Гюго). Комп. Ц. Пуни, сцен. и балетм. Ж. Пер-ро.
9.3.1844, Королевский т-р, Лондон, худ. У. Грив (декорации) и мадам
Копер (костюмы); Эсмеральда - К. Гризи, Гренгуар - Пер-ро, Феб - А.
Сен-Леон, Клод Фролло - Л. Гослен, Квазимодо - А. И. Кулон. В России:
21.12.1848, Большой т-р, Петербург, балетм. Перро; Эсмеральда - Ф.
Эльслер (позже Гризи, Н. К. Богданова, К. Кукки, Е. П. Соколова и др.),
Гренгуар - Перро, Феб - Фредерик. Клод Фролло - П. И. Дидье. 17.12.1886,
в 4 актах 5 картинах, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа (по Перро с
добавлением па де сие на муз. Р. Е. Дриго); Эсмеральда
- В. Цукки. 21.11.1899, там же, балетм. Петипа (по Перро), худ. О. К.
Аллегри, Л. А. Андреев, С. И. Воробьёв, Г. П. Каменский, В. П. Ширяев,
Г. А. Яковлев; Эсмеральда - М. Ф. Кшесинская, Клод Фролло - Н. С.
Аистов, Феб
- И. Ф. Кшесинский, Квазимодо - А. Ф. Бекефи. 22.11.1850, Большой
т-р, Москва, балетм. Перро, худ. И. Браун, П. А. Исаков, Ф. И. Шеньян,
дир. Д. П. Карасёв, Эсмеральда
- Эльслер (позже Е. А. Санковская, П. П. Лебедева, Л. Н. Гейтен и
др.), Гренгуар - Перро. 29.4.1866, там же, балетм. К. Блазис и Эльслер,
дир. П. Лузин. 21.11.1890, там же, балетм. Ж. Мендес (по Петипа), дир.
С. Я. Рябов; Эсмеральда - Гейтен, Гренгуар - Н. Ф. Манохин, Феб - И. Н.
Хлюстин, Клод Фролло - В. Ф. Гельцер, Квазимодо - В. А. Шашкин. На сов.
сцене неоднократно возобновлялся в Петрограде в пост. Петипа (в т. ч.: в
1918, Эсмеральда - Е. А. Смирнова; в 1923, Эсмеральда - О. А.
Спесивцева). 7.2.1926, Большой т-р, балетм. В. Д. Тихомиров (по
Перро-Петипа), худ. М. И. Курилко, дир. Ю. Ф. Файер; Эсмеральда-Е. В.
Гельцер, Гренгуар
- И. В. Смольцов, Феб - Тихомиров, Клод Фролло - А. Д. Булгаков,
Квазимодо - В. А. Рябцев. 23.4.1935, Т-р им. Кирова, новая пост., в 3
актах 9 картинах, муз. в обработке Р. М. Глиэра, балетм. А. Я. Ваганова,
реж. О. Э. Радлов, А. А. Берёзова, И. Н. Иванов, худ. В. М. Ходасевич,
дир. Е. А. Дубовский; Эсмеральда - Т. М. Вечеслова, Гренгуар - Л. С.
Леонтьев, Феб - Б. В. Шавров, Клод Фролло
- М. А. Дудко, Квазимодо - К. А. Журавлёв, Диана - Г. С. Уланова,
Актеон - В. М. Чабукиани. 15.11.1948, там же, балетм. и худ. те же, дир.
П. Э. Фельдт; Эсмеральда - Вечеслова, Гренгуар - В. В. Фидлер, Феб -
Шавров, Клод Фролло - Р. И. Гербек, Квазимодо - М. М. Михайлов, Диана-А.
Я. Шелест, Актеон
- С. С. Каплан. 1982, Ленингр. Малый т-р, балетм. Н. Н. Боярчиков, по
мотивам ред. Перро и Петипа, консультанты Вечеслова и П. А. Гусев, худ.
Т. Г. Бруни, дир. М. П. Орехов;
Эсмеральда - Т. И. Фесенко. 14.10.1950, Т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко, новая пост., в 3 актах 8 картинах, муз. Пуни,
Глиэра, С. Н. Василенко, сцен. Тихомиров, В. П. Бурмейстер, балетм.
Бурмейстер, худ. А. Ф.' Лушин, дир. В. А. Эдельман; Эсмеральда - В. Т.
Бовт, Феб - А. В. Чичинадзе. В д р. городах (в скобках фам.
балетмейстеров):
Воронеж (1962, Т. Е. Рамонова), Волгоград (1960, К. Ставский),
Горький (1938, М. Д. Цейтлин, 1952, Т. Н. Кудашева, 1968, Н. Г. Конюс),
Красноярск (1944, В. И. Вронский, 1970, В. А. Хараев, Т. Н.
Куржиямская), Куйбышев (1981, Ю. П. Ковалёв), Новосибирск (1953, М. Л.
Сатуновский), Омск (1983, Бовт), Пермь (1936, А. Э. Монковский),
Свердловск (1951, Сатуновский, 1973, М. Н. Лазарева), Челябинск (1958,
О. М. Дадишкилиани, 1972, Л. В. Воскресенская - под назв. " С о б о p
Парижской богоматер и").
Я. В. Сеоов.
ЭШПАЙ Андрей Яковлевич (р. 15.5.1925, Козьмодемьянск Марийской АССР),
композитор. Нар. арт. СССР (1981). В 1953 окончил Моск. коне. (педагог
Е. К. Голубев). Автор симфоний, кантат, концертов для фортепиано и
скрипки с оркестром, симф. и камерных произв., хоров, романсов и песен,
балетов "Ангара" (1976, Большой т-р, балетм. Ю. Н. Григорович) и
"Помните!" (1981, Куйбышевский т-р, балетм. И. А. Чернышёв). Гос. пр.
СССР (1976), Лен. пр. (1986).
Лит.: Новоселова Л., Творчество А. Эшпая, М., 1981. В. В. Ванслов.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.