Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ч

ЧАБУКИАНИ Вахтанг Михайлович [27.2(12.3).1910, Тифлис - 6.4.1992,
Тбилиси], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1950). Герой
Соц. Труда (1990). В 1924 окончил балетную студию М. И. Перини и работал
в Т-ре им. Палиашвили. В 1926 поступил в ЛХУ (педагоги В. А. Семёнов, В.
И. Пономарёв, А. В. Ширяев). Поставил для школьного концерта номер
"Танец огня". В 1929-41 артист Т-ра им. Кирова. Ч. - художник героич.
плана в балетном т-ре 30-50-х гг. Как исполнитель и хореограф Ч.
утверждал тему мужественного отпора злу. Его танец сочетал виртуозность
и действенность, отвечал содержанию драмбалета. Порыв, страсть и силу,
заданные стремительным броском, он умел закрепить в скульптурной позе.
Гл. примета его актёрской индивидуальности - искренняя вера в истинность
творимого образа. В балетах клас-сич. наследия Ч. исполнял партии:
Зигфрид, Солор; Раб ("Корсар"), Базиль, Альберт; в балетах совр.
хореографов: Жером ("Пламя Парижа", 1932), Керим ("Партизанские дни",
1937, оба балетм. В. И. Вайнонен), Актеон ("Эсмераль-да", 1935, балетм.
А. Я. Ваганова), Андрий ("Тарас Бульба", 1936, балетм. Ф. В. Лопухов;
все - первое исполнение). В довоенных пост. Ч. видное место занимали
героико-романтич. балеты:
"Сердце гор" [1938, Т-р им. Кирова; первый вариант под назв.
"Мзечабуки" ("Юноша-солнце"), Тбилиси,1936]. "Лауренсия" (1939, Т-р им.
Кирова; 1956, Большой т-р). В них он обогатил драм. конфликт активной
танцевально-стью, заметно оскудевшей к кон. 30-х гг. Созданные Ч. образы
горца Джарджи в первом балете и испанского крестьянина Фрондо-со - во
втором закрепили за Ч. славу танцовщика и хореографа героич. темы.
В 1941-73 Ч. возглавлял балетную труппу Т-ра им. Палиашвили. Пост. и
возобн. в собств. ред.:
"Вальпургиева ночь", "Шопе-ниана", "Жизель" (все - 1942), "Дон Кихот"
(1943), "Эсмеральда" (1944), "Лебединое озеро" (1945), "Спящая
красавица" (1959), "Золушка" (1966). В 1947 он воплотил в балете груз.
легенду "Синатле" Г. В. Киладзе (Гос. пр. СССР, 1948). Др. пост.:
"Горда" Д. А. Торадзе (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "За мир!" Торадзе
(1953), "Отелло" (1957; 1960, Т-р им. Кирова), "Демон" С. Ф. Цинцадзе
(1961), "Болеро" (1962). Для хореографа Ч. характерно орга-нич.
сочетание академич. основ классич. танца и фольклорной, преим.
грузинской, пластики. В 1971 Ч. пост. балет А. М. Балан-чивадзе
"Гамлет", в 1980- "Апас-сионату" Л. ван Бетховена.
В 1950-73 Ч. возглавлял Тбилисское хореогр. уч-ще и преподавал
классич. танец в старших классах. В 1960-70 руководил балетмейстерским
отд. Театр, ин-та им. Руставели (Тбилиси). Ч. - сцен. и сопостановщик
фильма "Мастера грузинского балета" (1955) и киноэкранизации балета
"Отелло" (1960, под назв. "Венецианский мавр"; Ч. - Отелло). Снимался в
кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953). В 1933 Ч. вместе с
Т. М. Вечесловой гастролировал в США. Ставил спектакли в Японии, Индии,
Венгрии. Лен. пр., 1958; Гос. пр. СССР, 1941.
Лит.: Красовская В., В. Чабукиа-ни, 2 изд., Л.-М., 1960;
Буртикашви-ли А., Чародей танца, Тб., 1960; К p и-г e p В., В.
Чабукиани, М., 1960; В e ч e с л о-в а Т., Вместе с Чабукиани, "Т",
1963, ј 10;
Гугушвили Э., В. Чабукиани, в ее кн.:
Театр, портреты, Тб., 1968; Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М.,
1979; С т у п-н и к о в И., Рожден для танца, "ТЖ", 1985, ј 18. В. М.
Красовская. "ЧАЙКА", балет в 2 актах (по мотивам одно-им. пьесы А. П.
Чехова). Комп. Р. К. Щедрин. сцен. Щедрин, В. Я. Левенталь. 27.5.1980,
Большой т-р, балетм. М. М. Плисецкая, худ. Левенталь, дир. А. Н.
Лазарев; Чайка, Нина
Заречная - Плисецкая, Треплев - А. Ю. Богатырёв, Тригорин-М. М.
Габович, Арка-дина - Л. А. Буцкова, Маша - Н. Е. Седых. Спектакль
экранизирован на ТВ (1981).
E. П. Белова.
ЧАЙКОВСКИЙ Александр Владимирович (р. 19.2.1946, Москва), композитор,
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1988). В 1973 окончил Моск. коне. по
классу композиции Т. Н. Хренникова (до этого занимался как пианист у Г.
Г. Ней-гауза и Л. Н. Наумова). Автор опер, симф., инструм., вок. соч.,
музыки к драм. спектаклям, фильмам. Яркая театральность и мастерство
создания комедийных, сатирич. образов проявились в балете "Ревизор" (по
Н. В. Гоголю, 1980, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов). На основе
Симфонии (соч. 1985) написал балет-аллегорию "Броненосец "Потёмкин""
(1986, пост. там же, балетм. тот же). С 1976 преподаёт в Моск. коне. С
1993 - муз. консультант Мариинского т-ра.
Лит.: Г а л у ш к о М., Гоголь в балете, в сб.: Музыка России, в. 5,
М.. 1984; ce же. "Потемкинцам - потомки", "СМ", 1986, ј 9;
3 и в Н., А. Чайковский, в сб.: Композиторы Москвы, в. 3. М.. 1988.
E. Н. Куриленко.
ЧАЙКОВСКИЙ Пётр Ильич
[25.4(7.5). 1840, Воткинск - 25.10(6.11).1893, Петербург],
композитор. Окончил петерб. коне. в 1865 по классу композиции А. Г.
Рубинштейна. Почётный д-р Кембриджского ун-та (1893), чл.-корр.
Парижской Академии изящных иск-в (1892). Проф. моек. коне. (1866-78),
директор моек. отд. РМО (с 1885).
Ч. вошёл в историю балетного т-ра как реформатор, основоположник рус.
хореогр. драмы, сим-фонизированных танц. поэм. Смысл реформы Ч.
заключается в коренном изменении качества балетной музыки и её роли в
драматургии спектакля. Став важнейшим его компонентом, музыка балета
активно воздействует на хореографию, определяя новые принципы танц.
действия. Создание трёх балетов - "Лебединое озеро" (1876), "Спящая
красавица" (1889), "Щелкунчик" (1891) - было подготовлено такими
значительными явлениями в области муз.-театр, культуры, как франц.
балетный т-р в лице комп. А. Адана и Л. Делиба, балетные сцены в операх
М. И. Глинки и его Вальс-фантазия, а также инструм. музыка с танц.
ритмами Р. Шумана, К. М. фон Вебера, Ф. Шопена. Создавая целостную,
динамичную муз. форму балета, Ч. опирался и на свой опыт симфониста и
оперного композитора.
Все три балета написаны на сказочно-фантастич. сюжеты, однако они
раскрывают реальные драматич. коллизии, а главное - полноту и
напряжённость духовной жизни человека. В каждом из балетов Ч.
сознательно использовал всё богатство традиционных балетных форм и
жанров, но насытил их глубоким муз. содержанием и симф. развитием.
Балет "Лебединое озеро" написан Ч. незадолго до сочинения им 4-й
симфонии и оперы "Евгений Онегин". Осн. идея балета - испытание
верности, любви, от исхода к-рого зависят жизнь и счастье героев, -
созвучна осн. теме творчества композитора. Либретто балета из рыцарских
времён было написано В. П. Бегичевым и В. Ф. Гельцером и основано на
мотивах, развитых в нар. сказаниях и легендах. Фантастич. сторона сюжета
не поглотила, а, наоборот, выдвинула на первый план драму героев.
Особенности муз. драматургии балета раскрываются в преобладании лирич.
начала, и развитие от элегич. лирики к трагич. пафосу финала происходит
благодаря своеобразному "опеванию" осн. лейттемы, связанной с образом
девушки-Лебедя, устойчивости интонац.-тематич. и тембровой сферы. Особую
поэтич. и романтич. атмосферу создаёт ритм вальса, к-рым пронизан балет,
этот ритм рождает и его пластич. выразительность.
Первая постановка "Лебединого озера" была осуществлена балетм. В.
Рейзингером в моек. Большом театре (1877). Однако только со следующей
постановки, осуществлённой после смерти композитора в 1895 в Петербурге
балетм. М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, балет начал своё победоносное
шествие по т-рам всего мира, став самым популярным балетным спектаклем.
Балетмейстеры сумели найти пластич. соответствие уровню муз. развития
(особенно Иванов во 2-м и 4-м "лебединых" актах). Опыт этой постановки
всегда учитывался в последующих редакциях балета.
Сценарный план второго балета "Спящая красавица" на основе сказки Ш.
Перро был предложен композитору И. А. Всеволожским, хореогр. разработка
принадлежала Петипа. Композитор, создавший свой балет в пору большого
творч. подъёма, по его словам, стремился создать "жанровый шедевр",
придя к выводу, что балетная музыка по глубине и содержательности должна
быть равноценной опере и симфонии. Романтичность и наивность сказочных
образов воодушевили композитора на создание лирико-эпич. поэмы о юности
и любви, о её животворной силе. В большом (Пролог и три акта) балете
использованы все разнообразные формы зрелищного фантастич. балета, но
они интерпретируются композитором по-новому. Исходным моментом симф.
развития служит противопоставление двух муз. образов из интродукции к
балету: феи Сирени и феи Кара-бос, символизирующих добро и зло. Темы
приобретают лейтмо-тивное значение на протяжении всего балета, создавая
напряжённое конфликтное развитие в конце почти каждого акта. Тем не
менее общий характер всего балета определяет светлая, торжественная
лирика, утверждающая идею спектакля - прославление всепобеждающего
добра, победы жизни над смертью.
Развёрнутая классич. сюита и в особенности медленная её часть -
adagio - в каждом акте образует смысловой центр с напряжённым лирич.
действием. Важнейшая сторона музыкального языка балета - интонационные и
тема-тич. связи между основными, прежде всего лирич. темами, к-рые
объединены плавностью, мерностью, ритмич. общностью, пластичностью. В
форме балета просматривается чёткий тональный план, разработанная
тембровая драматургия, общие закономерности ритмич. организации.
Создав в "Спящей красавице" новый, особый вид программной симф.
музыки, Ч. внёс в балет принципы симфонизма. С другой стороны,
"ариозность" инструм. мелодий, их распевность приближают музыку балета к
вок. природе оперы. Именно через богатейший мелодизм проявляется
качество "Спящей красавицы", отмеченное уже после первой постановки
всеми критиками - её ясно выраженный нац. рус. характер, проявивший себя
в природе кантилены. Отмечая, что в основании внутреннего строения
музыки лежит стихия мелодии, известный рус. критик Г. Ларош писал:
"Можно сказать, не впадая в противоречие, что местный колорит (музыки
балета - Ю. Р.) французский, а стиль русский".
Первая постановка состоялась в Мариинском театре в 1890, балетм.
Петипа.
Либретто "Щелкунчика" осн. на сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и
мышиный король". Новая для композитора тема - открытие детьми мира на
пороге юности, сближаясь идеями с симф. произведениями, воплотилась в
лири-ко-философскую поэму. Задуманный как "детский" кукольный
балет-феерия, небольшой по масштабам (двухактный) "Щелкунчик" по
значительности и богатству содержания, новизне формы оказался
провозвестником многих явлений рус. балетного т-ра нач. 20 в. Сценарный
план "Щелкунчика" был составлен Всеволожским, а хореогр. разработка -
Петипа. По времени музыка создавалась композитором между "Пиковой дамой"
и 6-й симфонией, что не могло не сказаться на особенностях симфонизма
"Щелкунчика". В целом почти все формы балета более сжаты, лаконичны,
музыкальный стиль более филигранный, отточенный, оркестровка более
прозрачная, "моцартов-ская". В "Щелкунчике" появляется новая для балета
образная сфера - острая характеристичность образа Дроссельмейера и
мышиного царства вносит оттенок "жуткости" и одновременно ироничности.
Широким симф. развитием насыщены танцы-действия - Рост ёлки, Вальс
снежинок, два Andante из 2-го акта, наполненные особой, только Ч.
свойственной теплотой и человечностью, лирич. полнотой чувств. Соседство
с "Пиковой дамой" и 6-й симфонией сказалось в наличии скрытого и
внезапно выявленного трагизма в мощной кульминации па де де 2-го акта.
Премьера балета состоялась в 1892 в Мариинском т-ре, балетм. Иванов.
Особенно удачными в этой постановке были кордебалетные танцы (классич.
хореография Вальса снежных хлопьев). Вслед за Ч. балетная музыка на
рубеже 19 и 20 вв. не только поднялась до уровня оперы и симфонии, но
временами и опережала эти жанры - в творчестве А. К. Глазунова, И. Ф.
Стравинского, С. С. Прокофьева, ю. А. Розанова.
В 20 в. музыка Ч. послужила основанием для создания балетных
постановок (указаны фам. балетмейстеров): на муз. Симф.
увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" (1-я ред. 1869): 1942, парижская
Опера, С. Лифарь;
1944, ЛХУ, Л. В. Якобсон; 1968, т/о "Экран", телебалет (Н. И. Рыженко
и В. В. Смирнов-Голованов); 1971, Ленингр. Малый т-р, И. А. Долгушин;
1982, ленингр. хореогр. анс. "Хореографические миниатюры", С. В.
Викулов; на муз. к весенней сказке А. Н. Островского "Снегурочка"
(1873):
1946, Москва, МХУ, на сцене филиала Большого т-ра, В. А. Варковицкий;
1947, Т-р им. Кирова, муз. ред. Б. В. Асафьева, Ф. В. Лопухов (под назв.
"Весенняя сказка"); 1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко,
В. П. Бурмейстер; 1965, Куйбышевский т-р, Н. В. Данилова; на муз. 1-го
концерта для фортепиано с оркестром (1875): 1943, "Балле рюс де
Монте-Карло", под назв. "Древняя Русь", Б. Ф. Нижинская; на муз. 3-й
симфонии
(1875): 1967, Нью-Йорк сити балле, под назв. "Бриллианты" (как часть
балета "Драгоценности"), Дж. Баланчин; на муз. симф. фантазии "Франческа
да Римини"
(1876): 1915, Мариинский т-р, M. M. Фокин; 1959, Ленингр. Малый т-р,
К. Ф. Боярский; 1959, парижская Опера, Лифарь; 1960, Т-р им.
Станиславского и Немиро-вича-Данченко, А. В. Чичинадзе;
1973, Москва, конц. ансамбль Классический балет, Ю. Т. Жданов; 1989,
Новосибирский т-р, под назв. "Моя Франческа", Н. В. Соколова и А. В.
Бердышев; на муз. фортепианного цикла "Времена года" (1876): 1909,
Мариинский т-р, Фокин; 1959, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Баллада о
любви", Лопухов; на муз. 2-го концерта для фортепиано с оркестром
(1880): 1941, Нью-Йорк, "Амери-кен балле караван", под назв. "Балле
империал", Баланчин; на муз. Итальянского каприччио" для симф. оркестра
(1880): 1922, ГАТОБ, Лопухов;
1945, Ленингр. Малый т-р, О. Г. Иордан; на муз. Серенады для
струнного оркестра (1880):
1915, Мариинский т-р, под назв. "Эрос", Фокин; в 1959 возобн. в
Ленингр. Малом т-ре Боярским;
1934, Нью-Йорк, "Америкен балле тиэтр", над назв. "Серенада",
Баланчин; в 1986 возобн. в Ленингр. Малом т-ре А. А. Прокофьевым; на
муз. Фортепианного трио Памяти великого художника (1882): 1942,
Мехико-сити, "Балле тиэтр", под назв. "Алеко", Л. Ф. Мясин; на муз. 3-й
симф. сюиты (1883): 1918, Москва, Т-р сада "Аквариум", в исполнении
артистов Большого т-ра, А. А. Горский, под назв. "En blanc" ("В белом");
1947, Нью-Йорк сити балле, под назв. "Тема с вариациями", Баланчин;
1961, Ленингр. Малый т-р, Р. И. Гер-бек, под назв. "Тема с вариациями";
1969, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Концерт в белом", Долгушин; 1970,
Нью-Йорк сити балле, под назв. "Третья сюита", Баланчин; 1977, Ленингр.
ансамбль "Хореографические миниатюры", на муз. Темы с вариациями 3-й
сюиты, под назв. "Большое классическое па", С. Сидоров; 1986, Ленингр.
Малый т-р, под назв. "Тема с вариациями", хореография Баланчина, возобн.
Прокофьева; 1989, Т-р им. Кирова, под назв. "Тема с вариациями",
хореография Баланчина, возобн. Ф. Рассел и С. Фарелл; на муз. Симфонии
"Манфред" (1885):
1979, парижская Опера, Р. X. Нуреев; на муз. симф. сюиты
("Моцартиана", 1887): 1933, Париж, "Балле 1933", Баланчин;
1970, Ленингр. Малый т-р, Долгушин; 1981, Нью-Йорк сити балле.
Баланчин; 1981, Пермский т-р, Г. Д. Алексидзе; на муз. 5-й симфонии
(1883): 1933, "Балле рюс де Монте-Карло", под назв. "Предзнаменования",
Мясин; 1987, Моск. гос. т-р балета СССР, под назв. "Петербургские
сумерки", Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв; на муз. Симф.
увертюры-фантазии "Гамлет" (1888): 1970, Ленингр. Малый т-р, под назв.
"Размышления", Долгушин; на муз. 6-й симфонии ("Патетическая", 1893):
1924, Нью-Йорк, Метрополитен-опера, под назв. "Медуза", Фокин; 1956,
Вена, Балле дю марки де Куэвас, Лифарь; 1980, Ленингр. т-р современного
балета, под назв. "Идиот", Б. Я. Эйфман; 1981, Нью-Йорк сити балле,
Баланчин, под назв. "Шестая симфония".
Э. Н. Рогова.
Лит. : Богданов-Березовский В., Оперное и балетное творчество
Чайковского, Л.-М., 1940; Чайковский и т-р, М.-Л., 1940; П. И.
Чайковский на сцене Т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова,
Л..1941;АсафьевБ.. Избр. труды, т. 2, М., 1954; Слонимский Ю., П. И.
Чайковский и балетный т-р его времени, М., 1956; Житомирский Д., Балеты
Чайковского, М.. 1957; Туманина Н., Великий мастер, М., 1968; К p а с о
в-с к а я В., Р\с. оалсгный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963;
Цуккерман В., Выразительные средства музыки Чайковского, М.. 1971; Л а р
о ш Г., Избр. статьи, в. 2. Л., 1975; Розанова Ю., Симфонич. принципы
балетов Чайковского, М., 1976; e e ж е История рус. музыки, 2 изд., т.
2, кн. 3, Чайковский, М., 1986. Ю. А. Розанова.
ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим - 12.11.1928, Милан),
итал. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика и балетмейстера
Чезаре Ч. Обучался во флорентийской Академии танца, сначала у Баратти,
затем у Дж. Лепри (ученика К. Блазиса). Дебютировал в 1868 в балете
"Никколо де'Лапи", поставленном отцом (т-р "Паль-яно", Флоренция).
Выступал в разл. городах Италии, в 1870 впервые в "Ла Скала".
Гастролировал в Дании, Норвегии, Нидерландах, Германии, Австрии, России
(впервые в 1874). С 1885 ведущий танцовщик "Ла Скала", где исполнял гл.
партии в балетах "Эксцель-сиор" и "Любовь" (балетм. Л. Манцотти). В 1887
гастролировал с собств. труппой в петерб. летнем т-ре "Аркадия", где
были показаны балеты "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Пер-ро),
сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (по Манцотти). Как
танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан"
(балетм. Л. И. Иванов, М. И. Пе-типа). В том же году стал первым
танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского
т-ра. Ч. был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая
птица ("Спящая красавица", 1890), бог ветра Вайю ("Талисман", 1889). В
1892-1902 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (с 1893 педагог мимики, с
1896- классич. танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым)
танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Б. А. Фи-тингоф-Шеля (1893,
Мариинский т-р). Из-за конфликта с Дирекцией имп. т-ров уехал в Варшаву
и с 1902 руководил школой при Варшавской опере. В 1906 вернулся в
Петербург, где открыл школу. В 1911-21 гл. педагог-репетитор Русского
балета Дягилева. Исполнял мимич. партии в пост. этой труппы: фея
Карабос, Фокусник
("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада"). Ч. был
учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918
осн. школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию и открыл в 1925 школу
в Милане. Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне с труппой
Русский балет Дягилева и в 1926 в Милане. Ч. был выдающимся педагогом
классич. танца, воспитавшим неск. поколений артистов балета в России и
др. европ. странах. Ученики: А. Р. Больм, А. Я. Ваганова, Н. Де Валуа,
А. А. Горский, А. Д. Данилова, Л. Н. Егорова, Т. П. Карсавина, М. Ф.
Кшесинская, С. Лифарь, Л. В. Ло-пухова, А. Маркова, В. Ф. Нижин-ский,
Павлова, О. И. Преображенская, Б. Г. Романов, Ю. Н. Седова, В. А.
Трефилова, М. М. Фокин. Пребывание в среде деятелей рус. балетного т-ра
оказало значит. влияние на исполнительское иск-во Ч., а также на под.
метод, выработанный им специально для рус. учеников и отличавшийся
чёткой систематизацией. Учитывая индивидуальные данные учеников, Ч.
добивался максимального развития техники, овладения особенностями
виртуозной техники итал. школы и усвоения чистоты стиля классич. танца.
Метод Ч. был изучен и зафиксирован С. Бомонтом, к-рый написал в 1922
(совм. с С. Идзиков-ским) "Учебник теории и практики классич. театр,
танца по методу Чеккетти". В том же году в Лондоне было организовано
06-во Ч. (в дальнейшем Британское об-во учителей танца).
Лит.: Плещеев А.. Наш балет, 2 изд., СПб., 1899; Красовская В., Рус.
балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.. 1963: с e ж е. Рус. балетный т-р
нач. XX в.. [ч.] 1-2. Л.. 1971-72; Beaumont С.. I d z i k о w-s k i S.,
A manual of the theory and practice of classical theatrical dancing
(methode Cacchetti). L. 1922; В e a u m o n t С.. En. Cecchetti. A
memoir, L., 1929; его же. Cecchetti's legacy to the dance, в кн.: Ballet
annual, v. 2. L.. 1948:
С r a s k e M.. В e a u m o n t C.. The theory and practice of
allegro in classical ballet (Cecchetti method), L.. 1930. H. M. Паппе.
ЧЕКРЫГИН Александр Иванович [26.7(7.8). 1884, Петербург - 17.5.1942,
Ташкент], артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республ. (1922),
засл. деят. иск-в РСФСР 1936). По окончании Петерб. театр. уч-ща
(педагоги П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, А. В. Ширяев) в 1902-23 в
Мариинском т-ре. Яркий характерный актёр, преим. исполнитель гротесковых
партий. Лучшие партии: фея Карабос; Коппелиус ("Коппе-лия"), Марцелина
("Тщетная предосторожность"). Др. партии:
Конрад, Бирбанто, Сеид-паша ("Корсар"), Гренгуар и Квазимодо
("Эсмеральда"), Абдерахман ("Раймонда"), Кассандр и Пьеро ("Карнавал"),
Пьеро ("Арлекинада"), Раджа ("Баядерка"), Арап и Фокусник ("Петрушка").
С 1903 занимался записью танца (балеты "Лебединое озеро", "Дочь
фараона", "Капризы бабочки", "Голубая георгина" и танцы в операх "Руслан
и Людмила" и "Садко") по системе В. И. Степанова (совм. с Н. Г.
Сергеевым).
Балетмейстерскую деятельность начал в 1919. Пост. в Петрогр. т-ре
оперы и балета "Роман бутона розы" Р. Е. Дриго (1919), "Шубертиану"
(1922), конц. номера, в т. ч. бравурный "Вальс" Либлинга для Е. М. Люком
и Б. В. Шаврова, пользовавшийся популярностью на эстраде у неск.
поколений исполнителей. В 1920-21 репетитор и реставратор балетов в
Петрогр. т-ре оперы и балета. Возобновил "Капризы бабочки" (1922),
"Египетские ночи" (1923, совм. с Ф. В. Лопухо-вым). В 1923-28 зав.
хореогр. частью и балетм. Ленингр. Малого оперного т-ра, на сцене к-рого
ставил танцы в операх и опереттах. В 1928-30 в Харьковском т-ре
оперетты. В 1930-36 артист и балетм. Большого т-ра; пост.: "Комедианты"
Р. М. Глиэра (1931, филиал), "Щелкунчик" (1932, совм. с А. М.
Монаховым), "Спящая красавица" (1936, совм. с А. М. Мессерером). В
1904-28 (с перерывами) педагог Петерб. театр. уч-ща; в 1930 - 41 педагог
МХУ; в 1941-42 в Ташкентском хореогр. уч-ще. Совм. с братом, И. И.
Чекрыгиным, организовал собств. балетную школу (1914- 25).
Соч.: Методика классич. тренажа. М., 1940 (совм. с Н. И. Тарасовым и
В. Э. Мори-цем).
Лит.: Слонимский Ю., Сов. балет, М.-Л., 1950; Л о п у х о в Ф.,
Шестьдесят лет в балете, М., 1966: М и \ а и л о в М., Жизнь в балете,
Л.-М.. 1966; С у p и ц Е.. Хореогр. иск-во двадцатых годов, М., 1979;
Чернова Н., От Гельцер до Улановой. М-, 1979:
Б p о д е p с е н Ю., А. И. Чекрыгин. "Еженедельник акад. т-ров",
1924. ј 16; его ж е, Заслуженные актеры балета. "РиТ". 1936. ј 19.
Д. А. Соколов-Каминский.
ЧЕКРЫГИН Иван Иванович (1880, Петербург - 1942, Ленинград), артист,
композитор, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1897-1917 в
Мариинском т-ре. Занимал положение кордебалетного танцовщика, выступая
поначалу исключительно в операх. С 1901 вольнослушатель Петерб. коне.,
к-рую окончил в 1911 (педагог А. К. Лядов). Автор романсов, пьес для
фортепиано и скрипки, балетов "Куклы господина Марешаля", "Искра любви"
(совм. с П. Маржецким, 1900, спектакль Петерб. театр. уч-ща, балетм. П.
А. Гердт; сцена из этого балета "В царстве льдов", 1901, там же, балетм.
тот же), "Братство народов" (1920), "Красная шапочка" (1938), комич.
оперы "Нерон". Сочинял музыку для вставных номеров в классич. балетах
(дуэт в гроте в балете "Корсар"). Выступал как оперный дирижёр в
антрепризе Брагина. Пробовал заниматься балетмейстерской деятельностью.
В 1909 организовал группу балетных артистов и гастролировал с нею по
России в качестве директора. Выступал со статьями о балете в периодич.
печати. Считал необходимым реформировать хореогр. образование, в корне
перестроить гуманитарное обучение, изменить отношение к муз. воспитанию.
Совм. с братом, А. И. Чекрыгиным, организовал собств. балетную школу
(1914-25). С 1939 преподавал в Ленингр. коне. (иск-во жеста и танец).
Лит.: Б о p и с о г л е б с к и и М. (сост.). Материалы по истории
рус. балета, т. 2. Л., 1939. А. А. Соколов-Каминский.
ЧЕЛОМБИТЬКО (Беляева) Га лина Васильевна (р. 13.5.1936, Москва),
критик, балетовед. Канд. иск-ведения (1978). Окончила филологич. ф-т МГУ
(1959). Сотрудник ж. "Новое время" (1959-61), референт по культуре стран
Вост. Европы (Мин-во культуры СССР, 1962-69), гл. ред. по разделу
культуры социалистич. стран (АПН, 1970-77), науч. сотрудник ВНИИ
искусствознания (1978-81), зав. отд. критики (1981-93) ж. "Сов. балет"
(с 1992 "Балет"), чл. редколлегии. Автор работ по балетному иск-ву стран
Вост. Европы, совр. отечеств. балету.
С о ч.: Совр. тенденции в камерном балете соц. стран, в сб.:
Взаимодействие культур соц. стран. I960-1980, М., 1987; Роль рус. и сов.
балета в становлении балетного иск-ва стран соц. содружества, в сб.:
Музыка и хореография совр. балета, в. 5, Л., 1987; Становление традиций
сотрудничества, в сб.: С'овр. соц. иск-во европейских соц. стран, М.,
1981; Т-р Б. Барто-ка, "СБ", 1982. ј 2; Великие традиции т-ра Велького,
там же, 1983. ј 5: Светотени нац. хореографии, там же, 1984. ј 4; В.
Писарев. там же, 1987, ј 5; Львовские эскизы, там же, 1989. ј 5; Дорога
к чудесам, "МЖ", 1987, ј 10; Престиж или псевдоуспех, там же, 1990,
Н. Ю. Чернов!:!.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им МИ
Глинки, открыт в 1956. Основу балетной труппы составили выпускники
ЛХУ. Среди первых артистов: С. Д. Адырхаева, Г. М. Борейко, Т. М. Гиоев,
Т. В. Косова, Э. Л. Кузьмина, А. В. Ку-лаева, Д. С. Лебедева, М. С.
Лебедева, Т. Д. Мееркова, Э. Н. Пев-хонен, И. В. Пименов, Г. А. Пли-ев,
С. Б. Токаев, Т. В. Хацаева, ведущая балерина и педагог С. М. Тулубьева,
балетм. А. Я. Бердов-ский и Н. И. Трегубов, гл. дир. И. А. Зак, худ. Е.
Г. Чемодуров. Первый балетный спектакль - "Лебединое озеро" (1956). В
1957 Ф. В. Лопухов перенёс на сцену т-ра "Дон Кихота". Среди пост.
классич. наследия: "Жизель", "Баядерка" (обе 1960), "Спящая красавица"
(1961), "Тщетная предосторожность" (1963), "Шопе-ниана" (1965). Однако
после ухода в 1961 из т-ра Тулубьевой и затем ряда ведущих солистов
уровень исполнения классич. балетов заметно снизился. Утратился стиль
исполнения, академизм в танце кордебалета, из репертуара исчезла "Спящая
красавица", хореогр. текст оставшихся балетов упростился. Вместе с тем с
первых лет существования т-р стремился работать и над воплощением
балетных партитур совр. композиторов. О. М. Дадишки-лиани (гл. балетм. в
1957-64) пост. балеты "Цветок счастья"
Г. А. Мушеля (1959), "Последний бал" Ю. С. Бирюкова (1961),
"Маскарад" Л. А. Лапутина (1962), "Шакунтала" С. Баласа-няна (1964).
Среди лучших пост. три балета С. С. Прокофьева - "Каменный цветок",
"Ромео и Джульетта" (оба балетм. Дадиш-килиани) и "Золушка" балетм.
Л. В. Воскресенской, к-рая в 1964-73 возглавляла труппу. Её др.
пост.: "Барышня и хулиган". "Болеро" (обе 1965); "Легенда о любви"
(1968): "Асель" В. А. Власова (1969), как правило, повторяли репертуар
др. т-ров. Исключение составляли балеты "Тринадцать роз" А. Бертрама
(1966) и "Я помню чудное мгновенье" на муз. М. И. Глинки- Г. Н. Синисало
(1973, оба балетм. Воскресенская), впервые созданные на челябинской
сцене. Т-р в эти годы располагает сильной труппой: А. И. Вдовин, А. Я.
Гей-ман, Т. С. Дулевская, В. С. Кри-воруцкий, К. Н. Малышева, В. П.
Нарский, А. А. Осадчая, В. М. Постников, Л. С. Ратенко, О. А.-Сапогов,
И. Д. Сараметова, Л. А. Сидоркина, Ю. М. Сидоров, А. В. Щербина, М. Я.
Щукин. После ухода Воскресенской т-р остался без гл. балетмейстера,
часто сменялись дирижёры, художники. Хранителями и реставраторами уже
идущих спектаклей стали репетиторы т-ра:
В. И. Бейлин, Н. М. Березина, С. Т. Тарановская, Т. Б. Хазанова,
позже Борейко, И. В. Марцинков-ский, И. Д. Сараметова. В 1975- 80 гл.
балетм. В. Н. Бутримович. Он пост. балеты "Тиль Уленшпигель" Е. А.
Глебова (1976), "Кармен-сюита" (1977), "Сотворение мира" А. П. Петрова
(1978). Основу труппы в эти годы составляли выпускники Пермского и др.
хореогр. уч-щ: А. С. Домрачев, В. Г. Жданов, А. С. Клековкин, Г. В.
Клековкина, Марцинков-ский, А. А. Мунтагиров, Н. П. Надеждина, О. А.
Панчёхина, Е. М. Попов. В 1980-90 балетная труппа работала без гл.
балетмейстера. Несмотря на это, в репертуаре появились новые спектакли:
"Двенадцать стульев" Г. И. Гладкова (1986, балетм. А. Б. Петров),
"Анюта" В. А. Гаврилина (1987, хореографию В. В. Васильева перенёс Н. Я.
Акчурин), "Ромео и Джульетта" (1987, балетм. М. Г. Скотт, Ю. В. Папко),
"Дама с камелиями" на муз. Дж. Верди - В. Е. Милова (1991, балетм. М. Ж.
Тлеубаев), ставятся спектакли для детей: "Маленькая принцесса и семь
гномов" Б. Павловского (балетм. Г. Г. Касаткин), "Три поросёнка" С. Н.
Кибировой (все 1990; балетм. Тлеубаев), "Чиполлино" К. С. Хачатуряна
(1992, хореографию Г. А. Майорова перенесла Э. М. Тимиргазина). Из
клас-сич. наследия: "Корсар" (1993, хореография М. И. Петипа, возобн. Б.
В. Бланковым), "Дон Кихот" (1994), хореография Петипа, А. А. Горского,
перенесла Тимиргазина). В труппе (1994): О. Е. Вандалет, Е. М.
Бычкунова, Жданов, Т. Ф. Иванцова, 3. X. Ильясова, Клековкин,
Клековкина, И. Ф. Копейка, А. Г. Костин, Е. Н. Костина, Л. П. Максимова,
Мунтагиров, Д. А. Олюнина, Попов, В. Э. Степанчук, Э. Р. Сулейманов, Т.
А. Сулейманова, Н. А. Терентьева, Т. П. Цветкова, С. И. Чадов.
Педагоги-репетиторы: Борейко, Марцинковский, Сараметова. С нач. 60-х гг.
(с перерывами) при т-ре существует хореогр. студия.
Лит. .-Константинов с кий Я.. Т-р завоевывает уважение.... "СМ".
I960. ј9;
Черепанов Ю., На контрастах, "ТЖ", 1964, ј S; его ж e, Разрушив чары
колдовства, там же, 1964. ј 23: Ю з e ф о в и ч В., Воспитывая зрителя.
Т-р онеры и балета им. Глинки. Челябинск, [Гастроли в Москве], "Т",
1966, ј 12; Щелкунов а А-, Челябинские сезоны Тлеубаева. "Б", 1992, ј 2.
К. И. Антонова.
ЧЕНЧИКОВА Ольга Ивановна (р. 17.5.1956, г. Электросталь Моск. обл.),
артистка. Нар. арт. РСФСР (1983). По окончании Пермского хореогр. уч-ща
(педагог Л. П. Сахарова) в 1974-77 в Пермском т-ре. Классич. танцовщица
лирико-драм. амплуа. Партии: Кармен ("Кармен-сюита"), Беатриче ("Слуга
двух господ"), Аврора, Китри, Сва-нильда. С 1977 в Т-ре им. Кирова.
Партии: Китри, Аврора, Одетта- Одиллия, Зарема; Гамзатти и Никия
("Баядерка"), Мехменэ Бану, Раймонда, Эгина, Медора;
Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Солистка ("Пахита"), Фея ("Фея
Рондских гор"), Эсме-ральда ("Собор Парижской богоматери"), Солистка
("Тема с вариациями"). Ч. владеет виртуозной техникой танца, обладает
академически строгой манерой исполнения, чувством стиля. Её движения
естественно складываются в гармоничные композиции, танец становится
содержательным и образным. Снималась в телефильмах-концертах "Раймонды
многоликий образ" (1983). "Гран па в белую ночь" (1987), телебалетах
"Принц и нищий" (1985), "Последняя тарантелла" (1992). Гос. пр. РСФСР
(1977), 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973).
Лит.: Пав л о ц к и и В.. О, Чепчиков;". "МЖ", 1979, ј 21; Расцвет
творчества, "ТЛ".
1981. ј 17; M. И., О. Ченчикова, "Т", 1983, ј 6. И. В. Ступников
ЧЕРЕПНИН Александр Александрович (наст. фам. H у д e л ь, псевд. Ли)
(1876-20.12.1927, Москва), балетный критик. Один из первых моек.
теоретиков танца нач. 20 в. В 1910-х гг., находясь под влиянием
философии Б. Кро-че, пытался рассматривать хореографию с точки зрения
культуро-логич., философских идей времени, выступал против драматизации
балета, синтеза иск-в, за чистоту балетного жанра. После 1917 резко
изменил ориентацию, встав на позицию вульгарного социологизма, утверждая
утилитарность в иск-ве танца. В 1918 редактор ж. "Театр". Сотрудничал с
ж. "Новый зритель", "Программы академич. т-ров", "Жизнь иск-ва",
"Зрелища" (регулярно вёл рубрику "Глядя, как танцуют"). В 1927 вновь
вернулся к предрево-люц. теориям, опубликовав статьи об
"изобразительном" и "выразительном" началах в танце, соответствии муз.
форм формам классич. балета. Поздние работы Ч. обрели актуальность в
балето-ведении 60-х гг.
Соч.: Балетные символы, "Театр, газета". 1914,31 авг.; Фокин, там же.
1915.3. 10. 17 мая: Балетная лит-ра. там же, 1914. 30 марта;
Глядя, как танцуктг.... "Зрелища". 1924. ј 89;
От фокстрота к "Яблочку", там же. 1924. ј 75; Шопениана в МГСПС,
"Зрелища". 1924. ј 80; Диалектика балета, "ЖИ", 1927, ј 34- 35. H. K).
Чернова.
ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич [3(15).5.1873, Петербург - 26.6.1945,
Исси-ле-Мулино, близ Парижа], композитор, дирижёр, педагог. В 1906-09
дирижёр Мариинского т-ра. В 1909-14 дирижировал балетными и оперными
спектаклями Русских сезонов в Париже, а также спектаклями Русского
балета Дягилева в Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. С 1921 жил во
Франции, концертировал в европ. странах и США с произв. рус.
композиторов. В музыке Ч. ощутимо влияние франц. импрессионизма и
оркестрового стиля Н. А. Рим-ского-Корсакова, по классу композиции
к-рого Ч. окончил в 1898 Петерб. коне. Ч. - автор опер, произв. для
симф. оркестра и камерного ансамбля, романсов и фортепианных пьес. Проф.
Петерб. коне. (1909-18). Написал балеты: "Оживлённый гобелен" (2-я
картина написанного позже балета "Павильон Армиды", спектакль Петерб.
театр. уч-ща на сцене Мариинского т-ра, 1907, ба-летм. M. M. Фокин),
"Павильон Армиды" (1907, Мариинский т-р, балетм. тот же), "Нарцисс и
Эхо" (1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло, балетм. тот же),
"Русская волшебная сказка" (пост. под назв. "Русские сказки", 1923,
балетм. Л. Л. Новиков), "Вакх (Dionisys)" (1922), "Роман мумии" (1924,
обе балетм. И. Н. Хлюстин) - все три для труппы Анны Павловой, с к-рой
выступал также как дирижёр). Ч. аранжировал и оркестровал ряд муз. пьес
для балетов, пост. в труппе Дягилева ("Бабочки", "Карнавал",
"Клеопатра"), в труппе "Мордкин балле", США ("Золотая рыбка" на музыку
соч. для оркестра "Сказка о рыбаке и рыбке", 1937, балетм. M. M.
Мордкин), а также музыку оперы M. П. Мусоргского "Сорочинская ярмарка"
для одноим. балета (1943, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. Д.
Лишин).
С о ч.: Воспоминания музыканта. Л., 1976. R. B. Banc.we.
ЧЕРКАСОВА Людмила Константиновна [14(27). 12.1917, Москва17.10.1992,
там же], артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). По окончании МХУ
(педагог Е. П. Гердт) в 1936-59 в Большом т-ре. Партии: Царь-девица
("Конёк-Горбунок"), фея Сирени;
Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Зарема; Мирта ("Жи-зель"). Зима
("Золушка"), подруга Джульетты ("Ромео и Джульетта"), Волшебная дева
("Танцы в замке Наины" из оперы "Руслан и Людмила"), Царица бала
("Медный всадник"). В 1953-70 педагог МХУ, в 1960-63 педагог-репетитор в
Египте, в 1970-73 - в Польше, в 1980- 87 - в Венгрии. С 1990
педагог-репетитор труппы ""Большой театр" - студия Юрия Григоровича". В.
И. Зарубин.
ЧЕРКАШИН Михаил Викторович (р. 10.8.1958, г. Каменск-Шах-тинский
Ростовской обл.), артист. Засл. арт. РСФСР (1989). По окончании
Саратовского хореогр. уч-ща (педагог Ю. В. Носков) с 1978 в Саратовском
т-ре. Первый исполнитель партий в балетах, пост. АН. А. Дементьевым:
граф Резанов (""Юнона" и "Авось"", 1984), Пётр ("Баллада двадцатых
годов", 1987). Др. партии: Альберт, Зигфрид; Феб ("Эсмераль-да"),
Базиль, Дезире. Техничный танцовщик, обладает лёгким, полётным прыжком,
мягкой пластикой. Е. А. Гибиева.
ЧЕРМЕНСКАЯ Клавдия Гри горьевна (р. 20.5.1920, г. Аркадак Саратовской
обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1954), засл. деят. иск-в РСФСР
(1979). В 1938 окончила Саратовское хореогр. уч-ще, в 1940-44 училась в
МХУ (педагоги Е. П. Гердт, M. А. Ко-жухова). С 1938 в Саратовском, с
1944 в Свердловском т-рах. Первая исполнительница партий:
Наташа ("Берег счастья", 1952, балетм. M. M. Газиев), Дуняша
("Левша", 1954, балетм. Я. В. Романовский), Актриса ("Голубой Дунай",
1958, балетм. Г. И. Язвин-ский). Др. партии: Одетта-Одил-лия, Китри,
Жизель, Медора, Аврора, Лауренсия, Мария; Вакханка ("Вальпургиева
ночь"), Хозяйка Медной горы, Эсмераль-да, Тао Хоа. Ч. - балерина
разностороннего дарования, как танцевального, так и драматического;
особенно удавались ей характеры страстные, темпераментные, активные. С
1965 педагог-репетитор Свердловского т-ра. 1-я пр. Все-рос. смотра
молодых артистов балета в Москве (1946).
Лит.: Зеличснко Б.. Любимые тревоги. "СБ", 1984, ј 3. Л. В. Барыкина.
ЧЕРНЕЦКАЯ Инна Самойловна
(29.8.1894, Москва - ?), танцовщица, хореограф, теоретик танца. В
1910-14 училась в Берлинском ун-те и одноврем. у Э. Дункан (сестры А.
Дункан), в Мюнхене у Р. фон Лабана и А. Сахарова, в Хел-лерау у Э.
Жак-Далькроза, с 1914 в Москве у M. M. Мордкина и на драм. курсах А. И.
Адашева. В
1914 открыла школу-студию, где, стремясь объединить в постановках
музыку, живопись и разные виды сценич. движения, создавала танец, к-рый
называла "синтетическим". Студия работала в Москве (в 1918-20 в
Кисловодске) на протяжении 20-х гг., получив статус гос. и входя в
состав разных учреждений (в т. ч. в 1924 Моск. театр. техникума им. А.
В. Луначарского), с 1929 в Гос. академию худож. наук (ГАХН). Ч. ставила
номера (на муз. С. В. Рахманинова, Ф. Шопена), а также массовые
композиции, чаще тра-гич., с философским подтекстом, на основе сочетания
танца, пантомимы, драмы: "Танец смерти" на муз. К. Сен-Санса (1917),
"Пан" на муз. Э. X. Дохнаньи (1922), "M. Ф." на муз. "Мефисто-вальса" Ф.
Листа (1924), танц. эпизод "Сюита из средних веков" на муз. А. К.
Глазунова в опере Р. Вагнера "Ри-енци" в Свободной опере Зимина (1923).
Выступления студии постоянно освещались в прессе, её поддерживал
Луначарский. Теоре-тич. работы Ч. печатались в журналах, в т. ч. в
зарубежных. Однако к 30-м гг., когда большинству танц. направлений,
кроме классических, было отказано в официальной поддержке, деятельность
студии прекратилась. Ч. ставила танцы в т-рах (в т. ч. в Моск. еврейском
т-ре, ГОСЕТ), была связана с домами нар. творчества, но собств. иск-во
развивать не могла.
Со ч.: О танце. "Т-р и студия", 1922. ј 1-2; Основные элементы иск-ва
танца, М., 1937.
Лит.: И. Чернсцкая. М.. 1925; Т p v-в и т. Студия И. Чернсцкой.
"Зрелища", 1923. ј 43; С у p и ц Е., Пластич. и ритмопластич. танец: его
жизнь и судьба в России, "СБ", 19SS, ј 6; M i s 1 e г N.. Designing
Gestures in the Laboratory of Dance, в кн.: Theatre in Revolution, N.
Y.. 1991. E. Я. Суриц.
ЧЕРНОБРОВКИНА Татьяна Анатольевна (р. 14.8.1965, Саратов), артистка.
Засл. арт. Рос. Федерации (1994). По окончании Саратовского хореогр.
уч-ща (педагог Н. А. Максимова) в 1983-86 в Саратовском т-ре. Партии:
Мирта ("Жизель"), Актриса ("Голубой Дунай"), Шехеразада ("Тысяча и
одна ночь"), Кончитта (""Юнона" и "Авось""), Одетта- Одиллия, Китри.
Классич. танцовщица, блестяще владеющая техникой, экспрессивной манерой
танца. С 1987 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Первая
исполнительница партий:
Солистка ("Лебединая песня",
1988. балетм. Д. А. Брянцев), Медора (1989, балетм. тот же), Вакханка
("Вальпургиева ночь",
1989. балетм. Л. М. Лавровский, возобн. Т. Н. Легат), Жизель (1991,
возобн. Легат), Маша ("Щелкунчик", 1995, хореогр. В. И. Вайнонена,
возобн. М. В. Крапивина). Др. партии: Флёр де Лис, Эсмеральда
("Эсмераль-да"). Сильфида ("Шопениана"), Девушка ("Скифы"), Солистка
("Пахита"), Одетта-Одиллия;
Китри и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Джульетта; Сильфида
("Сильфида"), Золушка. 3-я пр. Между нар. конкурса артистов балета в
Москве (1985).
Лит.: Яковлева Е., Первые роли на моек. сцене, "TM". 198". ј 36.
Е. П. Деревщикови.
ЧЕРНОВА Наталья Юрьевна (р. 6.1.1937, Москва), критик. историк
балета, педагог. Канд. иск-ведения (1970). Окончила театровед ч. ф-т
ГИТИСа (1960). Работала в ГЦТМ, в ж. "Театр" (зав. отд. муз. т-ра). С
1964 науч. (с 1989 - ст. науч.) сотрудник ВНИИ иск-знания (ныне Рос.
ин-т иск-знания). Анализ театр, процесса и конкретных балетных
спектаклей соединяет с общими культурологич. проблемами. Автор работ о
рус. балетном романтизме, об иск-ве рус. балетмейстеров от К. Я.
Голейзовского до Н. Н. Боярчикова, а также об авангардных течениях в
мировой хореографии, студийном движении, танцах на видеоэкране. В
1976-80 преподавала историю балета в МХУ. С 1988 - сценарную драматургию
балета в ГИТИСе. Обозреватель ж. "Ба-летто эджо" (Франция - Италия).
Соч.: Контрасты, "Т", 197U, ј8; Два героя балетной сцены, в сб.:
Вопросы т-ра, М., 1970; На путях к трагедии, "Т", 1973, ј 7; Хосе Лимон
и совр. танец Америки, там же, 1974, ј2; Балет. 1927-1947, в сб.:
Большой т-р СССР, 1970-1971, 1971-1972, M., 1976; Балет 1930-40-х, в
сб.: Сов. балетный т-р, М., 1976;
На современном этапе, в сб.: Вопросы т-ра, М., 1977; Путь "Спартака",
в сб.: Муз. современник, М., 1977; Частное собрание Роберта Джоффри,
"Т", 1976, ј 1; Панорама танца, там же. 1977, ј 6; Здесь не одно
воспоминанье. "Т", 1978, ј 5; В поисках контактов, в сб.:
Музыка и телевидение, М., 1978; От Гельцер до Улановой, М., 1979;
Фокин, "МЖ", 1980, ј 6; Уланова, в сб.: Театр, правда, Тб., 1981;
О балетах больших и малых, в сб.: Сов. муз. т-р, М., 1982; Неистовый
талант, в сб.: А. Ермолаев, М., 1982; К. Голейзовский, "МЖ", 1982, ј 3;
Касьян Голейзовский, сб. (вступит, ст. и сост.), М., 1984; Балет.
1917-1, в кн.: История театроведения народов СССР, М., 1985;
Большой т-р и совр. тема в 1940-1950-х, в сб.:
Музыка и хореография совр. балета. Л., 1987;
В моек. балете щепкинской поры, "СБ", 1989, ј 1; История одного
соперничества, там же, 1991, ј 3; А если бы он уехал, "Б", 1992, ј 2;
Век нынешний и век минувший, "Т", 1992, ј 3;
Заметки "очевидца" о рус. модерне и рус. балете, там же. 1993, ј 5; О
балете, Варшава, 1986 (на польск. яз.); Сов. балет, Токио, 1987 (на
япон. яз.). Г. Н. Добровольская.
ЧЕРНЫШЕВ Игорь Александрович (р. 15.9.1937, Ленинград), артист,
балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1987). По окончании ЛХУ (педагог Ф. И.
Балабина) в 1956-69 в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий:
Минский ("Станционный смотритель", 1956, выпускной спектакль ЛХУ,
балетм. Ю. Д. Воронцов, М. М. Михайлов); в балетах и миниатюрах в пост.
Л. В. Якобсона - Петруха ("Двенадцать", 1964), "Сильнее смерти",
"Конькобежцы", "Вечный идол" ("Хореографические миниатюры", 1959).
Партии: Данила, Батыр; Арбенин ("Маскарад"), Евгений, Спартак, Тибальд,
Гирей, Тарас Бульба; в ряде хореогр. миниатюр в пост. Якобсона -
"Прометей", "Слепая", "Птица и охотник".
В кон. 60-х гг. начал балетмейстерскую деятельность. Ученик и
последователь Якобсона, Ч.-балетмейстер обладает собств. творч.
почерком, сочетающим свободную пластику с системой классич. танца,
заново интонирует его, придавая хореогр. языку экспрессионистскую
напряжённость, заостряя линии танца, создавая контрасты его кантилены со
сбивчивым ритмом, широту линий с угловатой напряжённостью, применяя
новые изобразит, поддержки. Ч. - художник обнажённой трагич. темы,
поднимает в своих спектаклях проблему одиночества человека, жажды
контактов, стремления к гармонии и невозможности обрести её в совр.
мире. В 1970-75 гл. балетм. Одесского, в 1975-76 - Кишинёвского т-ров. С
1976 возглавляет балетную труппу Куйбышевского (Самарского) т-ра. Пост.:
"Ромео и Юлия" на муз. Г. Берлиоза (одноактный балет, 1969, Т-р им.
Кирова; новая ред., в 2-х актах, 1979, Куйбышевский т-р), "Римский
карнавал" на муз. Берлиоза (1968, Т-р им. Кирова), "Антоний и Клеопатра"
Э. Л. Лазарева (1968, Ленингр. Малый т-р; 1978, Куйбышевский т-р),
"Памяти героя" В. А. Успенского (1968, Т-р им. Кирова; новая ред. под
назв. "Мужество", 1985, Куйбышевский т-р), "Щелкунчик" (1969, Одесский
т-р; 1978, Куйбышевский т-р), "Спартак" (1972, Одесский т-р; 1984,
Куйбышевский т-р), "Ангара" А. Я. Эшпая (1977, Куйбышевский т-р; 1981,
Рижский т-р;
1986, Прага; 1987, Стара-Загора), "Поэма двух сердец" А. Д. Ме-ликова
(1982, Куйбышевский т-р;
1989, Анкара), "Гусарская баллада" Т. Н. Хренникова (1980,
Куйбышевский т-р; 1981, Челябинский т-р), "Помните!" Эшпая (1981),
"Вечер одноактных балетов" ("Болеро" на муз. М. Равеля, "Скифская сюита"
на муз. С, С. Прокофьева, "Рапсодия в стиле блюз" на муз. Дж. Герш-вина,
1988), "Вальпургиева ночь" (1989), "Маленький принц" Е. А. Глебова и
"Муха-цокотуха" Д. Ф. Салиман-Владимирова (оба 1990, все Куйбышевский
т-р); балет-оратория "Казнь Степана Разина" на муз. Д. Д. Шостаковича
(1979, т-р "Эстония", Таллин; 1986, Куйбышевский т-р). Возобновил
балеты: "Дон Кихот" (1970) и "Спящая красавица" (1971, оба - Одесский
т-р), "Спящая красавица" (1977), "Лебединое озеро" (1978), "Дон Кихот"
(1982), "Баядерка" (1986, все - Куйбышевский т-р). Пост. ряд конц.
номеров (в т. ч. "Адажиетто" на муз. Т. Альбинони), танцы в мюзикле
"Нина и двенадцать месяцев" Р. К. Щедрина (1988, Токио). Снимался в
кинофильме-концерте "Хореографические миниатюры" (1960).
Лит.: Чистякова В., И. Чернышев, в сб.: Ленингр. балет сегодня, в. 2,
Л.-М., 1968; Ильичева М., Дебют И. Чернышёва, "Т", 1968, ј 12; Д e м и д
о в А., Спорный спектакль, "СМ", 1969, ј 6; Тюрин Ю., Сказать свое
слово, "МЖ", 1978, ј 14;
Садовская Н., Дорогу осилит идущий,
"СБ", 1982, ј 1. " " ,.
H. Ю. Чернови.
ЧЕРНЫШЕВА Любовь Павловна (17.9.1890, Петербург- 1.3.1976, Ричмонд,
Великобритания), артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща
(педагог М. М. Фокин) с 1908 в Мариин-ском т-ре. В 1911 участвовала в
Русских сезонах в Париже. В 1912 уехала из России. До 1929 солистка
труппы Русский балет Дягилева, в 1932-52 "Балле рюс де Монте Карло",
"Балле рюс дю колонель де Базиль". Танцевала в пост. балетм.: М. М.
Фокина - "Шехеразада" (Зобеида), "Клеопатра" (Клеопатра), "Тамара"
(Тамара), "Карнавал" (Кьярина);
Л. Ф. Мясина - "Женщины в хорошем настроении" (Констанца),
"Пульчинелла" (Пруденца), "Стальной скок", "Русские сказки"; Дж.
Баланчина - "Аполлон Мусагет" (Полигимния), "Боги-нищие"; Д. Лишина -
"Франческа да Римини" (Франческа); Б. Ф. Нижинской - "Докучные"
(Ор-физа), "Милочки" ("Лоретки"). Вместе со своим мужем С. Л.
Григорьевым Ч. возобновляла пост. разл. балетмейстеров, в т. ч. для
т-ров "Ла Скала" и "Сэдлерс Уэллс" балеты Фокина "Сильфиды", "Жар-птица"
и "Петрушка" (1954-57). С 1938 преподавала (с 1955 в труппе "Сэдлерс
Уэллс балле"). Г. М. Шлуглеит.
ЧЕХОВСКАЯ Наталья Михайловна (р. 12.7.1960, Семипалатинск), артистка.
Нар. арт. РСФСР (1989). По окончании Алма-Атинского .хореогр. уч-ща
(педагоги А. Г. Габитова и Н. Р. Тихонова) с 1978 в Красноярском т-ре.
Партии: Одетта-Одиллия, Жизель; Сильфида ("Шопениа-на"), Солистка
("Пахита"), Поповна ("Сказка о попе и о работнике его Балде"), Китри,
Фригия; Маша ("Щелкунчик"), Никия и Гамзатти ("Баядерка"), Сванильда,
Эсме-ральда; Муза ("Паганини"), Ева
("Сотворение мира"), Джульетта, Мария; Шехеразада ("Тысяча и одна
ночь"), Аврора. Ч. обладает уникальными природными данными,
эмоциональностью, элегантной пластикой. С 1986 в труппе "Русский балет".
1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве (1984),
1-я пр. Междунар. конкурса балета (Хельсинки, 1984).
Лит.: Семен H) та И., Я танцую в самом молодом т-ре, "Сов. Союз".
1984. ј 6. Л. В. Kvoameea.
ЧИЖОВА Александра Эммануи-ловна (р. 23.7.1917, Москва), критик,
исследователь танц. фольклора. Засл. деятель иск-в РСФСР (1979).
Окончила театроведч. ф-т ГИТИСа (1949). В 1949-59 зав. отд. хореографии
Всес. Дома нар. творчества. В 1962-83 зав. лит.-фольклорной частью
ансамбля "Берёзка". С 1965 организатор и режиссёр вечеров балета и
фольклора. Автор статей по вопросам хореогр. иск-ва.
Соч.: Танцы народов СССР, в. 1-7 (сост.), М., 1954-1959; Танцует
"Березка", М., 1967, 1972; "Березка", М., 1969 (на иностр. яз.);
Путешествие за танцами, "ТЖ", 1971, ј 10; В пути..., там же, 1976, ј 9;
Когда знакомое становится открытием, там же, 1977, ј 19; Будущее
рождается сегодня, там же, 1980, ј 13; Кому достаются победы, там же,
1981, ј21; Прекрасного связующая нить. там же. 1982, ј 22: Сохраняя
поэзию русского танца. "СБ". 1982. ј 2; Поэт народного танца, там же, ј
4; Незыблемая формула, "ТЖ", 1983, ј 20; Знакомство со страною, "СБ",
1984, ј 2; Хор умирающего села, "МЖ", 1988, ј 1; Верность традициям, там
же. 1989, ј 6; "Проба", там же. 1990, ј 18;
Снимем шляпы перед талантом, "КиЖ", 1991, ј l. H. К). Чернова.
ЧИКВАИДЗЕ Елена Георгиевна [р. 17(20).! 1.1910, Тифлис], артистка,
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Училась в частной студии М. И.
Перини (Тбилиси). По окончании ЛХУ (педагоги М. Ф. Романова, А. Я.
Ваганова) в 1929-41 в Т-ре им. Кирова (Ха-синта - "Лауренсия", 1939,
балетм. В. М. Чабукиани, первая исполнительница). В 1938 одновременно
выступала в Ленингр. Малом т-ре (Черкешенка - "Кавказский пленник",
1938, балетм. Л. М. Лавровский, первая исполнительница). В 1941-43 в
Т-ре им. Спендиарова. В 1943-57 в Большом т-ре. Ч. обладала актёрским
темпераментом, яркой пластической выразительностью. Партии:
Джульетта, Одетта-Одиллия;
Маниже ("Сердце гор"), Зарема, Фадетта, Тао Хоа. В 1954-56
преподавала в МХУ, в 1956-82 балетм.-репетитор Большого т-ра. Снималась
в кинофильме-концерте "Большой концерт" (1951).
Соч.: Воспоминания, в сб.: Л. М. Лавровский, М., 1983.
Лит.: Франгопуло М., Е. Г. Чик-ваидзе - Черкешенка, "ИиЖ", 1938, ј 7;
Федоренко E., E. Г. Чикваидзе, "СБ", 1986, ј2. А. Э. Чижова.
"ЧИПОЛЛИНО", балет в 3 актах (по мотивам сказки Дж. Родари
"Приключения Чиполли-но"). Комп. К. С. Хачатурян, сцен. Г. Рыхлов.
8.11.1974, Т-р им. Шевченко, дир. К. Еременко; Чиполлино - Е. В.
Косменко, Редисоч-ка-Л. И. Сморгачева. Г. А. Таякина. Магнолия - Т. Г.
Литвинова, Вишенка - С. Лукин, принц Лимон - В. В. Литвинов, синьор
Помидор - В. Авраменко. 16.4.1977, Большой т-р, балетм. тот же. худ. В.
Я. Левенталь, дир. А. А. Копылов; Чиполлино - М. Л. Цивин. затем А. Ю.
Кондратов, Редисочка - П. И. Сорокина. Магнолия-М. В. Кондратьева, затем
С. Д. Адырхаева, Вишенка - В. С. Лагунов, затем Н. Г. Фёдоров, принц
Лимон - С. Н. Радченко. затем М. Э. Лиспа, синьор Помидор - В. С.
Ворохобко. затем А. Б. Петров. 6.11Л986, Ленингр. т-р муз. комедии,
сцен. и балетм. А. М. Полубенцев, худ. В. И. Костюковский. дир. А.
Борейко;
Чиполлино - В. Страмко. Редисочка - Е. Левенталь, Вишенка - К.
Матвеев, Земляничка - О. Ионичева, синьор Помидор - С. Ко-шелкин.
Горошек - А. Бесков. В д р. г о-р о д а х (в скобках фам.
балетмейстеров):
Новосибирск (1975, Г. Д. Рыхлов, А. Сапогов), Свердловск (1990, М.
Коган).
Е. Б. Калишникови.
ЧИСТЯКОВА Валерия Владимировна (р. 8.3.1930, Владивосток), балетный
критик. Канд. иск-ведения (1976). В 1952 окончила теат-роведч. ф-т
Ленингр. театр, ин-та. В 1952-55 зав. лит. частью Ярославского т-ра им.
Ф. Г. Волкова. В 1958-87 преподаватель, затем доцент кафедры зарубежного
иск-ва Ленингр. театр, ин-та (С.-Петерб. ин-т т-ра, музыки и
кинематографии). Подготовила к печати текст кн. Н. А. Тихоновой "Девушка
в синем" (1992, также автор послесл. и комментариев); автор предисл. и
комментариев в кн.: Григорьев С. Л., Балет Дягилева. 1909-1929, пер. с
англ., М., 1993.
Соч.: Танцовщик, спектакль, время. "Т".
1963. ј 11; Возрождение традиций, там же,
1964. ј6; В мире танца, Л.-М., 1964;
Ленингр. балеты, "Т", 1965, ј 5; И. Колпако-ва, "Т", 1966, ј 2;
Линия, уходящая в бесконечность, "Т", 1967, ј 2; Будни и праздники Н.
Долгушина, "Т", 1967. ј 8; В балете - комедия, "Нева". 1972, ј 3;
Молодой балет. там же, 1973, ј 1; И. Колпакова, в сб.:
Ленингр. балет сегодня, в. 1,Л.. 1967; И. Чернышев, там же, в. 2,
Л.-М., 1968; Ролан Пети. Л., 1977.
ЧИСТЯКОВА Ирина Александровна (р. 9.4.1957, Ленинград), артистка. По
окончании ЛХУ (педагоги Л. М. Тюнтина, А. М. Чернова) с 1975 в Т-ре им.
Кирова. Классич. танцовщица лирико-драм. амплуа. Первая исполнительница
миниатюры "Старая фотография" ("Хореографические новеллы", 1977, балетм.
Д. А. Брянцев) и партии Подруги рабочего ("Страница прошлого", 1982,
балетм. тот же). Партии: феи Резвости, Бриллиантов ("Спящая красавица"),
Блоха ("Левша"), Огневушка ("Каменный цветок"), Ману и Гамзатти
("Баядерка"). Гюльнара ("Корсар"), Эффи ("Сильфида"), Чертовка
("Сотворение мира"), Китри; Терезина ("Неаполь"), Солистка ("Шотландская
симфония"). Снималась в телефильме-концерте "В мире вдохновения" (1989).
Лауреат Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1983).
И. В. Ступников.
ЧИЧИНАДЗЕ Алексей Виссарионович (26.12.1917, Тифлис - 3.10.1994,
Москва), артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1972), засл. деят. иск-в
Груз. ССР (1966). В 1941 окончил МХУ (педагог П. А. Гусев), в 1953
балетмейстерское отд. ГИТИСа (педагог Л. М. Лавровский). В 1942-44 в
Большом т-ре. В 1944 - 66 в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данченко. Первый исполнитель партий в балетах, пост. В. П.
Бурмейстером: Феб (1950), Зигфрид (1953). Др. партии: Поэт
("Штрау-сиана"), Паоло ("Франческа да Римини"), Пастух ("Лола"),
Лио-нель ("Жанна д'Арк"), Фентон ("Виндзорские проказницы"), Пётр
("Берег счастья"). Его танц. манере была присуща мужественность, лирич.
благородство. В 1955 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко
начал балетмейстерскую деятельность (в 1971-84 гл. балетм.). Пост.:
"Дочь Кастилии" Р. М. Глиэра (1955), "Охридская легенда" С. Христича
(1958, совм. с Бурмей-стером и Н. Г. Гришиной), "Франческа да Римини";
"Лесная фея" Ю. П. Ефимова (обе 1960), "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса
(1962), "Поэма" на муз. С. Ф. Цинцадзе (1964), "Золушка" (1971), сюита
из балета "Гаянэ" А. И. Хачатуряна (1972), "Коппелия" (1975), "Степан
Разин" Н. Н. Сидельни-кова (1977), "Шакунтала" С. А. Баласаняна (1979),
"Дон Кихот" (1981, новая сценич. ред.), "Рива-рес" Цинцадзе (1982).
Ставил балеты в т-рах Тбилиси. Кутаиси, Перми, Одессы, Саратова,
Якут-ска. В 1967-70 руководил балетной труппой "Т-ра Вельки" в Варшаве.
Ставил в Праге, Амстердаме, Берлине.
Как хореограф Ч. утверждал жанр большого сюжетного спектакля с
красочной реалистич. образностью, действенными нац.-танц. сценами.
Продолжил творч. линию своего предшественника по Т-ру им. Станиславского
и Немировича-Данченко Бурмейстера, гл. опорой к-рого был актёр-танцовщик
и хорошо выстроенная драматургия спектакля.
Соч.: М. Дроздова. "Т". 1973, ј1;
Ответственность за наследие. " ТЖ". 1979, ј 2.
Лит.: Л и т в а к Г., Славить жизнь, "ТЖ", 1979. ј 21; e г о ж е.
Путешествие в легенду, там же, 19SO. ј К): Ч e л о м-б и т ь к о Г..
Страницы календаря [А. Чичи-надзе]. "СБ", 19Х7. ј 6. Г. fi.
Чс.-юмбитько.
ЧКАЛОВА (Ч о p о х о в а) Нина Николаевна (р. 12.11.1918, Москва),
артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). Училась в хореогр. техникуме
Гос. объединения эстрадных и цирковых предприятий. По окончании МХУ
(педагоги Е. П. Гердт, М. А. Кожухова, П. А. Гусев) в 1939-59 в Большом
т-ре. Партии: Ассоль ("Алые паруса"), Мария, Параша;
Фадетта ("Фадетта"), Мирандоли-на, Сванильда; Вакханка ("Вальпургиева
ночь"). Огненная ведьма (в опере "Сорочинская ярмарка"). С 1960
педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1975
пост. (совм. с Р. Цулукидзе) "Дон Кихот" в Анкарском т-ре оперы и балета
(Турция), вела там пед. работу. Преподавала также в МХУ классич. танец
(1963-66), актёрское мастерство (1971-72).
Лит.: И о ф ь е в М.. Чорохова. в его кн.:
Профили иск-ва. М., 1965. Е. Н. Нидеждини.
ЧУДИНОВЫ, артисты, педагоги. Василий Алексеевич Ч. [10(22).6.1865,
Москва -
12.4.1933, там же]. Засл. арт. Республики (1925). По окончании Моск.
театр. уч-ща (педагог И. Д. Никитин) в 1881-1933 в Большом т-ре.
Исполнял преим. характерные и мимич. партии: Магдавая ("Баядерка"), Дон
Кихот; Владетельный князь ("Жизель"), Стари-нушка и Хан
("Конёк-Горбунок"), Бургомистр ("Коппелия"), Флоре-стан XIV и Каталабют
("Спящая красавица"), Клопен Трульфу ("Эсмеральда"). В 1905-22
преподавал в Моск. театр. уч-ще, а также бальные танцы в разл. уч.
заведениях Москвы. Его сын - Сергей Васильевич Ч. [12(24).8.1889,
Москва-2.8.1977, там же]. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д.
Тихомиров) в 1907-49 в Большом т-ре. Исполнял гл. обр. характерные танцы
и партии: мазурка и испанский танец ("Лебединое озеро"), мазурка
("Раймонда"), Иванушка ("Конёк-Горбунок"), принц Фор-тюне ("Спящая
красавица"),
Почтальон ("Фея кукол"), болеро (в опере "Кармен"), полонез и
краковяк (в опере "Иван Сусанин"), Отец панночки ("Тарас Бульба"). В
1923-32 преподавал характерный танец в Моск. театр. техникуме им. А. В.
Луначарского. С 1941 балетм.-репетитор и консультант по бальному танцу в
Большом т-ре.
Лит.: Рассказывают мастера, "СМ", 1967, ј 10. Г. M. Шлуглеит.
ЧУЛАКИ Михаил Иванович
[6(19). 11.1908, Симферополь - 29.1.1989, Москва], композитор,
педагог, театр, деятель. Нар. арт. РСФСР (1969). В 1931 окончил Ленингр.
коне. В 1955-59 директор, в 1963-70 директор и худ. рук. Большого т-ра.
Пред. худ. совета по хореографии при Мин-ве культуры СССР. Автор балетов
"Сказка о попе и о работнике его Балде" (под назв. "Балда", по А. С.
Пушкину, 1940, Ленингр. Малый т-р, балетм. В. А. Варко-вицкий), "Мнимый
жених" (по К.
Гольдони, 1946, там же, балетм. Б. А. Фенстер; Гос. пр. СССР, 1948;
под назв. "Слуга двух господ", 1978, там же, балетм. Н. Н. Боярчиков;
1976, Пермский т-р, балетм. тот же), "Юность" (по Н. А. Островскому,
1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же;
Гос. пр. СССР, 1950), "Русская сказка" (1972, Большой т-р, балетм.
Ал. А. Дементьев). Ч. - автор муз. ред. и композиции балета "Иван
Грозный" на муз. С. С. Прокофьева (1975, Большой т-р, балетм. Ю. Н.
Григорович). Преподавал в Ленингр. (1933-34, 1944-48) и Моск. коне. (с
1948, с 1962 проф.). Автор мн. статей и книг, в т. ч. о совр. музыке и
балете. Гос. пр. СССР (1947).
Соч.: Живые в памяти моей, М., 1990;
Я был директором Большого т-ра..., М., 1994.
Лит. : Богданов-Березовский В., Сов. балет и балеты М. Чулаки, "СМ",
1947, ј 4; Ройтерштейн М., Композитор в пути, там же, 1969, ј 2;
Слонимский Ю., Семь балетных историй, Л., 1967. А. С. Иванов.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.