Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Ломоносов М. О сохранении и размножении российского народа(Отрывок - Ломоносов М.В. Для пользы общества... /Составитель А.С. Елеонская/ М., Советская Россия 1990 г. стр. 160-172) Сочинение написано в форме письма к И.И. Шувалову не позже октября 1761 г. Впервые напечатано с большими цензурными изъятиями в 1819 г. 7 Доселе о натуральных обстоятельствах, младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубого упрямства происходящих. Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без примешения, и вменяют теплоту за примешанную материю, а недумают того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению смешанною. И так, сами себе прекословят, а особливо по своему недомыслию не знают, что и в самой холодной воде еще теплоты очень много. От замерзания в лед принимает вода в себя стужу до 130 гр., да и тут можно почесть ее горячею, затем что замерзающая ртуть несравненно большее расстояние от сего градуса имеет, нежели вода от кипятка до замерзания. Однако невеждам-попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою, летней в рассуждении теплоты равною, затем что холодная исшедшему недавно из теплой матерной утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпел в рождении... <...>...Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столько несчастливых родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни единого не осталось? 8 Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие человеческое в причем оныя течении. И, во-первых, невоздержание и неосторожность с установленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времен пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам по улицам, и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Разговение тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что для здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее. После того приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться. Многие скажут:"Да проживают же люди! отцы наши и прадеды жили долгие веки!" Правда, живут и лопари, питаясь почти одною только рыбою, да посмотрите ж, коль они телом велики и коль многолюдны, и сравните их с живущими в том же климате самоедами, питающимися по большей части мясом. первые ростом мелки, малолюдны, так что на 700 верстах в длину, а в ширину на 300 лопарей толь мало, что и в большие солдатские поборы со всей земли по два солдата с числа душ наймают из нашего народа, затем что из них весьма редко, что бы кто в солдаты годился. Самояды, напротив того, ростом немалы, широкоплечи и сильны и в таком множестве...<...> Посмотрите, что те российские области многолюднее, где скотом изобильнее, затем что во многих местах, где скотом скудно, и в мясоед по большей части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом. Если б наша масленица положена была в мае месяце, то великий пост был бы полной весне и в начале лета, а св. неделя около Петрова дня, то бы, кроме новых плодов земных и свежих рыб и благораствореного воздуха, 1-е) поспешествовало бы сохранению здравия движения тела в крестьянах пахотною работаю...<...>; 2-е) ради исправления таких нужных работ меньше было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие, а сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы по дороге, как о масленице бывает, и не провалился бы под лед, как случается на св. неделе. Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, и со всякими благоговением вопрошаю вашу святость: что вы в то время о нас думали, когда св. великий пост поставили в сие время? мне кажется, что вы по своей святости, кроткости, терпению и праводушию милостивый ответ дадите и не так, как андреевский протопоп Яков делал, в церкви матерно не избраните или еще как он с морским капитаном Яньковым в светлое воскресение у креста за нецелование руки поступил, в грудь кулаком не ударите. Вы скажете:"Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в земле обетованной. Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами; пению нашему для славословия божия соответствовали бы журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающие сладкогласые птицы. ПРИМЕЧАНИЯ Святейшего Синода и всего духовенства не одна только должность, чтобы богу молиться за за кого они должны, но и обучать страху божию и честным нравам словом и примером, а особливо молодых людей. К слову принадлежит знание истинного красноречия, состоящего в основательном учении, а не в пустых раздобарах. К примерам надлежит честное житие всех служителей алтаря и слова господня. Ежели надлежащим образом духовенство должность свою исполнять будет, то благосостояние общества несравненно и паче чаяния возвысится, затем что, когда добрые нравы в народе чрез учение и вкоренение страха усиляться, меньше будет преступлений, меньше челобитья, меньше ябедников, меньше затруднения в судах и меньше законов. Хорошо давать законы, ежели их исполнять есть кому. Посмотрите в Россию, посмотрите в благоустроенные государства. Пусть будет примером Германия. Тамошние пасторы не ходят никуда на обеды, по крестинам, родинам , свадьбам и похоронам, не токмо в городах, но и по деревням за стыд почитают, а ежели хотя мало коего увидят, что он пьет, тотчас лишат места. А у нас при всякой пирушке по городам и по деревням попы – первые пьяницы. И не довольствуясь тем, с обеда по кабакам ходят, а иногда и до крови дерутся. Пасторы в своих духовных детских школах обучавшихся детей грамоте наставляют закону божию со всею строгостию и прилежанием. И при конфирмации перед первым причащением спрашивают о християнском учении первое в школе, потом в кирке перед всем народом, и ежели кто неисправен, не допущают до причастия, чего дети так страшатся, что все возможности употребляют, чтобы знать и по возможности исполнять закон божий. Все сие беспрерывно содержится не токмо по городам, но и селам. А у нас по многим местам и попы сами чуть столько грамоте знают, сколько там мужичий батрак или коровница умеет. У всякого есть катехизм, молитвенник , библея. Много есть еще упомянуть. Однако главное дело в том состоит, что везде, где только есть церковь, должны попы и причетники учить грамоте за общую плату всего прихода и не давать бегать по улицам малым ребятам, кои еще ни в какую работу не годятся. Мне кажется, от пяти до десяти, а иные ж и до двенадцати лет могут сколько-нибудь грамоте научиться и закону.
Ваш комментарий о книге |
|