Ваш комментарий о книге
Содержание
VIII. ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ
Молчаливый, насупленный мальчик поступил в Царскосельский
лицей, где когда-то учился Пушкин. Вскоре оказалось, что он пишет стихи.
Начальник и учителя всполошились. Изобличенный поэт был наказан. Но
он не раскаялся и продолжал стихотворствовать, пряча свои стихи то в
рукав, то в сапог. Их с торжеством извлекали оттуда и снова присуждали
преступника к заслуженной каре.
Звали его Михаил Салтыков. Впоследствии, уже великим писателем,
он не раз вспоминал, как усердно гасила в нем поэтический дар эта хваленая
школа. Из автобиографии Салтыкова мы знаем, что за «стихотворную деятельность»,
а «равным образом за чтение книг» его особенно преследовал учитель русского
языка, тот самый, которому больше всего надлежало бы радоваться литературным
тяготениям даровитого мальчика154.
В ту пору Царскосельский лицей кичился своей верностью «традициям
Пушкина», и если уж он преследовал детское поэтическое творчество,
как недопустимый порок, что же сказать о школах обычного уровня, не притязавших
на «литературный уклон»!
Одаренных детей и тогда было множество, но в тех условиях,
в которых они находились тогда, только чудо могло спасти их таланты
от гибели. Как нечто стыдное, как скверную болезнь, приходилось им скрывать
свои таланты. Одиннадцатилетний Шевченко, чувствуя неукротимое влечение
к живописи, должен был прятаться со своими рисунками в колючий бурьян,
«щоб не почув хто, не побачив», и горе было бы ему, когда бы об этих рисунках
проведал его драчливый учитель…
И в литературе того времени неуважение к детскому творчеству
было самым заурядным явлением. У Николая Успенского есть забавный
рассказ: пустяковые люди от нечего делать издают в деревенском захолустье
газету. Чтобы показать, какая дрянь была эта газета, автор одним из ее
сотрудников выводит десятилетнего мальчика и тут же сообщает образец
его творчества:
«Появилось солнце, улыбаясь, точно юноша, беспечно играющий
на руках (!) своей матери»155.
Такая ахинея казалась в то время типичной для литературных
попыток детей.
Автор «Антона Горемыки» Д.В.Григорович в своем «физиологическом
очерке» «Скучные люди», перечисляя разные категории унылых и нудных
субъектов, не забыл также и «всех мальчиков от двенадцати до восемнадцати
лет включительно, одаренных каким-нибудь талантом». Сочиняют ли эти
мальчики стихи, рисуют ли картинки, они равно вызывают в писателе
брезгливую скуку, и он ставит их на одну доску с тупицами.
«Таких юношей, – с горечью пишет Д.В.Григорович, – является
год от году больше и больше; они распложаются, как кролики. Дай только
бог, чтобы скука (!), которую они наводят в юношеских летах, вознаградилась
чем-нибудь в зрелом возрасте»156.
Нынче эти строки кажутся нам непонятными. У нас так привыкли
интересоваться художественным творчеством одаренных детей, что мы
часто не в силах представить себе зевоту, с которой старик беллетрист
говорил о пишущих и рисующих детях.
Другой влиятельный писатель сороковых – пятидесятых годов
А.В.Дружинин в своем шуточном романе «Чернокнижников» посвящает целую
главу осмеянию мальчика, который пишет стихи. Глава так и называется:
«Опыты девятилетней музы, или Удивительный крошка, подающий большие
надежды». Как явствует из романа, никаких надежд этот крошка не мог подавать
никому, а просто его чванные родители разжигали в нем зуд честолюбия,
похваляясь его творчеством перед своими гостями, и, когда он читал им
кривые стишки, его возносили до небес как великого гения. Несмотря на
хихиканье автора, чувствуешь острую жалость к несчастному, ни в чем
не повинному мальчику.
«Лицо его, – читаем в романе, – было необыкновенно худо
и зелено. Он, казалось, едва передвигал ноги.
– Отчего он так худ? Видно, болен…
– О нет, не думайте. Он часто работает ночью и оттого немного
ослаб…»157
Ребенок работает ночью! И когда он декламирует стихи, родители
поят его вином!
Для Дружинина все это уморительный случай – и только.
Но вот в Москву, в Центральный дом художественного воспитания
детей было однажды прислано свыше пяти тысяч детских рукописей со всех
концов Советского Союза: из Омской области, из Ташкента, из Мурома,
из Баку, из Алтайского края, ибо этот Дом объявил среди школьников всех
республик, областей и краев всесоюзный конкурс на лучшее произведение
искусства. В этом конкурсе я принял участие в качестве члена жюри. Конкурс
был строг и требователен. Все банальное, дряблое отметалось беспощадной
рукой, и поощрялись произведения искренние, свежие, подлинно детские,
не лишенные в то же время определенных литературных достоинств.
Сколько, например, этой свежести в таком самобытном изображении
тыквы, которое дано белозерским школьником Сережей Орловым:
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется, вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.
Стихи обрадовали меня своей очаровательной детскостью.
Так и видишь озорную физиономию их юного автора. Придавать динамичность
неподвижному образу – эта склонность детского ума нашла здесь блестящее
свое выражение158.
С такой же энергией свежего чувства выражено любование
летним пейзажем в стихотворении алтайского восьмиклассника Константина
Евстафьева:
И синевы кругом так много,
Хоть зачерпни ведром и пей.
Перечитывая произведения ребят, присланные в Дом художественного
воспитания на конкурс, видишь, как разнообразны их темы. Этому разнообразию
мог бы позавидовать и взрослый поэт. Вот стихи о геологии, вот о биноме
Ньютона. Вот о старике чабане. Вот о концерте скрипачки Марины Козолуповой:
Нежно звенит и дрожит в тишине
Песня о счастье в великой стране.
Вот – о солнечных зайчиках, о лыжах, об утках, о красоте зимней
и летней природы; но, естественно, больше всего в этих детских стихах
воспевается счастье.
Все советские дети-поэты являются чуть не с пятилетнего
возраста представителями так называемой «гражданской поэзии». Подобно
своим взрослым собратьям, они не могут не петь о героике нашей эпохи,
а наряду с этим у них пробивается тема, которая до недавнего времени
считалась почему-то запретной: любовь.
Школа ханжески притворялась, будто ей совершенно неведомо
то обстоятельство, что юношам и девушкам девятого и десятого классов
свойственно порою влюбляться друг в друга. Любовь третировалась школой
как постыдное подпольное чувство, которое необходимо замалчивать.
Эти школьные стихи о любви являются протестом против такой педагогики.
Виктор Яконовский, калининский школьник, пишет о разлуке с подругой:
На листву зеленую, блестящую
Ветерок веселый набежал –
Я простился с ней по-настоящему:
Я ей руку бережно пожал.
Однако, читая и перечитывая стихи, присланные на конкурс,
ясно видишь: это самотек. Там, на местах, никто не руководил стиховым
воспитанием детей. Очень были рады их творчеству, проявляли нежнейшую
заботу о них и в то же время ничему не могли научить их, так как и сами
не обладали необходимыми знаниями.
И главное: как ни дорого само по себе наше бережное и заботливое
отношение к талантливым детям, необходимо признаться, что порою оно
кое-где принимало чрезмерные формы.
Вместо того чтобы научить малышей серьезно и требовательно
относиться к своей литературной работе, курили им такой фимиам, что
те нередко задирали носы и начинали чувствовать себя боговдохновенными
гениями, для которых никакие законы не писаны. Помню, в какой-то школе
я поднимался по лестнице, набитой детьми, – и вдруг мальчишка в бархатной
артистической курточке, протискиваясь сквозь густую толпу, сильно задел
меня футляром от скрипки, и когда я, рассердившись, спросил его, как он
смеет толкаться, он бесцеремонно пояснил на бегу:
– Я – юное дарование… спешу на концерт.
Быть юным дарованием сделалось что-то вроде профессии. «Я
– юное дарование» – эти слова произносились таким же голосом, как: «Я
– зубной врач», или: «Я – сотрудник газеты «Известия».
В ту пору стоило ребенку сочинить какой-нибудь колченогий
стишок или сыграть на скрипке вариации «Чижика», взрослые тотчас же приклеивали
ему ярлык «юное дарование», причем все это производилось нередко самым
бюрократическим способом. У меня хранится вырезка из «Красной газеты»,
где приводится текст удостоверения, выданного ленинградской школой
одной семикласснице:
«Дана сия справка ученице седьмого класса пятой полной средней
школы Смольнинского района Татьяне Хвостаткиной в том, что… ее по стихосложению
можно считать одаренной.
Завуч такой-то»159.
В канцелярии школы к этой чудовищной справке приложили,
конечно, печать, и таким образом дарование Тани Хвостаткиной уже не
могло подлежать никакому сомнению.
Слово «талант» – драгоценное, редкостное, огромное слово,
а чиновники педагогического ведомства (увы, они не вывелись и до настоящего
времени) норовят сделать его дешевою кличкою, раздаваемой направо
и налево при помощи канцелярских бумажек.
Замечательно, что сами дети, имеющие склонность к искусству,
не хотят мириться с подобными кличками. За несколько лет до войны в ленинградской
Академии художеств, в круглом парадном зале, собралось по какому-то
случаю человек двести детей, стремящихся стать живописцами, и ораторы,
обращая к ним свои слащавые речи, то и дело повторяли заискивающе:
– Вы – будущие Брюлловы… Вы – молодые таланты…
Я тогда же взошел на кафедру и громко запротестовал против
этой антипедагогической лести, а потом, поговорив в кулуарах с детьми,
убедился, что среди них немало таких, кому она противна, как и мне.
– Называть нас талантами вы будете лет через десять… а покуда
не мешало бы нас поучить, – таков был смысл многочисленных откликов,
вызванных среди детворы бестактными дифирамбами взрослых.
И характерно: те дети, которые горячее всех возражали против
навязываемого им ярлыка «юные дарования», оказались, когда я ближе
познакомился с ними, наиболее одаренными. Захваливая авансом того
или иного ребенка, проявившего тяготение к искусству, эти педагоги
тем самым развивали в нем чванство, способствовали его отрыву от коллектива
товарищей и готовили ему судьбу неудачника.
К счастью, все это явственно, у нас на глазах, отодвигается
в прошлое. Наряду с уважением к детскому творчеству мало-помалу у передовых
педагогов складываются необходимые навыки для приобщения детей
к подлинной словесной культуре. Уже среди руководителей школьных литературных
кружков порою встречаешь работников, которые способны умело и вдумчиво
оказать начинающим авторам необходимую помощь, оснастить их таланты
наиболее совершенной писательской техникой. Но таких руководителей
все еще мало. Здесь нужны не одиночки, а целые кадры литературно образованных
людей, вооруженных и вкусом, и пониманием, и педагогическим тактом.
В последние годы уже созданы все предпосылки для того, чтобы эти кадры
могли появиться.
Да и чуткость взрослых наблюдателей к детским стихам повышается.
«Я думаю, вы правы, – пишет мне Н.Дмитриева из Москвы, – что
первый намек на хорей получает ребенок от материнских песен:
На гусенышке пушок,
Спи, мой мальчик, кудряшок.
Я проверила на себе, что всякий другой ритм совершенно не
вяжется с колыбельной. Заведешь, бывало, гречаниновскую: «Спи, моя
девочка, спи, моя милая» и т.д., и незаметно перейдешь на удобную любимую:
«Спи, мой мальчик» (хоть и баюкаешь дочь), да еще на самый простонародный,
испытанный мотив, и в такт прихлопываешь рукой по маленькому тельцу
– как же могут эти первые звуки остаться бесследными для ребенка?»
Жена композитора Ванелова пишет мне о своей маленькой дочери:
«Маринка с пеленок любила рифмы. Я смеюсь, что она начала сочинять стихи
с 1 года 5 месяцев. Мы увидели поезд. Маринка замахала ручкой и закричала:
Дидидади!
Тети, дяди!
Обычно она вместо до свидания говорила дидади, так что лишний
слог прибавила здесь для размера».
Наблюдение тонкое, требующее повышенного внимания к детской
речи. И таких наблюдений в последнее время становится все больше и больше.
Между тем в двадцатых годах, в то далекое время, когда я готовил к печати
первое издание этой книжки, мне пришлось работать в одиночку, так как ни
в семьях, ни в детских домах не нашлось наблюдателей, которые сочувствовали
бы безрассудной затее изучать стихотворство двухлетних-трехлетних ребят.
* * *
Выше я сказал, что у особо одаренных детей влечение к музыке
стиха, к его ритму сохраняется и после того, как они выходят из дошкольного
возраста.
Вот, например, прекрасное, богатое живыми интонациями
стихотворение семилетнего Кости Райкина:
УМ ЧЕЛОВЕКА
Быть может, умней человека лисица,
Быть может, хитрее бизон,
Но, если вдруг дым из ружья заклубится,
Тогда убегает и слон.
А это ружье ведь придумали люди.
И нету ружья у зверей.
Не могут медведи, не могут верблюды
Быть человека умней.
Так, значит, сильней всех зверей он на свете:
Хозяин лесов он и рек,
Хозяин пустыни и тундры хозяин –
Могуч и умен человек.
И вот стихи десятилетнего Володи Лапина с безупречным
ритмом и точной рифмовкой.
МОЛОТОК
Я им стучу, стучу, стучу.
Я гвоздик им заколочу,
Я табуретку им собью,
Я им подкову сам скую.
Он честный друг,
Он лучший друг
Моих рабочих рук.
В тринадцать лет тот же Володя писал:
ВЕСНА
Лопнуло терпенье:
Пенье ручейков,
Первых листьев пенье –
Пение без слов.
Птиц весенних пенье.
Нет, нельзя терпеть!
Лопнуло терпенье:
Сам хочу запеть!
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге
|