Ваш комментарий о книге
Содержание
V. НЕНАВИСТЬ К ПЕЧАЛИ
Прежде чем воспроизвести мои записи о том, как маленькие дети
относятся к смерти, я хотел бы в виде краткого предисловия напомнить
об одном замечательном качестве детской души – оптимизме.
Все дети в возрасте от двух до пяти верят (и жаждут верить),
что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта
вера – одно из важнейших условий их нормального психического роста.
Гигантская работа ребенка по овладению духовным наследием
взрослых осуществляется только тогда, если он непоколебимо доволен
всем окружающим миром.
Отсюда – борьба за счастье, которую ребенок ведет даже в
самые тяжелые периоды своего бытия.
Пойдите хотя бы в костнотуберкулезный санаторий, где малые
дети, привязанные целыми годами к кроватям, вырабатывают в себе,
наперекор своей томительной жизни, столько благодатной веселости,
что даже многолетние боли не причиняют им травмы, какую причинили бы
взрослым.
Пойдите в какой-нибудь из детских театров. Когда на героя
нападают разбойники, когда баба-яга превращает его в мышь или ящерицу,
юные зрители испытывают душевную боль и требуют, настойчиво требуют,
чтобы неприятности, выпавшие на долю героя, прекратились возможно
скорее и снова воцарилось безбрежное счастье, которое для психики ребенка
является нормой.
В московском театре для детей шла чудесная пьеса талантливого
советского драматурга Т.Габбе «Город мастеров». Пьеса предназначена
для старших ребят, но на один из спектаклей случайно попал мой пятилетний
внук. С горячим увлечением глядел он на сцену и вдруг крепко-крепко закрыл
себе ладонями глаза:
– Больше не стану смотреть. Ты скажешь, когда начнется хорошее.
Глаза у него оставались закрытыми, покуда на сцене происходило
печальное действо: благородный горбун Караколь, главный герой этой пьесы,
попал в западню к врагам и коварный злодей-наместник несправедливо
обвинил его в краже кольца, которое сам же и дал ему. Торжество лицемерия
и злобы над смелым, благородным героем было так невыносимо для пятилетнего
сердца, что внук поспешил зачеркнуть, уничтожить весь этот мучительный
для него эпизод.
Лишь тогда отнял он руки от глаз и с прежнею жадностью начал
смотреть на сцену, когда убедился, что все бедствия Караколя прошли, и
тот счастлив опять.
Почему вообще дети младшего возраста – вовсе не такие уж
добрые – принимают так близко к сердцу судьбу своих любимых персонажей,
будет ли то горбун Караколь, или Буратино, или Аладдин, или Золушка, или
Василиса Прекрасная? Почему они горюют и плачут, если этим персонажам
приходится плохо, и чувствуют такую горячую радость, когда те становятся
победоносны и счастливы?
Главная причина, как мне кажется, заключается в том, что у
детей есть способность отождествлять себя с каждым таким персонажем.
Когда мой внучонок закрыл глаза, чтобы не видеть страданий,
которые предстояло претерпеть Караколю, это, вероятно, произошло
оттого, что он увидел в Караколе себя и ему стало жалко себя. И так как
в волшебных сказках герои неизменно бывают бесстрашны, самоотверженны,
благородны, активны и всегда, ради победы добра, борются со злыми и
темными силами жизни, ребенок ощущает себя таким же участником этой
борьбы за добро. Поэтому ему так мучительно видеть, как злые и темные
силы хоть на мгновение вытесняют из мира добро. В такие минуты он закрывает
глаза, дабы этим незамысловатым приемом обеспечить себе душевный покой.
«В нашей семье, – пишет мне А.Н.Робинсон, – сохранилась старая
хорошая книжка «Сказки бабушки Татьяны». Все три поколения детей на
протяжении полувека (мой дядя, я и мои дети), зная заранее содержание
этих сказок, всякий раз, когда кто-либо из взрослых читал им сказки или они
сами смотрели картинки, упорно пропускали (или переворачивали) те
страницы, где говорится о смерти петушка и о гибели серого козлика».
В знаменитой сказке Льва Толстого «Три медведя» девочка заблудилась
в лесу, попала к медведям в дом, сломала у них маленький стул, съела их
суп: они сердились на нее и бранили ее.
Вова невзлюбил эту сказку и выбросил из нее все неприятное.
По его словам, история случилась не с девочкой, а с ним: это он, Вова, заблудился
в лесу и попал к трем медведям. Ничего он у них не ломал, а суп хоть и съел,
но сейчас же пошел на кухню и приготовил им новую порцию – вкуснее и больше.
Медведи оказались предобрые: угостили его медом и яблоками, подарили
ему елку с игрушками, научили стрелять из ружья.
Словом, если Лев Толстой изобразит в своей сказке наряду с
веселыми эпизодами грустные, четырехлетний ребенок поправит Толстого,
вытравит из его сказки печальное, устранит те места, где говорится о
неудачах героев, и оставит одни только удачи и радости.
Но решительнее и активнее всех выразил свою жажду оптимистического
отношения к миру Алик Бабенышев.
«Он очень любит книги, – сообщает в письме его мать. – Особенно
ему нравилась сказка о Буратино. Он всякий раз просил меня, когда я приходила
с работы:
– Прочти «Золотой ключик».
Однажды я увидела, что из книги очень неумелой рукой вырвана
страница, все зазубринки торчат.
– Кто это сделал? – спросила я.
– Я.
– Зачем?
– Чтобы он ее не обижал.
Не помню сейчас, кто из героев обижает там Мальвину, но вырвана
была действительно та страница, где Мальвину обижали».
Александр Жаров сообщил мне такой эпизод:
Внучка Оленька попросила у бабушки:
– Расскажи сказку!
Бабушка начала:
– Дело было в лесу. Шли маленькие козлята. А навстречу им
серый волк…
Оля крикнула:
– Не надо рассказывать!
– Почему?
– Козлят жалко.
Впрочем, и к волку ребенок отнесется с таким же горячим сочувствием,
если только из какой-нибудь сказки узнает, что волк – невинно пострадавшая
жертва коварных врагов.
Четырехлетний Алик Чернявский спокойно слушал сказку про
злую лису и простодушного волка. Но когда он узнал, что хвост у волка примерз
и что волк, убегая от врага, был вынужден оставить оторванный хвост в проруби,
он очень огорчился его неудачен и дрожащим голосом спросил:
– Но ведь хвост потом вырос? Правда?
– Нет! – отвечали ему. – Этого никогда не бывает.
– Нет, вырос! вырос! вырос! – упрямо настаивал мальчик.
– Да нет же, у одних только ящериц хвосты отрастают опять, а
у волков никогда.
Горе Алика не имело пределов. Он так разбушевался, что его
долго не могли успокоить. Он рыдал навзрыд и сквозь слезы выкрикивал:
– Вырос! вырос! вырос!
Глупый мышонок в маршаковской «Песне о глупом мышонке» позвал
к себе в няньки кошку, и та растерзала его. Четырехлетняя Галя Григорьева
вначале и слушать не хотела об этой катастрофической смерти, но после
долгого раздумья сказала:
– Наверное, мышка-мать рада, что кошка съела ее мышонка.
– Почему же?
– Да он все пищал, плакал, не давал ей спать… А теперь ей никто
не мешает: спи сколько хочешь. Не надо вставать и баюкать его. Правда?
Ведь ей стало лучше? Да?
Так своими собственными средствами, без посторонней помощи,
дети на каждом шагу создают для себя иллюзию счастья и зорко следят,
чтобы она не терпела ущерба.
В последнее время я получил великое множество писем, подтверждающих
эти мои наблюдения целыми десятками примеров. Нина Соковнина (Москва)
пишет мне о мальчике Саше (2 года 8 месяцев):
«Не любит плохих концовок в сказках и исправляет их. Дед укладывает
его спать и поет:
Ай-дуду! ай-дуду!
Потерял мужик дугу.
Поискал и не нашел.
Он заплакал и пошел.
– Нет, не так! – возражает Саша.
– А как же?
– Запряг лошадь и пошел».
Другой малыш, Коля Черноус, трех с половиною лет, совсем избавил
эту песню от горестных строк и создал такой вариант:
Ай-дуду! ай-дуду!
Потерял мужик дугу.
Поискал и нашел,
Засмеялся и пошел.
Тот же Саша слушал по радио «Колобок» и очень радовался его
спасению от волка и медведя. Но потом он услышал слова: «Вот лиса «ам»
– и проглотила». Саша никак не согласился с этим.
– Нет, он убежал! Вот он бежит, бежит, бежит – слышишь, бабушка?
Тут по радио зазвучала веселая музыка.
– Ну вот, я говорил, что убежал! Вот он прибежал домой: дед и
баба и Колобок схватились за руки – пляшут!
И сам приплясывает и в ладоши хлопает, так что бабушке пришлось
согласиться, что Колобок прибежал домой.
И снова о Колобке.
«Лет двух от роду, – сообщает Е.Тагер, – я, по словам моей матери,
очень любила сказку о Колобке. Но слушала спокойно только до тех пор,
покуда Колобку удавалось ускользать от опасных зверей. Когда же доходило
дело до лисы, которая его «ам – и съела…», я поднимала страшный крик:
«Не надо, не надо!» – и пускалась в слезы. Одно спасение от рева было
– продолжать сказку, заставляя ловкого героя последовательно встречаться
со львом, слоном, верблюдом и т.д., причем все эти встречи должны были непременно
кончаться торжеством Колобка.
– Весь зоологический сад, бывало, переберу, пока ты уснешь!
– жаловалась впоследствии мать».
И вот что сообщает мне из города Кропоткина Л.А.Потапова
о своей внучке Леночке:
«Ей было три года, я спела ей песенку про кукушку, которая
потеряла детей. При словах:
Потеряла детей,
Скучно, бедненькой, ей, –
раздались громкие рыдания Леночки, и когда я через несколько
дней попыталась ей спеть ту же песенку, она с ужасом зажала мне рот:
– Не надо! Не надо!
То же самое случилось, когда я рассказывала ей сказку «Теремок»,
которая кончается тем, что медведь раздавил всех зверей.
В дальнейшем я уже все сказки заканчивала хорошим исходом».
О таком же случае сообщает и писатель Л.Пантелеев. Когда
его дочери Машеньке было без малого полтора года, он попытался прочитать
ей известный стишок (переведенный с английского):
Дженни туфлю потеряла,
Долго плакала-искала,
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол.
Машенька так сильно «переживала» первые три строки этого
стихотворения («Бедная девочка, ножка босая, голенькая»), что отец не
решился прочитать последнюю строку – о жестокости мельника.
«И вот, – пишет он в своем дневнике, – вместо «мельницы» я бормочу
нечто благополучное – что-то вроде:
Мельник туфельку нашел,
Положил ее на стол».
Эта жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков
проявляется у ребенка с особенной силон именно во время слушания сказок.
Если ребенку читают ту сказку, где выступает добрый, неустрашимый,
благородный герой, который сражается со злыми врагами, ребенок непременно
отождествляет с этим героем себя.
Всей душой сопереживая с ним каждую ситуацию сказки, он чувствует
себя борцом за правду и страстно жаждет, чтобы борьба, которую ведет благородный
герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое гуманизирующее
значение сказки: всякую, даже временную неудачу героя ребенок всегда
переживает как свою, и таким образом сказка приучает его принимать
к сердцу чужие печали и радости.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге
|