Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Коробкова Ю. Философия: Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ

Основные вопросы лекции:
1. Происхождение и предмет философии.
2. Философия и мировоззрение.
3. Философия и наука
4. Специфические черты философского знания.
5. Функции философии.
6. Основной вопрос философии.

1. Происхождение и предме тфилософии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает
«любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал
древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако
это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская
– греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период
по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории:
начинается процесс самоосознания человеком своего собственного
бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства
религий и появлению философии.
В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; ВИндии
возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране
Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине
выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера,
философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и
механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо
друг от друга в разных частях мира появились все направления
философии, были разработаны основные категории, которые
используются и сейчас, заложеныосновымировых религий. Это период
мощного духовного подъема в истории человечества.
Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины
бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее
познание? Вчем назначение человека и почемуегожизнь столь сложна
и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества,
4
где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать
ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляютпредметфилософии.
Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:
онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании,
антропология – учение о человеке, социальная философия – учение
об обществе, философия истории – учение об основных
закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях,
этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом
философию можно определить как науку, изучающую основные
закономерности развития и существования природы, общества,
человека и мира в целом.

2. Философия и мировоззрение.

Философия носит двойственный характер и рассматривается во-
первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и
убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют
отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения:
Что такое человек и мир?
Откуда он произошел?
Куда и зачем движется его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные формы
мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего
общества, содержащее в себе как фантастическое, так иреалистическое
восприятие окружающей действительности. Вмифах соединенызачатки
знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы;
нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие
фантастических богов, их активноеи непосредственное взаимодействие
с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений;
практическая направленность мифа на решение конкретных задач
(хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная
форма выражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как
вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют
на жизнь человека и окружающий мир. Вомногом схожа смифологией
(наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие
действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии
характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой
5
из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной
организации и обязательногорелигиозного культа (обряды и традиции).
Она носит более обязательный и систематичный характер, чем
мифология.
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, –
философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное
мировоззрение. Философия в отличие отмифологии и религии основана
не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит
рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат,
стремится к систематичности и внутреннемуединству, пытается найти
законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е
опирается на доказательства в обосновании своих положений).

3. Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и
единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все
известное человеку на данный исторический момент знание о
природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям.. Такая
ситуация продолжалась доХУвека. В этот период начинается процесс
формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим
специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются»
от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная
области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация
человека и т.д.), предметфилософии– это законы и устройство мира в
целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего
целого. Философия опираются в своем исследовании на данные
частных наук, философия служит для частных наук методологией.

4. Специфические черты философского знания:

- основная специфика философского знания как уже отмечалось
заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много
общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный
аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом
виде;
- главное отличие философии от всех иных наук заключается в
том, что философия является теоретическим мировоззрением,
предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;
- предмет философии шире предмета исследования любой
отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но
не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над
ним;
- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию,
логикуи т.д.)
6
- носит предельно общий, теоретический характер;
- содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в
основе других наук;
- во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и
мировоззрения отдельных философов;
- является совокупностью объективного знания, ценностей,
нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние
эпохи;
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого
познания;
- имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя
(познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);
- испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых
прежними философами;
- в тоже время динамично– постоянно развивается и обновляется;
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями человека
(познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы
(происхождение бытия, первичность материи или сознания,
происхождениежизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога,
его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть
достоверно разрешены логическим путем.

5. Функции философии:

1. Мировоззренческая – способствует формированию
целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте
человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. Методологическая - заключается в том, что философия
вырабатывает основные методы познания окружающей
действительности;
3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное
познание окружающей действительности;
4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и
существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать
противоречия. Конечная задача данной функции– расширение границ
познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация,
увеличение достоверности знания;
5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки различных ценностей – морально-
нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции –
быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное
7
и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция
особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних
веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-началаХХ
вв. и др.)
6. Социальная – объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру,
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их
устранения или смягчения. Совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная – распространять
гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ,
способствовать укреплению морали, помочь человекуадаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни;
8. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании
имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее
материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и
общества.
Основные методы философии –это пути и средства с помощью
которых осуществляется философское исследование:
· Диалектика – это метод философского исследования, при
котором вещи , явления рассматриваются критически и
последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,
развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
· Метафизика – метод, противоположный диалектике, при
котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а
не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт
постоянныхизменений, самодвижения, развития) и однозначно ( (ведется
поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не
осознается их единство).

6. Основной вопрос философии.

Каждая философская теория имеет
стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система.
Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа
– проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего
метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы,
которая не отвечала бына вопрос о том, чтопервично: дух или материя,
идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным
для философии, составляет основу любого философского построения.
В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские
направления, как материализм и идеализм.
8
Согласно материализму материя вечна, независима,
неуничтожима и первична – источник всех вещей; существует и
развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное –
вторично, определяется материальным. Достоинство материализма –
опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая
сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его
происхождение,прежде всего) и всего идеального.
Виды материализма:
· Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный
и наивный)– это первоначальный вид материализма, согласно которому
окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли,
воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается
сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес
Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).
· Метафизический (механистический) материализм Нового
времени – в основе его лежит изучение природы. Однако все
многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме
движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри.
К.Гельвеций и др.)
· Диалектический материализм – представляет органическое
единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя
находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по
законам диалектики. В результате этого самодвижения материя
приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы
развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание– свойствоматерии отражать
самусебя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения
непонятных явлений
· Вульгарный материализм – сводит идеальное кматериальному,
сознание отождествляет с материей – материя производит сознание
как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея
или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется
ему. Идеализм также неоднороден:
· Объективный идеализм провозглашает независимость
идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский,
Гегель).
· Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего
мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).
Крайнейформой субъективного идеализма является солипсизм (от лат.
solus – один, единственный и ipse - сам), согласно которому с
9
достоверностью можно говорить о существовании только моего
собственного «Я» и моих ощущений.
Ключевые понятия: философия, мировоззрение, мифология,
наука, основной вопрос философии, материализм, идеализм,
диалектика, метафизика, солипсизм, гносеология, онтология,
антропология.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Когда и где зародилась философия? Каков предмет ее
исследования?
2. В чем отличие философии от религии и мифологии?
3. Вчем состоит специфика философии? Является ли она наукой?
4. Назовите основные разделы философии.
5. Определите отличие объективного идеализма от субъективного.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.