Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

10. Что такое символы и какую роль они играют в нашем сознании

ОГЛАВЛЕНИЕ

Для того чтобы наш анализ в разборе символов, ос-нованных на православных традициях в комплексе с церковнославянским языком был более подробным, его необходимо рассматривать с помощью взгляда религиоз-но-верующего человека.
Поэтому разговор о символах мы начнем с религии. Мы постараемся проанализировать значение символов, ко-торые с помощью обычаев, поверий и религиозных тради-ций на протяжении веков формировались в национальном общественном сознании России.
Из-за незнания и неправильного толкования притч, символов на планете до сих пор происходят раздоры и вой-ны. В угоду чьим-то интересам и для достижения корыст-ных целей зачастую «проповедуется» своя идеология.
Встречаются и такие, кто, не поняв своей культуры и веры, переходят из христианства в другую веру и начинают писать свои безграмотные трактаты, специально извращают смысловое значение в притчах Евангелия. Патетически вос-клицают: «Как можно допустить, что Христос с мечом при-ходит в дом? Где его милосердие и любовь к роду человече-скому?»
Исходя из этого, давайте попробуем разобрать симво-лический смысл этой евангельской притчи от Матфея гл. 10. ст.34–36: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч. Ибо Я пришел разделить че-ловека с отцом его, и дочь с матерью, и невестку со свекровью ее. Ибо враги человека – домашние его».
Что символизирует здесь слово «меч»? Меч – это зна-ние. Христос принес учение через «Новый завет». Оружие, которым Христос побеждает врагов, есть меч, выходящий из Его уст. Этот меч есть слово.
«Дом» – это наше сознание (бытие определяет созна-ние), зависящее от нашего бытия, которое переходит к нам от предков. Отец всегда поучает своего сына так, как его самого наставляли отец и дед. Христос пришел отделить
44
грехи и болезни, которые передаются нам по наследству от предков до седьмого колена.
Сейчас мы можем сказать, что буквы, цифры, ноты, цвета, геометрические фигуры и многие другие знаки явля-ются символами.
Если каждая нота несет свою вибрацию, то в сочета-нии друг с другом они образуют единый аккорд, переходя-щий в мелодию, которая при метаморфозном изменении цветовой гаммы переходит в гармонизацию звуков и, чтобы понять этот механизм, попробуем вникнуть в смысл одного музыкального произведения.
Но для начала сделаем цветовое и цифровое обозначе-ние. Если ноту «до» поставить под № 1 и обозначить крас-ным цветом, то согласно семи цветам радуги, «си» будет стоять под № 7 фиолетового цвета.
Рассмотрим «Лунную сонату» Л. Бетховена.
В первой ее части ощущается ночная тишина. На фоне звезд ярко светит луна. Воображаемая картина передает возвышенность чувств. В мечтах теплится надежда, но с каждым тактом усиливается душевный прилив страданий.
Во второй части душа еще больше наполняется воз-вышенными чувствами, переходящими в фантазию, при этом подчеркивается чья-то красота, грация, женственность. Все это сливается в гармонию, исходящую от Творца. Во время игры «Лунной сонаты» левая рука постоянно играет три ноты. Слушая их повторение, начинаешь понимать, что тема от одной руки плавно переходит к другой, сливаясь в одно целое, а соль, до и ми – три ведущие ноты.
А теперь немного пофантазируем. Соль – это 5, до – 1, а ми – 3, в сумме составляют 9, что является символом гар-монии (трехкратное повторение этих нот образует число 999).
А в чем же заключается метаморфозное изменение в цветовой гамме? Согласно порядку расположения цветов в радуге, нота «до» имеет излучение красного цвета, а «ми» – желтого. При слиянии этих двух цветов получается оранже-
45
вый. А если «ми» желтого цвета соединить с «соль» голу-бого цвета, то получится светло-зеленый цвет и т.д..
Символы в живописи
Все шедевры созданы по классическому канону. И не случайно перспектива на полотнах классиков расположена справа налево (есть мнение, что правый глаз воспринимает положительную информацию, а левый отдает отрицатель-ную). Художник рождает свое творение с помощью света и семи цветов радуги, которые находятся в нем.
Вспомним полотно А. Иванова «Явление Христа на-роду».
Перспектива сюжета построена справа налево. На фо-не гор Христос идет к народу по пустынной земле. Между народом и Христом художник изобразил воинов на лоша-дях, с копьями и в доспехах. Внизу, на переднем плане, с крестом в руках стоит Иоанн Предтеча, его обращение к на-роду указывает на идущего к ним Христа. Следующий пер-сонаж сразу же бросается в глаза. Это человек с больными глазами и веревкой на шее, сидящий на корточках (что-то не дает ему встать). Рядом, слева от него, сидит пожилой человек с седыми волосами. Рельеф мышц на его обнажен-ной спине говорит о его хорошем физическом состоянии. На правом фланге, чуть выше и в стороне от народа, стоят ухоженные мужи, высокомерно смотрящие на народ. На ле-вом фланге среди учеников Крестителя Иоанна Предтечи вырисовывается еще одна фигура: его глаз не видно, лицо опущено, руки спрятаны в рукава одежды.
Для обсуждения мы выбрали лишь несколько симво-лических фрагментов, не навязывая при этом своего «Я».
Любое классическое произведение всегда будет акту-альным, и для него не существует понятие «время». Поэто-му, глядя на полотно А. Иванова, можно найти символы, характерные и для нашего времени, узнать тех же героев и в нашем обществе. Попробуем это сделать.
46
Христос идет к народу, но между народом и Христом воины на лошадях с копьями – они служат власти. Власть всегда в руках главы государства.
Почтенные ухоженные мужи (возьмем определение из Евангелия – фарисеи и саддукеи) – это те, кто издают зако-ны и те, кто претворяют эти законы в жизнь. Но самое глав-ное, что ни те, ни другие их не выполняют. Живут в своем благополучном мире за счет народа.
Рядом с учениками Иоанна Предтечи стоит человек, который выдает себя за праведника. Но глаза его всегда опущены. Он может быть то с одним, то с другим ради сво-его блага. Глаза его опущены потому, что он всегда думу думает: где и как, за счет кого или чего можно приобрести тридцать сребреников для своей выгоды.
А как вы думаете, какое символическое определение можно подобрать человеку с больными глазами и петлей на шее, которому что-то мешает подняться в полный рост?
И завершить наш разговор о символах в живописи хо-телось бы картиной И. Айвазовского «Девятый вал».
Шторм в девять баллов. Корабль терпит крушение. Оставшиеся в живых люди держатся с надеждой на спасе-ние за мачту, которую стихия отделила от корабля. Обрати-те внимание, что символизирует собой мачта? Православ-ный крест. И вольно или невольно напрашивается здесь один вопрос: почему художник дал своему шедевру именно такое название «Девятый вал», а не седьмой или восьмой?
Мы обсудили, как символы проявляют себя в музыке, живописи. Что же касается символов в родном языке, то мы довольно часто, сами того до конца не осознавая, говорим символами.
Например: «Светлая душа у этого человека» или «А эта – темная лошадка». Здесь три ключевых слова: свет – добро, тьма – зло и более сложной формы третий символ. Если мы проанализируем символ белого коня со времен древний Руси, то всадник на белом коне ассоциируется с
47
иконой Георгия Победоносца, а черная лошадь без всадника символизирует ложь.
Все герои наших сказок имеют свои положительные символы и коды и на уровне подсознания положительно воздействуют на иммунитет, особенно детей. Каждый ребе-нок в процессе своего развития воспринимает и усваивает информацию в несколько раз быстрее и больше, чем взрос-лый человек.
Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий существования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глу-бинные структуры психической жизни человека. Идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания осознаются и некоторыми отечественными психо-логами и педагогами (Братусь, 1994, 1995; Василюк, 2003; Гостев, 2001; Гостев, Елисеев, Соснин, 2002; Дворецкая, 2000; Елисеев, 2002; Зинченко, 2001; Невярович, 1997; Ни-чипоров, 1994; Бим–Бад, 1998; Слободчиков, 2007; Соснин, 2002; Кольцова, 2004).
Последние достижения науки о сознании.
В 1999 г. были опубликованы тезисы питерского уче-ного, заведующего Лабораторией психофизиологии Психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева, д-ра биол. наук, профессора В.Б. Слезина и канд. мед. наук И.Я. Рыби-ной (Костюковский, 2001).
В этих тезисах, вызвавших заметный интерес ученых многих стран и научных направлений, говорится об откры-тии необычного (уникального) феномена – особого состоя-ния сознания человека во время молитвы. Подробнее об этом научном открытии мы попросили рассказать нашему корреспонденту одного из авторов этого исследования ру-ководителя Лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В.М. Бех-терева, д-ра биол. наук, канд. мед. наук Валерия Борисовича Слезина. Ниже мы приводим фрагмент этого интервью.
48
Полный текст был впервые опубликован в православном журнале «Русский дом» (Казак В., 1999).
Вопрос: «Некоторые последователи различных школ йоги утверждают, что медитация – та же молитва, то же общение с Богом».
Ответ: «Это далеко не так, как выяснили мы в своих исследованиях. Для чистоты эксперимента мы пригласили настоятеля одного из монастырей и записали его электроэн-цефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном со-стоянии православного священнослужителя электроэнцефа-лограмма показывала полное выключение коры мозга…
Человек сидел и молился, но у него полностью отсут-ствовал электрический импульс, свидетельствующий о ра-боте коры головного мозга. То есть мы наблюдали состоя-ние полного отключения мозга при ясном сознании. Мы на-звали этот феномен «четвертым состоянием человека».
До нашего открытия наука знала три состояния созна-ния человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электриче-ских импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно состояние – полное отключение электрической актив-ности коры головного мозга при полном сознании. Во время настоящей молитвы происходит уход от реальности, что приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Четвертое состояние – это путь к гар-монии».
Все русские народные сказки имеют православные корни, и в них одну из главных ролей играют символы и ко-ды. В чем это проявляется? Православные канонизирован-ные молитвы имеют одно начало: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В молитве Господней: «Отче наш» есть ма-тематический код, который имеет прямое отношение к име-ни Всевышнего. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святит-ся имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля
49
Твоя..» (буквы: «т» и «д» – как символы могут заменять друг друга).
А теперь вспомним символы в музыке, живописи и сравним с первой строчкой русских народных сказок:
«Где–то в тридевятом (три девятки) царстве, в триде-сятом государстве жил-был царь. И было у царя три сына».
О каком царстве или царствии говорится через симво-лический цифровой код и положительные символы? Где всегда добро побеждает зло? (Зло – тьма, а добро – свет).
Господь сказал: «Да будет свет». Это слово является положительным символом, противостоящим тьме. Свет имеет семь спектральных цветов, и этот созидающий сим-вол (гармонизация цветов, которая положительно воздейст-вует через сетчатку глаза) также закодирован в сказках: Жар-птица, Аленький цветочек, Птица Феникс – цветовое подражание Херувиму.
Самые главные символы в православии: Господь, Бог, Всевышний, Крест, Богородица Дева Мария (в русских на-родных сказках Богородица ассоциируется с Марией), Ан-гел, Свет, Солнечный луч, Белый голубь, Лев, Орел, Телец или Корова (только не худая). Последние четыре символа возникли от образов на иконах апостолов-евангелистов. Также хочется отметить еще один символ в православии, который играет немаловажную роль, это – корона золотого цвета (золотой цвет защищает от негативной информации и лечит). Если символ черепа играет роль негативной инфор-мации, то золотая корона является положительным симво-лом и выполняет защитную роль. Отрицательные персона-жи в русских народных сказках: Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, Чародей, Баба-Яга, Колдунья, Мачеха, Коршун, Волк, Ворон, Паук, Крыса, Свинья.
Особо необходимо подчеркнуть наиболее негативные символы: Хозяин тьмы, разная нечисть с рогами и хвостами, змея. Эти символы в отдельных случаях могут являться тес-тами к различным фобиям и постстрессорным расстрой-ствам (в народном поверье это сглаз, порча, проклятье).
50
Какую роль играют символы в наших сновидениях и могут ли они быть полезны при составлении терапев-тических (матричных) текстов, и возможно ли контро-лировать себя во сне и избавляться от негативной ин-формации?
Наш ответ – это возможно, если Ваш сон показывает будущее, и если Вы умеете контролировать себя во сне.
Давайте попробуем проанализировать некоторые сно-видения.
Один знакомый А. Алексеева в течение 10-ти лет про-работал в должности заведующего отделом некоторого уч-реждения. После акционирования на предприятии образо-валась «троица» – главный бухгалтер, начальник отдела кадров и некое приближенное к ним лицо. Они начали со-кращать штаты. И делали все законно, не подкопаешься: сначала собрание, затем на основании протокола сотрудни-ка увольняли по сокращению штатов. После чего на осво-бодившиеся места назначали своих людей. Наконец насту-пила очередь и знакомого лица. Накануне он идет в храм и ставит свечку за здравие своих «доброжелателей». А через неделю, когда он встретился с Алексеевым, то так ему рас-сказал о своем сновидении: «Сижу я, будто бы, в зале, и пе-редо мной за столом – вся наша «троица». Начальник кад-ров мне что-то со злостью говорит, но я не слышу. Только потом я понял, что пребываю во сне и начинаю читать 90-й Псалом, при этом несколько раз наложил на всех крестное знамение. Помещение посветлело. Лица моих «доброжела-телей» превратились в крысиные морды. А потом и сами стали крысами, которые разбежались по щелям, только са-мая толстая застряла и себя поранила».
Так закончился этот сон. После выходных этот знако-мый приходит на работу и во второй половине дня узнает, что собрание отменяется: тяжело заболел начальник отдела кадров, да и у других «героев» возникли какие-то серьезные проблемы.
51
«После взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС мой приятель, – рассказывает Алексеев, – который давно отслужил в рядах Советской Армии, обратился ко мне за советом: «Что мне делать? Прислали повестку из во-енкомата буквально после взрыва АЭС. Но я видел накану-не сон, что меня чуть не раздавил огромный танк. Я успел отползти в сторону. И как мне быть?»
Спрашиваю его: Ты где служил? Да там, где перерабатывают уран. В стройбате.
Я ему посоветовал ползти дальше.
У другого молодого человека в больнице в тяжелом состоянии лежала родственница – сестра его матери. И он видел во сне два раза подряд, что у него выпадает коренной зуб, но он этот зуб вставлял на место. И в этих двух случаях родственницу врачи вытаскивали с того света. Но в третий раз, когда молодой человек вновь попытался вставить этот зуб, он его обронил и не смог найти. Утром поступила пе-чальная новость: родственница умерла.
И вновь напрашивается вопрос: можно ли символы, которые появляются в наших сновидениях, использовать при составлении терапевтических методов и программ в практической психологии?
Наш ответ: «Не только можно, но и необходимо!»
Все народные сказки мира основаны на своих обычаях и традициях, и, в первую очередь, в них уделяется внимание основным добродетелям: справедливости, уважению к старшим, любви к родной Матушке-природе, где всегда добро побеждает зло.
У каждой нации в сказках, согласно своим обычаям и традициям, есть свои герои. Фактически, на территории Ев-ропы большинство народных сказок написаны в одном жанре.
Если в народных сказках Дальневосточных стран, Азии, Австралии, Африки основными героями являются животные и насекомые, которые воплощают в своих харак-
52
терах человеческие пороки и достоинства, то в американ-ских сказках есть свои противоположные особенности. Са-ма идеология построения сюжетов и поведение главных ге-роев американских сказок для воспитания и развития наших российских детей могут быть неприемлемыми.
Национальная культура индейских племен на терри-тории США была уничтожена. И на протяжении более трех столетий создавались народные сказки (не считая других сказок, которые были привезены первыми переселенцами из разных стран), где одну из главных ролей сыграла негри-тянская раса, которая находилась под гнетом рабства более двух с половиной столетий, что, естественно, оставило свой негативный след.
Для подтверждения вышесказанного, а также для сравнения, предлагаем ознакомиться с отдельными абзаца-ми американских народных сказок.
Большой Джон Освободитель
«Задолго до того, как негр Джон Генри одолел в со-стязании паровой бур, по свету гуляла слава еще про одного негра Джона. Он был рабом на плантациях Юга. Другие не-гры, тоже рабы, прозвали его Большой Джон Освободи-тель…
И вот Вам пример того, как поступили Джон и его бе-лый хозяин, когда у него стала пропадать с поля кукуруза. Как вы думаете, к кому, первым делом, обратился за помо-щью хозяин? Конечно, к своему рабу Большому Джону! Он велел именно ему, Большому Джону, поймать вора.
…Когда спустилась ночь, Большой Джон вышел на охоту. Он спрятался на кукурузных початках и там он уви-дел... нет, вовсе не вора, а …большущего медведя, бредуще-го вперевалочку на задних лапах, держа в охапке десятка три кукурузных початка. Джон был верткий, подвижный, но постепенно все-таки начал уставать. Ему надоело бороться, и он вскарабкался медведю на спину и ухватил косолапого за уши».
53
В дальнейшем Джон передал белому хозяину медведя, а сам должен был идти за подмогой, но сюжет в этой сказке обрывается и что дальше с этим медведем - нам неведомо. «Но, по правде говоря, эта скачка верхом на медведе была лишь детской забавой! А случались у Большого Джона схватки и с самим дьяволом. Как-то решил он обойти весь белый свет в поисках но-вых песен о воле. И забрел ненароком в ад. Там он неплохо устроился. Женился на дьявольской дочке, и его выбрали президентом ада. Старику дьяволу это почему–то не понра-вилось. А уж когда Большой Джон слегка пригасил его ад-ское пламя, чтобы удобнее было жарить на нем поросенка, он и вовсе из себя вышел. Нет, каково влезать без при-глашения в дьявольские дела! И дьявол решил посчитаться с Большим Джоном. Но его дочка не дремала, она раскрыла Большому Джону планы своего отца. И вот они взяли из дьяволовой конюшни двух скакунов и умчались от погони быстрее ветра».
В дальнейшем о жене Джона в этой сказке ничего не говорится, он вновь вернулся рабом к белому хозяину и с помощью своей хитрости освободил у белого хозяина всех негров.9 Черный Билл «В старину разбойники встречались повсюду. И в Алабаме, и в других штатах. Про этих отчаянных, которые-не боялись ни Бога, ни черта, ни закона, ни шерифа, расска-зывают в народе несчетное число разных историй. Например, про Стива Ренфро, который сам был когда–то шерифом, а потом сделался разбойником. Его объявили вне закона, а он возьми да и явись в город Ливингстон вер-хом на белом коне. Длинные волосы развеваются по ветру, серебряные шпоры на сапогах так и блестят. Чужие замки и засовы слушались его, словно ручные звери.
9 Полная версия этой сказки на сайте: http://skazki–narodov.ru/amerikanskie/
54
Или вот про Руба Барроу, Одинокого Волка,, покрови-теля бедняков, не ведавшего страха. И, наконец, про Черно-го Билла, который стал знаменитостью на Юге почти так же, как известный разбойник Малютка Билл на Севере. Только за ним водились и добрые дела, не раз он помогал своим друзьям, выручая их из беды (прототип Робина Гуда – Шерифа-медвежатника). Негр Билл был черен, как эбонит, и силен, как Самсон из старинных библейских сказаний. Однажды Билл посмел поспорить с законом, и ему пришлось спасаться бегством. С тех пор родным домом для него стал темный лес. Во мраке лесном он выучился шаман-ству и колдовству. Теперь он умел оборачиваться любым лесным зверем, и ни шериф, ни его помощники, никто не мог поймать его. Каждый новый шериф клялся, что изловит Черного Билла, но обещания его уплывали, как воды реки Алабамы.
Спустя какое–то время после похорон шерифа Черный Билл зашел в лавку старого Тидмора, что по дороге в город Этмор. Белые «охотники» крались за ним по пятам, хоро-нясь за деревьями, словно злые духи. За прилавком сидел сам хозяин. Заряженный винчестер лежал рядом. Только Черный Билл повернулся к нему спиной, грянул выстрел! Потом второй! Третий… Черный Билл лежал на полу, исте-кая кровью. Не успел он на этот раз обернуться лисой или волком! Не хватило у него ни сил, ни времени. Так расска-зывают про Черного Билла белые люди. А черные алабамцы усмехаются и говорят, что все было совсем иначе. Они го-ворят, что Черный Билл и по сей день бродит где-то между Бэй-Майноттом, Фломейтоном и Блафф-Спрингом, толь-ко когда в облике овцы, а когда собаки, иногда и кабана, а то и кролика, и потешается над сказками белых».10
Проанализировав идеологическую концепцию амери-канских народных сказок, можно сказать, что поведение
10 Полная версия этой сказки на сайте: http://fairy–tales.su/narodnye/amerikanskie–skazki/459–chjornyjj–bill.html
55
главных героев и построение сюжетов с психологической точки зрения говорят сами за себя.
Перед тем, как приступить к разбору терапевтических текстов, создаваемых для программ практической психоло-гии с помощью вышеуказанного инструментария, необхо-димо знать, как этот инструментарий будет функциониро-вать на физиологическом уровне. Мы ранее отмечали, что самым важным из символических рефлексов, по мнению В.М. Бехтерева, является человеческая речь. Значение сло-весных символов заключается в упрощении нервно-психической деятельности (один символ объединяет ряд следов от внутренних и внешних раздражителей).
Следует напомнить, что не доминирующее полушарие связано с чувственным восприятием окружающего мира, и это свойство также будет проявляться при воздействии ритмического звучания (включающего в себя гармонизи-рующие звуки, слова матричного текста, метафоры, эпите-ты, сравнения и символы), которое моментально превраща-ется в чувственные осязаемые образы, имеющие, по-видимому, и цвета, и ощущения.
Таким образом, слово, услышанное в состоянии ре-лаксации, реально может дойти до уровня ДНК и вырабаты-ваемых ими белков, то есть изменить функционирование человека на клеточном уровне. Это особенно показательно при работе с психосоматическими расстройствами, когда телесное заболевание излечивается не чем иным, как тера-певтическим внушением. В Англии цепочку человеческой ДНК расшифровали с помощью нот. Доктор Дэймер изме-рил колебания в хромосомах при помощи инфракрасного спектрометра, затем перевел невидимые вибрации в «чело-веческий масштаб», преобразовал в звуковой спектр и ус-лышал… музыку.
В генетическом коде зашифрованы ноты? Испанские микробиологи из мадридского госпиталя Рамон взялись преобразовать в нотную «грамоту» непосредственно гене-
56
тический код человека. И уже записали 10 мелодий на диск, названный Genoma Music.11 Зарубежные и наши ведущие психологи в своих мето-дах ссылаются на саморегуляцию и одним из главных инст-рументариев саморегуляции считают притчи, сказки, мета-форы, эпитеты, анекдоты, фольклор и многое другое. При этом они объединяют эти разные направления в одну дис-циплину. Притчи – это отдельная тема. Православные богословы, как правило, занимают осо-бую позицию. Они считают, что Библию следует понимать в буквальном смысле слова, поскольку она является не столько произведением пророков и апостолов, сколько тво-рением духа божьего, говорившего их устами. Что касается анекдотов, то это явное заблуждение и безграмотность. Анекдоты и другие развлекательно–сатирические сочинения, а также «Сказка о попе и о работ-нике его Балде» не могут являться инструментарием для тестирования и коррекции в практической психологии. Для примера и сравнения давайте проанализируем одно интересное совпадение. В Евангелии, в «Откровении святого Иоанна Богослова», в 13 и 17 гл. упоминается: « … на их челе имена богохульные». Здесь явно говорится о двух державах: СССР и США. Если считать, что в кирилли-це буква «С» имеет символическое значение число 6, то получается, что три этих числа несут имя зверя. США со-гласно символическому значению латиницы буква «Ш» = SS, Россия звучит – Раша. Все становятся на свои места, как по писанию, да и другой державы, противостоящей России нет. В конце этого послания в символическом значении вы-ходящего из пучины морского зверя ждет погибель.
Конечно, можно подумать, что это просто суеверные и символические совпадения, но те господа, которые при-меняют информационно-психологические технологии и пы-
11 http://www.141600.ru/index.php?showtopic=29622
57
таются руководить финансовыми потоками на мировой аре-не, так не думают. Для них Россия как была занозой в одном месте, так и останется вечной занозой. А теперь посмотрим, как эти цифровые символические коды могут быть построены с негативно–разрушительным воздействием при написании на красном фоне: «Вся власть Советам!» «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Этот пример показывает, как цифровые коды могут работать на практике. Примером тому может служить также и рекламный ролик (где применяется тот же цифровой код в скрытой форме через ритм, символы, цветовое и звуковое сопровож-дение) с негативно–разрушительным воздействием в мо-мент трансляции чемпионата мира 2002 г. по футболу на Манежной площади в Москве (где разъяренные болельщики устроили массовые беспорядки). Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм, и низкочастотные коле-бания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномоз-говой жидкости, и как следствие, на функционирование же-лез, регулирующих секреты гормонов. При этом сущест-венно изменяется уровень инсулина в крови; основные по-казатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. У каждого языка в речитативе присутствует своя на-циональная фонетика, где звуковое строение языка – слоги, звукосочетания являются закономерным соединением зву-ков в речевую цепочку. Мы отмечали, что алфавит – кириллица – по фонетике, символам и церковнославянской основе является уникаль-ным инструментом, в котором заложена гармонизация зву-ков.
Чтобы лучше это понять, попробуем проанализиро-вать саму модель матричного текста (построенную согласно
58
числам Пифагора – кортежа12, т.е. «Божественной пропор-ции золотого сечения»). Сделаем это с помощью наложения звукосочетаний из наших текстов (вместо нот), партитуру заменим строфой. Для примера и сравнения вспомним тот раздел, где соль– это 5, до – 1, ми – 3, в сумме = 9, что является симво-лом гармонии (повторив три раза эти ноты, образуется чис-ло – 999). В музыкальной терминологии есть такие слова, как арпеджио, контрапункт и триоль. Триоль (фр. triolet) – группа из трех нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. Арпеджио – способ исполнения аккордов на форте-пиано и струнных инструментах, при котором звуки аккор-да следуют один за другим (т. е. аккорд, в котором тона бе-рутся не одновременно, а последовательно). Контрапункт (ит. Contrapunto; нем. Contrapunkt; фр. Contre- point) – соединение нескольких мелодических само-стоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и контрапунктом заключается в том, что в первой, голосоведение является следствием пра-вильного чередования аккордов, а, во втором, аккорды яв-ляются следствием совпадения нескольких самостоятель-ных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккор-дов, а на втором – голосоведение, не особенно рельефное. В контрапункте на первом плане рельефность, самостоятель-ность голосоведения, а на втором – гармония. То есть, в од-ной композиции (мелодии) могут доминировать аккорды, а в другой триоли или другие ноты (звуки). Пример: В самом начале произведения «Лунная соната» левая рука играет доминирующие ноты. А если мы возьмем «К Элизе», тодоминирующие но-ты играет правая рука.
12 Кортеж в математике упорядоченный набор из «n» элементов (n любое натуральное число, называемое его компонентами, или координатами).
59
Первое произведение в «Настрое от недуга» играет ак-кордеон (по идее должен звучать орган, где арпеджио гар-монизирует с триолями), из-за септаккордов (игра левой ру-ки) у аккордеона этого нет.
Итак, с помощью наложения текстов (вместо нот) партитуру заменяем строфой.
Тем звукосочетаниям, которые в конце заканчивают-ся рифмой, отводится роль аккордов - а. Обозначатся они будут жирным шрифтом.
Тем звукосочетаниям, которые будут располагаться в середине строфы, отведем роль триолей и обозначим их – т, черточкой под буквами. Стоит также отметить, что доми-нирующие звукосочетания в речитативе, как и в музыке, выделяются на общем фоне среди других словосочетаний (слов и букв, которые находятся в середине строф).
Для наглядного примера и практического применения мы возьмет готовую программу, которая основана на автор-ском методе воздействия ритмического звучания на состоя-ние организма, это – «Сказкотерапия для будущих мам и детей, педагогов и врачей».
Текст «Настроя от недуга», по составлению матрично-го текста, не относится к простой форме, и поэтому для на-чала мы взяли текст упрощенной формы из сказки «Вол-шебный конь Ивана–молодца».
Где-то далеко, в тридевятом царстве,
Где-то в тридесятом государстве,
Жил старик-гончар со старухою своей,
До глубокой старости жили без детей.
И старик ей молвит: «Скоро в мир иной,
Надо помолиться Богу нам с тобой».
Дни и ночи со слезами, не смыкая очи,
Говорили: «Смилуйся над нами, Отче!
Прожили праведно до преклонных лет,
Если дашь дитя нам, выполним обет,
К первому встречному подойдем,
Под твоим знаменьем в кумовья возьмем».
60
И под день Купалы подошло рожать,
В доме старика Божья благодать.
Со слезами, от души Творца благодарят,
К таинству готовятся, выполнить обряд.
В ожидании старик стоит под козырьком,
Тут коляска едет в позолоте с серебром.
С поясным поклоном подбежал гончар,
Восклицая, молвит: «Это Божий дар».
Впопыхах, с волненьем говоря,
От великой радости не признал царя.
Далее мы уделим внимание тексту «Настрой от неду-га», где одну из главных ролей играют эпитеты и метафоры в повествовании о Матушке–природе и образные картинки в сочетании с положительными символами, с помощью ко-торых можно проводить тестирование и коррекцию.
С помощью сеанса релаксации можно проводить: коррекцию и тестирование психосоматических за-болеваний и восстановление оптимального функ-ционального состояния у здоровых людей после воздействия широкого круга стресс-факторов; тестирование на интеллектуальный уровень детей и взрослых; развитие творческого процесса, что способствует фокусировке внимания и памяти.
Необходимо заметить, что тестирование проходит в момент саморегуляции независимо и самопроизвольно (ре-бенок сам в момент релаксации делится своими ощущения-ми и впечатлениями).
Настрой от недуга
От Апостола – Иоанна Богослова.
Написано: «Вначале было Слово...»
И если овладел всерьез недуг тобой
Дыханьем, Словом, верой душу успокой.
И в этом ритме сердце, позвоночник.
Найдут целебный свой источник.
И лучше это начинай с рассвета
61
В палитре радужного цвета.
Представь златую маску на лице
И ты босой по утренней росе.
В лесу дубравы вековых стволов
Душистый запах полевых цветов.
Пахучая сосна, желтеет гроздями рябина,
С крапивой спуталась малина.
С березкой подружилась ель,
К ним незаметно подползает хмель.
Орешник наклонился над водой,
Красавица косуля пришла на водопой.
От ярких утренних лучей,
Сверкая блестками, журчит, звенит, поет ручей.
Над лесом поднимается Заря–Зарница,
С рубином, в золотой оправе, Краса–девица.
Все рады ей: букашки, звери, птицы.
И в честь ее защебетали первенцы-скворцы.
Подстроив голоса под звуки гуслей и свирели,
На всю округу зазвучали с переливом трели.
И ко всему восторгу, ликованью
Искрят, горят цвета алмазной гранью.
Среди корявых и сухих корней,
Покрытых мхом столетних пней,
Рассвет росой украсил можжевельник,
И рядом с ним проснулся муравейник.
В матричных тестах могут быть отдельные погреш-ности в звукосочетании. Иногда вместо одного слова хо-чется поставить другое, но учитывая символическое и ко-довое построение, необходимое в терапевтических текстах эти погрешности приходиться оставлять.
Наглядный пример из «Сказки царского шута в обли-чие юродивого»:
Над Барвихой, под Москвой,
Над проточною водой,
Разразился в полночь гром,
Содрогнулся царя дом.
62
Содрогнулся царя дом. Здесь вместо слова «царя» по звукосочетанию более подходит – царский дом, но присут-ствие слова «царя», как символа, здесь имеет существенное значение для получения терапевтического эффекта.
В подтверждение этого предлагаем ознакомиться с одной историей, которая изложена в книге «Цветовая гар-мония творца»:
Однажды в центре Москвы, в здании одного из теат-ров, автор «Сказки царского шута» принес отрывок из этой сказки. Автору было сделано замечание, что текст в некото-рых местах грешит, сочинение непрофессионально и нуж-дается в редактировании. На следующую встречу, автор принес тот отрывок из «Сказки…» в двух вариантах: в прежней и новой редакции. В помещении находилось не-сколько человек. Когда один из присутствующих начал чи-тать вслух, все почувствовали запах благовония (данный отрывок был посвящен Святому Благоверному князю Алек-сандру Невскому). Когда чтение прерывали, благовоние пропадало. Запах благовония проявлялся только во время чтения отрывка в прежней редакции, но не новой, где текст был причесан.
В отрывке из «Сказки царского шута в обличие юро-дивого»: царь обращается за советом к Святому Благовер-ному Князю Александру Невскому:
О, Благоверный Святой Князь!
Кругом сплошь тьма и грязь,
Прошу тебя нам подсказать,
С чего начать судьбу менять.
Хотели сделать лучше –
А получилось как всегда.
В семье не без урода.
И сколько нам еще
Идти от проклятого рода?»
Царь со знаменьем поклон отдал,
И Благоверный голос зазвучал:
«Без веры и культуры своего народа,
63
Не избавиться от общего урода.
После этого в адрес автора этой «Сказки» было сказа-но: «Ты чем надушил бумагу?» И все дружно начали ню-хать листы бумаги.
Как-то в Троице-Сергиевой Лавре дети обратились к взрослому человеку с любопытным вопросом: Дядя, скажите нам, каким одеколоном монахи про-тирают стекло, где лежит святой? Нет там одеколона. Это при чтении акафиста мощи святого Сергия Радонежского источают благовония.
Эти примеры не являются критерием того, что мат-ричные тексты приравниваются к чудотворным святым мо-щам или иконам, ни в коем случае. Мы просто констатиру-ем факт, который был изложен в разделе Масару Эмото, где рис, которому дети говорили «спасибо», в результате хоро-шо бродил и имел приятный аромат.
Хотелось бы также отметить матричные тексты с по-добными картинками: в момент творческого процесса в ка-честве непринужденного теста их вполне возможно приме-нять для школьников.
На следующем примере мы ознакомимся, как метафо-ры, эпитеты, сравнения, символы в комплексе с раскраска-ми, где картинки из «Настроя от недуга» в орнаменте с гар-монизирующими цветами, так же могут служить для кор-рекции и тестирования.
11. Психофизиологическое влияние цвета
«Умело подобранная гамма цветов способна бла-готворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».
В.М. Бехтерев
Сетчатка – одна из тончайших составляющих глаза, является передним краем мозга, наиболее удаленной от не-го, частью зрительного анализатора. Сложнейшая структура позволяет сетчатке первой воспринимать свет, обрабаты-
64
вать и трансформировать световую энергию в раздражение – сигнал, в котором закодирована вся информация о том, что видит глаз.
Красный цвет возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Он имеет самую длинную волну, стиму-лирующе влияет на мозг и вызывает эмоциональные реак-ции; способствует увеличению мускульного напряжения, повышению давления крови и ритма дыхания; сильно влия-ет на настроение людей.
Оранжевый цвет яркий, вызывающий радость, в разных случаях успокаивает или раздражает. В физиологи-ческом отношении он способствует улучшению пищеваре-ния и ускорению тока крови.
Желтый цвет – стимулирует зрение, мозг и нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создает весе-лость, способствует общительности.
Зеленый цвет цвет природы, покоя и свежести, ус-покаивающе действует на нервную систему. Он способству-ет снижению давления крови за счет расширения капилля-ров.
Голубой цвет светлый, свежий и прозрачный. Он воздействует примерно так же, как и зеленый, успокаиваю-ще, создает впечатление небесной дали. В физиологическом отношении он относится к лечебным цветам и облегчает болезненное состояние больше, чем зеленый.
Фиолетовый цвет пышный и благородный; он по-ложительно действует на сердце и легкие и увеличивает их выносливость. Цвет утомленности и печали.
Коричневый цвет теплый, он создает спокойное на-строение, выражает крепость и устойчивость предметов. Коричневый цвет с серым оттенком подавляюще действует на психику.
Серый цвет холодный, деловой и унылый. Он вы-зывает апатию и скуку. В производственной обстановке нужно применять его как можно реже.
65
Белый цвет легкий, холодный и благородный, но в большом количестве вызывает блесткость. Он — символ чистоты, очень хорошо сочетается с другими цветами. Черный цвет мрачный, тяжелый, резко снижает на-строение. Он очень красивый, в небольшом количестве применяется для контраста. Обобщая учет психологического влияния цвета на ор-ганизм человека, видимые части спектра делят на три части: - длинноволновую 760...580 нм (красный, оранже-вый и оранжево–желтый), - средневолновую 580... 510 нм (желтый, зеленый и частично голубой), - коротковолновую 510...380 нм (голубой, синий, фиолетовый). Установлено, что цвета длинноволновой части спектра оказывают возбуждающее и стимулирующее воздействие, а цвета коротковолновой части – успокаивающее или угне-тающее воздействие. Наиболее благоприятно влияют цвета средней части спектра. Группа фиолетовых и пурпурных цветов оказывает беспокоящее и раздражающее влияние. Перечисленные особенности психофизиологического воздействия цвета являются наиболее характерными, одна-ко это не значит, что цвет одинаково воздействует на чело-века. Это зависит от среды и обстановки, в которой нахо-дится человек, от наличия и сочетания с другими цветами и от психического состояния человека и его настроения. Один и тот же цвет в разных условиях может производить разное впечатление на одного и того же человека, или в одних и тех же условиях по-разному влиять на различных людей.
Вопросы психологического воздействия колористиче-ских сочетаний гораздо сложнее перечисленных общих сведений о воздействии отдельных цветов и тесно связаны с теорией цветовых гармоний.13
13 Ссылка из статьи Балашовой Екатерины ПС–07 Сергиево–Пасадский гум. институт: Новые статьи по психофизиологии.
66
Орешник наклонился над водой, Красавица косуля пришла на водопой
В сиянье радужного цвета С благословеньем Миротворца, Исходят благодать и красота, Над головой царит Жар–птица. И с перламутром, в золотых лучах Целебный дар является в словах.
14
Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок
14 Гармонизация цветов на рисунках «Настрой от недуга» проверена прибором профессора С.В. Зенина
67
(S.Rosenberg 1993, M.Spighhiger 1995). По данным Н.Н. Бра-гиной, Т.А. Доброхотовой (1988) и Л.П. Новицкой (1984), музыка способствует облегчению зрительного восприятия.
Этот метод впервые был разработан в России в 1911г. профессором Григорием Ивановичем Россолимо (18601928).
Метод и тесты Г.И. Россолимо, в первую очередь, ис-пользовались для оценки и развития памяти у детей, наблю-дательности, способности к комбинаторике, осмысленного рассмотрения картин, развития воображения.
Мы ранее отмечали – на основе авторского метода воздействия ритмического звучания на состояние здоровья в одной программе для тестирования и коррекции могут применяться несколько дисциплин (речитатив, музыка, ритмика, цветотерапия, колокольный перезвон, изотерапия и мн. др.), которые взаимосвязаны между собой на основе корреляции 7-ми цветов и 7-ми нот. Результаты проведен-ных опытов в лаборатории ФЦ Минздрава России с помо-щью прибора академика С.В. Зенина показали, что нотный звукоряд и радуга цветов, согласно пифагорову строю, ока-зались аналогичными по гармонизирующему воздействию. Это определило успех в попытке их соответствующего со-четания в ряде научных исследований.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология
См. также
Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СИМВОЛА
Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. Возможность и необходимость других методов анализа символики при условии сохранения общих реалистических позиций
Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАКИ В СОВЕТСКОЙ СОВРЕМЕННОСТИ
Трессидер Д. Словарь символов библиотека истории культуры Гумер
Байбурин А, Топорков А. У истоков этикета - Электронная Библиотека этнографии










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.