Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Замысловский Г. По вопросу о контингенте новобранцев

Речь депутата Г.Г.Замысловского, произнесенная в заседании Государственной Думы 25 апреля 1908 г. по вопросу о контингенте новобранцев

Главная Палата Русского Народа Союза имени Михаила Архангела отпечатала эту "выдающуюся речь" члена Правой фракции Гос. думы Г.Г.Замысловского в количестве 3 тыс. экземпляров и "разослала ее во все монархические организации Империи и во все правые органы русской печати для перепечатки ее целиком".

Господа члены Думы! Законопроект, предложенный нашему обсуждению, о контингенте новобранцев на 1908 г., сводится к более общему вопросу о правильном комплектовании нашей армии. Вопрос этот, конечно, очень сложный и очень важный. Для того, чтобы рассмотреть его всесторонне во всех частях, необходимо продолжительное специальное изучение, необходимо, может быть, даже профессиональное образование. Я ни тем, ни другим в достаточной мере не обладаю, поэтому рассматривать этот вопрос во всей его полноте не беру на себя смелости. Но я постараюсь осветить одну часть вопроса, на мой взгляд чрезвычайно важную. В армии, господа, только тогда дело комплектования может считаться постановленным правильно, если нет ежегодного недобора, или если этот недобор и есть, но не достигает мало-мальски значительной суммы. Наоборот, если из года в год систематически в армии существует недобор, если этот недобор значительный, в таком случае что-то в деле комплектования обстоит неблагополучно, есть какой-то дефект и этот дефект надо по возможности быстро устранить, иначе он может вызвать серьезное расстройство в деле комплектования. У нас в нашей армии, к сожалению, за последние годы недобор достигает настолько значительной суммы, что с ним приходится считаться серьезно. Говорить о нем я буду прежде всего на основании строго проверенных официальных данных, на основании как "кратких", так и "подробных" отчетов, ежегодно составляемых Главным Управлением по делам о воинской повинности, состоящим при Министерстве Внутренних Дел, на основании отчетов, которые представляются на Высочайший доклад. Таким образом, у меня есть полная гарантия того, что цифры, на которые я буду ссылаться, являются цифрами официальными, цифрами проверенными. В этих цифрах недобор сведен в 4 графы: 1-я графа - христиане, 2-я графа - евреи, 3-я графа - магометане, 4-я графа - язычники. Сопоставление первых двух граф дает результаты весьма любопытные. Сопоставление этих двух граф с соседней графой, которая трактует о лицах, не явившихся на призыв без законных оснований или, другими словами, о лицах, уклонившихся от призыва, показывает, что сумма недобора является прямым последствием именно вот этой неявки на призыв без законных оснований, или уклонения от воинской повинности. Есть, положим, другая причина, но она имеет второстепенный и производный характер. Эта другая причина заключается в том, что лица, признанные годными на службу в уездном воинском присутствии, затем бракуются в воинских частях. Причину эту я назвал второстепенной и производной, потому что такая браковка в значительной мере зависит от различных злоупотреблений, к которым прибегают некоторые элементы новобранцев. Таким образом, значит, явление это того же порядка, как и уклонение от призыва. Во-вторых, эта причина производная - по-тому, что, когда в уездное присутствие является большое количество новобранцев, уездное присутствие не находится под угрозою недобора, оно бракует чрезвычайно тщательно и все сомнительные случаи решает в пользу негодности. Наоборот, когда в уездное присутствие является мало народу и возможен недобор, то эти сомнительные случаи присутствием, чтобы избежать недобора, толкуются, обыкновенно в сторону принятия. И вот затем эти принятые бракуются уже в частях. Таким образом, мне кажется, я прав, что эта вторая причина всецело зависит от первой, от этого уклонения. Перехожу теперь к сопоставлению тех граф, на которые я ссылался ранее. Первые две графы, как я сказал, это христиане и евреи. Общее их соотношение заключается в том, что процент евреев, призываемых к службе ежегодно относится к проценту не евреев, в цифре 5, с небольшою дробью процентов - вот тот процент евреев, который призывается в армию ежегодно по сравнению со всем ее составом. Итак, господа, из ста человек 5 - такова сумма призыва. Когда мы переходим к цифре уклонившихся, т.е. не явившихся на призыв без законных оснований, то здесь соотношение уже совершенно иное. В 1907 г. уклонилось от призыва 87000 чел. - мелкие цифры я откидываю, - из них евреев было 21000, т.е. 24%. Эта цифра довольно стойкая, ибо в 1906 г. уклонившихся было - 77000 человек, из них евреев 20000, т.е. 26% и приблизительно 33%, или \/3, со всего того количества евреев, которые призывались. В 1905 г. уклонение равнялось - 83 \ /2 тысячам; из них евреев было - 20000, т.е. 23%; приблизительно то же в 1904 и 1903 гг. Таким образом, повторяю, этот процент - приблизительно 24 - является процентом, проходящим через 5 последних лет; сумма уклонившихся евреев была больше суммы уклонившихся христиан не меньше, как в 5 раз, а, например, в 1904 г., в год войны, цифра, уклонившихся евреев в 9 раз превышала цифру уклонившихся христиан. Итак, на весь призыв, на 100 человек приходится 5 евреев, а когда мы говорим об уклонившихся, то на 100 человек уже приходится - 24. Перейдем далее и к последствиям уклонения - недобору, последствием, осложненным той второй причиной, о которой я упоминал.

Здесь процент еще более разительный. Недобор в 1907 г. выразился в сумму - 19 \ /-1 тысяч. Из них евреев было - 10800, т.е. 55%. Итак, с 5 человек мы сначала перешли на 24, а теперь, когда заговорили о недоборе, на 55. Опять, повторяю, цифра стойкая, потому что в 1906 г. общий недобор был - 21000 тысяча: из них евреев 11600 и в 1904 г. - 19 1/2 тысяч: из них евреев 11100, т.е. 56,7%.

Итак, господа, один главный составной элемент, мне кажется, этими цифрами достаточно вскрывается. Но если внимательно порыться в отчетах, о которых я говорил, то можно найти и остальные элементы этого уклонения, остальные элементы этого недобора. Следующие по количеству цифры уклонившихся и недобранных падают на христианское население Привислинских губерний. Тут я буду говорить только о христианах, о сумме евреев я пока окончил, все остальные цифры пока будут относиться к христианскому населению тех местностей, которые я буду называть. Обращаю внимание на то обстоятельство, что в Привислинских губерниях уклонение и недобор замечается не повсеместно, не во всех 10 губерниях, а именно в губерниях: Радомской, Люблинской и Седлецкой уклонение гораздо меньше, а недобора или совсем нет, или он выражается в цифре совершенно ничтожной. Напомню, что Люблинская и Седлецкая губ. это так называемая Холмская Русь с коренным русским населением. Что касается остальных 7 губерний, Варшавской, Калишской, Келецкой, Ломжинской, Петроковской, Плоцкой, Сувалкской, то Цифры уклонения и недобора, замечаемые там, я сейчас приведу. В 1907 г. уклонившихся по этим 7 губерниям, т.е. не явившихся на призыв без законного основания было 15 тысяч человек, а взято было всего 20400 и эта цифра 15000, цифра очень стойкая, она повторяется в 1906 г., а в 1905 г. дает 16000 уклонившихся, в зависимости от этого и недобор в 1907 г. равнялся 4600, 1906 г. - 4500 и 1905 г. - 5500, а взято было приблизительно в среднем 19000 человек. Если приглядитесь в эти отчеты далее, то вы увидите, что следующие местности по недобору - губернии Виленская и Ковенская, опять-таки постольку, поскольку они населены христианскими элементами, а евреи выделены в особую рубрику... Там число уклонившихся в 1907 г. равнялось 9000 человек и эта цифра опять-таки стойкая. В 1906 году тоже 9000 и в 1905 году 9500 в зависимости от этого и недобор в 1907 году равнялся 1000, в 1906 году - 1000 и в 1905 году 1200 человек, а взято по этим губерниям 8000 человек. Идя далее в такой же постепенности - процент уклонения и процент недобора - мы видим, что следующие губернии, это губернии Кутаисская, Тифлисская и Елисаветпольская, другими словами Закавказье, там число уклонившихся в 1907 году 4000, в 1906 году - 5000 и в 1905 году - 6000, а взято было, приблизительно в среднем 7300 человек. В зависимости от этого и недобор выразился в 1907 году 400, в 1906 году 1400 и в 1905 году, годе войны, 2600. Вот когда, господа, мы сопоставим эти цифры, эти категории лиц и местностей, которые я называл, то мы получим следующие выводы, которые воистину являются поразительными. Эти категории, в смысле уклонения, дают 49000 человек, или 56% всех уклонившихся за 1907 год, но еще более разительно соотношение их к цифре недобора за 1907 год. Весь недобор был 19500 человек, на четыре категории лиц и местностей, мною названных, упадает 16800 человек, на все остальные приходится 2700. Сколько же дали нашей армии эти местности, которые дали нам 87 проц. недобора, - они дали всего-навсего 5200 человек или 11 с дробью процентов, \/9 часть армии дали нам окраины и 87% недобора. Вдумайтесь, господа, в эти цифры, взятые из официальных отчетов. Но и на эти 2,700 человек недобора упадают 1100 человек магометан, таким образом приходится на все русское население, давшее почти V9 армии, всего на всего 1600 человек. Коренная Россия недобора не знает ( рукоплескание центра и правой ). Эти цифры уклонения и недобора я позволю себе иллюстрировать примерами по отдельным губерниям: так в Ковенской губернии в 1907 году взято 3500 человек, а уклонилось 5600 человек. Хорош был бы призыв, господа, если бы везде он проходил с таким же успехом ( возглас слева ) ( Тимошкин: "просим не мешать" )...

Председательствующий . А вас прошу не делать замечаний.

Замысловский . В Сувалкской губернии в 1907 году взято 1100 человек, а уклонилось 3500 человек, и в зависимости от этого недобор в 1300 человек, т.е. значит если у нас контингент будет теперь -460000 и если везде набор пойдет так, как он шел в Сувалкской губернии в 1907 году, то мы получим не 460000, 230000 и даже меньше. И эта цифра стойкая. Она повторяется почти буквально и в 1906 г., а в 1905 году взято было 700 человек, уклонилось 3500 человек и недобор 1600 человек. Возьму еще губернию на справку, Ломжинскую губернию. В ней 1907 году взято 1100 человек, уклонилось 3000 человек и недобор 1000 человек опять почти 50 на 50. Почти та же цифра повторяется в 1906 году, а в 1905 году взято 900 человек, уклонилось 2600 человек и недобор 1100 человек. Вдумайтесь, господа, если бы по всей России набор проходил бы так, как он проходил в этих трех губерниях, цитированных мною, - ведь это было бы ужасное состояние, - мы были бы без армии. Итак, господа ввиду таких цифр мы имеем право предложить Правительству вопрос. Недобор повторяется из года в год. В тех размерах, о которых я говорю, он констатирован официальными отчетами. Что делает Правительство, чтобы избежать этого? Ведь положение ненормальное, недобор громаден, недобор не в русском населении, - ведь это ужасное положение, и не только никаких мер мы не принимаем, но я уверен, что о тех цифрах, о которых я говорил, о тех цифрах, которые касаются губерний Сувалкской, Ковенской и Ломжинской, никто из вас в печати ни одной строчки не прочел. Когда надо, умеют молчать ( голоса справа: "Верно, верно" ). Но, господа, если мы можем упрекнуть Правительство в том, что оно, по-видимому, не принимало никаких мер к пресечению уклонения и недобора в Привислинском крае, в губернии Ковенской и Закавказье, то по отношению к евреям в этом Правительство упрекнуть нельзя. Здесь Правительство боролось и принимало меры достаточно энергичные и историю этих мер довольно любопытно проследить. Воинский Устав введен у нас, как известно, в 74-м году - раньше был рекрутский - и уже тогда при введении воинского Устава раздавались голоса в Государственном Совете о том, что в отношении евреев нужно создать совершенно особые правила - если и возложить на них воинскую повинность, то на совершенно иных особых основаниях. Однако, восторжествовало иное мнение, мнение может быть весьма гуманное, но исходящее, к сожалению, из начал слишком теоретических, слишком отвлеченных, и несоответствие этого отвлеченного теоретического воззрения с реальной жизнью не замедлило сказаться - наступил 75-й год и дал недобор в 3800 человек, из которых евреев было 2900 ч. - 46% всех призывавшихся евреев оказалось в недоборе. Вслед затем вспыхнула русско-турецкая война. О войне русско-японской нам много говорили, что будто бы в войске многие служили без достаточного воодушевления, потому что война была не популярна, но ведь про войну русско-турецкую этого никак нельзя сказать. Это была война идейная, война, сопровождавшаяся огромным подъемом патриотизма и всеобщим энтузиазмом. А вот от энтузиазма перейдем к цифрам: в 77-м году недобор - в 5000 человек, а из них евреев 4400 чел. - 88,2%, а принято, то их 4900 чел. всего в армию. Согласитесь, что если бы в армии не было этих 4900, то война бы велась точно также ( голос: "Даже лучше" ). В 78-м году общий недобор 3000 чел. - после войны он спал - из них евреев 2666 человек - 81,8%. И вот тогда Правительство изменяет ту отвлеченную и теоретическую точку зрения, на которой оно стояло в 1874 г., и становится на иную точку зрения. Оно говорит, что на призыв должны идти Даже и те евреи, которые пользуются льготою первого разряда, и эти евреи должны идти на пополнение еврейского недобора. Мера, как видите, очень суровая, и мотивируется она сурово. Сказано: "Впредь до того времени, когда надобность минует вследствие лучшего исполнения еврейским населением своих обязанностей к государству", ц действительно, на некоторое время недобор пал; но затем он опять пошел такими же шагами, и в 1886 г. принимается другая, еще более суровая мера: за каждого уклонившегося еврея семейство этого еврея штрафуется на триста рублей. Вы видите, гг., что в 1874 г. были признаны теоретические начала о равенстве, а уже в 1886 пришлось даже отступить от того основного правила Уголовного кодекса, что каждый несет ответственность только сам за себя и за свои поступки, что человек не может отвечать за те поступки, которые совершили члены его семьи даже, может быть, без его ведома. Но значение этой меры оказалось очень реальным, потому что в 1887 г. недобор евреев составил всего 407 человек, - видимо, отдельные лица семьи действовали не без ведома целой семьи; но вслед за тем недобор опять стал расти и вырос в те огромные цифры, о которых я вам говорил вначале. Итак, гг., меры принимались, очень суровые, не согласные, пожалуй, и с гуманностью, и с требованиями уголовного права, но из этих мер ничего не вышло. Укажу еще на одно обстоятельство, гг., кроме недобора и уклонения, укажу на некоторые картины болезней, которые возникают среди тех элементов, которым не хочется служить. Ведь известно, что существуют такие болезни, которые не угрожают опасностью для жизни, даже, пожалуй, в не особенно большой мере понижают и трудоспособность, если она, тем более, специализирована в известных ремеслах, но тем не менее освобождает от воинской повинности. И вот мы замечаем, что как раз среди еврейских новобранцев необыкновенное развитие этих болезней. Я должен, господа, оговориться: в этой области у меня цифр официальной статистики нет. Думаю, что ввиду серьезности вопроса правительство нам в недалеком будущем эти сведения доставит. Достать их из военных госпиталей очень не трудно, но, господа, всякий, кто присутствовал при наборе и особенно на переосвидетельствовании в военном госпитале, знает, что картина болезней, которую я собираюсь нарисовать, совершенно соответствует истине. Главные болезни, которыми болеют еврейские новобранцы, были: грыжа, прободение барабанной перепонки и парша. Процент паршивых был настолько велик, что Правительство приняло героические меры: оно изменило расписание болезней и стало брать паршивых в армию. Вот, господа, логическое следствие тех отвлеченных теорий, которые в действительности оказываются чрезвычайно трудно применимы. И вот, когда Правительство на эти героические меры пошло, когда паршивые стали служить, то процент паршивых сразу упал. Эти меры сразу излечили болезнь ( Голос слева: -"Это фантазия" ) Может быть, когда Правительство доставит нам сведения, вы увидите - фантазия это или истина. Далее, господа, остаются грыжи и болезни ушей. О них опятьтаки цифровых данных нет, но в сведениях Военного ведомства о мобилизации прямо сказано, что процент евреев, приходивших с этими двумя болезнями - грыжей и ушными - огромный, и несравненно больший, чем у тех христиан, которые приходят с этими болезнями. Вот, господа, те основания, по которым оказывается, что евреев взять в армию чрезвычайно трудно. Но вот другой вопрос: надо ли их вообще брать? И по этому вопросу имеются цифры достаточно убедительные. Ведь нам важна армия не в мирное время, а в военное. Ведь этот огромный контингент в 460000 человек нужен нам не для того, чтобы парадировать на смотрах и даже не для того, чтобы усмирять внутренние беспорядки, как это думают некоторые. Нет, он нам важен ( голос с места слева: "А для чего он нам?" )

Председательствующий . Покорнейше прошу не задавать вопросов.

Замысловский . Нет, он нам важен для того, чтобы в решительный момент, в момент войны развернуть внушительную боевую силу. И вот посмотрим, как эта сила развертывается, и как к этому развертыванию относятся некоторые из тех элементов, о которых я говорил. Я приведу цифровые данные о мобилизации 1904 г. Эта мобилизация, между прочим, происходила в 4-х округах, входящих в черту еврейской оседлости, именно в Виленском, Варшавском, Киевском и Одесском. Делалась она в 3 срока призыва: в сентябре, октябре и декабре. Начинается мобилизация, как вам, вероятно, известно, рассылкой так называемых призывных карт, где указывается, куда и в какой срок запасный чин должен явиться, тот запасный чин, который состоит на учете и, следовательно, местонахождение которого известно военному начальству. Процент вручения призывных карт христианскому населению достигает обыкновенно 96-ти, т.е. только 4 человека из 100, состоящих на учете, оказываются неизвестно куда выбывшими. Между тем среди евреев в сентябре процент вручения призывных карт 62. Таким образом треть всех евреев, которые были на учете, неизвестно куда выбыли, и взять их в мобилизацию нельзя было. Эта цифра довольно стойкая: в октябре было 64 процента, но в декабре 61, следовательно, в среднем 62 процента с дробью. Но вот что далее любопытно. В мобилизацию в сентябре, из прибывших на сборный пункт евреев 72 процента с большой дробью объявили себя больными. Хорошая, господа, армия, где почти три четверти солдат заявляют, что они больны и воевать не могут. Часть этих больных оказалась действительно больными, и по преимуществу, как я указывал, грыжей или прободением барабанной перепонки. В отношении остальных было признано, что эти заявления не подтверждаются и в конечном итоге из 54000 призывавшихся евреев по мобилизации можно было принять только 21000, или 39%, но из этих 39% надо было еще отсчитать многосемейных и лиц пожилых, давнего очень призыва. То обстоятельство, что эти лица, хотя и призываются мобилизацией, но не попадут в войска, было заранее известно, потому что мобилизации проделывались уже раньше в других округах и вот явка этих лиц была как раз довольно аккуратна. Когда и этих лиц исключили, то оказалось, что напр., в Виленском округе в декабрьскую мобилизацию было принято 20% всех призывавшихся евреев. Опять-таки, господа, как вы себя почувствовали бы, если вы думаете поставить в поле 100000 армию, а вместо этого вам удается поставить только 20000-ую? Мне кажется, что если бы вообще в государстве было нечто подобное, то несомненно, наступил бы конец государства, гибель его, как военная сила это государство перестало бы существовать. Такова была мобилизация, а что последовало за мобилизацией, об этом повествует нам довольно популярный военный писатель Мартынов ( голос: "Кадет... какой кадет?" Смех .) Мартынов этот писал и в "Руси", и в "Молве", в газетах, как известно прогрессивных. Таким образом заподозрить Мартынова в юдофобстве, по-видимому, никаких оснований не представляется. Он издал книжку "Из печального опыта Русско-японской войны", книжку тоже очень популярную; в настоящее время уже издание разошлось. Характерно то, что раньше большинство отрывков из этой книжки печаталось в виде фельетонов в прогрессивных газетах и вот тот кусочек, который я вам оглашу, он был напечатан в газете "Молва" в N 20 за 1905 г. Как известно "Молва" та же "Русь": когда закрывалась "Русь" открывалась "Молва" ( Смех .) Так вот он пишет ( читает ): "Попав на театр войны... евреи, обыкновенно, старались устроиться на всевозможные нестроевые должности; если это не удавалось, то притворялись больными, нарочно совершали преступления, дезертировали или даже просто передавались неприятелю. В одной дивизии за время с 1 апреля 1904 г. по 1 мая 1905 г. бежало 256 евреев, солдат всех других национальностей за то же самое время бежало только 8. Евреи в строю, обыкновенно, дурно влияют на товарищей и вследствие своей нервной натуры были главными распространителями всевозможных паник и первые производили замешательство. Конечно, и между евреями попадались хорошие солдаты, но они представляли единичные исключения, в общем же еврейская национальность, отличительными чертами которой являются крайняя трусость и физическая слабость, совершенно не пригодна к военной службе. Влить в хорошую строевую часть большой % евреев - это значит ее наверняка деморализовать".

Вот то, что писал Мартынов и то, что напечатано в газете "Молва". Итак, господа, к чему же мы приходим? Оказывается, что евреи, уклоняющиеся от военной службы, вносят несомненно расстройство в дело комплектования армии, потому что, таким образом, образуется большой недобор и хотя за еврея христианин в этом году не идет, но в следующем году, несомненно, он идет, потому что недобор приходится пополнять в следующем году возвышением контингента. Таким образом, евреи, не являющиеся на призыв, уклоняющиеся, принося вред, а евреи, не уклоняющиеся, являющиеся, приносят вред сугубый. ( Смех .) Это видно из того, что было мною оглашено. Вот почему, господа, я нахожу, мало того, я вполне убежден, что евреям в армии не место. ( Рукоплескания. Голоса: "Браво!" ) Да, господа, идея равенства и братства, это великая идея, но существует еще идея государственной необходимости и государственного величия; эта идея, - в особенности в настоящее, тяжелое для Руси время, увы, должна стоять даже выше тех высоких идей, о которых я сказал раньше. Я нахожу, господа, что если мы увлечемся теоретическими соображениями и поступим так, как поступили g 74 г., то поставим на карту мощь и силу нашей армии; этого на карту ставить не следует и потому я убежденно говорю: евреям в армии не место. ( Голоса справа: "Браво!" Рукоплескания. Шикание слева ).

ГАРФ. Ф. i16. On. 2. Д. 1. Л. 520-526 .

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.