Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

История средних веков под ред. Колесницкого Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 9 ЯПОНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Образование японского раннефеодального государства. В древности основными обитателями островов Японского архипелага были племена кумасо и эбису. Затем в течение нескольких веков до новой эры на Японские острова переселялись племена маньч-журо-тунгусского происхождения с северо-востока, а также другие племена из Индонезии, Кореи, с побережья Индокитая и островов Тихого океана. Религией большинства населения был синтоизм, основанный на почитании культа предков и сил природы, причем каждый род имел свое божество.
В III—VII вв. шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннеклассового общества. В результате роста имущественного неравенства родовая община уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинниками появились полусвободные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы. Это были главным образом ремесленники, которые либо сами переселились из Кореи и Китая, либо были захвачены во время грабительских набегов японцев на Корею. Рабами становились и взятые в плен во время междоусобиц потомки местных аборигенов из племен эбису и кумасо. Однако рабов по сравнению с бэ было значительно меньше. Труд бэ и рабов в земледелии и ремесленном производстве использовали вожди и выделившаяся племенная знать, которые затем стали эксплуатировать и попавших к ним в кабалу соплеменников.
Ожесточенная борьба за господство велась между отдельными племенами и родами. Появились роды — победители. Впоследствии образовались союзы племен. Глава самого сильного рода, а затем и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредоточивал в своих руках огромную власть, являясь одновременно вождем, верховным военачальником, главным судьей и жрецом племенного религиозного культа.
Уже в III—VI вв. на Японских островах были значительно развиты сельское хозяйство (особенно культура риса) и ремесла (ткацкое, гончарное, кузнечное и др.), расширялись торговые связи, в том числе и с другими странами — Китаем и Кореей. В V в. была построена первая гавань — Нанива (нынешняя Осака).
Родо-племенная аристократия была заинтересована в сильной централизованной власти, необходимой для подавления сопротивления эксплуатируемого населения — рабов, бэмин и рядовых членов племени. Прежняя религия японцев — синтоизм, способствовавшая консервации родового строя и родовой разобщенности, уже не отвечала интересам господствующей верхушки, которую больше удовлетворяло учение буддизма о непротивлении злу, отказе от борьбы против насилия и уравнении подданных перед лицом единого монарха.
Среди родов, претендовавших на руководящую роль, усилилась борьба. В конце VI в. род Сога, известный своей приверженностью буддийской религии, одержал победу над другими крупными родами. Бэмин, в основном исповедовавшие буддизм и стремившиеся получить равное положение с рядовыми членами рода, поддерживали Сога, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин в правах со свободными общинниками. В начале VI в. принц Сётоку-тайси (572—621) из рода Сога издал иерархическую «Табель 12 рангов» и «Закон из 17 статей», основанный на буддийских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти монарха.
«Переворот Тайка». К середине VII в. род Сога утратил свое главенствующее положение. В результате заговора в 645 г. большая часть рода была физически уничтожена. Престол занял представитель рода Сумераги — Кару, который стал править под именем Котоку. Период его царствования известен под именем Тайка («Великая реформа»), а переворот, приведший его к власти, называют «переворотом Тайка».
Начался новый период в истории Японии. В стране шел процесс складывания раннефеодального государства при сохранении рабовладельческого уклада. Были проведены реформы, многие из которых были заимствованы из Китая. Во главе государства теперь стоял император — «сын неба», при котором был создан верховный государственный совет, возглавляемый канцлером. Страна была разделена на управляемые губернаторами провинции, состоявшие из уездов.
Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы крестьянам и другим лицам. Один раз в шесть лет земля подлежала перераспределению. Крестьяне (рё-мин — «добрый народ») получали от государства наделы и прикреплялись к земле, хотя формально считались свободными. За пользование землей они были обязаны платить государству поземельный налог натурой и изделиями ремесла, а также нести трудовую и военную повинности. Часть земли раздавалась в привилегированные наделы (от 0,7 до 300 га): должностные, ранговые, пожалованные за заслуги. Их получатели были представителями знатных домов или чиновниками, которые, кроме того, пользовались «кормовыми пожалованиями» — известным количеством крестьянских дворов, обязанных давать им оброки и отбывать трудовые повинности. Одним из средств увеличения земельных владений было приобретение рабов, на которых полагалась  */з обычного надела. Феодалы и деревенские богатей расширяли свои владения и за счет освоения пустошей, целины; эти земли впоследствии становились их частной собственностью.
Крупные земельные владения вместе с прикрепленными к ним крестьянами нередко передавались императорским домом буддийским монастырям и синтоистским храмам. Эти владения не облагались налогом в пользу казны.
Эксплуатация крестьян настолько усилилась, что уже в конце VIII в., по данным японских хроник, крестьяне оставались после уплаты налога без семян и брали для посевов зерно из государственных фондов под высокий процент. Чтобы выплатить долги, они закладывали свои наделы деревенской верхушке, отдавали жен и детей в домашнее рабство.
Рост феодальной эксплуатации явился причиной почти непрекращавшихся крестьянских волнений и восстаний. Крестьяне совершали нападения на центры провинций и даже на столицу, громили правительственные учреждения, захватывали имущество феодалов и крупных чиновников. Власти в ряде случаев были вынуждены идти на уступки, снижать зафиксированные в долговых записках задолженности крестьян.
Внутриполитическая обстановка в стране обострялась междоусобной борьбой феодалов за земли и власть, а также сепаратистскими феодальными выступлениями. Наибольшим влиянием пользовался род Фудзивара, его представители в IX—XI вв. занимали все важнейшие посты в центральном правительственном аппарате, в том числе посты регентов и канцлеров. Практически императорский дом был отстранен от власти.
Разложение надельной системы. Развитие феодальных отношений привело к разложению государственной собственности на землю и распаду надельной системы. Были прекращены периодические переделы, и земля постепенно переходила в собственность знати, которая стремилась увеличить свои владения и за счет земель, не подлежавших по существующим законам налогообложению. Такими землями, в частности, были освоенные пустоши — «новые поля» — и многие угодья, розданные знати в собственность за заслуги и службу.
В это же время значительно выросло храмовое землевладение. Все шире практиковалась купля-продажа земли. Весьма важным обстоятельством, способствовавшим прекращению переделов полей, являлось повсеместное развитие культуры риса (в свое время завезенной из Кореи). Для его посевов была необходима тщательная обработка земли, а также специальное орошение, что требовало значительных материальных затрат.
Все это привело к развитию частного феодального землевладения, феодальных поместий (сёэн), с которых не взимались налоги в пользу казны. Разорявшиеся от непосильных налогов и произвола чиновников фиска крестьяне нередко переходили на земли феодалов и становились феодально зависимыми.
В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоусобная борьба. В провинциях не прекращались сепаратистские движения. Центральная власть утрачивала контроль на местах. Владельцы крупных поместий, захватывавшие «новые поля» и земли надельных крестьян, отказывались вы-J поднять государственные повинности.
Образование самурайства. Имея крупные земельные владения, феодалы стремились защитить их от посягательств извне. По этой причине, а также вследствие все учащавшихся крестьянских выступлений они увеличивали свои военные дружины. Впоследствии из дружинников образовался слой мелкопоместного дворянства — самураев, которые за военную службу получали от своих сеньоров земельные участки на правах ленов или специальное жалованье рисом.
Основанный на принципах буддизма и конфуцианства этико-моральный кодекс самураев — бусидо — строго регламентировал все стороны жизни самурая, воспитанного в духе полного подчинения младшего старшему. Главным и почетным занятием признавалась военная служба самурая. Нарушение «бусидо» строго каралось. Самурай, опозоривший себя каким-либо недостойным поступком, должен был покончить с собой, сделав себе «харакири» (букв. «вспарывание живота»).
Именно самураи во второй половине XII в. сыграли большую роль в борьбе за власть феодальных династий, которая завершилась победой дома Миномото.
Особенности азиатского феодализма
Выше (гл. 5) уже указывалось на существенные особенности развития феодализма в отдельных регионах и на отдельных материках. К. Маркс противопоставлял два типа феодальной земельной собственности — частно-владельческий (вотчинно-сень-ориальный) и государственный. Первый был характерен преимущественно для Европы, второй — для Азии. Разными были и темпы формирования и развития феодальных отношений. В Европе феодальный строй сложился позднее и разложился раньше, чем в Азии.
В более развитых странах Азии феодализм начал формироваться в первые столетия новой эры. Длительное время он сосуществовал с патриархальными и рабовладельческими отношениями. Своеобразной чертой истории стран материковой Азии являются постоянные контакты и столкновения оседлых и кочевых народов. Обмен между кочевниками-скотоводами и оседлыми народами оказывал положительное влияние на развитие азиатских обществ, однако кочевое хозяйство ограничивало в ряде районов возможность развития земледелия и таило в себе опасность опустошения значительных земледельческих районов. Частые вторжения кочевников приводили к значительным этническим изменениям: возникали новые этнические общности и исчезали старые. В то же время вливание значительных групп кочевников в оседлые общества нередко приводило к консервации отсталых патриархально-феодальных отношений, а в отдельных случаях вызывало застой и движение вспять.
Значительно большую роль, чем в Европе, в Азии играла территориальная община с ее способом пользования землей и ведения хозяйства. Длительное сохранение общины и использование ее государством в своих фискально-административных целях — явление повсеместно характерное для азиатских обществ. Однако классическую и наиболее устойчивую форму община получила в Индии, где она органически соединяла занятие земледелием и ремеслом.
Государство в странах Азии играло значительно большую роль, чем в Европе, в организации хозяйственной жизни и в социальных отношениях. Этому способствовали необходимость для многих стран Азии организации постоянных работ по сооружению и поддержанию системы орошения, а также ведение оборонительных войн против кочевников, часто вторгавшихся извне.
Государственная власть, являясь верховным собственником земли, раздавала членам господствующего класса земельные владения разной юридической квалификации, что определяло отношения господствующей верхушки с проживающим в их пределах населением. Размеры ренты-налога обычно устанавливались государством. Борьба феодалов с государственной властью за присвоение ренты-налога проходит через всю эпоху феодализма. Степень реализации государством его верховных прав на землю зависела от соотношения политических сил в стране и решающим образом влияла на положение государственной власти.
Для раннего средневековья в странах Азии характерны большая, чем на Западе, централизация государственной власти, наличие сложного бюрократического аппарата управления и деспотической монархии.
Города на средневековом Востоке находились, как правило, под государственной юрисдикцией. Самоуправлением они не обладали и обычно являлись резиденциями крупных феодалов, не занимавшихся организацией хозяйства, а живших за счет ренты-налога. Их ремесленное производство ориентировалось на удовлетворение запросов двора и феодальной знати.
Уже в период раннего средневековья в странах Азии была широко развита внешняя оптовая и транзитная торговля. Купцы и торговые компании обычно поддерживали связи с определенными группами феодалов и правителями стран. Подобный характер торговли хотя и способствовал росту товарно-денежных отношений и обогащению верхушки купечества, не затрагивал натурального характера хозяйства крестьян и не способствовал созданию широкого рынка для городского ремесла.

Переход к развитому феодализму в некоторых странах Азии начался раньше, чем в Европе (в Китае, например, он совершился уже в Х в.), и сопровождался ломкой раннесредневековых отношений (например, надельной системы в Китае). Но сложившиеся вновь феодальные институты не нарушили своеобразий азиатского феодализма. Они сохранялись до конца феодальной эпохи.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история

Список тегов:
раннее средневековье 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.